Орфография — это система правил о написании слов. В русской орфографии изучается правописание значимых частей слов — морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний; слитное, раздельное, полуслитное (дефисное) написание; употребление прописных букв; правила переноса слов.
Русская письменная культура имеет длительную историю, и это отразилось в различных правилах орфографии. Написание многих русских слов поддерживается традицией: мы пишем их так, как писали сотни лет назад. Например, после шипящих Ж, ш принято писать букву И: жить, шить (хотя эта буква произносится как ы, потому что эти шипящие в современном русском языке твердые); в прилагательных в форме родительного падежа единственного числа пишется окончание -ого, — его: большого, хорошего (хотя вместо Г здесь произносится в). В таких случаях правила правописания слов основаны на традиционном принципе.
Есть в русском языке и такие слова, написание которых соответствует их произношению, например: Роспись — расписка (под ударением в приставке пишется о, а в безударном слоге, как и слышится, А; разбить — распить (перед звонким согласным слышится и пишется звонкий звук з, перед глухим — глухой с). Подобное написание определяет фонетический принцип: как слышим, так и пишем.
Однако традиционные и фонетические написания в русской орфографии не получили большого распространения, потому что более удобным для русского языка оказался морф ©логический принцип. Он означает, что Морфемы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Например, в родственных словах корни имеют одинаковое написание. Так, корень Вод пишется в словах: Вода, водяной, наводнение, подводный, хотя звук [о] произносится под ударением только в последнем слове, а в других словах он
Изменяется на звук [а] или более короткий звук, средний между [ы] и [а].
В звучащей речи корни слов, приставки, суффиксы, окончания могут произноситься по-разному, но пишутся они всегда одинаково, иначе трудно было бы понять значение написанных слов. Применение морфологического принципа правописания облегчает понимание письменной речи.
В соответствии с морфологическим принципом в русском языке пишутся:
1) корни родственных слов: Дом, домашний, домовой (в первом слове в корне произносится [о], во втором — гласный [а], в третьем — ослабленный гласный, средний между [ы] и [а]);
2) приставки: Подал — подвинуть (в первом слове в приставке гласный [о] произносится четко, так как стоит под ударением, во втором вместо [о] слышится [а], но надо писать по ); Подбросить — подписать (в первом слове в приставке произносится звонкий согласный [д], а во втором — глухой согласный [т], к тому же вместо [о] в обеих приставках звучит [а]; но приставок «над», «пат» в русском языке нет, поэтому пишем только приставку Под );
3) суффиксы: Заботливый — молчаливый (в первом слове в суффиксе произносится ослабленный гласный, во втором — под ударением гласный И, но пишется тот же суффикс -лив); звериный, куриный, соловьиный (в суффиксе -ин Всегда пишется одно Н);
4) окончания: На реке — на речке (в первом слове Е под ударением произносится четко как [э], во втором — вместо [э] произносится ослабленный звук, средний между [э] и [и], но пишется Е; говорит — дышит (в первом слове окончание под ударением произносится четко, во втором гласный И в безударном положении произносится как звук, средний между [ы] и [э], однако и в этом случае в глаголе второго спряжения в форме третьего лица единственного числа надо писать окончание -ит).
Морфологический принцип орфографии позволяет выработать единое написание одинаковых грамматических форм, которые в устной речи нередко имеют незначительные отличия. Это особенно важно для русского языка, который выделяется разнообразием форм словоизменения.
Отдельные правила русской орфографии разграничивают написание слов, совпадающих в произношении, но имеющих разное значение.
Дифференцирующие написания позволяют различать на письме, например, такие слова: Поджог (имя существительное: Совершить поджог) — поджег (глагол в форме прошедшего времени: Кто поджег бумагу?); компания (группа людей) — Кампания (мероприятие, например Рекламная кампания); бал (танцевальный вечер) — балл (оценка: Алеша получил на экзамене пять баллов); плач (имя существительное: Плач ребенка в соседней комнате всех встревожил) — плачь (форма повелительного наклонения единственного числа глагола Плакать: Не плачь, все еще можно исправить!); туш (существительное мужского рода, означающее «короткое музыкальное приветствие»: Оркестр сыграл туш, и раздались аплодисменты) — тушь (существительное женского рода: Мы чертим черной тушью).
В русском языке немного слов, которые совпадают в произношении, но пишутся по-разному.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
Проверяемые безударные гласные в корне
Правописание безударных гласных в корне в русском языке часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: Нога — ноги, бежать — бег.
В безударном слоге корня слова пишется та же гласная буква, что и в соответствующем ударном слоге в другой словоформе или в родственных словах: Вода — воду — подводный.
Исключение составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря — зорька) и глагольные корни с формами совершенного вида на -ивать (ывать): говорить — оговаривать, опоздать — опаздывать.
Чтобы не ошибаться в написании гласных в корне, старайтесь проверять безударные гласные, изменяя слова. Например, ставьте существительные в другом падеже, чтобы ударение падало на сомнительный звук (голова — голову — голов). В иных случаях подбирайте родственные слова с ударением на сомнительном звуке (говорить — говор, разговорчивый; спешить — спешка).
Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в речи совпадают по звучанию: Посветить (фонарем) — Посвятить (жизнь науке); Примерять (платье) — Примирять (рассорившихся друзей); Развевается (флаг) — Развивается (промышленность); Распевать (песни) — Распивать (чай); Седеть (становиться седым) — Сидеть (на диване); Умалять (уменьшать значение чего-либо) — Умолять (упрашивать).
Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово Долина имеет общий корень со словом Дол, а не Даль*, Глагол Благословить образован от сочетания Благое слово, а не Благая слава. Неправильное толкование таких слов искажает их написание.
Примечание. В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная исторически входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: Абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя Абонировать (-ироватъ восходит к немецкому суффиксу); Ангажемент, Хотя Ангажировать; аккомпанемент, хотя Аккомпанировать; дезинфицировать, хотя Дезинфекция.
27. Объясните правописание безударных гласных в корнях следующих слов, подбирая к ним родственные слова, в которых эти гласные были бы под ударением.
Армейский, божественный, весёлый, голодный, домашний, египтянин, жестокий, жалеть, шалить, пастух, опасаться, прелесть, запад, объединение, соединение, разъединение, уплатить, уплотнить, плотина, расщепить, ощипать, отдаление, иссякать, исчезать, пятнистый, пятачок, сгребать, возражать, отражать, обнажать, приказать, пропасть, зачастили, вычистили, лежу, лижу, спеши, спиши, распевать, распивать, лепить, прилипать.
28. Вставьте пропущенные буквы.
Соблюдать ч..стоту, ч..стота радиоволн;
Нав..вать скуку, нав..вать проволоку;
Завизировать документ, зав..зать шнурок;
Спл..тить единомышленников, заплатить долг;
Скр..пить подписью, скр..петь на морозе;
Сл..пить глаза, слипаться в комок;
Пот..рал руки, пот..рял перчатки;
Поев..тил фонарем, посв..тил стихи;
Деревенский старожил, старожил сад;
Вып..рите шов, вып..рите воду;
Разр..дить густые всходы, разр..дить ружье;
Уплатил по счету, упл..тнил свое рабочее время; стесненные в средствах, т..сненный золотом переплет; вып..лоть сорняки, вып..лить из пушки;
Накалите дров, накалите железо;
Скр..пить листы булавкой, скр..петь дверью;
Б..чевать баржу, б..чевать пороки;
Прист..жная в русской тройке, прист..жной воротник в пальто;
Б..резовое полено, б..рюзовая волна;
В..лять шерсть, позволять шалости;
Ст..чить зазубрину на ноже, ст..чать сапоги.
J29[II]. Расположите примеры по алфавиту. Придумайте предложения со словами, имеющими безударные гласные в корне.
1. Залезать — зализать. 2. Развевались — развивались.
3. Отворить — отварить. 4. Прожевать — проживать.
5. Увидать — увядать. 6. Подрожать — подражать. 6. Примерять — примирять. 7. Укрощать — прекращать. 8. Поседеть — посидеть. 9. Накалите — наколите. 10. Старожил — сторожил. 11. Свела — свила. 12. Умолять — умалять. 13. Выполоть — выпалить. 14. Придут — прядут. 15. Спешите — спишите.
30. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание безударных гласных.
Х..р..шо летней п..рой в л..су! Я шел по тр..пинке среди б..рез и осин, на которых др..жали серебристые листья, а серые ств..лы выд..ляли их из множества белоствольных деревьев. Подальше виднелись хвойные п..садки молодняка, за которыми должна была быть п..ляна. Я посп..шил туда. От тр..вы и с..сны исх..дил благотворный ар..мат. Настойчиво стучал дятел по к..ре какого-то дер..ва, с..роки л..тали с громкими криками. Посп..вала ч..рника, а земляника уже отходила.
Вдалеке загрохотал гром, приближалась гроза. Я поспешил выбраться из леса. Мне не хотелось, чтобы в этот день события разв..вались с некоторыми осложнениями.
Но вот лес пор..дел, и вд..ли показались п..ля ппь. ницы и гр..чихи. На небольшой д..лянке рос клев..р, а в м..же б..лели ромашки. Теперь я легко см..гу найти д..рогу д..мой.
Непроверяемые безударные гласные
В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной.
Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.
К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: Балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дезертир, дирижер, интеллигенция, инцидент, периферия, пластилин, прецедент, привилегия, режиссер, стипендия, электрификация, эликсир, эстакада и др.
Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традиции.
31. Вставьте пропущенные буквы, проверяя написание слов по словарю в случае необходимости.
1. Аб..тур..ент, аб..р..ген, абсолютный, авангард, авантюра, авиационный, агр..гат, агрессивный, адаптация, адвокат, академический, акв..рель, аккомп..н..мент, акк..р — д..он, акр..бат, аллергический, альп..нист, альт..рнатива, апл..дировать, б..дон, б..зн..смен, в..нт..лятор, в..ст..бюль, д..з..ртир, д.-стилляция, иде..логия, иждевение, к..нонада, к..мп..зиция, к..мп..стировать, м..раль, м..н..фест, н..тари — ус, об..яние, п.. л..клиника, р..ликвия, с..нт..ментальность, т..мп..рамент, ун..верситет, ф..сад, ф..ртуна, ч..хол, ч..модан, Ц..ЛИНДР.
2. Б..рюза, б..чевка, к..лач, к..чан, нав..ждение, п..с — карь, сн..гирь, щ..вель.
В некоторых корнях наблюдается чередование гласных А — о, е — и, например: Заря — зорька, умереть — умирать.
Чередование А — о
1. В корнях Гар — — гор- под ударением пишется а, без ударения — О (загар — загорелый).
2. В корне Зар — — зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — А (зарево, зарница, озарять — зорька). Например: От лесного пожара полнеба охватило зарево.
3. В корне Кас — — кос(н)- пишется О, если за ним следует согласный н, в остальных случаях пишется А (коснуться — касаться). Например: Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить ее не смог.
4. В корне Клан — — клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — О (склониться — кланяться, поклон — наклониться). Например: Женщина склонила голову и печально вздохнула; Молодые люди в знак приветствия поднимали руки, старики — кланялись).
5. В корне Лаг — — лож- перед Г пишется а, перед Ж пишется О (предлагать — предложить).
6. Корень Мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать кисть в краску); корень Мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (туфли промокли, вымокнуть под дождем, непромокаемый плащ).
7. В корне Плав- гласная А может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень Плов- пишется в словах Пловец, пловчиха.
8. Корень Равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень Ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник). Например: Я и мои ровесники — поколение 50-х годов — не помнят войны.
Исключение: Равнина.
9. В корне Раст — — рос- пишется А перед сочетанием Ст И буквой Щ, в остальных случаях пишется О (расти, наращение — выросший, заросли, поросль). Например: Возле старых берез поднялась мелкая поросль молодых деревьев.
Исключения: Отрасль (хотя нет Ст); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть Ст).
10. В корне Скак— скоч- перед К пишется а, перед Ч пи
Шется О (скакать — подскочить). Например: Когда Петру сообщили радостное известие, он даже подскочил от неожиданности.
11. В корне Твар — — твор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — О (тварь — творчество, творить). Например: Что же вы делаете? Вы сами не знаете, что творите!
Примечания: 1. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков О — а: опоздать (глагол совершенного вида) — Опаздывать (глагол несовершенного вида), Уколоть — укалывать, усвоить — усваивать.
2. Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: Обусловливать — обуславливать, сосредоточивать — сосредотачивать, уполномочивать — уполномочивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а — разговорному; для некоторых пар форма на О устарела (оспоривать — устар., Оспаривать — общеупотребительное).
32. Подчеркните чередующиеся гласные А — о.
Загорелый — загар, угорелый — угар, разгораться — гореть — гарь, прикоснуться — прикасаться, прикосновение — касательная, предложить — предлагать, расположиться — располагаться, поклониться — кланяться, наклониться — поклон — раскланяться, творение — творчество — тварь, пловец — плавать, пловчиха — плавучесть — поплавок, зорька— заря — зарница, зоренька — озарять — озаренный — озарение, ровный — равный, уровень — уравнение, сравнять — сравнить, уровнять — выровнять — поравняться, ровесник, выравненный — выровненный, промокать — макать, обмакнуть — промокнуть — промокательный — вымокнуть, вскочить — скакать, подскакать — выскочить, растить — росли, вырастить— выросли — выросший, приращивать — прорастать — зарастать, поросль — заросль.
33. Перепишите таблицу и запомните правописание слов с чередующимися гласными в корне.
Пишите в корне О |
Пишите в корне А |
I Гореть загореть загорелый |
I Загар угар угарный (газ) |
II Зори зорька |
II Заря зарница зарево озарять |
III Коснуться прикоснуться соприкосновение |
III Касаться прикасаться касательная касание |
IV Наклониться поклон Склонять наклонение |
IV кланяться раскланиваться |
V положить, положение предложить, предложение расположить, расположение предположить, предположение |
V Полагать располагать предлагать, прилагать прилагательное предполагать |
VI Мокнуть (под дождем) вымокнуть промокнуть промокательная (бумага) непромокаемый (плащ) |
VI макать обмакнуть |
VII Пловец пловчиха |
VII плавать плавучесть |
Пишите в корне О |
Пишите в корне А |
VIII Ровный, ровесник заровнять Сровнять (с землей) Подравнять (цветник) |
VIII Равный, равноправный, сравнить Поравняться, уравнение, равнение (в рядах), Равняйсь! (команда в строю) |
IX вырос, выросший, заросль поросль, пророс росток, Ростов, Ростислав |
IX вырастил, зарастал, расти, растущий растительность, выращивать срастаться, приращение взращенный наращивание, отрасль |
X вскочить, подскочить заскочить, выскочка |
X скакать, поскакать скакун, скачок |
XI творчество, творить |
XI тварь, утварь |
Чередование Е — и
1. В корнях Бер—— бир-, дер—— дир-, мер — — мир-, пер———
Пир-, тер — — тир- пишется и, если дальше следует суффикс А (собирать, задирать, замирать, запирать, стирать), в противном случае пишется Е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).
2. В корнях Блеет — — блист-, жег — — жиг-, стел — — сшил-, чет — — чит- пишется И, если дальше следует суффикс А (блистать, сжигать, расстилать, читать), в противном случае пишется Е (блестеть, постелить, вычесть).
Исключения: Сочетать, сочетание.
34. Запомните корни с чередующимися гласными е — и. Придумайте словосочетания и предложения с некоторыми из этих слов.
Корни |
Слова |
|
Бер |
— бир |
Соберу — собираю |
Пер |
— пир |
Запереть — запирать |
Тер |
— тир |
Стереть — стирать |
Корни |
Слова |
|
Дер —
|
Дир |
Раздеру — раздирать |
Мер — |
Мир |
Замереть — замирать |
Блеет |
— блист |
Блестеть — блистать |
Стел — |
— СТИЛ |
Стелить — постилать |
Жег — |
Жиг |
Сжечь — сжигать |
Чередование А(я) — им, а(я) — ин
В корнях с указанным чередованием пишутся Им и Ин, Если дальше следует суффикс А (пожать — пожимать, понять — понимать, начать — начинать, примять приминать). Поэтому: Напоминать, внимательный и др. В производных формах сохраняется Им, если даже не следует суффикс А, например: Подниму, сниму, подними, сними.
35. Перепишите слова, подчеркните чередующиеся гласные и сочетания звуков А(я) — им, а(я) — ин.
Внять — внимать — внимание, поднять — поднимать — подъем, нажать — нажимать, занять — занимать, начать — начинать — начинание, перемять — переминать, снять — снимать.
36. Найдите в тексте слова, в которых гласные в корнях изменяются вследствие чередования. Объясните их правописание. Обратите внимание на пунктуацию, объясняя знаки препинания в сложных предложениях. Напишите текст под диктовку, стараясь не сделать ошибок.
Мы собирались в дорогу еще до зари и рассчитывали добраться до места охоты пораньше, но задержались из-за Пети, потому что его пришлось запереть дома, так как вчера он выскочил на коньках на озеро, которое покрылось слабой коркой льда, и провалился в воду. Конечно, он предполагал, что лед уже крепкий, но ведь нельзя же было рисковать, не умея плавать, а пловец он никудышный, и ему с трудом пришлось добираться до плавучего мостика, где его поджидали умиравшие от страха товарищи.
Вместо провинившегося Пети с нами пошел Ростислав, недавно приехавший в наши края из Ростова-на-Дону и мечтавший сотворить что-нибудь необыкновенное. Когда он уз-
67
Нал, что мы собираемся охотиться, он немедленно прискакал к нам на молодом скакуне из соседнего совхоза «Зарница», и с ним мы отправились в путь.
С замирающим сердцем мы пробирались в своей непромокаемой одежде по мелкой поросли осинника, надеясь в зарослях напасть на след зайца. Однако вскоре мы догадались, что наши предположения о заячьем укрытии неверны.
Настоящий охотник не лезет в чащобу, а выбирает дорожки, просеки. А когда лес расположен по гористым склонам, заячьи тропы идут вдоль дороги, и самый верный расчет — подстеречь зайчика на пересечении дорог. Это рассказал нам потом старый охотник, который предложил свои услуги проводника, и мы, конечно, приняли это предложение с радостью.
Разгоралась поздняя заря. Был легкий мороз, ветви деревьев блистали инеем. Озаренный розовыми лучами снег в сочетании с голубым небом казался сказочным убором зимней природы.
Собакам удалось найти зайца. Загонщики поспешно равнялись и гнали зайца в нашу сторону. Я горел желанием отличиться и мечтал, чтобы заяц выскочил на меня. И вдруг я действительно увидел старого русака, который скакал, плотно прижав уши. После моего выстрела заяц дважды кувыркнулся и, подскочив еще раз на уровень куста, упал замертво.
37. Перепишите эти рифмованные строки.
Я беру — ты отбираешь, Я стелю — ты расстилаешь, Смолкну я — ты запеваешь, Запер я — ты отпираешь.
Какое слово не подчиняется правилу чередования Е — и В корне?
38. Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание слов с чередующимися гласными в корне. Запомните их написание.
Как-то летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом, все вокруг зар..сло пахучими травами. Заслу-
Шавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Зар..ели их были похожи на маленькие озера с густой синей водой. Я насоб..рал этих цветов. Они были похожи на колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих чашечки стояли, вытянувшись вверх, словно они раскрылись навстречу з..ре.
Густая пор..ель березняка закрыла от меня дорогу, и я вск-.чил на пень, определяя, куда мне надо идти. Наконец я вышел из леса в поле. Сердце зам..рало при виде красоты утренней природы. На траве бл..стали капли росы, широко расстилались посевы хлебов.
На полевой дороге мне попались две заг..релые деревенские девушки. Увидев меня с цветами, они точно зам..рли, а потом рассмеялись и начали оживленно разговаривать. Поравнявшись со мной, девушки сказали: «Спасибо вам, что вы повстречались нам с этими цветами». А потом поклонились мне и бросились бежать.
Я предлагал девушкам взять цветы с собой, но мое предл..жение их еще больше смешило. Я решил, что девушки шутят надо мной. Но все же было что-то таинственное и удивительное в этом случае, что к..салось этих девушек и чего я не мог понять.
В деревне загадка разъяснилась. Моя соседка сказала: «Вы нашли очень редкие цветы. Есть поверье, что они приносят девушкам счастливую любовь».
(По К. Паустовскому )
39. Напишите текст под диктовку.
Море
День клонился к вечеру, когда мы преодолели самый трудный участок пути и увидели море. Оно широко простиралось до самого горизонта, блистая белой пеной волн в лучах солнца.
Где-то там, внизу, шумели загорелые курортники, плескались пловцы, кричали дети. Но к нам этот шум не доносился. Мы стояли в прохладе горного склона и любовались панорамой. Многие видели море впервые, и теперь они словно замерли в восторге. Хотелось немедленно достать фотоаппарат и снимать, снимать все, что так долго мы собирались увидеть.
Однако снять чудесную картину никому не удалось, так как гид предложил сделать остановку и полежать в тени, подстелив что-нибудь на каменистую землю. И мы прилегли.
Теперь казалось, море подняло свой синий горизонт и отодвинулось дальше. В горах стояла вековая, ничем не нарушаемая тишина. Сердце замирало, когда мы пробовали подойти к обрыву и посмотреть вниз. От высоты кружилась голова и хотелось поскорее подняться к месту отдыха товарищей.
В горячем воздухе стремительно проносились ласточки и, схватив на лету стрекозу или мошку, резко взлетали ввысь. Белые чайки носились над волнами на раскрытых крыльях. Море размеренно дышало приливами и отливами.
Отдохнув, мы спустились к берегу. Наши предположения не оправдались: здесь не было ни курортников, ни пловцов. У самой воды, где пена оставляет сложный рисунок на песке, люди сгребали на берег плавучие морские водоросли. Они нужны были на топливо. Ведь не всегда солнечные лучи будут так горячи. Лето кончится, подует норд-ост, и надо будет топить печи. Люди, погруженные в свои повседневные заботы, запасали топливо на зиму.
Гласные О — е (ё) после шипящих согласных
В русской орфографии особые трудности вызывает правописание ударяемых гласных О — е (ё) после шипящих звуков Ж, ч, ш, щ, Это объясняется тем, что в одних случаях мы применяем морфологический принцип орфографии, т. е. сохраняем одинаковое написание корней родственных слов (например: Шептать — шёпот, хотя слышится iu[o]no? n), а в других случаях используем фонетические написания, т. е. как слышим, так и пишем (например: Хорошо, ножом, калачом, свечой).
Гласные О — е после шипящих
в корне слова
После шипящих Ж, ч, ш, щ под ударением в корне пишется Е (ё), хотя произносится [о], если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется Е (жёлтый — желтеть, шёлк — шелка). Поэтому пишем:
1) Вечёрка, дешёвый, жёсткий, зачёт, печёнка, причёска, решётка, учёба, чёрный, чёрт, чёрточка, чёрствый, шёпот, щёлка (от щель), Щётка (от щетина);
2) Артишок, крыжовник, мажор, обжора, шов, шок, шорох, чащоба, шорох, чопорный.
Примечания: 1. Следует различать написание существительных Ожог, поджог и глаголов Ожёг, поджег. (Люди, тушившие пожар, получили ожоги. Я ожёг себе руку.)
3) В словах иноязычного происхождения возможно написание О После шипящих в безударном слоге: Жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр.
4) В именах собственных написание О после шипящих встречается как под ударением, так и в безударном слоге, например: Жо — лио-Кюри, Жорж, Печора, Печорин, Шолохов, Щорс, Джованни, Джонатан, Джордано, Шопен, Шопенгауэр, Шостакович, Шота Руставели.
40. Перепишите данные орфограммы, размещая их в алфавитном порядке и подбирая к каждой родственное слово, в котором пишется Е.
Образец: Жены — жена, пчелы — пчела.
Прическа, дешевый, зачет, жернов, молодожены, нашептывать, печенка, пощечина, кошелка, счет, решетка, пшенный, расческа, тяжелый, чеботы, бечевка, зачес, челн, защелка, жеваный, желоб, черный, жесткий, черточка, щечка, черт, шелк, чечетка, щеголь, желудь, щелкать, шерстка, щелочь.
Гласные О — е после шипящих
в окончаниях и суффиксах
1. После шипящих под ударением пишется О, в соответствии с произношением, в следующих случаях:
1) в окончаниях имен существительных, например: Мячом, ножом, пажом, стеллажом, параличом, шалашом, межой, свечой (сравните безударные окончания: Пейзажем, престижем, плачем, овощем, баржей, тучей, ношей, пищей);
2) в окончаниях имен прилагательных, например: Чужого, большого (сравните безударные окончания: Рыжего, хорошего);
3) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, значок, ремешок), -онок (верблюжонок, галчонок, лягушонок), — онк-а (книжонка, ручонка, рубашонка);
4) в суффиксах имен прилагательных: -ов — (моржовый, камышовый), — он (с беглым О: смешон);
5) на конце (в суффиксах) наречий, например: Горячо, свежо, общо, голышом.
2. После шипящих под ударением пишется Е (ё), хотя произносится [о], в следующих случаях:
1) в окончаниях глаголов, например: Жжешь, печем, течет;
2) В глагольном суффиксе -евыва-: затушевывать, размежевывать;
3) в суффиксе отглагольных существительных -евк-: размежевка;
4) в суффиксе существительных -ер; дирижер, стажер;
5) в суффиксе страдательных причастий -ённ-, — ён — (завершённый, сокращённый; завершён, сокращён), отглагольных прилагательных -ён- (тушеный, копченый), а также в производных словах (тушенка, копчености);
6) в предложном падеже местоимения Что: о чем, на чем, А также в словах Причем, нипочем.
41. Употребите данные существительные в творительном падеже и придумайте с ними словосочетания (предложения).
Образец: Разговор с врачом утешил больного.
Врач, бич, вираж, дележ, багаж, блиндаж, баржа, бахча, биржа, борщ, грош, душ, каланча, камыш, круча, кожа, лужа, лещ, манеж, ноша, невежа, луч.
Бумаж..нка, боч..к, ноч..вка, боч..нок, внуч..к, копчености, нож..вка (пила), корч..вка, напряженность, лапш-.вник (суп), внуч..нок, волч..нок, воротнич..к, раскрепощенность, расч..тливость, граченок, печ..нка, сгущ..нка, камышевка, саж..нки, протяженность, коч..вка, лавч..нка, туш..нка (свиная), душ..нка, реч..нка, собач..нка, неза- щищ..нность, упрощ..нность, отрешенность, медвеж..нок, яблоня грушевка.
43. Перепишите веселые рифмованные строки. Объясните правописание О — е после шипящих.
Внимание! Веселое задание!
I. Чертик — чопорный пижон —
В гости прибежал с ножом!
Этот ножик вызвал шок: Черт им режет артишок.
— Артишок как кабачок, — Объясняет старичок.— А лапшевник и тушенка, И гусиная печенка, И харчо, и даже пшенка, И крыжовник, и сгущенка, Шоколадка и боржом — Все не режется ножом!
II. А жонглер принес трещотку, Шляпу, шарики и щетку, Их бросает он, играя И чечетку отбивая.
Выступает с ним девчонка — Расклешенная юбчонка, Кудри — шелк, на лобик — челка, А на блузке брошка-пчелка.
44. Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание орфограмм.
1. В этом ож..говом центре спасают людей, получивших даже самые страшные ож..ги. 2. Виктор разж..г печь, а вы поддерживайте огонь. 3. Заложник сумел бежать: он пе — реж..г веревку, которой его связали. 4. Подж..г бензоколонки — дело рук террористов. 5. Рабочие спешили: кто-то не — дож..г кирпич, а теперь недож..г кирпича сказался на его качестве, так что сбыт товара под вопросом. 6. Только опытным мастерам можно поручать разж..г газовых горелок при столь сложном оборудовании.
45. Выпишите слова с пропущенными буквами в две колонки, вставляя, где нужно, О или Е.
1. И щ..лкнул в первый раз курок (П.). 2. На глубоком месте достают с морского дна прожорливые бакланы рыбу (Сок.-Мик.). 3. Теперь березки стали большими березами, реш..тки нет, и двор весь изъезжен (С.-Щ.). 4. На рейде мы осмотрели китайскую дж..нку (Гонч.). 5. Картины эти — лубочные — деш..вка (Купр.). 6. Ты захлопни дверь покрепче, замок сам защелкнется (Гайд.). 7. Щука во время ж..ра глотает что ни попало (С.-Щ.). 8. Красивая гусеница этой прекрасной бабочки живет преимущественно на крыжовнике (Акс.). 9. Ш..пот Дереу вывел меня из задумчивости (Арс.). 10. У вузовцев была горячая пора! Они сдавали зач..ты (Эренб.). 11. Ты скоро пройдешь, мой мальчик, зеленого детства тропу и гладким зач..сом заменишь мальчишечью ч..лку на лбу (Щип.). 12. Он фыркает, как морж, разрезая воду короткими саж..нками (Н. О.). 13. IIL. pox их (мельниц) небольших ж..рновов с утра до вечера слышался в каждом доме (Буб.). 14. Становой велел посадить в холодную Кукушкина за пощ..чину лавочнику (М. Г.). 15. Просто у этих разбойников в печ..нках такое, чтобы разорять все на свете (Полев.). 16. Архип открыл фонарь, Дубровский заж..г лучину (П.). 17. Плешивый щ..голь, враг труда, над нами царствовал тогда (П.). 18. Шлак стекал по наклонному ж..лобу в котлы (Купр.). 19. Как слог твой ч..порен и бледен! (П.) 20. Девочка бережно везла на коленях кош..лочку с яйцами (Леек.). 22. Две ж..рдочки положены через поток (П.).
46. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
1. Свинья ж..луди ест, а дуба не примечает (поел.). 2. Сижу за реш..ткой в темнице сырой (П.). 3. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его. Как ш..лковая, ш..рстка (Гр.). 4. Добрый ж..рнов все смелет (поел.). 5. У кого ж..лчь во рту — тому все горько (поел.). 6. Тема прильнул к щ..лке ворот и с завистью следил за резвой толпой ребят (Гар.-Мих.). 7. В Шепелеве испокон веков жили ш..рники (Пришв.). 8. Китайский ж..нглер жонглирует шарами (А. В.). 9. Он, видать, такой же ш..фер, как и твой папанька (Шол.). 10. Ш..пот переш..л в связную речь (Т.). 11. Сухое, размеренное ш..рканье нитки в руках мастера (Кор.). 12. Я пришел к Сильвио в назначенное время и наш..л у него почти весь полк (П.). 13. Ландо везли две рыжие лошади в ш..рах (Баб.). 14. Кто-то под баян отбивал чеч..тку (Перв.). 15. В сенях был слышен осторожный ш..рох (М. Г.). 16. Мне жаль его холодного, ч..рствого сердца (Гонч.). 17. Щ..чки рдеют алым жаром (Фет). .18. С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Фед.). 19. Мне стало так жарко, что я поскорее отош..л в сторону (Л. Т.). 20. Зашумел ж..рнов, потекла из ж..лобка теплая струйка муки (Баб.). 21. Бирюк молча взял лошадь за ч..лку левой рукой (Т.). 22. И, кажется, веч..р еще бродил я в этих рощах (П.). 23. Ж..лтые гвоздики и кусты золотого шара поднимались над ш..лковой травкой, придавленной тяж..лой росой (Перв.).
47. Напишите текст под диктовку. Сверьте написанное с книжным вариантом, объясните свои ошибки.
Хорошо теперь жить в деревне, имея свое хозяйство. Встаешь с первым лучом, бежишь на речонку, поплаваешь на саженках и обратно, на ферму. Там уже работа кипит ключом. На мельнице слышен шорох жернова, грибники уже несут из чащобы кошелки с грибами, а прожорливые свиньи роют землю под дубом, выискивая желуди… Недолго вам, хрюши, гулять на свободе! Скоро из вас сделают тушенку.
Сын фермера собирается жениться, для свадьбы нужны деньги, и старичок-папаша устроит пир горой. Будут к столу и копченые окорока, и жареная печенка. Молодожены полакомятся шоколадными конфетами, запивая сладости боржомом, а гости постарше отведают жженки. Словом, не черствой корочкой здесь довольствуются новые хозяева земли и не шалашом прельщают ухажеры невест! Будет у них рай во дворце, точнее в новом доме, облицованном кирпичом, и под ондулиновой крышей.
А вокруг раскинутся новые сады: на алычовых и грушевых деревьях ветви будут ломиться от сочных плодов, и никакой листожор им не страшен с такими рачительными хозяевами. Впрочем, сад уже дает урожай: плодоносят яблони грушовки, малина и ежевика используются для наливки, из вишен и черешен делают компоты и варенье.
Завел старичок и пасеку, пчелки там жужжат весь день. Несколько бочонков меда можно гарантировать к осени.
Не везет только местным земледельцам с бахчой: в этом климате ни дыни, ни арбузы не успевают вызреть, все труды ни к чему. «Сколько ни старались уберечь бахчевые от заморозков, не выходит ничего, — рассказывает здешний старичок Кузьмич. — Не довелось ни моей старушонке, ни внучонку отведать хорошего арбуза! Ну да ниче! — говорит дед. — Как-никак живем. Вот артишоки развели на бахче, тоже хорошо. Пусть крыжовником заменят дыни, не такие ведь и обжоры!»
Смешон этот «философ» со своей крученной, все ему нипочем!
48. Запишите веселые рифмованные строки.
У Мазая, в его доме, Спит зайчонок на соломе. А в сарае есть волчонок И веселый медвежонок.
Согласный звук Ц в русском языке всегда твердый, поэтому после него звучит и пишется А (не я), У (не ю), и только в иноязычных фамилиях и географических названиях иногда встречаются отступления от этого правила (Коцюбинский, Цюрих).
Однако по традиции после Ц принято писать Е (не э), хотя после твердого согласного слышится [э]: Цель.
В зависимости от ударения в слове гласные О — е после Ц Могут чередоваться, и тогда в соответствии с произношением под ударением пишем о, в неударяемом слоге — е, например: Танцевать — танцовщик, цокать (и в производных Цокотать, цокотуха).
В некоторых заимствованных словах О пишется и в неударяемом слоге под влиянием языка-источника (герцог, меццо, скерцо).
На разных принципах орфографии основаны правила правописания гласных И — ы после Ц в корне, суффиксах и окончаниях слов.
Под влиянием традиции, вопреки произношению, в корнях слов после Ц пишется И (цитата, цифра). Это написание выделяет преимущественно заимствованные русским языком слова, на орфографию которых влияет их правописание в языке-источнике. Не подчиняются этому правилу исконно русские слова Цыпленок, цыц, на цыпочках и слово Цыган.
В окончаниях и суффиксах после Ц пищется Ы (не И) в соответствии с произношением, например: Отцы, бледнолицый, сестрицын (хотя в написании фамилий в документах могут быть исключения (ср.: Синицын — Ельцин).
49. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
I. Номер гостиниц.., циферблат часов, ц..рковой номер, администрация театра, московская милиция, дирекц..я завода, редакция газеты, новый мотоцикл, геологическая экспедиция, железнодорожная станц..я, круглолицей мальчик, жареный ц..пленок, ходить на ц..почках.
II. Ц..анистый калий, ц..клевать пол, цикличный ритм, цилиндрическая фигура, ц..ничная фраза, ц..рковая программа, циркулярная пила, мощная цитадель, цитрусовые культуры, ц..тварное семя, ц..плячий пух, цифровой набор, на ц..почках, цивилизованный мир, ц..ганский табор, сильный Ц..КЛОН.
1. Гребец, жеребец, японец, китаец, трезубец, зубец, рубец, счастливец, красавец, хлебец, продавец, певец, ревнивец, вдовец, торговец, пловец.
2. Львица, уборщица, рысца, летчица, лыжница, курица, хрипотца, гнильца, путаница, гостиница, пыльца, ветреница, красавица, пицца.
3. Деревце, селеньице, сердце, письмецо, блюдце, креслице, пальтецо, платьице, зданьице, ружьецо, вареньице, печеньице, лицо, именьице, яйцо, солнце, оконце.
51. Вставьте пропущенные гласные после буквы Ц в разных морфемах.
I. Лиц..вать пальто, танц..вать вальс, отличный танц..р, кольцевать птиц, окольц..вка птиц, гарц..вать на плацу, марганц..вая руда, промыть марганц..вкой, перц..вая настойка, перелиц..вать пиджак, перелиц..ванный пиджак, посадить в карц..р, небольшое озерц.., детское одеяльц.., полотняное полотенц.., берц..вая кость, сланц..вые разработки, слюдяное оконц.., детское платьиц.., строгая ц..нзура, ц..коль здания.
II. Состязания борц..в, герц..гский титул, глянцевая бумага, глянц..витая кора деревьев, дело с конц..м, краснолицей индеец, тронуть пальц..м, танц..вать до упаду, цыганский табор, шуба из ц..гейки, ц..клевать полы, заболеть ц..нгой, идти на ц..почках, пользоваться циркулем, цитварное семя, круглая ц..фра, ц..канье копыт.
52. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Свет мой, зеркальц..! Скажи, да всю правду доложи (П.). 2. Деревц.. своими гнездами усеяли птиц.. . 3. Издали на Степана глядеть — казачка человек вытанц..вывает (Шол.). 4. Кузнец..ва дочка таяла с каждым днем (Гладк.). 5. Старомодные домики образовали просторную кольцевидную площадь (Фед.). 6. Берега и дно реки усыпаны кварц..м (М.-П.). 7. И на приветливы Лисиц..ны слова ворона каркнула во все воронье горло (Кр.). 8. Брякнули в бандуры, ц..мбалы, и пошла потеха (Г.). 9. Ц..ганы шумною толпой по Бессарабии кочуют (П.). 10. Я опустил ц..новку, закутался в шубу и задремал (П.).
Y53. Вставьте, где нужно, недостающие буквы, раскройте орфограммы и объясните их.
Старый князь Голицын любил ра..сказывать о лете, проведенном на ви..ле под Ни..цей, на юге Франции. Он подробно описывал великолепный сад с ц..трусовыми деревьями и пышными кустами роз, старинный палац..о, в котором музицировали вечерами его друзья. Здесь собирались певцы и оркестранты, в их кругу можно было столкнуться с выдающимся д..риж..ром, виолончелистом, скрипач..м.
А какие были ночи!.. Ш..рохи тенистых ал..ей, ш..пот глянц..витых листьев м..гнолии, ар..мат кипариса…
Князь с герц.,гом был приглашен на симфонический к..нцерт. В первом отделении слушали «Итальянское каприччио» Чайковского, а во втором — «Бал..аду» Ш..пена.
После Ниц..ы — путешествие по Франции, потом — Швейцария, Ц..рих. На водах старался поправить здоровье, лечился. В Польше гостил у Ц..вловских. Там тоже музицировали. Но молодежь предпочитала оперной музыке ц..рк. Это не импонировало старому князю-эстету, даже ш..кировало его.
Возвращение в Россию было ознаменовано турн.. по Крымскому побережью Черного моря, к целебным источникам. Целое лето смена впечатлений.
Но тут надвигалось нечто экстраординарное, о чем не хочется даже вспоминать. Уж было не до музицирования, пришлось задуматься об эмиграции.
Все это не раз вспоминал князь Голиц..н, объясняя, как затем оказался за рубеж..м, вдали от России, и почему больше не отдыхает на вил..е под Ниц..ей.
1. В начале слов буквы Э и е пишутся в соответствии с произношением: Этот, эхо; есть, ехать (буква Е обозначает звук [й] плюс[э]).
2. В середине слова после согласных пишется Е (адекватный, денди, леди, стенд и др.), за исключением слов Мэр, пэр, сэр и др. и производных от них (мэрия, пэрство), А также некоторых имен собственных (Бэкон, Бэла, Улан — Удэ и др.).
Примечание. Гласная Э сохраняется после согласной буквы в приставке: Отэкзаменовать, сэкономить, в первой части сложного слова: Трехэтажный, квинтэссенция, а также в сложносокращенных словах и аббревиатурах: Политэкономия, нэп (новая экономическая политика).
3. После гласной И, как правило, пишется Е: диета, диез, реквием. Написание Э после И встречается только в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на И (полиэфирный), после приставок на И (антиэстетиче — ский).
4. После остальных гласных в соответствии с произношением обычно пишется Э: дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, силуэт.
Исключения: Проект, проекция, реестр и Др.
54. Проверьте написание приведенных ниже слов по орфографическому словарю. Употребите эти слова в словосочетаниях или предложениях, вставляя пропущенные буквы Э и Е.
Абитуриент, б..кон, мену..т, фа..тон, рекви..м, ма..стро, тра..ктория, пиру..т, кли..нт, полими..лит, и..рархия, си- лу..т, паци..нт, стату..тка, ко..ффициент, ду..т, и..роглиф, ду..нья, ало.., а..роплан, ори..нтир, ад..кватный, кашн.., стенд, д..льта, мартеновский, котт..дж, пенен.., д..нди, ау — ДИ..НЦИЯ, Сихот.. — Алинь, Пу..рто-Рико.
Написание буквы й может вызвать трудности, потому что в русском языке закрепилось различное изображение соответствующего звука в начале слова. В заимствованных словах, в иноязычных именах собственных в соответствии с произношением пишутся две буквы: Йогурт, йод, Нью-Йорк*, В русских же словах два звука, как правило, обозначаются буквой Ё (например: Ёж, ёлка, ёмкость). К тому же некоторые нерусские слова закрепились в ином написании; мы произносим и пишем Иордания, ионы и т. д.
55. Выпишите в две колонки слова с сочетанием букв Йо И Ио, запомните их написание.
Йодная настойка, Йоркшир, Иордан, йог, ионит, ионизация, Йемен, академик Иоффе, Йокосука, праздник святого Йоргена, Иоганнесбург, вкусный йогурт.
56. Вместо точек вставьте букву Й или и. Проверьте написание данных слов по словарю.
1. Верхняя часть атмосферы, насыщенная ..онами и свободными электронами, называется..оносферой. 2. Атом или группа атомов, несущая в себе электрический заряд, называется..оном. 3. Образование ..онов в какой-то среде означает..онизацию. 4. В этом хозяйстве разводят высокопродуктивную породу свиней, которые известны под названием «..орк- ширы». 5. ..еменская делегация возложила венки к памятнику. 6. В..ордании бывает очень жарко. 7. ..огурт полезен взрослым и детям.