Рубрики
(ОГЭ)ГИА по Биологии

Часть 1 Ответом к заданиям 1-22 является одна цифра, которая соответствует но­меру правильного ответа. Запишите…

Часть 1

Ответом к заданиям 1-22 является одна цифра, которая соответствует но­меру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте рабо­ты, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки.

1. C Помощью энцефалограммы регистрируются электрические по­тенциалы, возникающие при работе

1) головного мозга

2) сердца

3) скелетных мышц

4) гладкой мускулатуры

Ответ:

2. Клетка может возникнуть только из предшествующей клетки —

Это положение теории

1) клеточной

2) хромосомной

3) онтогенеза

4) филогенеза

Ответ:

3. Для грибов характерно

1) наличие мицелия

2) размножение семенами

3) фототрофное питание

4) наличие пластид в клетках Ответ:

4. Передвижение органических веществ по стеблю растения осуще­ствляется по

1) волокнам древесины

2) ситовидным трубкам

3) крупным клеткам сердцевины

4) образовательной ткани

Ответ:

5. Семенами размножается

1) мох

2) плаун

3) папоротник

4) сосна

Ответ:

6. Животное, у которого клетка выполняет функции организма, —

Это

1) инфузория-туфелька

2) печеночный сосальщик

3) человеческая аскарида

4) медузааурелия

Ответ:

7. Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по на­личию

1) волосяного покрова и ушных раковин

2) сухой кожи с роговыми чешуйками

3) голой кожи, покрытой слизью

4) наружному оплодотворению

Ответ:

8. Органы, образующие мужскую и женскую половые системы, на­

Зываются

1) индивидуальными

2) внутренними

3) репродуктивными

4) эндокринными

Ответ:

9. При избыточном выделении гормонов щитовидной железы раз­

Вивается

1) базедова болезнь

2) сахарный диабет

3) рахит

4) цинга

Ответ:

Каких веществ не хватает в кости, изображенной на рисунке?

1) органических

2) неорганических Ответ:

11. Явление фагоцитоза открыл великий русский ученый

1) И. И. Мечников 3) И. М. Сеченов

2) И. П.Павлов 4) Л. Пастер

Ответ:

12. Из левого желудочка сердца

1) кровь поступает в малый круг кровообращения

2) выходит венозная кровь

3) выходит артериальная кровь

4) кровьтечет по венам

Ответ:

13. Желчь, вырабатываемая печенью, по желчным протокам посту

Пает в

1) желудок

2) двенадцатиперстную кишку

3) толстую кишку

4) пищевод

Ответ:

14. Структурной единицей почки является

1) нейрон

2) пирамидка

3) лоханка

4) нефрон

Ответ:

15. Какой цифрой на рисунке обозначена часть оптической систе­мы, которая способна к аккомодации?

D 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ:

16. В зависимости от того, что запоминается человеком, можно выделить 4 вида памяти. память помогает запомнить и вос­произвести лица людей, картины природы, запахи и т. д. Ка­кой термин из предложенных следует поставить на место про­пуска?

1) образная

2) эмоциональная

3) словесная

4) двигательная Ответ:

Ожоги возникают при воздействии высокой температуры (пла­мя, раскаленные предметы). При оказании первой медицинской помощи при ожогах Нельзя 1) накрывать рану марлей 2) давать обильное питье 3) прокалывать образовавшиеся пузыри 4) охлаждать тело пострадавшего Ответ:

К абиотическим экологическим факторам относят

1) хищничество

2) паразитизм

3) таяние льда

4) нахлебничество Ответ:

19. Сокращение численности вида венерин башмачок — пример развития по пути

1) ароморфоза

2) общей дегенерации

3) идиоадаптации

4) биологического регресса

Ответ:

20. Изучите график «Прогноз общей численности населения Земли до 2150 г.» (по оси Х отложены года, а по оси У — количество людей (млрд чел.). Какое из приведённых ниже описаний наи­более точно характеризует данную зависимость?

— -2,5 ребенка ——— 2,17 ребенка —-2,06 ребенка

•••• 2,00 ребенка 1,7 ребенка

1) При приросте рождаемости, равном 2,5 ребенка, численность населения Земли к 2150 году будет больше 20 млрд.

2) В 2000 году общая численность населения Земли была равна 15 млрд.

3) Кривая прироста рождаемости 1,7 ребенка стабильна на всем протяжении развития человечества.

4) Все варианты прироста рождаемости приводят к снижению численности населения.

Ответ:

21. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приве­денной ниже таблицы, имеется определенная связь.

Объект

Процесс

Внутриклеточное пищеварение

Эндоплазматическая сеть

Транспорт веществ в клетке

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таб­

Лице?

1) лизосома

2) комплекс Гольджи

3) ядро

4) клеточный центр Ответ:

22. Верны ли следующие суждения о покрытосеменных растениях?

А. Отдел Покрытосеменные растения делят на два класса: Одно­дольные и Двудольные.

Б. Для растений класса Однодольные характерно сетчатое жил­кование листьев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Ответом к заданиям 23-28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начи­ная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

23. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

К признакам животных типа Кольчатые черви относят

1) органы дыхания — легкие

2) полость тела заполнена жидкостью

3) замкнутая кровеносная система

4) гермафродиты

5) спинная нервная цепочка

6) органывыделения — зеленые железы

Ответ:

24. Известно, что Болотная черепаха — Животное преимущественно с водным образом жизни, питающееся разнообразной пищей и откладывающее яйца на берегах водоемов.

Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного.

V

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным отве­

Там.

1) Основу питания черепахи составляют насекомые: в степи — чаще прямокрылые, в лесу же в рацион добавляются много­ножки и ракообразные. Возможно питание растительной пищей.

2) Большую часть животные греются на солнце, периодиче­ски уходя в воду, иногда выползают на берег, а ночью спят на дне водоема.

3) Самка откладывает от 3 до 13 яиц в ямку с широким горлом, которую роет передними конечностями.

4) Распространена повсеместно в России.

5) При температуре выше 30 oC из яиц развиваются только самки.

6) Половозрелости достигают в возрасте 5-8 лет.

Ответ:

25. Установите соответствие между признаками и видами моллю­сков, для которых эти признаки характерны: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствующую по­зицию из второго столбца.

В) внутреннее оплодотворение

Г) развитие личинки на теле

Рыбы

Д) наличие сифонов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

26. Установите последовательность процессов в биосинтезе белка. D 2) 3) 4) 5)

27. Вставьте в текст «Методы биологических исследований» пропу­

Щенные термины из предложенного перечня, используя для это­го цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите в таблицу.

Все методы изучения живой природы объединяют в две группы:

Практические и ____ (А). При изучении клетки используют для на­блюдения (Б). Наиболее важными методами цитологии, физиче­скими и (В), являются хроматография, электрофорез и метод ме­

Ченых атомов. Для разделения клеточных органоидов по массе и

Размеру используют метод_____ (Г).

Перечень терминов:

1) биохимические

2) микроскоп

3) моделирование

4) центрифугирование

А

Б

В

Г

Рассмотрите фотографию листа ма­лины обыкновенной. Выберите ха­рактеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотно­шению длины, ширины, располо­жению наиболее широкой части, форме верхушки листа. При вы­полнении работы используйте ли­нейку.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению иболее широкой части

Л

M

1

2

Со

4

5

1) тупая

2) острая

3) заостренная

4) оттянутая

5) выемчатая

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

Часть 2

Для ответов на задания 29-32 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записы­вайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

ГРИБЫ

Царство Грибы входит в надцарство эукариот. Наука о грибах называется микологией. Среди грибов есть одноклеточные орга­низмы, например дрожжи. Но большинство грибов — многокле­точные организмы. Все они имеют мицелий, образованный сово­купностью нитей — гиф. Общая длина гиф, например, сыроежки много сотен метров, они пронизывают толщу субстрата, на котором гриб растет. Все грибы, образующие мицелий, можно размножить его кусочками. Чтобы поселить в новом месте шампиньоны, доста­точно перенести на него кусочек перегноя с грибницей. Грибы об­разуют споры, которые, в отличие от спор бактерий, служат для размножения грибов. Одноклеточные грибы и дрожжи размножа­ются почкованием.

Грибы по способу питания — гетеротрофы. Гифы многих грибов могут оплетать корни деревьев, образуя при этом микоризу — взаи­мовыгодное сожительство корней деревьев и мицелия гриба. Поэтому многие грибы связаны с соответствующими растениями: подберезо­вики, подосиновики.

Грибы имеют большое значение в жизни человека. Шляпочные грибы человек использует в пищу: шампиньоны, вешенки, белые грибы и другие. Без грибов было бы невозможно приготовление дрожжевого хлеба, кваса, вина. Низшие грибы могут быть источни­ками ценных лекарств. Антибиотик пенициллин впервые открыл А. Флеминг на зеленой плесени — пеницилле. Сегодня дрожжевые и плесневые грибы находят широкое применение в биотехнологии.

29. Используя содержание текста «Грибы», ответьте на следующие вопросы.

1) Какую функцию выполняют споры у грибов?

2) Какой способ бесполого размножения характерен для дрож­жей?

3) При образовании микоризы какие вещества гриб поставляет дереву, а какие — получает?

30. Пользуясь таблицей «Содержание витаминов в различных ры­бах», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Содержание витаминов в различных рыбах

Продукт

А

E

C

B1

Окунь

0,0

0,4

1,4

0,1

Сельдь

0,0

0,8

0,8

0,0

Скумбрия

0,0

1,6

1,2

0,1

Камбала

0,0

1,2

1,0

0,1

Треска (печень)

4,4

8,8

3,7

0,1

1) Концентрация какого витамина преобладает в печени трески?

2) У какого вида рыб отсутствует витамин Bi?

3) К чему приводит недостаток витамина C в рационе питания человека?

Рассмотрите таблицы и выполните задания 31 и 32.

Энергетическая и пищевая ценность продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергети­ческая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, са­лат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, са­лат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Окончание табл.

Блюда и напитки

Энергети­ческая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Чикен Фреш Мак — Маффин (булочка, майонез, салат, поми­дор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь» (ку­рица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревен­ски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколад­ным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Кока-кола

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

Суточные нормы питания и энергетическая потребность у детей и подростков

Возраст, лет

Белки (г/кг)

Жиры (г/кг)

Углеводы (г)

Энергетическая потребность (ккал)

7-10

2,3

1,7

330

2550

11-15

2,0

1,7

375

2900

16 и

Старше

1,9

1,0

475

3100

Калорийность при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%

31. 24-летняя жительница Москвы во время своего отпуска ре­шила посетить Алтай. После продолжительной экскурсии по местным достопримечательностям она решила поужинать в кафе быстрого питания. Девушка заказала следующие блюда и напитки: салат «Цезарь», картофель по-деревенски и стакан чаю с сахаром (одна чайная ложка). Используя данные таблиц, определите рекомендуемую калорийность ужина для девушки, если она питается четыре раза в день; реальную энергетиче­скую ценность заказанного ужина, количество углеводов в блюдах и напитках, а также отношение поступивших с пищей углеводов к его суточной норме. В ответе укажите: рекомен­дуемую калорийность ужина, энергетическую ценность зака­занных блюд, количество поступивших с пищей углеводов и отношение этого количества к их суточной норме.

32. Семен — спортсмен. У него каждый день тренировки. Почему он старается не есть жирную пищу перед тренировками?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *