При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
1) до аэропОрта 3) пОваров
2) бАнты 4) бомбардировАть
А2. Какие из данных слов можно, не нарушая норм лексической сочетаемости, использовать в качестве определения к слову ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ?
А. Удачливый В. Удачный
Б. Успешный Г. Преуспевающий
1) АиГ 2) Б, В, Г 3) ВиГ 4) А, Б, Г
АЗ. В каком предложении допущена грамматическая ошибка в образовании формы слова?
2) Колышущиеся стебли тростника тихонько звенели.
3) Идея справедливости должна завоевать ума и сердца.
4) Нет растения горче полыни.
5) Подросши немного, котята стали охотиться самостоятельно.
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Применяя новое лекарство,
1) состояние здоровья послеоперационных больных нормализуется быстрее, чем обычно.
2) выздоровление наступает значительно быстрее, чем при лечении старыми средствами.
3) можно быстрее нормализовать состояние здоровья послеоперационных больных.
4) было отмечено, что сроки выздоровления сокращаются.
А5. У кажите предложение(-я) с грамматической ошибкой.
A. Социологический опрос показал, что более чем у 40% горожан нет дачных участков.
Б. Не надо думать то, что каждый заботится только о себе и равнодушен к окружающим.
B. Посёлок расположен в трёхстах километров от железной дороги.
Г. При массаже каких-либо участков тела, проводимом бесконтактным способом, происходит некоторое повышение температуры.
1) А, Г 3) В
2) Б, В 4) В, Г
Прочитайте текст И выполните задания А6-А11.
(1)… (2)С этим утверждением можно поспорить. ^Думается, что человек не родится ни ангелом, ни зверем, ни «между ними». (4)Он формируется при жизни. (5)3адача воспитателя всё-таки не в том, чтобы человек не позволял себе делать то, что хочет. (6)… цель у воспитателя позитивная — сформировать такие потребности, «хотения», которые соответствуют, а не противоречат человеческой общественной природе.
А6. Какая фраза должна быть первой в этом тексте?
1) Многие считают, что слишком жёсткое воспитание наносит больше вреда, чем слишком мягкое, потому что порождает злобных и мстительных людей.
2) Один из известных педагогов говорил, что человек, который позволяет себе делать всё, что ему захочется, перестаёт быть человеком.
3) Наследственность играет большую роль в формировании человека.
4) Нужно ли человеку постоянно запрещать себе какие-то действия, чтобы преодолеть дурные наклонности?
А7. Какое слово или сочетание должно быть в начале предложения 6?
1) Зато 3) К тому же
2) На самом деле 4) И всё же
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?
1) можно поспорить (предложение 2)
2) что хочет (предложение 5)
3) цель — сформировать (предложение 6)
4) сформировать такие потребности, «хотения» (предложение 6)
А9. Укажите правильную характеристику предложения 6.
1) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное со всеми видами (бессоюзной, сочинительной и подчинительной) связи между частями
А10. Какой частью речи является слово Что в предложениях (3) и (5)?
1) в предложении (3) — местоимением, в предложении (5) — союзом
2) в обоих предложениях — местоимением
3) в обоих предложениях — союзом
4) в предложении (3) — союзом, в предложении (5) — местоимением
АН. В каком значении употреблено слово ОБЩЕСТВЕННЫЙ в предложении 6?
1) принадлежащий всем, всему обществу
2) проявляемый, выражаемый всем обществом
3) касающийся положения людей в обществе, отражающий интересы разных групп населения
4) Связанный с потребностью жить в обществе, не изолированно
А12. На месте каких цифр в словах пишется НН?
Когда Рубинштейн стоял за дирижёрским пультом, его дли(1)ые волосы вздымались и закрывали половину лица, точно льви(2)ая грива, он всем обликом напоминал царстве(3)ого хищника.
1) 1,3 3) 3
2) 2,3 4) 1,2,3
А13. В Каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) ..бонент, пл..дотворный, прикоснуться
2) пор..ель, избирательная кампания, истолкование
3) ВЫП..ЛЗТИ, ..реол, пл..тоядный
4) с..лидный, ..реал, зар..сли
А14. В Каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..пятствовать, пр..дирчиво, пр..дельный
2) Иоподлобья, неИобывный, и..далека
3) предполагать, достоверно, профашистский
4) воЮщийся, с..емка, кон..юнктура
A15. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) возглавля..мый, (он) езд..т, выгор..л
2) испытуемый, (он) посе..т, завис..л
3) постро..нный, (он) потерп..т, выпрям„лся
4) взвеш..нный, (он) выскаж..т, посе„л
А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?
1) внутренн..м строени„м, на лини.., около деревн..
2) при надлежащ..м управлени.., мешать прохож..м, вдоль дорог..
3) обратился к присутствующем на площад.., прыгнуть с крыш..
4) в новейш..й истори.., по магистрал.., над поместь..м
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И (НИ)?
Н(1) разу мне н(2)приходилось н(3) видеть, н(4)слышать токующего тетерева.
1) 1 3) 3,4
2) 2,3,4 4) 1,3,4
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (Во)время Моей работы в театре я встречался с (по)истине Выдающимися людьми.
2) (В)последствии, Вспоминая слова, взгляды, восклицания, которые казались (мало)значительными, Я расшифровывал их и понимал их настоящий смысл.
3) (По)видимому, Звуки были слишком слабыми, Что(бы) Их расслышали в зале.
4) Артист выходил, кланялся механически и, как мне казалось, Тот(час) Же забывал об окружающем и (на)виду У публики беседовал с тем или другим оркестрантом.
А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Казалось, что всё в этом роскошном парке чужое () и каждую минуту нас могут прогнать.
1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.
2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.
3) Запятая на месте скобок нужна, потому что перед И располагается придаточная часть предложения.
4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет две однородные придаточные части сложного предложения.
AZO. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Директор (1) не будучи чиновником и бюрократом (2) тотчас стал диктовать машинистке заявление.
1) 1,2 — выделяется причастный оборот
2) 2 — выделяется причастный оборот
3) 1 — выделяется деепричастный оборот
4) 1,2 — выделяется деепричастный оборот
А21. В каком предложении должна быть одна запятая? (Знаки препинания в предложениях не расставлены.) 1) Ты солнце святое гори.
5) Теперь куда же меня б ты вынес океан.
6) Кто волны вас остановил.
7) Над седой равниной моря ветер тучи собирает.
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В VIII в. большая часть Европы входила в состав империи Карла Великого однако после его смерти империя распалась.
2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.
3) Всего семь нот располагаясь в разной последовательности и образуя различные комбинации рождают бесконечное множество музыкальных тем.
4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперёк улицы.
А23. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?
«Хорошо» сочинять стихи и «правильно» их сочинять () вещи различные.
1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие: при однородных членах с обобщающим словом.
3) Ставится тире: при однородных членах с обобщающим словом.
4) Ставится тире: между подлежащими, выраженными неопределённой формой глаголов, и сказуемым, выраженным существительным с прилагательным.
А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
Проза Мопассана, Бунина (I) и особенно Чехова (2) чьи рассказы исчисляются сотнями (3) по некоторым качествам (4) похожа на произведения поэтов-лириков.
1) 1,3 3) 3
2) 2,4 4) 2,3
А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?
О настоящем поэте нельзя судить по одному стихотворению (1) потому (2) что (3) как бы оно ни было совершенно (4) его смысл полностью раскрывается только в контексте той обладающей внутренним единством книги (5) которая вмещает в себя всю лирику поэта.
1) 1,2,3, 5 3) 1,3,4, 5
2) 2,4,5 4) 1,2, 3,4, 5
А26. В каком(-их) преддожении(-ях) придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?
А. Для стилистического анализа обычно выбираются слова и выражения, которые автор использует для создания художественного образа.
Б. Для стилистического анализа обычно выбирают слова и выражения, которые используются автором для создания художественного образа.
В. Для стилистического анализа обычно выбирают слова и выражения, с помощью которых автор создаёт художественный образ.
1) А 3) В
2) Б, В 4) А, В
А27. Прочитайте текст.
Согласно мифам и домыслам, дети, воспитывающиеся в двуязычных семьях, смешивая языки, теряют при этом интеллектуальные способности, а знание нескольких языков вообще вредно для психики. Но наблюдения и эксперименты заставляют прийти к другому выводу. Оказывается, многоязычные люди могут по-разному интерпретировать и оценивать действия в зависимости от того, на каком языке они общались в момент совершения действия, и это свойство, безусловно, способствует развитию мыслительных способностей, поскольку делает мышление более гибким.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Двуязычие может иметь вредные последствия, но может привести и к развитию мыслительных способностей.
2) Смешение языков ведёт к потере интеллектуальных способностей, потому что люди, владеющие разными языками, могут по-разному интерпретировать действия в зависимости от языка, на котором они общаются.
3) Считалось, что двуязычие способствует потере интеллектуальных способностей, но наблюдения и эксперименты показали, что многоязычные люди могут по-разному интерпретировать одинаковые действия.
4) Как показывают эксперименты, люди, владеющие разными языками, не теряют интеллектуальных способностей, а, наоборот, обладают более гибким мышлением, так как разные языки позволяют по-разному интерпретировать события.
Прочитайте текст (рассказ А. П. Чехова «Баран и барышня» с небольшими сокращениями) и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.
(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4)Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать… (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?
— (7)Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — (8)Вас спрашивает!
— (9)Барышня? Гм… (10)Кто же это?
(11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.
— (13)Извините, — начала она дрожащим дискантом. — (14)Я, знаете ли… (15)Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов… (16)Я… я… дочь надворного советника Пальцева…
— (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!
— (20)Я пришла к вам с просьбой… — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — (21)Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете… (23)Я хочу ехать, а у меня… я небогата… (24)Мне от Петербурга до Курска…
— Гм… (25)Так-с… (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?
— (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (ЗО)Давно уж у них не была… (31)Мама, пишут, больна…
— Гм… (32)Вы здесь служите или учитесь?
(33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…
— (34)Служили… (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико… (Зб)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка… (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж… (45)А кто он?
— (46)В чиновниках.
— (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск… (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы… (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!
(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приёма, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения… (54)Она рассказала, что у неё есть брат-чиновник, кузены-гимназисты… (55)Егор подал чай.
(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чам — кать, начала бесшумно глотать… (57)Милостивый государь глядел на неё и ухмылялся… (58) Он уже не чувствовал скуки…
— (59)Ваш жених хорош собой? — спросил он. — (60)А как вы с ним сошлись?
(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… (бЗ)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.
— (65)А у вашего отца неплохой почерк… (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе… (68)Но, однако, мне пора… (69)В театре уж началось… (70)Прощайте, Марья Ефимовна!
— (71 Дак я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.
— (72)Начто-с?
— (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет…
— (74)Билет?.. (75)Гм… (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня… (78)Хе-хе-хе… (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семёновна! (82)Очень рад… рад очень…
(83)Барышня оделась и вышла… (84)У другого подъезда ей • сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.
(ПоА. П. Чехову)
А28. Укажите верное утверждение.
1) Главный персонаж в рассказе — петербургский чиновник.
2) Чиновник был не заинтересован в выдаче бесплатных билетов и поспешил отделаться от просительницы, прибегнув к обману.
3) Чиновник заставил девушку рассказывать о себе, чтобы узнать о её материальном положении.
4) Выслушав рассказ девушки, чиновник пришёл к выводу, что она в состоянии сама купить билет.
А29. Определите ведущий тип речи в тексте и тип речи, использованный в первом абзаце.
1) ведущий — рассуждение, в первом абзаце — повествование
2) ведущий — описание, в первом абзаце — описание
3) ведущий — повествование, в первом абзаце — описание
4) ведущий — повествование, в первом абзаце — повествование АЗО. Что значит выражение «вышел из объятий Морфея»?
1) кончил трапезу
2) проснулся
3) выкурил трубку
4) очнулся от приятных воспоминаний, мечтаний
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа Пои перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
81. Из предложений 20-32 выпишите слово, образованное бес — суффиксным способом.
82. Из предложений 70-73 выпишите частицу.
83. Из предложений 48-49 выпишите словосочетание, в котором используется связь СОГЛАСОВАНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
84. Среди предложений 7-19 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите его номер.
85. Какие из предложений 20-33 осложнены вводными предложениями? Напишите их номера.
86. Назовите вид придаточных предложений, входящих в сложноподчинённое предложение 33.
87. Какое из предложений 20-31 связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
88. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«Текст представляет собой художественное произведение — рассказ, где задача речи — изобразить события. Рассказ строится как сценка-диалог, отлично характеризующая каждого из героев. В речи чиновника, например, в изобилии представлены (предложения 27, 37, 48, 50, 51),_____________ (предло
Жения 37, 38, 39), точно передающие его сущность.
…Речь же автора иронична и даже саркастична. Это выражается с помощью таких приёмов, как (предложения
1, 2),____ (предложение 3),______ (предложение 4) …»
Список терминов:
1) метафора
2) просторечные слова и формы слов
3) канцеляризмы
4) слова с уменьшительными суффиксами
5) сравнительные обороты
6) парцелляция
7) сочетание книжных и разговорных слов и фразеологизмов
8) экспрессивный повтор
9) нарушение логической однородности
10) гипербола
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы-то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.