Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 включает 30 заданий (А1 — АЗО). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2состоит из 8 заданий (Bl — В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
Вариант 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) чЕрпать 2) апОстроф 3) кухОнный 4) сИроты А2. В каком предложении вместо слова ЖЕЛАННЫЙ нужно употребить ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ?
1) Она ЖЕЛАННЫЙ гость на международных конкурсах в Испании, США и Мексике.
2) Можно и любую мелочь превратить в самый ЖЕЛАННЫЙ дар.
3) Без преувеличения можно сказать, судак — ЖЕЛАННЫЙ трофей для любого рыболова
4) Нужно было ещё много трудиться, чтобы достигнуть ЖЕЛАННОГО результата.
АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) килограмм мандарин
2) международные договоры
3) три подружки
4)более ярко
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Начиная рассказ о себе,
1) в вечернем воздухе воцарилась звенящая тишина.
2) мне сразу вспомнилось сочинение, написанное когда-то в школе.
3) он неспешно погладил бороду и зачем-то огляделся вокруг.
4) всё внимание слушателей было сосредоточено на этом маленьком и робком человеке.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В течение трёх последних лет руководство парка неоднократно обращалось с этой просьбой к администрации города.
2) Весеннее убранство дома способствует праздничному настроению.
3) За последние полгода в городе побывали с гастролями многие известные артисты.
4) В журнале опубликована рецензия о его последней книге.
Прочитайте предложения и выполните задания А6 — АП.
(1)… (2)Впрочем, как бы к осине ни относиться, нужно исходить из того, что она растёт себе и растёт, занимая, как говорят, более семнадцати миллионов гектаров земли в нашей стране. (3)… осина — тополь, одна из разновидностей тополя, наиболее морозоустойчивая, влагоустойчивая и кислоустойчивая разновидность. (4)Кроме того, осина из всех тополей имеет самую лучшую древесину, обладающую качествами, которых не встретишь у других пород дерева. ^Наименее всех других эта древесина поддаётся червоточине и обладает свойством очень долго не гнить в воде. (б)Поэтому испокон веков на Руси, если нужен сруб для колодца или погреба, не обращаются ни к какому другому дереву, кроме как к осине.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым (1) в этом тексте?
1) Из осины делают бочки, ушаты, корыта, а также кровли, перед которыми железо не имеет практически никаких преимуществ.
2) С осиной связано много преданий и предрассудков.
3) Осиновая древесина мягкая, податливая, пилить её легко.
4) Осиновая доска со временем не желтеет, а остаётся белой, как будто её только что остругали.
А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в Третьем (3) предложении текста?
1) Вообще-то говоря, 3) К примеру,
2) Однако 4) Как сообщают,
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в Пятом (5) предложении текста?
1) древесина поддаётся и обладает
2) древесина поддаётся и обладает не гнить
3) древесина поддаётся и обладает свойством
4) древесина поддаётся червоточине и обладает свойством не гнить А9. Укажите верную характеристику Четвёртого (4) предложения текста.
1) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное предложение с различными видами связи — сочинительной и подчинительной
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова КОТОРЫХ в предложении 4.
1) союз
2)частица
3) вопросительное местоимение
4) относительное местоимение
АП. Укажите значение слова РАСТЁТ в предложении 2.
1) увеличивается в числе, в размерах
2) водится, произрастает
3) крепнет, усиливается
4) развиваясь, совершенствуется
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Территория сада была мало защище(1)а от пыли, но Чехов любил сад необыкнове(2)о и бывал счастлив, когда шёл дождь, наполнявший водой специально запасё(3)ые глиня(4)ые цистерны.
1) 1,2 2) 1,4 3)3,4 4)4
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…внина, пред…гать, попл…вок
2) пром…кашка, обл…чный, прик.-.снуться
3) посв…щение, пл…снуть, прил…скать
4) к…мыш, наклоняться, восп…минания
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ра…строиться, в…пыхнуть, бли…сидящий
2) с…грать, под…скать, вз…мать
3) пр…думать, приключение, пр…вратник
4) с…ехать, с…экономить, с…ёмный
А15. В каком ряду в обоих словах пишется буква У(Ю)?
1) готов…щийся, они КОЛ…Т
2) люб…щий, они реж…т
3) брезж…щий, они пиш…т
4) стел…щий, они кле…т
А16. В Каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. Рул…вой Б. Сговорч…вый 1)А, Б 2)А, Г 15. Зак. №258 |
В. Запасл…вый Г. Черешн…вый 3)А, В, Г 4) Г |
А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е?
И меня поразила н(1) столько её красота, сколько н(2)обыкновенное, н(3)кем н(4) виданное одиночество в глазах!
1) 1,2 2) 1,4 3) 1,2,4 4)3,4
А18. В каком из предложений оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)СВЯЗИ с этой поездкой обнаружились недостатки (В)СЛЕД — СТВИИ, проведённом накануне.
2) (В)СЛЕДСТВИЕ плохой погоды мы ТО(ЖЕ) остались в душной избушке до вечера.
3) Преображенский увидел лотки с цветами и отругал себя ЗА (ТО), что не догадался купить цветов (ЗА)РАНЕЕ.
4) Они (КАК)БУДТО сговорились — прибыли в одно и ТО(ЖЕ) время.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
На празднике в школе дети читали стихи ( ) и Дед Мороз вручал им подарки.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
От него (1) ревнивого (2) заперевшись в комнате (3) вы меня (4) ленивого (5) добрым словом вспомните (К. Симонов).
1) 1,2, 3,4, 5 2)2,3 3) 1,2,3 4) 1,2, 4, 5
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Современные романы (1) по мнению многих литературоведов (2) написаны по одному лекалу и (3) якобы (4) лишены художественных достоинств.
1) 1,2 2)3,4 3) 1,2,3,4 4) 2,3,4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания не расставлены.)
1) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла водную гладь и подтопленный лес.
2) Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков речек и прудов озёр и маленьких ручейков.
3) Ни дома ни на работе он не находил покоя.
4) Он был мыслителем и не скрывал этого.
А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Хочешь добиться уважения — начинай с себя.
1) Части бессоюзного сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе условие того, о чём говорится во второй части предложения.
3) Части бессоюзного сложного предложения значительно удалены по смыслу друг от друга.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Есть в нашей стране много красивейших мест (1) никогда не увидеть (2) которые (3) мы рискуем (4) в погоне за новомодными заграничными прелестями.
1) 1 2)2 3) 1,2,4 4) 1,3
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на*месте которых в предложении должны стоять запятые?
Отец мой говорил мне (1) что он не видывал таких хлебов (2) и (3) что в нынешний год (4) урожай отличный.
1) 1 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,4
А26. В каком предложении придаточную часть нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Одному из героев повести, который ищет смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.
2) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
3) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.
4) Дорога, по которой везли раненых, была очень ухабистой и скользкой.
А27. Прочитайте текст.
Вокруг дельфинов давно складывается много поразительных гипотез. Одну из последних выдвинул астроном Саймон Кларк, работающий в Космическом центре имени Кеннеди. По его мнению, дельфины являются коренными обитателями одной из лун Юпитера. Учёный сообщил, что самыми умными существами после человека в нашей Солнечной системе могут быть именно дельфины.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Астроном Саймон Кларк долгое время занимается изучением поведения дельфинов.
2) Дельфины являются коренными обитателями одной из лун Юпитера.
3) Учёные полагают, что дельфины могут быть самыми умными существами после человека.
4) Во всей Солнечной системе только люди и дельфины являются разумными существами.
Прочитайте текст и выполните задания А28 — АЗО; Bl — В8; С1.
(1)Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный сын. (З)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. (4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (б)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10) Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
(11)Но мало показалось снохе и этого. (12)Говорит она мужу: (13)«Чтобы и духом матери не пахло в доме. (14) Пересели её в сарай». (15)Переселил сын мать в сарай. (16)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.
(17)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. (18)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: (19)«Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». (20)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. (21)Говорит он матери: (22)«Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». (23)Идут к реке каменистым берегом. (24)Споткнулась мать о камень. (25)Рассердился сын: (26)«Что ты, мама, спотыкаешься? (27) Почему не смотришь под ноги? (28)Так мы до вечера будем идти к реке».
(29)Пришли, разделись, искупались. (ЗО)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. (31)Трепещет материнское сердце. (32)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: (33)«Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? (34)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
(35)3арыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. (Зб)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
(37)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. (38)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. (39)Не вернулась домой и мать. (40)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. (41 )И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…
(42)Такова легенда, созданная народной мудростью. (43)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
(44)Сыновняя благодарность… (45)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. (46)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. (47)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь — в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.
(По В. Сухомлинскому[**])
Социалистического Труда, автор книг по вопросам теории и методики воспитания в школьном и семейном коллективах.
А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1) Нет ничего на свете сильнее материнской любви.
2) В угоду жене-красавице сын предал свою мать.
3) Сыновняя неблагодарность — страшный порок, осуждаемый в обществе.
4) Невестка осознала свою непоправимую ошибку.
А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 9—14 представлено описание.
2) Предложения 45-46 дополняют смысл предложения 44 текста.
3) В предложениях 15—26 представлено повествование.
4) В предложениях 42—45 представлено рассуждение.
АЗО. Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
1) чёрное (предложение 4)
2) невзлюбила (предложение 6)
3) утёс (предложение 32)
4) скорбных (предложение 45)
Часть 2
Ответы к заданиям Bl — ВЗ запишите словами.
81. Из предложений 37—38 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом.
82. Из предложения 45 выпишите страдательное причастие.
83. Из предложения 42 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.
84. Среди предложений 11 — 16 найдите простое(-ые) односостав — ное(-ые) определённо-личное(-ые). Напишите его (их) номер(-а).
85. Среди предложений 44—47 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
86. Среди предложений 35—38 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
87. Среди предложений 11-18 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи усилительной частицы и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 — АЗО, Bl — В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
88. «Воспроизводя старинную легенду, Сухомлинский использует, свойственные народной речи («единственный сын», «невиданной красоты», «материнское сердце», «горькими слезами»). Много в тексте и(«показаться на глаза», «духом не пахло», «прижал к груди», «облил слезами»). Используются характерные для устного народного творчества(предложения 32, 37). Особую образность тексту придаёт(«упало… материнское сердце… встрепенулось и прошептало»)».
Список терминов:
1) фразеологизмы 5) постоянные эпитеты
2) оксюморон 6) бессоюзие
3) олицетворение 7) антитеза
4) ряды однородных членов 8) гипербола.
9) инверсия
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.