Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ § 46 Тире между подлежащим и сказуемым…

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

§ 46 Тире между подлежащим и сказуемым

Между подлежащим и сказуемым в простом предложе­нии Тире ставится В следующих случаях:

Условия

Примеры

1. Подлежащее и сказуемое выражены существитель­ными в именительном падеже.

Тигр — животное Чрезвычайно красивое (В. К. Арсеньев).

Одиночество В творче­стве — Тяжелая штука (А. П. Чехов).

2. Подлежащее и сказуемое выражены именами чис­лительными в именитель­ном падеже или один из главных членов выражен числительным, а дру­гой — существительным.

Четырежды восемь — тридцать два.

Площадь Нашего дачного участка — Пятнадцать соток.

3. Подлежащее и сказуемое выражены неопредёленной формой глагола.

Курить — Здоровью Вре­дить (пословица).

4. Один из главных членов выражен неопределённой формой глагола, а дру­гой — именительным падежом существительного или наречием.

Вырастить Хороший уро­жай — большой Труд. Лгать В такой ситуа­ции — Преступно.

5. Перед сказуемым есть слова Вот, значит, это, это значит.

Счастье — это быть С природой, Видеть Её, Го­ворить С ней (Л. Н. Тол­стой).

Романтизм — вот Первое Слово, огласив­шее пушкинский период (В. Г. Белинский).

Тире не ставится, если:

Условия

Примеры

1. Подлежащее выражено личным местоимением.

Он Известный Критик.

Я человек подневольный И за барское дело отвечать должен (А. С. Пушкин).

2. Перед сказуемым есть отрицание Не.

Дождь Рыбаку Не помеха (пословица).

Пеший Конному Не това­рищ (пословица).

3. Перед сказуемым есть сравнительный союз Как, будто, словно, как будто, точно, что И др.

Пруд как Блестящая Сталь (А. А. Фет).

Людская Молва что Мор­ская Волна (пословица).

Небо словно шатер.

4. Между подлежащим и сказуемым есть Вводное слово, частица, союз.

Отдых, Как известно, Дело нужное.

Июнь только начало лета.

5. Перед сказуемым есть не согласованный с ним второстепенный член предложения.

Он мне близкий друг. Моя подруга давно уже бабушка.

Хлеб всему голова (посло­вица).

Важно! I

SТире Не ставится В кратких вопросительных предло­жениях: Кто твои друзья?

SВ роли сказуемого может выступать целое предложе­ние: Второе дыхание — это когда силы вдруг берутся непонятно откуда.

SВ литературе можно найти тире между любыми чле­нами предложения. Автор в некоторых случаях ставит его для правильного понимания текста читателем; это интонационное тире: Приезжайте к нам в воскресе­нье — поболтать, попить чайку.

§ 47 Тире
в неполном предложении

Тире в неполном предложении ставится На месте пропу­щенного члена предложения (обычно Сказуемого), если оно восстанавливается из текста самого предложения:

За шоссе — берёзовый лесок (И. А. Бунин).

Одна река течёт с севера, Другая — с востока (В. К. Ар­сеньев).

§ 48 Соединительное тире

Тире ставится между двумя или несколькими словами Для обозначения пространственных, временных и количе­ственных пределов («от… до…»):

Поезд Москва — Одесса;

Расписание на июнь — июль;

Груз массой 3 — 5 тонн;

Рукопись объёмом десять — двенадцать авторских ли­стов.

Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, служащими Названием учения, учреждения, события И т. п.:

Закон Бойля — Мариотта;

Матч Каспаров — Карпов.

Упражнение 94. Расставьте знаки препинания.

1. Лето в этом году отличное. 2. Чай пить не дрова рубить (пословица). 3. Издательство публикует моногра­фии объёмом двенадцать пятнадцать авторских листов. 4. Счастье это быть с природой, видеть её, говорить с ней (Л. Н. Толстой). 5. Одна река течёт с севера, другая с востока (В. К. Арсеньев). 6. Семью семь сорок девять. 7. Солнечные лучи будто тонкие золотые нити, прорезавшие пространство. 8. Сердце не камень. 9. Матч Каспаров Карпов порадовал любителей шахмат. 10. Ветерок словно теплое дыхание утра. 11. Удача как известно дама капризная. 12. Чашка горя­чего чая и крепкий сон вот что ему было сейчас нужно. 13. Он популярный телеведущий. 14. Горы были справа, а река слева (В. К. Арсеньев). 15. За океаном неведомые стра­ны. 16. Скоростной поезд Москва Санкт-Петербург быстро доставит вас в пункт назначения. 17. Это прекрасно идти к намеченной цели всю жизнь. 18. Скрытничать перед ней это был бы грех! (И. С. Тургенев).

Упражнение 95.

I. Расставьте знаки препинания.

1. Байкал несомненно озеро необыкновенное вода в нем прозрачная а берегов не видно. 2. Ермолай стрелял как всег­да победоносно я довольно плохо по обыкновению (И. С. Тур­генев). 3. Нижний Новгород довольно большой город рас­положенный на высоком живописном берегу реки. 4. Земля внизу казалась морем а горы громадными окаменелыми вол­нами (В. К. Арсеньев). 5. Дождинки словно мелкие острые иголочки нежно покалывающие лицо и руки. 6. Зима тоже время года отличное холод хорошему настроению не помеха. 7. На концерт группы «Машина времени» приходят и люди в возрасте пятидесяти шестидесяти лет. 8. Новый учебник по математике предназначен для учащихся пятого седьмого класса. 9. Матч Спартак Динамо вопреки прогнозам метео­рологов состоялся. 10. Попытка не пытка спрос не беда (по­словица). 11. Синие крокусы словно букет цветов забытый кем-то на снегу. 12. Этот пожилой человек нам сосед мы живем в одном доме уже лет десять. 13. Одна из задач учи­теля русского языка научить школьников писать грамотно.

II. Раскроите скобки, вставьте пропущенные буквы; расставьте знаки препинания.

1. Переходить прое…жую часть (не) смотря по сторонам опасно. 2. Первая и главная прел…сть рас…каза это про­стота и искрен…ость (А. П. Чехов). 3. Туристы только гости в нашем городе оказывающ…м им гостепр…имство. 4. Люд­ская м…лва что морская волна (пословица). 5. С одной сто­роны стояли три или четыре ск…рды сена с другой скри­вившаяся мельница (А. С. Пушкин). 6. Я чес…ный че­ловек и никогда не говорю компл…ментов (А. П. Чехов). 7. Обманывать и при этом кляст…ся в искрен…ости не­достойно. 8. Горя боят…ся счастья (не) видать (послови­ца). 9. Это очень (не) снос…но переезжать (И. А. Гончаров). 10. Эта книга снабженная красочными ил…юстрациями подходит для детей в возрасте пяти шести лет. 11. Пеший кон…ому (не) товарищ… (пословица). 12. Площ…дь участка отдан…ого под застройку этой организаци… составляет пр…- близительно десять двенадцать гектаров. 13 (Не/Ни) с чем (не/ни) сравнимое чувство слышать их [грачей] в первый раз после шест…мес…чной зимней смерти! (И. А. Бунин).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Лыжи только один из видов зимнего спорта.

2) Иван мне приятель.

3) Необдуманный поступок, честно говоря, — опасный шаг.

4) Первые весенние цветы как символ начала новой жизни.

2. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Итальянцы — народ весёлый и шумный.

2) Я — романтик, люблю помечтать.

3) Леопард, к сожалению, исчезающее животное.

4) Лёд словно тонкая стеклянная корочка на воде.

3. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Москва — город огромный, стремительный, неумоли­мый.

2) Медведь, как известно, животное быстрое и сильное.

3) Восхищение — вот первое чувство, возникающее при виде этого каньона.

4) Выиграть время большая удача.

4. Знаки препинания расставлены верно в предложении:

1) Помогать ближнему — похвальное качество.

2) Он — серьёзный человек и никогда не пойдёт на обман.

3) Мы миновали бесконечные поля, а затем живопис­ные селения.

4) Счастье — лишь мимолётное состояние, которое не­возможно сохранить надолго.

5. Знаки препинания расставлены верно в предложении:

1) Этот город — теперь уже популярный курорт.

2) Он решил посидеть в кафе, а я — отправился в музей.

3) Годы как птицы, они улетают так же быстро.

4) Начало весны, это когда листья деревьев в городе ещё не покрылись пылью и не утратили свой яр­кий цвет.

6. Знаки препинания расставлены верно в предложении:

1) Отдых на море это одно из величайших удоволь­ствий.

2) Я написал сочинение вчера, а он только сегодня.

3) Сосновые иголки на земле в лесу — как толстый рыжий ковёр.

4) Кто твоя сестра?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородными Называются члены предложения, относя­щиеся к одному и тому же члену предложения и выполня­ющие одинаковую синтаксическую функцию. Они связаны сочинительной связью.

SОднородными могут быть Любые члены предложения: Бледно-серое небо Светлело, Холодело, Синело (И. С. Тургенев).

Ночь Была тёмная, Свежая И Безветренная (Л. Н. Толстой).

По улице ветер гнал Перья, стружки, пыль (А. М. Горький).

SОднородные члены могут быть Нераспространёнными И Распространёнными:

Вдруг из-за этого шелеста послышался Вой, Визг, Плач, Хохот шакалов (Л. Н. Толстой).

Вздохи и зеванье старухи, Мерное дыхание спав­шей бабы, Сумерки избы И Шум дождя за окном Рас­полагали ко сну (А. П. Чехов).

SОднородные члены могут выражаться как Одной ча­стью речи, так и Разными:

Объясняла дама Тихим голосом И Не поднимая глаз (А. М. Горький).

SВ предложении может быть Несколько пар Однород­ных членов:

Старые липы и клёны с резными листьями, Сирень и шиповник Очень украшали этот старый, Несколько заброшенный сад.

Она Увлекалась музыкой и танцами и Очень Лю­билаСтаринные романсы в исполнении Вертинского.

§ 49 Однородные члены, соединённые
и не соединённые союзами

Запятая Между однородными членами Ставится В следу­ющих случаях:

Условия

Примеры

1. Два или более однород­ных членов Не соедине­ны союзами.

Кипела, Торопилась, Гро­хотала Жизнь (И. С. Тур­генев).

Быстро, Бешено неслась тройка (Н. А. Некрасов).

2. Однородные члены со­единены Повторяющи­мися Соединительными или разделительны­ми Союзами (И — И, НИ — НИ, ДА — ДА, ИЛИ — ИЛИ, ЛИБО — ЛИБО, ТО — ТО, НЕ ТО — НЕ ТО).

Вот уже И стука, И кри­ка, И бубенцов Не слыхать (И. С. Тургенев).

Ветер То Глухо Завывал, То свистал Порывисто (И. С. Тургенев).

Во всех её движениях за­мечалась Не то небреж­ность, Не то усталость (И. С. Тургенев).

3. Однородные члены со­единены противительны­ми союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО.

Прошло уже Не семь, А Целых Двенадцать Лет (И. С. Тургенев).

Лицо его имело выражение довольно Приятное, Но плутовское (А. С. Пушкин). Я немного Поколебался, Однако сел (И. С. Тургенев).

4. Перед второй частью Двойного союза, Соеди­няющего однородные члены (КАК — ТАК И, НЕ ТОЛЬКО — НО И, ЕСЛИ НЕ — ТО, НЕ СТОЛЬКО — СКОЛЬКО, ХОТЯ И — НО и др.).

Солнце Хоть и клонилось К вечеру, Но было Ещё Вы­соко (А. С. Пушкин).

Утро было Не столько холодное, Сколько сырое и туманное (М. Е. Салты­ков-Щедрин).

Важно!

SВместо Запятой Может быть использована Точка с за­

Пятой (если однородные члены распространены или внутри них уже есть запятые):

Лаврецкий Отстаивал Молодость и самостоя­тельность России; отдавал Себя, своё поколение В жертву, но заступался За новых людей, за их убеж­дения и желания (И. С. Тургенев).

А Если однородных членов Больше двух И союз И повто­ряется Хотя бы Дважды, то Запятая Ставится Между всеми Однородными членами:

А вокруг были Дым, И бой, И смерть (А. М. Горький).

А Если противительный Союз пропущен, а также в слу­чае Неожиданности действия Может ставиться и Тире: Бабушка чаще всего Не слушать — рассказывать Хотела.

А Союз И не является повторяющимся, если он со­единяет однородные члены разных типов. В следую­щем предложении выделяются две пары однородных членов: однородные сказуемые Шумит и плещет и однородные обстоятельства образа действия Вечно и неумолкаемо:

Море Вечно и неумолкаемо шумит и плещет (И. А. Гончаров).

А Союз ЛИИЛИ не относится к категории повторя­ющихся, поэтому Запятая не ставится:

Было Ли Это на самом деле Или Нет?

Запятая Между однородными членами Не ставится В сле­дующих случаях:

Условия

Примеры

1. Однородные члены со­единены Одиночными Соединительными или разделительными Со­юзами (И, ДА (= И), ИЛИ, ЛИБО).

В эту ночь я Не спал и не раздевался (А. С. Пушкин). Сосны, лишь Да ели Вершинами шумели (А. С. Пушкин). Мрачный бор угрюмо Молчит или воет Глухо (И. С. Тургенев).

2. В Устойчивых выра­жениях С повторяю­щимися союзами.

Смотритель пошёл домой Ни жив ни мёртв (А. С. Пушкин). Мы поднялись сегодня Ни свет ни заря.

Ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять И др.

Важно! __

Запятая не ставится:

SПри Двух Однородных членах с повторяющимся сою­зом И, если они Тесно связаны по смыслу И не имеют пояснительных слов:

Кругом было И светло и зелено (И. С. Тургенев).

Если же пояснительные слова есть, запятая ставится: Срубленные осины придавили собой И траву, и мелкий кустарник (И. С. Тургенев).

SМежду Двумя глаголами в одинаковой форме, указы­вающими на движение и его цель (осложнённое ска­зуемое):

Ляг отдохни Немного.

Зайду проведаю Друзей.

Пойди посмотри, Как там дела.

SПеред конструкцией И ТОТ (Та, то):

Б выхОдной и то Не дают отдохнуть.

Старик И тот Шёл бы быстрее.

§ 50 Повторяющиеся слова

Повторяющиеся слова Не являются однородными Чле­нами предложения. Знаки препинания при повторяющихся словах Ставятся При выполнении следующих условий:

Условия

Примеры

ЗАПЯТАЯ

Длительность действия, большое количество пред­метов или явлений, усиле­ние степени качества.

Сапожник Бился, Бился И наконец за ум хватился (И. А. Крылов).

И Ближе, Ближе Всё зву­чал грузинки голос молодой (М. Ю. Лермонтов).

Страшно, Страшно Понево­ле средь неведомых равнин! (А. С. Пушкин).

ДЕФИС

Тесная смысловая связь, сходство со сложным словом.

По Синему-синему Небу плыли облака (А. Н. Тол­стой).

Важно

Запятая не ставится:

А при Повторении слова С частицей ТАК:

Помогать так помогать, не надо так и не надо, нет так нет;

Пропаду так пропаду, всё равно! (Ф. М. Достоевский);

Свадьба так свадьба, я Огудалова, я нищенства не допущу (А. Н. Островский).

А при Повторении слов С отрицанием НЕ:

Хочешь не хочешь, а рано встать придется.

Дождь не дождь, а на улицу выходить надо.

§ 51 Однородные и неоднородные определения

Однородные определения Непосредственно связаны с определяемым словом, поэтому между ними можно поста­вить союз И. Однородные определения перечисляют разно­видности одного объекта, характеризуют его в одном аспекте или, характеризуя объект в разных аспектах, объединяются сходством производимого впечатления, отнесением к общему понятию, причинно-следственной связью и т. п. Однородные определения Отделяются друг от друга Запятой.

Однородными являются следующие определения:

Условия

Примеры

1. Определения, стоя­щие Перед опреде­ляемым словом.

Настали Тёмные, Тяжёлые Дни (И. С. Тургенев).

Всюду между деревьев мелькали Белые, Красные, Синие Рубахи (И. С. Тургенев).

2. Имя прилагатель­ное И следующее за ним Причастие.

Перед домом росли Белые, Благо­ухающие пряным ароматом Лилии.

3. Определения, стоя­щие После опреде­ляемого слова.

Я видел женщину Молодую, прекрасную, добрую, интел­лигентную, Обаятельную(А. П. Чехов).

Я знал красавиц Недоступ­ных , Холодных, Чистых, Как зима, неуловимых, Неподкуп­ных , Непостижимых для ума (А. С. Пушкин).

Неоднородные определения Относятся не непосредствен­но к определяемому существительному, а к сочетанию су­ществительного и определения. Неоднородные определения характеризуют объект в разных отношениях. Неоднородные определения не отделяются Друг от друга Запятой:

Шёл Длинный товарный Поезд (А. П. Чехов).

Вдруг со двора раздался Громкий мужской голос (И. С. Тургенев).

§ 52 Обобщающие слова при однородных членах

Знаки препинания при обобщающих словах Ставятся При выполнении следующих условий:

Условия

Примеры

ДВОЕТОЧИЕ

1. Обобщающее слово — перед рядом однород­ных членов;

При наличии союзов КАК-ТО, А ИМЕН­НО или вводных слов (НАПРИМЕР и т. п.) двоеточие ставится по­сле этих слов, а перед ними — запятая.

Нас было Двое: Брат и я (А. С. Пушкин).

В корзиночке была Дичь: Два тетерева и утка (И. А. Гончаров).

К числу Дичи Принадлежат не одни птицы, Но и звери, Как-то: Медведи, Олени, Ка­баны. , Дикие козы И Зайцы (С. Т. Аксаков).

2. Перед перечислением, обычно в научной и деловой речи (даже без обобщающего слова).

Для урока рисования школьнику необходимы: Альбом, карандаши, кра­ски, фломастеры, линейка и ластик.

ТИРЕ

Обобщающее слово — по­сле ряда однородных членов;

При наличии вводного слова или словосочета­ния СЛОВОМ, ОДНИМ СЛОВОМ, ВООБЩЕ и др. тире ставится перед этим словом, а после него — запятая.

В степи, за рекой, по до­рогам — везде Было пусто (Л. Н. Толстой).

Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, Даже в воздухе, чувствовалось приближение осени (В. К. Арсеньев).

Важно

SЕсли Перед рядом Однородных членов есть обобщаю­щее слово, а После ряда Однородных членов предло­жение Продолжается, то ставится тире:

Всё Это: Цветы, Блески, Звуки И Запахи — давило на глаза (А. М. Горький).

Всё Вокруг: И мрачный Пейзаж За окном, И разру­шенный Дом Напротив, И этот Человек В потрёпанном пальто — вдруг живо напомнило ему военное время.

Упражнение 96. Расставьте знаки препинания.

1. У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах (И. А. Гончаров). 2. И лето и зиму он носил один и тот же старый пиджак. 3. Брови Лизы не то чтобы нахмурились а дрогнули… (И. С. Тургенев). 4. Дождь не дождь, а собаку выгуливать надо. 5. Евсеич или за­бавлял нас рассказами или играл с нами или слушал моё чтение (С. Т. Аксаков). 6. Вода давно сбыла в Тереке и бы­стро сбегала и сохла по канавам (Л. Н. Толстой). 7. Она де­вушка не столько красивая сколько обаятельная. 8. Здесь не житьё им рай (И. А. Крылов). 9. Зайду проведаю (Л. Н. Толстой). 10. Успехи мои хотя были медленны но благо­надёжны (А. С. Пушкин). 11. Ни дать ни взять начальник, смотрит на всех свысока. 12. На всех лицах выражались оживление и тревога (Л. Н. Толстой). 13. Школьник и тот бы решил эту задачу. 14. Солнце сияло и грело но не пек­ло (И. С. Тургенев). 15. Усталый измученный долгой до­рогой путник выглядел ужасно. 16. Учиться так учиться, о прежней беззаботной жизни придётся забыть. 17. (Да­леко) далеко за лесами и полями есть чудесная страна.

Упражнение 97. Раскройте скобки, вставьте пропущен­ные буквы; расставьте знаки препинания.

1. Люди здесь забыли что такое ветер а редкие листья на деревьях и чахлая трава (как) будто зам…рли. 2. Я имею поручение как от судьи так равно и от всех наших знако­мых пр…мирить вас с приятелем вашим (Н. В. Гоголь). 3. Перед домом разноцветные огни вспыхнули завертелись поднялись (в) верх к…лосьями пальмами ф…нтанами по­сыпались дождём звёздами уг…сали и снова вспых…вали (А. С. Пушкин). 4. Страшно (не) страшно а на душе как (то) строго (Н. С. Лесков). 5. В это лето дожди шли если не каждый день то через день или два и отл…чались каким (то) назойл…вым постоянством. 6. За всё про всё её бр…нят (И. А. Крылов). 7. Не небесам чужой отчизны я песни роди­не сл…гал (Н. А. Некрасов). 8. Уже (не) было (не/ни) тихой ночи (не/ни) тёмной реки с дрож…ащими звёздами (не/ни) др…мотного ш…пота (не/ни) обрыва (не/ни) смутной степи откуда неслись крики перепелов и медвяные запахи ско­шен…ых трав (А. С. Серафимович). 9. В походе надо сооб­разовываться не столько с силами людей сколько с сила­ми в…ючных животных (В. К. Арсеньев). 10. Отдалён…ые горы были задёрнуты (не) то туманом (не) то какою (то) мглой (В. К. Арсеньев). 11. Последние волны согретого тума­на то скатываются и рас…тилаются скатертями то извива­ются и исч…зают в глубокой нежно сияющей выш…не (И. С. Тургенев). 13. Попал в стаю лай не лай а хвостом в…ляй (А. П. Чехов). 14. …дешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и леч…тся одинаково (А. С. Пушкин).

Упражнение 98. Расставьте знаки препинания.

1. Розоватые прозрачные облака легко плыли по небу.

2. Наконец приходит долгая скучная буранная зима (С. Т. Ак­саков). 3. Странный резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой (И. С. Тургенев). 4. В этом году осень порадовала нас теплыми погожими днями. 5. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался лунный свет (С. Т. Аксаков). 6. В густых тёмных волосах блестели седые пряди (А. М. Горький). 7. Всю реку запрудил мелкий сплош­ной пропитанный водой лёд (И. С. Тургенев). 8. На небе кое — где виднелись неподвижные серебристые облака (И. С. Турге­нев). 9. Мы долго шли по тёмному мрачному сосновому бору. 10. Глухие сдержанные рыдания внезапно поразили меня (И. С. Тургенев). 11. Тяжёлые холодные тучи лежали на вер­шинах окрестных гор (М. Ю. Лермонтов). 12. Был лунный яс­ный вечер (А. П. Чехов). 13. Направо была сплошная беспрос­ветная тьма (А. П. Чехов). 14. Холодные серые тяжёлые волны то и дело заливали палубу. 15. Стал накрапывать мелкий редкий дождь (Л. Н. Толстой). 16. Кругом была та же мрач­ная строгая дикая природа (Л. Н. Толстой). 17. Его встретила тощая горбатая старуха с острым подбородком (А. П. Чехов).

Упражнение 99. Раскройте скобки, вставьте пропущен­ные буквы; расставьте знаки препинания.

1. Лишь (кое) где между кустами выдавались крохотные полянки с (изумрудно) зелёной шелк…вистой тонкой травой (И. С. Тургенев). 2. Старуха мать расклад…вала виноград на низеньком круглом татарском стол…ке (Л. Н. Толстой). 3. Её (не) большое розовое миловидное лицо дышало беспо­воротной решимостью (И. С. Тургенев). 4. Душистая нагретая щедрым солнцем хвоя наполняла лес (н…) с чем (н…) срав­нимым ар…матом. 5. От петушин…ого крика он проснулся н… свет н… заря. 6. Я увид…л мужика мокрого в л…х — мотьях с длин…ой растрёпан…ой бородой (И. С. Тургенев). 7. Пр…ближался вечер и в воздухе стояла та особен…ая тяж…лая дух…та которая предв…щает грозу (А. М. Горь­кий). 8. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зерк…льц… (Ф. М. Достоевский). 9. Я повернул в длинную липовую аллею (А. П. Чехов). 10. В ч…рной душной темн…- те южной ночи эти плачевные голоса напом…нали север снежные пустыни визг метели и отдалён…ый вой волков (М. Ю. Лермонтов). 11. Твёрдая уже тронутая первыми за­морозками земля казалось погрузилась в сон до весны.

Упражнение 100. Расставьте знаки препинания.

1. Всё это розовеющие в лучах заходящего солнца поля тишина вечера ароматы цветущих трав навевало приятное настроение. 2. Каков я прежде был таков и ныне я беспеч­ный влюбчивый (А. С. Пушкин). 3. Вдруг всё ожило и леса и пруды и степи (Н. В. Гоголь). 4. Мой друг и я мы оба были потрясены случившимся. 5. Ему подавались обычные в трактирах блюда как-то щи мозги с горошком сосиски с капустой (Н. В. Гоголь). 6. Всё вдруг переменилось и погода и характер леса (Л. Н. Толстой). 7. Всё это цветы блески зву­ки и запахи давило на глаза (А. М. Горький). 8. Эта земля богата лесами и полями озёрами и реками. 9. В доме всё ещё спало утренним мёртвым сном (И. С. Тургенев). 10. Он был мастер на все руки слесарь столяр плотник и даже механик (В. Г. Короленко). 11. В его загородном доме всё столовая спальни комнаты для гостей кухня и коридор было отдела­но деревом с необыкновенным вкусом. 12. Тема сочинения хотя и не сложная но требует хорошего знания текста про­изведения.

Упражнение 101. Раскройте скобки, вставьте пропу­щенные буквы; расставьте знаки препинания.

1. Сухими болотами называются места носящие в себе все признаки (не) когда существовавших болот как (то) коч…ки следы родниковых ям и разные породы болотных трав уже перемеш…иных с полевыми (С. Т. Аксаков). 2. Редактировать чужие рукописи или об…яснять авторам что они далеко н… так талантливы как думают ему было (не) интересно. 3. Но здравый смысл твёрдость и свобода горяч…е участ…е в чу­жих бедах и радостях словом все её досто…нства точно ро­дились с ней (И. С. Тургенев). 4. (Не/ни) за горами смерть (то) за плечами (И. С. Тургенев). 5. Когда мы в первый раз пр…ехали в этот дом был тёплый ар…матный майский день. 6. Мы (не/ни) одни комедии буд…м играть мы всё буд…м играть драм…ы балеты и даже тр…гедии (И. С. Тургенев). 7. Тонкий орлин…ый нос с открытыми (полу) прозрачны­ми ноздрями смелый очерк высоких бровей бледные чуть (чуть) впалые щёки все черты её лица выр…жали своенрав­ную страсть и безработную уд…ль (И. С. Тургенев). 8. Ветер шумел в кронах деревьев мерно их рас…качивал и пугал пр…тихших на ветвях птиц. 9. Осенью к…выльные степи совершен…о изменяются и получают свой особенный само­бытный (не/ни) с чем (не/ни) сходный вид (С. Т. Аксаков). 10. На красн…ватой траве на былинках на солом…нках всю­ду бл…стели и волновались бес…численные нити осей…их паутин (И. С. Тургенев). 11. От нескольких дней проведён…ых (за) городом остались в памяти (ярко) синее небо и необыкно­венное для зимы яркое солнце и искрящийся разноцветными блёстками снег. 12. Как (то) давно довелось мне плыть по угрю­мой сибирской реке (В. Г. Короленко). 13. Сильный порывистый ветер рас…качивал деревья и гудел в лесу (В. К. Арсеньев).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось (А. С. Пушкин).

2) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдалённые седой зимы угро­зы (А. С. Пушкин).

3) На нём надето что-то круглое: сюртук не сюртук, пальто не пальто, фрак не фрак, а что-то среднее… (М. Е. Салтыков-Щедрин).

4) Вдали просека перерезалась высокой, железнодорож­ной насыпью (А. П. Чехов).

2. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Он ничего из себя не представляет, так, человек ни то ни сё.

2) Он вспоминал эту встречу днём и бессонными ночами, и в минуты короткого отдыха.

3) И снег, и сбивающий с ног ветер не давали возмож­ности передвигаться.

4) Случилось так, что меня не интересует в жизни ни­что: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей… (А. И. Куприн).

3. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Ребятишки бежали по лугу и громко и весело смеялись.

2) На письменном столе, на подоконнике, на стульях, по­всюду были книги.

3) Это было если не восхищение его талантом, то наи­высшая его оценка.

4) Все его вещи: рюкзак, сапоги, куртка — валялись на полу в беспорядке.

4. Знаки препинания расставлены верно в предложении:

1) Я хорошо помню этот холодный, осенний пронзитель­ный день.

2) Пойди, посмотри, что там случилось.

3) Читал он быстро и с удовольствием и всегда таскал с собой какую-нибудь интересную книжку.

4) Даже самые неприхотливые цветы, и те завяли этим летом.

5. Знаки препинания расставлены верно в предложении:

1) Этот странный человек или часами сидел молча или говорил без умолку.

2) На рассвете корабль поднял паруса, и вышел в море.

3) Ясные проталины на снегу, светлые вечера, весело галдящие птицы, словом, всё указывало на скорый приход весны.

4) Ветер резко ударял в окно, со страшным скрипом рас­качивал деревья, свистел и завывал.

6. Знаки препинания расставлены верно в предложении:

1) Все блюда в этом ресторане: диковинный лимонный суп, креветки в чесночном соусе, суфле из сёмги — были изысканными и необычайно вкусными.

2) Хорошо слушать соловья в тёплые, майские ночи.

3) Он работал над поэмой и день, и ночь.

4) Он любил стихи, и прозу, и часами мог слушать ро­мансы в исполнении Вертинского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *