Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1—А24) обведитекружком номер Правильногоответавэкзаменационнойработе.
А1 Какой метод биологии используется при определении жизненной ёмкости лёгких человека?
1) наблюдение 2)измерение |
3) моделирование 4)эксперимент |
А2 Какой учёный открыл вирусы?
1) К. Линней
2) Ч. Дарвин
3) А. Левенгук
4)Д. И. Ивановский
АЗ Как называются шаровидные бактерии?
1)кокки 2) бациллы |
3)вибрионы 4)спириллы |
А4 Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?
3) Плауновидные
4) Папоротниковидные
А5 Какое растение размножается клубнями?
1) батат 2) картофель 3) чеснок
А6 Какой ротовой аппарат имеет изображённое на рисунке насе
Комое?
1) грызущий
2) лижущий
3) сосущий
4) колюще-сосущий
А7 Представителями отряда Куриные являются
1) утки, гуси, лебеди
2) грачи, вороны, галки
3)глухари, тетерева, рябчики
4) дрофа, лысуха, стерх
А8 Семейство Человекообразные обезьяны НЕ включает
1) орангутанов 3) шимпанзе
2)горилл 4) макак
А9 Какая ткань образует кроветворные органы?
1) рыхлая волокнистая соединительная ткань
2) ретикулярная ткань
3) кровь
4) железистый эпителий
А10 Что изображено на рисунке под номером 2?
А11 Какая кость изображена на рисунке под номером 2?
А12 Анемия — это
1) уменьшение количества гемоглобина в крови
2) пониженная свертываемость крови
3) недостаток витаминов
4) повышенная чувствительность к различным веществам
Какой буквой обозначено на рисунке (см. рис. на с. 166) правое предсердие?
1)А 2) Б 3)В 4) Г
Al4 Дыхательный центр расположен в
3) продолговатом мозге
4) промежуточном мозге
В изображённых на рисунке продуктах содержится много витамина
1)A 2) В 3)C 4) D
А16 Возможность рассматривать мелкие предметы обеспечивает
1) цветное зрение
2) периферическое зрение
3) бинокулярное зрение
4)аккомодация
А18 Оптимальное расстояние от глаз до книги при чтении — 1)10—15 см 2)15—20 см 3) 30-35 см 4)45—50 см
А19 Кровь, вытекающую из раны фонтанирующей пульсирующей струей, можно остановить путем наложения
1) шины
2) бактерицидного лейкопластыря
3) марлевой повязки
4) жгута
А20 К растениям, обитающим на щелочных почвах (базифитам), относится
3) клюква
4) сфагновый мох
А21 Определите правильно составленную пищевую цепь
1) водоросли → мальки рыб → окунь → чайка
2) мальки рыб → водоросли → чайка → окунь
3) чайка → водоросли → окунь → мальки рыб
4) водоросли → чайка → мальки рыб → окунь
А22 Изучите график смертности яиц соснового шелкопряда при разных сочетаниях температуры и влажности. (По оси х отложена влажность воздуха, по оси у — температура, в % указана смертность яиц соснового шелкопряда внутри ограниченного
Линией поля). Чему будет равна смертность яиц соснового шелкопряда при температуре 20 oC и влажности воздуха 90% ?
Объект |
Процесс |
Инсулин |
Снижает содержание сахара в крови |
Увеличивает уровень сахара в крови |
А23 Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определённая связь. |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? |
1) тестостерон 2) тироксин 3) глюкагон |
А24 Какое последнее усложнение в процессе эволюции сделало возможным появление изображённого на рисунке растения?
1) появление многоклеточности
2) дифференциация тела на органы
3) появление семени
4) появление цветка
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1 Что относят к агроценозам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) еловый лес
2) лесное озеро
3) лесопосадки
4) суходольный луг
5) пшеничное поле
6) вишнёвый сад
Ответ:.
В2 Установите соответствие между царством организмов и приспособлениями их представителей к недостатку воды. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
A) формирование больших запасов воды
Б) повышение осмотического давления клеточного сока
B) извлечение воды из пищи
Г) образование воскоподобного слоя поверхности клеток
Д) получение воды путем окисления липидов
Е) экономия воды в выделительных органах
А |
Б |
В |
Г |
Д |
E |
Ответ: |
ВЗ Расположите структуры растений в порядке их эволюционного возникновения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) семя
2) эпидермис
3)корень
4)лист
5)плод
6)хлоропласты
Ответ:.
В4 Вставьте в текст «Размножение кишечнополостных» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Для кишечнополостных характерно чередование бесполого и полового размножения. Большинство кишечнополостных
(А), некоторые —(Б) — имеют и яичники, и семенники. Один из путей бесполого размножения кишечнополостных — (В) — размножение путем образования на материнском организме выроста, из которого образуется новая особь. Развитие прямое с метаморфозом, личинка —(Г).
Перечень терминов: 1) почкование 2)стробиляция 3) фрагментация 4) гермафродиты |
5) раздельнополые 6)планула 7) трохофора 8) парусник |
||||
Ответ: |
А |
Б |
В |
Г |
|
Часть 3
Для ответов на задания С1—СЗ используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (Cl и т. д.), а затем ответ к нему.
С1 В каком случае лекарство подействует быстрее: если его ввести в вену или принять в виде таблетки? Ответ поясните.
Прочитатйте текст «Грибы и растения» и выполните задание С2.
Грибы имеют гетеротрофный тип питания, запасное питательное вещество гликоген, клеточную стенку, прочность которой придаёт хитин, поглощают пишу путём всасывания (осмотрофно), способны к неограниченному росту и неспособны активно передвигаться.
Растения — автотрофы, они синтезируют органические вещества из неорганических, используя энергию солнца, запасное питательное вещество — крахмал, прочность клеточной стенке придаёт целлюлоза, поглощают пищу осмотрофно, рост не ограничен, активно передвигаться неспособны.
С2 На основании текста «Грибы и растения» сделайте предположения, являются ли грибы обязательным компонентом любой экосистемы. Ответ обоснуйте.
СЗ Изучите таблицу «Распределение резус-фактора у разных народов». Ответьте на вопросы.
Таблица
Распределение резус-фактора у разных народов (в процентах)
Народность |
Резус-положительные |
Резус-отрицательные |
Австралийские аборигены |
IOO |
0 |
Американские индейцы |
90-98 |
2-10 |
Арабы |
72 |
28 |
Баски |
64 |
36 |
Китайцы |
98-I00 |
0-2 |
Окончание табл.
Народность |
Резус-положительные |
Резус-отрицательные |
Мексиканцы |
100 |
0 |
Норвежцы |
85 |
15 |
Русские |
86 |
14 |
Эскимосы |
99-100 |
0-1 |
Японцы |
99-100 |
0-1 |
У каких народностей вообще не встречается резус-отрицательных людей? У каких народностей доля резус-отрицательных людей наибольшая? Для какой народности доли резус-положительных и резус- отрицательных людей установлены наименее точно?