Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Единый государственный экзамен по русскому языку впер­вые за многие…

Единый государственный экзамен по русскому языку впер­вые за многие десятилетия итоговой аттестации за курс полной средней школы, хотя и опосредованно, но контролирует умения и навыки Устной речи, в частности в области фонетики и орфо­эпии. Однако в современной средней школе сложилась практи­ка подмены изучения звуковой стороны речи работой по орфо­графии, для которой и так выделяются специальное время, спе­циальные уроки.

Результатом пренебрежения к фонетике стало неразличение учащимися звуков и букв, проявляющееся прежде всего в фоне­тическом разборе как целого слова, так и отдельных звуков, его составляющих. Иными словами, ученики часто анализируют не звуки, опираясь на законы Устной речи, а буквы, которые ус­ловно изображают их В письменной речи. Так, с заданием ЕГЭ «В каком слове букв (звуков) больше (меньше), чем звуков (букв)?» справились в среднем от 50% выпускников. Ещё хуже обстоят дела, если среди четырёх слов нужно найти такое, в ко­тором встречается определённый согласный звук, особенно если речь идёт о шипящем. Пример: «В каком слове произносится твёрдый глухой шипящий согласный?» Верно задание выполни­ли 45% учащихся, хотя известно, что шипящих согласных в русском языке только 4 (их перечень просто нужно знать), и все они обладают таким фонетическим качеством, как непарность либо по одному параметру (твёрдость — мягкость, глухость — звонкость), либо сразу по двум, указанным в скобках.

При подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ следу­ет обращать внимание на различение звуков и букв, ориентиро­вать учащихся на выполнение упражнений, связанных с разли­чением гласных и согласных звуков, проведением частичного и полного фонетического разбора слов, характеристикой гласных звуков по двум параметрам (гласный; ударный или безудар­ный), а согласных по трём (согласный; твёрдый или мягкий; глухой или звонкий). При анализе слова необходимо соблюдать

Определённый порядок фонетического разбора: от Звука к букве, а не наоборот. Несомненно, Устная форма работы должна быть на уроках фонетики преобладающей, доминирующей. Напри­мер, проводя фонетический анализ слова, учащиеся должны много раз произносить слова, вслушиваясь в конкретные звуки, которые их составляют, и опираясь на знание основных фонети­ческих законов русского языка: Неразличение опав безударных слогах («аканье»); Редукцию других гласных звуков в безудар­ной позиции первой и второй степени; Оглушение звонких со­гласных в абсолютном конце слова или перед следующими глу­хими согласными; Озвончение глухих согласных перед следую­щими звонкими согласными.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Уровень подготовки выпускников средней школы по дан­ным разделам измеряется двумя заданиями ЕГЭ.

Задание по морфемике проверяет Базовые умения опознава­ния и вычленения нужного аффикса или нахождение слова с оп­ределённым морфемным составом. Успешность выполнения со­ставляет от 40 до 80—90% в зависимости от подбора слов той или иной части речи. Так, в одном из вариантов (49% выполне­ния) требовалось из слов Овощной, замёрзший, обнюхивая, пере­прятанный выбрать такое, которое состоит из приставки, кор­ня, одного суффикса и окончания. В данном конкретном случае школьники, получившие нулевой результат, «не знали», что в первом слове нет приставки, в третьем — есть два суффикса и нет окончания, а в четвёртом — имеются два суффикса. Низкие же результаты вообще можно объяснить формальным подходом учеников к разбору слова по составу, незнанием морфологиче­ских особенностей некоторых частей речи и форм (причастий, деепричастий, наречий…), отождествлением понятий «нулевое окончание» — «отсутствие окончания», «словообразующие аф­фиксы» — «формообразующие аффиксы».

Словообразование на экзамене представлено заданием повы­шенной трудности (задания части В, с кратким ответом), тре­бующим выписать из отрывка текста слово, образованное тем или иным способом, или, наоборот, определить и записать спо­соб образования предложенного слова. Невыполнение упомяну­того задания объясняется, как правило, незнанием сущности ос­новных способов словообразования в русском языке, особенно приставочно-суффиксального и бессуфиксного, игнорировани­ем морфологической составляющей русского словообразования.

Наиболее сложным для определения является приставочно­суффиксальный способ образования, который заключается в том, что к исходной основе одновременно добавляется пристав­ка и суффикс:

По—Ь Дорог а + —ник( ) — > подорожник

Под—F Бород а Н—— Ок( ) — > подбородок

Под—I — Одеял о Н Ник( ) — >пододеяльник при—Ь Мор е Н—Ск(ий) — > приморский без— + билет + —н(ый) — > безбилетный

В русском языке немало имён существительных, образован­ных бессуффиксным способом. Такие слова образуются от глаго­лов и имён прилагательных:

Выход итъ — > выход

Удар ять — > удар

Проруб итъ — > прорубь

Глуб окий — > глубь

Uiup окий — > ширь дик ий — > дичь

Как видно из примеров, при образовании этих существитель­ных к исходной основе н е добавляется суффикс, а наоборот, о т — брасывается вместе с окончанием глагола и прилагательно­го. Вот почему этот способ образования слова называется бессуф­фиксным. Напоминаем, что таким способом образуются только имена существительные.

Чтобы не допускать ошибок в морфемном и словообразова­тельном анализе, верно опознавать слово с определённым набо­ром морфем в предложении или тексте, учащиеся должны чётко усвоить, что Разбор слова по составу является разновидностью Смыслового анализа, в ходе которого вычленяются значимые части слова, то есть морфемы, а также результатом Словообразо­вательного анализа, заключающегося в установлении последо­вательности и особенностей образования того или иного слова. Важно сформировать умение устанавливать слово, от которого образовано данное, выделять словообразующий «кирпичик», аффикс. Предстоит приложить немалые усилия для установле­ния словообразовательных отношений между однокоренными словами, для восстановления всех звеньев словообразователь­ной цепочки с учетом строгой последовательности образования слова.

Решить поставленные задачи, кроме всего прочего, помогут авторитетные словари, без которых не обойтись во время изуче­ния данного раздела в школе и при подготовке к ЕГЭ по русско­му языку. Назовём эти книги.

А. Н. Тихонов «Словообразовательный словарь русского язы­ка» (в двух томах, с 1985 года). Это первый большой гнездовой словообразовательный словарь русского языка. Рекомендует­ся использовать учителю для самообразования и подготовки к урокам.

А. Н. Тихонов «Морфемно-орфографический словарь русско­го языка. Русская морфемика» (1996 год). Данный словарь со­вмещает параметры сразу двух словарей — морфемного и орфо­графического. В словах отмечены все морфемы, входящие в со­став каждого из них. Словарь адресован как учителю, так и ученику.

А. Н. Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка» (с 1991 года). Словарь, адресованный учащим­ся средней школы, содержит сведения о том, как образуются слова в нашем языке, показывает, какими словообразователь­ными средствами это осуществляется.

З. А. Потиха «Школьный словарь строения слов русского языка» (с 1987 года). Обращаясь к данному словарю, учащиеся могут узнать о том, из каких значимых частей состоит искомое слово и его производные, при помощи каких морфем они образо­ваны.

В заключение этой части комментариев следует заве­рить учителей, других заинтересованных лиц, что разработчики КИМов никогда не включают в задания ЕГЭ примеров, по кото­рым нет единого мнения как у лингвистов, так и у методистов — создателей федеральных УМК по русскому языку. Примени­тельно к разделу «Морфемика и словообразование» это, напри­мер, статус морфем -тпъ, — ши, ~ся в глаголах.

ОРФОГРАФИЯ

Каждый раздел орфографии представляет собой систему ча­стных правил, реализующих тот принцип написания, который является ведущим каждого из разделов. В связи с этим систему основных правил правописания можно представить следующим образом.

Правописание морфем

Корень

Правописание безударных проверяемых гласных в корнях слов.

Правописание безударных непроверяемых гласных в корнях слов.

Правописание корней с чередованием гласных.

Правописание Е или Э в заимствованных словах.

Правописание Ы или И в корне после приставки.

Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в корнях слов.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов.

Правописание удвоенных согласных в корнях слов.

Приставка

Правописание неизменяемых на письме приставок.

Правописание приставок на 3-/С-.

Правописание приставок ПРИ — и ПРЕ-.

Суффикс

Суффиксы имен существительных

Правописание суффиксов -ЧИК — и — ЩИК — в существитель­ных со значением лица.

Правописание суффиксов -ЕК — и — ИК — в именах существи­тельных со значением уменьшительности.

Правописание суффиксов -ЕЦ — и — ИЦ — в именах существи­тельных со значением уменьшительности.

Правописание буквенного сочетания — ИЧК — и — ЕЧК — в име­нах существительных.

Правописание буквенного сочетания — ИНК — и — ЕНК — в име­нах существительных.

Правописание буквенного сочетания — ИЧК — и — ЕЧК — в име­нах существительных.

Правописание буквенного сочетания — ИНК — и — ЕНК — в име­нах существительных.

Суффиксы имён прилагательных

Правописание суффиксов -ИВ — и — ЕВ — в именах прилагатель­ных.

Правописание суффиксов -К — и — СК — в именах прилагательных.

Образование степеней сравнения имен прилагательных и на­писание суффиксов.

Суффиксы глаголов

Правописание суффиксов -Е — и — И — в глаголах с приставкой ОБЕЗ — (ОВЕС-).

Правописание суффиксов -ОВА — (-ЕВА-) и — ЫВА — (-ИВА-) в глаголах.

Суффиксы причастий

Образование причастий и написание суффиксов.

Правописание Н и НН в полных именах прилагательных и причастиях.

Правописание Н и НН в кратких именах прилагательных и причастиях.

Суффиксы наречий

Правописание суффиксов -О и — А в наречиях.

Суффиксы разных частей речи

Правописание — Н — и — НН- в наречиях на — О (-Е) и именах су­ществительных.

Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в суффиксах слов разных частей речи.

Правописание соединительной гласной в сложных словах, первая часть которых образована от числительных.

Окончание

Окончания имён существительных

Правописание окончаний -Е и — И в именах существительных.

Правописание окончаний в именах существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами — УШК- (-ЮШК-), — ЫШК — (-ИП1К-).

Правописание окончаний в именах существительных с уве­личительным суффиксом — ИЩ-.

Окончания имён прилагательных и причастий

Правописание окончаний в именах прилагательных и при­частиях.

Окончания глаголов

Правописание личных окончаний глаголов.

Правописание — ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

Окончания в словах разных частей речи

Правописание Е (Ё) и О после шипящих и Ц в окончаниях слов разных частей речи.

Написания, требующие различения морфем

Правописание О и Е после шипящих и Ц (обобщающее пра­вило).

Правописание ЦЫ и ЦП в словах.

Правописание слов с ЬиЪ

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных.

Правописание Ь после шипящих.

Правописание разделительных Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания

Различение морфемы и слова

Различение на письме приставки НЕ — и частицы НЕ.

Различение на письме приставки НИ-, частицы НИ и союза НИ.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Различение приставки и предлога.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Различение союза и созвучного сочетания слов.

Написание сложных слов

Образование сложных имен существительных и их написание.

Образование сложных имен прилагательных и их написание.

Слитное или дефисное написание слов с ПОЛ-.

Слитное или раздельное написание числительных.

Употребление дефиса в словах разных частей речи.

Правописание морфем

Самый большой раздел русской орфографии связан с Право­писанием морфем. В этом разделе больше всего правил, и их ча­ще всего приходится употреблять на письме. Дело в том, что по­давляющее большинство слов имеет хотя бы одну орфограмму в одной из морфем: в корне, приставке, суффиксе или окончании.

Проверка орфографических навыков традиционно входит в систему итоговой аттестации. Не стали исключением и кон­трольные измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку. В заданиях с выбором ответа проверяется в первую очередь уме­ние применять орфографические правила.

Анализ результатов ЕГЭ за прошедшие годы показал, что участники ЕГЭ решают орфографические задания лучше, чем задания, посвящённые другим разделам школьного курса по русскому языку. При этом следует иметь в виду, что задания в первой части работы проверяют состояние орфографических умений, а не практическую грамотность, в основе которой лежат автоматизированные навыки письма.

Правописание корней

В последние годы ухудшилась результативность выполне­ния задания на правописание безударной гласной в корне сло­ва — средний процент снизился с 76 до 63% . Поскольку право­писание корней изучается в школе на протяжении нескольких лет, то можно предположить, что ряд экзаменуемых плохо отли­чает корни с историческим чередованием Кас-/кос-, гар/гор — (а именно задания с этими корнями решались хуже — 49—50% выполнения), где невозможно проверить гласную букву корня ударением, от корней с безударными проверяемыми гласными корня. В то же время корни с чередованием Бер-/бир , пер-/пир — Не вызывают подобных трудностей (80% выполнения).

Задания теста проверяют умение экзаменуемых опознавать проверяемые безударные гласные в корне, отличать эту орфо­грамму от других случаев правописания гласных в корнях. Такие задания чрезвычайно важны: в методической литературе давно признано, что ошибки в написании безударных гласных корня — одни из наиболее частотных. Анализируя примеры в задании, эк­заменуемый должен соотнести корень с безударными гласными каждого из трёх слов в ряду с ударным видом того же корня, на­пример: Погасить — гасит, верхушка — верх, сближаясь — близ­ко, ближний. Таким образом основная задача учителя — научить подбирать проверочные слова, при этом важно помнить, что именно семантика объединяет ударный и безударный варианты одного и того же корня, и обращать на это внимание учащихся. Кроме того, следует напомнить, что в русском языке в некоторых корнях существует чередование гласных и такие гласные не про­веряются ударением. Например, в слове Изложение не стоит про­верять букву О ударением: хотя мы можем подобрать слово Изло­жит, выбор между буквами О и А в корне -лаг-/-лож- не зависит от ударной или безударной позиции. Так, в ряду Прик… сновение, компетентный, трепетать (8% экзаменуемых выбрали этот ряд в качестве верного ответа) первое слово содержит корень с че­редованием, а во втором — непроверяемая гласная, которую нуж­но помнить, и только в третьем слове к безударному корню можно подобрать проверочное слово, где тот же корень находится под ударением (трепетать — трепет).

Важно, что проверяемые гласные могут встречаться и в кор­нях заимствованных слов (пер..одика — период), поэтому нельзя ориентировать учащихся на происхождение слова при решении подобных заданий. Например, 9% экзаменуемых выбрали в ка­честве верного ответа (указали ряд слов, где во всех словах про­пущена безударная проверяемая гласная корня) ряд Стилисти­ческий, педагогический, заниматься и совершили ошибку: про­веряемые гласные были пропущены только в первых двух словах, а в последнем чередуются буквы Я и ИМ, проверить И ударением невозможно.

Динамика результатов выполнения заданий, посвящённых орфограмме «Употребление гласных букв 0/Е (Ё) после шипя­щих иЦ», достаточно положительная, однако и здесь учащиеся допускают ошибки. По-видимому, это связано с тем, что данная орфограмма изучается в период 5—7 классов фрагментами. На­помним, что в корне слова под ударением буква Ё пишется после шипящих, если в этом корне происходит чередование Ё и Е: Щётка — щетина, дешёвый — дёшево, зачётка — зачесть и т. д. Если такого чередования нет, пишется О: Шорох, чопорный, шомпол, мажор, шоковый и т. д. (в заимствованных словах в кор­не после шипящих и Ц всегда пишется О).

Правописание приставок

Эта группа заданий направлена на проверку умения экзаме­нуемых правильно писать наиболее часто встречающиеся в рус­ском языке приставки, а также в некоторых случаях употреблять буквы Ы/И в начале корня в зависимости от приставки, стоящей перед ним. Как правило, низкий процент выполнения связан с за­даниями, где ответом является ряд слов с приставками ПРЕ — /ПРИ-, представляющими значительную трудность для учащих­ся. Так, всего 53% экзаменуемых выбрали в качестве правиль­ного ответа ряд Превращение, преувеличить, преогромный, не­смотря на то что в приведённом примере все слова широко упот­ребительны. 29% экзаменуемых выбрали в качестве верного следующий ряд: Избрать, несгибаемый, разбросать, однако в русском языке нет приставки з-. Орфограмма «употребление И/Ы в начале корня после приставок» также вызывает опре­делённые трудности: 15% экзаменуемых решили, что в словах Подыгрывать, беспроигрышный, наигрыш пишется одна и та же буква. В этих же заданиях встречаются ряды слов, где надо вы­брать между Ъ и Ь знаками: 46% экзаменуемых решили, что в ряду Необъятный, собезьянничать, предъявить пишется одна и та же буква, тогда как в корне слова (в данном случае — собезьян­ничать) пишется Ь, а не Ъ знак. Заметим, что все слова ряда вхо­дят в школьный минимум, не являются редкими или малоупот­ребительными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *