Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

ВАРИАНТ 1 Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под но­мером выполняемого вами…

ВАРИАНТ 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под но­мером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в кле­точку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове Неверно выделена буква, обозначающая удар­ный гласный?

1) до аэропОрта 3) пОваров

2) бАнты 4) бомбардировАть

А2. Какие из данных слов можно, не нарушая норм лексической сочетаемости, использовать в качестве определения к слову ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ?

А. Удачливый В. Удачный

Б. Успешный Г. Преуспевающий

1) АиГ 2) Б, В, Г 3) ВиГ 4) А, Б, Г

АЗ. В каком предложении допущена грамматическая ошибка в об­разовании формы слова?

2) Колышущиеся стебли тростника тихонько звенели.

3) Идея справедливости должна завоевать ума и сердца.

4) Нет растения горче полыни.

5) Подросши немного, котята стали охотиться самостоятельно.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Применяя новое лекарство,

1) состояние здоровья послеоперационных больных нормали­зуется быстрее, чем обычно.

2) выздоровление наступает значительно быстрее, чем при ле­чении старыми средствами.

3) можно быстрее нормализовать состояние здоровья после­операционных больных.

4) было отмечено, что сроки выздоровления сокращаются.

А5. У кажите предложение(-я) с грамматической ошибкой.

A. Социологический опрос показал, что более чем у 40% го­рожан нет дачных участков.

Б. Не надо думать то, что каждый заботится только о себе и равнодушен к окружающим.

B. Посёлок расположен в трёхстах километров от железной дороги.

Г. При массаже каких-либо участков тела, проводимом бес­контактным способом, происходит некоторое повышение температуры.

1) А, Г 3) В

2) Б, В 4) В, Г

Прочитайте текст И выполните задания А6-А11.

(1)… (2)С этим утверждением можно поспорить. ^Дума­ется, что человек не родится ни ангелом, ни зверем, ни «между ними». (4)Он формируется при жизни. (5)3адача воспитателя всё-таки не в том, чтобы человек не позволял себе делать то, что хочет. (6)… цель у воспитателя позитивная — сформиро­вать такие потребности, «хотения», которые соответствуют, а не противоречат человеческой общественной природе.

А6. Какая фраза должна быть первой в этом тексте?

1) Многие считают, что слишком жёсткое воспитание наносит больше вреда, чем слишком мягкое, потому что порождает злобных и мстительных людей.

2) Один из известных педагогов говорил, что человек, кото­рый позволяет себе делать всё, что ему захочется, перестаёт быть человеком.

3) Наследственность играет большую роль в формировании человека.

4) Нужно ли человеку постоянно запрещать себе какие-то действия, чтобы преодолеть дурные наклонности?

А7. Какое слово или сочетание должно быть в начале предложения 6?

1) Зато 3) К тому же

2) На самом деле 4) И всё же

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической ос­новой в одном из предложений?

1) можно поспорить (предложение 2)

2) что хочет (предложение 5)

3) цель — сформировать (предложение 6)

4) сформировать такие потребности, «хотения» (предложение 6)

А9. Укажите правильную характеристику предложения 6.

1) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное со всеми видами (бессоюзной, сочинительной и подчинительной) связи между частями

А10. Какой частью речи является слово Что в предложениях (3) и (5)?

1) в предложении (3) — местоимением, в предложении (5) — союзом

2) в обоих предложениях — местоимением

3) в обоих предложениях — союзом

4) в предложении (3) — союзом, в предложении (5) — место­имением

АН. В каком значении употреблено слово ОБЩЕСТВЕННЫЙ в предложении 6?

1) принадлежащий всем, всему обществу

2) проявляемый, выражаемый всем обществом

3) касающийся положения людей в обществе, отражающий интересы разных групп населения

4) Связанный с потребностью жить в обществе, не изолированно

А12. На месте каких цифр в словах пишется НН?

Когда Рубинштейн стоял за дирижёрским пультом, его дли(1)ые волосы вздымались и закрывали половину лица, точно льви(2)ая грива, он всем обликом напоминал царстве(3)ого хищника.

1) 1,3 3) 3

2) 2,3 4) 1,2,3

А13. В Каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) ..бонент, пл..дотворный, прикоснуться

2) пор..ель, избирательная кампания, истолкование

3) ВЫП..ЛЗТИ, ..реол, пл..тоядный

4) с..лидный, ..реал, зар..сли

А14. В Каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..пятствовать, пр..дирчиво, пр..дельный

2) Иоподлобья, неИобывный, и..далека

3) предполагать, достоверно, профашистский

4) воЮщийся, с..емка, кон..юнктура

A15. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1) возглавля..мый, (он) езд..т, выгор..л

2) испытуемый, (он) посе..т, завис..л

3) постро..нный, (он) потерп..т, выпрям„лся

4) взвеш..нный, (он) выскаж..т, посе„л

А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

1) внутренн..м строени„м, на лини.., около деревн..

2) при надлежащ..м управлени.., мешать прохож..м, вдоль дорог..

3) обратился к присутствующем на площад.., прыгнуть с крыш..

4) в новейш..й истори.., по магистрал.., над поместь..м

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И (НИ)?

Н(1) разу мне н(2)приходилось н(3) видеть, н(4)слышать токующего тетерева.

1) 1 3) 3,4

2) 2,3,4 4) 1,3,4

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (Во)время Моей работы в театре я встречался с (по)истине Выдающимися людьми.

2) (В)последствии, Вспоминая слова, взгляды, восклицания, которые казались (мало)значительными, Я расшифровы­вал их и понимал их настоящий смысл.

3) (По)видимому, Звуки были слишком слабыми, Что(бы) Их расслышали в зале.

4) Артист выходил, кланялся механически и, как мне каза­лось, Тот(час) Же забывал об окружающем и (на)виду У публики беседовал с тем или другим оркестрантом.

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Казалось, что всё в этом роскошном парке чужое () и каждую минуту нас могут прогнать.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соеди­няет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что перед И распо­лагается придаточная часть предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет две однородные придаточные части сложного предложения.

AZO. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Директор (1) не будучи чиновником и бюрократом (2) тотчас стал диктовать машинистке заявление.

1) 1,2 — выделяется причастный оборот

2) 2 — выделяется причастный оборот

3) 1 — выделяется деепричастный оборот

4) 1,2 — выделяется деепричастный оборот

А21. В каком предложении должна быть одна запятая? (Знаки пре­пинания в предложениях не расставлены.) 1) Ты солнце святое гори.

5) Теперь куда же меня б ты вынес океан.

6) Кто волны вас остановил.

7) Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запя­тые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В VIII в. большая часть Европы входила в состав империи Карла Великого однако после его смерти империя распа­лась.

2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

3) Всего семь нот располагаясь в разной последовательности и образуя различные комбинации рождают бесконечное множество музыкальных тем.

4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперёк улицы.

А23. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

«Хорошо» сочинять стихи и «правильно» их сочинять () вещи различные.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.

2) Ставится двоеточие: при однородных членах с обобщаю­щим словом.

3) Ставится тире: при однородных членах с обобщающим словом.

4) Ставится тире: между подлежащими, выраженными неоп­ределённой формой глаголов, и сказуемым, выраженным существительным с прилагательным.

А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку за­пятых в предложении?

Проза Мопассана, Бунина (I) и особенно Чехова (2) чьи рассказы исчисляются сотнями (3) по некоторым качествам (4) похожа на произведения поэтов-лириков.

1) 1,3 3) 3

2) 2,4 4) 2,3

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку за­пятых в предложении?

О настоящем поэте нельзя судить по одному стихотво­рению (1) потому (2) что (3) как бы оно ни было совершенно (4) его смысл полностью раскрывается только в контексте той обладающей внутренним единством книги (5) которая вмещает в себя всю лирику поэта.

1) 1,2,3, 5 3) 1,3,4, 5

2) 2,4,5 4) 1,2, 3,4, 5

А26. В каком(-их) преддожении(-ях) придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А. Для стилистического анализа обычно выбираются слова и выражения, которые автор использует для создания худо­жественного образа.

Б. Для стилистического анализа обычно выбирают слова и выражения, которые используются автором для создания художественного образа.

В. Для стилистического анализа обычно выбирают слова и выражения, с помощью которых автор создаёт художест­венный образ.

1) А 3) В

2) Б, В 4) А, В

А27. Прочитайте текст.

Согласно мифам и домыслам, дети, воспитывающиеся в двуязычных семьях, смешивая языки, теряют при этом интел­лектуальные способности, а знание нескольких языков вообще вредно для психики. Но наблюдения и эксперименты застав­ляют прийти к другому выводу. Оказывается, многоязычные люди могут по-разному интерпретировать и оценивать дейст­вия в зависимости от того, на каком языке они общались в мо­мент совершения действия, и это свойство, безусловно, спо­собствует развитию мыслительных способностей, поскольку делает мышление более гибким.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Двуязычие может иметь вредные последствия, но может привести и к развитию мыслительных способностей.

2) Смешение языков ведёт к потере интеллектуальных спо­собностей, потому что люди, владеющие разными языками, могут по-разному интерпретировать действия в зависимо­сти от языка, на котором они общаются.

3) Считалось, что двуязычие способствует потере интеллекту­альных способностей, но наблюдения и эксперименты по­казали, что многоязычные люди могут по-разному интер­претировать одинаковые действия.

4) Как показывают эксперименты, люди, владеющие разными языками, не теряют интеллектуальных способностей, а, на­оборот, обладают более гибким мышлением, так как разные языки позволяют по-разному интерпретировать события.

Прочитайте текст (рассказ А. П. Чехова «Баран и барышня» с не­большими сокращениями) и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

(1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого госу­даря была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать… (4)Читать надое­ло еще в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать… (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься?

— (7)Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — (8)Вас спрашивает!

— (9)Барышня? Гм… (10)Кто же это?

(11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто… даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась.

— (13)Извините, — начала она дрожащим дискантом. — (14)Я, знаете ли… (15)Мне сказали, что вас… вас можно застать только в шесть часов… (16)Я… я… дочь надворного советника Пальцева…

— (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь!

— (20)Я пришла к вам с просьбой… — продолжала ба­рышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пу­говки. — (21)Я пришла… попросить у вас билет для бесплат­ного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даете… (23)Я хочу ехать, а у меня… я небогата… (24)Мне от Петербурга до Курска…

— Гм… (25)Так-с… (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится?

— (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (ЗО)Давно уж у них не была… (31)Мама, пишут, больна…

— Гм… (32)Вы здесь служите или учитесь?

(33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы…

— (34)Служили… (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жа­лованье было велико… (Зб)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета… Гм… (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка… (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж… (45)А кто он?

— (46)В чиновниках.

— (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск… (49)Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тара­каны… (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю!

(53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приёма, просияла и описала милостивому государю все курские раз­влечения… (54)Она рассказала, что у неё есть брат-чиновник, кузены-гимназисты… (55)Егор подал чай.

(56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чам — кать, начала бесшумно глотать… (57)Милостивый государь глядел на неё и ухмылялся… (58) Он уже не чувствовал скуки…

— (59)Ваш жених хорош собой? — спросил он. — (60)А как вы с ним сошлись?

(61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала… (бЗ)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов.

— (65)А у вашего отца неплохой почерк… (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе… (68)Но, однако, мне пора… (69)В театре уж началось… (70)Прощайте, Марья Ефимовна!

— (71 Дак я могу надеяться? — спросила барышня, под­нимаясь.

— (72)Начто-с?

— (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет…

— (74)Билет?.. (75)Гм… (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня… (78)Хе-хе-хе… (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд… рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семёновна! (82)Очень рад… рад очень…

(83)Барышня оделась и вышла… (84)У другого подъезда ей • сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

(ПоА. П. Чехову)

А28. Укажите верное утверждение.

1) Главный персонаж в рассказе — петербургский чиновник.

2) Чиновник был не заинтересован в выдаче бесплатных биле­тов и поспешил отделаться от просительницы, прибегнув к обману.

3) Чиновник заставил девушку рассказывать о себе, чтобы уз­нать о её материальном положении.

4) Выслушав рассказ девушки, чиновник пришёл к выводу, что она в состоянии сама купить билет.

А29. Определите ведущий тип речи в тексте и тип речи, использо­ванный в первом абзаце.

1) ведущий — рассуждение, в первом абзаце — повествование

2) ведущий — описание, в первом абзаце — описание

3) ведущий — повествование, в первом абзаце — описание

4) ведущий — повествование, в первом абзаце — повествование АЗО. Что значит выражение «вышел из объятий Морфея»?

1) кончил трапезу

2) проснулся

3) выкурил трубку

4) очнулся от приятных воспоминаний, мечтаний

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой кле­точки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответ­ствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа Пои пере­числении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

81. Из предложений 20-32 выпишите слово, образованное бес — суффиксным способом.

82. Из предложений 70-73 выпишите частицу.

83. Из предложений 48-49 выпишите словосочетание, в котором используется связь СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 7-19 найдите сложное предложение, в со­став которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите его номер.

85. Какие из предложений 20-33 осложнены вводными предложе­ниями? Напишите их номера.

86. Назовите вид придаточных предложений, входящих в сложно­подчинённое предложение 33.

87. Какое из предложений 20-31 связано с предыдущим с помо­щью личного местоимения?

88. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фраг­менте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Текст представляет собой художественное произведе­ние — рассказ, где задача речи — изобразить события. Рас­сказ строится как сценка-диалог, отлично характеризующая каждого из героев. В речи чиновника, например, в изобилии представлены (предложения 27, 37, 48, 50, 51),_____________ (предло­

Жения 37, 38, 39), точно передающие его сущность.

…Речь же автора иронична и даже саркастична. Это выражается с помощью таких приёмов, как (предложения

1, 2),____ (предложение 3),______ (предложение 4) …»

Список терминов:

1) метафора

2) просторечные слова и формы слов

3) канцеляризмы

4) слова с уменьшительными суффиксами

5) сравнительные обороты

6) парцелляция

7) сочетание книжных и разговорных слов и фразеологизмов

8) экспрессивный повтор

9) нарушение логической однородности

10) гипербола

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. За­пишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирова­ния).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы-то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *