Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЦЕЛЬ: Обобщить знания об особенностях официально — делового…

ЦЕЛЬ: Обобщить знания об особенностях официально — делового стиля, показать своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Познакомить с основными требования­ми к составлению деловых бумаг, официальных документов. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с орфографическими нор­мами (А13, А15).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографический диктант (выборочно-распредели­тельный) по тексту упражнения 461. (Объём диктанта и набор слов определяет учитель)

3. Индивидуальная работа. (Проводится параллельно для сильных учащихся.) Отработка умений и навыков.

Карточка 1. (По материалам задания А13 ЕГЭ — право­писание корней)

А) В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) подр..жание, закр..постить, приложение

2) зав..зать, пл..нительный, л..пата

3) подтвердить, профессионально, прогр..ммист

4) закр..питься, нисп..дать, б..нокль

Б) В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) ор..ол, д..виз, пер..петии

2) опр. хнённая вода, выч..тание, д..пеша

3) преодолевать, объед..нение, ежен..дельный

4) абонемент, оп..ративный, выб..рут

В) В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

1) м..тежный, примешь, вым..тем

2) оп..реться, выч..т, упом..нуть

3) пом..ряться (силами), прим..риться, отм..рать

4) расстелить, ст..реть, прик..сновение

Г) В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) х..рактеристика, ЧеСтотный, вн..мание

2) осл-.жнённый, к. рректный, выск..зать

3) п-.лноценный, зал..вать, ум..лять (значение)

4) к..лючий, разл..чать, выт..рать

Д) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бЛеСтали, инт..ресовать, ид..ал

2) приск..кал, предназн..чение, опр..вдал

3) соб..рала, ч..столюбие, объед..няется

4) погру..чик, мер..кий, подно..чик

Е) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бЛеСтали, инт..ресоваться, опт..мизм

2) приск..кал, ид..ал, соб..рала

3) интеллигенция, ч. хтолюбие, бл. хтящие

4) объед.-няет, предназн..чение, п..лисадник

(Ответ: АЗ; Б4; В4; ГЗ; Д2, ЕЗ)

Комментарий к заданию.

В задании необходимо проанализировать слова с орфо­граммами в корне (безударными и чередующимися гласными, а также непроизносимыми и сомнительными согласными) и выбрать тот ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Для успешного выполнения этого задания вспомним, что безударные гласные в корне слова, проверяемые и непро­веряемые ударением, пишутся в соответствии с морфологиче­ским принципом — единообразно во всех словах, поэтому для проверки необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная стояла в сильной позиции (под ударением): Интеллектуальный — интеллект, чистоплотный — чисто, преподаватель — дать.

Слова с непроверяемыми гласными в корне нужно запом­нить: Оптимизм.

Кроме того, следует знать список корней с чередующими­ся гласными и правила их написания.

Правописание чередующихся гласных зависит:

> от ударения:

Под ударением

Без ударения

-гар—— гор-

А

О

-клан——- клон-

А

О

-твар——- твор-

Пишется,

О

Что слышится

-зар—— зор-

О

А

> от конечной согласной корня:

-раСт/щ- —рос-

-лаг——- лож-

-скак—— скоч-

Исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачок, скачу

> от наличия суффикса — а-

Есть суф. -а-

Нет суф. -а-

-бир-

-бер-

-пир-

-пер-

-жиг-

-жег-

-дир-

-дер-

-тир-

-тер-

-кас-

-кос-

-стил-

■стел-

-мир-

-мер-

-блист-

-блест-

-чит-

-чет-

Исключения: Сочетать, сочетание, чета > от значения корня:

-мак—— Пишется в глаголах, имеющих значение «погру­

Жать в жидкость»: Макать сухарь в чай’,

-мок—— В глаголах со значением «пропускать жидкость»:

Вымокнуть под дождем;

-равн—— Пишется в словах со значением «равный, одина­

Ковый, наравне»: Подравнять (сделать равным);

-ровн—— В словах со значением «ровный, прямой, глад­

Кий»: Подровнять (сделать ровным).

В словах с чередованием -плав——— плов- (-плыв-):

Плов— пишется только в словах Пловец, пловчиха;

Плыв— только в слове Плывуны.

В остальных случаях пишется корень -плав-.

В корнях с чередованием А(я) — им, а(я) — ин пишутся -им- и -ин-, если дальше следует суффикс -а-‘, пожать — по­жинать, понял — понимать;

Им- сохраняется и в производных формах, даже если нет суффикса -а-: подниму.

Помните!

Нельзя проверить глаголы совершенного вида с помощью глаго­лов несовершенного вида на -ивать (-ыватъ)’. (что сделать?)Рас­спросить — расспрос, но не (ч т о делать?) Расспрашивать!

Согласные корня можно разделить на следующие группы:

1. Проверяемые оглушённые и озвончённые. Способ про­верки— подбор однокоренного слова, в котором согласный стоит в сильной позиции: Изморось (моросит мелкий дождь) — Моросить

2. Непроверяемые. Слова надо запомнить: рюкзак.

3. Непроизносимые (в сочетаниях Стн, стл, здн, лнц, рдц, вств). Способ проверки — подбор родственных слов, в кото­рых непроизносимые согласные будут ясно слышаться (вла­стный — власть, наивысший — высокий)

Помните! Чувство, блеснуть, ровесник, сверстник.

Рассмотрим одно из заданий.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бл..стали, инт. ресоваться, оптимизм

2) приск..кал, ид..ал, соб. рала

3) инт..ллигенция, ч. хтолюбие, бл. хтеть

4) объединяет, предназначение, п..лисадник

Прочитав предложенные слова, вставляем в них пропу­щенные буквы:

1) Блистали (корень -блист-, есть суф. — а-), Интересо­ваться (словарное слово), Оптимизм (словарное слово);

2) Прискакал (корень -скак а перед согл. к), Идеал (сло­

Варное слово), Собирала (корень -бир-, есть суф. — а-);

3) Интеллигенция (словарное слово), Честолюбие (прове­ряем словом Честь), блестеть (-блеет-, за корнем нет суф­фикса — а-);

4) Объединяет (проверяем словом Единый), предназначение (проверочное слово — Значить), палисадник (словарное слово).

Итак, только в третьей строке во всех словах вставляем бу­кву Е. Ответ: 3.

Карточка 2. (По материалам задания А15 ЕГЭ — написание гласных в суффиксах причастий и личных окончаниях глаголов)

Выполнить задания:

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

1) бре..шься, разбиваемая

2) нездоровится, накормле. нный

3) снегта..т, выстрел..вший

4)обид..вший, испортишь

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Ю?

1) се..щий, (посевы) выгор..т

2) самокле..щийся. (они) вывес..т (объявление)

3) волну,.щийся, собаки почу..т (волка)

4) бор..щийся, (они) наде..тся.

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква И?

1) крестьянин кос-.т, непередаваемые ощущения

2) лесоруб пил-.т, мысл..мый отвлечённо

3) мыл„т руки, предполагаемый результат

4) печка ТОП..ТСЯ, наруша..мый всеми.

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Я?

1) сто-.щий (дешевле), (они) высп..тся, раста. л

2) та..щий (снег), (они) встрет..т, ла..ть

3) закле..нный, (они) езд..т, раска..лся

4) вер..щий, (они) вырас т..т (урожай), измеренный

(Ответ: I — 1); 2 — 4) 3 — 2); 4 — 1)

Комментарий к заданию.

Прежде всего нужно определить спряжение у представ­ленных глаголов и у тех глаголов, от которых образованы причастия из этого задания, т. к. верный выбор безударного окончания глагола и гласная в суффиксе причастий настоя­щего времени зависят от спряжения исходных глаголов. У глаголов J-ro спряжения употребляются следующие личные окончания: -ешь, — ет, — ем, — ете, — ут (-ют) (молнии блещут), А у причастий настоящего времени, образованных от этих глаголов, суффиксы -ущ-(-ющ-) или -ем — (у страдательных причастий) — Щекочущий, движущаяся, колышущиеся, тре­пещущие. То есть доминирующей гласной в этих окончаниях и суффиксах является Е (в единственном числе), У(ю) — во множественном.

У глаголов II спряжения личные окончания: -ишь, -ит, — им, — ите, — ат (-ят) (рушатся, держатся, слышатся), а у обра­зованных от них причастий настоящего времени — суффиксы -ащ-(-ящ) или -им-. Мы видим, что у глаголов II спряжения в окончаниях и в суффиксах образованных от них причастий настоящего времени доминирующей гласной в единственном числе является И, а во множественном числе А (я).

Для определения спряжения глагола с безударным оконча­нием глагол следует поставить в неопределённую форму, задав вопросы что делать? или что сделать? Ко II спряже­нию относятся глаголы с неопределённой формой на -ить (кроме Брить, стелить) и глаголы-исключения: 4 глагола на -ать (слышать, дышать, держать, гнать) и 7 глаголов на -еть (видеть, обидеть, терпеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, смотреть). Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

4. Работа по основной теме урока. Обобщение и систе­матизация сведений об официально-деловом стиле, зна­комство с его лексическими, морфологическими, синтак­сическими особенностями.

1) Слово учителя. Официально-деловой стиль — это разновидность книжного стиля. Сфера его применения — пра­вовая сфера, т. е. деловые, служебные отношения между граж­данами и государством, жителями и органами власти, одного учреждения с другим и т. д. Официально-деловой стиль — язык деловых бумаг, различных документов.

Задача официально-делового стиля — точная передача де­ловой информации практического характера. Основное требо­вание, предъявляемое к деловым бумагам, — предельная точ­ность и однозначность информации, исключающая различное толкование содержания. В деловых документах даются пол­ные наименования государств, государственных органов, уч­реждений.

2) Самостоятельная работа с учебником — с. 285, 286 зна­комство с теоретическими сведениями об официально-деловом стиле. Составление тезисного плана раздела «Общие признаки официально-делового стиля речи» (лексические, морфологи­ческие, синтаксические).

5. Отработка умений и навыков. Тренировочные упраж­нения.

1) Упражнение 457 — отметить признаки официально-де­лового стиля в предложенном тексте, используя самостоя­тельно составленный план раздела учебника.

2) Выборочно-распределительный диктант (по тексту упражнения 461). Записать слова и словосочетания в три столбика: официально-деловая лексика; нейтральная лексика; лексика, не использующаяся в официально-деловом стиле.

3) Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Запиши­те лексическое значение этих слов:

Контракт, кредитор, товарооборот, макл..р, н. минап, с..ртификат, ответчик, за. вит ель, он., кун.

Укажите стилевую принадлежность записанных слов.

4) К толкованиям, данным ниже, подберите соответст­вующие термины из списка: Бартер, концессионер, спонсор.

Поручитель, гарант, финансирующее лицо;

Торговая сделка на основе натурального обмена;

Владелец или совладелец договора с государством на экс­плуатацию промышленных предприятий, природных богатств.

Вариант: упражнение 462.

5) Слово учителя о канцеляризмах и речевых штам­пах и ошибках, связанных с их употреблением.

Канцеляризмы — слова, применяемые в официально­деловой речи и неуместные в других речевых стилях.

Канцеляризмы снижают качество литературной речи, вле­кут за собой появление речевых штампов, «слов-паразитов», тавтологию (повторение сказанного иными словами или по­вторение однокоренных слов) и плеоназмы (словосочетания, содержащие излишний в смысловом отношении компонент). Они лишают речь необходимой простоты, живости, придают ей «казённый» характер.

Речевые штампы — это «модные» слова и выражения, по­лучившие широкое распространение. Например: Нацелить внимание на выполнение задач; охватить всех сотрудников; рассмотреть под углом зрения. Речевые штампы часто сопро­вождаются парными словами: Критика —резкая; поддержка — горячая, размах широкий.

От речевых штампов следует отличать языковые стандар­ты — готовые фразы, используемые для точной передачи ин­формации: растущие духовные потребности, встреча в верхах. Шаблонные обороты — это речевые штампы, образованные в результате влияния официально-делового стиля на нейтраль­ную речь: На сегодняшний день, на данном этапе. Универ­сальные слова — слова, которые используются в самых раз­ных, часто неопределённых значениях: Вопрос, мероприятие, содружество.

6) Редактирование теста, содержащего канцеляризмы, — упражнение 472 или анализ текста: прочитайте текст фельето­на Г. Рыклина «Совещание имён существительных». Можно ли отнести его к официально-деловому стилю? Приведите примеры лексики официально-делового стиля из этого текста. Какие лексические и синтаксические средства не соответст­вуют этому стилю?

В тексте найдите речевые штампы. Запишите, исправляя ошибки там, где это возможно.

В одно прекрасное утро на лужайке недалеко от окраины, ко­торая за сравнительно небольшой отрывок времени до неузнавае­мости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имён существительных против шаб­лона.

Получилась любопытная картина, которая не могла оставить неизгладимого впечатления. Собравшиеся разошлись только тогда, когда наступил ясный полдень. Будем надеяться, что эта мощная волна протеста против однообразия прилагательных дойдёт до ли­тераторов, и они твёрдой поступью пойдут по пути улучшения сво­его языка.

6. Знакомство с особенностями написания деловых бумаг.

1) Познакомьтесь с образцами заявления, прочитав теоре­тический материал на с. 289-290 учебника. Выполните уп­ражнение 463.

2) Прочитайте автобиографию С. Есенина и А. Твардовс­кого (упражнение 467). Являются ли эти автобиографии доку­ментами официально-делового стиля? Обоснуйте своё мнение.

Выполнение упражнения 466 — написание автобиографии по схеме на с. 290-291.

7. Домашнее задание.

Составление деловых бумаг — упражнение 465.

Уроки 13, 14

Публицистический стиль, его особенности,
средства эмоциональной выразительности
в публицистической речи

ЦЕЛЬ: Обобщить знания об особенностях публицистиче­ского стиля. Познакомить с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использо­ванием в текстах разных стилей средствами художествен­ной выразительности (В8).

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Закончите фразы деловых писем:

В ответ на Вашу просьбу..

Считаем необходимым ещё раз напомнить вам..

Ставим вас в известность о..

Мы будем весьма признательны Вам за участие в.

Убедительно просим Вас

2. Словарная работа По тексту упражнения 386. Укажите слова публицистического стиля.

3. Обобщение материала по теме «Стили речи».

Запишите текст (под диктовку). Объясните расстановку знаков препинания. Определите стиль речи данного текста (публицистический), обоснуйте свой ответ, указав тему и основную мысль текста. Приведите примеры слов и слово­сочетаний, относящихся к публицистическому стилю.

(1) Мы говорим, что время делает песни, и это верно. (2) Но разве сами песни не делают время? (3) Входя в нашу жизнь, они не только становятся следом времени, не только формируют его культурный фон, но часто, выступая как советчики, выдвигают свою аргументацию в тех или иных вопросах, дают свою оценку событиям.

(4) Если ехать из Набережных Челнов по Мензелинскому трак­ту к строительной площадке КамАЗа, то в ясную погоду за не­сколько километров можно прочитать на горизонте слова, каждая буква которых сделана из огромных бетонных панелей. (5) «Не каждому дано так щедро жить — на память людям города да­рить», — повторяют бетонные буквы строчку из песни. (6) Это апофеоз песенной жизни, высокая награда, счастливая судьба — не быть забытой людьми, стать им полезной, суметь воплотиться в духовные движения, в черты характеров, в твердую убежденность.

(7) Так мысли превращаются в образы, так образы превра­щаются в символы. (8) Так молодой офицер, трясясь в полуживой полуторке где-то между Дмитровом и Москвой, сочиняет то, что навсегда останется в людской памяти и что будет потом навек выбито в торжественном граните. (9) «И врагу никогда не до­биться, чтоб склонилась твоя голова». (10) И мы стоим у «ежей» на Ленинградском шоссе и обнажаем головы перед этой грозной и решительной надписью. (11) И благодарим поэта.

(12) Конечно, не всякую песню постигает такая судьба, не всем дано так реально быть изготовленным в бетоне, отлитым в металле, высеченным в граните. (13) С этим в конце концов мож­но потерпеть. (14) Но входить в душу человеческую, оставаться там пусть малыми, но надежными опорами гуманизма, честности, преданности — прямая задача песни.

(По Ю. Визбору.)

4. Знакомство с основными признаками публицистиче­ского стиля (учебник, с. 229, 230) и его лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями.

Отличительной чертой публицистического стиля является соединение в нём стандарта и экспрессии, логичности и эмо­циональности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.

Для лексики публицистического стиля характерны:

> соединение клише (поставить вопрос, правовое государст­во, здравый смысл) и метафор, эпитетов, сравнений (пульс времени, солдаты удачи)’,

> употребление слов торжественной лексики (держава, свершение, воздвигать) рядом с разговорно-просторечны­ми словами (бабки, крутой, зелёные (в знач. доллары))’,

> авторы публицистических текстов находятся в постоянном поиске новых слов и выражений, привлекающих читате­лей своей новизной. Если такое выражение удачно, оно начинает эксплуатироваться в текстах других авторов (слово Золото в значении «природное богатство» породи­ло выражения Белое золото (хлопок), чёрное золото (нефть), зелёное золото (леса)’,

> появление большого количества иностранных слов: Спи­кер, имиджмейкер, холдинг, брифинг и неологизмов: Ду­мец, интернетчик’,

> употребление многозначных слов, слов в переносном зна­чении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателя и слушателя.

Морфологические особенности:

> речь часто ведётся от первого лица и глаголы употребля­ются в первом лице или повелительном наклонении;

> настоящее время используется для описания событий, происходящих в прошлом;

> часто употребляются прилагательные в превосходной степени. Синтаксические особенности:

> использование преимущественно простых предложений;

> замена причастных и деепричастных оборотов сложно­подчинёнными предложениями;

> использование номинативных предложений (особенно в заголовках);

> восклицательные, вопросительные предложения, ритори­ческие вопросы, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях, синтаксический параллелизм предложений, построенные по законам градации предложения с одно­родными членами.

5. Расширение знаний о средствах эмоциональной вы­разительности публицистического стиля (слово учителя).

Напомним некоторые теоретические сведения о наиболее распространённых языковых средствах выразительности и фигурах речи.

Итак, нашу речь образной и выразительной делают лек­сические и фразеологические средства выразитель­ности. Слово ведь не только называет предмет, качество, дей­ствие или состояние, но и может передавать отношение гово­рящего, его эмоции, оценку, быть экспрессивным, т. е. указы­вать на степень проявления признака (большой — колоссаль­ный). Особую выразительность речи придают авторские не­ологизмы (новообразования), т. к. они прозрачны по смыслу, структуре и экспрессивной окраске: Сквернопение.

Для создания образности и эмоциональности кроме слов используются фразеологизмы, т. е. устойчивые словосочета­ния, равные по смыслу одному слову. Обладая смысловой ём­костью, экспрессивностью, фразеологизмы помогают немно­гими словами сказать очень многое: ..в считанные секунды; Если интеллигентность делает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей.

Среди языковых средств выразительности наиболее рас­пространены следующие тропы:

Эпитет — это художественное определение, позво­ляющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета или явления и обогатить содержание высказывания (страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам).

Метафора — основана на перенесении значения по сходству. Метафоры близки к сравнению и олицетворению: Русская литература — это противоядие пошлости и нрав-

Ственному уродству. Мы вышли в горы. Солнце катилось к закату. Ночь уже шла по ущелью. В трепетный сумрак озябшего сада Льётся со степи волнами прохлада. (И. Бунин)

Метафоры могут быть оригинальны, необычны, вызывать эмоциональные ассоциации и помогать лучше представить себе явление или событие.

Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. С его помощью говорящий (пишущий) при­влекает к предмету (явлению) особое внимание. Сравнение может представлять собой сравнительный оборот (отража­лись как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями)’, Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнитель­ным или сочетание глагола с существительным в форме тво­рительного падежа (ползёт улиткой).

Олицетворение — художественный приём, осно­ванный на наделении неодушевлённых предметов человече­скими качествами и чувствами: Солнце медленно всплывает над узкой тучкой; Содрогаясь от мук, пробежала над морем зарница.

Так как публицистика адресована широкой аудитории, она стремится к простоте и доступности, деление на абзацы тоже подчинено задачам публицистики. Поэтому в отдельный абзац может быть выделено одно предложение, если оно несёт осо­бую эмоциональную нагрузку.

Работа с учебником — с. 237. Чтение и составление кон­спекта теоретического материала о средствах эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Что нового для себя вы нашли в материале учебника?

6. Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.

1) Анализ текста. (Текст распечатан для каждого)

(1)Сперва договоримся о том. что каждый человек не­повторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, 90

Цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку, редкая и драгоценная. (З)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных об­стоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выно­сят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жиз­ни, и я очень стараюсь за преданность платить преданно­стью, за любовь — любовью. (7)Каждую свою книгу, каж­дую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронто­вых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядоч­ность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный бал­ластом или мусором на один борт корабль, и давно бы оп­рокинулся и затонул…

(В. Астафьев)

Выпишите слова и словосочетания, относящиеся к публи­цистическому стилю. Определите вид использованных в тек­сте предложений: простые или сложные? Начертите схемы сложных предложений. Охарактеризуйте их по цели высказы­вания, по эмоциональной нагрузке. Укажите осложнённые предложения. Чем они осложнены? Сделайте вывод об осо­бенностях синтаксического строя предложенного текста. Ука­жите, какие средства выразительности используются в этом тексте (экспрессивный повтор, ряды однородных членов, га­зетно-публицистическая фразеология, разговорные синтакси­ческие конструкции). Примеры запишите.

2) Упражнение 409.

3) Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их постановку. Определите стиль и тип этого текста. Докажите, что это текст публицистического стиля, обоснуйте свой ответ. Определите тему и основную мысль текста. Приведите примеры слов и словосочетаний, относящихся к публицистическому стилю.

Св. тыни бывают различные и различна их иерархия. Но бе(сс, с)порно среди них место Родины. У кого есть настоя­щая Родина и чувство ее тот не нищ. Одно дело ^восприни­мать изнутри. Другое —со стороны. Судьба поставила нас теперь име(нн, н)о как бы в ст..ронку. Что же, может быть, в облегче(нн, н)ом виде зрение и верней.

Многое вид. гиь о Родине по. иному иначе оценива. шь. Яснее чу..ствуешь например что не так молода Россия. Когда в са­мой России жили среди повседневности деревя(нн, н)ых изб проселочных дорог менее это замечали. Издали избы бани за­боры не так существе(нн, н)ы.. Все это помним мы и любим — порою даже мучительно. Но кроме этого яснее чище видим общий тысячелетний и духовный облик Родины. Сильнее ощу­щаешь связь истории связь поколений их движение. Представ­ляешь это движение даже значительнее чем казалось раньше.

(Б. Зайцев)

Определите значение слова Святыня. Какое значение оно имеет в тексте?

4) Какие из перечисленных средств выразительности ис­пользуются в тексте?

Небо н дорога

Прошла по листве мокрая гулкая буря, над лесной дорогой нашей разомкнулись деревья. В осиннике стало светло, и в лужах теперь сто­ит небо.

Замрёшь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а внизу — сине. Глянешь — и гуси плывут в небесах под ногами. Голо­ва даже кружится. И кажется, летишь.

На что конь, и тот порой забудется и упрётся перед лужей, глядит под нога в небо бешеными глазами, словно в пропасть.

1) метафора 4) олицетворение

2) риторический вопрос 5) инверсия

3)сравнение

(Ответ: 1, 3, 4, 5)

5) Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, по которой мы шли, волнистые облака тумана рассеялись и сдела­лось жарко. Солдаты с ружьями и мешками на плечах медленно ша­гали по пыльной дороге. В рядах слышались изредка малороссий­ский говор и смех. Навьюченные повозки подвигались шаг за шагом и поднимали густую неподвижную пыль. Офицеры ехали верхами впереди, джигитовали, другие занимались песенниками, которые, несмотря на жару и духоту, неутомимо играли одну песню за другой.

(По Л. Толстому)

1)эпитеты, 2) олицетворение,

3) однородные члены, 4) фразеологизмы

6) Какие из перечисленных средств выразительности ис­пользуются в тексте?

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребём, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сби­лись в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, свя­зываем лапы. И наш ковчег снова продолжает плавание по разлив­шейся реке.

(По А. Сабирову)

I) эпитеты 2) экспрессивная разговорная лексика

3) фразеологизмы 4) вводные слова

7) Какие из перечисленных средств выразительности ис­пользуются в тексте?

Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бре­венчатые стены ложатся квадраты оранжевого света. И брёвна заго­раются, как слоистый янтарь. Всходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просы­паться: всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь улы­бающийся солнечный свет. Всё никнет, только человек не сдаётся.

(По Г. Паустовскому)

I) метафора, 2) олицетворение,

3) риторический вопрос 4) фразеологизмы

7. Творческая работа (для сильных учащихся)

С помощью каких языковых средств автор даёт возмож­ность читателю увидеть, услышать и почувствовать, как ран­ний летний вечер сменяется ночью?

Вечер в поле встречает нас целым архипелагом пышных золоти­сто-лиловых облаков на западе, необыкновенной нежностью и ясно­стью далей… Свежеет, и блеск вечера меркнет. Меланхолично заси­нели поля, далеко-далеко на горизонте уходит за черту земли огром­ным мутно-малиновым шаром солнце. И что-то старорусское есть в этой печальной картине, в этой синеющей дали с мутно-малиновым щитом. Вот он ещё более потускнел, вот от него остался только сег­мент, потом — дрожащая огневая полоска… Быстро падает синева­тый сумрак летней ночи, точно кто незримо сеет его; в лужах уже холодно, как в погребе, и резко пахнет росистой зеленью — только изредка повевает откуда-то теплом… В сумраке мелькают придо­рожные лозинки, и на них, нахохлившись, спят вороны… А на вос­токе медленно показывается большая голова бледного месяца.

Как печальны кажутся в это время тёмные деревушки, мёртвую тишину которых будит звук рессор и бубенчиков! Как глуха и пус­тынна кажется старая большая дорога, давно забытая и неезженая! Слава богу, хоть месяц всходит! Всё веселее…

(И Бунин)

8. Домашнее задание. Упражнение 406 и 408 (по выбору учащихся)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *