Жанры публицистического стиля:
устное выступление, доклад, очерк
ЦЕЛЬ. Познакомить с особенностями устного выступления, доклада и очерка. Дать представление о требованиях к заданию части С ЕГЭ.
Ход урока
1. Проверка домашнего задании.
2. Знакомство с жанрами публицистического стиля.
Слово учителя.
Публицистику иногда называют летописью современности, т. к. она обращена к актуальным проблемам общества (политическим, социальным, культурным, бытовым). Тексты публицистического стиля отличаются разнообразием тем и языкового оформления. Так, например, жанр репортажа в газете, на радио и на телевидении будет существенно различаться. Тем не менее все жанры публицистики имеют и множество общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. Такие тексты всегда адресованы большой аудитории и выполняют две функции: информационную и воздействующую. Воздействие публицистического текста может быть прямым, когда на собраниях, митингах ораторы призывают присутствующих поддержать или отвергнуть какую-либо идею. Оно может быть и скрытым, как в разнообразных информационных программах, когда сам подбор фактов, их рассмотрение, характер их подачи предусматривают определённое воздействие на зрителей и слушателей. Таким образом, публицистика активно вмешивается в жизнь и формирует общественное мнение.
Наиболее распространёнными считаются следующие жанры публицистики: устное выступление, доклад, дискуссия, очерк, эссе.
В устном выступлении особенно важно начало речи, убедительная аргументация основной мысли.
Работа с учебником — составление конспекта статьи учебника об устном выступлении — с. 266—267.
Анализ текста упражнения 437, подготовка собственного пояснения и примеров к тексту.
Знакомство с жанром доклада — составление конспекта статьи учебника — с. 276—277,
3. Тренировочное упражнение — самостоятельное соСтавление плана устного выступления по темам «Молодёжь и проблема досуга» (1-й вариант); «Музыка, которую я люблю» (2-й вариант).
Напишите миниатюру на заданную тему в публицистическом стиле. Тема: «Книга»
Знакомство с жанром очерка — работа с учебником (страница 248) — составление конспекта.
4. Закрепление изученного материала.
Назовите характерные признаки очерка (документальность, достоверность фактов, событий, о которых идёт речь).
Прочитайте текст из упражнения 411. К какому стилю его можно отнести? Обоснуйте своё мнение. Озаглавьте текст. Отметьте средства выразительности, характерные для этого текста. Запишите текст указа Петра, используя современные нормы языка.
5. Знакомство с формулировкой заданий части С (ЕГЭ) и комментариями к этому типу заданий.
Задание части С представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание 96
Проверяет реальное состояние практических умений выпускников (владение ими монологической речью, умение аргументированно излагать свою точку зрения) и общее состояние их культуры.
Формулировки этого задания могут быть следующими:
Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Считаете ли вы актуальной для нашего времени тему, поднятую автором? Выскажите своё мнение о содержании текста, аргументируйте свою позицию. Отметьте 2—3 средства выразительности. характерные для данного текста, объясните их роль в данном тексте и приведите примеры их использования.
Напишите сочинение-рассу. ждение по прочитанному тексту. Напишите, о чём этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте. Отметьте не менее двух наиболее характерных для этого текста средств выразительности Объясните их роль в тексте, приведите примеры.
Важнейшим условием успешного выполнения этого задания является понимание исходного текста, адекватное восприятие его темы, проблем, поднимаемых автором, авторской позиции. Следовательно, прежде всего необходимо ещё раз перечитать текст и ответить на вопросы: О чём говорится? какие вопросы ставятся?’, уточнить авторское отношение к поднимаемым проблемам (оно может быть позитивным, т. е. положительным, Негативным, Т. е. отрицательным, нейтральным, двояким) и приводимые им аргументы в подтверждение этой точки зрения; выделить используемые языковые средства, позволяющие ему выполнить основную коммуникативную задачу: в рамках выбранного стиля передать содержание высказывания и своё отношение.
Перед написанием собственного текста уточните свой замысел, ваше отношение к позиции автора текста. Если вы эту позицию разделяете, подберите примеры-доказательства в защиту выбранной позиции. Если нет — то аргументы, которые позволят вам возразить автору текста. Продумайте композицию и речевое оформление своего сочинения. Помните, что вы пишете именно сочинение, а не изложение. Ваш текст должен представлять собой толкование затронутых в исходном тексте проблем, их интерпретацию. Авторские мысли могут быть кратко вами переданы, пересказаны, процитированы, указаны с помощью ссылок на номера предложений в тексте либо обозначены при изложении собственной точки зрения. Аргументируя собственное отношение (собственную позицию), пишущий должен не только согласиться или не согласиться с автором исходного текста, но и убедительно аргументировать своё мнение.
Передавая позицию автора по той или иной проблеме, старайтесь не исказить исходную информацию, проследить ход авторской мысли и не выйти за рамки обсуждаемого вопроса. Нельзя подменять приводимые автором факты другими — это будет считаться наиболее грубой ошибкой.
Анализируя в сочинении исходный текст, постарайтесь прежде всего правильно назвать языковые средства выразительности, которые помогают автору передать его мысли; объяснить, с какой целью автор их использует, и привести п р и м е р ы из текста.
Сочинение ваше может иметь традиционную для рассуждения композицию и состоять из вступления, главной части и заключения, а может иметь и другую, более свободную, но оно должно прежде всего отличаться цельностью и связностью. Старайтесь выявить средства выразительности параллельно с рассуждениями о смысле исходного текста.
Работая над сочинением, помните, что бедная речь снижает впечатление от работы и может привести к снижению оценки за неё. Пользуйтесь разнообразными синтаксическими конструкциями, слова старайтесь употреблять в соответствии с их смыслом и лексической сочетаемостью.
6. Домашнее задание: Упражнение 411 (задания 4— 8).