Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов Л? 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
В каком слове допущена ошибка: Неверно Выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) шофЁр 2) баловАть 3) цепОчка 4) начАли
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?
1) В офис юриста каждый клиент приходит со своей проблемой, и внимательный приём и ДОВЕРЧИВАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.
2) Готовые тосты можно украсить базиликом, который нужно предварительно вымыть, хорошо ОТРЯХНУТЬ от капель и нарезать полосками.
3) Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.
4) Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли, которые будут проходить в дни зимних каникул, можно получить в кассах драматического театра.
АЗ Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) разъехайтесь 3) почти в ста странах
2) банка сардин 4) длиннее
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Подъезжая к городу,
1) мне встретился на окраине краеведческий музей.
2) начался сильный ветер.
3) у меня закружилась голова.
4) я заметил, что подул сильный ветер.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Многих читателей журналов в первую очередь интересуют теоретические статьи экономистов и социологов, которые ставят в своих публикациях проблемные вопросы.
2) Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.
3) Ю. Олеша в одном из своих писем рассуждал о том, что же самое прекрасное из увиденного им на земле.
4) Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Ф. И. Тютчев, который стал крупнейшим представителем русской философской лирики, написал своё первое стихотворение в одиннадцать лет.
2) Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной.
3) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
4) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».
Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.
(1) … (2)Действительно, диапазон его интересов огромен и отнюдь не исчерпывается профессиональными занятиями живописью и механикой. (З)Так, он изучал строение человеческого тела и занимался анатомированием; оставил подробные рисунки мышц, костей и внутренних органов; впервые исследовал и описал клапан правого желудочка сердца. (4)Его ботанические зарисовки могут служить иллюстрациями к учебникам. (5)Кроме того, Лёонардо был знаком с действием вогнутых зеркал и линз и, возможно, планировал построить обсерваторию, записав: «Сделай стёкла, чтобы смотреть на полную Луну». (6)… роль Леонардо в истории науки огромна, он явился непосредственным предшественником Галилея, Декарта и других учёных Нового времени.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?
1) Этические и эстетические принципы разных художников являются предметом изучения искусствоведов.
2) Леонардо да Винчи умер во Франции, лишённый покровительства высоких особ, в бедности и одиночестве.
3) Традиционно считается, что нет никакой достоверности в том, что не имеет связи с математикой.
4) Леонардо да Винчи был человеком Возрождения в самом полном смысле этого слова, человеком, стремящимся познать всё.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении?
1) Несмотря на это, 3) Наоборот,
2) Словом, 4) Например,
Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) Леонардо был (и) планировал (предложение 5)
2) Леонардо явился (предложение 6)
3) оставил рисунки (предложение 3)
4) зарисовки могут служить иллюстрациями (предложение 4)
А10 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) сложное бессоюзное 3) сложноподчинённое
2) сложносочинённое 4) простое осложнённое
![]() |
![]() |
![]() |
|
А12 Укажите значение слова ДИАПАЗОН в предложении 2.
1) значение 2) объём 3) процесс развития 4) ограничение
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Опера С. С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л. Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р..сток, полагаться, торопливый
2) укр..щать, пон..мание, Государственный
3) ок..лдовать, разб..раться, зап..тевать
4) в..жатый, отт..ргать, напр..гаясь
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный
2) п..дсказывать, рассматривать, не..глядный
3) пр..обрёл, пр..слушиваться, пр..образователь
4) раз..скать, без..сходный, сверх..нтересный
Alg В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) терп..шь, обид..вший 3) надыш..шь, засе..нный
2) растрепл..шь, перенима..мый 4) вывал..шь, неотъемл..мый
Al? В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. натри..вый В. непоседливый
Б. обур..вать Г. обла..вать
1) А, Б, Г 2) А, Б 3) В, Г 4) А, В, Г
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Со мной поздоровался (не)знакомый человек.
2) Всех смутили (не)проверенные слухи.
3) А. Н. Толстой умер, (не)успев дописать роман «Пётр I».
4) (Не)лёгкий, но достойный удел ожидает нашего героя.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.
2) Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.
3) Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.
4) На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Весь январь деревья спали ( ) и холодное солнце не могло пробудить лес от молодого зимнего сна.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
1) 1 2) 1, 2, 4 3) 2, 3 4) 1, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
И. С. Соколов-Микитов, повидавший немало далёких краёв, всегда бережно хранил (1) по мнению литературоведов (2) воспоминания о родной Смоленщине, и (3) быть может (4) эта особенность сообщает его рассказам и очеркам задушевную, доверительную интонацию, которая так располагает к нему читателя.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 3, 4 4) 1, 2
Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.
3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.
4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Развитие искусства готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начали формироваться централизованные государства, росли и укреплялись города.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Содержание первой части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был.
1) 1, 3 2) 2 3) 1, 4 4) 2, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
![]() |
![]() |
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 2, 4
Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. Но главной составляющей магмы является окись кремния. От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения — спокойный или взрывной, форма вулкана.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы, а также окись кремния.
2) Количество главного компонента магмы — окиси кремния — влияет на её свойства, характер извержения и форму вулкана.
3) Существует множество вулканов различных форм и состава магмы.
4) От количества некоторых элементов зависят свойства вулканической магмы, определяющие характер возникновения вулканов.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)— Друг, ты чей?
(2)Пара грустных преданных глаз взирает на тебя снизу вверх.
(3)— Ты, наверное, голодный? (4)И где же твоя семья?
(5)Лохматый хвост неистово заметает пыль на асфальте. (б)Ненавистный холодный ветер, взлохмачивая грязную шерсть, продувает насквозь, но какое это теперь имеет значение! (7)Вот хозяин, они так долго друг друга искали!
(8)— Эх, как жалко, что даже нечего дать тебе перекусить… (9)Ну, мне пора. (10)Ты не грусти, всё будет хорошо. (И)Давай, пока!
(12)«Что такое, ты уходишь? А как же…» (13)Лохматый хвост замирает в недоумении.
(14)— Прости, не могу тебя сейчас взять. (15)И не смотри так — квартира маленькая, я постоянно на работе. (16)Да и вообще, с тобой заниматься нужно…
(17)Удаляющийся силуэт скрывается за поворотом, оставляя живое существо наедине со своими надеждами и переживаниями…
(18)3накомая ситуация? (19)Вот только концовка бывает разной. (20)Иногда — как описано выше, а порой кто-то после подобной встречи находит друга.
(21)0 преданности и любви собаки по отношению к человеку написаны книги, сняты фильмы, но даже они не в силах передать ту жажду отдавать и быть необходимым, которая у них в крови. (22)Служение человеку для собаки — это жизнь. (23)Быть рядом — предназначение. (24)Отнимите это у собаки, и жизнь потеряет для неё всякий смысл, останется лишь поиск хозяина, друга, собственной необходимости.
(25)В последние несколько лет психологи, ветеринары и владельцы собак в полной мере осознали ценность контактов между человеком и собакой. (26)Теперь собаки не только помогают «видеть» слепым, «слышать» глухим, но и выполняют важные обязанности «развлекать» старых и больных людей, нетрудоспособных и душевно надломленных взрослых и детей. (27)Было обнаружено, что само присутствие собаки оказывает огромное оздоровительное воздействие на таких людей, оживляя их обычно унылый быт. (28)Собак приводят в детские дома или дома престарелых, и их обитатели с благодарностью ощущают на себе благотворное воздействие тепла и расположения, которое оказывают им собаки. (29)Самое важное для них — быть другом для человека. (ЗО)Преданным, готовым на любые лишения, подчас с риском для жизни, и хранящим свою верность при любых условиях.
(31)Так что ситуации, похожие на описанную в начале статьи, — это не просто разговор на уровне «взять — не взять». (32)Быть может, попытавшись хотя бы раз помочь живому существу найти своё место в жизни и начать жить в соответствии со своим (в данном случае «собачьим») законом, мы с вами научимся жить в соответствии со своим законом — человеческим, который известен с самых давних времён как Кодекс Чести.
(По А. Морозову*)
* Александр Владимирович. Морозов — современный публицист, психолог, педагог.
Какое высказывание Не соответствует Содержанию текста?
1) В последнее время общество осознало ценность контактов между человеком и собакой.
2) Прохожий взял собаку домой и, следовательно, не нарушил Кодекса Чести.
3) Бродячий пёс надеялся, что прохожий возьмёт его с собой, но этого не произошло.
4) Главное для собаки — служение человеку.
Д29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложения 2-6 включают элемент описания.
2) Предложение 27 объясняет содержание предложения 25.
3) Предложения 22-24 поясняют высказанное в предложении 21 суждение.
4) В предложениях 31-32 представлено повествование.
АЗО Укажите предложение, в котором использован фразеологизм.
1) 13 2) 17 3) 21 4) 29
Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
Укажите способ образования слова НЕОБХОДИМОСТЬ (предложение 24).
Из предложений 21-24 выпишите все страдательные причастия.
Из предложений 23-24 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.
Среди предложений 25-30 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
Среди предложений 6-17 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 25-32 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное определительное. Напишите номера этих сложных предложений.
Среди предложений 21-24 найдите такое, которое свяЗано с предыдущими при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7, В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
«Яркая зарисовка из жизни собаки создаёт настроение грусти, боли, тоски. С помощью такого синтаксического средства, как (предложение 7), и такого тропа, как (грустных преданных глаз в предложении 2), передаются чувства собаки. Приглашая читателя задуматься о четвероногих друзьях, А. Морозов использует синтаксическое средство —
(в предложениях 26, 28). Приём —(предложения 29-30) — акцентирует внимание на самой главной, с точки зрения А. Морозова, черте характера собак —
![]() |
![]() |
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.