Порядок разбора глагола
1. Часть речи.
2. Начальная форма (инфинитив).
3. Постоянные признаки:
А) вид глагола;
Б) возвратность;
Г) переходность;
Д) тип спряжения.
4. Непостоянные признаки:
А) наклонение;
Б) число (если есть);
В) время (если есть);
Г) лицо (если есть);
Д) род (если есть);
5. Функция в предложении.
Значение глагола, морфологические
признаки и синтаксическая роль
Глагол — самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и отвечающая на вопросы Что делать? или Что сделать? — говорить, писать, работать, отдыхать, уехать, почувствовать, узнать,
У меня в Москве — купола Горят,
У меня в Москве — колокола Звонят, И гробницы, в ряд, у меня Стоят, — В них царицы Спят и цари.
И не знаешь ты, что зарей в Кремле Легче Дышится — чем на всей земле! И не Знаешь ты, что зарей в Кремле Я Молюсь тебе — до зари.
(М, Цветаева)
Глагол имеет спрягаемые и неспрягаемые формы. Спрягаемым формам присущи категории наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени) или рода (в прошедшем времени). К неспрягаемым формам глагола относятся инфинитив, причастие и деепричастие.
Спрягаемые формы глагола в предложении всегда выступают в роли сказуемого, неспрягаемые могут быть и другими членами предложения. Например: «Любить — Значит жить для того, кого Любишь» (Л. Т.). (подлежащее, сказуемое); «Охота ^странствовать им овладела» (П.). (определение); «Он просит мудреца решить тот важный спор» (Кр.). (дополнение).
Неопределенная форма глагола, или инфинитив (лат. infinitivus — неопределенный), — это начальная форма, она называет действия, состояния, процессы безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу. Поэтому инфинитив не изменяется, ему присущи только постоянные морфологические признаки — вид, спряжение, переходность — непереходность, возвратность — невозвратность. От всех других глагольных форм инфинитив отличается формообразующими суффиксами (их называют еще окончаниями): -ть (говорить), — ши (идти), — сти (грести), — сть (сесть). Ряд глаголов имеет инфинитив на -чъ (течь, стеречь). Такие глаголы, как правило, имеют в основе настоящего времени согласные Г или К (теку, пеку, стерегу, берегу), В древнерусском языке они имели иную форму инфинитива: Текши, пекти, стерегши, берегши, могши и т. д. Поэтому основа инфинитива для них и в современном русском языке выделяется с учетом этой особенности (тек-, пек-, стерег-, берег-, мог),
У возвратных глаголов к неопределенной форме прибавляется постфикс -ся (-сь): сеяться, умываться, плестись.
Неопределенная форма глагола может употребляться в переносном значении, заменяя другие глагольные формы. Например: И царица хохотать, и плечами пожимать (П.). (ср.: Царица хохотала и плечами пожимала); Молчать! (ср.: Молчите!); Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твое предсказанье (ср.: Лучше я презрел бы,,,).
Синтаксические функции неопределенной формы глагола шире и разнообразнее, чем у других глагольных форм.
Употребление неопределенной формы глагола в роли разных членов предложения
В роли подлежащего |
В роли простого сказуемого в значении |
В роли состав — ного сказуемого (глагольная часть) |
В роли определения |
В роли дополнения |
В роли обстоятельства |
||
Изъявительного наклонения |
Сослагательного наклонения |
Повелительного наклонения |
|||||
Летать выше всех — моя мечта. |
Он как закричит, а я — бежать. |
В деревню бы поехать! |
Встать! Не курить! |
Стану сказывать я сказки, песенку спою. |
Мастер рассказывать, он молчал. |
Я люблю читать. |
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться (Кр.). |
Значение совершенного и несовершенного вида
В русском языке глаголы делятся на две большие группы по признаку законченности действия.
Если глагол обозначает действие законченное, достигнувшее определенного результата или предела, то глагол относится к совершенному виду.
Например: Мы написали диктант; Абитуриенты сдадут успешно экзамены.
Естественно, что глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени (так как настоящее время показывает продолжающееся, еще не завершенное действие), а форма будущего времени у них простая: Сказал — скажу. Такие глаголы отвечают на вопрос Что сделать?
Из группы глаголов совершенного вида надо выделить группу однократных глаголов, показывающих, что действие совершалось один раз, мгновенно. Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел (Кр.).
Если же глагол не указывает на то, что действие закончено, то мы относим его к несовершенному виду. К ним
можно задать вопрос Что делать? Глаголы этого вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное. Например: Ученик все еще пишет сочинение; Эту книгу я читал с интересом; На летних каникулах я буду отдыхать.
Из группы глаголов несовершенного вида выделяются многократные глаголы, указывающие на повторяемость действия и его регулярность. Например: Мы будем присматривать за вашими цветами; В овсах покрикивали перепела.
Запомните Формы несовершенного вида глаголов:
![]() |
![]() |
Различайте глаголы
Несовершенного вида |
Совершенного вида |
Встречаться — встречаешься |
Встретиться — встретишься |
Возвращать — возвращаешь выполнять — выполняешь |
Возвратить — возвратишь выполнить — выполнишь |
Глаголы совершенного и несовершенного вида обычно образуют пары: Знать — узнать, кричать — крикнуть. Однако есть глаголы, не имеющие видовых пар (очнуться — глагол совершенного вида, Обитать — несовершенного вида), а также двувидовые глаголы, которые, не меняя своей формы, могут получать значения разных видов. Например: Ученые давно исследуют (гл. несов. в., наст, вр.) Эту проблему, но пока остается много неясного; Ученые обязательно исследуют (гл. буд. вр., сов. в.) Ваши данные и подтвердят эту гипотезу.
200. Выпишите глаголы совершенного и несовершенного вида в две колонки, ставя при этом глаголы в неопределенной форме.
1. Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяжут, на ригу свезут, просушат, колотят, колотят цепами, на мельнице смелют и хлеб испекут (Н.). 2. Поле зыблется цветами… В небе льются света волны (Майк.). 3. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно (Фет). 4. Он знак подаст, и все хлопочут; Он засмеется — все хохочут; нахмурит брови — все молчат (П.). 5. С души как бремя скатится, сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко (Л.). 6. То ли снится, то ли мнится, показалось что невесть… (Тв.).
201. Определите вид приведенных глаголов, подберите парный глагол другого вида и образуйте от каждого глагола форму II лица ед. ч.
Образец: Лишаться — лишаешься, лишиться — лишишься.
Расстелить, блеснуть, разрастись, выбирать, задирать, расстегивать, достать, класть, забывать, пробить, объединять, содрогаться, опрокинуть, приобретать, пресечь, прискакать, намереваться, продлевать, затмить.
202. По данному образцу составьте таблицу и впишите в нее приведенные ниже глаголы, распределяя их по колонкам. От глаголов, имеющих видовые пары, образуйте соответствующие глаголы совершенного и несовершенного вида, записывая их отдельно.
Глаголы, имеющие видовые пары |
Глаголы, не имеющие видовых пар |
Двувидовые глаголы |
||
Несовершенный вид |
Совершенный вид |
Несовершенный вид |
Совершенный вид |
|
Знать |
Узнать |
Обитать |
Встрепенуться |
Жениться |
Строить, стереть, застрять, увещевать, предположить, пробраться, усовещивать, раскорчевывать, одеревенеть, недоумевать, очутиться, велеть, говорить, повествовать, хлынуть, воспрянуть, обуревать, намереваться, кочевать, понадобиться, чествовать, участвовать, присутствовать, организовать, ринуться, арестовать, потчевать, молвить, возражать, казнить, зиждиться, брезжить, проповедовать, телеграфировать, ранить, яровизировать, жениться.
Образование видовых форм глагола
Почти все глаголы непроизводные (не образованные от других слов) принадлежат к несовершенному виду: Писать, читать, рисовать, учить, петь, знать, спать, ходить, сидеть, стоять, строить, делать, жить, гореть. Все это глаголы несовершенного вида, они отвечают на вопрос Что делать?
К несовершенному виду относятся и глаголы, образованные от других частей речи (не от глагола) без приставок: Ночевать (от существительного Ночь), грустить (от Грусть), гостить (от Гость), белеть, белить (от прилагательного Белый), бледнеть (от Бледный), чистить (от Чистый).
От глаголов несовершенного вида без приставок можно образовать глаголы совершенного вида посредством приставок На-, с-, про-, у-, за-, вы- и других, которые указывают на результат или начало действия и отвечают на вопрос Что сделать! (писать — написать, петь — спеть).
Несовершенный вид: 1. Башмачкин писал все бумаги четким, крупным почерком. 2. Рябчик пел самозабвенно. 3. Плотники строили дом. 4. Весь день вчера я читал.
Совершенный вид: 1. Плюшкин написал список умерших крестьян на маленьком клочке бумаги. 2. Артист спел два романса. 3. Плотники построили дом. 4. Наконец-то я прочитал эту книгу.
Одна и та же приставка, присоединяясь к одним глаголам, делает глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида; присоединяясь же к другим глаголам, меняет еще и лексическое значение слова. Например: Делал — сделал (изменился только вид); Писал — списал (с чего? — изменился не только вид, но и лексическое значение: Списал — это не то же, что Написал); летел — слетел (откуда? — изменились и вид, и лексическое значение).
От некоторых бесприставочных глаголов несовершенного вида можно образовать глаголы совершенного вида посредством суффикса -ну-. Этот суффикс вносит добавочное значение мгновенности, однократности.
Несовершенный вид: 1. Звезды ярко сверкали в эту ночь. 2. Мы долго прыгали через забор. 3. Провожавшие махали руками.
Совершенный вид: 1. Вдруг вдали сверкнул огонек. 2. Я прыгнул через забор. 3. Он только один раз махнул рукой.
Однако следует иметь в виду, что некоторые глаголы с суффиксом -ну- несовершенного вида: Вянуть, вязнуть, гибнуть, глохнуть, зябнуть, крепнуть, мерзнуть, мокнуть, сохнуть. Глаголы совершенного вида образуются от этих глаголов посредством приставок: Завянуть, увязнуть, погибнуть, оглохнуть, озябнуть, окрепнуть, замерзнуть, намокнуть, засохнуть (высохнуть).
Возможно образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида посредством суффиксов -ыва — ( ива ): выиграть — выигрывать, вытолкнуть — выталкивать, затронуть — затрагивать, закончить — заканчивать.
Видовые пары составляют и такие глаголы:
Совершенный вид |
Несовершенный вид |
Выгрузить выделить Закрепить отпустить обидеть |
Выгружать выделять Закреплять отпускать обижать |
Выпечь помочь |
Выпекать помогать |
Как видим, глаголы совершенного вида оканчиваются на -ить, -ешь, — нуть, — сти, — чъ, а соответствующие глаголы несовершенного вида — на ударный -атъ ( ять). У многих глаголов этого типа бывает чередование согласных: Осветить — освещать, простить — прощать, проводить — провожать, утомить — утомлять и т. д.
Некоторые глаголы несовершенного и совершенного вида различаются только местом ударения: Насыпать — насыпать, вырезать — вырезать.
203. Анализируя видовые пары приведенных глаголов, объясните способы образования совершенного и несовершенного вида.
Стлать — постлать, преодолеть — преодолевать, прикоснуться — прикасаться, дать — давать, идти — прийти, поглотить — поглощать, выбирать — выбрать, возразить — возражать, блестеть — блеснуть, блистать — заблистать, обусловить — обусловливать, сосредоточить — сосредоточивать.
Переходные и непереходные глаголы
Переходными называются глаголы, обозначающие действия, направленные на предмет: Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу (П.); Я знаю силу слов (М.); Говори правду; Помни друга! Эти глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога (как в наших примерах) или в форме родительного падежа без предлога при отрицании: Я не знаю истины; Я не читал свежей газеты.
При переходных глаголах объект действия может быть выражен и существительным в форме родительного падежа, обозначающего часть чего-то: Выпил воды, отрезал хлеба, купил молока.
Непереходные глаголы не могут употребляться с прямым дополнением: Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года (П.).
При определении переходности — непереходности глагола важно не смешивать винительный и именительный падежи неодушевленных имен существительных. Сравните:
Винительный падеж |
Именительный падеж |
Уронила кольцо |
Упало кольцо |
(кого? что?) |
(кто? что?) |
Нашла гриб (кого? что?) |
Вырос гриб (кто? что?) |
Потерял карандаш (кого? |
Лежит карандаш (кто? |
Что?) |
Что?) |
Чтобы не смешивать эти падежи, рекомендуется вместо существительного среднего или мужского рода подставить существительное женского рода на -а: (уронила книгу — упала книга; потеряла ручку — лежит ручка и т. д.).
Невозвратные глаголы, т. е. глаголы без -сяч могут быть как переходными, так и непереходными (как видно из наших примеров).
Возвратные глаголы, т. е. глаголы с постфиксом -ся, всегда непереходные (одеваться, улыбаться, возвращаться). Некоторые из них не могут употребляться без -ся (улыбаться, бояться, гордиться, бороться). Однако большинство возвратных глаголов образуется от невозвратных (бранить — браниться, успокоить — успокоиться, обрадовать — обрадоваться, обнять — обняться) и отчасти от глаголов среднего залога без Ся (плакать — плакаться, грозить — грозиться, стучать — стучаться).
Переходные глаголы иногда называют глаголами действительного залога.
Если к глаголу действительного залога присоединить частицу -ся (сь), то глагол может получить значение страдательного залога. К страдательному залогу относятся глаголы, показывающие, что предмет, являющийся подлежащим, испытывает на себе действие другого предмета — дополнения (в творительном падеже). Например: Дом стро ится рабочими; Наша комната освещалась свечой.
Страдательный залог может быть выражен кратким страдательным причастием, чаще всего в форме прошедшего времени: Дом построен; Комната освещена.
204. Выпишите глаголы в две колонки, различая переходные и непереходные; в составе последних выделите невозвратные и возвратные.
Образец.
Глаголы переходные |
Глаголы непереходные |
|
Слышать |
Невозвратные |
Возвратные |
Скрипнуть |
Прислушиваться |
Я люблю прислушиваться к ночным звукам. Я слышу шум ветра в листьях деревьев, улавливаю крики птиц, отмечаю капли дождя. Вот где-то скрипнула дверь, а вот что-то упало… Не удивляйтесь, ведь это так интересно, если тебе не спится, если не можешь уснуть.
По какому-то давнему недоразумению к слову Ночь люди стали прибавлять пугающие эпитеты: темная, черная, глухая и даже кромешная. Темнотою ночи стращают малых детей, уверяя их, что под окном бродят голодные волки. Мы страшимся ее, между тем как именно ночью совершается самое удивительное, что только бывает на земле.
Уставший человек может хорошо отдохнуть лишь ночью. Не когда-нибудь, а именно ночью распускаются лепестки цветов. Майскими ночами сердце полнее замирает от соловьиных песен. Но соловей поет и днем. Однако дневным его руладам чего-то не хватает, видно, свою лучшую песнь он оставляет для ночи.
А как чудесно светит луна, как благоухает черемуха в майские ночи! Все небо залито волшебным лунным светом, даже звезд нельзя разглядеть. Все вокруг затихает, замолкает, и только щебечет соловей.
(По ИА. Бунину )
Наклонения глагола. Формы лица, рода
Различаются три наклонения: изъявительное, условное (или сослагательное) и повелительное.
Изъявительное наклонение обозначает действия реальные (в настоящем, прошлом или будущем). Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (читаю, читал, буду читать), а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое (прочитал, прочитаю).
Условное наклонение обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-то условий. Оно образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л и частицы Бы (читал бы, написал бы).
Повелительное наклонение выражает волю говорящего — просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и или нулевого суффикса (пиши, читай, оставь); форма единственного числа имеет нулевое окончание, а форма множественного числа — окончание -те (бери — берите, строй — стройте, обеспечь — обеспечьте).
Глаголы в изъявительном и повелительном наклонении имеют личные окончания, т. е. изменяются по лицам, но не имеют формы рода (я пишу, ты пишешь, пиши!). Глаголы же в условном наклонении имеют форму рода, но не имеют форм лица (я писал, ты писал, я писала).
205. Запишите данные глаголы в три колонки, употребляя их в изъявительном, повелительном и условном наклонении по образцу:
Изъявительное наклонение |
Повелительное наклонение |
Условное наклонение |
Скажете |
Скажите |
Сказал бы |
Выписать, выбрать, дернуть, стукнуть, крикнуть, окликнуть, вырвать, вымести, вынести, обмакнуть (кисть в краску).
206. 206. От данных глаголов образуйте литературные формы повелительного наклонения.
Бежать, взглянуть, взвешивать, выправить, выставить, высыпать, выйти, ехать, закупорить, корчить, морщить, лежать, надоить, напоить, побрить, показать, положить, портить, почистить, уведомить.
207. В данных предложениях проанализируйте способы образования повелительного и условного наклонения глаголов.
1. Вот то-то, все вы гордецы. Спросили бы, как делали отцы! Учились бы, на старших глядя (Гр.). 2. Постой же, на листке черкни на записном (Гр.). 3. Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья (Кр.). 4. А этот… как его? Куда ни сунься, тут как тут, в столовых и гостиных (Гр.). 5. Боюсь, брусничная вода мне не наделала б вреда (П.). 6. Послушай, князь; взять меры сей же час, чтоб от Литвы Россия оградилась заставами; чтоб ни одна душа не перешла бы эту грань; чтоб заяц не прибежал из Польши к нам; чтоб ворон не пролетел из Кракова. Ступай! (П.) 7. Взыграйте, ветры, взройте воды, разрушьте гибельный оплот (П.). 8. Жди меня, и я вернусь. Не желай добра всем, кто знает наизусть, что забыть пора. Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня, пусть друзья устанут ждать, сядут у огня, выпьют горькое вино на помин души… Жди. И с ними заодно выпить не спеши (Сим.).
208. Прочитайте текст. Укажите начальную форму всех глаголов, определите их вид и переходность, наклонение, лицо (род).
На ранней заре, когда еще кричат петухи и дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце, и побежишь умываться на озеро. Вода за ночь стала прозрачная, студеная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень, и, позавтракав горячей картошкой, печенной в жару, и черным хлебом, с наслаждением отправляешься на прогулку.
В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш. Всюду сильно пахнет яблоками, а тут особенно. Около шалаша вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный обед, вечером греется самовар, и тогда по саду стелется голубоватый дымок.
Когда вечером возвращаешься мимо сада домой, из него тянет душистым дымом вишневых сучьев. Вырисовывается тогда во мраке сказочная картина: пылает около шалаша багровое пламя, вокруг него двигаются чьи-то черные, точно вырезанные из дерева, силуэты.
Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, а высоко в небе заблещут бриллиантовые созвездия, еще раз побежишь в сад. Тихим шепотом провожает тебя листва, и падающие звезды чертят небо огненными полосками. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому.
Как хорошо все-таки жить на свете!
(По ИА. Бунину )
Категория времени глагола тесно связана с категорией наклонения: только изъявительное наклонение имеет значение времени.
Время глагола указывает на отношение действия к моменту речи. Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Отсюда я вижу потоков рожденье (П.). Поэт видит, как зарождаются потоки в то самое время, когда говорит об этом. Прошедшее время указывает действие, предшествовавшее моменту речи: Я признал свою ошибку. Форма глагола Признал указывает на действие, которое совершилось до того, как началась речь об этом. Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи: Пойду теперь домой и буду питать себя надеждами (Ч.). Формы времени присущи только глаголам в изъявительном наклонении.
Не следует смешивать употребление будущего времени простого и будущего сложного. Будущее простое образуется от глаголов совершенного вида, у них нет настоящего времени, они в неопределенной форме отвечают на вопрос Что сделать? Написать — что сделать? — глагол совершенного вида. От него можно образовать только будущее простое: Я напишу.
Будущее сложное образуется от глаголов несовершенного вида, т. е. от тех глаголов, которые имеют настоящее время и в инфинитиве отвечают на вопрос Что делать? Писать — Глагол несовершенного вида. От него можно образовать только будущее сложное: Я буду писать и т. д. (настоящее — Я пишу). Приведем еще несколько примеров для сопоставления.
Глаголы несовершенного вида:
Что делать? |
Что буду делать? |
Что делать? |
Что буду делать? |
Неопределенная форма |
Будущее сложное |
Неопределенная форма |
Будущее сложное |
Писать записывать Подписывать Читать Перечитывать Одевать(ся) |
Буду писать Буду записывать Буду подписывать Буду читать Буду перечитывать Буду одевать(ся) |
Отвечать Подготавливать Приходить Приносить Перевозить Приезжать |
Буду отвечать буду подготавливать Буду приходить Буду приносить Буду перевозить Буду приезжать |
Глаголы совершенного вида:
Что сделать? |
Что сделаю? |
Что сделать? |
Что сделаю? |
Неопределен- |
Будущее |
Неопределен- |
Будущее |
Ная форма |
Простое |
Ная форма
|
Простое |
Написать |
Напишу |
Ответить |
Отвечу |
Записать |
Запишу |
Подготовить |
Подготовлю |
Подписать |
Подпишу |
Прийти |
Приду |
Прочитать |
Прочитаю |
Перевезти |
Перевезу |
Перечитать |
Перечитаю |
Приехать |
Приеду |
Одеть |
Одену |
209. Выпишите из текста глаголы, стоящие в изъявительном наклонении. Укажите их начальную форму, вид, время, лицо (род), число.
Чтобы не заблудиться в лесу, нужно ознакомиться с приметами. Мир примет отличается бесконечным разнообразием. Становится очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом. Каждую осень ты встречаешься все с тем же огненным кустом рябины или с зарубкой, сделанной на сосне. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.
Самая простая примета — это дым костра. То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, то стелется туманом по траве, то начинает метаться вокруг огня. И вот к прелести ночного костра присоединяется еще и знание завтрашней погоды. Ты поглядишь на дым и можешь точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах.
Иногда в безоблачный день ты вдруг заметил, что рыба перестала ловиться. Реки и озера сразу становятся мертвыми, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это считается верным признаком близкого и долгого ненастья.
210. Образуйте все возможные формы времени от приведенных глаголов и впишите их в таблицу. Выведите правило образования временных форм для глаголов несовершенного и совершенного вида.
Несовершенный вид |
Совершенный вид |
|||||
Неопред, форма глагола |
Настоящее время |
Про — шед. время |
Будущее (сложное) время |
Неопред, форма глагола |
Прошед. время |
Будущее (простое) время |
Жить |
Живу |
Жил |
Буду жить |
Пережить |
Пережил |
Переживу |
Излагать, расстегнуть, мерить, леденить, обледенеть, измерить, прислать, стлать, участвовать, возненавидеть, скакать, вырасти, выздороветь, обессилеть, сердиться, реализовать, заподозрить, чтить.
211. Напишите текст под диктовку. Подчеркните глаголы, стоящие в изъявительном наклонении, укажите их формы (вид, переходность — непереходность, возвратность, наклонение, время, лицо (род), число).
На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете — едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется… Но вот вы отъехали версты четыре… Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается. Тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком! Сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! (И. С. Тургенев)
Спряжение глаголов.
Правописание личных окончаний
Изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам называется спряжением. В широком смысле этого термина к спряжению относится также изменение по наклонениям, по временам (в изъявительном наклонении), по родам (в единственном числе прошедшего времени и условном наклонении). В русском языке есть два типа спряжения — I и II. Они различаются по окончаниям.
Если окончания глагола стоят под ударением, разграничение I и II спряжения не представляет сложности: спряжение определяется по окончаниям, которые пишутся так, как слышатся.
I спряжение:
Число |
Лицо |
Настоящее время |
Будущее простое |
1-е |
Я ид у, по ю |
Я пойд-у, запо ю |
|
Единственное |
2-е 3-е |
Ты ид-ешь, по ешь Он (она. оно) Ид ет, по ет |
Ты пойд-ешъ, запоешь Он (она, оно) пойд ет, запо-ет |
1-е |
Мы ид-ем, по ем |
Мы пойд-ем, запо-ем |
|
Множественное |
2-е |
Вы ид ете, по ете |
Вы пойд-ете, запо-ете |
3-е |
Они ид-ут, по ют |
Они пойд-ут, запо-ют |
Глаголы I спряжения имеют следующие окончания: -у (•ю), ешь (-ёшъ), ‘Em (-ёт), — ем (-ём), — ете (ёте), — ут (-ют).
II спряжение:
Число |
Лицо |
Настоящее время |
Будущее простое время |
Единственное |
1-е 2-е 3-е |
Я спеш-у, сто-ю Ты спеш ишь, стоишь Он (она, оно) спеш-ит, сто ит |
Я поспеш-у, постою Ты поспеш ишь, постоишь Он (она, оно) поспешит, постоит |
Число |
Лицо |
Настоящее время |
Будущее простое время |
Множественное |
1-е 2-е 3-е |
Мы спеш-им, стоим Вы спеш-ите, сто-ите Они спеш-ат, сто-ят |
Мы поспешим, постоим Вы поспеш-ите, посто-ите Они поспеш-ат, посто-ят |
Глаголы II спряжения имеют следующие окончания: -у (ю), — ишь, — ит, — им, — ите, — ат (-ят).
У будущего сложного времени изменяется по лицам только глагол Буду, которой употребляется с неопределенной формой основного глагола.
Лицо |
Единственное число |
Множественное число |
1-е |
Я буд у петь, спешить |
Мы буд-ем петь, спешить |
2-е |
Ты буд-ешь петь, спешить |
Вы буд-ете петь, спешить |
3-е |
Он (она, оно) буд ет петь, спешить |
Они буд-ут петь, спешить |
В некоторых глаголах при изменении по лицам происходит чередование звуков: Пеку — печет, жгу — жжет, ношу — носит, пущу — пустит, отвечу — ответит, хожу — ходит, рублю — рубит, ловлю — ловит и т. п.
Если глагол имеет безударные окончания, которые на слух обычно не различаются, его спряжение можно определить по инфинитиву.
К глаголам II спряжения (с безударными личными окончаниями -ишь, — ит, — им, — ите, — ат или -ят в настоящем или будущем простом времени) относятся глаголы на -итъ в инфинитиве (например, Строить — строишь, строят), кроме глаголов Брить (бреешь — бреют), стелить (стелешь — стелют) зиждиться (зиждется — зиждутся); а также следующие одиннадцать глаголов: Гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и Обидеть, и Терпеть, и Зависеть, и Вертеть.
Так же, как эти, спрягаются и производные от них глаголы (выгнать, увидеть, возненавидеть и др.).
Разноспрягаемые глаголы: Хотеть, бежать, брезжить — Имеют окончания то первого, то второго спряжения: Хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят; бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут; брезжит (свет), Брезжут (лучи).
Остальные глаголы с безударными личными окончаниями (-ешь, — ет, — ем, — ете, — ут или -ют) относятся к I спряжению (мыть — моешь — моют, колоть — колешь — колют).
Примечания. 1. Глагол Стлать (постлать, разостлать и т. п.) имеет еще форму Стелить (постелить, расстелить и т. п.). Личные окончания употребляются только от формы Стлать, т. е. I спряжения: Стелет, стелют, постелет, постелют и т. д.
2. Глаголы Выздороветь, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: Выздоровеешь — выздоровеют, опротивеешь — опротивеют.
3. Переходные глаголы с приставкой Обез — (обес) спрягаются по II спряжению: Обессилить (кого-нибудь) — Обессилю — обессилишь — обессилят; непереходные глаголы — по I спряжению: — Обессилеть (самому) — Обессилею — обессилеешь — обессилеют. Соответствующие суффиксы инфинитива -и- и -е- сохраняются в формах прошедшего времени; ср.: Страдания обессилили больного. — Путешественники совсем обессилели к концу маршрута.
4. Следует различать близкие по звучанию окончания будущего времени -ете и повелительного наклонения -ите, например: Выйдете — выйдите, выберете — выберите, выметете — выметите, выпишете — выпишите, вытрете — вытрите, вышлете — вышлите, крикнете — крикните, окликнете — окликните, привыкнете — привыкните, стукнете — стукните и др. Например: Когда вы выйдете на улицу, то сами увидите, как холодно. — Выйдите из комнаты и закройте дверь.
5. Следует иметь в виду, что глаголы, имеющие общую основу, но различающиеся по виду, могут не совпадать в спряжениях, например: Предлагать (несовершенный вид) — Предлагаю, предлагаешь, предлагает и т. д. (I спряжение); Предложить (совершенный вид) — Предложу, предложишь, предложит и т. д. (II спряжение).
212. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните личные окончания глаголов, в скобках укажите спряжение, число, лицо.
Чем же бесценен белый гриб для азартного грибника? Тем, что каждый раз, когда находишь его, сердце ека..т дважды. Первый раз — когда увид..шь белый гриб и уже понимаешь, что теперь он никуда не денется. Любу..шься своей находкой, а на душе неспокойно. Красив-то он красив, но ведь может быть съеден червяком. Среж..шь, а внутри труха. Буд..шь в последней надежде отрезать от корня белые колесики… Но зато, когда среж..шь гриб у самой земли и увид..шь, что мясо корня так же бело и чисто, как сметана, тогда второй раз екн..т сердце. И получается, что один гриб ты нашел как бы дважды, испытал от него двойную радость. (По В. Солоухину)
Различайте Личные окончания глаголов в формах изъя-
Вительного и повелительного |
Наклонения: |
Когда выберете себе книги, скажете мне. Если вы крикнете, я услышу. На следующий год вы выпишете эти же газеты? |
Выберите себе книги и скажите мне. Крикните только погромче. Выпишите мне газеты на следующий год. |
Y213. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы, учитывая спряжение глагола и наклонение.
Образец: Пишите чище — глагол повелит, наклонения, 2 л., мн. ч.
Вы пишете красиво — глагол изъявит, наклонения, 2 л., мн. ч., I спряжения.
1. Выуч..те уроки к 5 часам. Когда выуч..те, пойдете гулять. 2. Когда накол..те дров, мож..те отдохнуть. 3. Вам дадут совет, если вы покажете свои работы и расскажете о своих планах. 4. Расскажете подробно, что вы видели на выставке. 5. Сообщ..те о себе все, что считаете нужным. 6. Я чувствую, если вы не прибеги..те к учебнику, вы не ответите. 7. Не стукн..тесь, здесь очень темно. 8. Будьте осторожны и к этому средству прибеги..те только в случае крайней необходимости!
214. Придумайте по два предложения с каждым из приведенных глаголов, употребив его в созвучных формах изъявительного и повелительного наклонения. Указывайте спряжение глаголов.
Стукнуть, вымести, выслать, умолкнуть, прыгнуть, вытереть, наполнить, выручить.
215. Поставьте данные глаголы сначала в прошедшем, а затем в настоящем или в будущем времени. Подчеркните в неопределенной форме глагола и прошедшем Времени глагольные суффиксы, а в настоящем и будущем времени — личные окончания глаголов.
Образец: Видеть — видел — видит.
Обидеть, зависеть, ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять, лелеять, каяться, маяться, надеяться, затеять, слышать.
J216. Допишите личные окончания глаголов, указывая их спряжение.
1. Ветер. Кругом все гуд., т и колыш..ся, листья круж..ся у ног. Чу, там вдали неожиданно слыш..ся тонко взывающий рог (Фет). 2. Хоть том..ся, хоть трепещ.. каждый лист твой над струей, но струя беж.., и плещ.., и, на солнце нежась, блещ.., и смеется над тобой (Тютч.). 3. Волна не дремл.., пусть темнота кругом ее объемл.. (Л.). 4. Дальний гром над звучной бездною грохоч.., и вот пучина под челном кипит, подъемл..ся, клокоч.. (П.). 5. Не рас — скаж.., не опиш.., что за жизнь, когда в бою за чужим огнем расслыш.. артиллерию свою (Твард.). 6. Умчались школьные годы, и не догон.. их… (Мих.) 7. Под мостом кур — лыч.. речка, днем неслышная совсем (Твард.). 8. Двое бойцов тащ.. пулемет. 9. На небе брезж.. утренняя заря (Ч.). 10. На ветру колыш..ся вышитый платок (Исак.). 11. Воздух уж весною дыш.. и мертвый в поле стебель колыш.. (Тютч.). 12. Правда глаза кол… 13. Равняясь, стро..ся полки (П.). 14. Это утверждение зижд..ся на научной основе. 15. По-прежнему зыбл..ся море.
Употребление буквы ь в глагольных формах
Буква Ь пишется:
1) в неопределенной форме глагола (беречь — беречься, развлечь — развлечься);
2) в окончании 2-го лица единственного числа (умываешь — умываешься);
3) в повелительном наклонении после согласных (брось — бросься — бросьтесь); исключение: Ляг — лягте;
4) в возвратной частице (постфиксе), стоящей после гласного звука (вернись, вернитесь, вернулись).
217. Перепишите, вставляя пропущенные буквы Т Или Тъ. Устно подставьте вопросы что Делать? что еде — Латъ? или Что делаете? что сделаете? Если вопрос подставить не удается, значит, это безличный глагол, его форма совпадает с формой 3-го лица, поэтому ъ не нужен.
I. 1. У нас каждый труди..ся и должен труди..ся. 2. Мы решили учи..ся, и каждый из нас старательно учи..ся. 3. Товарищ думает подготовился к экзаменам в университет и, наверное, подготовился 4. Отстающие обещали подтянулся и, конечно, подтянулся. 5. Туристы обещали верну..ся сегодня, только вряд ли смогут верну..ся до начала собрания. 6. Российские атлеты гордя..ся своими достижениями и действительно имеют право горди..ся ими. 7. Цех должен включ..ся в выполнение задания и, конечно, включ..ся. 8. Товарищ должен отправился в командировку и завтра же отправился. 9. Отряды уже готовы двину..ся в путь, и завтра они уже двину..ся. 10. Трудностей боя..ся не следует, да наши люди и не боя..ся их.
II. 1. Не спи..ся, няня! (П.) 2. Чего не представ..ся испуганному воображению. 3. Не сиди..ся в хате тесной, не лежится на печи (Н.). 4. Все каж..ся, и помн..ся, и мни..ся, что осень прошлых лет была не так грустна (Бл.). 5. Если вам заблагорассудился мне отвечать, пришлите письма под двойным конвертом (П.). 6. Сладко дремл..ся в кроватке (Бл.). 7. Скажи-ка, что глаза ей портить не годился (Гр.). 8. Только мне не плач..ся, на душе светло (Ес.). 9. Очень знать нам хоч..ся, звездная Медведица, как вам ночью ход..ся, как вам ночью езд..ся (Маяк). 10. Люби ж, покуда люби..ся, встречай, пока встречав..ся (Исак.).
S218. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Что наяву бред..ся, то и во сне грез..ся (поел.). 2. Боя..ся волков — быть без грибов (поел.). 3. Не потрудиться, так и хлеб не род..ся (поел.). 4. Вино стру..ся, брызж..т пена (П.). 5. Не играй с огнем, мож..ш.. обже..ся (поел.). 6. Прошелся я этак немножко и вижу — огонь брезж..ся (Ч.). 7. В письмах все не скаж..ся и все не ус — лыш..ся (Сим.). 8. В тебе ли, Россия, не роди..ся беспредельной мысли, когда ты сама без конца? (Г.)
Y219. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написания.
1. Если выда..ся теплый денек, уедем за город. 2. Наша поездка, возможно, уда..ся. 3. Наша поездка не может не уда..ся. 4. Как только разд..ся выстрел, мы выйдем из засады. 5. Ему не уда..ся осуществить этот план. 6. Такой план вообще не может уда..ся. 7. Враг отказывается сда..ся, но после нашей атаки он сда..ся. 8. Я готов был преда..ся отчаянию. 9. Я не думаю, что такой кружок создайся; но он может, конечно, создайся. 10. Если лов не задайся, рыбаки возвращаются ни с чем. 11. Каждому возда..ся по заслугам. 12. Никто у нас не преда..ся врагу. 13. Если пловец отда..ся воле волн, гибель не минует его. 14. Я думаю, что влечение к музыке переда..ся моему сыну, оно не может не переда..ся.
220. Напишите текст под диктовку.
Заяц спас жизнь человеку
Много дней кочевал я по Уралу. Однажды осенью привелось мне ночевать у знакомого старика на Урженском озере. Представьте себе, что в холодную ночь вы нашли приют в избушке рыбака. В избе тепло, чисто, а за окном стонет октябрьский ветер, который так ненавидит каждый рыбак!
Кажется, что на дворе яростно борются какие-то звери. С озера доносятся беспокойные всплески волн, слышатся какие-то стоны и шум сухого камыша. Утки зябнут, не могут успокоиться и всю ночь что-то тревожатся.
Бедному моему Шарику сегодня неможется: он вертится, взвизгивает и по временам начинает лаять, как будто видит кошмарный сон.
В сенях спит заяц и стучит лапой по полу. Старик возится с самоваром, и мы усаживаемся пить чай. В избе пахнет смолеными шишками, на которых вскипел самовар (благо, места здесь еще не обезлесели).
Я расспрашиваю старика о зайце, рыбак любит побеседовать и охотно рассказывает мне интересную историю. Этот заяц спас старику жизнь во время лесного пожара, и теперь дедушка бережет его и никогда не расстается с ним. Каким же образом трусишка-заяц мог спасти жизнь человеку?
Дело было так. Однажды, чуть забрезжило, дедушка пошел поохотиться и забрался в глубь леса. Идет он по чащобе и вдруг видит — дым, слышит — треск. Дед понял, что начинается лесной пожар. Порывы ветра гонят огонь с большой скоростью. Не выберешься из леса — погибнешь. Надо попытаться спастись. Старик бежит, спотыкается, с трудом дышит. Приходится торопиться, так как пожар разрастается. Ветви елок колются, жалят, сучья на земле рвут сапоги, деревья рушатся. Старик сбивается с дороги, путается…
Вдруг выскочи из-под кустика зайчонок и бросься по дороге. Ноги у него опалены, бежит он тихо. Дед старается не отставать от зайца, потому что знает: звери лучше человека разбираются в направлении огня и обычно спасаются.
Старик не ошибся: заяц вывел его из огня. Оба обессилели, едва дышали от усталости. И старик взял зайца к себе, вылечил его, и с тех пор живут они вместе.
Суффиксы глаголов
221. Перепишите приведенные глаголы и разделите их по составу слова. Подчеркните приставки, суффиксы и дайте свои примеры с такими же глагольными приставками и суффиксами.
Рассчитать, доплатить, недовыполнить, отбросить, преклонить, остекленеть, обындеветь, приблизить, раскрошить, ускакать, поскользнуться, одеревенеть, кристаллизовать, закусывать, закручивать, откупоривать, настаивать, запеть, завивать, запивать, продлевать, безумствовать, кольцевать, продлевать, заведовать.
Суффиксы -ова — (ева) и — ыва — (ива)
В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, — ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю (проповедую — проповедовать — проповедовала; воюю — воевать — воевал). Если же в указанной форме глагол оканчивается на неударяемые -ываю, — иваю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс (закладываю — закладывать — закладывал: усваиваю — усваивать — усваивал).
Если в формах настоящего/будущего времени |
|
Суффикс отсутствует |
Суффикс сохраняется |
Пишется -ова — (-ева ): Завед-оеа-ть — завед-ую бесед-оеа-ть — бесед-ую |
Пишется -ыва — ( ива-): Загляд-ыва-ть — загляд-ыва-ю припрят-ыва-ть — при — прят-ыва-ю |
Если в формах настоящего/будущего времени |
|
Суффикс отсутствует |
Суффикс сохраняется |
Треб-ова-ть — треб-ую Потч-ева-ть — потч-ую |
Обусловл-ива-ть — обу — словл-ива-ю |
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать, — ваю, Имеют перед суффиксом -ва ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса (залить — заливать — заливаю; преодолеть — преодолевать — преодолеваю).
Исключения: Затмить — затмевать — затмеваю; продлить — продлевать — продлеваю; застрять — застревать — застреваю.
Различается написание глаголов Увещевать — увещеваю (с ударяемым -ва) и Усовещивать — усовещиваю (с безударным -ва, по образцу: Усовестить — усовещивать).
Y222. Вставьте пропущенные буквы и выпишите глаголы в две колонки: с суффиксами — ова — (-ева-) и с суффиксами -ыва — (-ива-).
Запаздывать, проповед.-вать, провед..вать, команд..вать, использ..вать, опроб..вать, обслед..вать, гарц..вать, танцевать, облиц..вать, похаживать, разведывать, одол..вать, уве — щ..вать, размеж..вать, гор..вать, потч..вать, поч..вать (на лаврах), отта..вать, затм..вать, корч..вать, оттанц..вать, разве..вать, застра..вать, обуславл..вать, завед..вать, коль — ц..вать, прип..вать, преодол..вать, контролир..вать, от- та..вать, здравств..вать, разглаж..вать, упаков..вать, рас — спраш..вать, созр..вать, прирабат..вать, израсход..вать.
223. Перепишите текст, раскрывая орфограммы.
1. По вечерам приходили незнакомые люди, озабоченно бесед..вали с Андреем. 2. Николай говорил, и голос его вздраг..вал: «Нам надо всю жизнь перепах..вать, как сорное поле». 3. Многое зад..вало ее сердце. 4. Она люб..валась сыном, задерж..вала дыхание и ждала его ответа. 5. «Не гор..вать тебе, а рад..ваться надо», — говорил Павел. 6. Мать медленно шла к нему, протяг..вая руки. 7. Она оста — навл..валась, задыхаясь, приклад..вала руку к груди. 8. Андрей насвистывал свои бесконечные песни и долго расхаживал по комнате.
(По М. Горькому )
Суффиксы -е- и -и- в глаголах
с приставками о-, Обез — (обес)
Следует различать однокоренные глаголы с суффиксами -е- и -и- при употреблении их с приставками о-, Обез — (обес ):
Ослабеть — ослаб-и-тъ, обезлес-е-ть— обезлес-и-тъ, обес-плод-е-ть — обесплод-и-ть.
В непереходных глаголах, обозначающих состояния, протекающие сами по себе, пишется суффикс — е-:
Края наши, раныие богатые зверем, ныне совсем обез- лес-е-ли. Путники окончательно обессил е ли.
В переходных глаголах, обозначающих воздействие на предмет, пишется суффикс -и-:
Частые пожары совсем обезлес-и-ли наши края. Встречный ветер совершенно обессил и л путников.
224. Составьте примеры с приведенными глаголами.
Обессилеть — обессилить; обледенеть — обледенить; ослабеть — ослабить; обезденежеть — обезденежить; обескроветь — обескровить; обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.
У 225. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
1. Снегирев почти обезум..л от страха, что умрет его мальчик (Дост.). 2. Горничная Вера принесла ему еще записку, которая его совершенно обезум..ла (Пис.). 3. На другой день он попробовал встать и не мог, до такой степени он сразу обессил..л (Купр.). 4. У всех еще в памяти была опустошительная Тридцатилетняя война, когда пошатнулась Австрийская империя, обезлюд..ла Германия (А. Н. Т.). 5. Дворяне в уезде обезземел..ли, и в предводители никто не шел (А. Н. Т.). 6. Парень этот ехал в гости к брату, слесарю, в Джанкой и обезденеж..л в пути (Павл.). 7. Страдания и бессонные ночи обессилили больного. 8. Перед посолом рыбу обескров..ли. 9. Когда-то здесь красовались густые рощи ценных пород деревьев, теперь же эти места почти совершенно обезлес..ли. 10. Колонизаторы обезлюд..ли целые районы, обесплод..ли прекрасные земли.
У/ 226. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно объясните написания.
Я чересчур переоценил свою потрепа..ую и расшата..ую машину. Тяжелый (северо) уральский участок с его 1280 километрами в осенних условиях ок..зался (не) (под) силу моему заслуже..ому моторчику. Он начал покашливать и сдавать. Ноги у меня одеревенели, глаза остекл..нели. Лед..ные ветры гонят ни..ко нави..шие тучи и кое (где) уже обле — ден..ли машину. По стари..ой привычке я попробовал бесед..вать с самим собою: «До аэродрома, Куз..ма Кири..ыч, не дотяне.. . Спокойствие! Не дурач..ся, остав.. тра..су и с..коном., горючее, прибли..ся к северным озерам и раз..щи (что) нибудь похожее на посадочную площадку. От твоего и..кус..тва будет завис..ть, (при) земли.,ся ты или отправился к пр..тцам».
Вглядываюсь в знакомую местность, и мысли вереницей пронос..ся в голове. Когда (то) в (не) далеко (от) сюда нахо — дящ..ся городишке Золотой Ключик я команд..вал инженерной ротой, а потом завед..вал конструкторским бюро. В этом городишке меня че..вовали при получении первого ордена. Помнится, мои юные друзья (в) месте (со) мною (не) (до) едали и (не) (до) сыпали — все создавали новые модели. Бывало, обессиле..ые, свал..тся с ног, а потом высп..тся и опять за работу. Здесь было так привольно р..сти моим дочкам Над..ньке и Лиз..ньке!
И вот (в) дали что (то) заблестело. Приближаюсь. Да это же (н..) (что) иное, как чудесное Анн..ское озеро! (Н..) что иное в этих местах и (не) могло (бы) оказаться. Снижаюсь. Волны беспокойно плещ..тся, сухие камыши к..лыш..тся, шепч..тся, что (то) назойливо лепеч..т. Смотри., (в) низ, и кажется, что на тебя несутся пребрежные скалы и что волны (вот) вот докат..ся до самолета.
Приземляюсь у линии прибоя. Кругом (ни) кого и (ни) чего. Только (темно) ж..лтые сухие листья верт..тся в сумасшедшей пляске. Позвать (кого) нибудь? Попробуйте, крикн..те! (Ни) кто не услыш..т. Если вы крикн..те громче, эхо загрохочет в ущель.. . Снежинки верт..тя в воздухе, кол..тся, жал..т и (тот) час (же) та..т на щеках. Но что это? Собачий лай. Сух..нький старич..к с ружьем. Да это же Аниканыч, знаменитый приисковый лекарь, и..кус..но лечивший от ц..нги и других (не) хитрых «старательских» болезней настоем мо..евельника.
(Не) ра..читывал я еще раз ночевать в его избушке. Ра..просы. Ра..казы. На столе все такое знакомое: старенькая тка..ая скатерть, деревя..ые блюда с криво выж..е..ыми на них какими (то) надписями, тусклые оловя..ые ложки, кале..ые кедр..шки, суш..ая на ветру и печ..ная рыба, копч..ая медвежатина, варе..ый картофель, глиня..ая кринка с медом. Хорошо за столом бесед..вать с другом!