Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 Под номером выполняемого вами задания (Al -А27) поставьте знак <<×>>В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа,
Какое из названных событий древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 г.?
1) восстание древлян
2) крещение Руси
3) призвание варягов
4) объединение Киева и Новгорода
Решающую победу Руси над Ордой одержал князь
1) Иван Калита
2) Иван III
3) Иван IV
4) Василий III
Как назывался в Древней Руси штраф в пользу князя?
1) вервь
2) вира
3) гривна
4) оброк
Чем завершилось в конце XV в. соперничество двух центров Северо-Восточной Руси: Москвы и Твери?
1) сохранением независимости Тверского княжества
2) присоединением Твери к Москве
3) присоединением Твери к Великому княжеству Литовскому
4) заключением Тверью союза с Золотой Ордой
Кто первым из династии Романовых получил царский престол по наследству от отца?
1) Алексей Михайлович
2) Михаил Федорович
3) Федор Алексеевич
4) Петр Алексеевич
![]() |
![]() |
1) срок розыска беглых крестьян
2) период правления «семибоярщины»
3) срок, на который была введена опричнина
4) годы, в которые запрещался переход крестьян от одного владельца к другому
Развитие отечественной культуры в XVII в. привело к
1) уменьшению зависимости культуры от церкви
2) насаждению в культуре западноевропейских образцов
3) становлению русской науки
4) появлению первых печатных газет и журналов
Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, с кем из названных лиц связаны описанные события.
«Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, [она] в ночь на 25 ноября 1741 г. с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными подробностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во все царствование не подписывать смертных приговоров, она в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья… явилась новой Палладой в казармы Преображенского полка, напомнила подготовленным уже гренадерам, чья она дочь, стала на колени и, показывая крест тоже коленопреклонным гренадерам, сказала: «Клянусь умереть за вас; клянетесь ли вы умереть за меня?» Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец».
1) царевной Софьей
2) Анной Иоанновной
3) Екатериной Алексеевной
4) Елизаветой Петровной
Какое из перечисленных понятий, относящихся к социально-экономическому развитию России, возникло позже всех остальных?
1) крепостное право
2) отходничество
3) барщина
4) синдикат
К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко были основателями
1) Академии наук
2) Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
3) Музея изящных искусств в Москве
4) Московского общедоступного художественного театра
К какому течению общественной мысли XlX в. относятся «бунтарское», «пропагандистское» и «заговорщическое»
Направления?
1) славянофильство
2) западничество
3) народничество
4) социал-демократия
Что из названного характеризовало экономическое положение России в первой половине XIX в.?
1) завершение промышленного переворота
2) аграрный характер экономики
3) возникновение первых мануфактур
4) отсутствие железной дороги
Что было одним из результатов победы российских войск в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.?
1) заключение «Священного союза»
2) получение Россией выхода к Черному морю
3) получение Северной Болгарией автономии
4) участие России в Континентальной блокаде Англии
Прочтите отрывок из воспоминаний художника М. В. Нестерова и укажите фамилию деятеля культуры, о котором идет речь.
«<Он> приехал неожиданно… Помню, как сейчас, стук в дверь, мое «войдите». На пороге показалась столь знакомая нам, художникам, фигура <коллекционера>… Он прямо приступил к делу, к осмотру картины… Смотрел «Пустынника» долго, сидя, стоя, опять сидя, подходил, отходил, задавал несложные вопросы, делал замечания, всегда, кстати, умно, со знанием дела… И неожиданно, вставая, спросил, не могу ли я уступить вещь для галереи. — О, Боже мой, могу ли уступить?! — Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею <в Москве>, а моей — тем более: ведь мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее. А тут — «Могу ли я уступить?»»
1) В. А. Серов
2) П. А. Федотов
3) П. М. Третьяков
4) К. П. Брюллов
Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
1) созыв Учредительного собрания
2) третьеиюньский переворот
3) смерть П. А. Столыпина
4) заключение Портсмутского мира с Японией
Какое из понятий относится к периоду Первой мировой войны?
1) Коминтерн
2) «план Маршалла»
3) Антанта
4) ленд-лиз
Приоритетным направлением внешней политики большевиков в 1918-1921 гг. было
1) установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада
2) сотрудничество с США с целью противодействия японской экспансии на Дальнем Востоке
3) поддержка пацифистских лозунгов и сотрудничество с Лигой Наций для предотвращения новой войны
4) тесное сотрудничество с коммунистами других стран с целью осуществления мировой революции
Что из названного относится к результатам нэпа?
1) ликвидация безработицы
2) восстановление довоенных показателей экономического развития
3) создание колхозного строя в деревне
4) создание мощного военно-промышленного (оборонного) комплекса
Прочтите документ и укажите название образовательного учреждения, об учебе в котором в нем говорится.
«Молодая республика остро нуждалась в специалистах… Для меня, так же как и для тысяч других моих товарищей, направление… которое дал профсоюз, стало путевкой в жизнь. Для большинства… учиться было дьявольски трудно. Почти все мы имели в лучшем случае низшее образование… Окончив его, я поступил в Институт сельского хозяйства».
1) рабфак
2) совнархоз
3) комбед
4) фабзавком
Командиром крупного партизанского соединения в годы Великой Отечественной войны был
1) С. А. Ковпак
2) Я. Ф. Павлов
3) Н. Ф. Гастелло
4) А. М. Матросов
Прочтите отрывок из приказа Верховного главнокомандующего и укажите, когда происходили описанные события.
«Войска 1-го Украинского фронта в результате стремительно проведенной операции со смелым обходным маневром сегодня… на рассвете, штурмом овладели столицей Советской Украины городом Киев — крупнейшим промышленным центром и важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на правом берегу Днепра. Со взятием Киева нашими войсками захвачен важнейший и наивыгоднейший плацдарм на правом берегу Днепра, имеющий важное значение доя изгнания немцев из Правобережной Украины».
1) осенью 1941 г.
2) летом 1942 г.
3) осенью 1943 г.
4) летом 1944 г.
Какое из нижеперечисленных событий произошло раньше всех других?
1) начало реформы А. Н. Косыгина
2) отстранение Н. С. Хрущева от власти
3) начало освоения целинных земель
4) первый полет человека в космос
![]() |
Имя какого государственного деятеля связано с внутрипартийной борьбой за высшую власть в СССР после
1) А. А. Громыко
2) А. А. Жданов
3) Г. М. Маленков
4) К. У. Черненко
C каким событием, явлением во внешней политике СССР была связана наибольшая угроза перерастания
«холодной войны» в «горячую» 1950-е гг.?
1) размещение советского ядерного оружия на Кубе
2) помощью СССР Вьетнаму в борьбе против войск США
3) вводом советских войск в Чехословакию
4) помощью СССР Северной Корее в Корейской войне
Что было одним из последствий выступления ГКЧП?
1) переход советского руководства к политике гласности
2) ослабление центральной власти в СССР
3) укрепление позиций КПСС
4) создание Съезда народных депутатов
Прочтите отрывок из постановления Президиума Союза писателей СССР, принятого в 1958 г., и укажите фамилию писателя, о котором идёт речь.
«(Его) литературная деятельность давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли… (Он) порвал последние связи со своей страной и её народом… Присуждение (ему) Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго»… в действительности подчёркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов… Президиум правления СП СССР, бюро СП РСФСР… лишают (его) звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР (принято единогласно)».
1) А. А. Фадеев
2) С. М. Михалков
3) К. М. Симонов
4) Б. Л. Пастернак
C января 1992 г. в России началось
1) действие закона об индивидуальной трудовой деятельности
2) проведение радикальной экономической реформы
3) действие закона о долгосрочной аренде земли
4) введение госприемки на предприятиях
Часть 2
Задания Bl — В15 требуют ответа в виде одного — двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 Справа от соответствующего номера задания (Bl — Bl5), Начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывает — ся буквами (например: восемнадцатый).
Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в Таблицу.
А) кормление
Б) вервь
В) губерния
Г) отруб
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
В2 Какие три из перечисленных договоров были заключены Россией в XVII в.?
Обведите соответствующие цифры и запишите их в Таб
Лицу.
1) «Вечный мир» с Польшей
2) Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией
3) Столбовский мир со Швецией
4) Ясский мир с Турцией
5) Ништадский мир со Швецией
6) Андрусовское перемирие с Польшей
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите В таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМЕНА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|
А) Б) |
Н. И. Новиков Е. Р. Дашкова |
1) исследования в области химии, физики |
В) Г) |
М. В. Ломоносов В. В. Растрелли |
2) издание сатирических журналов «Трутень», «Живописец» 3) строительство Зимнего дворца в Санкт-Петербурге 4) создание первого русского театра 5) руководство Российской Академией |
А |
Б |
В |
Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Прочтите отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и назовите имя государя, о котором идет речь.
«…рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…
[Он] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия».
Ответ:____________________________
![]() |
Расположите следующие события внутренней и внешней политики XVIII, XIX вв. в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в Таблицу.
A) добровольное вхождение Восточной Грузии в состав Российской империи
Б) дарование Конституции Царству Польскому
B) предоставление автономии Великому княжеству Финляндскому
Г) завоевание Кокандского ханства
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
Какие три из перечисленных событий произошли в годы царствования Николая I? Обведите соответствующие
1)
![]() |
основание высших женских курсов
2) учреждение коллегий
3) строительство железной дороги Санкт-Петербург — Москва
4) основание Московского университета
5) основание III отделения императорской канцелярии
6) расправа над декабристами
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Установите соответствие между именами ученых и сферами их деятельности.
![]() |
![]() |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите В таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Прочтите отрывок из рассказа современника и напишите название войны XIX в., о событиях которой идет речь.
«Увидели сначала несколько, а за ними тучу неприятельских судов. В течение нескольких часов армада эта разрослась до сотни судов… Прямое движение их <на Сева - стополь>… давало ясно знать, что неприятель идет с десантом… Наши… моряки, недавние синопские победители, полагали, что внезапным нападением на… неприятеля можно произвести в нем страшное смятение и… разгромить его».
Ответ:_________________
— Какие три события относятся к политической истории
— СССР 1930-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в Таблицу.
1) судебный процесс над Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым
2) убийство С. М. Кирова
3) назначение И. В. Сталина генеральным секретарем ЦК РКП (б)
4) казнь царской семьи
5) издание «Краткого курса истории ВКП(б)»
6) убийство Г. Е. Распутина
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью в период Гражданской войны.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите В таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1) председатель Реввоенсовета РСФСР
2) командующий Добровольческой армией белых
3) командующий белогвардейскими войсками на северо-западе России, наступавшими на Петроград
4) командир Первой конной армии красных
5) командующий Южным фронтом Красной армии, руководивший штурмом Перекопа
А |
Б |
В |
Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Прочтите отрывок из статьи экономиста Б. Бруцкуса и напишите сокращенное название политики, о разрушении которой идет речь.
«В январе 1928 г. …[правительство] вынуждено было принять решение, имеющее далеко идущие последствия, — решение закрыть рынки в сельских районах и вернуться к обязательной экспроприации зерна и некоторых видов сырья. Разрушается последняя опора…»
Ответ:_________________
Какие три из перечисленных законов и постановлений были приняты в период перестройки в СССР? Обведите соответствующие цифры и запишите их В таблицу.
1) «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»
2) «О кооперации в СССР»
3) «О преодолении последствий культа личности Сталина»
4) «Об аренде и арендных отношениях в СССР»
5) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели»
6) «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Установите соответствие между событиями и фамилиями руководителей СССР, деятельность которых связана с этими событиями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите В таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ |
РУКОВОДИТЕЛИ СССР |
|
А) |
Карибский кризис |
1) И. В. Сталин |
Б) |
Создание единой Германии |
2) Н. С. Хрущев |
В) |
Участие СССР в Потсдамской |
3) Л. И. Брежнев |
Конференции |
4) Ю. В. Андропов |
|
Г) |
Участие СССР в совещании по |
5) М. С. Горбачев |
Безопасности и сотрудничеству в |
||
Европе в г. Хельсинки |
А |
Б |
В |
Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Прочтите отрывок из заявления Президента СССР и напишите сокращенное название объединения государств государств, о котором идет речь.
«В создавшейся ситуации… необходимо, чтобы все Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР обсудили… соглашение, заключенное в Минске. Поскольку в соглашении предлагается иная формула государственности, что является компетенцией Съезда народных депутатов СССР, необходимо созвать такой съезд. Кроме того, я бы не исключал и проведение всенародного референдума… по этому вопросу».
Ответ:.
Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в табли-
A) создание Совета Народных Комиссаров
Б) созыв Учредительного собрания
B) издание Манифеста о законодательной Государственной Думе
Г) создание Временного правительства
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Часть 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы Cl — СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу ис — тории соответствующего периода.
Из книги руководителя СССР.
«… Единственный путь к безопасности — это путь политических решений, путь разоружения. Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения.
Требует признания ещё одна простая аксиома: безопасность — неделима. Она может быть только равной для всех или же её не будет вовсе. Единственная её солидная основа — признание интересов всех народов и государств, их равенства в международной жизни. Нужно, чтобы собственная безопасность сочеталась с такой же безопасностью всех членов мирового сообщества. (Она) столь же категорично диктует характер военных доктрин. Они должны быть строго оборонительными. А это связано с такими новыми или сравнительно новыми понятиями как разумная достаточность вооружений, ненаступательная оборона, ликвидация дисбаланса и асимметрий в различных видах вооружённых сил, развод наступательных группировок войск между двумя блоками и т. п. .. .Нельзя переносить идеологические разногласия в сферу межгосударственных отношений, подчинять им внешнюю политику, ибо идеологии могут быть полярными, а интерес выживания, предотвращения войны является всеобщим и высшим… Мыслить по-новому — значит, в частности, видеть прямую связь между разоружением и развитием. Мы свой выбор сделали, утверждая новое …и обязывающими заявлениями, и конкретными действиями и поступками.
Придя на своём XXVII съезде к концепции противоречивого, но взаимосвязанного, взаимозависимого, по
сути дела, целостного мира, мы стали на этой основе выстраивать и свою внешнюю политику».
Назовите фамилию автора, период, о котором идёт речь, и концепцию, изложенную в отрывке.
Укажите не менее трех основных положений концепции, представленной в тексте.
Приведите не менее трех конкретных примеров, показывающих отношение автора к практическому претворению провозглашённых им идей во внешней политике.
Задания С4 — С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
Назовите не менее трех фактов, свидетельствующих о создании единого Российского государства в XV в.
Приведите не менее двух положений, содержавшихся в Судебнике 1497 г.
Ниже приведены две из существующих точек зрения на внутреннюю политику Александра III:
1. Внутренняя политика Александра III создала условия для успешного развития страны.
2. Внутренняя политика Александра III в итоге привела страну к политическому кризису начала XX в.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной.
Приведите не менее трех фактов (положений), которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В 1950-е гг. под руководством Н. С. Хрущева были проведены экономические реформы в промышленности и сельском хозяйстве, которые должны были повысить эффективность производства.
Назовите не менее двух итогов экономического развития СССР в начале 1960-х гг. Укажите не менее двух причин сложившегося положения в экономике.
Сравните условия проведения, ход, результаты и значение Сталинградской битвы 1942-1943 гг. и Курской битвы 1943 г.
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и тс черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее • ……………………………………………………………………………………………………….. • ……………………………………………………………………………………………………….. |
|
Различия |
|
. . . |
. . . |
• ……………………. |
• …………………….. |
• ……………………. |
• …………………….. |
• ……………………. |
— |
— |
• …………………….. |