Рубрики
ЕГЭ по Литературе

Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент…

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1—B7; С1—С2.

Чичиков, как уж мы видели, решился вовсе не церемониться и пото­му, взявши в руки чашку с чаем и вливши туда фруктовой, повел такие речи:

— У вас, матушка, хорошая деревенька. Сколько в ней душ?

— Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, — сказала хозяй­ка, — да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни. <...>И умер такой всё славный народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: все такая мелюзга; а заседатель подъ­ехал — подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати <...>

— На все воля божья, матушка! — сказал Чичиков, вздохнувши, — против мудрости божией ничего нельзя сказать… Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

— Кого, батюшка?

— Да вот этих-то всех, что умерли. <...>

— Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?

Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.

— Да на что ж они тебе? — сказала старуха, выпучив на него глаза.

— Это уж мое дело. <...>

— Право, не знаю, — произнесла хозяйка с расстановкой. — Ведь я мертвых никогда еще не продавала.

— Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-ни­будь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?

— Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.

«Ну, баба, кажется, крепколобая!» — подумал про себя Чичиков.

— Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покой­ников. <...>Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того. они больше как-нибудь стоят. <...>

«Эк ее, дубинноголовая какая! — сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. — Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, выступив­ший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и го­сударственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка.

(Н. В. Гоголь «Мертвые души»)

81. Укажите литературный род, к которому принадлежит это произве­дение.

Ответ: .

82. подпись: ответ: .
в3. установите соответствие между персонажами, фигурирующими в тексте «мертвых душ», и фрагментами их описаний.
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую по-зицию из второго столбца.
персонажи черты характера
a) плюшкин 1) «исторический человек»
б) ноздрев 2) «прореха на человечестве»
b) чичиков 3) «господин средней руки»
4) «сахар медович»

Ответ запишите цифрами в таблице.

 

подпись: в4 iКак сам Н. В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?

А

Б

В

84. В бланк ответа впишите термин, которым обозначают слова и формы разговорной речи, придающих речи героев грубоватый, стилистиче­ски сниженный оттенок: «нешто», «крепколобая баба», «поди ты» и т. д.

Ответ: .

85. Укажите термин, с помощью которого создается образ помещицы: «крепколобая», «дубинноголовая»?

Ответ: .

86. Как называется разговор двух (или более) героев между собой в ху­дожественном произведении?

Ответ: .

87. Какое художественное средство характеристики использует автор, называя своих героев Коробочкой, Маниловым, Собакевичем и т. д.?

Ответ: .

Для выполнения заданий С1—С2 используйте бланк ответов № 2. За­пишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.

С1. Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замы­сла?

С2. В каких произведениях русских писателей можно встретить жа­ждущих наживы героев? Сопоставьте их с героями поэмы Гоголя «Мертвые души».

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8—B12; С3—С4.

* * *

Сердце бьется ровно, мерно, Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной — И в руке твоей навеки Неоткрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес. В миг, когда над Летним садом Месяц розовый воскрес —

Мне не надо ожиданий У постылого окна И томительных свиданий, Ах, любовь утолена.

Ты свободен, я свободна, Завтра лучше, чем вчера — Над Невою темноводной, Под улыбкою холодной Императора Петра.

(А. Ахматова, 1913)

При выполнении заданий В8—В12 запишите ваш ответ в виде сло­ва или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и ка­вычек.

88. Определите стихотворный размер. Ответ: .

89. Определите тип рифмовки 1—4 строф. Ответ:

810. К какому поэтическому течению начала XX века традиционно отно­сят раннее творчество А. Ахматовой?

Ответ: .

подпись: в11 iподпись: в12 iподпись: с3 i i

с4 i i

811. Какой художественный прием неоднократно использовала поэтесса (например, во второй строчке второй строфы и в первой сточке по­следней строфы)?

Ответ: .

812. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художест­венных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) антитеза

2) сравнение

3) метафора

4) эпитет

5) аллитерация

Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания.

Для выполнения заданий С3—С4 используйте бланк ответов № 2. За­пишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на во­прос в объеме 5—10 предложений.

С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А. А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?

С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминут­ным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?

Часть 3

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, при­влекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности рас­крывая собственное видение проблемы.

С5.1. В чем различие «в движении к истине» Пьера и Андрея (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)?

С5.2. В чем необычность изображения мира природы в лирике Тютчева?

С5.3. Как в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» раскрывается тема воинского подвига?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *