Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Порядок разбора глагола 1. Часть речи

Порядок разбора глагола

1. Часть речи.

2. Начальная форма (инфинитив).

3. Постоянные признаки:

А) вид глагола;

Б) возвратность;

Г) переходность;

Д) тип спряжения.

4. Непостоянные признаки:

А) наклонение;

Б) число (если есть);

В) время (если есть);

Г) лицо (если есть);

Д) род (если есть);

5. Функция в предложении.

Значение глагола, морфологические
признаки и синтаксическая роль

Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и отвечающая на вопросы Что делать? или Что сделать? — говорить, писать, работать, отдыхать, уехать, почувствовать, узнать,

У меня в Москве — купола Горят,

У меня в Москве — колокола Звонят, И гробницы, в ряд, у меня Стоят, — В них царицы Спят и цари.

И не знаешь ты, что зарей в Кремле Легче Дышится — чем на всей земле! И не Знаешь ты, что зарей в Кремле Я Молюсь тебе — до зари.

(М, Цветаева)

Глагол имеет спрягаемые и неспрягаемые формы. Спрягаемым формам присущи категории наклонения, време­ни (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и бу­дущем времени) или рода (в прошедшем времени). К неспря­гаемым формам глагола относятся инфинитив, причастие и деепричастие.

Спрягаемые формы глагола в предложении всегда высту­пают в роли сказуемого, неспрягаемые могут быть и други­ми членами предложения. Например: «ЛюбитьЗначит жить для того, кого Любишь» (Л. Т.). (подлежащее, сказуе­мое); «Охота ^странствовать им овладела» (П.). (определение); «Он просит мудреца решить тот важный спор» (Кр.). (допол­нение).

Неопределенная форма глагола

Неопределенная форма глагола, или инфинитив (лат. infinitivus — неопределенный), — это начальная форма, она называет действия, состояния, процессы безотноситель­но к наклонению, времени, лицу, числу. Поэтому инфини­тив не изменяется, ему присущи только постоянные морфо­логические признаки — вид, спряжение, переходность — непереходность, возвратность — невозвратность. От всех других глагольных форм инфинитив отличается формообра­зующими суффиксами (их называют еще окончаниями): -ть (говорить), — ши (идти), — сти (грести), — сть (сесть). Ряд глаголов имеет инфинитив на -чъ (течь, стеречь). Такие глаголы, как правило, имеют в основе настоящего времени согласные Г или К (теку, пеку, стерегу, берегу), В древне­русском языке они имели иную форму инфинитива: Текши, пекти, стерегши, берегши, могши и т. д. Поэтому основа ин­финитива для них и в современном русском языке выделя­ется с учетом этой особенности (тек-, пек-, стерег-, берег-, мог),

У возвратных глаголов к неопределенной форме прибав­ляется постфикс -ся (-сь): сеяться, умываться, плестись.

Неопределенная форма глагола может употребляться в переносном значении, заменяя другие глагольные формы. Например: И царица хохотать, и плечами пожимать (П.). (ср.: Царица хохотала и плечами пожимала); Мол­чать! (ср.: Молчите!); Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье (ср.: Лучше я пре­зрел бы,,,).

Синтаксические функции неопределенной формы глагола шире и разнообразнее, чем у других глагольных форм.

Употребление неопределенной формы глагола в роли разных членов предложения

В роли подле­жащего

В роли простого сказуе­мого в значении

В роли состав — ного сказуе­мого (гла­гольная часть)

В роли опреде­ления

В роли допол­нения

В роли обстоя­тель­ства

Изъяви­тельно­го на­клоне­ния

Сосла­гатель­ного накло­нения

Повели­тельно­го на­клоне­ния

Летать выше всех — моя мечта.

Он как закри­чит, а я — бежать.

В де­ревню бы по­ехать!

Встать! Не ку­рить!

Стану сказы­вать я сказки, песенку спою.

Мастер расска­зывать, он мол­чал.

Я люб­лю чи­тать.

Ягне­нок в жаркий день зашел к ру­чью на­питься (Кр.).

ВИДЫ ГЛАГОЛОВ

Значение совершенного и несовершенного вида

В русском языке глаголы делятся на две большие группы по признаку законченности действия.

Если глагол обозначает действие законченное, достигнув­шее определенного результата или предела, то глагол отно­сится к совершенному виду.

Например: Мы написали диктант; Абитуриенты сда­дут успешно экзамены.

Естественно, что глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени (так как настоящее время показывает продолжающееся, еще не завершенное действие), а форма будущего времени у них простая: Сказал — скажу. Такие глаголы отвечают на вопрос Что сделать?

Из группы глаголов совершенного вида надо выделить группу однократных глаголов, показывающих, что действие совершалось один раз, мгновенно. Крестьянин ахнуть не ус­пел, как на него медведь насел (Кр.).

Если же глагол не указывает на то, что действие законче­но, то мы относим его к несовершенному виду. К ним
можно задать вопрос Что делать? Глаголы этого вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное. На­пример: Ученик все еще пишет сочинение; Эту книгу я чи­тал с интересом; На летних каникулах я буду отдыхать.

Из группы глаголов несовершенного вида выделяются многократные глаголы, указывающие на повторяемость дей­ствия и его регулярность. Например: Мы будем присматри­вать за вашими цветами; В овсах покрикивали перепела.

Запомните Формы несовершенного вида глаголов:

подпись: о
приурочивать подытоживать
узаконивать уполномочивать упрочивать отсрочивать
подпись: а
затрагивать уславливаться удостаивать оспаривать осваивать
усваивать

Различайте глаголы

Несовершенного вида

Совершенного вида

Встречаться — встреча­ешься

Встретиться — встретишь­ся

Возвращать — возвращаешь выполнять — выполняешь

Возвратить — возвратишь выполнить — выполнишь

Глаголы совершенного и несовершенного вида обычно об­разуют пары: Знать — узнать, кричать — крикнуть. Одна­ко есть глаголы, не имеющие видовых пар (очнуться — гла­гол совершенного вида, Обитать — несовершенного вида), а также двувидовые глаголы, которые, не меняя своей формы, могут получать значения разных видов. Например: Ученые давно исследуют (гл. несов. в., наст, вр.) Эту про­блему, но пока остается много неясного; Ученые обязатель­но исследуют (гл. буд. вр., сов. в.) Ваши данные и подтвер­дят эту гипотезу.

200. Выпишите глаголы совершенного и несовершен­ного вида в две колонки, ставя при этом глаголы в неопре­деленной форме.

1. Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжут, на ригу свезут, просушат, колотят, колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб испекут (Н.). 2. Поле зыблется цве­тами… В небе льются света волны (Майк.). 3. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно (Фет). 4. Он знак подаст, и все хло­почут; Он засмеется — все хохочут; нахмурит брови — все молчат (П.). 5. С души как бремя скатится, сомненье дале­ко, и верится, и плачется, и так легко, легко (Л.). 6. То ли снится, то ли мнится, показалось что невесть… (Тв.).

201. Определите вид приведенных глаголов, подберите парный глагол другого вида и образуйте от каждого глагола форму II лица ед. ч.

Образец: Лишаться — лишаешься, лишиться — ли­шишься.

Расстелить, блеснуть, разрастись, выбирать, задирать, расстегивать, достать, класть, забывать, пробить, объеди­нять, содрогаться, опрокинуть, приобретать, пресечь, при­скакать, намереваться, продлевать, затмить.

202. По данному образцу составьте таблицу и впишите в нее приведенные ниже глаголы, распределяя их по колон­кам. От глаголов, имеющих видовые пары, образуйте соот­ветствующие глаголы совершенного и несовершенного вида, записывая их отдельно.

Глаголы, имеющие видовые пары

Глаголы, не имеющие видовых пар

Двувидовые глаголы

Несовершен­ный вид

Совершен­ный вид

Несовершен­ный вид

Совершен­ный вид

Знать

Узнать

Обитать

Встрепе­нуться

Жениться

Строить, стереть, застрять, увещевать, предположить, пробраться, усовещивать, раскорчевывать, одеревенеть, не­доумевать, очутиться, велеть, говорить, повествовать, хлы­нуть, воспрянуть, обуревать, намереваться, кочевать, пона­добиться, чествовать, участвовать, присутствовать, организо­вать, ринуться, арестовать, потчевать, молвить, возражать, казнить, зиждиться, брезжить, проповедовать, телеграфиро­вать, ранить, яровизировать, жениться.

Образование видовых форм глагола

Почти все глаголы непроизводные (не образованные от других слов) принадлежат к несовершенному виду: Писать, читать, рисовать, учить, петь, знать, спать, ходить, си­деть, стоять, строить, делать, жить, гореть. Все это гла­голы несовершенного вида, они отвечают на вопрос Что де­лать?

К несовершенному виду относятся и глаголы, образован­ные от других частей речи (не от глагола) без приставок: Но­чевать (от существительного Ночь), грустить (от Грусть), гостить (от Гость), белеть, белить (от прилагательного Бе­лый), бледнеть (от Бледный), чистить (от Чистый).

От глаголов несовершенного вида без приставок можно образовать глаголы совершенного вида посредством приста­вок На-, с-, про-, у-, за-, вы- и других, которые указывают на результат или начало действия и отвечают на вопрос Что сделать! (писать — написать, петь — спеть).

Несовершенный вид: 1. Башмачкин писал все бумаги четким, крупным почерком. 2. Рябчик пел самозабвенно. 3. Плотники строили дом. 4. Весь день вчера я читал.

Совершенный вид: 1. Плюшкин написал список умерших крестьян на маленьком клочке бумаги. 2. Артист спел два романса. 3. Плотники построили дом. 4. Наконец-то я про­читал эту книгу.

Одна и та же приставка, присоединяясь к одним глаго­лам, делает глаголы несовершенного вида глаголами совер­шенного вида; присоединяясь же к другим глаголам, меняет еще и лексическое значение слова. Например: Делал — сде­лал (изменился только вид); Писал — списал (с чего? — из­менился не только вид, но и лексическое значение: Спи­сал — это не то же, что Написал); летел — слетел (отку­да? — изменились и вид, и лексическое значение).

От некоторых бесприставочных глаголов несовершенного вида можно образовать глаголы совершенного вида посредст­вом суффикса -ну-. Этот суффикс вносит добавочное значение мгновенности, однократности.

Несовершенный вид: 1. Звезды ярко сверкали в эту ночь. 2. Мы долго прыгали через забор. 3. Провожавшие махали ру­ками.

Совершенный вид: 1. Вдруг вдали сверкнул огонек. 2. Я прыгнул через забор. 3. Он только один раз махнул ру­кой.

Однако следует иметь в виду, что некоторые глаголы с суффиксом -ну- несовершенного вида: Вянуть, вязнуть, гиб­нуть, глохнуть, зябнуть, крепнуть, мерзнуть, мокнуть, сохнуть. Глаголы совершенного вида образуются от этих глаголов посредством приставок: Завянуть, увязнуть, по­гибнуть, оглохнуть, озябнуть, окрепнуть, замерзнуть, на­мокнуть, засохнуть (высохнуть).

Возможно образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида посредством суффиксов -ыва — ( ива ): выиграть — выигрывать, вытолкнуть — выталки­вать, затронуть — затрагивать, закончить — закан­чивать.

Видовые пары составляют и такие глаголы:

Совершенный вид

Несовершенный вид

Выгрузить выделить

Закрепить отпустить обидеть

Выгружать выделять

Закреплять отпускать обижать

Выпечь помочь

Выпекать помогать

Как видим, глаголы совершенного вида оканчиваются на -ить, -ешь, — нуть, — сти, — чъ, а соответствующие глаголы несо­вершенного вида — на ударный -атъ ( ять). У многих глаго­лов этого типа бывает чередование согласных: Осветить — освещать, простить — прощать, проводить — провожать, утомить — утомлять и т. д.

Некоторые глаголы несовершенного и совершенного вида различаются только местом ударения: Насыпать — на­сыпать, вырезать — вырезать.

203. Анализируя видовые пары приведенных глаголов, объясните способы образования совершенного и несовер­шенного вида.

Стлать — постлать, преодолеть — преодолевать, прикос­нуться — прикасаться, дать — давать, идти — прийти, по­глотить — поглощать, выбирать — выбрать, возразить — возражать, блестеть — блеснуть, блистать — заблистать, обусловить — обусловливать, сосредоточить — сосредоточи­вать.

Переходные и непереходные глаголы

Переходными называются глаголы, обозначающие действия, направленные на предмет: Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу (П.); Я знаю силу слов (М.); Говори правду; Помни друга! Эти глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение в винительном па­деже без предлога (как в наших примерах) или в форме ро­дительного падежа без предлога при отрицании: Я не знаю истины; Я не читал свежей газеты.

При переходных глаголах объект действия может быть выражен и существительным в форме родительного падежа, обозначающего часть чего-то: Выпил воды, отрезал хлеба, купил молока.

Непереходные глаголы не могут употребляться с прямым дополнением: Жил старик со своею старухой у самого сине­го моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года (П.).

При определении переходности — непереходности глаго­ла важно не смешивать винительный и именительный паде­жи неодушевленных имен существительных. Сравните:

Винительный падеж

Именительный падеж

Уронила кольцо

Упало кольцо

(кого? что?)

(кто? что?)

Нашла гриб (кого? что?)

Вырос гриб (кто? что?)

Потерял карандаш (кого?

Лежит карандаш (кто?

Что?)

Что?)

Чтобы не смешивать эти падежи, рекомендуется вместо существительного среднего или мужского рода подставить существительное женского рода на -а: (уронила книгу — упала книга; потеряла ручку — лежит ручка и т. д.).

Невозвратные глаголы, т. е. глаголы без -сяч могут быть как переходными, так и непереходными (как видно из на­ших примеров).

Возвратные глаголы, т. е. глаголы с постфиксом -ся, всег­да непереходные (одеваться, улыбаться, возвращаться). Не­которые из них не могут употребляться без -ся (улыбаться, бояться, гордиться, бороться). Однако большинство возврат­ных глаголов образуется от невозвратных (бранить — бра­ниться, успокоить — успокоиться, обрадовать — обрадо­ваться, обнять — обняться) и отчасти от глаголов среднего залога без Ся (плакать — плакаться, грозить — грозиться, стучать — стучаться).

Переходные глаголы иногда называют глаголами дейст­вительного залога.

Если к глаголу действительного залога присоединить час­тицу -ся (сь), то глагол может получить значение страда­тельного залога. К страдательному залогу относятся глаголы, показывающие, что предмет, являющийся подле­жащим, испытывает на себе действие другого предмета — дополнения (в творительном падеже). Например: Дом стро ится рабочими; Наша комната освещалась свечой.

Страдательный залог может быть выражен кратким стра­дательным причастием, чаще всего в форме прошедшего вре­мени: Дом построен; Комната освещена.

204. Выпишите глаголы в две колонки, различая пере­ходные и непереходные; в составе последних выделите не­возвратные и возвратные.

Образец.

Глаголы переходные

Глаголы непереходные

Слышать

Невозвратные

Возвратные

Скрипнуть

Прислушиваться

Я люблю прислушиваться к ночным звукам. Я слышу шум ветра в листьях деревьев, улавливаю крики птиц, отме­чаю капли дождя. Вот где-то скрипнула дверь, а вот что-то упало… Не удивляйтесь, ведь это так интересно, если тебе не спится, если не можешь уснуть.

По какому-то давнему недоразумению к слову Ночь люди стали прибавлять пугающие эпитеты: темная, черная, глу­хая и даже кромешная. Темнотою ночи стращают малых де­тей, уверяя их, что под окном бродят голодные волки. Мы страшимся ее, между тем как именно ночью совершается са­мое удивительное, что только бывает на земле.

Уставший человек может хорошо отдохнуть лишь ночью. Не когда-нибудь, а именно ночью распускаются лепестки цветов. Майскими ночами сердце полнее замирает от соловь­иных песен. Но соловей поет и днем. Однако дневным его руладам чего-то не хватает, видно, свою лучшую песнь он оставляет для ночи.

А как чудесно светит луна, как благоухает черемуха в майские ночи! Все небо залито волшебным лунным светом, даже звезд нельзя разглядеть. Все вокруг затихает, замолка­ет, и только щебечет соловей.

(По ИА. Бунину )

Наклонения глагола. Формы лица, рода

Различаются три наклонения: изъявительное, условное (или сослагательное) и повелительное.

Изъявительное наклонение обозначает действия реальные (в настоящем, прошлом или будущем). Изъяви­тельное наклонение имеет формы времени: глаголы несовер­шенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (читаю, читал, буду читать), а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое (прочитал, прочитаю).

Условное наклонение обозначает действия желае­мые или возможные, но зависящие от каких-то условий. Оно образуется от основы неопределенной формы глагола при по­мощи суффикса и частицы Бы (читал бы, написал бы).

Повелительное наклонение выражает волю гово­рящего — просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса или нулевого суффикса (пиши, читай, оставь); форма единственного числа имеет нулевое окончание, а форма множественного числа — окон­чание -те (бери — берите, строй — стройте, обеспечь — обеспечьте).

Глаголы в изъявительном и повелительном наклонении имеют личные окончания, т. е. изменяются по лицам, но не имеют формы рода (я пишу, ты пишешь, пиши!). Глаголы же в условном наклонении имеют форму рода, но не имеют форм лица (я писал, ты писал, я писала).

205. Запишите данные глаголы в три колонки, употреб­ляя их в изъявительном, повелительном и условном накло­нении по образцу:

Изъявительное наклонение

Повелительное наклонение

Условное наклонение

Скажете

Скажите

Сказал бы

Выписать, выбрать, дернуть, стукнуть, крикнуть, оклик­нуть, вырвать, вымести, вынести, обмакнуть (кисть в крас­ку).

206. 206. От данных глаголов образуйте литературные формы повелительного наклонения.

Бежать, взглянуть, взвешивать, выправить, выставить, высыпать, выйти, ехать, закупорить, корчить, морщить, ле­жать, надоить, напоить, побрить, показать, положить, пор­тить, почистить, уведомить.

207. В данных предложениях проанализируйте способы образования повелительного и условного наклонения глаго­лов.

1. Вот то-то, все вы гордецы. Спросили бы, как делали отцы! Учились бы, на старших глядя (Гр.). 2. Постой же, на листке черкни на записном (Гр.). 3. Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья (Кр.). 4. А этот… как его? Куда ни сунься, тут как тут, в столовых и гостиных (Гр.). 5. Боюсь, брусничная вода мне не наделала б вреда (П.). 6. Послушай, князь; взять меры сей же час, чтоб от Литвы Россия огради­лась заставами; чтоб ни одна душа не перешла бы эту грань; чтоб заяц не прибежал из Польши к нам; чтоб ворон не про­летел из Кракова. Ступай! (П.) 7. Взыграйте, ветры, взройте воды, разрушьте гибельный оплот (П.). 8. Жди меня, и я вернусь. Не желай добра всем, кто знает наизусть, что за­быть пора. Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня, пусть друзья устанут ждать, сядут у огня, выпьют горькое вино на помин души… Жди. И с ними заодно выпить не спе­ши (Сим.).

208. Прочитайте текст. Укажите начальную форму всех глаголов, определите их вид и переходность, наклонение, лицо (род).

На ранней заре, когда еще кричат петухи и дымятся из­бы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполнен­ный туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солн­це, и побежишь умываться на озеро. Вода за ночь стала про­зрачная, студеная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и, позавтракав горячей картошкой, печенной в жару, и черным хлебом, с наслаждением отправ­ляешься на прогулку.

В поредевшем саду далеко видна дорога к большому ша­лашу, усыпанная соломой, и самый шалаш. Всюду сильно пахнет яблоками, а тут особенно. Около шалаша вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный обед, вечером греется самовар, и тогда по саду стелется голу­боватый дымок.

Когда вечером возвращаешься мимо сада домой, из него тянет душистым дымом вишневых сучьев. Вырисовывается тогда во мраке сказочная картина: пылает около шалаша багровое пламя, вокруг него двигаются чьи-то черные, точно вырезанные из дерева, силуэты.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, а высоко в небе заблещут бриллиантовые созвездия, еще раз побе­жишь в сад. Тихим шепотом провожает тебя листва, и па­дающие звезды чертят небо огненными полосками. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, пока не поплывет зем­ля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.

Как хорошо все-таки жить на свете!

(По ИА. Бунину )

Категория времени

Категория времени глагола тесно связана с категорией наклонения: только изъявительное наклонение имеет значе­ние времени.

Время глагола указывает на отношение действия к мо­менту речи. Настоящее время показывает, что действие, вы­раженное глаголом, совпадает с моментом речи: Отсюда я вижу потоков рожденье (П.). Поэт видит, как зарождаются потоки в то самое время, когда говорит об этом. Прошедшее время указывает действие, предшествовавшее моменту речи: Я признал свою ошибку. Форма глагола Признал указывает на действие, которое совершилось до того, как началась речь об этом. Будущее время выражает действие, которое совер­шится после момента речи: Пойду теперь домой и буду пи­тать себя надеждами (Ч.). Формы времени присущи только глаголам в изъявительном наклонении.

Не следует смешивать употребление будущего времени простого и будущего сложного. Будущее простое образуется от глаголов совершенного вида, у них нет настоящего вре­мени, они в неопределенной форме отвечают на вопрос Что сделать? Написать — что сделать? — глагол совершенно­го вида. От него можно образовать только будущее простое: Я напишу.

Будущее сложное образуется от глаголов несовершенного вида, т. е. от тех глаголов, которые имеют настоящее время и в инфинитиве отвечают на вопрос Что делать? Писать — Глагол несовершенного вида. От него можно образовать толь­ко будущее сложное: Я буду писать и т. д. (настоящее — Я пишу). Приведем еще несколько примеров для сопоставле­ния.

Глаголы несовершенного вида:

Что делать?

Что буду делать?

Что делать?

Что буду делать?

Неопределен­ная форма

Будущее сложное

Неопределен­ная форма

Будущее сложное

Писать записывать

Подписывать

Читать

Перечиты­вать

Одевать(ся)

Буду писать

Буду записывать

Буду подписы­вать

Буду читать

Буду перечиты­вать

Буду одевать(ся)

Отвечать

Подготавли­вать

Приходить

Приносить

Перевозить

Приезжать

Буду отвечать буду подго­тавливать

Буду прихо­дить

Буду прино­сить

Буду перево­зить

Буду приез­жать

Глаголы совершенного вида:

Что сделать?

Что сделаю?

Что сделать?

Что сделаю?

Неопределен-

Будущее

Неопределен-

Будущее

Ная форма

Простое

Ная форма

Простое

Написать

Напишу

Ответить

Отвечу

Записать

Запишу

Подготовить

Подготовлю

Подписать

Подпишу

Прийти

Приду

Прочитать

Прочитаю

Перевезти

Перевезу

Перечитать

Перечитаю

Приехать

Приеду

Одеть

Одену

209. Выпишите из текста глаголы, стоящие в изъяви­тельном наклонении. Укажите их начальную форму, вид, время, лицо (род), число.

Изучайте родную природу!

Чтобы не заблудиться в лесу, нужно ознакомиться с при­метами. Мир примет отличается бесконечным разнообрази­ем. Становится очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом. Каждую осень ты встреча­ешься все с тем же огненным кустом рябины или с заруб­кой, сделанной на сосне. В городах большинство наших при­родных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провес­ти две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

Самая простая примета — это дым костра. То он подыма­ется столбом к небу, спокойно струится вверх, то стелется туманом по траве, то начинает метаться вокруг огня. И вот к прелести ночного костра присоединяется еще и знание зав­трашней погоды. Ты поглядишь на дым и можешь точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова солнце по­дымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.

Иногда в безоблачный день ты вдруг заметил, что рыба перестала ловиться. Реки и озера сразу становятся мертвы­ми, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это считается верным признаком близкого и долгого ненастья.

210. Образуйте все возможные формы времени от приве­денных глаголов и впишите их в таблицу. Выведите прави­ло образования временных форм для глаголов несовершен­ного и совершенного вида.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Неоп­ред, форма глагола

Настоя­щее время

Про — шед. время

Будущее (слож­ное) время

Неоп­ред, форма глагола

Прошед. время

Будущее (про­стое) время

Жить

Живу

Жил

Буду жить

Пере­жить

Пере­жил

Пережи­ву

Излагать, расстегнуть, мерить, леденить, обледенеть, из­мерить, прислать, стлать, участвовать, возненавидеть, ска­кать, вырасти, выздороветь, обессилеть, сердиться, реализо­вать, заподозрить, чтить.

211. Напишите текст под диктовку. Подчеркните глаго­лы, стоящие в изъявительном наклонении, укажите их фор­мы (вид, переходность — непереходность, возвратность, на­клонение, время, лицо (род), число).

На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ве­терок изредка набегает легкой волной; слышится сдержан­ный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с са­моваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато пере­ступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; ло­шади разом тронулись, громко застучала телега… Вы еде­те — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется… Но вот вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирика­ют около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яс­неет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается. Тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком! Сердце в вас встрепенется, как птица. Све­жо, весело, любо! (И. С. Тургенев)

Спряжение глаголов.

Правописание личных окончаний

Изменение глаголов в настоящем и будущем простом вре­мени по лицам и числам называется спряжением. В ши­роком смысле этого термина к спряжению относится также изменение по наклонениям, по временам (в изъявительном наклонении), по родам (в единственном числе прошедшего времени и условном наклонении). В русском языке есть два типа спряжения — I и II. Они различаются по окончаниям.

Если окончания глагола стоят под ударением, разграниче­ние I и II спряжения не представляет сложности: спряжение определяется по окончаниям, которые пишутся так, как слы­шатся.

I спряжение:

Число

Лицо

Настоящее время

Будущее простое

1-е

Я ид у, по ю

Я пойд-у, запо ю

Единст­венное

2-е

3-е

Ты ид-ешь, по ешь

Он (она. оно)

Ид ет, по ет

Ты пойд-ешъ, запоешь

Он (она, оно) пойд ет, запо-ет

1-е

Мы ид-ем, по ем

Мы пойд-ем, запо-ем

Множест­венное

2-е

Вы ид ете, по ете

Вы пойд-ете, запо-ете

3-е

Они ид-ут, по ют

Они пойд-ут, запо-ют

Глаголы I спряжения имеют следующие окончания: -у (•ю), ешь (-ёшъ), Em (-ёт), — ем (-ём), — ете (ёте), — ут (-ют).

II спряжение:

Число

Лицо

Настоящее время

Будущее простое время

Единствен­ное

1-е

2-е

3-е

Я спеш-у, сто-ю

Ты спеш ишь, стоишь

Он (она, оно) спеш-ит, сто ит

Я поспеш-у, постою

Ты поспеш ишь, постоишь

Он (она, оно) поспешит, постоит

Число

Лицо

Настоящее время

Будущее простое время

Множествен­ное

1-е

2-е

3-е

Мы спеш-им, стоим

Вы спеш-ите, сто-ите

Они спеш-ат, сто-ят

Мы поспешим, постоим

Вы поспеш-ите, посто-ите

Они поспеш-ат, посто-ят

Глаголы II спряжения имеют следующие окончания: -у (ю), — ишь, — ит, — им, — ите, — ат (-ят).

У будущего сложного времени изменяется по лицам толь­ко глагол Буду, которой употребляется с неопределенной формой основного глагола.

Лицо

Единственное число

Множественное число

1-е

Я буд у петь, спешить

Мы буд-ем петь, спешить

2-е

Ты буд-ешь петь, спе­шить

Вы буд-ете петь, спешить

3-е

Он (она, оно) буд ет петь, спешить

Они буд-ут петь, спешить

В некоторых глаголах при изменении по лицам происхо­дит чередование звуков: Пеку — печет, жгу — жжет, но­шу — носит, пущу — пустит, отвечу — ответит, хожу — ходит, рублю — рубит, ловлю — ловит и т. п.

Если глагол имеет безударные окончания, которые на слух обычно не различаются, его спряжение можно опреде­лить по инфинитиву.

К глаголам II спряжения (с безударными личными окон­чаниями -ишь, — ит, — им, — ите, — ат или -ят в настоящем или будущем простом времени) относятся глаголы на -итъ в ин­финитиве (например, Строить — строишь, строят), кроме глаголов Брить (бреешь — бреют), стелить (стелешь — стелют) зиждиться (зиждется — зиждутся); а также сле­дующие одиннадцать глаголов: Гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и Обидеть, и Тер­петь, и Зависеть, и Вертеть.

Так же, как эти, спрягаются и производные от них гла­голы (выгнать, увидеть, возненавидеть и др.).

Разноспрягаемые глаголы: Хотеть, бежать, брезжить — Имеют окончания то первого, то второго спряжения: Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; бегу, бежишь, бе­жит, бежим, бежите, бегут; брезжит (свет), Брезжут (лучи).

Остальные глаголы с безударными личными окончания­ми (-ешь, — ет, — ем, — ете, — ут или -ют) относятся к I спряже­нию (мыть — моешь — моют, колоть — колешь — колют).

Примечания. 1. Глагол Стлать (постлать, разостлать и т. п.) имеет еще форму Стелить (постелить, расстелить и т. п.). Лич­ные окончания употребляются только от формы Стлать, т. е. I спряжения: Стелет, стелют, постелет, постелют и т. д.

2. Глаголы Выздороветь, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: Выздорове­ешь — выздоровеют, опротивеешь — опротивеют.

3. Переходные глаголы с приставкой Обез — (обес) спрягаются по II спряжению: Обессилить (кого-нибудь) — Обессилю — обесси­лишь — обессилят; непереходные глаголы — по I спряжению: — Обессилеть (самому) — Обессилею — обессилеешь — обессилеют. Соответствующие суффиксы инфинитива -и- и -е- сохраняются в формах прошедшего времени; ср.: Страдания обессилили больно­го. — Путешественники совсем обессилели к концу маршрута.

4. Следует различать близкие по звучанию окончания будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите, например: Выйде­те — выйдите, выберете — выберите, выметете — выметите, выпишете — выпишите, вытрете — вытрите, вышлете — вы­шлите, крикнете — крикните, окликнете — окликните, привык­нете — привыкните, стукнете — стукните и др. Например: Ко­гда вы выйдете на улицу, то сами увидите, как холодно. — Вый­дите из комнаты и закройте дверь.

5. Следует иметь в виду, что глаголы, имеющие общую основу, но различающиеся по виду, могут не совпадать в спряжениях, на­пример: Предлагать (несовершенный вид) — Предлагаю, предлага­ешь, предлагает и т. д. (I спряжение); Предложить (совершенный вид) — Предложу, предложишь, предложит и т. д. (II спряжение).

212. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните личные окончания глаголов, в скобках укажи­те спряжение, число, лицо.

Чем же бесценен белый гриб для азартного грибника? Тем, что каждый раз, когда находишь его, сердце ека..т два­жды. Первый раз — когда увид..шь белый гриб и уже пони­маешь, что теперь он никуда не денется. Любу..шься своей находкой, а на душе неспокойно. Красив-то он красив, но ведь может быть съеден червяком. Среж..шь, а внутри тру­ха. Буд..шь в последней надежде отрезать от корня белые колесики… Но зато, когда среж..шь гриб у самой земли и увид..шь, что мясо корня так же бело и чисто, как сметана, тогда второй раз екн..т сердце. И получается, что один гриб ты нашел как бы дважды, испытал от него двойную радость. (По В. Солоухину)

Различайте Личные окончания глаголов в формах изъя-

Вительного и повелительного

Наклонения:

Когда выберете себе книги, скажете мне.

Если вы крикнете, я услы­шу.

На следующий год вы вы­пишете эти же газеты?

Выберите себе книги и ска­жите мне.

Крикните только погром­че.

Выпишите мне газеты на следующий год.

Y213. Перепишите предложения, вставляя пропущен­ные буквы, учитывая спряжение глагола и наклонение.

Образец: Пишите чище — глагол повелит, наклоне­ния, 2 л., мн. ч.

Вы пишете красиво — глагол изъявит, наклонения, 2 л., мн. ч., I спряжения.

1. Выуч..те уроки к 5 часам. Когда выуч..те, пойдете гу­лять. 2. Когда накол..те дров, мож..те отдохнуть. 3. Вам да­дут совет, если вы покажете свои работы и расскажете о своих планах. 4. Расскажете подробно, что вы видели на выставке. 5. Сообщ..те о себе все, что считаете нужным. 6. Я чувствую, если вы не прибеги..те к учебнику, вы не от­ветите. 7. Не стукн..тесь, здесь очень темно. 8. Будьте осто­рожны и к этому средству прибеги..те только в случае край­ней необходимости!

214. Придумайте по два предложения с каждым из при­веденных глаголов, употребив его в созвучных формах изъ­явительного и повелительного наклонения. Указывайте спряжение глаголов.

Стукнуть, вымести, выслать, умолкнуть, прыгнуть, выте­реть, наполнить, выручить.

215. Поставьте данные глаголы сначала в прошед­шем, а затем в настоящем или в будущем времени. Под­черкните в неопределенной форме глагола и прошедшем Времени глагольные суффиксы, а в настоящем и будущем времени — личные окончания глаголов.

Образец: Видеть — видел — видит.

Обидеть, зависеть, ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять, лелеять, каяться, маяться, надеяться, затеять, слышать.

J216. Допишите личные окончания глаголов, указывая их спряжение.

1. Ветер. Кругом все гуд., т и колыш..ся, листья круж..ся у ног. Чу, там вдали неожиданно слыш..ся тонко взывающий рог (Фет). 2. Хоть том..ся, хоть трепещ.. каж­дый лист твой над струей, но струя беж.., и плещ.., и, на солнце нежась, блещ.., и смеется над тобой (Тютч.). 3. Вол­на не дремл.., пусть темнота кругом ее объемл.. (Л.). 4. Дальний гром над звучной бездною грохоч.., и вот пучина под челном кипит, подъемл..ся, клокоч.. (П.). 5. Не рас — скаж.., не опиш.., что за жизнь, когда в бою за чужим ог­нем расслыш.. артиллерию свою (Твард.). 6. Умчались школьные годы, и не догон.. их… (Мих.) 7. Под мостом кур — лыч.. речка, днем неслышная совсем (Твард.). 8. Двое бой­цов тащ.. пулемет. 9. На небе брезж.. утренняя заря (Ч.). 10. На ветру колыш..ся вышитый платок (Исак.). 11. Воздух уж весною дыш.. и мертвый в поле стебель колыш.. (Тютч.). 12. Правда глаза кол… 13. Равняясь, стро..ся полки (П.). 14. Это утверждение зижд..ся на научной основе. 15. По-прежнему зыбл..ся море.

Употребление буквы ь в глагольных формах

Буква Ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола (беречь — беречься, развлечь — развлечься);

2) в окончании 2-го лица единственного числа (умыва­ешь — умываешься);

3) в повелительном наклонении после согласных (брось — бросься — бросьтесь); исключение: Ляг — лягте;

4) в возвратной частице (постфиксе), стоящей после глас­ного звука (вернись, вернитесь, вернулись).

217. Перепишите, вставляя пропущенные буквы Т Или Тъ. Устно подставьте вопросы что Делать? что еде — Латъ? или Что делаете? что сделаете? Если вопрос под­ставить не удается, значит, это безличный глагол, его фор­ма совпадает с формой 3-го лица, поэтому ъ не нужен.

I. 1. У нас каждый труди..ся и должен труди..ся. 2. Мы решили учи..ся, и каждый из нас старательно учи..ся. 3. То­варищ думает подготовился к экзаменам в университет и, наверное, подготовился 4. Отстающие обещали подтянулся и, конечно, подтянулся. 5. Туристы обещали верну..ся сего­дня, только вряд ли смогут верну..ся до начала собрания. 6. Российские атлеты гордя..ся своими достижениями и дей­ствительно имеют право горди..ся ими. 7. Цех должен включ..ся в выполнение задания и, конечно, включ..ся. 8. Товарищ должен отправился в командировку и завтра же отправился. 9. Отряды уже готовы двину..ся в путь, и зав­тра они уже двину..ся. 10. Трудностей боя..ся не следует, да наши люди и не боя..ся их.

II. 1. Не спи..ся, няня! (П.) 2. Чего не представ..ся испу­ганному воображению. 3. Не сиди..ся в хате тесной, не ле­жится на печи (Н.). 4. Все каж..ся, и помн..ся, и мни..ся, что осень прошлых лет была не так грустна (Бл.). 5. Если вам заблагорассудился мне отвечать, пришлите письма под двойным конвертом (П.). 6. Сладко дремл..ся в кроватке (Бл.). 7. Скажи-ка, что глаза ей портить не годился (Гр.). 8. Только мне не плач..ся, на душе светло (Ес.). 9. Очень знать нам хоч..ся, звездная Медведица, как вам ночью ход..ся, как вам ночью езд..ся (Маяк). 10. Люби ж, покуда люби..ся, встречай, пока встречав..ся (Исак.).

S218. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Что наяву бред..ся, то и во сне грез..ся (поел.). 2. Боя..ся волков — быть без грибов (поел.). 3. Не потру­диться, так и хлеб не род..ся (поел.). 4. Вино стру..ся, брызж..т пена (П.). 5. Не играй с огнем, мож..ш.. обже..ся (поел.). 6. Прошелся я этак немножко и вижу — огонь брезж..ся (Ч.). 7. В письмах все не скаж..ся и все не ус — лыш..ся (Сим.). 8. В тебе ли, Россия, не роди..ся беспредель­ной мысли, когда ты сама без конца? (Г.)

Y219. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объяс­ните написания.

1. Если выда..ся теплый денек, уедем за город. 2. Наша поездка, возможно, уда..ся. 3. Наша поездка не может не уда..ся. 4. Как только разд..ся выстрел, мы выйдем из заса­ды. 5. Ему не уда..ся осуществить этот план. 6. Такой план вообще не может уда..ся. 7. Враг отказывается сда..ся, но после нашей атаки он сда..ся. 8. Я готов был преда..ся от­чаянию. 9. Я не думаю, что такой кружок создайся; но он может, конечно, создайся. 10. Если лов не задайся, рыбаки возвращаются ни с чем. 11. Каждому возда..ся по заслугам. 12. Никто у нас не преда..ся врагу. 13. Если пловец отда..ся воле волн, гибель не минует его. 14. Я думаю, что влечение к музыке переда..ся моему сыну, оно не может не пере­да..ся.

220. Напишите текст под диктовку.

Заяц спас жизнь человеку

Много дней кочевал я по Уралу. Однажды осенью приве­лось мне ночевать у знакомого старика на Урженском озере. Представьте себе, что в холодную ночь вы нашли приют в избушке рыбака. В избе тепло, чисто, а за окном стонет ок­тябрьский ветер, который так ненавидит каждый рыбак!

Кажется, что на дворе яростно борются какие-то звери. С озера доносятся беспокойные всплески волн, слышатся ка­кие-то стоны и шум сухого камыша. Утки зябнут, не могут успокоиться и всю ночь что-то тревожатся.

Бедному моему Шарику сегодня неможется: он вертится, взвизгивает и по временам начинает лаять, как будто видит кошмарный сон.

В сенях спит заяц и стучит лапой по полу. Старик возит­ся с самоваром, и мы усаживаемся пить чай. В избе пахнет смолеными шишками, на которых вскипел самовар (благо, места здесь еще не обезлесели).

Я расспрашиваю старика о зайце, рыбак любит побеседо­вать и охотно рассказывает мне интересную историю. Этот заяц спас старику жизнь во время лесного пожара, и теперь дедушка бережет его и никогда не расстается с ним. Каким же образом трусишка-заяц мог спасти жизнь человеку?

Дело было так. Однажды, чуть забрезжило, дедушка по­шел поохотиться и забрался в глубь леса. Идет он по чащобе и вдруг видит — дым, слышит — треск. Дед понял, что на­чинается лесной пожар. Порывы ветра гонят огонь с боль­шой скоростью. Не выберешься из леса — погибнешь. Надо попытаться спастись. Старик бежит, спотыкается, с трудом дышит. Приходится торопиться, так как пожар разрастает­ся. Ветви елок колются, жалят, сучья на земле рвут сапоги, деревья рушатся. Старик сбивается с дороги, путается…

Вдруг выскочи из-под кустика зайчонок и бросься по до­роге. Ноги у него опалены, бежит он тихо. Дед старается не отставать от зайца, потому что знает: звери лучше человека разбираются в направлении огня и обычно спасаются.

Старик не ошибся: заяц вывел его из огня. Оба обессиле­ли, едва дышали от усталости. И старик взял зайца к себе, вылечил его, и с тех пор живут они вместе.

Суффиксы глаголов

221. Перепишите приведенные глаголы и разделите их по составу слова. Подчеркните приставки, суффиксы и дайте свои примеры с такими же глагольными приставками и суф­фиксами.

Рассчитать, доплатить, недовыполнить, отбросить, пре­клонить, остекленеть, обындеветь, приблизить, раскрошить, ускакать, поскользнуться, одеревенеть, кристаллизовать, за­кусывать, закручивать, откупоривать, настаивать, запеть, за­вивать, запивать, продлевать, безумствовать, кольцевать, продлевать, заведовать.

Суффиксы -ова — (ева) и — ыва — (ива)

В неопределенной форме и в прошедшем времени пишут­ся суффиксы -ова-, — ева-, если в 1-м лице единственного чис­ла настоящего или будущего простого времени глагол окан­чивается на -ую, -юю (проповедую — проповедовать — пропо­ведовала; воюю — воевать — воевал). Если же в указанной форме глагол оканчивается на неударяемые -ываю, — иваю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени сохраняет­ся тот же суффикс (закладываю — закладывать — заклады­вал: усваиваю — усваивать — усваивал).

Если в формах настоящего/будущего времени

Суффикс отсутствует

Суффикс сохраняется

Пишется -ова — (-ева ): Завед-оеа-ть — завед-ую бесед-оеа-ть — бесед-ую

Пишется -ыва — ( ива-): Загляд-ыва-ть — загляд-ыва-ю припрят-ыва-ть — при — прят-ыва-ю

Если в формах настоящего/будущего времени

Суффикс отсутствует

Суффикс сохраняется

Треб-ова-ть — треб-ую

Потч-ева-ть — потч-ую

Обусловл-ива-ть — обу — словл-ива-ю

Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать, — ваю, Имеют перед суффиксом -ва ту же гласную, что и в неопреде­ленной форме без этого суффикса (залить — заливать — за­ливаю; преодолеть — преодолевать — преодолеваю).

Исключения: Затмить — затмевать — затмеваю; про­длить — продлевать — продлеваю; застрять — застре­вать — застреваю.

Различается написание глаголов Увещевать — увещеваю (с ударяемым -ва) и Усовещивать — усовещиваю (с безудар­ным -ва, по образцу: Усовестить — усовещивать).

Y222. Вставьте пропущенные буквы и выпишите глаго­лы в две колонки: с суффиксами — ова — (-ева-) и с суффикса­ми -ыва — (-ива-).

Запаздывать, проповед.-вать, провед..вать, команд..вать, использ..вать, опроб..вать, обслед..вать, гарц..вать, танцевать, облиц..вать, похаживать, разведывать, одол..вать, уве — щ..вать, размеж..вать, гор..вать, потч..вать, поч..вать (на лаврах), отта..вать, затм..вать, корч..вать, оттанц..вать, раз­ве..вать, застра..вать, обуславл..вать, завед..вать, коль — ц..вать, прип..вать, преодол..вать, контролир..вать, от- та..вать, здравств..вать, разглаж..вать, упаков..вать, рас — спраш..вать, созр..вать, прирабат..вать, израсход..вать.

223. Перепишите текст, раскрывая орфограммы.

1. По вечерам приходили незнакомые люди, озабоченно бесед..вали с Андреем. 2. Николай говорил, и голос его вздраг..вал: «Нам надо всю жизнь перепах..вать, как сорное поле». 3. Многое зад..вало ее сердце. 4. Она люб..валась сыном, задерж..вала дыхание и ждала его ответа. 5. «Не гор..вать тебе, а рад..ваться надо», — говорил Павел. 6. Мать медленно шла к нему, протяг..вая руки. 7. Она оста — навл..валась, задыхаясь, приклад..вала руку к груди. 8. Ан­дрей насвистывал свои бесконечные песни и долго рас­хаживал по комнате.

(По М. Горькому )

Суффиксы -е- и -и- в глаголах
с приставками о-, Обез — (обес)

Следует различать однокоренные глаголы с суффиксами -е- и -и- при употреблении их с приставками о-, Обез — (обес ):

Ослабеть — ослаб-и-тъ, обезлес-е-ть— обезлес-и-тъ, обес-плод-е-ть — обесплод-и-ть.

В непереходных глаголах, обозначающих состояния, про­текающие сами по себе, пишется суффикс — е-:

Края наши, раныие богатые зверем, ныне совсем обез- лес-е-ли. Путники окончательно обессил е ли.

В переходных глаголах, обозначающих воздействие на предмет, пишется суффикс -и-:

Частые пожары совсем обезлес-и-ли наши края. Встреч­ный ветер совершенно обессил и л путников.

224. Составьте примеры с приведенными глаголами.

Обессилеть — обессилить; обледенеть — обледенить; ос­лабеть — ослабить; обезденежеть — обезденежить; обескро­веть — обескровить; обесплодеть — обесплодить, обезно­жеть — обезножить.

У 225. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написа­ние.

1. Снегирев почти обезум..л от страха, что умрет его мальчик (Дост.). 2. Горничная Вера принесла ему еще запис­ку, которая его совершенно обезум..ла (Пис.). 3. На другой день он попробовал встать и не мог, до такой степени он сра­зу обессил..л (Купр.). 4. У всех еще в памяти была опусто­шительная Тридцатилетняя война, когда пошатнулась Авст­рийская империя, обезлюд..ла Германия (А. Н. Т.). 5. Дво­ряне в уезде обезземел..ли, и в предводители никто не шел (А. Н. Т.). 6. Парень этот ехал в гости к брату, слесарю, в Джанкой и обезденеж..л в пути (Павл.). 7. Страдания и бес­сонные ночи обессилили больного. 8. Перед посолом рыбу обескров..ли. 9. Когда-то здесь красовались густые рощи ценных пород деревьев, теперь же эти места почти совер­шенно обезлес..ли. 10. Колонизаторы обезлюд..ли целые районы, обесплод..ли прекрасные земли.

У/ 226. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно объясните написания.

Я чересчур переоценил свою потрепа..ую и расшата..ую машину. Тяжелый (северо) уральский участок с его 1280 ки­лометрами в осенних условиях ок..зался (не) (под) силу мо­ему заслуже..ому моторчику. Он начал покашливать и сда­вать. Ноги у меня одеревенели, глаза остекл..нели. Лед..ные ветры гонят ни..ко нави..шие тучи и кое (где) уже обле — ден..ли машину. По стари..ой привычке я попробовал бе­сед..вать с самим собою: «До аэродрома, Куз..ма Кири..ыч, не дотяне.. . Спокойствие! Не дурач..ся, остав.. тра..су и с..коном., горючее, прибли..ся к северным озерам и раз..щи (что) нибудь похожее на посадочную площадку. От твоего и..кус..тва будет завис..ть, (при) земли.,ся ты или отпра­вился к пр..тцам».

Вглядываюсь в знакомую местность, и мысли вереницей пронос..ся в голове. Когда (то) в (не) далеко (от) сюда нахо — дящ..ся городишке Золотой Ключик я команд..вал инженер­ной ротой, а потом завед..вал конструкторским бюро. В этом городишке меня че..вовали при получении первого ордена. Помнится, мои юные друзья (в) месте (со) мною (не) (до) еда­ли и (не) (до) сыпали — все создавали новые модели. Быва­ло, обессиле..ые, свал..тся с ног, а потом высп..тся и опять за работу. Здесь было так привольно р..сти моим дочкам Над..ньке и Лиз..ньке!

И вот (в) дали что (то) заблестело. Приближаюсь. Да это же (н..) (что) иное, как чудесное Анн..ское озеро! (Н..) что иное в этих местах и (не) могло (бы) оказаться. Снижаюсь. Волны беспокойно плещ..тся, сухие камыши к..лыш..тся, шепч..тся, что (то) назойливо лепеч..т. Смотри., (в) низ, и кажется, что на тебя несутся пребрежные скалы и что волны (вот) вот докат..ся до самолета.

Приземляюсь у линии прибоя. Кругом (ни) кого и (ни) чего. Только (темно) ж..лтые сухие листья верт..тся в сума­сшедшей пляске. Позвать (кого) нибудь? Попробуйте, крикн..те! (Ни) кто не услыш..т. Если вы крикн..те громче, эхо загрохочет в ущель.. . Снежинки верт..тя в воздухе, кол..тся, жал..т и (тот) час (же) та..т на щеках. Но что это? Собачий лай. Сух..нький старич..к с ружьем. Да это же Аниканыч, знаменитый приисковый лекарь, и..кус..но ле­чивший от ц..нги и других (не) хитрых «старательских» бо­лезней настоем мо..евельника.

(Не) ра..читывал я еще раз ночевать в его избушке. Ра..просы. Ра..казы. На столе все такое знакомое: старень­кая тка..ая скатерть, деревя..ые блюда с криво выж..е..ыми на них какими (то) надписями, тусклые оловя..ые ложки, кале..ые кедр..шки, суш..ая на ветру и печ..ная рыба, копч..ая медвежатина, варе..ый картофель, глиня..ая крин­ка с медом. Хорошо за столом бесед..вать с другом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *