Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Сложносочиненным называется сложное предложе­ние, части которого связаны между собой сочинительными союзами: Весна…

Сложносочиненным называется сложное предложе­ние, части которого связаны между собой сочинительными союзами: Весна на радость не похожа,/ И не от солнца желт песок (Ес.).

Порядок разбора
сложносочиненного предложения

1. Выделить части предложения.

2. Назвать средства синтаксической связи частей сложно­го предложения: указать союз, определив его тип по зна­чению (соединительный, противительный), по структуре (одиночный, парный), по функции (одиночный, повторяю­щийся).

3. Объяснить знаки препинания.

4. Составить схему предложения.

5. Разобрать части сложного предложения (по схеме про­стого предложения, начиная с пункта 3).

Связь частей сложносочиненного
предложения

Части сложносочиненного предложения относительно са­мостоятельны, порядок их следования определяется смыс­лом, например: Блеснула молния, и раздался гром. Однако, если части сложного предложения отражают одновремен­ность действия, их обычно можно поменять местами, напри­мер: Моросил мелкий дождь со снегом, и ветер низко гнал серые клочковатые тучи (Гарш.).

Для связи частей сложносочиненного предложения могут употребляться различные сочинительные союзы.

1. Соединительные: И, да (в значении а), Тоже, также, ни,..ни: Дожди в непогоду его обливали,/ Да вольные птицы на нем отдыхали (Ник,); Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели (Кр.).

2. Разделительные: Или, либо, то,.,то, не то,„не то, то ли,„то ли: Иль чума меня подцепит,/ Иль мороз окосте — нит,/ Иль мне в лоб шлагбаум влепит/ Непроворный инва­лид (П.); Плохо ли вам было у Плюшкина, или просто по своей охоте гуляете по лесам да дерете проезжих! (Г.); Не то маячили на той стороне горы, не то это только каза­лось (Сераф.).

3. Противительные: А, но, да (в значении Но), одна­ко, зато, же: Мы все в эти годы любили,/ Но мало любили нас (Ес.); С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна (Ч.); Ученье и обед делали дни очень интересными, ве­чера же проходили скучновато (Ч.).

Большинство сочинительных союзов находятся между частями сложносочиненного предложения и не входят ни в одну из них, но союзы Тоже, также, же находятся в середи­не следующей части сложносочиненного предложения.

В значении противительного союза может употребляться и слово Только, придающее речи разговорную окраску: При­нимаю, что было и не было,/ Только жаль на тридцатом го­ду — / Слишком мало я в юности требовал,,. (Ес.) (сравни­те: Но жаль); Я постараюсь выполнить вашу просьбу, толь­ко вы меня не торопите!

Знаки препинания
в сложносочиненном предложении

Запятая ставится

Примеры

1. Между частями сложносо­чиненного предложения, со­единенными посредством со­чинительных союзов, одиноч­ных или повторяющихся.

2. Между частями сложносо­чиненного предложения, имеющими общий второсте­пенный член или общее при­даточное предложение, если эти части соединены повто­ряющимися союзами.

Примечание: Если вторая часть предложения содержит подчеркнутое противопоставле­ние или резкое присоедине­ние, то перед союзами и, а, Но Вместо запятой ставится тире.

Чуть слышно дрогнула стру­на, и песня стелется на воле (Сурк.) Последние тени сли­вались, да мгла синела, да за курганом тускнело зарево (Сераф.).

По улице мчались мотоцик­лы, и бежали люди, и скака­ли всадники. Как только брызнули первые капли дож­дя, дети разбежались, и взрослые поспешили уйти, и сам затейник быстро поки­нул площадку.

Минута — и стихи свободно потекут (П.). Мы примча­лись туда — а там уже весь наш класс вместе с учитель­ницей. Один прыжок — и лев уже на спине буйвола (Купр.).

Запятая не ставится

Примеры

1. Если части сложносочинен­ного предложения имеют об­щий второстепенный член или общую придаточную часть.

2. Между двумя назывными предложениями.

3. Между двумя вопроситель­ными предложениями.

4. Между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в соста­ве сказуемых.

В такую бурю волк не ры­щет и медведь не вылезает из берлоги. Когда выглянет солнце, лужи быстро просох­нут и мы снова пойдем гу­лять в парк.

Регулярные свидания и объяс­нения в любви.

Который теперь час и сколь­ко времени я спал?

Нужно собираться и необхо­димо предупредить отца о нашем отъезде.

Примечание. В сложносочиненном предложении возможно употребление точки с запятой, если части его значительно распро­странены или имеют внутри себя запятые, причем перед союзом И Этот знак возможен лишь в том случае, когда части сложного пред­ложения можно было бы разделить точкой, исключив союз. Напри­мер: Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за го­род, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы (Ч.).

304. Объясните постановку знаков препинания, указы­вая в сложных предложениях предикативные части (про­стые предложения).

1. Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.). 2. Оглянитесь вокруг, и уви­дите столько нового и интересного! 3. Ломоносов вот так же с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Ев­ропу (Ч.). 4. Уймись, или худо будет (IL). 5. Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (Л.) 6. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт (Ч.). 7. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, ко­гда я вернулся в свою комнату (Л. Т.). 8. В лесу еще снег ле­жит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.). 9. Пусть холод кончится и наступит тепло! 10. Вы придете ко мне или мне прийти к вам? 11. Учился он порядочно, хо­тя часто ленился; он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство (Т.). 12. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа (П.).

305. Расставьте знаки препинания. Укажите, в каких случаях союз И употреблен в сложносочиненных предложе­ниях, а в каких — в предложениях с однородными членами.

1. Я сел на пень отдохнуть и начал рассматривать своего спутника (Ч.). 2. Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Сол.). 3. Все жаловались на холод и дождь стучал в окна (Ч.). 4. Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Баб.). 5. Куда-то исчезли и гули и утки и все мелкие птицы (Арс.). 6. Приближался вечер и предметы теряли свои кон­туры. 7. С востока надвигались темные дождливые тучи и оттуда потягивало влагой (Ч.). 8. Вскоре после восхода набе­жала туча и брызнул короткий дождь (П.). 9. Губы Кати не улыбались и темные глаза выражали недоумение (Т,). 10. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коля­ска подъехала к крыльцу… (Т.)

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Сложноподчиненным называется сложное предло­жение, части которого связаны между собой подчинительны­ми союзами или союзными словами.

Порядок разбора
сложноподчиненного предложения

1. Выделить главную и придаточную части предложения.

2. Указать, что поясняет придаточная часть: главную часть в целом или отдельное слово, какое именно.

3. Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и как она связана с главной (союзом или союзным словом).

4. Определить тип придаточной части (изъяснительная, определительная и т. д.).

5. Объяснить расстановку знаков препинания.

6. Составить схему.

7. Провести разбор частей сложноподчиненного предло­жения (по схеме простого начиная с пункта 3).

Части сложноподчиненного предложения.
Союзы и союзные слова

Подчинительная связь между частями сложноподчинен­ного предложения выражается в синтаксической зависимо­сти одной части от другой.

Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется при­даточной, а часть сложноподчиненного предложения, ко­торой подчинено придаточное, называется главной. Подчинительная связь выражается в определенных формаль­ных показателях — подчинительных союзах и союзных (от­носительных) словах.

Союзы служат только средством синтаксической связи между частями сложноподчиненного предложения, союзные (относительные) слова наряду с этим выполняют функцию одного из членов предложения. Сравните: Этот Ванька рад, что теперь суматоха в доме (Л. Т.); Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу (Гонч.).

В первом предложении Что выполняет функцию союза, так как лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отно­шений между частями сложного предложения. Во втором предложении Что является союзным (относительным) сло­вом, так как оно не теряет семантической полнозначности и выполняет роль подлежащего в придаточной части (сравни­те: Дорога идет через рощу).

Покажем использование союзов и союзных слов в слож­ноподчиненных предложениях.

Союзы

Союзные слова

Местоимения

Наречия

Чтобы, будто, слов­но, если, ли, пока, ибо, хотя, точно, так как, потому что, если бы, отто­го что, как будто, ввиду того что, в связи с тем что, вследствие того что, несмотря на то что, как, когда, что и др.

Кто, что, какой, чей, каков, сколь­ко, который и др.

Как, зачем, где, куда, откуда, на­сколько, почему, отчего, сколько, когда и др.

Поглядывай, чтоб кто коней не увел (Ч.). Не знаю, со­гласишься ли ты со мною (Т.). Ей снится, будто бы она идет по снего­вой поляне (П.). Служите мне, как вы ему служили (П.). Когда я пью, то трезвых не люб­лю (П.). Давайте больше воли ваше­му сердцу, пока оно не зачерствело (Остр.). Я не знал, что ты придешь.

Он имел именно тот ум, который нравится женщи­нам (П.). Узнай, кто пришел. Рас­скажи, что ты сде­лал за день. Меж­ду прочим она предложила, чтобы тот, чей фант вы­нется, рассказал свой сон (Т.). Спроси у сестры, сколько лет ее подруге.

Наступила минута, когда я понял це­ну этих слов (Гонч.). Я увидел ее в окне той са­мой комнаты, от­куда только что вышел. Я уделю вам столько време­ни, сколько потре­буется. Виктор скрывался там, где его никто не мог найти. Мы не зна­ли, зачем все это затевается. Мгнове­нья, когда человек увлечен, надо счи­тать самыми счаст­ливыми.

Типы придаточных частей

Различаются следующие типы придаточных частей слож­ноподчиненного предложения:

1) определительная: Я знаю край, где все обильем дышит (Щип.);

2) изъяснительная: Скажи, куда девались годы». (II.); Важно, что вы мне верите по-прежнему[VI]‘,

3) времени: Когда я вышел, были зори, белело утро впереди (Бл.);

4) места: Дорогою свободной иди, куда влечет тебя сво­бодный ум.» (П-);

5) образа действия: Дергач кричит, будто в самом деле кто-то дергает за старую железную скобу (Пришв.);

6) меры и степени: Брат настолько исхудал, что я его сразу не узнала;

7) причины: Лес стоял тихий, потому что главные певцы улетели (М.-С.);

8) цели: Я говорю громко, чтобы вы меня хорошо слы­шали;

9) сравнительная: Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов (А. Н. Т.);

10) условная: Если бы я был где-нибудь государем, я бы дал повеление жениться всем (Г.);

11) уступительная: Хороши летние туманные дни, хотя охотники их и не любят (Т.);

12) следствия: Сам виноват, так что пеняй теперь на себя;

13) присоединительная: Один в лесу, я заблудился, чего и следовало ожидать.

В главной части сложноподчиненного предложения могут быть указательные слова (местоимения и наречия), которые являются членами предложения и указывают на то, что при главной части есть придаточная. В придаточной части кон­кретизируется значение указательного слова, например: Я хорошо помню ту дачную местность под Питером, кото­рая изображена в «Незнакомке» (Ч.).

>/ 306. Укажите типы придаточных частей сложноподчи­ненных предложений, объясните постановку знаков препина­ния.

I. Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок (Пол.). 2. Уже месяц, как он вернулся из командировки. 3. Люди знают, что делают. 4. Трудно было понять, в чем дело. 5. В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда мо­жешь (Гонч.). 6. Опытный охотник знает не только где во­дится дичь, но и какие ее разновидности там обитают. 7. Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла. 8. Внимательно проверьте и что он сделал, и как он сделал. 9. Не знаю, почему и каким образом, но письмо вдруг исчезло. 10. Яблони пропали, оттого что мыши объели всю кору кругом (Л. Т.). 11. После того как началась война и завод перешел на оборонные заказы, остановка це­хов на сутки, естественно, оказалась невозможной (Пан.). 12. Невозможно задержать развитие общества, так же как невозможно повернуть назад колесо истории. 13. Расколь­ников молчал и не сопротивлялся, несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться (Дост.). 14. Несмотря на то что ветер свободно носился над морем, тучи были неподвижны (М. Г.). 15. Все это сказано для то­го, чтобы возбудить внимание к жизни многотысячной ар­мии начинающих писателей (М. Г.). 16. И даже после то­го, как стихи напечатаны, он снова и снова возвращается к ним (Чук.). 17. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза Манилова делались веселее (Г.). 18. Мост прогнил, так что по нему опасно ехать. 19. Словно как мать над сыновней могилой, стонет кулик над равниной унылой (Н.). 20. Почему-то в ожидании его на месте, в то время как он бродил по роще, она увидела себя взрослой, а его — маленьким (Фед.).

II. 307. Укажите типы придаточных частей сложнопод­чиненных предложений. Назовите союзы и союзные слова. Расставьте знаки препинания.

III. 1. Мне нравится что вы больны не мной,/ Мне нравит­ся что я больна не вами/ Что никогда тяжелый шар земной/ Не уплывет под нашими ногами (Цв.). 2. Никогда на шепот искушенья не преклонился я хоть я не трус хотя обиду чув­ствую глубоко хоть мало жизнь ценю (П.). 3. Как только за­нималась заря и как только двери заводили свой разноголо­сый концерт старички уже сидели за столиком и пили кофе (Г.). 4. Возгласы мальчика долетали еще до моего слуха ко­гда уже стало совсем темно и я огибал край леса (Т.). 5. Яр­кие звезды которые как бы бежали по макушкам деревьев пока солдаты шли лесом теперь остановились (Л. Т.).

IV. 1. Казалось дорога вела на небо потому что сколько глаз мог рассмотреть она все поднималась (Л.). 2. За огоро­дом следовали крестьянские избы которые хотя были вы­строены врассыпную и не заключены в правильные улицы но показывали довольство обитателей (Т.). 3. Горничная бы­ла сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение (Л. Т.). 4. А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова ее были привычными у Са­бурова от них вдруг защемило сердце (Сим.).

V. I. 1. Кто виноват из них кто прав судить не нам (Кр.). 2. Теперь же судебным следователем Иван Ильич чувствовал что все без исключения самые важные самодовольные люди все у него в руках (Л. Т.). 3. На закате дня когда померкла степь когда в таборах стояли шум и гам а в стороне ярко пылали костры кухарки хлопотали вокруг котлов с барани­ной (Саян.).

Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении

Правила

Примеры

1. Придаточная часть отделя­ется от главной запятой или выделяется запятыми с обеих сторон, если находится внут­ри главной.

Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лун­ная ночь (Ч.). Вечером, когда мы пили чай, кухарка пода­ла к столу полную тарелку крыжовника (Ч.).

2. При интонационном под­черкивании придаточная часть, стоящая перед глав­ной, отделяется не запятой, а тире.

Кто весел — тот смеется, кто хочет — тот добьется, кто ищет — тот всегда найдет (Л.-К.). Пахарь ли песню вдали запоет — долгая песня за сердце берет (Н.).

Продолжение табл.

Правила

Примеры

3. Если придаточная часть соединена с главной сложным подчинительным союзом (по­тому что, ввиду того что, оттого что, так что, вме­сто того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как), то запятая ста­вится один раз: а) перед сою­зом, если придаточная часть следует за главной, б) после всей придаточной части, если она предшествует главной.

Она Алексея еще не видела, между тем как все молодые соседки только о нем и гово­рили (П.). В то время как я потрошил и чистил ярких морских рыб, около меня ос­тановилась женщина лет шестидесяти (Сол.) Вместо того чтобы разговаривать на занятии, конспектируйте лекцию. Я побеседую с вами, после того как занятие за­кончится.

Примечание. В зависимости от смысла сложный союз мо­жет распадаться на две час­ти; первая часть воспринима­ется как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только пе­ред второй частью сложного союза. Сложные союзы Тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Т.); Дедуш­ка приказал не будить Таню­шу до тех пор, пока сама не проснется (Акс.).

4. Если перед подчинитель­ным союзом или относитель­ным словом стоит отрицание Не либо повторяющийся даль­ше сочинительный союз И, или, либо и т. п., то придаточ­ная часть не отделяется от главной запятой.

Важно не сколько вы мне за­платите, а сколько времени займет эта работа. Меня интересует не куда Вера уш­ла, а когда она вернется.

5. Придаточная часть, состоя­щая из одного только относи­тельного слова, запятой не отделяется.

Он обиделся, но не сказал по­чему.

Примечание. Цельные по смыслу выражения не являются придаточной частью сложноподчиненного предложения и по­этому запятыми не отделяются, например: Делай как следу­ет; приходит когда вздумается, спрятались кто куда успел, бери что нравится, не лезь куда не следует, найду чем за­няться, спасайся кто может; Будь что будет (Остр.); Мы бог знает где едем (Л. Т.).

308. Прочитайте текст, выпишите сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и сделайте их синтакси­ческий разбор. Объясните постановку знаков препинания.

Легенды или удивительная правда?

Историки рассказывают, что у Екатерины Второй в 1795 году произошло свидание с ее двойником. Свидетели описа­ли, как это было.

Караульные заметили императрицу, которая в ночной со­рочке и со свечой в руке ходила вокруг трона. Караульные позвали фрейлин, те в испуге кинулись в спальню самодер­жицы и увидели ее лежащей в кровати. Екатерина потребо­вала объяснить, зачем они посреди ночи ворвались к ней. Девушки вынуждены были признаться, что только что виде­ли императрицу в тронном зале. Екатерина наскоро оделась и приказала отвести ее туда. Когда открыли дверь, в стран­ном зеленоватом свете все увидели сидящую на троне… дру­гую Екатерину Великую! Императрица вскрикнула и упала без чувств. Спустя два дня она умерла.

Происходящие с людьми странности становятся понят­нее, когда мы вспоминаем о множественной природе чело­века. Парапсихологи утверждают, что у нас есть не только физическое тело, а есть еще эфирное, астральное и другие, которые «вложены» одно в другое, подобно матрешкам. Разница в том, что матрешки мал-мала меньше и сделаны из одного материала, из дерева. Тела же по размерам при­близительно одинаковы, а вот природа у них совершенно разная.

В Древнем Египте сложную природу человека объясняли проще и наглядней. У каждого человека, говорили египет­ские жрецы, есть жизненная сила — Икха. Без нее жизнь невозможна: человек просто умирает от полного истощения сил, от слабости. Есть у него и тень — Хайбит. Действи­тельно, кто видел человека без тени? А если у него нет тени, то какой же это человек?! Есть также душа — Ба, без кото­рой невозможны душевные переживания, чувства. Ее изо­бражали в виде птицы с головой прекрасной женщины. Чем-то египетская Ба напоминала русских вещих птиц, ко­торых у нас называли Алконост, Гамаюн и Сирин. В теле заключен и дух, или духовное тело — Саха. Оно продолжи­ло вечную жизнь в другом мире — на прекрасных Полях Налу — уже после смерти физического тела.

А был еще и двойник человека и его мысленный собесед­ник — На. Когда какой-то египтянин говорил «сам с собой», это означало, что он беседует со своим Ка. Этот двойник во время сна выбирался из тела и самостоятельно путешество­вал, где ему пожелается…

309. Выделите главную и придаточную часть предложе­ния. Определите типы придаточных и поставьте знаки пре­пинания.

1. Было так темно что на самом близком расстоянии не­возможно было определить предметы (Л. Т.). 2. Хотя снегу не было сверху над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Т.). 3. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил не надо ли послать за доктором (Ч.). 4. Только в той стороне откуда подымались все новые звезды чувствовалось прибли­жение рассвета (Арс.). 5. Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело поднималась росла и постепенно облегала небо (П.). 6. Море спало здоровым крепким сном работника который сильно устал за день (М. Г.). 7. Молодой поэт чьи стихи опубликованы недавно вскоре станет известным. 8. Той самой поздней ночью когда все уже спали к нам кто-то приехал. 9. Он показал нам на географической карте город откуда он недавно прилетел. 10. Едва яркое солнце вышло из-за горы и стало освещать долину волнистые обла­ка тумана рассеялись (Л. Т.). 11. Подобно тому как живые существа не могут жить без еды так и растения погибают без воды. 12. Напишите сочинение так чтобы в нем не было ни одной ошибки.

Сложноподчиненное предложение
с несколькими придаточными частями

В таких предложениях возможны два типа отношений между объединенными частями.

I. Все придаточные части относятся непосредственно к главной части сложноподчиненного предложения.

В зависимости от значения придаточных частей и их от­ношения к главной, они могут быть однородными и неодно­родными.

Однородными называются одноименные придаточные части, относящиеся к одному и тому же члену главной части или ко всей главной части в целом. Между собой эти части связываются сочинительной связью и потому называются придаточными соподчиненными.

В предложении Она, Аночка, пошла вместе с ним, до­вольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Фед.) две придаточные изъяснительные части соединены между собой сочинительным союзом И, они относятся к одному члену главной части — довольная.

Неоднородными называются придаточные части раз­ноименные, т. е. относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главной части сложноподчиненного предложения. Такое подчинение называется параллельным.

В предложении В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером с павильонами, где ку­шали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и югурт (Фед.) два придаточных опре­делительных, но они не однородны, так как относятся к раз­ным членам главного предложения.

II. Придаточные части сложноподчиненного предложения образуют цепь: первая относится к главной, вторая — к пер­вой придаточной части, третья — ко второй и т. д. Такое под­чинение называется последовательным, придаточ­ные — соответственно придаточными первой степени, прида­точными второй степени и т. д.

В предложении Он достиг последнего лестничного мар­ша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже пло­щадки, на которую выходила его дверь (Пан.) придаточная изъяснительная часть, относясь к главной, имеет при себе придаточную определительную часть.

Vх 310. Укажите способы подчинения: а) последователь­ного, б) параллельного, в) однородного.

1. Во всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и ни­как не могла догадаться, что бы такое было в голове ее му­жа, о чем бы ей нельзя было знать (П.). 2. Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озер, какие чудесные растут леса (Акс.). 3. День такой яркий, что с отмели видно, как за версту сверкает серебряными искрами рыбья чешуя (М. Г.). 4. Дереу сказал, что это не тучи, а туман и что зав­тра будет день солнечный и даже жаркий (Арс.). 5. И нако­нец, пришла та последняя решающая минута, когда боль­шинству из них уже нельзя было оставаться, потому что уже только минуты решали, успеют ли они сами выскочить из сжимающегося кольца врагов (Фед.). 6. С Левиным всегда бывало так, что, когда первые выстрелы были неудачны, он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно (Л. Т.). 7. В тот же вечер она (Анна) увиделась с Вронским, но не сказала ему о том, что произошло между нею и мужем, хотя для того, чтобы положение определилось, надо было сказать ему (Л. Т.). 8. Когда стемнело, я зажег лампу, потому что хотелось еще поработать и надо было закончить то, что я писал.

311. Начертите схемы 1-го, 2-го и 6-го предложений, приведенных в предыдущем упражнении.

Образец 1: Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площад­ки, на которую выходила его дверь.

Сложноподчиненное предложение
с последовательным подчинением.

Главная часть сложно­подчиненного предложения

Придаточная 1-й степени

Придаточная 2-й степени

Образец 2: Если завтра увидите его, то попросите, чтобы он ко мне заехал на минутку.

Сложноподчиненное предложение
с параллельным подчинением.

Главная часть

Образец 3: Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.

Сложноподчиненное предложение
с однородным подчинением.

Главная часть

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
с несколькими придаточными частями

I. Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, если они не соединены союзами: Мне все еще не верилось, что это был наш родной степной певун, что слышалось пенье жаворонка; если придаточные части сложноподчиненного предложения сильно распространены, особенно когда внутри них уже имеются запятые, вместо за­пятой ставится точка с запятой: Не потерплю, чтоб развра­титель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал; чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек; чтобы двухутренний цветок увял еще полураскрытый (П.).

Если придаточные части сложноподчиненного предложе­ния соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обо­зы (Акс.).

Примечание. Между придаточными частями с последова­тельным подчинением запятая ставится на общем основа­нии: Было совершенно темно, когда Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Кор.).

Запятая на стыке союзов
в сложноподчиненном предложении

Запятая ставится

Запятая не ставится

1) между двумя рядом стоя­щими подчинительными сою­зами (или подчинительным союзом и союзным словом), если дальше не следует вто­рая часть сложного союза То, так, но, т. е. при исклю­чении или перестановке при­даточной части не требуется перестройки главной части: Он почувствовал, что, если он не поговорит об этом се­годня, он никогда не узнает тайны странного дома;

2) между сочинительным и подчинительным союзами (или союзным словом) при тех же условиях: Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными, у Сабурова от них вдруг за­щемило сердце (Сим.); Мы торопились к поезду, но, ко­гда подбежали к платформе, он уже ушел.

1) между двумя рядом стоя­щими подчинительными сою­зами, если исключение или перестановка придаточной части без перестройки глав­ной части невозможны, т. е. получается соседство Что…то, который…но: Мои соперники знали, что если нет проливного дождя, то назначенное выступление обыкновенно не отменяется (Арс.).

2) между сочинительным и подчинительным союзами (или союзным словом), если исключение или перестановка придаточной части без пере­стройки главной части пред­ложения невозможны: Я на минуту задумался, и когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было (Л.); Женщина все говорила и го­ворила, и хотя слова ее были привычными, но от них вдруг защемило сердце; Мы торопились к поезду, но ко­гда подбежали к платформе, то он уже ушел.

Запятая перед союзом как

Запятая ставится

Запятая не ставится

1) если союзом Как начинает­ся придаточное предложение: Было слышно, как по крыше барабанил дождь; Сегодня цветущая липа напомнила чувствам опять, как нежно тогда я сыпал цветы на куд­рявую прядь (Ес.);

2) перед сравнительным обо­ротом, начинающимся с сою­за Как: Внизу, как зеркало стальное, сияют озера струи (Тютч.);

3) если в основной части предложения имеется указа­тельное слово Так, такой, тот, столь; Он так же ус­тал, как и мы;

4) если оборот начинается с сочетания Как и: В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное;

5) если союзом Как начинает­ся вводное словосочетание или предложение: Мне помо­гал маляр или, как он сам называл себя, подрядчик ма­лярных работ (Ч.);

6) в оборотах Не кто иной (другой), Как и Не что иное (другое), Как: Этот провал есть не что иное, как потух­ший кратер (Л.).

1) если на первый план в обо­роте выступает обстоятельст­венное значение (обычно об­раза действия; уместен вопрос Как?), как правило, обороты с Как в этих случаях можно заменить творительным паде­жом существительного или наречием: Как дым рассеялись мечты (ср.: Рассеялись ды­мом); Как град посыпалась картечь (Л.) (ср.: Посыпалась градом);

2) если оборот с Как обозна­чает «в качестве»: В этом учебном заведении он рабо­тал как учитель;

3) если оборот с Как является именной частью составного сказуемого: Одни как изум­руд, другие как коралл (Кр.);

4) если оборот с союзом Как Характеризует предмет с ка­кой-то одной стороны: Мы знаем его как талантливого журналиста;

5) перед оборотами Как мож­но и Как нельзя с последую­щей сравнительной степенью наречия: Он должен это сде­лать как можно скорее;

6) перед устойчивым оборо­том: Он несется как угоре­лый; Исповедь мне твоя нуж­на как собаке пятая нога (Шол.);

7) если сравнительному обо­роту предшествует отрица­тельная частица: Поступил не как друг.

312. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Доктор сказал больному что если он хочет быстрее по­править свое здоровье ему следует переменить климат. 2. Чле­ны экспедиции решили что хотя погода испортилась откла­дывать поездку нельзя. 3. Дискуссия показала что когда есть желание понять друг друга можно договориться по спорным вопросам. 4. Товарищ сказал что если будет свобод­ное время то он зайдет ко мне вечером. 5. Автор обещал что хотя сейчас он очень занят рукопись будет представлена в срок. 6. Будьте точны потому что если и на этот раз вы за­держитесь обсуждение вашего вопроса придется отложить. 7. Не столько потому что было уже поздно сколько потому что мы все очень устали встреча с делегацией так и не со­стоялась. 8. Элен улыбалась с таким видом который говорил что она не допускала возможности чтобы кто-либо мог ви­деть ее и не быть восхищенным (Л. Т.). 9. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла (Ч.). 10. Когда я наконец оторвал цветок стебель был уже весь в лохмотьях и цветок уже не казался так свеж и красив (Л. Т.).

313. Проанализируйте постановку знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими прида­точными, обратите особое внимание на пунктуацию на сты­ке двух союзов. Постройте схемы предложений.

1. И долго все присутствующие оставались в недоумении, не зная, действительно ли они видели эти необыкновенные глаза или это была просто мечта (Г.). 2. Мечик почувство­вал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Фад.). 3. Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.). 4. Оказалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Т.). 5. Собакевич… в четверть часа с небольшим доел его (осетра) всего, так что когда полицмейстер вспом­нил было о нем, то увидел, что от произведения природы ос­тавался всего один хвост (Г.). 6. Левин простился с ними, но, чтобы не оставаться одному, прицепился к своему брату (Л. Т.). 7. Николай Николаевич старается идти рядом с ним, но так как он путается между деревьями и спотыкается, то ему часто приходится догонять своего спутника вприпрыж­ку. 8. Когда наконец туман рассеялся и когда взошло солн­це, перед нами открылись вершины гор, которые были по­крыты снегом и которые казались не так уж и далеко.

У 314. Спишите, расставляя знаки препинания; объяс­ните их постановку. Разберите предложения.

1. Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захо­тел когда б мне быть отцом супругом приятный жребий по­велел когда б семейственной картиной пленялся я хоть миг единый поверьте кроме вас одной невесты б не искал иной (П.). 2. Хаджи Мурат сел и сказал что если только пошлют на лезгинскую линию и дадут войско то он ручается что под­нимет весь Дагестан (Л. Т.) 3. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил куда-либо зверь тревожно нюхал воздух (М. Г.). 4. У Антона Прокофьевича были между прочим одни панталоны такого странного свойства что когда он надевал их то всегда собаки кусали его за икры (Г.). 5. Я спал долго потому что когда проснулся была уже ночь (Гарш.). 6. Сле­пой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протя­нет руку в окно то с кустов посыплется роса (Кор.). 7. Соба — кевич… в четверть часа с небольшим доел осетра всего так что когда полицмейстер вспомнил было о нем то увидел что от произведения природы остался всего один хвост (Г.). 8. Дрон был один из тех крепких физически и нравственно мужиков которые как только войдут в годы обрастают боро­дой так и живут до шестидесяти — семидесяти лет без еди­ного седого волоса (Л. Т.). 9. Таким образом противник сам для себя создает обстановку в которой если мы без колеба­ния будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы (А. Н. Т.). 10. Шли они и целая страна радостная прекрасная солнечная простиралась под ними и каменистые горбы острова который почти весь ле­жал у их ног и та сказочная синева в которой плавал он и сияющие утренние пары над морем (Бун.).

315. Объясните постановку знаков препинания при обо­ротах с союзами как, что, чем.

1. Ее уста, как роза, рдеют (П.). 2. Как гром грохочет ка­нонада. 3. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютч.). 4. Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, пока что о ней никому не рассказывал (Па — уст.). 5. Как старший, приказываю вам, господа, немедленно разойтись (Купр.). 6. Как нарочно, ни души (Г.). 7. Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной ус­туп (Жук.). 8. Марья Ильинична сидела как на иголках (IL). 9. У Льва как гору с плеч свалило (Кр.). 10. Благодари­те Всевышнего, что сидите у болота как у Христа за пазухой (Шол.). 11. Будь что будет. 12. А теперь вот из милости угол отведен — и живут чем Господь пошлет (Т.). 13. Штаб остал­ся как ни в чем не бывало. 14. Это не более как клевета. 15. Задание выполнено меньше чем на одну треть. 16. С вы­соты мне виделась Москва, что муравейник (П.). 17. Пусть достанет деньги где хочет и как хочет (Купр.). 18. Чичиков называл повытчика не иначе как папаша (Г.). 19. В ту мину­ту я не то чтобы струсил, а немного оробел (Купр.). 20. Уви­дел старик поутру мерина куцего и загоревал: без хвоста все равно что без головы — глядеть противно (А. Т.).

S316. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. К концу охоты утки словно на прощанье стали подни­маться целыми стаями (Т.). 2. Палец о палец не ударил он никогда а жил где бог пошлет (Бун.). 3. А волосы у нее (ру­салки) зеленые что твоя конопля (Т.). 4. На Красной площа­ди будто сквозь туман веков неясно вырисовываются очерта­ния стен и башен (А. Т.). 5. Это была самая что ни на есть обыкновенная женщина (Эр.). 6. Что пристал словно банный лист? (Т.) 7. Вот с неба звезды глянут и как река засветит Млечный Путь (Фет). 8. Она глядела на него как на икону со страхом и раскаянием (Л. Т.). 9. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости как и сам француз от предложе­ния Дубровского (П.). 10. Отец и мать ей как чужие (Добр.). 11. Я смотрел как очарованный (Арс.). 12. Кто-то ринулся из толпы к парню и ухватив его за плечи крикнул что было силы (Григ.). 13. Наглядишься наслушаешься ты здесь чего не надо (М. Г.). 14. Сипягин волновался гораздо более чем его гость (Т.). 15. И нашу интеллигенцию есть за что любить есть за что уважать (М. Г.). 16. Я его… не то чтоб любил не то чтоб не любил так как-то (Т.). 17. Делай что хочешь. 18. Все это не больше как праздные мечты. 19. Бери что нравится но не лезь куда не следует. 20. Грустно не знаю по­чему.

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Разновидности бессоюзных предложений

Бессоюзным сложным предложением называ­ется такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, ин­тонационно, порядком расположения частей.

Различаются две основные разновидности бессоюзных сложных предложений.

В первую группу входят предложения, приближаю­щиеся по выражаемым ими значениям к сложносочиненным предложениям: как в тех, так и в других выражаются вре­менные отношения, отношения сопоставления или противо­поставления действий и т. д.

Вторую группу бессоюзных сложных предложений образуют такие предложения, которые в смысловом отноше­нии приближаются к сложноподчиненным: между частями этих бессоюзных предложений существуют отношения объ­ектные, определительные, причинно-следственные, услов­но-следственные и т. д. Сближает бессоюзные сложные пред­ложения этого типа со сложноподчиненными также и то, что обычно в этих случаях одно из простых предложений, входящих в состав бессоюзного, содержит основную часть высказывания (условно ее можно было бы приравнять к главной части в составе сложноподчиненного), а другое про­стое предложение (или ряд предложений) поясняет, раскры­вает содержание первого; условно его (или их) можно было бы приравнять к придаточной части. Например: Жилин ви­дит: дело плохо (Л. Т.) (вторая часть имеет объектное значе­ние); Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению (Вер.) (вторая часть имеет определительное зна­чение); Одно было несомненно: назад он не вернется (Т.) (вторая часть выполняет функцию субъекта по отношению к первой части, поскольку слово Одно, выступающее в роли формального подлежащего, лишено конкретного значения); А мой совет такой: берись за то, к чему ты сроден (Кр.) (вторая часть раскрывает неконкретное значение местоиме­ния-предиката Такой в первой части); Не удалось Артему устроить брата учеником в депо: моложе пятнадцати лет не брали (Н. О.) (вторая часть указывает на причину); Лю­бишь кататься — люби и саночки возить (поел.) (первая часть указывает на условие); Пашню пашут — руками не машут (поел.) (первая часть указывает на время); Невежды судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк (Кр.) (вторая часть раскрывает неконкретное значе­ние местоименного наречия — обстоятельства образа дейст­вия Так в первой части); Не было никакой возможности уй­ти незаметно — он вышел открыто, будто идет на двор… (Фад.) (вторая часть имеет назначение следствия); Посмот­рит — рублем подарит (Н.) (вторая часть имеет значение сравнения).

Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении

I. Между независимыми предложениями, объединенны­ми в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запя­тая, если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу: Редел на небе мрак глубокий, ложился день на тем­ный дол, взошла заря (П.).

II. Если части бессоюзного сложного предложения отда­лены друг от друга по смыслу или значительно распростра­нены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой (П.). Еще пример: Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (Т.).

III. Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга, то между ними ставится точка с запятой, а внутри этих частей простые предложения разделяются за­пятой: Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; взлетевший ветер около вас замирает (Т.); Блед­но-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели ли­стья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.).

IV. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова А именно): Я не ошибся: старик не отказался от предлагае­мого стакана (П.); Тут открылась картина довольно зани­мательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченных столба, была полна народа (Л.);

2) если в первом предложении при помощи глаголов Ви­деть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. д. дела­ется предупреждение, что далее последует изложение како­го-нибудь факта или какое-нибудь описание: Я знаю: в ва­шем сердце есть и гордость, и прямая честь (П.); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. О.).

Примечания. 1. Иногда указанные глаголы опускаются: Он по­думал, понюхал: пахнет медом (Ч.) (пропущено: И почувствовал).

3) Если первое предложение произносится без оттенка преду­преждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н.).

4) Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз Потому что): Всю дорогу до хутора молчали: говорить меша­ла тряская езда (Ч.).

В указанных случаях чаще всего основная часть выска­зывания (соответствующая главному предложению в сложно­подчиненных предложениях) содержится в первой части бессо­юзного сложного предложения, а во второй части (соответст­вующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрывается содер­жание первой части.

V. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:

1) Если во второй части содержится неожиданное присое­динение, указание на быструю смену событий: Вдруг мужи ки с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок — ружье дало осечку (Ч.);

2) Если во второй части содержится резкое противопос­тавление по отношению к первой части: Дуб держится — к земле тростиночка припала (Кр.); Косили версту — выко­сили грош (М. Г.);

3) Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчи­вы — как их не пожелать? (Кр.);

4) Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно доба­вить союз Когда): Пашню пашут — руками не машут (поел.); Лес рубят — щепки летят (поел.);

5) Если первая часть обозначает условие совершения дей­ствия, о котором идет речь во второй части (можно добавить союз Если): Любишь кататься — люби и саночки возить (поел.);

6) Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой: Молвит слово — соловей поет (Л.).

В большинстве случаев тире в бессоюзном предложении ставится тогда, когда основная часть высказывания (соответ­ствующая по смыслу главному предложению в сложноподчи­ненных предложениях) содержится во второй части, а пер­вая часть (соответствующая придаточному предложению сложноподчиненных предложений) имеет подчиненное по смыслу значение (указывает условие, время, причину, ус­тупку). Ср.: Пора вставать: уже семь часов (основное вы­сказывание содержится в первой части, во второй — указы­вается причина): Уже семь часов — пора вставать (причина указывается в первой части, во второй — следствие).

Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением (Я думал — волк).

317. Объясните постановку знаков препинания в бессо­юзных сложных предложениях.

1. День был серый, небо висело низко, сырой ветерок ше­велил верхушки трав. 2. Березы, тополя, черемуха распус­кали свои клейкие пахучие листья; липы надували лопав­шиеся почки (Л. Т.). 3. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями (П.) 4. Возбуждение старика прошло, и теперь сказывалось утомление: язык его запле­тался, голова тряслась, глаза слезились (Кор.). 5. Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звезда­ми и чинами (Гр.). 6. С беспокойством я выпрыгнул из ки­битки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (П.). 7. Я тебе определенно скажу: у те­бя есть талант (Ф.). 8. Я поднял голову: перед огнем, на оп­рокинутой кадке, сидела мельничиха (Т.). 9. Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Ч.) 10. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Т.). 11. Ввысь взле­тает Сокол — жмется Уж к земле (М. Г.). 12. Служить бы рад — прислуживаться тошно (Гр.). 13. Вы раздвинете мок­рый куст — вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи (Т.). 14. Будет дождик — будут и грибки, будут гриб­ки — будет и кузов (П.). 15. Что нужно будет — скажи Пав­лу или Татьяне (Т.). 16. Посмотрит — рублем подарит (Н.). 17. Кривые улицы, маленькие деревянные дома — такой бы­ла значительная часть Москвы в начале XX века. 18. Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души — вот что я вам ска­жу (Аж.). 19. Они расстанутся, они уже расстались — эта мысль ошеломила обоих (Гран.). 20. Меньше знаешь — крепче спишь (М. Г.).

У/ 318. Перепишите упражнение, расставляя знаки пре­пинания.

1. Поезд ушел быстро его огни скоро исчезли через мину­ту уже не было слышно шума (Ч.). 2. Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полу­версте от сада тень от нее без конца тянулась через непод­вижные поля (Т.). 3. Темный лес хорош в яркий солнечный день тут и прохлада и чудеса световые и желанная тень (Пришв.). 4. Об одном прошу вас стреляйте скорее (Л.). 5. Обычай мой такой подписано так с плеч долой (Гр.). 6. Я чувствовал вся кровь моя в лицо мне кинулась (П.). 7. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Кара­гез летит развевая гриву (Л.). 8. Печален я со мною друга нет (П.). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безо­ружного (Л.). 10. Сыр выпал с ним была плутовка такова (Кр.). 11. Чин следовал ему он службу вдруг оставил (Гр.). 12. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат (Л.). 13. Я за свечку свечка в печку (Чук.). 14. Он всегда любил поболтать это было мне отлично известно (Кав.). 15. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто (Ф.).

319. Расставьте знаки препинания, разберите предложе­ния.

1. Все внимательно слушали шла вечерняя передача «Се­годня». 2. Лето припасает зима поедает (поел.). 3. Могу обе­щать одно никто об этом не узнает. 4. Песня кончилась раз­дались громкие аплодисменты. 5. Я должен признаться вы были правы. 6. Прошу тебя принеси мне завтра эту книгу! 7. Надо возвращаться домой уже поздно. 8. Всем ясно нужно продолжать начатую работу. 9. Через реку здесь опасно пе­реправляться течение очень сильное. 10. Поспешишь людей насмешишь. 11. Придет весна пароходы двинутся по нашей реке. 12. Ему трудно скрыться все его здесь знают. 13. Ясно как дважды два четыре автор проекта допустил ошибку. 14. Люди оделись потеплее наступила зима. 15. На дворе мо­роз в комнате температура близка к нулю все замерзают!

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какое предложение называется сложным?

2. Какие предложения относятся к сложносочиненным, а какие — к сложноподчиненным?

3. Какими союзами могут соединяться части сложносочи­ненного предложения?

4. Каковы особенности пунктуации в сложносочиненном предложении?

5. Как разделяются части сложноподчиненного предло­жения запятыми?

6. Какие виды придаточных частей вы знаете?

7. Каковы особенности сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными?

8. Какие придаточные части сложноподчиненного пред­ложения называются однородными и неоднородными?

9. Как расставляются знаки препинания в сложноподчи­ненном предложении с несколькими придаточными?

10. Как расставляются знаки препинания при сравни­тельных оборотах с союзами Как, что, чем и подобными?

11. Какие предложения называются бессоюзными слож­ными и какие две разновидности в них выделяются?

12. Какие правила пунктуации регулируют расстановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях?

13. Какие сложные синтаксические конструкции вы знаете?

СЛОЖНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ.
СПОСОБЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Сложными синтаксическими конструкция — м и называются сложные предложения с различными вида­ми союзной и бессоюзной связи. Сюда относятся: 1) сочине­
ние и подчинение, 2) сочинение и бессоюзная связь, 3) под­чинение и бессоюзная связь, 4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь одновременно. Примеры таких предложе­ний смешанного типа:

1. Татьяна Афанасьевна подала брату знак, что боль — ная хочет уснуть, и все вышли потихоньку из светлицы, кроме служанки, которая снова села за самопрялку (П.).

подпись: чтоСхема

Которая

2. Через час явилась возможность ехать: метель утих­ла, небо прояснилось, и мы отправились (П.).

Схема

3. Как ни был он подготовлен, сердце екнуло: все-таки большое событие (Пан.).

Схема

Как ни

4. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом все уже было залито водой, и, для того чтобы попасть в де­ревню, надо было идти по узкой полосе с двух сторон желез­ной дороги.

Схема

И

 

Для того чтобы

 

320. Начертите схемы следующих предложений, объяс­ните пунктуацию.

1. Когда он (Ростов) увидел первого гусара в расстегну­том мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементье­ва, когда увидел коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!», и лох­матый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, — Ростов ис­пытал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец, сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, поме­шали ему говорить (Л. Т.). 2. Я совершал прогулку по лесу, который уже оделся, хотя стоял еще апрель, в весенний на­ряд, так украсивший березки и осинки, что стояли близко друг к другу в воде реки, так как, разлившись, она залила и часть леса, и был доволен, что прогулка мне нравилась и бы­ла полезной для меня, потому что я возвращался домой бод­рым, хотя и был пройден большой путь. 3. Люди, которые только что высадились на эту до того неустроенную землю, что даже трудно было представить жизнь на ней, и которые после долгого морского пути еще не знали, где проведут предстоящую ночь, слушали концерт, затаив дыхание, и бы­ли очень благодарны за то, что их так хорошо здесь встре­тили. 4. Стояла та бессолнечная, знобящая майская рань, проникнутая настороженной тишиной, какая бывает перед началом концерта, когда все уже в сборе и ждут лишь запо­здавшего дирижера, а невидимые пичуги на детских кларне — тиках пробуют отрывки мелодий, а потом стучит дятел, при­глашая ко вниманию, и вдруг приходят в движение самые могущественные законы жизни: под напором разбуженных соков рушится зимний сон, а лес одевается дружной музы­кой лета. 5. Ни человеческого жилья, ни живой души вда­ли, и кажется, что тропинка, если пойти по ней, приведет в то самое неизвестное место, куда только что опустилось солнце и где так широко и величаво пламенеет вечерняя за­ря. 6. Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что проре­зался красный диск и по всему ущелью бегут тени, а над ре­кой разлился жиденький туман, сквозь который слабо уга­дываются каменистые берега и чуть виден тусклый свет ча­банского костра, — в такую минуту все предстает перед вами картиной заманчивой и новой. 7. Левин боялся немно­го, что он замучает лошадей, особенно левого, рыжего, кото­рого он не умел держать, но невольно он подчинялся его ве­селью, слушал романсы, которые Весловский, сидя на коз­лах, распевал всю дорогу, или рассказы и представления в лицах, как надо править по-английски, и они все после зав­трака в самом веселом расположении духа доехали до Гвоз — девского болота (Л. Т.). 8. Но, пробыв два месяца один в де­ревне, он убедился, что это не было одно из тех влюблений, которые он испытывал в первой молодости, что чувство это не давало ему ни минуты покоя, что он не мог жить, не ре­шив вопроса: будет или не будет она его женой, и что его от­чаяние происходило только от его воображения, что он не имеет никаких доказательств в том, что ему будет отказано (Л. Т.). 9. Как передать мои страдания в то время, когда ба­бушка начала читать вслух мое стихотворение и когда, не разбирая, она остановилась на середине стиха, чтобы с улыб­кой, которая тогда мне казалась насмешливою, взглянуть на отца, когда она произносила не так, как мне хотелось, и ко­гда, по слабости зрения не дочитав до конца, она передала бумагу отцу и попросила его прочесть ей все сначала (Л. Т.). 10. Когда же Базаров после неоднократных обещаний вер­нуться никак не позже месяца вырвался наконец из удержи­вающих его объятий и сел в тарантас, когда лошади трону­лись, и колокольчик зазвенел, и когда колеса завертелись, и вот уже глядеть было незачем, и пыль улеглась, и Тимофе­ич, весь сгорбленный и шатаясь на ходу, поплелся назад в свою коморку, когда старички остались одни в своем тоже как будто подряхлевшем доме, Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь (Т.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *