Рубрики
ОГЭ по Обществознанию

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите…

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер за­дания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Ответами к заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (слово­сочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответст­вии с приведёнными в бланке образцами.

1. Какие из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании право­вого государства?

Законодательная инициатива, единая идеология; верховенство права; разделение вла­стей; федеративное устройство.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

2. В одном из своих значений понятие «природа» — это

1) всё, что окружает человека

2) естественная среда обитания людей

3) одна из сфер общественной жизни

4) комплекс внешних объектов, доступных наблюдению

Ответ:

3. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Одним из видов трудовой деятельности является интеллектуальная деятельность. Б. В деятельности происходит самореализация личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

4. Моральные нормы в отличие от правовых

1) регулируют отношения между людьми

2) не предполагают применения санкций

3) не имеют обязательной формы выражения

4) оценивают поступки членов общества

Ответ:

5. Верны ли следующие суждения о науке?

А. На современном этапе наука превратилась в производительную силу общества.

Б. Научные открытия всегда находят практическое применение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

6. Столкнувшись с нехваткой средств на неотложные нужды, люди обращаются за кредитом в банк или займом в микрофинансовую организацию, в которой их привлекает быстрое оформление займа по упрощённой схеме. Вместе с тем ставка кредитования в такой орга­низации очень велика. Если заёмщик не возвращает долг с процентами в срок, начинает действовать система штрафов, что ещё более увеличивает задолженность.

Как можно снизить риски займа в микрофинансовой организации?

Укажите два любых условия.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

7. Функцией коммерческого банка является

1) участие в денежной эмиссии

2) установление ключевой ставки

3) хранение сбережений физических лиц

4) хранение золотовалютных запасов государства

Ответ:

8. В стране Z наблюдается устойчивый рост цен на товары и услуги. Это проявление

1) инфляции

2) действия закона предложения

3) рецессии

4) глобализации

Ответ:

9. Верны ли следующие суждения о факторах производства?

А. Проблема ограниченности факторов производства затрагивает только экономически развитые страны.

Б. Доход владельца фактора производства «земля» называется прибылью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Один из социологов отметил, что неравенство — это критерий, при помощи которого мы можем разместить одни группы выше или ниже других. О каком социальном явлении рас­суждает этот социолог?

1) социальном контроле

2) социальном партнёрстве

3) социальной мобильности

4) социальной стратификации

Ответ:

11. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение всегда вызывает негативную реакцию членов общества.

Б. Отклоняющимся называется поведение, нарушающее законодательство.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ:

12. В 2000, 2010 и 2018 гг. в стране Z проводился социологический опрос. Предлагалось отве­тить на вопрос: «От чего в большей степени зависит благополучие человека?» Полученные сравнительные данные (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

Варианты ответов

2000 г.

2010 г.

2018 г.

От самого человека

37

37

33

От того, насколько справедливо устроено общество

57

58

64

Затрудняюсь ответить

6

5

3

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опро­шенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

13. Правительство Российской Федерации представляет ветвь власти

14. Верны ли следующие суждения о политическом участии?

А. Одной из форм политического участия является вступление в политическую партию.

Б. Право участвовать в выборах законодательного органа и органов местного самоуправ­ления имеют все граждане РФ, которые достигли 14 лет и получили паспорт.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

15. Установите соответствие между видами товаров и их примерами: к каждому элементу пер­вого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ТОВАРОВ

A) руды металлов 1) средства производства

Б) станки и оборудование 2) предметы потребления

B) мебель

Г) обувь

Д) газ для бытовых нужд

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

16. Чем преступление отличается от проступка?

1) является виновным деянием

2) является противоправным деянием

3) совершается умышленно

4) имеет наибольшую общественную опасность

Ответ:

17. Вере 17 лет. Как студентка педагогического университета она получает стипендию, кото­рой самостоятельно распоряжается. C достижением 18 лет её дееспособность расширится. Она получит право

1) заключать трудовой договор

2) распоряжаться своим банковским вкладом

3) участвовать в выборах в органы государственной власти

4) продолжать образование

Ответ:

18. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах РФ?

А. Одной из функций Прокуратуры РФ является надзор за исполнением законов.

Б. Адвокатура входит в систему органов государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

19. Государство Z является президентской республикой. Оно соседствует с государством Y, являющимся парламентской республикой. Сравните формы государственного правления, упомянутые в условии задания: президентскую республику и парламентскую республику.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) является способом организации государственной власти

2) правительство несёт ответственность перед законодательным собранием

3) высшие органы власти избираются на строго определённый срок

4) президент является главой исполнительной власти

Черты сходства

Черты различия

20. Заполните пропуск в таблице.

Моральная категория

Сущность моральной категории

Способность личности к самооценке совершённых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности

Моральный долг

Осознанная ответственность перед обществом или социальной группой, выполнение требований, которые ставит общество перед человеком

Ответ:____________________________

Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записы — вайте чётко и разборчиво.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путём свободных выборов. Она вносит поправки в конституцию, утверждает госу­дарственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов вла­сти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные и другие органы власти подконтрольны избирателям посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов.

В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парла­мент, который бывает двухпалатным и однопалатным. В ряде стран существует так называемая двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате пря­мых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности.

Исполнительно-распорядительная власть отличается динамизмом, повышенной воспри­имчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Исполнительно­распорядительная деятельность должна быть основана на законе и осуществляться в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом.

Судебная власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структу­ру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, на­правления её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни обществ. Суд призван быть защитником права, пресекая его нарушения.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь не идёт об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременно тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

В нашей стране высшим законодательным и представительным органом власти является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Конституционный статус Президента чётко очерчен: он не только выводится за рамки трёх вла­стей, но и становится над ними. Он не назван главой исполнительной власти, но объём полно­мочий свидетельствует о его фактическом верховенстве в этой сфере. Закреплены его чрезвы­чайные единоличные полномочия в таких, в частности, вопросах, как отставка Правительства, регулирование внешней политики и др.

(Г. Н. Смирнов)

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и оза­главьте каждый из них.

22. Как формируется законодательная власть в демократическом государстве? Что автор по­нимает под двухпалатной парламентской системой? Как автор определяет конституцион­ный статус Президента в нашей стране?

23. Автор пишет о тесном взаимодействии различных ветвей власти друг с другом, осуществ­ляемом в пределах их полномочий. Используя текст, привлекая обществоведческие зна­ния, конкретизируйте этот вывод тремя примерами.

24. Существует точка зрения, согласно которой право избирать депутатов в Государственную Думу должно предоставляться гражданам по достижении ими 21 года, а не с 18 лет, как сейчас. Её сторонники считают, что в этом случае выбор среди кандидатов будет более ос­мысленным и взвешенным. Опираясь на обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите два аргумента в пользу сохранения существующего порядка.

Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующе­го задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *