ЦЕЛЬ: Обобщить знания об особенностях официально — делового стиля, показать своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Познакомить с основными требованиями к составлению деловых бумаг, официальных документов. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с орфографическими нормами (А13, А15).
1. Проверка домашнего задания.
2. Орфографический диктант (выборочно-распределительный) по тексту упражнения 461. (Объём диктанта и набор слов определяет учитель)
3. Индивидуальная работа. (Проводится параллельно для сильных учащихся.) Отработка умений и навыков.
Карточка 1. (По материалам задания А13 ЕГЭ — правописание корней)
А) В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) подр..жание, закр..постить, приложение
2) зав..зать, пл..нительный, л..пата
3) подтвердить, профессионально, прогр..ммист
4) закр..питься, нисп..дать, б..нокль
Б) В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) ор..ол, д..виз, пер..петии
2) опр. хнённая вода, выч..тание, д..пеша
3) преодолевать, объед..нение, ежен..дельный
4) абонемент, оп..ративный, выб..рут
В) В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
1) м..тежный, примешь, вым..тем
2) оп..реться, выч..т, упом..нуть
3) пом..ряться (силами), прим..риться, отм..рать
4) расстелить, ст..реть, прик..сновение
Г) В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) х..рактеристика, ЧеСтотный, вн..мание
2) осл-.жнённый, к. рректный, выск..зать
3) п-.лноценный, зал..вать, ум..лять (значение)
4) к..лючий, разл..чать, выт..рать
Д) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бЛеСтали, инт..ресовать, ид..ал
2) приск..кал, предназн..чение, опр..вдал
3) соб..рала, ч..столюбие, объед..няется
4) погру..чик, мер..кий, подно..чик
Е) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бЛеСтали, инт..ресоваться, опт..мизм
2) приск..кал, ид..ал, соб..рала
3) интеллигенция, ч. хтолюбие, бл. хтящие
4) объед.-няет, предназн..чение, п..лисадник
(Ответ: АЗ; Б4; В4; ГЗ; Д2, ЕЗ)
Комментарий к заданию.
В задании необходимо проанализировать слова с орфограммами в корне (безударными и чередующимися гласными, а также непроизносимыми и сомнительными согласными) и выбрать тот ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Для успешного выполнения этого задания вспомним, что безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением, пишутся в соответствии с морфологическим принципом — единообразно во всех словах, поэтому для проверки необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная стояла в сильной позиции (под ударением): Интеллектуальный — интеллект, чистоплотный — чисто, преподаватель — дать.
Слова с непроверяемыми гласными в корне нужно запомнить: Оптимизм.
Кроме того, следует знать список корней с чередующимися гласными и правила их написания.
Правописание чередующихся гласных зависит:
> от ударения:
Под ударением |
Без ударения |
|
-гар—— гор- |
А |
О |
-клан——- клон- |
А |
О |
-твар——- твор- |
Пишется, |
О |
Что слышится |
||
-зар—— зор- |
О |
А |
> от конечной согласной корня:
-раСт/щ- —рос-
-лаг——- лож-
-скак—— скоч-
Исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачок, скачу
> от наличия суффикса — а-
Есть суф. -а- |
Нет суф. -а- |
-бир- |
-бер- |
-пир- |
-пер- |
-жиг- |
-жег- |
-дир- |
-дер- |
-тир- |
-тер- |
-кас- |
-кос- |
-стил- |
■стел- |
-мир- |
-мер- |
-блист- |
-блест- |
-чит- |
-чет- |
Исключения: Сочетать, сочетание, чета > от значения корня:
-мак—— Пишется в глаголах, имеющих значение «погру
Жать в жидкость»: Макать сухарь в чай’,
-мок—— В глаголах со значением «пропускать жидкость»:
Вымокнуть под дождем;
-равн—— Пишется в словах со значением «равный, одина
Ковый, наравне»: Подравнять (сделать равным);
-ровн—— В словах со значением «ровный, прямой, глад
Кий»: Подровнять (сделать ровным).
В словах с чередованием -плав——— плов- (-плыв-):
— Плов— пишется только в словах Пловец, пловчиха;
— Плыв— только в слове Плывуны.
В остальных случаях пишется корень -плав-.
В корнях с чередованием А(я) — им, а(я) — ин пишутся -им- и -ин-, если дальше следует суффикс -а-‘, пожать — пожинать, понял — понимать;
— Им- сохраняется и в производных формах, даже если нет суффикса -а-: подниму.
Помните!
Нельзя проверить глаголы совершенного вида с помощью глаголов несовершенного вида на -ивать (-ыватъ)’. (что сделать?)Расспросить — расспрос, но не (ч т о делать?) Расспрашивать!
Согласные корня можно разделить на следующие группы:
1. Проверяемые оглушённые и озвончённые. Способ проверки— подбор однокоренного слова, в котором согласный стоит в сильной позиции: Изморось (моросит мелкий дождь) — Моросить
2. Непроверяемые. Слова надо запомнить: рюкзак.
3. Непроизносимые (в сочетаниях Стн, стл, здн, лнц, рдц, вств). Способ проверки — подбор родственных слов, в которых непроизносимые согласные будут ясно слышаться (властный — власть, наивысший — высокий)
Помните! Чувство, блеснуть, ровесник, сверстник.
Рассмотрим одно из заданий.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бл..стали, инт. ресоваться, оптимизм
2) приск..кал, ид..ал, соб. рала
3) инт..ллигенция, ч. хтолюбие, бл. хтеть
4) объединяет, предназначение, п..лисадник
Прочитав предложенные слова, вставляем в них пропущенные буквы:
1) Блистали (корень -блист-, есть суф. — а-), Интересоваться (словарное слово), Оптимизм (словарное слово);
2) Прискакал (корень -скак а перед согл. к), Идеал (сло
Варное слово), Собирала (корень -бир-, есть суф. — а-);
3) Интеллигенция (словарное слово), Честолюбие (проверяем словом Честь), блестеть (-блеет-, за корнем нет суффикса — а-);
4) Объединяет (проверяем словом Единый), предназначение (проверочное слово — Значить), палисадник (словарное слово).
Итак, только в третьей строке во всех словах вставляем букву Е. Ответ: 3.
Карточка 2. (По материалам задания А15 ЕГЭ — написание гласных в суффиксах причастий и личных окончаниях глаголов)
Выполнить задания:
В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?
1) бре..шься, разбиваемая
2) нездоровится, накормле. нный
3) снегта..т, выстрел..вший
4)обид..вший, испортишь
В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Ю?
1) се..щий, (посевы) выгор..т
2) самокле..щийся. (они) вывес..т (объявление)
3) волну,.щийся, собаки почу..т (волка)
4) бор..щийся, (они) наде..тся.
В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква И?
1) крестьянин кос-.т, непередаваемые ощущения
2) лесоруб пил-.т, мысл..мый отвлечённо
3) мыл„т руки, предполагаемый результат
4) печка ТОП..ТСЯ, наруша..мый всеми.
В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Я?
1) сто-.щий (дешевле), (они) высп..тся, раста. л
2) та..щий (снег), (они) встрет..т, ла..ть
3) закле..нный, (они) езд..т, раска..лся
4) вер..щий, (они) вырас т..т (урожай), измеренный
(Ответ: I — 1); 2 — 4) 3 — 2); 4 — 1)
Комментарий к заданию.
Прежде всего нужно определить спряжение у представленных глаголов и у тех глаголов, от которых образованы причастия из этого задания, т. к. верный выбор безударного окончания глагола и гласная в суффиксе причастий настоящего времени зависят от спряжения исходных глаголов. У глаголов J-ro спряжения употребляются следующие личные окончания: -ешь, — ет, — ем, — ете, — ут (-ют) (молнии блещут), А у причастий настоящего времени, образованных от этих глаголов, суффиксы -ущ-(-ющ-) или -ем — (у страдательных причастий) — Щекочущий, движущаяся, колышущиеся, трепещущие. То есть доминирующей гласной в этих окончаниях и суффиксах является Е (в единственном числе), У(ю) — во множественном.
У глаголов II спряжения личные окончания: -ишь, -ит, — им, — ите, — ат (-ят) (рушатся, держатся, слышатся), а у образованных от них причастий настоящего времени — суффиксы -ащ-(-ящ) или -им-. Мы видим, что у глаголов II спряжения в окончаниях и в суффиксах образованных от них причастий настоящего времени доминирующей гласной в единственном числе является И, а во множественном числе А (я).
Для определения спряжения глагола с безударным окончанием глагол следует поставить в неопределённую форму, задав вопросы что делать? или что сделать? Ко II спряжению относятся глаголы с неопределённой формой на -ить (кроме Брить, стелить) и глаголы-исключения: 4 глагола на -ать (слышать, дышать, держать, гнать) и 7 глаголов на -еть (видеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, смотреть). Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
4. Работа по основной теме урока. Обобщение и систематизация сведений об официально-деловом стиле, знакомство с его лексическими, морфологическими, синтаксическими особенностями.
1) Слово учителя. Официально-деловой стиль — это разновидность книжного стиля. Сфера его применения — правовая сфера, т. е. деловые, служебные отношения между гражданами и государством, жителями и органами власти, одного учреждения с другим и т. д. Официально-деловой стиль — язык деловых бумаг, различных документов.
Задача официально-делового стиля — точная передача деловой информации практического характера. Основное требование, предъявляемое к деловым бумагам, — предельная точность и однозначность информации, исключающая различное толкование содержания. В деловых документах даются полные наименования государств, государственных органов, учреждений.
2) Самостоятельная работа с учебником — с. 285, 286 знакомство с теоретическими сведениями об официально-деловом стиле. Составление тезисного плана раздела «Общие признаки официально-делового стиля речи» (лексические, морфологические, синтаксические).
5. Отработка умений и навыков. Тренировочные упражнения.
1) Упражнение 457 — отметить признаки официально-делового стиля в предложенном тексте, используя самостоятельно составленный план раздела учебника.
2) Выборочно-распределительный диктант (по тексту упражнения 461). Записать слова и словосочетания в три столбика: официально-деловая лексика; нейтральная лексика; лексика, не использующаяся в официально-деловом стиле.
3) Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Запишите лексическое значение этих слов:
Контракт, кредитор, товарооборот, макл..р, н. минап, с..ртификат, ответчик, за. вит ель, он., кун.
Укажите стилевую принадлежность записанных слов.
4) К толкованиям, данным ниже, подберите соответствующие термины из списка: Бартер, концессионер, спонсор.
Поручитель, гарант, финансирующее лицо;
Торговая сделка на основе натурального обмена;
Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств.
Вариант: упражнение 462.
5) Слово учителя о канцеляризмах и речевых штампах и ошибках, связанных с их употреблением.
Канцеляризмы — слова, применяемые в официальноделовой речи и неуместные в других речевых стилях.
Канцеляризмы снижают качество литературной речи, влекут за собой появление речевых штампов, «слов-паразитов», тавтологию (повторение сказанного иными словами или повторение однокоренных слов) и плеоназмы (словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент). Они лишают речь необходимой простоты, живости, придают ей «казённый» характер.
Речевые штампы — это «модные» слова и выражения, получившие широкое распространение. Например: Нацелить внимание на выполнение задач; охватить всех сотрудников; рассмотреть под углом зрения. Речевые штампы часто сопровождаются парными словами: Критика —резкая; поддержка — горячая, размах широкий.
От речевых штампов следует отличать языковые стандарты — готовые фразы, используемые для точной передачи информации: растущие духовные потребности, встреча в верхах. Шаблонные обороты — это речевые штампы, образованные в результате влияния официально-делового стиля на нейтральную речь: На сегодняшний день, на данном этапе. Универсальные слова — слова, которые используются в самых разных, часто неопределённых значениях: Вопрос, мероприятие, содружество.
6) Редактирование теста, содержащего канцеляризмы, — упражнение 472 или анализ текста: прочитайте текст фельетона Г. Рыклина «Совещание имён существительных». Можно ли отнести его к официально-деловому стилю? Приведите примеры лексики официально-делового стиля из этого текста. Какие лексические и синтаксические средства не соответствуют этому стилю?
В тексте найдите речевые штампы. Запишите, исправляя ошибки там, где это возможно.
В одно прекрасное утро на лужайке недалеко от окраины, которая за сравнительно небольшой отрывок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имён существительных против шаблона.
Получилась любопытная картина, которая не могла оставить неизгладимого впечатления. Собравшиеся разошлись только тогда, когда наступил ясный полдень. Будем надеяться, что эта мощная волна протеста против однообразия прилагательных дойдёт до литераторов, и они твёрдой поступью пойдут по пути улучшения своего языка.
6. Знакомство с особенностями написания деловых бумаг.
1) Познакомьтесь с образцами заявления, прочитав теоретический материал на с. 289-290 учебника. Выполните упражнение 463.
2) Прочитайте автобиографию С. Есенина и А. Твардовского (упражнение 467). Являются ли эти автобиографии документами официально-делового стиля? Обоснуйте своё мнение.
Выполнение упражнения 466 — написание автобиографии по схеме на с. 290-291.
Составление деловых бумаг — упражнение 465.
Уроки 13, 14
Публицистический стиль, его особенности,
средства эмоциональной выразительности
в публицистической речи
ЦЕЛЬ: Обобщить знания об особенностях публицистического стиля. Познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием в текстах разных стилей средствами художественной выразительности (В8).
1. Проверка домашнего задания.
Закончите фразы деловых писем:
В ответ на Вашу просьбу..
Считаем необходимым ещё раз напомнить вам..
Ставим вас в известность о..
Мы будем весьма признательны Вам за участие в.
Убедительно просим Вас
2. Словарная работа По тексту упражнения 386. Укажите слова публицистического стиля.
3. Обобщение материала по теме «Стили речи».
Запишите текст (под диктовку). Объясните расстановку знаков препинания. Определите стиль речи данного текста (публицистический), обоснуйте свой ответ, указав тему и основную мысль текста. Приведите примеры слов и словосочетаний, относящихся к публицистическому стилю.
(1) Мы говорим, что время делает песни, и это верно. (2) Но разве сами песни не делают время? (3) Входя в нашу жизнь, они не только становятся следом времени, не только формируют его культурный фон, но часто, выступая как советчики, выдвигают свою аргументацию в тех или иных вопросах, дают свою оценку событиям.
(4) Если ехать из Набережных Челнов по Мензелинскому тракту к строительной площадке КамАЗа, то в ясную погоду за несколько километров можно прочитать на горизонте слова, каждая буква которых сделана из огромных бетонных панелей. (5) «Не каждому дано так щедро жить — на память людям города дарить», — повторяют бетонные буквы строчку из песни. (6) Это апофеоз песенной жизни, высокая награда, счастливая судьба — не быть забытой людьми, стать им полезной, суметь воплотиться в духовные движения, в черты характеров, в твердую убежденность.
(7) Так мысли превращаются в образы, так образы превращаются в символы. (8) Так молодой офицер, трясясь в полуживой полуторке где-то между Дмитровом и Москвой, сочиняет то, что навсегда останется в людской памяти и что будет потом навек выбито в торжественном граните. (9) «И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова». (10) И мы стоим у «ежей» на Ленинградском шоссе и обнажаем головы перед этой грозной и решительной надписью. (11) И благодарим поэта.
(12) Конечно, не всякую песню постигает такая судьба, не всем дано так реально быть изготовленным в бетоне, отлитым в металле, высеченным в граните. (13) С этим в конце концов можно потерпеть. (14) Но входить в душу человеческую, оставаться там пусть малыми, но надежными опорами гуманизма, честности, преданности — прямая задача песни.
(По Ю. Визбору.)
4. Знакомство с основными признаками публицистического стиля (учебник, с. 229, 230) и его лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями.
Отличительной чертой публицистического стиля является соединение в нём стандарта и экспрессии, логичности и эмоциональности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.
Для лексики публицистического стиля характерны:
> соединение клише (поставить вопрос, правовое государство, здравый смысл) и метафор, эпитетов, сравнений (пульс времени, солдаты удачи)’,
> употребление слов торжественной лексики (держава, свершение, воздвигать) рядом с разговорно-просторечными словами (бабки, крутой, зелёные (в знач. доллары))’,
> авторы публицистических текстов находятся в постоянном поиске новых слов и выражений, привлекающих читателей своей новизной. Если такое выражение удачно, оно начинает эксплуатироваться в текстах других авторов (слово Золото в значении «природное богатство» породило выражения Белое золото (хлопок), чёрное золото (нефть), зелёное золото (леса)’,
> появление большого количества иностранных слов: Спикер, имиджмейкер, холдинг, брифинг и неологизмов: Думец, интернетчик’,
> употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателя и слушателя.
Морфологические особенности:
> речь часто ведётся от первого лица и глаголы употребляются в первом лице или повелительном наклонении;
> настоящее время используется для описания событий, происходящих в прошлом;
> часто употребляются прилагательные в превосходной степени. Синтаксические особенности:
> использование преимущественно простых предложений;
> замена причастных и деепричастных оборотов сложноподчинёнными предложениями;
> использование номинативных предложений (особенно в заголовках);
> восклицательные, вопросительные предложения, риторические вопросы, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях, синтаксический параллелизм предложений, построенные по законам градации предложения с однородными членами.
Напомним некоторые теоретические сведения о наиболее распространённых языковых средствах выразительности и фигурах речи.
Итак, нашу речь образной и выразительной делают лексические и фразеологические средства выразительности. Слово ведь не только называет предмет, качество, действие или состояние, но и может передавать отношение говорящего, его эмоции, оценку, быть экспрессивным, т. е. указывать на степень проявления признака (большой — колоссальный). Особую выразительность речи придают авторские неологизмы (новообразования), т. к. они прозрачны по смыслу, структуре и экспрессивной окраске: Сквернопение.
Для создания образности и эмоциональности кроме слов используются фразеологизмы, т. е. устойчивые словосочетания, равные по смыслу одному слову. Обладая смысловой ёмкостью, экспрессивностью, фразеологизмы помогают немногими словами сказать очень многое: ..в считанные секунды; Если интеллигентность делает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей.
Среди языковых средств выразительности наиболее распространены следующие тропы:
Эпитет — это художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета или явления и обогатить содержание высказывания (страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам).
Метафора — основана на перенесении значения по сходству. Метафоры близки к сравнению и олицетворению: Русская литература — это противоядие пошлости и нрав-
Ственному уродству. Мы вышли в горы. Солнце катилось к закату. Ночь уже шла по ущелью. В трепетный сумрак озябшего сада Льётся со степи волнами прохлада. (И. Бунин)
Метафоры могут быть оригинальны, необычны, вызывать эмоциональные ассоциации и помогать лучше представить себе явление или событие.
Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. С его помощью говорящий (пишущий) привлекает к предмету (явлению) особое внимание. Сравнение может представлять собой сравнительный оборот (отражались как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями)’, Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным или сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа (ползёт улиткой).
Олицетворение — художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами: Солнце медленно всплывает над узкой тучкой; Содрогаясь от мук, пробежала над морем зарница.
Так как публицистика адресована широкой аудитории, она стремится к простоте и доступности, деление на абзацы тоже подчинено задачам публицистики. Поэтому в отдельный абзац может быть выделено одно предложение, если оно несёт особую эмоциональную нагрузку.
Работа с учебником — с. 237. Чтение и составление конспекта теоретического материала о средствах эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Что нового для себя вы нашли в материале учебника?
6. Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.
1) Анализ текста. (Текст распечатан для каждого)
(1)Сперва договоримся о том. что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, 90
Цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.
(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку, редкая и драгоценная. (З)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…
(В. Астафьев)
Выпишите слова и словосочетания, относящиеся к публицистическому стилю. Определите вид использованных в тексте предложений: простые или сложные? Начертите схемы сложных предложений. Охарактеризуйте их по цели высказывания, по эмоциональной нагрузке. Укажите осложнённые предложения. Чем они осложнены? Сделайте вывод об особенностях синтаксического строя предложенного текста. Укажите, какие средства выразительности используются в этом тексте (экспрессивный повтор, ряды однородных членов, газетно-публицистическая фразеология, разговорные синтаксические конструкции). Примеры запишите.
2) Упражнение 409.
3) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их постановку. Определите стиль и тип этого текста. Докажите, что это текст публицистического стиля, обоснуйте свой ответ. Определите тему и основную мысль текста. Приведите примеры слов и словосочетаний, относящихся к публицистическому стилю.
Св. тыни бывают различные и различна их иерархия. Но бе(сс, с)порно среди них место Родины. У кого есть настоящая Родина и чувство ее тот не нищ. Одно дело ^воспринимать изнутри. Другое —со стороны. Судьба поставила нас теперь име(нн, н)о как бы в ст..ронку. Что же, может быть, в облегче(нн, н)ом виде зрение и верней.
Многое вид. гиь о Родине по. иному иначе оценива. шь. Яснее чу..ствуешь например что не так молода Россия. Когда в самой России жили среди повседневности деревя(нн, н)ых изб проселочных дорог менее это замечали. Издали избы бани заборы не так существе(нн, н)ы.. Все это помним мы и любим — порою даже мучительно. Но кроме этого яснее чище видим общий тысячелетний и духовный облик Родины. Сильнее ощущаешь связь истории связь поколений их движение. Представляешь это движение даже значительнее чем казалось раньше.
(Б. Зайцев)
Определите значение слова Святыня. Какое значение оно имеет в тексте?
4) Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?
Небо н дорога
Прошла по листве мокрая гулкая буря, над лесной дорогой нашей разомкнулись деревья. В осиннике стало светло, и в лужах теперь стоит небо.
Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а внизу — сине. Глянешь — и гуси плывут в небесах под ногами. Голова даже кружится. И кажется, летишь.
На что конь, и тот порой забудется и упрётся перед лужей, глядит под нога в небо бешеными глазами, словно в пропасть.
1) метафора 4) олицетворение
2) риторический вопрос 5) инверсия
3)сравнение
(Ответ: 1, 3, 4, 5)
5) Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?
Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, по которой мы шли, волнистые облака тумана рассеялись и сделалось жарко. Солдаты с ружьями и мешками на плечах медленно шагали по пыльной дороге. В рядах слышались изредка малороссийский говор и смех. Навьюченные повозки подвигались шаг за шагом и поднимали густую неподвижную пыль. Офицеры ехали верхами впереди, джигитовали, другие занимались песенниками, которые, несмотря на жару и духоту, неутомимо играли одну песню за другой.
(По Л. Толстому)
1)эпитеты, 2) олицетворение,
3) однородные члены, 4) фразеологизмы
6) Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?
Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.
Пока гребём, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы. И наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке.
(По А. Сабирову)
I) эпитеты 2) экспрессивная разговорная лексика
3) фразеологизмы 4) вводные слова
7) Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?
Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света. И брёвна загораются, как слоистый янтарь. Всходит солнце.
Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь улыбающийся солнечный свет. Всё никнет, только человек не сдаётся.
(По Г. Паустовскому)
I) метафора, 2) олицетворение,
3) риторический вопрос 4) фразеологизмы
7. Творческая работа (для сильных учащихся)
С помощью каких языковых средств автор даёт возможность читателю увидеть, услышать и почувствовать, как ранний летний вечер сменяется ночью?
Вечер в поле встречает нас целым архипелагом пышных золотисто-лиловых облаков на западе, необыкновенной нежностью и ясностью далей… Свежеет, и блеск вечера меркнет. Меланхолично засинели поля, далеко-далеко на горизонте уходит за черту земли огромным мутно-малиновым шаром солнце. И что-то старорусское есть в этой печальной картине, в этой синеющей дали с мутно-малиновым щитом. Вот он ещё более потускнел, вот от него остался только сегмент, потом — дрожащая огневая полоска… Быстро падает синеватый сумрак летней ночи, точно кто незримо сеет его; в лужах уже холодно, как в погребе, и резко пахнет росистой зеленью — только изредка повевает откуда-то теплом… В сумраке мелькают придорожные лозинки, и на них, нахохлившись, спят вороны… А на востоке медленно показывается большая голова бледного месяца.
Как печальны кажутся в это время тёмные деревушки, мёртвую тишину которых будит звук рессор и бубенчиков! Как глуха и пустынна кажется старая большая дорога, давно забытая и неезженая! Слава богу, хоть месяц всходит! Всё веселее…
(И Бунин)
8. Домашнее задание. Упражнение 406 и 408 (по выбору учащихся)