Рубрики
ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК

(1)Шли по лесу молодой и старый охотники, точнее, — дядя и племянник

(1)Шли по лесу молодой и старый охотники, точнее, — дядя и племянник. (2)Дядя — звали его Василий Васильевич — всю жизнь в лесу. (3)Он работает на сплаве древесины и попутно занимается рыбал­кой и охотой.

(4)Племянник приехал к нему в гости из города. (б)Человек он страшно говорливый, всему удивляется, всем восхищается и норовит обязательно выстрелить. (6)Это всегда так: попало ружье в руки горожа­нина, да еще такого, который на охоте не бывал, — ну, берегись, малые птахи, берегись, сороки, галки и вороны, — идет погубитель. (7)Дичи-то ему не добыть, а тех птиц и зверушек, что сами на мушку садятся, такой охотник очень любит подшибить. (8)Да еще сфотографируется с дятлом или галкой, держа ее двумя пальцами и улыбаясь, — это на потеху род­ным деткам: вот, мол, какой ваш папа меткий стрелок…

(9)Ходили, ходили дядя с племянником — нет уток, даже в глаза ни одной не видели. (Ю)Скис племянник, едва плетется.

(Н)Свернули они в лог, вышли на покос.

(12)— Что это? — сразу пересохшим голосом спросил его племян­ник.

(13)— Рябчики, — спокойно ответил Василий Васильевич и на полянку шагнул. (14)Фыркнули крыльями рябчики и — врассыпную.

(15)Племянник — за ними. (16)Василий Васильевич поймал его за руку:

(17)— Куда? (18)Не видишь, что ли, что рябчики еще малы, бес­хвостые вовсе. (19)Вот подрастут, тогда и стреляй…

(20)— Одного, дядя Вася, на пробу.

(21)— Говорю — нельзя!

(22)— Одного, дядь Вась… (23)Никто не узнает.

(24)— Тьфу ты, азартный какой! — ругнулся дядя Вася и хитро сощурился. (25)— Ну, ежели одного, на пробу. (26)А не пожалеешь?

(27)— Да что вы? — сглотнул от нетерпения слюну племянничек, а сам уже курок взвел и глазами зыркает по лесинам, но рябчиков уви­деть не может.

(28)— Ну, как? — подошел ближе к племяннику дядя.

(29)— Не могу заметить. (ЗО)Мне бы только на миг… (31)Я бы… — зашептал племянник.

(32)Дядя покосился на племянника и усмехнулся. (ЗЗ)Аж побледнел от напряжения паренек, а глаза алчные. (34)«Ну, этого надо сразу отучать от лесного хулиганства, иначе лихой браконьер-хапуга из него получит­ся», — подумал Василий Васильевич и показал племяннику на пихту:

(35)— Гляди, во-о-он подле пихты липа?

(36)—Ах, как же это я раныпе-то не заметил? (37)Сейчас, сей­час, — целится парень в серенький комочек, чуть видимый сквозь пих­товую хвою.

(38)— Лучше целься, не промажь, — сказал Василий Васильевич, и в голосе его смех послышался, но не обратил на это внимание племян­ник. (39)Он еще плотнее прижал ружье к плечу и ба-бах! (40)Побежал племянник к пихте, а Василий Васильевич — в лог, к воде.

(41)Спустя минуту увидел: мчится по косогору его племянничек, ружье бросил, орет благим голосом, а за ним столбится и гудит осиный рой.

(42)— В воду! — скомандовал Василий Васильевич. (43)— Руками не маши! (44)В воду!

(45)Взвизгнул парень и бултыхнулся лицом в ручеек. (46)А когда приподнялся — Василий Васильевич упал на траву, сраженный сме­хом. (47)Племянника не узнать: все лицо его в огромных волдырях, один глаз вовсе заплыл, верхнюю губу на сторону унесло.

(48)— Наклепали тебе рябчики морду-то!

(49)Прыткий охотник уже понял, что Василий Васильевич нароч­но втравил его в эту историю — осиное гнездо вместо рябчика показал. (50)И обижаться нельзя: не жадничай, не подличай в лесу.

(По В. Астафьеву)

Задание 1. Охарактеризуйте слова по стилевой принадлежно­сти и, зная их лексическое значение, прокомментируйте роль в тексте.

Слово

Характери­стика слова по стилевой при­надлежности

Лексическое значение

Функция в тексте (зачем автор упот­ребляет это слово?)

1. Алчный

Жадный, ко­рыстолюбивый, не­насытный, без меры охочий до чего-либо человек.

2. Хапуга

С жадностью берущий, хватаю­щий что-либо.

3. Зыркать

Быстро осмат­риваться по сторо­нам.

9^ Задание 2. Допишите аргументационную часть предложения, вставив требуемое вместо прочерков и скобок.

Автор называет племянника устаревшим словом

(пр. 6), и читатель сразу понимает: (про­комментировать роль этого слова, указав лексическое значение).

Однако В. Астафьев и грамматически подчеркивает эту мысль в данном предложении: повтор глаголов (указать наклонение) «бере­гись» и (указать название этого грамматического явления) («малые птахи…, сороки, галки и вороны») Помогают убедиться в том, что

Задание 3. Выберите правильно прокомментированный вари­ант роли сочинительного союза «а» в следующих сложносочи­нённых предложениях:

(40)Побежал племянник к пихте, а Василий Васильевич — в лог, к воде.

1. Соединяет части сложносочинённого предложения, выражает значение одновременности событий.

2. Обозначает противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом «между тем»).

3. Обозначает противоречие ожидаемому, должному с точки зрения говорящего.

Напишите аргументационную часть о роли этого сочинительного союза как грамматического средства в данном предложении.

•о — Задание 4. Вставьте в следующие фрагменты сочинения сло­ва, роль которых прокомментирована.

1. Долгие блуждания по лесу очень утомили племянника, и автор передаёт его состояние с помощью слова с переносным значением «»(пр. 10): этот горе-охотник впал в уныние от того, что не смог сразу добыть дичи, настреляться.

2. Например, рассказывая о том, как стаей взлетели рябчики, автор использует многозначное слово «» (пр. 14), и оно точно передаёт шум, который создали они при взлёте.

3. Так, указав племяннику на осиное гнездо, Василий Васильевич, едва сдерживая смех, советует племяннику: «» (пр. 38). Этим многозначным словом передана и ирония дяди, и в переносном смысле пожелание научиться правильно вести себя в лесу, беречь природу, не быть хапугой.

Задание 5. Исправьте орфографические ошибки в сочинении.

«…Напремер, хорактиризуя охотничьи качиства плимянека, пе — сатиль используит разгаворнае слово «прыткий», и в нём явно звучит афтарская ирония: резвасть браконьера обернулась против него самого.

Спроведливасть такого исхода событий переданна В. Астафьевым в бессоюзнам сложном придложение 50: пречиные отнашения между честями в нём застовляют каждого панять, что жаднасть и подласть до дабра ни даводят».

Задание 6.

Напишите сочинение о роли лексических и грамматических явлений в предложении 41 по следующей схеме.

Тезис

Лингвист Г. Степанов утверждает: «Сло­варь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».

Рассуждение о первой части тезиса (о лексике)

Пример лексического явления, его роль

Рассуждение о второй части тезиса (о грамма­тике)

Пример грамматическо­го явления, его роль

Вывод

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *