Рубрики
ЕГЭ по Литературе

Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9. Лошади тронулись, колокольчик…

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…

«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. «Ба­тюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. — «Не покинь меня на старос­ти лет посреди этих мошен…» — А, старый хрыч! — сказал ему Пуга­чев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич уса­живаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призри л и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану».

Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным наме­ком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.

Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения… Я ду­мал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и ко­торый по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных при­вычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом… Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом…

Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:

«О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»

— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и сча­стие всей моей жизни зависит от тебя.

«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»

Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласил­ся», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».

Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его ос­поривать, и не отвечал ни слова…

— А ты полагаешь идти на Москву?

Самозванец несколько задумался и сказал вполголоса:

Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою.

— То-то! — сказал я Пугачеву. — Не лучше ли тебе отстать от них са­мому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни?

Пугачев горько усмехнулся.

— Нет, — отвечал он, — поздно мне каяться. Для меня не будет поми­лования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гриш­ка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.

— А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, со­жгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!

— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Рас­скажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая кал­мычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего на все только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кро­вью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?

— Затейлива, — отвечал я ему. — Но жить убийством и разбоем зна­чит по мне клевать мертвечину.

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути…

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а за­тем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

К какому роду литературы принадлежит произведение?

Ответ:•

Куда отправились герои фрагмента?

Ответ: •

подпись: 3.подпись: 4.подпись: 6.подпись: 7.Укажите, в каком веке происходят изображенные события.

Ответ: .

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фи­гурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую пози­цию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Гринев

Б) Пугачев

1) сопровождает освобожденную из Белогор­ской крепости Машу домой

В) Савельич

2) избегает тюрьмы и каторги, помилованный императрицей

3) отправлен на поселение в Сибирь

4) осужден на смертную казнь

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А

Б

В

Как называется жанр повествования от лица автора о реальных со­бытиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?

Ответ: .

Укажите название композиционного элемента текста, который за­нимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое об­щение персонажей.

Ответ: .

Укажите название изобразительного средства: «унылая песня», «по гладкому зимнему пути» и др.

Ответ: — .

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный от­вет на вопрос (примерный объём — 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произве­дения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведе­ния разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произ­ведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и со­поставьте произведения с предложенным текстом в заданном направле­нии анализа.

Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируй­те высказывание критика: «Постоянная готовность, не рискуя пона­прасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, де­лает дворянина Гринева до конца свободным».

9. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?

Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 10-16.

В горнице

В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, Молча принесет воды…

Красные цветы мои В садике завяли все. Лодка на речной мели Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень, Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы, Думать о своей судьбе, Буду до ночной звезды Лодку мастерить себе…

Н. Рубцов

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а за­тем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

10. Укажите имя русского поэта начала XX века, традиции которого нашли воплощение в лирике Н. Рубцова.

Ответ: __________________________________________

11. Какому поэтическому жанру, отличающемуся воссозданием на­строения грусти, светлой печали, близко это стихотворение?

Ответ: .

12. Какая рифма используется во всех строфах стихотворения?

Ответ: .

13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художест­венных средств и приемов, использованных поэтом в третьей и чет­вертой строфах данного стихотворения.

1) метафора

2) оксюморон

3) ирония

4) эпитет

5) анафора

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последова­тельности и перенесите в бланк ответов № 1.

14. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

Ответ: .

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный от­вет на вопрос (примерный объём — 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произве­дения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведе­ния разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произ­ведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и со­поставьте произведения с предложенным текстом в заданном направле­нии анализа.

Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

подпись: 15.
16.
Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

Какие фольклорные традиции использует Н. Рубцов в своем творчестве и кто из русских поэтов обращался к фольклору?

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­женных тем сочинений (17.1-17.3).

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а за­тем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведе­ния (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трех стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произве­дения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1. В чем причина «хандры» Онегина (по роману А. С. Пушкина «Евге­ний Онегин»)?

17.2. Можно ли утверждать, что в романе «Отцы и дети» изображен кон­фликт разных поколений в семье?

17.3. Почему М. А. Шолохов отказывается от героизации своего героя в рассказе «Судьба человека»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *