Рубрики
ЕГЭ по Истории

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 Под номером…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 Под номером выполняемого вами задания (Al -А27) поставьте знак <<×>>В клеточку, номер которой соот­ветствует номеру выбранного вами ответа,

Какое из названных событий древнейшая русская лето­пись «Повесть временных лет» относит к 862 г.?

1) восстание древлян

2) крещение Руси

3) призвание варягов

4) объединение Киева и Новгорода

Решающую победу Руси над Ордой одержал князь

1) Иван Калита

2) Иван III

3) Иван IV

4) Василий III

Как назывался в Древней Руси штраф в пользу князя?

1) вервь

2) вира

3) гривна

4) оброк

Чем завершилось в конце XV в. соперничество двух центров Северо-Восточной Руси: Москвы и Твери?

1) сохранением независимости Тверского княжества

2) присоединением Твери к Москве

3) присоединением Твери к Великому княжеству Ли­товскому

4) заключением Тверью союза с Золотой Ордой

подпись: a5Кто первым из династии Романовых получил царский престол по наследству от отца?

1) Алексей Михайлович

2) Михаил Федорович

3) Федор Алексеевич

4) Петр Алексеевич

подпись: «урочные лета» - это
подпись: а6

1) срок розыска беглых крестьян

2) период правления «семибоярщины»

3) срок, на который была введена опричнина

4) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому

Развитие отечественной культуры в XVII в. привело к

1) уменьшению зависимости культуры от церкви

2) насаждению в культуре западноевропейских об­разцов

3) становлению русской науки

4) появлению первых печатных газет и журналов

подпись: a8Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевско­го и укажите, с кем из названных лиц связаны описан­ные события.

«Пользуясь слабостью правительства и своей популярно­стью, особенно в гвардейских казармах, [она] в ночь на 25 ноября 1741 г. с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными под­робностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во все царствование не подписывать смертных приговоров, она в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья… явилась новой Палладой в казармы Пре­ображенского полка, напомнила подготовленным уже гренадерам, чья она дочь, стала на колени и, показывая крест тоже коленопреклонным гренадерам, сказала: «Кля­нусь умереть за вас; клянетесь ли вы умереть за меня?» Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец».

1) царевной Софьей

2) Анной Иоанновной

3) Екатериной Алексеевной

4) Елизаветой Петровной

подпись: а9Какое из перечисленных понятий, относящихся к социально-экономическому развитию России, возникло позже всех остальных?

1) крепостное право

2) отходничество

3) барщина

4) синдикат

подпись: aloК. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко были основателями

1) Академии наук

2) Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

3) Музея изящных искусств в Москве

4) Московского общедоступного художественного те­атра

К какому течению общественной мысли XlX в. относятся «бунтарское», «пропагандистское» и «заговорщическое»

Направления?

1) славянофильство

2) западничество

3) народничество

4) социал-демократия

Что из названного характеризовало экономическое поло­жение России в первой половине XIX в.?

1) завершение промышленного переворота

2) аграрный характер экономики

3) возникновение первых мануфактур

4) отсутствие железной дороги

Что было одним из результатов победы российских войск в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.?

1) заключение «Священного союза»

2) получение Россией выхода к Черному морю

3) получение Северной Болгарией автономии

4) участие России в Континентальной блокаде Англии

подпись: a14Прочтите отрывок из воспоминаний художника М. В. Не­стерова и укажите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь.

«<Он> приехал неожиданно… Помню, как сейчас, стук в дверь, мое «войдите». На пороге показалась столь знако­мая нам, художникам, фигура <коллекционера>… Он прямо приступил к делу, к осмотру картины… Смотрел «Пустынника» долго, сидя, стоя, опять сидя, подходил, отходил, задавал несложные вопросы, делал замечания, всегда, кстати, умно, со знанием дела… И неожиданно, вставая, спросил, не могу ли я уступить вещь для гале­реи. — О, Боже мой, могу ли уступить?! — Каждого моло­дого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею <в Москве>, а моей — тем более: ведь мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее. А тут — «Могу ли я уступить?»»

1) В. А. Серов

2) П. А. Федотов

3) П. М. Третьяков

4) К. П. Брюллов

Какое из перечисленных событий произошло раньше ос­тальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) смерть П. А. Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

подпись: a16Какое из понятий относится к периоду Первой мировой войны?

1) Коминтерн

2) «план Маршалла»

3) Антанта

4) ленд-лиз

подпись: а17Приоритетным направлением внешней политики боль­шевиков в 1918-1921 гг. было

1) установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада

2) сотрудничество с США с целью противодействия японской экспансии на Дальнем Востоке

3) поддержка пацифистских лозунгов и сотрудничество с Лигой Наций для предотвращения новой войны

4) тесное сотрудничество с коммунистами других стран с целью осуществления мировой революции

подпись: а18Что из названного относится к результатам нэпа?

1) ликвидация безработицы

2) восстановление довоенных показателей экономиче­ского развития

3) создание колхозного строя в деревне

4) создание мощного военно-промышленного (оборон­ного) комплекса

подпись: a19Прочтите документ и укажите название образовательно­го учреждения, об учебе в котором в нем говорится.

«Молодая республика остро нуждалась в специалистах… Для меня, так же как и для тысяч других моих товари­щей, направление… которое дал профсоюз, стало путев­кой в жизнь. Для большинства… учиться было дьяволь­ски трудно. Почти все мы имели в лучшем случае низшее образование… Окончив его, я поступил в Институт сель­ского хозяйства».

1) рабфак

2) совнархоз

3) комбед

4) фабзавком

Командиром крупного партизанского соединения в годы Великой Отечественной войны был

1) С. А. Ковпак

2) Я. Ф. Павлов

3) Н. Ф. Гастелло

4) А. М. Матросов

подпись: а21Прочтите отрывок из приказа Верховного главно­командующего и укажите, когда происходили описанные события.

«Войска 1-го Украинского фронта в результате стреми­тельно проведенной операции со смелым обходным манев­ром сегодня… на рассвете, штурмом овладели столицей Советской Украины городом Киев — крупнейшим про­мышленным центром и важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на правом берегу Днепра. Со взятием Киева нашими войсками захвачен важнейший и наивыгод­нейший плацдарм на правом берегу Днепра, имеющий важное значение доя изгнания немцев из Правобережной Украины».

1) осенью 1941 г.

2) летом 1942 г.

3) осенью 1943 г.

4) летом 1944 г.

подпись: а22Какое из нижеперечисленных событий произошло рань­ше всех других?

1) начало реформы А. Н. Косыгина

2) отстранение Н. С. Хрущева от власти

3) начало освоения целинных земель

4) первый полет человека в космос

подпись: смерти и.в. сталина?

Имя какого государственного деятеля связано с внут­рипартийной борьбой за высшую власть в СССР после

1) А. А. Громыко

2) А. А. Жданов

3) Г. М. Маленков

4) К. У. Черненко

C каким событием, явлением во внешней политике СССР была связана наибольшая угроза перерастания

«холодной войны» в «горячую» 1950-е гг.?

1) размещение советского ядерного оружия на Кубе

2) помощью СССР Вьетнаму в борьбе против войск США

3) вводом советских войск в Чехословакию

4) помощью СССР Северной Корее в Корейской войне

подпись: а25Что было одним из последствий выступления ГКЧП?

1) переход советского руководства к политике гласности

2) ослабление центральной власти в СССР

3) укрепление позиций КПСС

4) создание Съезда народных депутатов

подпись: a26подпись: а27Прочтите отрывок из постановления Президиума Союза писателей СССР, принятого в 1958 г., и укажите фамилию писателя, о котором идёт речь.

«(Его) литературная деятельность давно иссякла в эго­центрическом затворничестве, в самоизоляции от наро­да и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли… (Он) порвал последние связи со своей страной и её на­родом… Присуждение (ему) Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго»… в действитель­ности подчёркивает политическую сторону нечисто­плотной игры реакционных кругов… Президиум прав­ления СП СССР, бюро СП РСФСР… лишают (его) зва­ния советского писателя, исключают его из числа чле­нов СП СССР (принято единогласно)».

1) А. А. Фадеев

2) С. М. Михалков

3) К. М. Симонов

4) Б. Л. Пастернак

C января 1992 г. в России началось

1) действие закона об индивидуальной трудовой дея­тельности

2) проведение радикальной экономической реформы

3) действие закона о долгосрочной аренде земли

4) введение госприемки на предприятиях

Часть 2

Задания Bl — В15 требуют ответа в виде одного — двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной ра­боты, а затем перенести в бланк ответов № 1 Справа от соответствующего номера задания (Bl Bl5), Начи­ная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Общее число букв в ответе не должно быть боль­ше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если от­вет предполагает указание даты (века), он записывает — ся буквами (например: восемнадцатый).

подпись: blРасположите следующие термины в хронологическом порядке их появления. Запишите буквы, которыми обо­значены термины, в правильной последовательности в Таблицу.

А) кормление

Б) вервь

В) губерния

Г) отруб

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

В2 Какие три из перечисленных договоров были заключены Россией в XVII в.?

Обведите соответствующие цифры и запишите их в Таб­

Лицу.

1) «Вечный мир» с Польшей

2) Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией

3) Столбовский мир со Швецией

4) Ясский мир с Турцией

5) Ништадский мир со Швецией

6) Андрусовское перемирие с Польшей

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

подпись: взУстановите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите В таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Б)

Н. И. Новиков

Е. Р. Дашкова

1) исследования в области химии, физики

В) Г)

М. В. Ломоносов

В. В. Растрелли

2) издание сатирических журналов «Трутень», «Живописец»

3) строительство Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

4) создание первого русского театра

5) руководство Российской Акаде­мией

А

Б

В

Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

подпись: b4Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карам­зина и назовите имя государя, о котором идет речь.

«…рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя сво­боду и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…

[Он] как человек не имел любезных свойств ни Монома­ха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступе­ни величия».

Ответ:____________________________

подпись: в5

Расположите следующие события внутренней и внешней политики XVIII, XIX вв. в хронологическом порядке. За­пишите буквы, которыми обозначены события, в правиль­ной последовательности в Таблицу.

A) добровольное вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи

Б) дарование Конституции Царству Польскому

B) предоставление автономии Великому княжеству Финляндскому

Г) завоевание Кокандского ханства

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

подпись: b6подпись: в7Какие три из перечисленных событий произошли в годы царствования Николая I? Обведите соответствующие

1)

подпись: цифры и запишите их в таблицу.

основание высших женских курсов

2) учреждение коллегий

3) строительство железной дороги Санкт-Петербург — Москва

4) основание Московского университета

5) основание III отделения императорской канцелярии

6) расправа над декабристами

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Установите соответствие между именами ученых и сфе­рами их деятельности.

подпись: имена ученых
а) д.и. менделеев
б) в.о. ключевский
в) а.н. туполев
г) с.в. ковалевская
подпись: сферы деятельности 1) химия 2) математика 3) история
4) самолетостроение 5) театральное искусство

К каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию второго и запишите В таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

подпись: b8Прочтите отрывок из рассказа современника и напишите название войны XIX в., о событиях которой идет речь.

«Увидели сначала несколько, а за ними тучу неприятель­ских судов. В течение нескольких часов армада эта раз­рослась до сотни судов… Прямое движение их <на Сева - стополь>… давало ясно знать, что неприятель идет с де­сантом… Наши… моряки, недавние синопские победи­тели, полагали, что внезапным нападением на… непри­ятеля можно произвести в нем страшное смятение и… разгромить его».

Ответ:_________________

— Какие три события относятся к политической истории

— СССР 1930-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в Таблицу.

1) судебный процесс над Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каме­невым

2) убийство С. М. Кирова

3) назначение И. В. Сталина генеральным секретарем ЦК РКП (б)

4) казнь царской семьи

5) издание «Краткого курса истории ВКП(б)»

6) убийство Г. Е. Распутина

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

подпись: bloУстановите соответствие между фамилиями военачальни­ков и их деятельностью в период Гражданской войны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите В таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: фамилии
а) а.и. деникин
б) л.д. троцкий
в) н.н. юденич
г) м.в. фрунзе
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) председатель Реввоенсовета РСФСР

2) командующий Добровольческой армией белых

3) командующий белогвардейскими войсками на северо-западе России, наступавшими на Петроград

4) командир Первой конной армии красных

5) командующий Южным фронтом Красной армии, руководивший штурмом Перекопа

А

Б

В

Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

подпись: bllПрочтите отрывок из статьи экономиста Б. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о разруше­нии которой идет речь.

«В январе 1928 г. …[правительство] вынуждено было принять решение, имеющее далеко идущие последствия, — решение закрыть рынки в сельских районах и вернуть­ся к обязательной экспроприации зерна и некоторых ви­дов сырья. Разрушается последняя опора…»

Ответ:_________________

подпись: b12Какие три из перечисленных законов и постановлений были приняты в период перестройки в СССР? Обведите соответствующие цифры и запишите их В таблицу.

1) «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

2) «О кооперации в СССР»

3) «О преодолении последствий культа личности Сталина»

4) «Об аренде и арендных отношениях в СССР»

5) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели»

6) «О концепции перехода к регулируемой рыноч­ной экономике»

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

подпись: bbУстановите соответствие между событиями и фамилия­ми руководителей СССР, деятельность которых связана с этими событиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию второго и запишите В таблицу выбран­ные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ

РУКОВОДИТЕЛИ СССР

А)

Карибский кризис

1) И. В. Сталин

Б)

Создание единой Германии

2) Н. С. Хрущев

В)

Участие СССР в Потсдамской

3) Л. И. Брежнев

Конференции

4) Ю. В. Андропов

Г)

Участие СССР в совещании по

5) М. С. Горбачев

Безопасности и сотрудничеству в

Европе в г. Хельсинки

А

Б

В

Г

Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

подпись: в14Прочтите отрывок из заявления Президента СССР и напишите сокращенное название объединения государств государств, о котором идет речь.

«В создавшейся ситуации… необходимо, чтобы все Вер­ховные Советы республик и Верховный Совет СССР об­судили… соглашение, заключенное в Минске. Поскольку в соглашении предлагается иная формула государственно­сти, что является компетенцией Съезда народных депута­тов СССР, необходимо созвать такой съезд. Кроме того, я бы не исключал и проведение всенародного референду­ма… по этому вопросу».

Ответ:.

подпись: b15Расположите следующие события в хронологической по­следовательности. Запишите буквы, которыми обозначе­ны события, в правильной последовательности в табли-

A) создание Совета Народных Комиссаров

Б) созыв Учредительного собрания

B) издание Манифеста о законодательной Государ­ственной Думе

Г) создание Временного правительства

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы Cl — СЗ. Ответы предпо­лагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу ис — тории соответствующего периода.

Из книги руководителя СССР.

«… Единственный путь к безопасности — это путь политических решений, путь разоружения. Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения.

Требует признания ещё одна простая аксиома: безопасность — неделима. Она может быть только равной для всех или же её не будет вовсе. Единственная её солидная основа — признание интересов всех народов и государств, их равенства в международной жизни. Нужно, чтобы собственная безопасность сочеталась с такой же безопасностью всех членов мирового сообщества. (Она) столь же категорично диктует характер военных доктрин. Они должны быть строго оборонительными. А это связано с такими новыми или сравнительно новыми понятиями как разумная достаточность вооружений, ненаступательная оборона, ликвидация дисбаланса и асимметрий в различных видах вооружённых сил, развод наступательных группировок войск между двумя блоками и т. п. .. .Нельзя переносить идеологические разногласия в сферу межгосударственных отношений, подчинять им внешнюю политику, ибо идеологии могут быть полярными, а интерес выживания, предотвращения войны является всеобщим и высшим… Мыслить по-новому — значит, в частности, видеть прямую связь между разоружением и развитием. Мы свой выбор сделали, утверждая новое …и обязывающими заявлениями, и конкретными действиями и поступками.

Придя на своём XXVII съезде к концепции противоречивого, но взаимосвязанного, взаимозависимого, по
сути дела, целостного мира, мы стали на этой основе выстраивать и свою внешнюю политику».

подпись: clНазовите фамилию автора, период, о котором идёт речь, и концепцию, изложенную в отрывке.

подпись: с2Укажите не менее трех основных положений концепции, представленной в тексте.

подпись: сзПриведите не менее трех конкретных примеров, показывающих отношение автора к практическому претворению провозглашённых им идей во внешней по­литике.

Задания С4 — С7 предусматривают разные виды деятель­ности: представление обобщенной характеристики ис­торических событий и явлений (С4), рассмотрение исто­рических версий и оценок (С5), анализ исторической си­туации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, об­ращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

подпись: с4подпись: с5Назовите не менее трех фактов, свидетельствующих о создании единого Российского государства в XV в.

Приведите не менее двух положений, содержавшихся в Судебнике 1497 г.

Ниже приведены две из существующих точек зрения на внутреннюю политику Александра III:

1. Внутренняя политика Александра III создала усло­вия для успешного развития страны.

2. Внутренняя политика Александра III в итоге приве­ла страну к политическому кризису начала XX в.

Укажите, какая из названных точек зрения представляет­ся вам более предпочтительной.

Приведите не менее трех фактов (положений), которые могут служить аргументами, подтверждающими вы­бранную вами точку зрения.

подпись: с6подпись: с7Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на во­просы.

В 1950-е гг. под руководством Н. С. Хрущева были прове­дены экономические реформы в промышленности и сель­ском хозяйстве, которые должны были повысить эффек­тивность производства.

Назовите не менее двух итогов экономического развития СССР в начале 1960-х гг. Укажите не менее двух причин сложившегося положения в экономике.

Сравните условия проведения, ход, результаты и значе­ние Сталинградской битвы 1942-1943 гг. и Курской бит­вы 1943 г.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характе­ристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по со­поставимым (парным) признакам, так и тс черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное ко­личество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

• ………………………………………………………………………………………………………..

• ………………………………………………………………………………………………………..

Различия

. . .

. . .

• …………………….

• ……………………..

• …………………….

• ……………………..

• …………………….

• ……………………..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *