Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1—B7; С1—С2.
Чичиков, как уж мы видели, решился вовсе не церемониться и потому, взявши в руки чашку с чаем и вливши туда фруктовой, повел такие речи:
— У вас, матушка, хорошая деревенька. Сколько в ней душ?
— Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят, — сказала хозяйка, — да беда, времена плохи, вот и прошлый год был такой неурожай, что боже храни. <...>И умер такой всё славный народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: все такая мелюзга; а заседатель подъехал — подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати <...>
— На все воля божья, матушка! — сказал Чичиков, вздохнувши, — против мудрости божией ничего нельзя сказать… Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
— Кого, батюшка?
— Да вот этих-то всех, что умерли. <...>
— Да как же? Я, право, в толк-то не возьму. Нешто хочешь ты их откапывать из земли?
Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.
— Да на что ж они тебе? — сказала старуха, выпучив на него глаза.
— Это уж мое дело. <...>
— Право, не знаю, — произнесла хозяйка с расстановкой. — Ведь я мертвых никогда еще не продавала.
— Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?
— Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.
«Ну, баба, кажется, крепколобая!» — подумал про себя Чичиков.
— Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников. <...>Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того. они больше как-нибудь стоят. <...>
«Эк ее, дубинноголовая какая! — сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. — Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!» Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка.
(Н. В. Гоголь «Мертвые души»)
81. Укажите литературный род, к которому принадлежит это произведение.
Ответ: .
82.
|
Как сам Н. В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»?
А |
Б |
В |
84. В бланк ответа впишите термин, которым обозначают слова и формы разговорной речи, придающих речи героев грубоватый, стилистически сниженный оттенок: «нешто», «крепколобая баба», «поди ты» и т. д.
Ответ: .
85. Укажите термин, с помощью которого создается образ помещицы: «крепколобая», «дубинноголовая»?
Ответ: .
86. Как называется разговор двух (или более) героев между собой в художественном произведении?
Ответ: .
87. Какое художественное средство характеристики использует автор, называя своих героев Коробочкой, Маниловым, Собакевичем и т. д.?
Ответ: .
Для выполнения заданий С1—С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.
С1. Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла?
С2. В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев? Сопоставьте их с героями поэмы Гоголя «Мертвые души».
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8—B12; С3—С4.
* * *
Сердце бьется ровно, мерно, Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда.
Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной — И в руке твоей навеки Неоткрытый веер мой.
Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес. В миг, когда над Летним садом Месяц розовый воскрес —
Мне не надо ожиданий У постылого окна И томительных свиданий, Ах, любовь утолена.
Ты свободен, я свободна, Завтра лучше, чем вчера — Над Невою темноводной, Под улыбкою холодной Императора Петра.
(А. Ахматова, 1913)
При выполнении заданий В8—В12 запишите ваш ответ в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
88. Определите стихотворный размер. Ответ: .
89. Определите тип рифмовки 1—4 строф. Ответ:
810. К какому поэтическому течению начала XX века традиционно относят раннее творчество А. Ахматовой?
Ответ: .
811. Какой художественный прием неоднократно использовала поэтесса (например, во второй строчке второй строфы и в первой сточке последней строфы)?
Ответ: .
812. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) антитеза
2) сравнение
3) метафора
4) эпитет
5) аллитерация
Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания.
Для выполнения заданий С3—С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.
С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А. А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?
С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?
Часть 3
Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
С5.1. В чем различие «в движении к истине» Пьера и Андрея (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)?
С5.2. В чем необычность изображения мира природы в лирике Тютчева?
С5.3. Как в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» раскрывается тема воинского подвига?