Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под но­мером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в кле­точку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове ударение определено неверно?

1) пОнявший 3) обеспЕчение

2) непрАвы 4) алкогОль

А2. Укажите пример нарушения лексической сочетаемости.

1) надеть очки 3) уделять заботу

2) сойти с поезда 4) прилагать усилия

АЗ. Укажите неправильно образованную форму слова.

1) поезжайте 3) младше

2) съездите 4) более моложе

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Наклеивая обои,

1) требуется прежде всего аккуратность.

2) нужно следить, чтобы не образовались морщины.

3) лицевая сторона должна быть сухой.

4) многое зависит от качества клея.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) На стене, освещённая вялым электричеством, висела боль­шая картина, на мольберте стояла ещё одна.

2) Радиослушатель спрашивает, вправе ли допускать переделки классических спектаклей.

3) Возьмём два чистых листа бумаги и согнём их пополам.

4) Выпишите из текста не менее двух сложных бессоюзных предложений.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)…

(2)Астрологи прошлого во многом заблуждались, ими руково­дила ложная цель, на осуществлении которой и сосредоточивались их усилия.

(З)Однако «у себя» в XIV-XVI веках, даже в XVII столетии, они, как правило, не унижались до обмана, искажения фактов и тому подобных действий, обычно сопровождающих лженауку. (4)… ими получено немало ценных сведений. (5)Но со временем астрология во многом растеряла лучшие позиции, превратившись в лжеучение, ставшее тормозом развития знаний.

А6. Какая фраза должна быть первой в данном тексте?

1) В чём отличие астрологии от астрономии?

2) Астрологию часто несправедливо называют лженаукой.

3) Можно ли считать астрологию наукой?

4) Между истинной наукой и лженаукой не может быть ничего общего.

А7. Какое слово или сочетание пропущено в начале предложения 4?

1) тем не менее 3) итак,

2) между тем 4) более того,

А8. Укажите верное утверждение.

1) Все предложения 2-5, включая части сложного, являются двусоставными.

2) Одна из частей предложения 2 является односоставным предложением, остальные предложения двусоставные.

3) Предложение 3 включает в себя односоставное, остальные предложения двусоставные.

4) Предложение 4 односоставное, остальные предложения дву­составные.

А9. Какая характеристика соответствует предложению 2?

1) сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

3) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями предложения

4) сложное со всеми видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной

А10. Определите часть речи, к которой принадлежит слово ПРОШЛОГО из предложения 2.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) прилагательное

4) существительное (прилагательное, перешедшее в существи­тельное)

АП. Какое слово синонимично прилагательному ЛОЖНЫЙ, упот­реблённому в предложении 2?

1) фальшивый 3) лживый

2) ошибочный 4) несправедливый

А12. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Здесь есть хорошая гости(1)ица, особе(2)о знаменитая своими цыплятами, тушё(3)ыми в пря(4)остях.

1) 1,2,3 3) 2,3

2) 2 4) 1,4

А13. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) ор..ол, д..виз, пер..петии

2) опр..снённая (вода), вычитание, д..пеша

3) преодолевать, объединение, ежен..дельный

4) абонемент, оперативный, выб..рут

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мер, непр..касаемый, пр..ободрённый

2) бе..подобно, не..бывшийся, бе..вкусица

3) от..гнуть, поз..прошлый, из..бретательный

4) в..явь, с..кономить, с..едобный

А15. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) обрад..ваться, навед..ваться, завед..вать

2) расход..вать, использ..вать, развед..вать

3) ш..колад, ш..лк, крюч. ж

4) трущ..бы, волчанок, ч..порный

А16. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?

1) се..щий, (посевы) выгор..т

2) самокле..щийся, (собаки) почу..т (волка)

3) волнующийся, (они) вывес..т (объявление)

4) бор..щийся, (они) наде..тся

А17. В каком(-их) предложении(-ях) есть и частица НЕ, и частица НИ, которые пишутся Отдельно от следующего слова?

А. Инстинкт (н..)мог научить лисёнка всему на свете, и ему (н..)удалось избежать горьких уроков от такого строгого учителя, как житейский опыт.

Б. Однажды рыжий лис учуял запах какого-то лакомства, столь соблазнительного, что мышь (н..)могла идти с ним (н..)в ка­кое сравнение.

В. Инстинкт нашёптывал лисёнку, что источник такого запаха (н..)может (н..)быть восхитительным на вкус.

Г. Инстинкт только (н..)подсказывал ему, что столь дивные вещи (н..)когда (н..)достаются дешево.

1) АиБ 3) БиВ

2) Б 4) ВиГ

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Когда выстраивается шеренга солдат, то (в)переди Стано­вятся рослые и бравые, а (в)конце Всегда бывает самый ма­ленький.

2) Мы собирались отправиться в путь (по)раныые, Так Что(бы) Пересечь Каменную пустошь до жары.

3) (По)настоящему Трудно нам стало, когда солнце поднялось (по)выше И в несколько минут накалило воздух, разбудив мириады злобных мошек.

4) Мы успели (во)время Спрятаться в тень леса, как раз тогда, когда кровь Как(будто) Закипала в жилах.

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мы бежали на Птичий рынок по Вековой улице () и навстречу нам то и дело попадались люди, которые тащили клетки с канарей­ками, аквариумы, садки с голубями.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединя­ет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части слож­ного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.

4) Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.

А20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность из­влекать смысл из хаоса бессмыслицы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероятно (4) удовольствие рыбалки: из хаоса воды извлечь тре­пещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы создать ее.

1) 1,2,3,4 2) 2,3,5 3) 3,4 4) 1,2,4,5

А21. Какие знаки препинания должны быть на месте цифр в данном предложении?

Все элементы природы, живые и неживые (1) почвы, леса, зве­ри, птицы, минералы (2) составляют одно целое, комплекс уравнове­шивающих друг друга явлений.

1) 1 — запятая, 2 — тире 3) 1 — тире, 2 — запятая

2) 1 — двоеточие, 2 — запятая 4) 1 — двоеточие, 2 — тире А22. В Каком предложении должны быть две запятые?

1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.

2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.

3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдаёт иллюзию за «чистую монету».

4) Небосвод покачивался и то приближался то отходил.

А23. Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.

Самые жестокие из всех людей, неумолимые, склонные к нена­висти, преследованию, —это ультрарелигиозники. (А. Герцен)

1) Тире стоит после однородных членов перед обобщающим словом.

2) Тире разделяет подлежащее и именное сказуемое.

3) С помощью тире выделяется обособленное приложение.

4) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения.

А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

Звуки, доносившиеся из лесу, лисятам были совершенно неведо­мы, но то (1) как воспринимала эти звуки мать (2) ясно говорило ма­лышам (3) что в них таится какая-то опасность (4) и что они от­вратительны и ненавистны.

1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,3 4) 1,2,3,4

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении?

На территории России 11 часовых поясов (1) и (2) когда в вос­точных районах страны уже 10 часов утра первого января (3) то в западных районах ещё 12 часов ночи тридцать первого декабря (4) так (5) что Новый год москвичи встречают на несколько часов поз­же сахалинцев.

1) 1,3,5 2) 1,3,4 3) 2,3,5 4) 1,2,4

А26. В каком(-их) предложении(-ях) придаточную часть сложнопод­чинённого предложения можно заменить синонимичным прича­стным оборотом?

1) На моих глазах сквер, который давно разрыли и завалили трубами, превратился в уютный зелёный уголок.

2) Страницы, нижние углы которых затерлись от частоты пе­релистывания, сплошь были покрыты мелкими карандаш­ными строчками.

3) В центре площади стояла каменная колонна, основание ко­торой украшала бронзовая цепь с якорем.

4) Бабушка Аркадия, которую он помнил очень смутно, рабо­тала медсестрой в военном госпитале.

А27. Прочитайте текст.

Славянские географические названия, оканчивающиеся на -ово, — ево, — ино, — ыно, Изначально были склоняемыми (вспомним у Лер­монтова: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»). Нескло­няемые формы употреблялись лишь в речи географов и военных, по­тому что очень важно было давать названия в исходной форме, чтобы не было путаницы: Киров И Кирово, Пушкин И Пушкино И т. п. Но в последние 30 лет несклоняемые варианты стали настолько широко распространёнными в обиходной речи, что сегодня, по мнению мно­гих лингвистов, можно считать нормативными оба варианта — скло­няемый и несклоняемый.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Славянские географические названия изначально были склоняемыми, но в последние 30 лет несклоняемые вариан­ты, которые раньше употреблялись лишь в речи географов и военных, широко распространились, поэтому нормативными считаются и склоняемый, и несклоняемый варианты.

2) Славянские географические названия на -ово, — ево, — ино, — ыно, которые раньше были склоняемыми, в последние 30 лет употребляют как несклоняемые варианты, потому что очень важно давать названия в исходной форме.

3) Географические названия на -ово, — ево, — ино, — ыно изна­чально были склоняемыми, а сейчас можно считать норма­тивными оба варианта — склоняемый и несклоняемый.

4) Ещё 30 лет назад несклоняемые варианты славянских гео­графических названий на -ово, — ево, — ино, — ыно были до­пустимыми только в речи географов и военных, но сейчас нормативными признаются оба варианта — склоняемый и не­склоняемый.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

5) )Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.

(2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы до­вольно верно ответил на этот вопрос. (3)Я сказал бы, что душа — это внут­ренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4)Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний челове­ка о себе и т. п., как сказано в учебниках психологии. (5)В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущ­ности, обитающей в теле. (6)И всё это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди.

(7)Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далёкого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слёзы о том, что я вы­шел на свет не такой, как все. (8)Мало-помалу с годами, с десятками прохо­дящих лет я через это страданье узнавал свое назначение: мало-помалу ока­зывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего моё существование было бы бессмысленным. (9)И моё страстное жела­ние присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…

6) 0)И ещё прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.

7) 1)И ещё совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление лю­бить и было действием души моей, и душа — это и значит — любовь.

12) ) А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ нашей души!

(13)Как-то давно мне подарили зимой превосходный непромокаемый плащ серого цвета. (14)Весна пришла солнечная, а потом стало жарко, и плащом я ни разу не воспользовался. (15)Лето было жаркое, осень сухая. (16)Так в первый год плащ мой провисел в гардеробе, и каждый раз, пере­бирая вешалки и встречая плащ, я в копилку своей домашней души склады­вал приятное чувство обладания хорошей вещью, очень полезной при об­щении с природой.

(17)Потом в следующий год было опять сухо, и, когда вышел и третий год сухим, заговорили о том, что климат меняется в связи с особым располо­жением солнечных пятен.

(18)Только в четвертом году вышла сырая весна, и в конце апреля, когда прилетают вальдшнепы, лил дождь. (19)Тогда я из своей копилки домашнего благополучия достал непромокаемый плащ и, надев его, отправился на охоту. (20)И тогда оказалось, я напрасно стерёг домашний уют, где три года хранился непромокаемый плащ: при встрече с первым дождем мой плащ промок.

(М. Пришвин)

А28. Какое высказывание может служить эпиграфом к тексту?

1) Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

2) Отныне я не требую счастья, я сам своё счастье. (У. Уитмен).

3) Осмыслить и прочувствовать можно и верно, и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделяться в че­ловека. (Ф. Достоевский)

4) Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние— вещь, необходимая для счастья. (Черны­шевский)

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует автор в указанных фрагментах?

1) в предложениях 1-6 описание, в предложениях 13-19 пове­ствование

2) в предложениях 1-6 рассуждение, в предложениях 13-19 повествование

3) в предложениях 1-6 повествование, в предложениях 13-19 описание

4) в обоих фрагментах описание

АЗО. В каком предложении автор использует контекстные антонимы?

1) 3 3) 8

2) 7 4) 10

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с пер­вой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в от­дельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

81. Из предложения 7 выпишите слово, которое образовано приста­вочно-суффиксальным способом.

82. Из предложений 12-15 выпишите прилагательное, употреблен­ное в функции существительного.

83. Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 14—18 найдите сложное предложение, в ко­торое входит односоставное неопределённо-личное предложе­ние. Напишите номер этого предложения.

85. Среди предложений 5-9 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

86. Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с одно­родным соподчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. ‘

87. В каком из предложений 12-16 наречие служит средством связи с предыдущими предложениями? Напишите номер этого пред­ложения.

88. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«У Пришвина особый язык, который может показаться труд­ным, потому что писатель говорит «без черновика»; он, делясь свои­ми раздумьями, ищет способ выразить то, что его волнует. В его речи часто используется (например, в предложениях 6, 8, 9, 10, 11),

____ (например, в предложениях 4, 7, 10, 12, 14), есть______ с ярко вы­раженной эмоциональной окраской (предложения 12, 16, 19, 20).

…Рассказ о плаще — это_____ , раскрывающ(-ий, — ая, -..) одну из

Высказанных в первой части мыслей…»

Список терминов:

1) фразеологизм

2) гипербола

3) метафора

4) аллегория

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) сравнительный оборот

8) инверсия

9) парцелляция

10) парадокс

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или чи­тательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по дан­ному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полно­стью переписанный исходный текст без каких бы то ни было коммен­тариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *