ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов Ns 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) баловАть 3) дозировАть
2) вклЮчит 4) насОрит
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1)0 многом свидетельствуют ДУХОВНЫЕ интересы человека.
3) Часто ИСКУСНЫЕ подделки выдают за подлинники.
4) Последовательная СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ политика государства улучшит материальное положение пенсионеров
5) Нельзя провозить в самолёте ВЗРЫВЧАТЫЕ вещества.
АЗ. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.
1) гораздо лучше
2) двое старушек
3) шестьюстами семьюдесятью
4) обожжёт руку
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Рассматривая картину Рафаэля «Сикстинская мадонна»,
1) мои впечатления были непередаваемы.
2) думаешь об удивительном таланте этого великого мастера.
3) оказалось, что это прекрасно выполненная копия.
4) установлено, что художник с воодушевлением работал над ней.
А5. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1) Некоторыми из путешественников, бывавшим в Дрезденской галерее, было описано впечатление от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».
2) Почитатели таланта Рафаэля любят и гордятся его творениями.
3) По прибытию в Рим Рафаэль увлеченно изучал анатомию человеческого тела.
4) В «Сикстинской мадонне» отражена вся мудрость и красота эпохи Возрождения, в ней — вся судьба Рафаэля.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения Нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) О Мадоннах Рафаэля сказано очень много, преимущественно в самых восторженных тонах, которые вполне уместны и оправданны.
2) Пожалуй, нет таких слов, которые могли бы вместить в себя всю полноту восторга от созерцания полотен великого мастера.
3) В создании образа совершенной женской красоты Рафаэль руководствуется определённой идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от красавиц, виденных им в жизни.
4) Недаром его считают художником, который наиболее полно связал античные традиции с западноевропейским искусством новой поры.
Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.
(1) … (2)Оно то набегает на берег, то отступает от него. (З)Это чередование мы называем приливами и отливами. (4)Порождены они, как известно, притяжением Луны и Солнца. (5)Но влияние Луны на Мировой океан сильнее, чем притяжение Солнца, — из-за её близости к Земле. (6)На той стороне Земли, что обращена к Луне, вода вздымается, набегая на часть побережья. (7)На противоположной стороне нашей планеты тоже возникает прилив под действием центробежной силы. (8)…наша Земля вращается, совершая оборот примерно за 24 часа, то в каждом уголке планеты два раза в сутки наблюдается прилив.
А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?
1) Дважды в месяц — сразу после полнолуния или новолуния — приливы особенно сильны.
2) В отдельных районах Земли приливы бывают очень высокими.
3) Море вечно не знает покоя.
4) Особенно мощные приливы и отливы наблюдаются в заливе Фанди на атлантическом побережье Канады.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Восьмом предложении текста?
1) Хотя
2) Поскольку
3) Однако
4) Наоборот
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) оно набегает (предложение 2)
2) чередование называем (предложение 3)
3) что обращена (предложение 6)
4) два раза наблюдается (предложение 8)
А10. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
1) сложное бессоюзное
2) сложноподчинённое
3) сложное с сочинительной и подчинительной связью
4) сложносочинённое
АН. Укажите предложение, в котором есть определительное местоимение.
1) 5
2) 6
3) 7
4) 8
А12. Укажите, в каком значении употреблено слово ПРИЛИВ в 8-м предложении.
1) ощущение притока сил
2) приток крови к органам тела
3) душевный подъём
4) периодически повторяющийся подъём, повышение уровня открытого моря
А13. В Каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?
В картинах Рафаэля нет ничего стра(1 )ого, таинстве(2)ого и загадочного, в них всё продума(3)о, ясно и прозрачно, всё прекрасно и соверше(4)о.
1) 1,2,4 3) 2,3,4
2) 1,2, 3,4 4) 1,3,4
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лать, технический, опровергать
2) п..жарник, п..лисадник, сотр..сение
3) встречается, объ..снено, аргум..нтировать
4) соч.. тание, прил.. жить, пок.. затель
А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) ра..прекрасный, чере..чур, ..десь
2) пр..двинуть, пр..ручить, преобразовать
3) по..крашенный, о..данный, по..стричь
4) пОеГрать, вз..мать, контр..гра
А16 ГПФИ |
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1) увид..нный, независимый 2) наклеивший, задыш. .шь 3) неприемлемый, постеленный 4) движимый, поборешься |
„….. A17 |
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е? А. Корч..вать В. Врач..вать Б. Сырь..вой Г. Незатейл. .вый 1) А, Б 3) А, Б, В 2) Б, В 4) Б, В, Г |
ЙаВМШЖЕИ |
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) С (не)скрываемым восхищением писал о творениях Рафаэля А. С. Пушкин. 2) Монахи из монастыря Пьяченцы заказали Рафаэлю (не)болыпую картину. 3) А сколько (не)написанных шедевров ушло с Рафаэлем из-за его ранней кончины! 4) Никем (не)превзойденное мастерство художника в создании образа Мадонны до сих пор остается образцом для многих художественных школ. |
O/g@gE |
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (В)СКОРЕ Рафаэль изучил манеру учителя Перуджино так, что подражал ей (НА)СТОЛЬКО точно и решительно во всём, что его копии невозможно было отличить от оригиналов его наставника. 2) (В)СЛЕД за Леонардо да Винчи он начинает много работать с натуры, ТО(ЖЕ) изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы. 3) (В)ПОСЛЕДСТВИИ Рафаэль создал полотна, которые и (ПО)НЫНЕ никого не оставляют равнодушными. 4) Замечательно ПРИ(ЭТОМ), что ни одна картина (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей его недолгой жизни не создава |
Вааюетя |
Лась случайно. А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Рафаэль Санти сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства ( ) и соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. |
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Держа в руках своего младенца (1) и (2) зная о его будущем (3) Мадонна (4) уже страдающая и величественная (5) спускается на землю к людям.
1) 1,2, 3,4, 5 3) 2,3, 4, 5
2) 3,4,5 4) 1,4,5
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
«Сикстинская мадонна» — самая известная картина Рафаэля и (1) несомненно (2) самая знаменитая из вообще всех картин, когда — либо написанных. Несомненно (3) её влияние на зрителей, и оно (4) может быть (5) очень сильным.
1) 1,2 3) 2, 3,4, 5
2)1,2, 3 4) 1,2, 4, 5
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)
1) Пять столетий имя Рафаэля Окружено ореолом восхищения и поклонения.
2) Рафаэль был известен среди своих современников не только своим искусством но и добронравием.
3) Торжество добра и правды утверждает и провозглашает художник своей кистью.
4) Каждая художественная школа или художественное направление в эпоху Возрождения вырабатывали свои принципы в изображении человека.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Приходит мысль, что «Сикстинская мадонна» родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие из того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Могилу художника украшает мраморная статуя мадонны с надписью: «Здесь покоится тот Рафаэль (1) при жизни (2) которого (3) великая природа боялась быть побеждённой (4) а после его смерти она боялась умереть».
1) 1,3,4 3) 1,4
2) 1,3 4) 1,2, 3,4
A26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В. Жуковский утверждал (1) что (2) когда он увидел «Сикстинскую мадонну» Рафаэля (3) то долго стоял завороженно (4) ине мог отойти от картины..
1) 1,3 3) 1,2, 3,4
2) 1,2,3 4) 2,3
А27. Прочитайте текст.
Зря в блокбастере «2012» режиссер Роланд Эммерих подарил человечеству надежду на то, что в случае апокалипсиса мир спасется на одном выжившем континенте — в Африке: по последним данным, она, скорее всего, расколется пополам, и первые звоночки уже настоящей, а не фантастической катастрофы учёные получили ещё в 2005 году, когда буквально за несколько дней вдоль Восточноафриканского разлома, обозначающего границы тектонических плит, возникла трещина длиной почти 50 километров и шириной до 7 метров.
В последний год в Эфиопии продолжился процесс расхождения двух тектонических плит, и на это указывает зафиксированный «выброс» магмы в толщу земной коры. А именно такие процессы характерны для образования океанических хребтов.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная Информация, содержащаяся в тексте?
1) Режиссер Роланд Эммерих напрасно убеждал человечество, что оно в случае апокалипсиса спасется в Африке, единственном уцелевшем континенте: там возник и продолжает расширяться разлом в тектонических плитах, о котором свидельствуют процессы «выброса» магмы в толщу земной коры, характерные для образования океанических хребтов.
2) Африка, как утверждают учёные, может расколоться пополам.
3) В случае апокалипсиса не выживет ни один континент.
4) «Выброс» магмы в толщу земной коры во время процесса расхождения тектонических плит в Африке, который продолжается уже несколько лет, может привести к появлению нового океана.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Сегодня утром я шёл по улицам старого Дрездена. (2)На душе было неприятно и неловко: шёл я в галерею смотреть её, прославленную «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. (3)Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. (4)Между тем бесчисленные репродукции картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. (5)Мне нравились только два ангелочка внизу. (6)И вот, — я знал, — я буду почтительно стоять перед картиною, и всматриваться без конца, и стараться натащить на себя соответственное настроение. (7)А задорный бесёнок будет подсмеиваться в душе и говорить: «Ничего я не стыжусь, — не нравится, да и баста!..»
(8)Я вошёл в Цвингер. (9)Болыпие залы, сверху донизу увешанные картинами. (Ю)Глаза разбегаются, не знаешь, на что смотреть, и ищешь в путеводителе спасительных звёздочек, отмечающих «достойное». (11)Вот небольшая дверь в угловую северную комнату. (12)Перед глазами мелькнули знакомые контуры, яркие краски одежд… (13)0на! (14)С неприятным, почти враждебным чувством я вошёл в комнату.
(15)Одиноко в большой, идущей от пола золотой раме, похожей на иконостас, высилась у стены картина. (16)Слева, из окна, полуза — вешанного малиновою портьерою, падал свет. (17)На диванчике и у стены сидели и стояли люди, тупо-почтительно глазея на картину. (18)«Товарищи по несчастью!» — подумал я, смеясь в душе. (19)Но сейчас же я поспешил задушить в себе смех и с серьёзным, созерцающим видом остановился у стены.
(20)И вдруг — незаметно, нечувствительно — всё вокруг как будто стало исчезать. (21)Исчезли люди и стены. (22)Исчез вычурный иконостас. (23)Всё больше затуманивались, словно стыдясь себя и чувствуя свою ненужность на картине, старик Сикст и кокетливая Варвара. (24)И среди этого тумана ярко выделялись два лица — Младенца и Матери. (25)И перед их жизнью все окружающее было бледным и мертвым…
(26)Он, поджав губы, большими, страшно большими и страшно чёрными глазами пристально смотрел поверх голов вдаль. (27)Эти глаза видели вдали всё: вставших на защиту порядка фарисеев, и предателя-друга, и умывающего руки чиновника-судью, и народ, кричащий: «Распни его!» (28)Да, он видел этим проникающим взглядом, как будет стоять под терновым венцом, исполосованный плетьми, с лицом, исковерканным обидою, животною мукою.
(29)И рядом с ним — она, серьёзная и задумчивая, с круглым девическим лицом, со лбом, отуманенным дымкою предчувствия. (30)Я смотрел, смотрел, и мне казалось: она живая, и дымка то надвигается, то сходит с её молодого, милого лица…
(31)А дымка проносилась и снова надвигалась на чистый девический лоб. (32)И такая вся она была полная жизни, полная любви к жизни и земле…
(33)И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить от будущего. (34)Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. (35)И серьезное, сосредоточенное лицо её говорило: «Настали тяжёлые времена, и не видеть нам радости. (36)Но нужно великое дело, и благо ему, ибо он это дело берет на себя!» (37)И лицо её светилось благоговением к его подвигу и величавою гордостью. (38)А когда свершится подвиг… когда он свершится, её сердце разорвётся от материнской муки и изойдёт кровью.
(39)Вечером я сидел на террасе. (40)На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное. (41)И вдруг светлая, поднимающая душу радость охватила меня, — радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство. (42)И пускай в мёртвом тумане слышатся только робкие всхлипывания и слова упрёка, — есть Она, есть там, в
Этом музее. (43)И пока она есть, жить на свете радостно и почетно. (44)И мне хотелось молиться ей.
(45) Темнело. (46)Я шёл через площадь. (47)На небе рисовались два чёрных, как будто закоптелых, шпиля церкви святой Софии. (48)Вот он, молчаливый музей. (49)Окна темны, внутри тишина и безлюдье. (50)И мне стало странно: неужели и в той комнате может быть темно, неужели её лицо не светится?
(По В. Вересаеву)
А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Репродукции картины, которые приходилось видеть рассказчику, оставляли его в совершенном недоумении, чем там можно восхищаться.
2) Перед жизнью Младенца и Матери всё окружающее было бледным и мёртвым.
3) Мать прижимала сына к себе и, зная о его судьбе, старалась защитить от будущего.
4) Рассказчик после увиденного испытывал благоговейные чувства, желание молиться Матери.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 41-43 представлено рассуждение.
2) Предложения 33-36 объясняют суждение, высказанное в предложении 41.
3) В предложениях 29-30 представлено повествование.
4) Предложение 29 содержит описательный фрагмент.
АЗО. Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм.
1) 12 3) 27
2) 25 4) 43
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов Ns 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
Я 1 |
[ В1. Из предложений 40-42 выпишите слово, образованное БЕССУФ |
! ФИКСНЫМ способом. ।। |
|
В2 1 . , 1 |
В2. Из предложений 14-18 выпишите все деепричастия. |
![]() |
|
![]() |
В8. «Анализируя свои впечатления от увиденного, В. Вересаев использует такие синтаксические средства выразительности, как (предложения 21-22) и (предложение 40). Они позволяют понять эмоциональное состояние автора, а («я смотрел, смотрел» в предложении 30) и (предложение 41) помогают ему точнее передать то, что испытал он от встречи с известной картиной Рафаэля».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) фразеологизм
3) парцелляция
4) синтаксический параллелизм
5) лексический повтор
6) эпифора
7) развернутая метафора
8)ирония
9) гипербола