Рубрики
(ОГЭ)ГИА по Биологии

Задание 1. Каким методом воспользовался И. П. Павлов, чтобы установить…

Задание 1. Каким методом воспользовался И. П. Павлов, чтобы установить рефлектор­ную природу выделения желудочного сока?

1) наблюдение

2) описание

3) эксперимент

4) моделирование

Комментарий. При выполнении заданий на выбор одного ответа из четырёх следует:

• внимательно прочитать вопрос,

• мысленно предположить ответ,

• затем прочитать все варианты предлагаемых ответов,

• выбрать правильный ответ,

• мысленно обосновать правильность выбора.

Обоснование должно быть логичным и непротиворечивым, опираться на имеющиеся био­логические знания. Чтобы выработать умение делать такое обоснование ответа, полезно при тренировке выполнять его письменно.

В данном случае верный ответ 3, так как учёный проводил опыты (эксперименты) с соба­ками, накладывая фистулу желудка, проводя мнимое кормление и др. (см. табл. 2, разд. 1.1).

Анализ затруднений, выявляемых при работе с содержательным блоком «Биология как наука», показывает, что необходимо знакомиться с методами исследования и открытиями, ко­торые с их помощью получены, обращать особенное внимание на предметы исследования таких наук, как физиология, селекция, психология, медицина (различные врачебные специ­альности).

Задание 2. Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 3 на этой схеме?

1) вода 2) углекислый газ 3) кислород 4) глюкоза

Комментарий. Действуя по предложенному в комментарии к заданию 1 алгоритму, выби раем ответ 4, поскольку цифрой 3 на схеме обозначено вещество, образующееся в ходе темно вой фазы.

Для успешного выполнения заданий блока «Признаки организмов» при изучении клетки следует повторить сведения о строении и функционировании клеток растений, грибов, животных, бактерий. Необходимо тщательно изучать органоиды, химический состав клетки и процессы обмена веществ, обращая внима­ние на АТФ, фазы фотосинтеза, этапы других обменных процессов, изучать их схемы. В дан­ном случае достаточно представлений о том, что в ходе световой фазы из воды (обозначе­на 1) выделяется кислород (обозначен 2) и во­дород (обозначен H+, передаётся переносчи­ком НАДФ для использования в темновой фазе); в ходе темновой фазы идёт фиксация поступающего в хлоропласт углекислого газа (обозначен 4), а затем с использованием энергии АТФ и водорода синтезируется глюкоза (см. табл. 5, разд. 2.1).

Задание 3. Проявляет свойства живых систем только в чужом организме

1) туберкулёзная палочка 3) вирус оспы

2) таёжный клещ 4) печёночный сосальщик

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 3, так как Виру­сы — единственное царство, представители которого не дышат и не питаются, не имеют кле­точного строения и ряда других свойств живого (см. табл. 1 и ст. «Вирусы», разд. 2.1).

Анализ выполнения заданий выявляет также затруднения со знанием особенностей строения и жизнедеятельности, типов питания, основных представителей царств Бактерии и Грибы.

Задание 4. Слой клеток растения, за счёт которого осуществляется рост стебля в тол­щину, — это

1) луб 2) камбий 3) древесина 4) сердцевина

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 2, так как кам­бий — образовательная ткань, клетки которой делятся, откладывая снаружи новые клетки луба, а вовнутрь — новые слои древесины, обеспечивая рост древесного стебля в толщину (табл. 1, разд. 3.4, ст. «Стебель», с. 96).

Анализ выполнения заданий о строении и функционировании растений показывает, что затруднения вызывает незнание особенностей тканей, органов и их видоизменений, процессов жизнедеятельности, семенного и вегетативного размножения цветковых растений, распознава­ние указанных объектов на рисунках.

Задание 5. Из спор зелёного мха кукушкина льна развивается(-ются)

2) заросток в виде зелёной пластины

3) предросток в виде зелёных нитей

4) растения с листьями

5) семена будущего растения

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 2, так как из споры мха сначала развивается предросток, строение которого свидетельствует о родстве мхов с нит­чатыми водорослями. Из почек на предростке развиваются новые растения мха с листочками, эти растения образуют гаметы, и после оплодотворения из зиготы вырастает коробочка на ножке, в которой образуются новые споры. Заросток характерен для Папоротниковидных, се­мена — только для Голосеменных и Цветковых.

Ответ на вопросы такого типа требует хорошего знания жизненных циклов основных от­делов водорослей, мхов, папоротников, хвощей и плаунов, голо — и покрытосеменных растений, включая умение распознавать фазы на рисунках. При выполнении задания полезно нарисовать схему жизненного цикла, чтобы лучше её вспомнить (табл. 3, разд. 2.2).

Другие затруднения с выполнением заданий о систематических группах растений связаны с неумением распознавать по картинкам типичных представителей отделов, незнанием харак­теристик указанных отделов растений, неумением указать их отличительные особенности (на­пример, размножение спорами не является отличительной особенностью мхов, поскольку встречается и у представителей других отделов, а наличие листьев, стеблей и ризоидов — явля­ется, поскольку такое сочетание органов типично только для мхов).

Для выполнения заданий может потребоваться также знание характеристик однодольных и двудольных растений, особенностей и представителей 7 семейств Цветковых.

Задание 6. Что из перечисленного появилось в процессе эволюции у плоских червей в сравнении с кишечнополостными?

1) кишечная полость

2) энтодерма

3) кровеносная система

4) третий зародышевый листок

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 4, так как плоские черви в отличие от кишечнополостных перешли к активному передвижению, потребовались мышцы, с этим связано появление между эктодермой и энтодермой, которые были у кишеч­нополостных, третьего зародышевого листка — мезодермы, из которого развиваются мышцы и другие образования. Можно действовать и методом исключения: кишечная полость уже была у кишечнополостных, энтодерма тоже, кровеносной системы у плоских червей ещё нет, оста­ётся выбрать ответ 4 (табл. 7, разд. 3.6 и с. 109).

Для успешного выполнения заданий по теме «Беспозвоночные животные» требуется знание особенностей основных типов беспозвоночных, в том числе одноклеточных (Саркожгутиковые, Инфузории, Споровики, Кишечнополостные (3 класса), Плоские (3 класса), Круглые и Коль­чатые (3 класса) черви; Моллюски (3 класса), Членистоногие (3 класса, главные отряды насе­комых). Нужно уметь распознавать типичных представителей указанных групп беспозвоноч­ных, их органы и системы на рисунках, иметь представление о жизненных циклах, в частности, паразитов.

Задание 7. Грудная клетка принимает участие в дыхании у

1) бесчерепных (ланцетников)

2) хрящевых рыб

3) земноводных

4) пресмыкающихся

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 4, так как грудная клетка формируется впервые только у Пресмыкающихся, у которых несколько рёбер прикре­пляются к грудине, а межрёберные мышцы изменяют её объём, обеспечивая вдох и выдох (табл. 11, разд. 3.5).

Для успешного выполнения заданий о позвоночных животных требуется знание особен­ностей основных классов позвоночных: эволюции систем органов, изменений, сопровождав­ших приспособление к жизни на суше, появление теплокровности, особенности размножения. Может потребоваться умение распознавать представителей отдельных классов, отрядов, се­мейств (например, отр. Хищные), их органов на рисунках.

Задание 8. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть

1) диафрагма

2) S-образный позвоночник

3) борозды и извилины в конечном мозге

4) стереоскопическое цветовое зрение

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 2, так как S-образный позвоночник сформировался у человека при переходе к прямохождению для амортизации при ходьбе, три остальных признака характерны и для обезьян (табл. 2, разд. 4.1 и с. 182).

Для успешного выполнения заданий о месте человека в системе живого мира и общих пред­ставлениях о его организме требуется не только знание вопросов сходства и отличия человека и животных, систематического положения и происхождения человека, но и владение представ­лениями об организме человека как системе клеток, тканей и органов, обеспечивающих про­цессы жизнедеятельности.

Задание 9. При возбуждении симпатической нервной системы у человека

1) замедляется и ослабляется частота сердечных сокращений

2) возрастает концентрация глюкозы в крови

3) усиливается сокращение стенки тонкого кишечника

4) происходит сужение бронхов

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 2, так как возбуж­дение симпатической нервной системы происходит в стрессовой ситуации, эволюционно на­строенной на обеспечение реакции «сражайся или беги»; в такой ситуации для работы мышц и мозга потребуется доставка кислорода и глюкозы как источника энергии, поэтому запуска­ются процессы, повышающие концентрацию глюкозы в крови. Остальные варианты ответа не нацелены на достижение указанной реакции (табл. 2, разд. 4.8).

Анализ выполнения заданий по нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма показывает, что это одна из наиболее сложных для усвоения тем. Требуется знать действие гормонов основных желёз эндокринной системы, строение и функции спинного моз­га и отделов головного мозга, принципы работы соматической и вегетативной нервной систе­мы, рефлекторные дуги простейших рефлексов, уметь раскрыть единство нервной и гумораль­ной регуляции на примерах регуляции уровня глюкозы и регуляции частоты дыхательных дви­жений.

Задание 10. Что из перечисленного образует пояс нижних конечностей человека?

1) кости предплюсны 3) бедренные кости

2) поясничный отдел позвоночника 4) кости таза

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 4, так как пояса конечностей — части скелета, осуществляющие связь конечностей с туловищем; нижние конеч­ности — ноги присоединяются к позвоночнику с помощью тазовых костей.

Для успешного выполнения заданий по теме «Опорно-двигательная система» следует об­ратить внимание на структуру костной и мышечной ткани, строение разных типов костей и разные типы их соединения, основные отделы скелета, взаимодействие мышц синергистов и антагонистов, развитие утомления. Нужно хорошо различать на рисунках и рентгеновских снимках кости и суставы, знать функции частей трубчатой кости и сустава, признаки травм и нарушений развития опорно-двигательной системы, приёмы оказания первой помощи при травмах.

Задание 11. Процесс свёртывания крови у человека может нарушиться при недостатке в организме

1) магния 2) железа 3) натрия 4) кальция

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 4, так как в ходе свёртывания крови протромбин превращается в тромбин в присутствии ионов Ca2+, тромбин способствует превращению растворимого фибриногена в нерастворимый фибрин — основу тромба (см. с. 166).

Для успешного выполнения заданий о внутренней среде организма нужно иметь представ­ление о её составляющих — крови, тканевой жидкости и лимфе, о составе и взаимопревраще­ниях этих жидкостей; об образовании, строении и значении эритроцитов, лейкоцитов и тром­боцитов; о механизмах свёртывания крови и обеспечения иммунитета. Облегчает выполнение заданий понимание взаимосвязи между строением и функциями форменных элементов крови.

Нужно понимать, что жидкости внутренней среды содержат соли и другие вещества в концен­трациях, близких к внутриклеточным, и при помещении, например, эритроцита в раствор с большим содержанием соли он сморщится.

Задание 12. В какой(-ие) кровеносный(-ые) сосуд(-ы) поступает лимфа из лимфатиче­ской системы?

1) капилляры 2) аорта 3) вены 4) артерии

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 3, так как лимфа собирает излишки тканевой жидкости между клетками органов, эта жидкость не может посту­пить из ткани в кровеносный капилляр, поскольку в капиллярах давление жидкости выше, чем в ткани; лимфатическая система вливает лимфу в кровь там, где кровяное давление самое низкое — в вены (табл. 1, разд. 4.5).

Анализ выполнения заданий по теме «Транспорт веществ» показывает, что основные ошиб­ки связаны с непониманием принципов движения крови (из области высокого давления в об­ласть низкого), изменения скорости её движения (чем больше суммарный просвет сосудов, тем ниже скорость), с путаницей в определениях понятий «вены и артерии» и «венозная и артери­альная кровь». На этом основании легко составляются сравнительные характеристики сосудов. Важно хорошо представлять строение и фазы работы сердца, различать его отделы на рисунках, понимать расположение и значение клапанов, представлять последовательность движения кро­ви по большому и малому кругам кровообращения.

Задание 13. Если налить несколько миллилитров перекиси водорода на кусок сырого мяса, то появятся пузырьки газа. Это происходит потому, что

2) перекись водорода разлагает мясо

3) ферменты мяса разлагают перекись водорода

4) перекись водорода самостоятельно разлагается на воздухе

5) перекись водорода взаимодействует с бактериями, находящимися на поверхности мяса

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 2, так как фермен­ты ускоряют реакцию разложения перекиси водорода на воду и газообразный кислород, пу­зырьки которого и наблюдаются (табл. 3, разд. 2.1).

Наличие такого задания и затруднения с его выполнением показывают, как важно форми­рование правильного естественнонаучного представления о сущности химических реакций, протекающих в организме.

Большинство заданий, посвящённых пищеварению, требует представлений о последова­тельности прохождения пищи по пищеварительной системе и последовательности её перевари­вания под действием механической и химической обработки. При этом нужно представлять, под действием каких ферментов, в каких условиях расщепляются белки, жиры и углеводы, какую роль играют сфинктеры, железы, особенности разных отделов пищеварительного тракта. Задание может быть также посвящено дыхательной системе, например, требуется выяснить, куда поступает воздух из гортани или какие приспособления альвеол способствуют газообмену. Возможно задание на распознавание органов на рисунках.

Задание 14. Какую функцию выполняют почки у человека?

1) удаление жидких продуктов распада

2) выведение из организма нерастворимых минеральных веществ

3) удаление из организма углеводов

4) превращение глюкозы в гликоген

Комментарий. Действуя по алгоритму, выбираем ответ 1, так как почки выделяют мочу, содержащую мочевину и другие вредные вещества, образующиеся в клетках при распаде, в частности, белков и аминокислот, а также излишки растворённых солей (с. 179).

Анализ выполнения заданий по темам «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы» показы­вает, что основные затруднения могут быть связаны с незнанием строения и функций выдели­тельной системы, а также структур кожи, роли кожи в терморегуляции. Задания могут потре­бовать знания основ обмена веществ: норм питания, роли витаминов, путей их поступления в организм.

Задание 15. Какой цифрой на рисунке обозначен элемент глазного яблока, выполняющий функцию фоку­сировки световых лучей?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 2, так как фокусирует лучи хрусталик, рас­положенный за зрачком (рис. I, с. 194).

Для успешного выполнения заданий об органах чувств нужно знать строение и функции зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и тактильного анализаторов, ве­стибулярного аппарата.

Задание 16. У человека центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных рефлексов, расположены в

1) коре больших полушарий 3) среднем мозге

2) продолговатом мозге 4) мозжечке

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 1, так как центры условных рефлексов (наиболее сложных, формирующихся индивидуально в течение жизни) располагаются в высших отделах головного мозга, а центры безусловных рефлексов (более про­стых, важных для всех особей вида) — в нижележащих отделах центральной нервной системы (табл. 1, разд. 4.10).

При выполнении заданий по психологии и поведению человека затруднения вызывают во­просы о внимании и памяти, фазах сна, видах торможения, первичной роли торможения нерв­ных центров в развитии утомления мышц.

Задание 17. Определите вид травмы по следующему описанию: пальцы руки неесте­ственно вывернуты, наблюдается нарастающая боль, кисть руки опухла, движения пальцев затруднены.

1) перелом без смещения костей 3) ушиб мягких тканей кисти

2) перелом со смещением костей 4) вывих суставов кисти

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 4, так как пальцы неестественно вывернуты, видимо, в суставах.

Задания могут потребовать применения знаний о приёмах оказания первой доврачебной помощи при травмах и критических состояниях, а также о соблюдении правил здорового об­раза жизни, например, о гигиене кожи, мерах профилактики заражения возбудителями раз­личных болезней, нарушений зрения, о преимуществах грудного вскармливания. Затруднения может вызвать вопрос, требующий определённых представлений о ряде заболеваний, напри­мер, возможной локализации инсульта, опасности воспаления почек. В последнем случае для ответа следует вспомнить о функциях органа и указать, что именно эти функции в организме будут выполняться неэффективно (изменится состав внутренней среды) (разд. 4.11, 4.12).

Задание 18. К какой группе факторов относятся паразитизм, хищничество и конку­ренция?

1) антропогенные 2) социальные 3) биотические 4) абиотические

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 3, так как парази­тизм, хищничество и конкуренция — типы взаимоотношений между Живыми организмами (Био — от греч. bios —жизнь), абиотический (от греч. а —отрицание, bios — жизнь) — воздей­ствие неживой природы (с. 214).

Анализ затруднений, выявляемых при работе с содержательным блоком «Взаимосвязи ор­ганизмов и окружающей среды», показывает, что затруднения при выполнении заданий, про­веряющих знания о влиянии экологических факторов на организмы, могут быть обусловлены незнанием конкретных примеров животных и растений и типов отношений между ними, не­пониманием связи между факторами и приспособлениями к ним, возникающими в ходе эво­люции, например, при необходимости определить, с чем связано появление у животных пяти­палых конечностей.

Задание 19. К движущим силам эволюции относится

2) приспособленность организмов к окружающей среде

3) многообразие организмов

4) борьба за существование

5) образование новых видов

Комментарий. Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 3, так как движу­щие силы — факторы, которые способствуют эволюции, в частности, в ходе борьбы за суще­ствование определяется, насколько удачным является какое-либо приспособление. Варианты 1, 2 и 4 представляют результаты эволюции (с. 135).

Ошибки при выполнении заданий, посвящённых эволюции, связаны с недостатком знаний о её движущих силах; так, учащиеся часто путают их с результатами эволюции и доказатель­ствами. Другие ошибки связаны с недостаточной сформированностью представлений о ходе эволюции растений и животных.

Задания могут проверять знания об экосистемной организации живой природы и биосфе­ре, например, потребовать выбрать правильно составленную пищевую цепь.

Задание 20. Изучите график зависимости изменения температуры кожных покровов человека от продолжительности контакта с холодным металлическим предметом, темпера­тура которого составляет 12 oC (по оси У отложена температура кожного покрова человека (в °C), а по оси Х— продолжительность контакта с холодным предметом (в с).

Через сколько секунд после начала контакта температура участка кожи в подмышеч­ной впадине будет равна 36,4 0C?

1)30 с 3)90 с

2) 60 с 4) 150 с

Комментарий. Задания 20, 21 и 22, требующие выбора одного ответа из четырёх, проверя­ют Сформированностъ умений, поэтому подход к их выполнению имеет ряд особенностей. При их выполнении нужно опираться на знания всех разделов биологии.

При выполнении заданий, проверяющих умения интерпретировать результаты научных ис­следований, представленных в графической форме, полезно

• внимательно ознакомиться с графиком: прочитать его характеристику в задании (отра­жает зависимость между… и…);

• найти оси; разобраться, что означают цифры на осях, в чём они измеряются;

• мысленно проработать несколько точек: каково значение показателя на оси У при опре­делённом значении показателя на оси Х (или наоборот);

• мысленно сформулировать описываемую графиком зависимость: что происходит с по­казателями, обозначенными на оси У, при изменении показателей на оси х;

• прочитать вопрос;

• найти ответ, при необходимости воспользовавшись линейкой;

• выбрать этот ответ среди предложенных;

• мысленно обосновать правильность выбора.

Вопросы бывают двух типов.

1) Какое значение принимает У при определённом Х (или Х при определённом у)?

Ошибки при выполнении таких заданий часто связаны с невнимательным прочтением вопроса, в частности, не определено, какие показатели отложены по осям, или не использует­ся линейка, что особенно важно, когда цена деления большая. В приведённом примере цена деления по оси У — 1 градус, нужно как можно точнее найти на оси точку, соответствующую 36,4 градуса, и, приложив к этой точке горизонтально линейку, найти пересечение с графиком, а затем соответствующее значение Х: оно оказывается посередине между 120 и 180 с, т. е. вер­ный ответ 4 (150 с).

2) Каков характер зависимости между величинами?

В ответах предлагается несколько описаний: один показатель при повышении другого

— на всём протяжении медленно снижается

— медленно растёт, достигая максимального значения, после чего плавно снижается

— плавно колеблется около средних показателей и т. п.

Набор этих описаний полезно освоить и научиться применять, это пригодится при выпол­нении заданий второй части (работа с таблицами), когда нужно будет самостоятельно характе­ризовать зависимости. Ошибки при выполнении задания бывают связаны с невнимательным прочтением, например, нужно обращать внимание на имеющиеся в задании уточнения: требу­ется охарактеризовать зависимость, которая наблюдается на всём протяжении графика или только его части. Для приведённого графика в целом было бы верно, что температура в ука­занном временнбм диапазоне сначала медленно снижается, затем снижается более резко. Если бы требовалось охарактеризовать зависимость, наблюдающуюся с 1-й по 150-ю с эксперимен­та, верно было бы — «медленно снижается».

В качестве графической информации для анализа может быть предложена также диаграмма.

Задание 21. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столб­ца существует взаимосвязь.

Объект

Процесс

Клеточное дыхание (окисление)

Клеточный центр

Деление клетки

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) ядро 3) рибосома

2) митохондрия 4) хлоропласт

Комментарий. При выполнении заданий, проверяющих умение определять структуру объ­екта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, полезно

• внимательно ознакомиться с таблицей: прочитать названия столбцов и полностью за­полненной строки, соотнести их (например, объект — клеточный центр, процесс — деле­ние клетки);

• сформулировать, как связаны эти понятия (объект под названием «клеточный центр» Обеспечивает процесс деления клетки);

• прочитать не до конца заполненную строчку, по аналогии составить предложение с про­пуском (объект «…» обеспечивает клеточное дыхание) и предположить ответ;

• выбрать этот ответ среди предложенных;

• мысленно обосновать правильность выбора.

В данном случае, действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 2, так как клеточ­ное дыхание обеспечивает митохондрия (табл. 4, разд. 2.1).

Ошибки при выполнении задания связаны не только с незнанием строения и функций органоидов или других объектов, но и с непониманием отношений между понятиями, приве­дёнными в таблице. Найти подходящий глагол-связку — серьёзный тренинг, например, если целое — побег, а часть — лист, подходящей связкой будет «является» (лист Является частью побега).

Иногда приводятся таблицы без названий столбцов, тогда задание предлагает выбрать, что из перечисленного в ответах было положено в основу классификации (разделения), например, приведённых организмов на группы.

Задание 22. Верны ли следующие суждения о кишечнополостных животных?

А. Для кишечнополостных животных характерно внутриполостное и внутриклеточное пе­реваривание пищи.

Б. Кишечнополостные животные способны к регенерации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Комментарий. При выполнении заданий, проверяющих умение оценивать правильность биологических суждений, полезно воспользоваться следующим алгоритмом:

• внимательно прочитать вопрос; понять, о каких биологических объектах или процессах говорится;

• прочитать только суждение А, ответить на вопрос «Верно ли это?»;

• прочитать суждение В, ответить на вопрос «Верно ли это?»;

• выбрать правильный ответ;

• обосновать правильность выбора.

В приведённом примере:

• речь идёт о типе Кишечнополостные, к которому относятся гидра, медузы, кораллы;

• необходимо вспомнить всё о пищеварении кишечнополостных, которое изучалось на примере гидры: захваченная добыча через рот попадает в кишечную полость, в полость выделяются пищеварительные ферменты, и начинается полостное пищеварение, затем полупереваренные пищевые частицы фагоцитируются клетками энтодермы и начинается внутриклеточное пищеварение; значит, суждение А правильное;

• регенерация — восстановление повреждённых и утраченных частей организма, свой­ственна практически всем многоклеточным, гидра способна восстановиться даже после разрезания тела на несколько частей; значит, суждение Б верное;

• выбираем ответ 3;

• у кишечнополостных, действительно, сначала происходит полостное, затем внутри­клеточное пищеварение (А), регенерация хорошо выражена, например, у гидры (В) (с. 109).

Задание 23. Какие железы выделяют синтезирующиеся в них гормоны непосредствен­но в капилляры кровеносных сосудов? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) печень 3) надпочечники 5) щитовидная железа

2) слюнные железы 4) гипофиз 6) железы желудка

Комментарий. Задания с множественным выбором могут относиться к любой теме. При их выполнении следует:

• внимательно прочитать вопрос, обращая внимание на:

— число требуемых ответов;

— наличие «не» («нет»)*;

— необходимость выбрать только общие или только отличительные признаки**;

• мысленно предположить ответ;

• затем прочитать все варианты предлагаемых ответов;

• выбрать правильные;

• мысленно обосновать правильность выбора;

• записать ответ в соответствии с указаниями на способ записи: нужно ли, например, писать цифры в порядке возрастания и т. п.

В приведённом примере, действуя по предложенному алгоритму, выбираем позиции 345, так как это железы внутренней секреции, а остальные — внешней секреции: печень выделяет желчь в проток, открывающийся в кишку; слюнные железы выделяют слюну в протоки, от­крывающиеся в ротовую полость; железы желудка главным образом выделяют желудочный сок в полость желудка (с. 188, 189).

Пример с отрицанием’. В развитии каких животных нет стадии личинки?

1) азиатская саранча 2) нильский крокодил

Вариант 1 не следует выбирать, так как у саранчи имеются личинки.

Вариант 2 следует выбрать, так как в развитии крокодила нет стадии личинки (развитие прямое).

** Пример с выбором отличительных признаков’. Пресмыкающиеся в отличие от земно­водных.

1) дышат лёгкими 2) откладывают яйца в кожистой оболочке

Вариант 1 не следует выбирать, так как и пресмыкающиеся, и земноводные дышат лёгкими; вариант 2 следует выбрать, так как этот признак характерен для пресмыкающихся, но не ха­рактерен для земноводных.

Задание 24. Известно, что хомяк обыкновенный — млекопитающее отряда грызунов, житель открытых пространств. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. За­пишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Детёныш рождается голым и слепым, самка его кормит молоком до 1 месяца.

2) Длина тела животного достигает 34 см, а масса тела — 400 г.

3) Ведёт одиночный образ жизни и образует пару только на время сезона размно­жения.

4) Живёт в степях, где питается различными многолетними травами и семенами.

5) Роет глубокие, сложные норы, в которых делает запасы еды на зиму.

6) Отсутствуют клыки, резцы долотообразной формы, разделённые с защёчным без­зубым участком.

Комментарий. При выполнении таких специфических заданий с множественным выбором следует:

• внимательно прочитать текст задания и выделить в нём три утверждения;

• мысленно предположить, что может быть предложено для подтверждения каждого из трёх утверждений[I];

• прочитать первый из предлагаемых ответов, ответить на вопрос «это подтверждает 1-е (2-е, 3-е) утверждение?»;

• то же сделать с остальными вариантами ответов:

• выбрать правильные,

• мысленно обосновать правильность выбора.

В приведённом примере в тексте три утверждения:

1) млекопитающее (среди ответов возможны признаки класса)

2) отряда грызунов (среди ответов возможны признаки отряда)

3) житель открытых пространств (не лесов; возможно, лугов; возможно, имеет специфиче­ские приспособления)

Ответ:146. Так как выкармливание молоком — признак млекопитающих (1), степь —от­крытое пространство (4), характерные зубы (развитые резцы, нет клыков) — признак грызу­нов (6) (табл. 14, разд. 3.5).

Возможны также задания об учёных, сделавших открытия в разных областях биологии.

Задание 25. Установите соответствие между характеристикой клеток крови и их видом. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАКИ

А) не имеют постоянной формы

Б) живут не более 120 дней

В) безъядерные

Г) способны к активному передвижению

Д) способны к фагоцитозу

Е) содержат гемоглобин

А

Б

В

Г

Д

E

Ответ:

Комментарий. При выполнении задания на установление соответствия, посвящённого лю­бому разделу курса, следует:

• прочитать второй столбец, определить, какие объекты (процессы) сравниваются, вспом­нить их характеристики;

• прочитать первую характеристику (А), определиться, к какому из объектов она подходит, вписать цифру в таблицу;

• сделать то же с остальными позициями.

Не нужно ожидать, что предполагается правильное чередование единиц и двоек, их равное количество. Ответ представляет собой только последовательность цифр.

В приведённом примере: эритроциты — красные дисковидные клетки, переносящие кисло­род и углекислый газ; лейкоциты — бесцветные клетки, обеспечивающие иммунитет, к ним относятся фагоциты, лимфоциты (подробнее см. табл. 1, разд. 4.4). Ответ 211221, так как

(A) лейкоциты могут менять форму, например, фагоциты;

(Б) эритроциты живут около 3 месяцев, а лейкоциты имеют разную продолжительность жизни;

(B) эритроциты безъядерные, ядро не требуется для переноса кислорода;

(C) лейкоциты способны к активному передвижению, например, могут двигаться туда, где происходит воспаление;

(D) лейкоциты способны к фагоцитозу, захвату крупных твёрдых частиц, например, фаго­циты поглощают бактерий;

(E) эритроциты содержат гемоглобин — красный белок, служащий для переноса кислорода и углекислого газа (табл. 1, разд. 4.4).

Задание 26. Установите последовательность этапов индивидуального развития одно­летнего цветкового растения, начиная с момента попадания семени в почву. В ответе за­пишите соответствующую последовательность цифр.

1) плодоношение и созревание семян

2) цветение и опыление

3) образование зиготы и формирование зародыша

4) рост и развитие вегетативных органов

5) прорастание семени

Комментарий. Выполняя задание на определение последовательности, следует:

• внимательно прочитать задание, мысленно представить искомую последовательность;

• перечитать задание, обращая внимание на наличие указания того, с какого пункта нуж­но начинать;

• прочитать элементы ответа, найти начальный пункт и логически выстроить последова­тельность, стараясь обосновать, почему какой-либо пункт возможен только после пре­дыдущего;

• выписать последовательность номеров позиций;

• мысленно обосновать последовательность.

В приведённом примере: однолетнее цветковое растение за год вырастает из семени, цветёт, образует новые семена и отмирает. Начинать следует с момента попадания семени в почву, — ближайший этап — прорастание этого семени (5),

— затем вырастут корень, стебель и другие вегетативные органы (4),

— сформируются цветки, пыльца будет принесена с тычинок на пестики цветков т. е. про­изойдёт опыление (2),

— зигота образуется после опыления при слиянии спермия и яйцеклетки, из неё разовьётся зародыш (3),

— созревание семян в плодах, т. е. накопление питательных веществ, окончательное форми­рование всех частей семени возможно только после образования зиготы (1) (с. 68).

Ответ:54231.

Определение последовательности требует детального знания биологических процессов, по­этому задания данного типа часто вызывают затруднения. Возможны также задания на состав­ление последовательности пунктов инструкций, например, по оказанию первой помощи. Осо­бое внимание следует обратить на приводящие к большому количеству ошибок задания на установление последовательности движения крови по сосудам человека.

Задание 27. Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите в таблицу.

Типы клеток

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, —(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного (Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая (В) ДНК. Такие клетки есть у современных(Г) и синезелёных.

Перечень терминов: 1) хромосома 2) прокариотные 3) цитоплазма 4) кольцевая молекула 5) ядро 6) одноклеточное животное 7) бактерия 8) эукариотные

А

Б

В

Г

Ответ:

Комментарий. Алгоритм выполнения прописан в самом задании: нужно прочитать каждое предложение и выбрать подходящую вставку. Ошибки при выполнении заданий данного фор­мата связаны, кроме недостаточных знаний по темам и недостаточным владением биологиче­ской терминологией, с необходимостью изменения падежных окончаний, вставки существи­тельных, прилагательных или словосочетаний, иногда близких по смыслу, например, бактерии и прокариоты. В приведённом примере получаем ответ 2547, так как

2) Прокариотные клетки имеют самую простую организацию, являются древнейшими ор­ганизмами,

5) Ядро отсутствует в доядерных клетках,

4) Кольцевая молекула ДНК характерна для прокариот,

7) у Бактерий и синезелёных водорослей, относящихся к прокариотам, нет ядер (табл. 1, разд. 2.2).

Задание 28. Рассмотрите фотографию листа гортензии. Выберите характеристики, со­ответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы вам помогут линейка и карандаш.

В. Форма листа

1) перисто-лопастная

2) перисто-раздельная

3) перисто-рассечённая

4) цельная

If. ‘ √

“■ « — — — — — — — — >1]

—⅛ × X Jl

Г. Тип листа пО соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой

Части

Длина превышает ширину в 1,5—2 раза.

1) яйцевидный

2) овальный

I \

ZZ—— 4——- -)

X. I./

3) обратнояйцевидный

Длина превышает ширину в 3—4 раза.

4) ланцетный

5) продолговатый

6) обратноланцетный

А

Б

В

Г

Д

Ответ:

Комментарий. Для выполнения заданий на соотнесение приведённого изображения с мо­делью нужно понять, какой принцип лежит в основе классификации по тому или другому параметру. Например, форма листа определяется по глубине неровностей края пластинки по отношению к пунктирной линии, обозначающей половину ширины пластинки. При выполне­нии тренировочных заданий полезно бывает обвести рассматриваемый лист по внешнему кон­туру и построить сходный пунктирный контур на половине расстояния до центра, тогда будет лучше видна глубина неровностей края. Ошибки бывают вызваны попыткой определить на глаз соотношение длины и ширины листа, в то время как следует пользоваться линейкой и делать расчёт, а также с невнимательностью к деталям задания и изображения, например, при нали­чии выделенного фрагмента изображения края листа следует пользоваться им (более подробно см. раздел 3.4, тема «Семенные растения») (с. 96—98).

Действуя по предложенному алгоритму, выбираем ответ 14423, так как

А — 1 — имеется черешок, которым лист прикрепляется к стеблю,

Б — 4 — жилки отходят в стороны по всей длине центральной жилки,

В — 4 — цельная форма листовой пластинки, без заметных углублений,

Г — 2 — лист овальный, имеет длину листовой пластинки 6 см, ширину в широком месте около 4 см, т. е. длина превышает ширину в 6/4 = 1,5 раза, самое широкое место находится приблизительно посередине длины,

Д—3 — край пильчатый, зубцы наклонены.

В задании могут быть предложены фотографии других частей растения (соцветий, цветков и др.), а также животных (разных пород лошадей, собак и др.). Принципиальный подход к вы­полнению заданий остаётся прежним.

Прочитайте текст «Сердце» и выполните задание 29.

Сердце

Сердце — основной орган, обеспечивающий движение крови по сосудам. У человека оно состоит из четырёх камер: двух предсердий и двух желудочков. Стенки левого желудочка толще, чем правого, поскольку он накачивает кровь в большой круг, сопротивление движению в ко­тором больше, а давление крови выше, чем в малом круге кровообращения.

В покое сердце взрослого совершает в минуту около 75 циклов. В каждом цикле, продол­жающемся 0,8 с, выделяют три фазы. В первую фазу наполненные кровью предсердия сокра­щаются, перемещая кровь в расслабленные в это время желудочки. Во вторую фазу сокра­щающиеся желудочки выталкивают кровь в аорту и лёгочные артерии. Третья фаза — общая пауза — короткий отдых сердца, заполнение предсердий кровью.

Однонаправленный кровоток обеспечивается раскрытием и смыканием в нужный момент клапанов сердца. Клапаны между предсердиями и желудочками называются створчатыми. Створки этих клапанов прикреплены сухожильными нитями к стенкам желудочков. Полулун­ные клапаны прикреплены к стенкам аорты и лёгочным артериям. Закрываясь, они препят­ствуют возврату крови в желудочки.

Задание 29. Используя содержание текста, ответьте на вопросы и решите задачу.

1) Каково состояние полулунных клапанов в первой фазе сердечного цикла?

2) Каково биологическое значение сердечных клапанов?

3) Известно, что сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно со­кращение выталкивает 100 мл крови. Сколько крови за 1 минуту поступает в большой круг кровообращения?

Комментарий. Текст может относиться к любому разделу курса. При выполнении заданий такого типа желательно:

• внимательно и не спеша прочитать текст;

• прочитать все задания и проанализировать их;

• перечитать первое задание и приступить к поиску и формулированию ответа на вопрос: — попытаться найти в тексте прямой и полный ответ на вопрос (который можно будет просто процитировать в ответе);

— если прямого и полного ответа нет, найти информацию по вопросу, которая может на­ходиться в разных частях текста (её нужно будет скомбинировать и обобщить в ответе);

— если в тексте нет полного ответа на вопрос, следует использовать знания из курса био­логии;

— специфика некоторых заданий требует логического рассуждения на основе приведён­ной в тексте информации или решения задачи;

• провести аналогичную работу со вторым и третьим заданиями.

В приведённом примере:

1) в тексте нет прямого ответа на вопрос, но имеются сведения о двух его сторонах: «В пер­вую фазу наполненные кровью предсердия сокращаются, перемещая кровь в расслабленные в это время желудочки» и «Полулунные клапаны прикреплены к стенкам аорты и лёгочным артериям. Закрываясь, они препятствуют возврату крови в желудочки». Можно сделать вывод, что в первую фазу цикла из расслабленных желудочков кровь не должна поступать ни в сосуды с клапанами (это будет происходить во второй фазе), ни обратно из сосудов в желудочки, зна­чит, клапаны должны быть закрыты. Ответ на 1-й вопрос: закрыты (в первой фазе сердечного цикла полулунные клапаны закрыты);

2) в тексте информация по данному вопросу имеется в двух местах: «Однонаправленный кровоток обеспечивается раскрытием и смыканием в нужный момент клапанов сердца» и «За­крываясь, они препятствуют возврату крови в желудочки». Ни один из фрагментов не является прямым и полным ответом. Первый фрагмент является скорее ответом на вопрос, как клапаны выполняют свою функцию. Его прямое цитирование снижает качество ответа. Второй фраг­мент касается только полулунных клапанов и является неверным в отношении других сердеч­ных клапанов. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно очень внимательно анализировать, учтено ли каждое слово вопроса. Комбинируя и обобщая информацию, получаем ответ на 2-й вопрос: Обеспечивают движение крови в одном направлении;

3) в задании указано, что сердце за одно сокращение выталкивает 100 мл крови. В тексте указано, что сердце взрослого совершает в минуту около 75 циклов. Значит, за минуту сердце выталкивает 100 • 75 = 7500 мл крови. Однако сердце выталкивает кровь и в большой и в малый круги кровообращения поровну, значит, в большой круг за минуту поступит половина этого количества — 3750 мл. Ответ на 3-й вопрос: В аорту и лёгочную артерию поступает примерно по 50 мл крови за одно сокращение, за минуту — 50 мл • 75 = 3750 мл (см. табл. 3, разд. 4.5).

Ответ:

1) Закрыты (в первой фазе сердечного цикла полулунные клапаны Закрыты).

2) Обеспечивают движение крови в одном направлении.

3) В аорту и лёгочную артерию поступает примерно по 50 мл крови за одно сокращение, за минуту (50 мл • 75 = 3750 мл).

Задание 30. Пользуясь таблицей «Важнейшие показатели сердца и продолжительность жизни», ответьте на вопросы.

Важнейшие показатели сердца и продолжительность жизни

Млекопитающее

Частота сердечных сокращений (в 1 Мин)

Масса сердца по отно­шению к массе тела (%)

Продолжительность жизни (лет)

Кролик

250

0,3

5

Заяц

140

0,9

15

Крыса

450

0,3

2,5

Белка

150

0,8

15

Корова

75

0,5

23

Лошадь

37

0,7

47

1) У какого из приведённых млекопитающих сердце по отношению к массе тела самое большое?

2) Какая зависимость существует между частотой сердечных сокращений и продол­жительностью жизни животного?

3) Какие три фазы в работе сердца характерны для одного сердечного сокращения у млекопитающих?

Комментарий. Статистические данные, представленные в таблице, следует использовать в ответе для объяснения биологических закономерностей. Для этого полезно:

• ознакомиться с названием таблицы и каждого столбца (и строки, если у строк есть на­звания);

• проанализировать, как изменяются величины в каждом столбце (строке);

• приступить к формулировке ответа на первый вопрос, затем на последующие.

Вопросы могут быть нескольких типов:

1) Какие значения принимает какой-либо показатель в определённой строке (столбце)?

2) Какова зависимость изменения одной величины от другой?

3) Как может быть объяснена наблюдаемая зависимость (или другой вопрос, требующий привлечения дополнительных знаний курса биологии)?

Действуем по предложенному алгоритму в приведённом примере:

1) Данные столбца «Масса сердца по отношению к массе тела (%)» показывают, что из приведённых млекопитающих сердце по отношению к массе тела самое большое у зайца. Ответ на 1-й вопрос: У зайца.

2) Данные столбца «Частота сердечных сокращений (в 1 мин)» показывают, что в этом столбце сверху вниз частота сокращений в основном уменьшается. Показатели столбца «Про­должительность жизни (лет)», наоборот, в основном растут. Поскольку не все данные ранжи­рованы именно так, проверим по строчкам: у крысы самая большая частота сокращений — са­мая маленькая продолжительность жизни и т. д. Ответ на 2-й вопрос: Чем чаще бьётся сердце, тем меньше живёт животное. ИЛИ Обратно пропорциональная зависимость (достаточен любой из вариантов ответа).

3) Нужно помнить, что для ответа на вопрос подходят фазы сердечного цикла, которые изучались в курсе «Человек», поскольку человек — млекопитающее. Ответ на 3-й вопрос: Фаза 1 — сокращение предсердий; фаза 2 — сокращение желудочков; фаза 3 — общее расслабление.

ИЛИ Фаза 1 — систола предсердий; фаза 2 — систола желудочков; фаза 3 — общая диастола (см. задание 29).

Ответ:1) У зайца.

2) Чем чаще бьётся сердце, тем меньше живёт животное. ИЛИ Обратно пропорциональная зависимость.

3) Фаза 1 — сокращение предсердий; фаза 2 — сокращение желудочков; фаза 3 — общее рас­слабление. ИЛИ Фаза 1 — систола предсердий; фаза 2 — систола желудочков; фаза 3 — общая диастола.

Затруднения, выявляемые при выполнении заданий первого типа, бывают связаны с не­внимательным чтением вопроса. Нужно обращать внимание, множественное или единственное число употреблено в вопросе (ответ «у зайца и белки» был бы неправильным).

Вопрос может касаться понятий, похожих, но не тождественных приведённым в таблице. Например, в одном из столбцов определённой таблицы приведены данные о содержании бел­ков в разных Органах’, костях, мышцах, лёгких и т. д., а в задании нужно установить, какая Система органов содержит максимальное количество белков. Нужно определить, к каким си­стемам относятся приведённые в таблице органы, и обобщить данные (правильным ответом будет «система опоры и движения», неправильно будет ответить «кости и мышцы»).

При выполнении заданий второго типа важно грамотно формулировать суть наблюдаемой зависимости (1 и 2 обозначим показатели из двух сравниваемых столбцов):

• чем больше______ (1), тем больше_____ (2)

0 ИЛИ с увеличением______ (1),______ (2) увеличивается

0 ИЛИ чем меньше_______ (1), тем меньше______ (2)

0 ИЛИ Прямая пропорциональная зависимость

0 чем больше_____ (1), тем меньше_____ (2)

0 ИЛИ с увеличением______ (1),(2) уменьшается

0 ИЛИ Обратно пропорциональная зависимость

• с увеличением_____ (1),_____ (2) растёт, достигает максимума, а затем не меняется

• с увеличением_____ (1),_____ (2) сначала увеличивается, а затем уменьшается и др.

При выполнении заданий третьего типа может потребоваться работа с названием таблицы, например, нужно объяснить, почему в таблице приводятся данные именно об этих объектах (вероятно, именно их стоит сравнивать, т. е. они обладают некоторым сходством и различиями). Может возникнуть вопрос, почему какие-либо данные отсутствуют в таблице (например, данные о прорастании семян картофеля не приводятся, поскольку в практике сельского хозяйства его размножают не семенами, а клубнями).

Рассмотрите таблицы 1, 2 и 3 и выполните задание 31.

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность(ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин (булочка, майо­нез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Продолжение

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Чикен Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполните­лем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст (лет)

Белки (г/кг)

Жиры (г/кг)

Углеводы (г)

Энергетическая потребность (ккал)

7-10

2,3

1,7

330

2550

11-15

2,0

1,7

375

2900

16 и старше

1,9

1,0

475

3100

Таблица 3

Калорийность при четырёхразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%

Задание 31. 17-летний Пётр в каникулы посетил Новгород. После посещения древней центральной крепости — Новгородского детинца — он решил поужинать в местном кафе быстрого питания. Используя данные таблиц 1, 2 и 3, рассчитайте рекомендуемую калорий­ность ужина, если Пётр питается четыре раза в день. Предложите подростку оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков. При выборе учтите, что Пётр обязательно закажет апельсиновый сок. В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не должна превы­шать рекомендованную калорийность ужина, и количество белков в нём.

Комментарий. При выполнении Заданий такого типа На составление рациона питания можно воспользоваться следующим алгоритмом:

• ознакомиться с таблицами, внимательно прочитать задание;

• рассчитать рекомендуемую калорийность ужина, для этого:

— по таблице 2 установить суточную энергетическую потребность в соответствии с воз­растом;

— по таблице 3 установить энергетическую потребность одного приёма пищи (завтрака, обеда или ужина);

• приступить к составлению меню, для этого:

— выписать в столбик блюда, которые подросток обязательно закажет, указать требуемые параметры этих блюд (например, калорийность и содержание белков);

— посчитать, сколько ещё калорий нужно набрать, чтобы обеспечить рекомендуемую ка­лорийность;

• подобрать дополнительные блюда до нужной калорийности, выбирая их в соответствии с указаниями (например, с большим содержанием белка), выписывая их в столбик для удобства подсчёта параметров. Разумно попробовать подобрать несколько вариантов меню и выбрать наиболее точно соответствующий условиям;

• провести итоговый подсчёт калорий и других требуемых параметров.

В приведённом примере:

1. Подростку 17 лет, значит, его суточная энергетическая потребность 3100 ккал.

2. Ужин составляет 18% суточного рациона, значит, калорийность ужина должна быть 3100 • 0,18 = 558 ккал.

3. Меню:

Апельсиновый сок — 225 ккал — 2г белков (нужно ещё 558 — 225 = 333 ккал)

Салат «Цезарь» — 250 ккал — 14 г белков

Салат овощной — 60 ккал — 3 г белков

Итого: 533 ккал — 19 г белков.

Ответ:

1) Калорийность ужина — 558 ккал.

2) Заказанные блюда: апельсиновый сок, салат «Цезарь», салат овощной.

3) Энергетическая ценность заказанных блюд ужина — 533 ккал; количество белков в нём — 19 г.

В заданиях другого типа Требуется составить меню, которое компенсирует энергозатраты при какой-либо деятельности. Например, рассмотрите таблицы 1 и 4 и выполните задание.

Используя данные таблиц, предложите подростку оптимальное по калорийности меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты во вре­мя полуторачасового занятия ритмической гимнастикой. При выборе учтите, что данный под­росток выбирает блюда с наименьшим количеством углеводов и пьёт чай без сахара.

Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка — 5 км/ч; езда на велосипеде — 10 км/ч; волейбол любитель­ский; стрельба из лука; гребля народная

4,5 ккал/мин

Прогулка — 5,5 км/ч; езда на велосипеде — 13 км/ч; настольный тен­нис; большой теннис (парный)

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика; прогулка — 6,5 км/ч; езда на велосипеде — 16 км/ч; каноэ — 6,5 км/ч; верховая езда — быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки — 15 км/ч; прогулка — 8 км/ч; езда на велосипеде — 17,5 км/ч; бадминтон — соревнования; большой теннис — одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой; езда на велосипеде — 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде

9,5 ккал/мин

В ответе укажите: энергозатраты во время занятия гимнастикой; заказанные блюда, кото­рые не должны повторяться; калорийность обеда и количество углеводов в нём.

При выполнении таких заданий первое действие — рассчитать энергозатраты, например, при занятии ритмической гимнастикой в течение 1,5 часов: 90 мин • 6,5 ккал в мин = 585 ккал.

Затем нужно действовать по приведённому выше алгоритму.

Ответ:

Энергозатраты во время занятия гимнастикой — 585 ккал: заказанные блюда: салат «Це­зарь», картофель по-деревенски и чай без сахара; калорийность заказанного обеда — 565 ккал; количество углеводов — 53 г.

Третий тип заданий Основан на тех же таблицах, что и первый, но содержит уже готовое меню. Используется тот же алгоритм, только в столбик выписывается сразу весь набор блюд с требуемыми характеристиками. Это задание проще, но подсчитать нужно не только суммар­ное количество калорий и белков, но также углеводов и отношение количества поступивших с пищей углеводов к суточной норме и др. Например, получилось, что

— в заказанных на ужин блюдах содержалось 74 г углеводов;

— по условию подростку 14 лет, значит, в сутки ему нужно 375 г углеводов (табл. 2);

— требуемое отношение: 74 к 375, или около 20%;

Немного другой расчёт потребуется для жиров или белков, поскольку в таблице даны су­точные потребности на килограмм массы подростка. Например, если

— вес 14-летнего подростка приблизительно 50 кг, значит, ему требуется в сутки 1,7 г/кг • 50 кг = 85 г жиров.

Ошибки при выполнении задания могут быть связаны с неправильными математическими вычислениями, невнимательным чтением вопросов, когда учитываются не все условия, отсут­ствием рационального подхода, когда для ужина выбирается несколько порций одного блюда или только напитки.

Задание 32. Что такое пищевые волокна? Почему пищевые волокна полезны для орга­низма?

Элементы ответа:

1. Волокна — неперевариваемые компоненты оболочек растительных клеток (клетчатка).

2. Может быть приведён любой из следующих аргументов:

— волокна связывают некоторые токсические вещества и желчные кислоты;

— волокна снижают уровень холестерина и глюкозы в крови;

— волокна стимулируют выведение желчи, нормализуют функционирование желчевыво­дящих путей.

Комментарий. Заданиям на обоснование правил здорового питания, понимание механиз­мов регуляции обмена веществ должно быть уделено особое внимание как наиболее важным для применения в дальнейшей жизни.

Довольно часто для учащихся основной школы важно не только понимание общебиологи­ческой сущности процессов, но и их проявлений в самочувствии человека, последствий в виде развития определённых симптомов нездоровья. Например, с общебиологических позиций зна­чение достаточной кислотности желудочного сока может быть описано как фактор активации ферментов и подавления жизнедеятельности микроорганизмов. Отвечая на соответствующий вопрос ОГЭ, учащимся следует дать перечень возможных симптомов, которые человек сможет наблюдать при пониженной кислотности.

Для обоснования предполагаемых нарушений в работе какого-либо органа, продуктивным может оказаться подход, при котором указываются процессы, происходящие в органе и обе­спечивающие его функции. Вероятно, они и будут нарушаться.

При ответе на вопрос о регуляции процессов жизнедеятельности, обычно нужно говорить о нервной и/или гуморальной регуляции и раскрывать их принципиальные механизмы.

Имеет смысл накапливать подобный материал, лаконично оформлять и анализировать при­чинно-следственные связи (см. раздел 4.11).

В дальнейшем предполагается изменение в формате и количестве заданий ОГЭ, в частно­сти, вероятно, в противовес заданиям на выбор одного ответа из четырёх, будут задания новых форматов, требующие более тщательной работы с информацией. Рекомендуем знакомиться с разнообразными форматами заданий, следить за изменениями кодификатора, спецификации и демоверсии ГИА на сайте Федерального института педагогических измерений: Www. fipi. ru.

Пособие может быть использовано обучающимися для самостоятельной подготовки к ОГЭ, также преподавателями основной школы и репетиторами при организации изучения, повторе­ния и обобщения курса биологии.

1.1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: наблюдение, описание, измерение биологических объектов и биологический эксперимент.

Биология (от греч. bios — жизнь и logos — слово, учение) — наука о жизни. Биология от­носится к числу естественных наук наряду с химией, физикой, географией и др.

Современная биология — комплекс наук о живой природе.

Науки, различающиеся по группе изучаемых организмов (границы между ними устанавли­вает систематика):

Ботаника — Наука о растениях; отдельные систематические группы изучают: Альгология (водоросли), Бриология (мхи), Птеридология (папоротники) и др.;

Зоология — Наука о животных; отдельные систематические группы изучают: Протозоо­логия (простейшие), Зоология беспозвоночных, в том числе Гельминтология (черви), Малако­логия (моллюски), Карцинология (ракообразные), Энтомология (насекомые) и др., Зоология позвоночных, в том числе Ихтиология (рыбы), Герпетология (пресмыкающиеся), Орнитология (птицы), Териология (млекопитающие) и др.

Микология — Наука о грибах;

Бактериология — Наука о бактериях;

Вирусология — Наука о вирусах;

Антропология — Наука о человеке (разделы: морфология человека, учение об антропо­генезе, расоведение или этническая антропология);

Систематика — Описание и обозначение всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по таксонам (группировкам) различного ранга.

Науки, различающиеся по изучаемому уровню живого (характеризуются специфическими методами и методиками изучения в зависимости от масштабов объектов):

Молекулярная биология — Изучает проявления жизни на молекулярном уровне, объ­ектами изучения являются, прежде всего, нуклеиновые кислоты и белки (самовоспроизведение, биосинтез), используются в основном биохимические методы;

Цитология — Наука о клетке, использует методы микроскопирования, центрифугирова­ния, культуры клеток и тканей, меченых атомов (табл. 1, разд. 1.1);

Гистология — Наука о тканях; объекты изучения — ткани — группы специализирован­ных клеток в совокупности с межклеточным веществом, прежде всего, многоклеточных живот­ных. Методологическую основу гистологии составляет клеточная теория, применяются биохи­мические методы, физиологические эксперименты;

Науки о популяциях — Динамика популяций изучает изменение структуры и числен­ности популяций определённого вида, популяционная генетика — изменчивость генофонда по­пуляции. Популяциями называют группы особей одного вида, проживающих совместно и не имеющих преград для скрещивания. Вид — совокупность популяций, состоящих из особей, сходных по ряду критериев (по строению, процессам жизнедеятельности, поведению, хромо­сомному набору, отношениям с окружающей средой), способных скрещиваться и давать пло­довитое потомство, обитающих в определённом ареале;

Экология — Наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, а также об экосистемах и биосфере. Экосистемой или Биогеоценозом называется сообщество организмов в совокупности с территорией с определёнными условиями обитания. Биосфера — часть гео­логических оболочек Земли, населённая и преобразуемая живыми организмами; представляет собой совокупность биогеоценозов.

Науки, различающиеся по изучаемым свойствам живого, могут применяться для исследо­вания объектов различных уровней организации, организмов разных систематических групп:

Генетика — Наука о наследственности и изменчивости (молекулярная генетика, популя­ционная генетика, генетика человека, генетика микроорганизмов);

Эмбриология — Наука, изучающая зародышевое развитие, в широком смысле — наука об индивидуальном развитии организмов — онтогенезе; в последние годы в широком смысле го­ворят о науке — биологии развития (эмбриология животных, сравнительная эмбриология);

Физиология — Наука, изучающая процессы жизнедеятельности; функции животных и растительных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток (физиология живот­ных, физиология кровообращения);

Анатомия — Изучение внутреннего строения организмов, формы и строения органов с применением методов рассечения, измерения, рентгенографии и др. (анатомия растений, сравнительная анатомия животных);

Морфология — Изучение формы и строения организмов, в узком смысле — только внеш­него строения;

Палеонтология — Изучение эволюционного развития живых организмов на Земле по ис­копаемым остаткам и следам жизнедеятельности (палеозоология, палеоботаника).

Биология — теоретическая основа таких прикладных отраслей, как

Агрономия — Буквально: наука о законах полеводства, в широком смысле — совокуп­ность знаний о всех отраслях сельского хозяйства;

Животноводство — разведение сельскохозяйственных животных;

Селекция — Создание сортов и гибридов растений, пород животных и штаммов микро­организмов;

Биотехнология — Использование живых организмов (микроорганизмов, клеток и тканей других организмов) и биологических процессов в производстве — микробиологический синтез веществ, применение клеточной и генетической инженерии;

Медицина — Исследование нормальных и патологических процессов в организме челове­ка, различных заболеваний и патологических состояний, способов сохранения и укрепления здоровья людей.

Изучение и лечение заболеваний отдельных органов и систем является предметом исследо­ваний более узких медицинских специальностей:

Области медицины

Органы и системы

Некоторые методы исследования

Кардиология

Сердечно-сосудистая система

Электрокардиограмма

Неврология

Нервная система

Электроэнцефалограмма

Оториноларингология

Ухо, горло, нос

Отоскопия

Пульмонология

Лёгкие, дыхательная система

Флюорография

Гастроэнтерология

Пищеварительная система

Гастроэнтероскопия

— гигиена — раздел медицины, изучающий влияние разнообразных факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни;

Психология — область научного знания, исследующая психические процессы (ощуще­ние, восприятие, память, мышление, воображение), состояния (эмоции, чувства и др.) и свой­ства (направленность, темперамент и др.) человека, а также психику животных;

Эпидемиология — Наука о причинах и закономерностях возникновения и массового рас­пространения инфекционных и некоторых других болезней, а также методах профилактики и борьбы с ними;

Паразитология — Раздел зоологии, изучающий паразитов у человека и животных, их биологические особенности, цикл размножения и развития, способы заражения и распростра­нения; медицинская и ветеринарная паразитология изучают также заболевания, вызываемые паразитами — простейшими, червями (гельминтами), членистоногими (насекомыми и клеща­ми), а также способы их профилактики и лечения.

Методы изучения живых объектов в биологии

Наблюдение — Целенаправленное выявление объектов и закономерностей в естествен­ных условиях;

Описание — фиксация сведений об объекте средствами естественного или искусственного языка (в биологии сформированы научные понятия, обозначаемые специальными терминами);

Измерение — Сравнение объекта по каким-либо свойствам с эталоном (с граммом, с ме­тром и др.);

Биологический эксперимент — Выявление свойств живых объектов в искусственно соз­данных условиях.

Для объяснения Фактов, полученных с помощью указанных методов, выдвигаются Гипо­тезы и строятся Теории, на основе которых формулируются выводы и предположения. Полу­ченные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов. Тщательное описа­ние обеспечивает доступность для других учёных зсех исходных данных, методик и результатов исследований. Возможность воспроизвести и перепроверить результаты исследований, соот­нести их с данными других наук позволяет биологии играть существенную роль в формирова­нии современной естественнонаучной картины мира.

Методы, предполагающие непосредственную работу с биологическими объектами, называ­ют эмпирическими (практическими), это наблюдение, эксперимент, непосредственное измере­ние. Остальные методы предполагают обработку и объяснение данных — относятся к теорети­ческим (сравнение, анализ, синтез, обобщение, математическая обработка, выдвижение гипотез и др.).

Во многих биологических дисциплинах широко используются следующие методы:

Сравнительный — Установление общих закономерностей и различий, характерных для биологических явлений;

Исторический — Изучение процессов развития живой природы;

Статистический — Анализ массовых явлений, основанный на теории вероятностей;

Моделирование — Создание моделей биологических систем — реальных или виртуаль­ных объектов (биологических, физико-химических, математических), обладающих сходством с изучаемыми.

Кроме того, каждая наука обладает собственными методиками и методами исследования.

Развитие ряда биологических дисциплин проходило в прямой зависимости от развития методик исследования. Так, первый этап в развитии цитологии связан с изобретением микро­скопа.

Методы цитологии

Область применения

Открытия, сделанные с помощью данного метода

Микроскопирования (светового)

Изучение строения клеток, локализации органоидов в клетке на тонких прозрач­ных препаратах

1665 г.— P. iyκ [II]Обнаружил растительные клетки на срезе пробки

1673 г.— А. ван Левенгук Описал бактерии, некоторых простейших

1831 г.— Р. Броун Обнаружил в клетках ядро

1839 г.— М. Шлейден И Т. Шванн Заложили основы кле­точной теории (все организмы состоят из клеток; все клет­ки похожи по строению и химическому составу)

1858 г.— Р. Вирхов Дополнил теорию положением: «каждая клетка образуется при делении клетки»

Культуры клеток и тканей

Выращивание клеток вне организма на специальной питательной среде

1892—1902 гг.— при попытке культивировать в растворе са­харозы растительные ткани получены основания для вы­движения гипотезы о тотипотентности любой живой рас­тительной клетки (X. Фёхтинг, К. Рехингер)

Центрифугирования

Разделение, изучение выде­ленных органоидов разных размеров

1940 г,— А. Клод выделил из цитоплазмы особые РНК-содер — жащие гранулы, установил их размеры и плотность

Микроскопирования (электронного с 1930 Г.)

Изучение деталей строения органоидов на тончайших препаратах

1956 г.— выяснено, что выделенные А. Клодом гранулы являлись фрагментами эндоплазматической сети с сидя­щими на них рибосомами (термин «рибосома» предложен в 1958 г.)

Меченых атомов

Использование радиоактив­ных изотопов химических элементов для изучения ло­кализации веществ

1957 г.— М. Калвин Установил последовательность реак­ций темновой фазы фотосинтеза

Хроматография

Разделение смеси веществ по разной скорости движе-

М. Калвин использовал в качества вспомогательного метода для установления последовательности реакций темновой

Область применения

Открытия, сделанные с помощью данного метода

Ния через адсорбент в зави­симости от их молекулярной массы и других свойств

Фазы фотосинтеза: выделил из смеси вещества, в состав которых на разных этапах фотосинтеза входил меченый углерод

Таблица 2

Вклад учёных в развитие биологии

Учёные

Вклад в развитие биологии

Теория эволюции, клетка, генетика

Аристотель (384-322 до н. э.)

Основоположник учения о биологической целесообразности, описал многие виды животных и растений

К. Линней (1707-1778)

Основоположник современной систематики, использовал би­нарную номенклатуру

Ж.-Б. Ламарк (1744-1829)

Создатель первой целостной теории эволюции

Ч. Дарвин (1809-1882)

Создатель теории биологической эволюции в результате есте­ственного отбора, впервые предлагавшей механизм эволюцион­ных изменений

А. Уоллес (1823-1913)

Основоположник зоогеографии, выделил зоны — палеарктиче­скую, неарктическую, эфиопскую, восточную, австралийскую и неотропическую

К. Бэр (1792-1876)

Открыл (1827) яйцеклетку млекопитающих, установил закон за­родышевого сходства

Э. Геккель (1834-1919), Ф. Мюллер (1821-1897)

Установили (1884—1886) биогенетический закон: «Онтогенез есть краткое повторение филогенеза»

Н. А. Северцов (1827-1885)

Установил зоогеографические области в Палеарктике

А. О. Ковалевский (1840-1901)

Один из основоположников эволюционной эмбриологии и фи­зиологии, исследовал развитие ланцетника

В. О. Ковалевский (1842-1883)

Основатель эволюционной палеонтологии, установил филоге­нетический ряд лошади

К. Гольджи (1844-1926)

Открыл (1898) комплекс (аппарат) Гольджи, разработал метод серебрения нейронов на срезах

Г Мендель (1822-1884)

Установил (1865) первые закономерности в генетике

Учёные

Вклад в развитие биологии

С. Г. Навашин (1857-1930)

Открыл (1898) двойное оплодотворение у цветковых растений, заложил основы учения о кариологии

Дж. Харди (1877-1947), В. Вайнберг (1862-1937)

Установили (1908) закон популяционной генетики, показываю­щий соотношение между частотами генов и генотипов в попу­ляции со свободным скрещиванием

Т. X. Морган (1866-1945)

Создатель хромосомной теории в генетике (1920-е гг.)

И. И. Шмальгаузен (1884-1963)

Создал теорию стабилизирующего отбора

Н. И. Вавилов (1887-1943)

Установил (1920) закон гомологических рядов наследственной изменчивости, создал учение о центрах происхождения куль­турных растений (1926)

С. С. Четвериков (1880-1959)

Сделал первые шаги (1926) в направлении синтеза менделев — ской генетики и эволюционной теории Ч. Дарвина. Основопо­ложник современной эволюционной генетики

А. Н. Северцов (1866-1936)

Основоположник эволюционной морфологии животных, уста­новил пути достижения биологического прогресса

Возникновение жизни на Земле, биосфера, экология

Ф. Реди (1626-1697)

Первый доказал, что в гниющих веществах не заводятся черви, если туда не отложит яйца муха

Л. Пастер (1822-1895)

Основоположник современной микробиологии и иммунологии. Открыл природу брожения. Опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. Разработал первые вакцины против куриной холеры (1879), сибирской язвы (1881), бешенства (1885). Ввёл методы асептики и антисептики

А. И. Опарин (1894-1980)

Сформулировал (1922) теорию происхождения жизни на Земле (простые углеродистые вещества → белковые коацерваты → первые живые тела)

Дж. Холдейн (1892-1964)

Автор работ по вопросам происхождения жизни, где ключевую роль отводил РНК, математической теории отбора

С. Миллер (1930-2007)

Поставил эксперимент (1953) и показал, что органические со­единения могли образоваться из неорганических соединений в условиях Древней Земли

Учёные

Вклад в развитие биологии

Многообразие организмов

А. Левенгук (1632—1723)

Открыл одноклеточные организмы

Д. И. Ивановский (1864-1920)

Открыл (1892) возбудителей, впоследствии названных вирусами

А. В. Иванов (1906-1992)

Открыл (1949) новый тип животных — погонофор

Биохимия клетки

К. А. Тимирязев (1843-1920)

Показал (1868), что зелёная окраска хлорофилла — приспосо­бление для фотосинтеза

Э. Чаргафф (1905-2002)

Показал (1950), что в ДНК количество A = T, Ц = Г

Дж. Уотсон (р. 1928), Ф. Крик (р. 1916)

Установили (1953), что ДНК — двухцепочечная спираль, объ­яснили механизм её репликации

X. А. Кребс (1900-1981)

Описал (1937) основные реакции дыхания — цикл трикарбоно­вых кислот

М. Кальвин (1911-1997)

Установил (1957) последовательность реакций темновой фазы фотосинтеза

Селекция

И. В. Мичурин (1855-1935)

Создал (1911) теорию подбора исходных форм и доминирова­ния при скрещивании, разработал методы ментора, смешения пыльцы, воспитания гибридных сеянцев, посредника на плодо­вых культурах

Н. И. Вавилов

См. «Теория эволюции, клетка, генетика» в данной табл.

Г. Д. Карпеченко (1899-1942)

Разработал (1927) способ преодоления бесплодности межвидо­вых гибридов у растений путём полиплоидии

П. П. Лукьянецко (1901-1973)

Вывел 46 сортов пшеницы, в том числе «Безостая-1»

В. Н. Ремесло (1907-1983)

Вывел сорта озимой пшеницы «Мироновская-264» и др.

А. П. Шехурдин (1886-1951)

Применил межвидовую гибридизацию зерновых, вывел засухо­устойчивые сорта пшеницы

Учёные

Вклад в развитие биологии

В. С. Пустовойт (1886-1972)

Вывел высокомасличные сорта подсолнечника

М. Ф. Иванов (1871-1935)

Выведение (с 1925) асканийской породы тонкорунных овец и украинской степной белой породы свиней, получение гибри­дов — архаромериносов

Б. Л. Астауров (1904-1974)

Разработал (1936) методы искусственного партеногенеза, регу­ляции пола у тутового шелкопряда

В. А. Струнников (1914-2005)

Вывел регулируемые по полу породы тутового шелкопряда

Экология. Биосфера

Ю. Либих (1803-1873)

Разработал (1840) теорию минерального питания растений (ми­неральные удобрения), автор «закона минимума»

В. В. Докучаев (1846-1903)

Сформулировал (1870-е) понятие о почве как особом есте­ственно-историческом теле

В. И. Вернадский (1863-1945)

Создал (1923) теорию о ведущей роли живых существ в геохи­мических процессах, дал (1926) определение биосферы

В. Н. Сукачёв (1880-1967)

Разработал метод споропыльцевого анализа в палеонтологии, ввёл термин «биогеоценоз» (1940), основоположник биогеоце- нологии

Человек и его здоровье

У. Гарвей (1578-1657)

Открыл (1628) круги кровообращения

И. М. Сеченов (1829-1905)

Основоположник отечественной физиологии. Объяснил дыха­тельную функцию крови, обнаружил (1862) явление торможе­ния в ЦНС («Рефлексы головного мозга», 1863)

H. Е. Введенский (1852-1922)

Открыл (1883) ритмический характер возбуждения, создал (1901) учение о парабиозе, работал под руководством И. М. Се­ченова

В. М. Бехтерев (1857-1927)

Организовал (1885) первую в мире психофизиологическую ла­бораторию, установил локализацию центров в коре головного мозга. Основоположник отечественной физиологии труда

И. П. Павлов (1849-1936)

Осуществил (1890) опыт мнимого кормления животных. Создал теорию условно-рефлекторной деятельности (с 1901)

Учёные

Вклад в развитие биологии

А. А. Ухтомский (1875-1942)

Создал (1923) учение о доминанте в деятельности нервной си­стемы, углубил учение H. Е. Введенского

П. К. Анохин (1898-1974)

Создал (1935) теорию функциональных систем, один из осно­вателей отечественной нейрокибернетики, работал в лаборато­риях В. М. Бехтерева и И. П. Павлова

Н. И. Пирогов (1810-1881)

Основоположник военно-полевой хирургии, анатом, впервые применил гипсовую повязку, эфирный наркоз (1847)

С. П. Боткин (1832-1889)

Создал теорию нервизма, предположил наличие в организме защитных механизмов против инфекций, установил заболева­ние-гепатит. Высказал (1875) предположение, что селезёнка является депо крови. Работал под руководством Н. И. Пирогова

Н. И. Лунин (1853-1937)

Открыл витамины (1880)

А. М. Уголев (1926-1991)

Открыл (1958) мембранное пищеварение

Э. Дженнер (1749-1823)

Осуществил (1796) прививки против оспы — начало иммуноло­гии

Л. Пастер (1822-1895)

См. «Возникновение жизни на Земле» в данной табл.

И. И. Мечников (1845-1916)

Создал (1883) фагоцитарную теорию иммунитета

П. Эрлих (1854-1915)

Основоположник гуморальной теории иммунитета, противо — инфекционной химиотерапии (1907), показал значение костно­го мозга и лимфоидной ткани в кроветворении

P. Kox (1843-1910)

Открыл бациллу — возбудителя сибирской язвы (1876), возбу­дителя туберкулёза (1882), получил диагностический препарат туберкулин (1890)

К. И. Скрябин (1878-1972)

Развил учение о борьбе с паразитическими червями — дегель­минтизация, о борьбе с возбудителями инфекционных и инва­зионных заболеваний человека, животных и растений — дева­стация

Л. Монтанье (р. 1932), Ф. Барре-Синусси (р. 1947)

Установили (1983), что СПИД вызывает определённый PHK — содержащий вирус

Примеры заданий с ответами и комментариями

1. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.

Врачебная специальность

Признак заболевания

Длительный кашель

Оториноларинголог

Боль в ухе

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) дерматолог 2) кардиолог 3) ортопед 4) пульмонолог

Дерматолог осуществляет лечение и профилактику заболеваний кожи, ортопед — опор­но-двигательной системы (нарушение осанки, плоскостопие), кардиолог — сердечно-со­судистой системы, пульмонолог — лёгких.

Ответ: 4.

2. Расположите биологические науки в порядке возрастания уровня организации изуча­емых объектов

1) Цитология 3) гистология 5) молекулярная биология

2) Экология 4) эмбриология

См. теоретический материал.

Ответ:51342.

3) Почему достижения генетики важны для развития селекции?

Ответ:

1) Генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости.

2) Для развития селекции важно установить, как на основе изменчивости получить орга­низмы с полезными для человека свойствами и передать их по наследству для создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *