Часть 1
А1 Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая
Ударный гласный звук.
1)размЕжевание 2) стопорИт 3) намЕрение 4) пАртер
А2 В каком предложении вместо слова встряхнуть нужно употребить
Слово стряхнуть?
1) Прежде чем поставить термометр, медсестра его хорошо встряхнула.
2) Николай Петрович посмотрел, куда бы встряхнуть пепел с сигареты.
3) Наташа встряхнула локонами, и они рассыпались по плечам.
4) Неожиданный толчок встряхнул пассажиров автобуса.
АЗ Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) у обеих девушек 3) я убедю
2) торты 4) к полутора метрам
А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая историю Древней Греции,
1) понятно, что в её жизни большое место занимали Олимпийские игры.
2) родилась идея возрождения Олимпийских игр.
3) по предложению Пьера де Кубертэна были возрождены Олимпийские игры.
4) ученики узнают много нового и интересного.
А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Решение принято согласно указаниям вышестоящей организации.
2) На обоих сторонах тетрадного листка было что-то написано.
3) Наш пароход приблизился к острову Кипр.
4) Ростовская и Волгоградская области находятся в зоне степей.
Прочитайте текст и выполните задания А6 —АП.
(1) … (2) Охотники старались добыть не больных и ослабленных, а самых крупных и красивых особей, причём в количестве, намного превосходящем потребности племени. (3) Обнаружены целые кладбища убитых животных, большая часть мяса которых даже не тронута. (4) Из костей мамонта делались огромные жилища.
(5)… загонная охота приводила к поголовному истреблению стад на охотничьей территории племени.(б) Но людей было мало, нетронутых угодий и непуганой дичи — много. (7) Поэтому все проблемы решались перемещением племени на новые территории.
(8) Однако такое «охотничье безумие» не могло продолжаться бесконечно. (9) Численность промысловых животных начала неудержимо сокращаться. (10) А человек, лишённый добычи, вынужден был перейти от охоты к земледелию и скотоводству. (11) Начался новый этап влияния человека на окружающую среду.
А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым (1) в этом тексте?
1) К эпохе верхнего палеолита люди научились использовать различные орудия охоты.
2) Человек стал самым могущественным хищником на Земле и начал безоглядно пользоваться своей силой.
3) Обезумевшие от страха животные падали в западни, а охотники добивали их копьями и камнями.
4) Загонщики, окружив стадо, гнали мамонтов в сторону охотников.
А7 Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска
В Пятом (5) предложении текста?
1) Вероятно 3) Однако
2)Кроме того 4) Ежегодно
А8 Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) охотники старались добыть (предложение 2)
2) жилища делались (предложение 4)
3) человек вынужден был перейти (предложение 10)
4) охота приводила (предложение 5)
А9 Укажите верную характеристику Второго (2) предложения текста.
1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью
А16 Укажите верную морфологическую характеристику слова лишённый из Десятого (10) предложения текста.
1) действительное причастие настоящего времени
2) относительное прилагательное
3) страдательное причастие прошедшего времени
4) качественное прилагательное
А11 Укажите значение слова часть из Третьего (3) предложения текста.
1) доля чего-нибудь
2) подразделение произведения
3) область какой-нибудь деятельности
4) предмет, являющийся составным элементом целого
А12 в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?
Из такой осе(1)ей трёпки сад выходил почти совсем обнажё(2)ым, засыпа(3)ым мокрыми листьями и каким-то успокое(4)ым, притихшим (И. Бунин).
1) 1,2, 3 2) 1,2, 3,4 ‘3)3,4 4) 1,2, 4
А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) 6..НЗИН, горизонт, склоняться
2) К..ВЫЧКИ, иде..логия, к..рниз
3) угрожать, см..шливый, защитить
4) зар..сли, прижигать, раздроблять
А14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) НИ..ХОДЯЩИЙ, воовышенность, ра..валины
2) пр..видение, пр..говор^ пр..глушить
3) п..дкладка, р..звесистый, р..здумье
4) пред..стория, с..знова, сверХоЗысканный
А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) верт„шь, брош„.нный 3) игра..шь, увлека„мый
2)волоЧоШь, закручива..мый 4) глад..шь, приблиз„вший
А16 В каком варианте ответа правильно указаны все слова, в которых пропущена буква Е?
А. ВыносЛоВЫй В. СитЦоВЫй
Б. Замоч..к Г. Корч..вать
1)АБВГ 2) БВГ 3) АВГ 4) ВГ
А17 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) На склоне (не)глубокого оврага виднелась пасека.
2) Уже я с трудом различал отдалённые предметы; поле (не)ясно белело вокруг.
3) На дворе воет страшная, (не)истовая буря.
4) Павлуша был (не)добрый, а злой и хитрый мальчик (И. С. Тургенев).
А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) (По)этому признаку и (по)тому, как выглядит корень, я определил вид данного растения.
2) Батальон двинулся (в)перёд, что(бы) к утру выйти к реке.
3) Кое(где) на заброшенных дорожках (по)прежнему лежал снег.
4) (В)первые я подумал о том, что надо кое (с)кем посоветоваться.
А19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Снег искрился на льду ( ) и от этого казалось ещё светлее (В. Арсеньев).
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он говорил(1) не волнуясь(2) и(3) вспоминая подходящие послови — цы(4) обильно смазывал жиром мудрости речь свою (М. Горький).
1) 1,2,3,4 2) 1,2 3)3,4 4)2,4
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Видимо(1) он приземлился слишком далеко от боя(2) потому(З) что добрый час полз в темноте(4) никого не встречая (А. Соболев).
1) 1,2,4 2)2,4 3)1,2,3 4) 1,2,3,4
Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Он очень долго говорил с ней то громко то тихо то печально то весело (С. Т. Аксаков).
2) Небо уже не гремело не грохотало а издавало трескучие звуки (А. П. Чехов).
3) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами (К. Паустовский).
Приют наш мал зато спокоен (М. Ю. Лермонтов).
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Глаза барона заблистали: дело шло уже о личной обиде (В. Ф. Одоевский).
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Они(1) отряхиваясь(2) подходили к руке Пугачёва(З) который объявлял им прощение(4) и принимал их в свою шайку (А. С. Пушкин).
01,2,3,4 2) 1,2 3) 1, 2,3 4) 1,3,4
А25 в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Хуже всего было(1) когда эти камни радужным дождём сыпались на него и начинали давить маленькую больную грудь(2) а в голове начинало что-то тяжёлое кружиться(З) точно там вертелось такое же деревянное колесо(4) у которого Прошка прожил всю свою маленькую жизнь (Д. Н. Мамин-Сибиряк).
1) 1, 2,4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3,4 4) 1, 3,4
А26 |
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого |
I) |
Предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? В состав атмосферы входит водяной пар, который испаряется |
2) |
С водной поверхности. Самая длинная река Азии — Янцзы, которая берёт начало в цен- |
3) |
Тральной части Тибетского нагорья. Много интересного можно рассказать о Джеймсе Куке, который |
4) |
Трижды обогнул земной шар. Как прекрасен земной мир, в котором мы живём! |
А27 |
Прочитайте текст. |
Чтобы глубоко изучить прошлое страны, чтобы постичь самобытный и неповторимый характер своего народа, надо хорошо узнать родной язык. «Изучая отечественный язык, — писал по этому поводу Ф. И. Буслаев, — становимся мы истинными соучастниками своего народа и наследниками его духа».
О поразительной силе родного языка страстно говорил в своих работах К. Д. Ушинский, подчёркивая его особую роль в формировании национального сознания, национальных идеалов: «Являясь… полнейшей и вернейшей летописью всей духовной многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ».
В каком из приведённых ниже предложений правильно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Изучение родного языка способствует познанию истории своего народа.
2) Познание родного языка формирует национальное самосознание.
3) Родной язык — это неотъемлемая часть понятий «Родина», «история народа», «национальное самосознание».
4) Родное слово — это великий народный педагог.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1) В новую земскую школу, обращённую в лазарет, привезли солдат. (2) Их тридцать человек. (3) Из тридцати семнадцать— хлебопашцы. (4) Так и быть должно. (5) Если взглянешь в окошко или туманным утром выйдешь по большаку — сколько полей, жнивья, озимых, пахоты — на миллионы рук.
(6) Фамилия одного раненого — Келка. (7) Добрые у него глаза, детские. (8) Очень растерянный. (9) Что-то мелькает и перебегает в лице, и говорит он тоже жалобно — малопонятно. (Ю)Вечером мучительно и горячо молится на коленях. (11) Я принёс им в палату, перед вечерним сном, яблок. (12) Разговорились. (13) Келка всё бормотал: «Ой, много народу побили!» — и улыбался виновато. (14) Потом прибавил: «И я его, офицера ихнего, прикладом, прикладом!»
(15) Отчего Келка тоскует? (16) — Измучен. (17) — Чем? (18) — Кровью, выстрелами, убийством. (19) — И смерти ждёт? (20) — Ждёт. (21) — Многие ждут? (22) — Многие.
(23) Большинство думает, что не вернётся. (24) Многие пишут жёнам, к которым стали нежнее. (25)Чаще вспоминают дом, детей.
(26) Есть ещё гвардеец. (27) Необыкновенной красоты человек. (28) Даже чёрные его волосы ложатся симметрично, кольцами, как всё в нём гармония и симметрия. (29) Он мне сообщил, что убил около тридцати человек. (30) Через несколько времени, когда дежурила одна добрая душа, он вдруг ей сказал: «А не грех, что я столько народу убил?» (31) Солдаты засмеялись: «Глупый человек, небось война!»
(32) Марк Аврелий войну ненавидел. (33) Ему пришлось воевать всю жизнь. (34) Он покорно и величественно воевал, защищая Рим, ненавидя войну. (35) Он всех победил.
(36) Русские тоже войны не любят. (37) Наш умнейший народ понимает, какое страшное несчастье — война. (38) Наш умнейший народ, не любя войну, отобьёт всех, кого нужно.
(39) Иной раз, разливая им чай или накладывая каши, думаешь, что эти люди увидели и узнали такое, чего тебе и всем, не бывшим там, не дано. (40) — Бремя на них? (41) — Да. (42) — Подвиг ли? (43) — Да. (44) — Великая ли тоска? (45) — Великая.
(46) Из них мало таких, кто хочет драться. (47) И умирать никому не хочется. (48) Но если выпало общее горе — это горе война, — надо драться.
(49) Пришла старуха, принесла им пирогов и поклонилась в пояс.
(50) А мы? (51) И мы в пояс поклонимся. (52) Быть может, следует взять руку солдата, — ту руку, что через месяц, два снова будет держать
ружьё и отстаивать родину — взять её и поцеловать. (53) Это вовсе не будет стыдно.
(54) «Спаси и помилуй… всё христолюбивое воинство» — старинное и теперь так мучительно-жалобное выражение. (55) Да, всё христолюбивое воинство.
(По Б. К. Зайцеву)
<ххххххххххххх>
Зайцев Борис Константинович (1881—1972) — русский писатель. В 1922 году уехал за границу. Его перу принадлежит автобиографический роман, повесть «Голубая звезда».
Ещё одна замечательная страница творчества Б. Зайцева — бел — летризованные биографии известных писателей: «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов».
Солидную часть его творчества составляет публицистика: «Дневник писателя», «Дни».
ФООООООООООООО
А28 Какое высказывание соответствует содержанию текста?
1) Большинство раненых были жителями разных городов России.
2) Келка — уверенный в себе человек, который никогда не молится.
3) Поцеловать руку у солдата стыдно.
4) Русский народ понимает, что война —это страшное несчастье.
А29 Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 49-53?
1) повествование и рассуждение
2) описание
3) рассуждение
4) повествование
АЗ0 Укажите предложение, в котором используются контекстуальные синонимы.
1)5 2)48 3)39 4)7
Часть 2
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
Укажите способ образования слова малопонятно (предложение 9).
В2 |
Из предложений 32—35 выпишите наречия. Из предложения 48 выпишите подчинительное словосочетание |
ВЗ |
|
Со связью согласование. |
|
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами. |
|
В4 |
Среди предложений 1—5 найдите неопределённо-личное пред — ложение. Напишите номер этого предложения. |
В5 |
Среди 9—14 предложений найдите предложения, в составе ко — торых имеются обособленные приложения. Напишите номера этих предложений. |
В6 |
Среди предложений 26—31 найдите сложное предложение, имеющее в своём составе придаточное предложение времени. Напишите номер этого предложения. |
В7 |
Среди предложений 46—55 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи утвердительной частицы. Напишите номер этого предложения. |
В8 |
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текс- |
Та, который вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, Bl—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответству
Ющие номеру термина из списка.
Время действия — Первая мировая война. Место действия — лазарет. Герои — солдаты, большинство из которых бывшие хлебопашцы. «1Ьк и должно быть», — считает автор и аргументирует свою позицию с помощью обширного рада(предложение 5),
Чтобы создать яркие и точные образы героев, Борис Зайцев обращается к(предложение 7) и(предложение 14).
Для усиления эмоционального фона рассказа автор использует (предложения 37,38).
Список терминов:
1) антонимы
2) контекстуальные синонимы
8) однородные члены предложения
9) риторические вопросы
Часть 3
Напишите сочинение по прочитанному тексту.