Нн н в разных частях речи гиа
Н и НН в разных частях речи. Учебный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Агоритм и система упражнений.
Материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку по теме
Готовимся к ОГЭ. Правописание Н и НН в разных частях речи (правила и алгоритм их применения, упражнения).
Правописание Н и НН в разных частях речи – это одна из сложнейших орфограмм (представлена несколькими правилами в учебниках за 6 и 7 класс).
Чтобы воспользоваться изложенными в учебнике правилами, необходимо различать:
1)прилагательное, образованное от существительного, и прилагательное, образованное от глагола;
2)прилагательное и причастие;
Любое из слов с н-нн является звеном словообразовательного ряда.
Существительное → прилагательное (отыменное образование) →существительное, наречие
Глагол →прилагательное или причастие (отглагольное образование) → существительное, наречие
Например: истина →истинный →истинность, истинно
Взволновать →взволнованный →взволнованность, взволнованно.
Слово, от которого образовано данное, является для него исходным с точки зрения словообразования и определяющим при выборе написания н –нн
Н-НН в прилагательных и причастиях
Слово с орфограммой
Полное отыменное образование
Глагол в неопределенной форме
Полное отглагольное образование
Н-НН в существительных и наречиях, образованных от прилагательных и причастий.
Слово с орфограммой
Отыменное образование или отглагольное образование
Отыменное образование или отглагольное образование
Правила и алгоритм их применения
Правило 1. В полных отыменных образованиях пишется нн, если они образованы:
— с помощью суффикса –онн-(-енн-) (станционный, хозяйственный);
— от основы на Н с помощью –н — (чугунный, старинный);
-в остальных случаях пишется Н (лебединый, торфяной)
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный( но: безветренный, обветренный)
Правило 2. В полных отглагольных образованиях пишется НН, если они:
— на –ОВАННЫЙ (-ЕВАННЫЙ) (асфальтированный, избалованный);
-образованы от глаголов совершенного вида (надрезанный, купленный);
— образованы от глаголов несовершенного вида, но имеют при себе зависимые слова (званный мною в гости)
В остальных случаях пишется Н
Исключения: 1)кованый, жёваный, клеваный (но: закованный, кованный железом);
2)неслыханный, жеманный, желанный, медленный, невиданный, нечаянный, священный, ставленый, чванный, читанный, считанный, чеканный, нежданный, негаданный, доморощенный.
1)В кратком отыменном образовании пишется столько же Н, сколько в полном:
2)В кратком отглагольном образовании пишется Н, если в полном Н; пишется Н или НН, если в полном НН:
— значение действия – Н,
— значение качества, признака – НН
Ответы путаные →ответы путаны;
Ученицы воспитанные → ученицы воспитаны (значение действия) хорошо, ученицы милы и воспитанны (качество).
Исключение: заплаканы (глаза)
Правило 4 . В существительных и наречиях, производных от отыменных или отглагольных образований, пишется столько же Н, сколько в исходном слове:
Оживлённость ← оживлённый → оживлённо
Путаник ← путаный → путано
Вставьте пропущенные буквы; подчеркните суффикс, с помощью которого образовано слово.
1.Звучный голос нашего батальо…ого командира разбудил меня.
2.В пригородном поселке был смотр художестве…ой самодеятельности. 3.Приземистый, кривоногий офицер кричал петуши…ым голосом. 4.По кремневому лицу его прошла огне…ая искра. 5.Он достал из кармана пальто серебря…ый с чернью портсигар и вынул оттуда карточку. 6.Люди за дли…ым красным столом потеснились и дали ему место посередине. 7. Незнакомые товарищи были в кожа…ых пальто и резиновых плащах, с портфелями. 8.Её лицо, совсем ещё ю…ое, казалось сейчас очень красивым. 9.У костра, в багря…ом его полыхании, застыл, поджав ноги, рябой толстолицый человек. 10. Невольно все кровавые и таинстве…ые предания шахты всплыли в памяти Васька.
Впишите недостающие буквы, указав производящую основу слова.
1. Пальто на Васе было короткое, с оторва…ым карманом, на голове картуз, на ногах обернутые веревками валя…ые калоши. 2. Возле одного из крайних дворов сидели на свал…ых дубах казаки.3. Вечер позднего мая в густых, точно насто…ых за день тенях и запахах ударил ему в голову.4.В узенькой душной комнате с окном, повернутым к туркам и завеш…ым от соблазна ковром, сидели шесть молодых офицеров. 5. Она взглянула на меня со странным выражением удивления, смеш…ого с каким-то горьким чувством. 6.Сережа сунул Лене занош…ое в кармане бисерное письмо отца.
В полных отыменных образованиях пишется нн, если они образованы.
16.08.2018 0:53:08
2018-08-16 00:53:08
Источники:
Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/06/05/n-i-nn-v-raznyh-chastyah-rechi
Алгоритм Н и НН в разных частях речи | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, русский язык, 9 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; }
Нн н в разных частях речи гиаАлгоритм Н и НН в разных частях речиматериал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме
Алгоритм Н и НН в разных частях речи
Материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме
Алгоритм в виде блок-схемы поможет учащимся подготовиться к выполнению задания А7 в тестовой части ГИА.
Скачать:
algoritm_n_i_nn_v_raznykh_chastyakh_rechi. doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н и нн в причастиях и прилагательных.
Краткая или полная форма?
Полная Краткая как в
Нет (прил) полной
От чего образовано? 2) Есть ли зав. слово или можно Да (прич) н
Задать вопрос чем/кем?
От глагола От существительного
Слово на –ованный/-еванный? 3) Основа заканчивается на –н? Есть ли зависимое слово? Пиши –нн — ИСКЛ! Пиши нн 4) Определите суффикс.
Кованый, жеваный ИСКЛ!
Нет Да бараний ин, ан, ян онн, енн
Определите вид глагола. Пиши –нн — вороний стеклянный ветреный
СВ НСВ единый оловянный
Смышленый желанный жеманный павлиний
Названый (брат), неожиданный священный (не)виденный пряный
На названная буква пеклеванный неслыханный недреманный румяный
Приданое (сущ) сиженный нежданный слушанный свиной
Посаженый (брат), венчанный негаданный слышанный фазаний
Но посаженное дерево сыпанный нечаянный смотренный юный
Строенный невиданный чванный
Деланный (не)медленный чеканный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила.
Открытый урок русского языка «Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи»
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса.
Интерактивный тест не с разными частями речи
Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса.
Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка.
Презентация «Алгоритм Не с разными частями речи «
Презентация подготовлена к уроку русского языка в 8 классе. Помогает обобщить материал по теме, определить последовательность действий при написании не с разными частями речи.
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи» с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де.
Алгоритм Н и НН в разных частях речи
Материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме
Алгоритм в виде блок-схемы поможет учащимся подготовиться к выполнению задания А7 в тестовой части ГИА.
algoritm_n_i_nn_v_raznykh_chastyakh_rechi. doc | 34.5 КБ |
Интерактивный тест не с разными частями речи
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски.
11.09.2019 16:24:44
2019-09-11 16:24:44
Источники:
Правописание Н и НН в разных частях речи | План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; }
Нн н в разных частях речи гиаПравописание Н и НН в разных частях речиплан-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Правописание Н и НН в разных частях речи
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Обобщение и систематизация материала по теме. Урок-практикум в 11 классе. Базовый уровень. Цель – систематизировать знания учащихся выпускного класса по теме в ходе подготовки к ЕГЭ, отработать правописные навыки и навыки различения частей речи.
Скачать:
pravopisanie_n_i_nn. doc | 871 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уренгойская средняя общеобразовательная школа № 2»
Гречишникова Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Правописание Н и НН в разных частях речи.
Обобщение и систематизация материала по теме.
Урок-практикум в 11 классе. Базовый уровень
Цель – систематизировать знания учащихся выпускного класса по теме в ходе подготовки к ЕГЭ, отработать правописные навыки и навыки различения частей речи.
Обучающие – формирование языковой и лингвистической компетенций по различению наречий, кратких прилагательных и причастий, комплексное повторение правил правописания Н и НН.
Развивающие – отработка правописных навыков, навыков работы с тестами, развитие коммуникативной компетенции у школьников.
Воспитательная – развитие культурологической компетенции, работа с выразительными средствами языка.
Оборудование : мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронный тестирующий комплекс, учебники, сборники тестовых заданий, таблицы, карточки
I. Языковая разминка.
Формирование языковой и лингвистической компетенции. Повторение орфоэпических норм: расстановка ударения в словах. (Задания проецируются на экран с помощью мультимедиапроектора и выполняются устно)
вельможа, перепродажа, одежда, раджа почки, пассив, обсев, штатив двузуб, прилив, шофёр, ушанка афганка, диалог, добыча, филолог В каком ряду все слова расположены по алфавиту? (4) В каком ряду все слова имеют ударение на втором слоге?(3) В каком ряду все слова трёхсложные? (4) В каком ряду во всех словах согласные звуки глухие? (2) В каком ряду во всех словах есть звук [а]? (1) В каком ряду во всех словах есть мягкие согласные звуки? (2)
II. Комплексная работа с текстом.
Развитие языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. (Текст напечатан на карточках для индивидуальной работы)
(1)… (2) Шумели волны, вырастая в белопенные бугры. (3) Молнии с треском и грохотом рвали чёрные тучи. (4) На океан обрушивались ливни дождя, казалось, всё небо задымилось от вспышек огня, но кто-то незримый сейчас же заливал их из гигантских шлангов, густо разбрызгивая струи воды. (5) М среди этой разбушевавшейся стихии, качаясь и черпая бортами волны, шла одинокая «Олдгамия». (6) …мучились кочегары, работая в закупоренной и душной преисподней. (7) Многие из них, страдая морской болезнью, выбывали из строя и заменялись верхнепалубными матросами.
(8) После полуночи 15 мая прошли мимо таинственного острова Аога. (9) Погода улучшилась, ветер стих, и на корабле наступило долгожданное успокоение.
А. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
На следующий день, прежде чем свистать команду на уборку, боцман появился на мостике. Два дня стояла хорошая погода. Трегубов окинул взглядом свинцовую муть начинающего волноваться моря и, повернувшись к своему помощнику, поспешно заговорил: «Значит, мы находимся недалеко от Курильских островов». Трое суток свирепствовал шторм, доходивший до десяти баллов.
Б. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
Кроме того Больше всех Несмотря ни на что Благодаря этому
В. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении 7?
Многие выбывали из строя и заменялись Многие из их выбывали из строя Многие из них выбывали из строя и заменялись Многие из них выбывали из строя и заменялись верхнепалубными матросами
Г. Укажите верную характеристику девятого предложения:
Сложное с бессоюзной и сочинительной связью Сложносочинённое Сложноподчинённое Простое осложнённое
Д. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени:
Правописание Н и НН в разных частях речи
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Обобщение и систематизация материала по теме. Урок-практикум в 11 классе. Базовый уровень. Цель – систематизировать знания учащихся выпускного класса по теме в ходе подготовки к ЕГЭ, отработать правописные навыки и навыки различения частей речи.
pravopisanie_n_i_nn. doc | 871 КБ |
Цель систематизировать знания учащихся выпускного класса по теме в ходе подготовки к ЕГЭ, отработать правописные навыки и навыки различения частей речи.
15.04.2017 14:19:09
2017-04-15 14:19:09
Источники: