Часть 1
Ответом к заданиям 1,6,9,15,19 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.
При выполнении заданий 2—5, 8, 11—14, 17, 18 и 20, 21 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 7,10 и 16 запишите в виде числа с учётом указанных в ответе единиц.
Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими величинами, которые они измеряют.
К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.
![]() |
![]() |
ПРИБОРЫ А) психрометр Б) равноплечные весы В) пружинный динамометр |
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ 1) сила 2) температура 3) масса 4) влажность воздуха 5) атмосферное давления |
Запишите В таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Шарик массой 400 г подвешен на невесомой нити к потолку лифта. Сила натяжения нити больше 4 H в момент, когда лифт 1) движется равномерно вверх 2) покоится
Ответ:
Тело движется в положительном направлении оси Ох. На рисунке представлен график зависимости от времени TПроекции силы Fx, действующей на тело.
0 5 t,с
» align=»right» width=»140″ height=»120″ class=»»/>В интервале времени от 0 до 5 с проекция импульса тела на ось Ox
1) не изменяется
К κr‘r
2) увеличивается на 5
3) увеличивается на 10
К Кг • м
4) уменьшается на 5
Ответ:
Примером продольной волны является
1) звуковая волна в воздухе 3) радиоволна в воздухе
2) волна на поверхности моря 4) световая волна в воздухе
Ответ:
![]() |
![]() |
![]() |
Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V1 = V3<V2.
1)1
Ответ:
Математический маятник совершает незатухающие колебания между точками А и Б. Точка О соответствует положению равновесия маятника.
Используя текст и рисунки, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) За время, равное периоду колебаний, маятник проходит путь, равный удвоенной длине дуги АБ
2) При перемещении маятника из положения В в положение О потенциальная энергия уменьшается, а кинетическая энергия увеличивается.
3) В точке О кинетическая энергия маятника минимальна.
4) Расстояние АБ соответствует амплитуде колебаний.
5) В точке А кинетическая энергия маятника принимает максимальное значение.
![]() |
![]() |
Брусок массой 100 г находится на горизонтальной поверхности. Какую силу, направленную горизонтально, нужно приложить к бруску, чтобы он мог двигаться с уско — м
Рением 2 ~? Коэффициент трения между бруском и поверхностью равен 0,1. Cz
В открытый сосуд, заполненный водой, в области А (см. рисунок) поместили крупинки марганцовки (перманганата калия). В каком(-их) направлении(-ях) преимущественно будет происходить окрашивание воды от крпинок марганцовки, если начать нагревание сосуда с водой так, как показано на рисунке?
Dl
2)2
3)3
4) во всех направлениях одинаково
Ответ:
![]() |
На рисунке представлен график зависимости температуры TОт времени τ , полученный при равномерном нагревании вещества нагревателем постоянной мощности. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии.
Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Точка 2 на графике соответствует жидкому состоянию вещества.
2) Внутренняя энергия вещества при переходе из состояния 3 в состояние 4 увеличивается.
3) Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии равна удельной теплоёмкости этого вещества в жидком состоянии.
4) Испарение вещества происходит только в состояниях, соответствующих горизонтальному участку графика.
5) Температура T2Равна температуре плавления данного вещества.
Ответ:
При нагревании и последующем плавлении кристаллического вещества массой 100 г измеряли его температуру и количество теплоты, сообщённое веществу. Данные измерений представлены в виде таблицы. Последнее измерение соответствует окончанию процесса плавления. Считая, что потерями энергии можно пренебречь, определите удельную теплоту плавления вещества.
Q, кДж |
0 |
2,4 |
4,8 |
7,2 |
9,6 |
12 |
¢, oC |
50 |
150 |
250 |
250 |
250 |
250 |
Ответ: кДж/кг.
![]() |
Положительно заряженную стеклянную палочку поднесли, не касаясь, к шару незаряженного электроскопа. В результате листочки электроскопа разошлись на некоторый угол (см. рисунок).
Распределение заряда в электроскопе при поднесении палочки правильно показано на рисунке
![]() |
|
|
На рисунке приведена столбчатая диаграмма. На ней представлены значения силы тока в двух проводниках (1) и (2) одинакового сопротивления. Сравните значения работы τoκaA1и A2в этих проводниках за одно и то же время.
1) A1 =A2 2)A1 = 3A2 3)9A1=A2 4)3A1=A2
Ответ:
![]() |
Два параллельно расположенных проводника подключили параллельно к источнику тока.
Направление электрического тока и взаимодействие проводников верно изображены на рисунке
![]() |
На рисунке изображены оптическая ось OO1тонкой линзы, предмет А и его изображение A1, а также ход двух лучей, участвующих в формировании изображения.
![]() |
Согласно рисунку фокус линзы находится в точке 1) 1, причём линза является 2) 2, причём линза является 3) 1, причём линза является 4) 2, причём линза является
Ответ:
Два одинаковых шарика, имеющих заряды +10 е и +8 е привели в соприкосновение, а затем развели. Как при этом изменились заряды шариков? Для каждой физической величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилось
2) уменьшилось
3) не изменилось
Запишите В таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Заряд шарика 1 |
Заряд шарика 2 |
В сеть напряжением 120 В последовательно с лампой включён реостат. Напряжение на реостате 75 В. Каково сопротивление лампы, если сила тока в цепи равна 5 А?
Ответ: Ом.
Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите, изотоп какого элемента образуется в результате электронного бета-распада висмута.
![]() |
![]() |
Au 79 196,97 Золото |
Hg 80 200,59 Ртуть |
Tl 81 204,38 Таллий |
Pb 82 207,2 Свинец |
Bi 83 208,98 Висмут |
PO 84 208,98 Полоний |
At 85 209,99 Астат |
Rn 86 222,02 Радон |
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
Цена деления и предел измерения динамометра (см. рисунок) равны соответственно
Учитель провёл опыты с прибором, предложенным Паскалем. В сосуды, дно которых имеет одинаковую площадь и затянуто одинаковой резиновой плёнкой, наливается жидкость. Дно сосудов при этом прогибается, и его движение передаётся стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой жидкость давит на дно сосуда.
Условия проведения опытов и наблюдаемые показания прибора представлены на рисунке.
![]() |
Выберите из предложенного перечня Два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.
1) При увеличении высоты столба жидкости её давление на дно сосуда увеличивается.
2) Сила давления воды на дно сосудов во всех трёх опытах одинакова.
3) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит от плотности жидкости.
4) Сила давления жидкости на дно сосуда зависит от площади дна сосуда.
5) Давление, создаваемое водой на дно сосуда, не зависит от формы сосуда.
Прочитайте текст и выполните задания 20—22.
Молния и гром
Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках — образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состоянии. При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие — положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы опускаются к его основанию.
Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и Землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искровых разрядов (молний) как внутри облака, так и между облаком и поверхностью Земли.
Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии.
Вспышку молнии мы видим практически одновременно с разрядом, так как ско-
M
Рость распространения света очень велика (3 ∙ IO8~). Разряд молнии длится всего 0,1-0,2 с.
Звук распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна примерно 330 м/с. Чем дальше от нас произошёл разряд молнии, тем длиннее пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далёких молний вообще не доходит: звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Как правило,*гром слышен на расстоянии до 15—20 километров; таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии более 20 километров.
Гром, сопровождающий молнию, может длиться в течение нескольких секунд. Существует две причины, объясняющие, почему вслед за короткой молнией слышатся более или менее долгие раскаты грома. Во-первых, молния имеет очень большую длину (она измеряется километрами), поэтому звук от разных её участков доходит до наблюдателя в разные моменты времени. Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч — возникает эхо. Отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов.
Для того чтобы оценить, приближается к нам гроза или нет, необходимо измерить
1) время, соответствующее паузе между вспышкой молнии и сопровождающими её раскатами грома
2) время между двумя вспышками молнии
3) время двух последовательных пауз между вспышками молнии и сопровождающими их раскатами грома
4) время, соответствующее длительности раската грома
Ответ:
Какое(-ие) утверждение(-я) справедливо(-ы)?
А. Громкость звука всегда ослабевает в конце громовых раскатов,
Б. Измеряемый интервал времени между молнией и сопровождающим её громовым раскатом никогда не бывает более 1 мин.
1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
Ответ:
При выполнении задания 22 с развернутым ответом используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование. Ответ записывайте чётко и разборчиво.
Как направлен (сверху вниз или снизу вверх) электрический ток разряда внутри- облачной молнии при механизме электризации, описанном в тексте? Ответ поясните.
Часть 2
Для ответа на задания задания 23-26 используйте отдельный лист. Запишите сначала номерзадания(23,24ит. д.),азатемответкнему. Ответызаписывайтечёткоиразборчиво.
Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования условий равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии 6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии 6 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.
В бланке ответов:
1) зарисуйте схему экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта момента силы;
3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;
4) запишите значение момента силы.
Задание 24 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование.
Один из двух одинаковых сплошных деревянных брусков плавает в воде, другой — в керосине. Сравните выталкивающие силы, действующие на бруски. Ответ поясните.
Для заданий 25,26 необходимо записать полное решение, включающее запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.
Два свинцовых шара массами M1 = 100 г и Т2= 200 г движутся навстречу друг другу
M M
Со скоростями V1= 4~ и V2 = 5 ~ . Какую кинетическую энергию будут иметь шары после их абсолютно неупругого соударения?
Сколько времени потребуется электрическому нагревателю, чтобы довести до кипения 2,2 кг воды, начальная температура которой 10 °C? Сила тока в нагревателе 7 А, напряжение в сети 220 В, КПД нагревателя равен 45%.