Рубрики
ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК

У муравья — муравейник, у паука — паутина

У муравья — муравейник, у паука — паутина… А где дом у бабочки? Давайте понаблюдаем за ней.

Вот летит она над полем, усыпанным медоносными цветами, ся­дет на цветок и качается на нём, как на качелях. Глядишь и не­вольно думаешь, что бабочка — самое красивое создание на нашей планете! И совсем не думаешь о том, что бабочка на цветке вовсе не отдыхает, а трудится. Раскрутив свои длинные, тонкие, изогнутые хоботки, которые при полёте свёрнуты в спираль, бабочки опуска­ют их внутрь цветка. Тычинки выстроились в ряд по кругу, пыльца с них осыпает бабочку со всех сторон, и от этого голова у бабочки, и брюшко, и лапки становятся жёлтыми. Она лишь несколько се­кунд сидит на цветке. Втянет в себя нектар — и летит себе пре­лестное создание на другой цветок. В полёте бабочки встречаются, кружатся одна возле другой в удивительном безмолвном танце. Но чаще всего мы их не видим, потому что летают они высоко-высо­ко, выше кустарников, выше берёз и самой высокой сосны. Выше бабочек только белые курчавые облака.

А вот поле, на котором растёт капуста. Большая, тугая, треснув­шая от сока. Человек бы сорвал такой кочан и отнёс своим детям. А для бабочкиных детей он недостаточно сладок и сочен. С одного кочана на другой перелетает она, пробует капусту передними лап­ками, которые хорошо чувствуют вкус. И не просто чувствуют, а чувствуют тончайшим образом. Вкус у них развит в двести, триста раз сильнее, чем у человека. Долго будет летать бабочка над полем, долго будет выбирать капусту, самую сладкую, самую вкусную. А когда выберет, сядет на нижний зелёный лист и отложит жёлтые, крупные, ребристые яйца, из которых вскоре появятся маленькие гусенички, превращающиеся со временем в куколки, которые впо­следствии станут самыми прекрасными созданиями на Земле — бабочками. Настоящая загадка природы — чудесные превращения нашей бабочки-труженицы!

А пока она летает. И нет у неё своего дома. А местом для ко­роткого отдыха ей служит каждая удобная веточка, каждая шел­ковистая травинка, каждый душистый цветок. Да и зачем бабочке дом, если живёт она только дней шестнадцать. А за это короткое время ей надо ещё успеть узнать весь мир, дать жизнь своему по­томству. И умереть.

(По Н. Романовой)

ВАРИАС 2

Многие полагают, будто театральный спектакль появляется на свет сразу в готовом виде — стоит только актерам выучить роли, а декораторам построить декорации. Это большое заблуж­дение!

Если вы хотите представить, что испытывает актёр перед выхо­дом на сцену, вообразите себя лишь на минутку перед прыжком с парашютом. Ведь чтобы шагнуть в бездну, вам потребуются силы, воля, собранность. Именно так чувствует себя артист всякий раз перед порогом сцены.

Если вы хотите понять душевное состояние актёра перед нача­лом спектакля, вспомните, что вы чувствуете, когда на вас смотрят сотни глаз. Руки становятся почему-то лишними, коленки трясут­ся, а в голове всё-всё путается. Вы словно вмиг разучились делать самые простые вещи: ходить, говорить, смеяться, думать. А ведь артист такой же человек, как и вы, и испытывает такое же силь­ное волнение.

Если вы хотите разобраться, в чём состоит мастерство актёра, представьте себе, например, такую картину. Идёт человек домой, и у него прекрасное настроение. Друзья подарили ему роскошную вазу, и он насвистывает песенку. Вдруг навстречу кто-то бежит и кричит: «У вас пожар, бежим скорее!» И человек резко меняется: он роняет вазу, в глазах испуг, он мечется, зовёт на помощь. А теперь представим, что всё это нужно сыграть актёру в театре. Если артист сделает хоть одно лишнее или неточное движение, мы ему не поверим. Но если он будет точен, все чувства вместе с ним переживут и зрители: радость, испуг, растерянность, на­дежду.

Если вы хотите представить себе жизнь артиста, то имейте в виду, что его работа не прекращается ни на минуту и начинается задолго до премьеры. На улице, в автобусе, дома и в магазине он по крупицам строит свой образ, с которым выходит на сцену теа­тра. Он наблюдает за обычными людьми, их жестами, характерами, манерой говорить… Он спорит с автором, самим собой и режиссё­ром. Он ищет правду своего героя. Актёр создаёт образ, которому должны поверить мы — зрители.

Но, может быть, и не надо нам вникать в особенности актёр­ской профессии? Театр — это искусство, и он не любит открывать все свои тайны. Он позволяет только чуть-чуть приоткрыть зана­вес.

ВАРИАС 3

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, рва­ными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз — выловил бы рваный башмак и изношенную, «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, по­палась бы старику рыбка. Да не простая, а золотая. И заговорила бы она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала бы золотая рыб­ка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

.„Грустная сказка! К несчастью, и быль не радостней. Раньше, вернувшись из дальних странствий, моряки, бывало, рассказывали о неизвестных странах да заморских диковинах. Теперь же, как сгово­рившись, твердят одно: пропадают, братцы, моря-океаны! Кораблей на водных путях — как автомобилей на шоссе. И с каждого даже самого маленького судёнышка в волны бросают мусор. Вот и пре­вращаются голубые морские просторы в грязную свалку. Море ста­новится грязным от ядовитой для всего живого нефти. Помыл тан­кер-нефтевоз свои громадные баки-танки, а грязную воду — в море. Потерпел танкер в пути аварию — вся нефть выливается в море. Вот беда так беда! От этой отравы гибнут рыбы (как тут не вспомнить нашу «золотую» рыбку!), дельфины; болеют, а иногда тоже гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покры­вается жирной плёнкой, которая, словно крышка, не даёт проник­нуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мель­чайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать от голода.

Страшная сказка! А ужаснее всего то, что это не выдумка, а реальная жизнь. Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Планета просит о помощи!

(Г. Юрмин)

ВАРИАС 4

Висели в былые времена деревянные птицы под потолком почти в каждом доме на Севере: они покой охраняли, от напастей берег­ли. Но времена эти миновали, а вместе с ними упорхнули из кре­стьянской избы и деревянные птицы. И вот недавно в одном селе вылетела вновь на свет, спустя десятилетия, деревянная, или, как её называют, драночная, птица, вылетела из-под крыши дома как редкий возрождённый вид русского народного искусства.

Сибирские старики рассказывают, как однажды в одной семье, жившей в таёжной избушке, ребёнок захворал тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Дело было в кон­це зимы, а отец его сидел и делал дранки для корзины. Ребёнок, устав, видно, лежать в душной избе, спросил, скоро ли лето. «Ско­ро, сынок», — ответил отец, и пришла в голову мысль подвесить под потолок птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже приле­тели. И сделал птицу: головка, крылышки, хвост — всё при ней, как у настоящей. Подвесил её к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались в струях горячего воз­духа, который шёл от камелька.

Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили сосе­ди, спрашивали, чем же вылечили ребёнка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «свя­тым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Сейчас возрождается народное искусство вырезать этих чудес­ных птиц, украшающих жилище и приносящих в дом счастье. Та­ким образом сохраняется древнее ремесло, питающее из далёкого прошлого духовную жизнь нашего народа, связывающее поколения друг с другом. А терять художественные традиции народа мы не имеем права. Ведь каждое изделие народного искусства — это сво­еобразный памятник духовной жизни народа, это корни, которыми питается и сегодняшняя наша культура, искусство.

(По А. Миловскому)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *