ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А32) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Al. Нашествие Батыя на Русь и установление ордынского владычества произошло в
1) X в. 2) XH в. 3) XIII в. 4) XIV в.
А2. Кто из названных исторических деятелей были современниками?
2) Иван Калита и Ярослав Мудрый
3) Андрей Рублев и Александр Невский
4) Дмитрий Донской и Мамай
5) Владимир Мономах и хан Ахмат
АЗ. Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?
1) рекруты 2) рядовичи 3) стрельцы 4) дружина
А4. Ливонская война (1558—1583 гг.) привела к
1) распаду Ливонского ордена
2) получению Россией выхода в Балтийское море
3) получению Россией всей территории Ливонии
4) потере Россией Великого Новгорода
А5. Чем знаменателен в истории России 1721 г.?
1) отменой крепостного права
2) провозглашением России империей
3) присоединением к России Крыма
4) принятием «Соборного уложения»
А6. Современником императрицы Анны Иоанновны был
1) А. Курбский 3) Э. Бирон
2) С. Дежнёв 4) Б. Хмельницкий
![]() |
А8. Утверждение «Священство выше царства» связано с
1) борьбой иосифлян и нестяжателей
2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха. Никона
3) реформами Избранной Рады
4) ликвидацией патриаршества в России в начале XVIII в.
А9. В годы Смуты переворот 1610 г., в результате которого был свергнут Василий Шуйский, привел к власти
1) правительство из семи бояр — «семибоярщину»
2) Бориса Годунова
3) Лжедмитрия I
4) Михаила Романова
А10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нем идет речь.
«А великодержавный князь… достохвальный и победоносный великий Дмитрий… пришел к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество».
1) патриархе Филарете
2) патриархе Никоне
3) Сергии Радонежском
4) Иосифе Волоцком
АН. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в
1) 1857-1895 гг. 3) 1863-1906 гг.
2) 1861-1883 гг. 4) 1894-1905 гг.
А12. Кто из перечисленных ниже лиц прославился в годы Крымской войны 1853—1856 гг.?
1) А. В. Суворов 3) С. О. Макаров
2) П. С. Нахимов 4) А Н. Куропаткин
А13. Основанные в первой половине XIX в. центральные правительственные учреждения, ведавшие различными отраслями хозяйства, назывались
1) коллегиями 3) земствами
2) приказами 4) министерствами
А14. Состояние экономики России к 1895 г. характеризовалось как
1) подъем 3) кризис
2) спад 4) застой
А15. В результате присоединения к континентальной блокаде Россия принимала обязательство
1) покровительствовать православным народам Балканского полуострова
2) участвовать в военных действиях IV антинаполеоновской коалиции
3) не допускать появления турецкого флота в Черном море
4) разорвать торговые отношения с Англией
А16. Какие из перечисленных явлений сохранились в России в конце XIX в.?
А) самодержавие
Б) месячина
В) крепостное состояние крестьян
Г) помещичье землевладение
Д) крестьянская община
Е) временнообязанное состояние крестьян
Укажите верный ответ.
1) АВГ 2) АГД 3) ВГД 4) ВДЕ
А17. Прочтите отрывок из записок П. А. Кропоткина и укажите дату начала общественного движения, о котором говорится в отрывке.
«Целью всех этих чтений и споров было разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем может она быть наиболее полезна народу? И постепенно она приходила к выводу, что существует лишь один путь. Нужно идти в народ и жить его жизнью. Молодые люди отправлялись поэтому в деревню как врачи, фельдшеры, народные учителя. Девушки сдали экзамены на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части народа».
1) 1816 г. 2) 1825 г. 3) 1849 г. 4) 1874 г.
А18. Москва стала столицей РСФСР в
1) 1917 г. 2) 1918 г. 3) 1920 г. 4) 1922 г.
А19. Существовавшие в 1920 — 1930-е гг. в СССР народные комиссариаты — это
1) центральные органы государственного управления отраслью хозяйства или сферой деятельности
2) органы ВЧК, отвечавшие за борьбу с контрреволюцией в районах
3) отделы в Красной Армии, созданные для политработы в войсках
4) органы городской милиции
А20. Какое из политических движений, представленных ниже, характеризовались социалистическими представлениями?
1) эсеры 2) кадеты 3) октябристы 4) черносотенцы
А21. В результате проведения денежной реформы С. Ю. Витте (1897 г.)
1) основой денежной системы стал золотой рубль
2) основой денежной системы стал серебряный рубль
3) из обращения были изъяты бумажные деньги
4) было восстановлено обращение бумажных денег
А22. Какие из перечисленных ниже понятий возникли в 1920-1930-х гг.?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А23. Прочтите отрывок из доклада И.В. Сталина «О Работе апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК» и укажите год, когда прозвучал этот доклад.
«…Мы имеем врагов внутренних. Мы имеем врагов внешних… Мы имели заготовительный кризис, который уже ликвидирован. Заготовительный кризис знаменовал собой первое серьезное в условиях нэпа выступление капиталистических элементов деревни против Советской власти».
1) 1917 г. 2) 1920 г. 3) 1928 г. 4) 1937 г.
А24. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится
1) Смоленское сражение 3) битва на Орловско-Курской дуге
2) Сталинградская битва 4) Висло-Одерская операция
А25. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь.
«30 июня 1941 г. был создан чрезвычайный орган — во главе с И. В. Сталиным. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения… На заседания приглашались народные комиссары, которым предстояло принять участие в обеспечении операций».
1) Военно-Революционный совет
2) Государственный Комитет Обороны
3) Совет по эвакуации
4) Совет Труда и Обороны
А26. Какое из названных событий 1940—1950-х гг. произошло позднее всех других?
1) арест и казнь Л. П. Берии
2) смерть И. В. Сталина
3) денежная реформа
4) «ленинградское дело»
А27. Какой из названных документов был принят в СССР в период перестройки?
1) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”»
2) «О культе личности и его последствиях»
3) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»
4) «Об аренде и арендных отношениях в СССР»
A28. XX съезд КПСС (1956 г.) обосновал и закрепил положение о
1) необходимости мирного сосуществования двух противоположных систем
2) переходе к политике гласности
3) переходе к рыночным отношениям
4) необходимости принятия новой Конституции СССР
А29. Что было одним из последствий подписания СССР Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г.?
1) улучшение климата международных отношений
2) соблюдение прав человека в СССР
3) оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией
4) принятие «доктрины Брежнева»
АЗО. Какие мероприятия внешней политики СССР относятся к 1985—1991 гг.?
А) вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы
Б) размещение советских ракет на Кубе
В) заключение договоров с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности
Г) ввод советских войск в Венгрию
Д) вывод советских войск из Афганистана
Е) подписание договора о запрещений ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей
Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) АВД 3) БВГ 4) ГДЕ
А31. Прочтите отрывок из постановления Президиума Союза писателей СССР, принятого в 1958 г., и укажите фамилию писателя, о котором идёт речь.
«(Его) литературная деятельность давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли… (Он) порвал последние связи со своей страной и её народом… Присуждение (ему) Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Живаго»… в действительности подчёркивает политическую сторону нечистоплотной игры реакционных кругов… Президиум правления СП СССР, бюро СП РСФСР… лишают (его) звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР (принято единогласно)».
1) А. А. Фадеев 3) К. М. Симонов
2) С. М. Михалков 4) Б. Л. Пастернак
А32. Что является одной из задач внешней политики современной России?
1) интеграция России в мировой рынок
2) оказание экономической помощи странам Восточной Европы 3) вывод войск из Афганистана
4) подписание советско-американского договора о сокращении ракет средней дальности
ЧАСТЬ 2
Задания Bl-Bll требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № ! справа от соответствующего номера задания (Bl-Bll), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в манке образцами.
Общее число букв в ответе не должно быть бмьше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторои). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
В задании BlO следует указать последовательность из трех цифр, соответствующих правильному ответу.
81. Расположите в хронологической последовательности их издания документы XVIII в. Запишите буквы, которыми обозначены документы, в правильной последовательности В таблицу.
А) «Указ о секуляризации церковных земель»
Б) «Табель о рангах»
В) «Указ о единонаследии»
Г) «Манифест о вольности дворянской»
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
82. Установите соответствие между именами вельмож и именами государей, при которых вельможи прославились.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите В таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
А) А. Ордин-Нащокин Б) Ф. Лефорт В) Н. Панин Г) Э. Бирон |
1) Петр 1 2) Алексей Михайлович 3) Екатерина II 4) Анна Иоанновна 5) Борис Годунов |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
83. Прочтите отрывок из именного указа от 18 января 1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.
«…Позволяется сим нашим указом для размножения… заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг — и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».
Ответ: ————————- .
84. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых XIX в. и отраслями науки, которыми они занимались.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите В таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ А) А. С. Попов Б) Н. И. Лобачевский В) В. Я. Струве Г) А. М. Бутлеров |
1) математика 2) химия 3) радиотехника 4) астрономия 5) биология |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
85. Прочтите отрывок из «Записок» А. П. Ермолова и напишите название войны, о событиях которой идет речь.
«…Легко понимали все, что присланный от Наполеона генерал Лористон, пред войною бывший послом при нашем дворе, конечно имел поручение объяснить желание прекратить войну. Москва, древняя столица, собственными руками превращенная в пепел, доказывала, что нет тяжелых пожертвований для русского народа Генерал… Лористон приехал чрез несколько дней после прибытия армии в Тарутино. В самое это время… я находился в квартире Кутузова».
Ответ:————————— .
86. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите В таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФАМИЛИИ |
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) С. А. Есенин |
1) живопись |
Б) И. О. Дунаевский |
2) кинорежиссура |
В) К..С. Петров-Водкин |
3) поэзия |
Г) С. М. Эйзенштейн |
4) музыка 5) архитектура |
А |
Б |
В |
Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
87. Прочтите фрагмент и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной Думе в 1907 г. с данными предложениями.
«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования — вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».
Ответ:————————— .
88. Установите соответствие между проводившимися в СССР, РФ экономическими реформами и фамилиями осуществлявших их руководителей страны.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите В таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
РЕФОРМЫ
А) переход на управление промышленностью по территориальному принципу
Б) совершенствование планирования и экономического стимулирования в промышленном производстве
В) радикальная экономическая реформа, переход к рыночным отношениям
Г) ускорение социально-экономического развития СССР на основе достижений научно-технического прогресса
5) И. В. Сталин
А |
Б |
В |
Г |
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
89. Прочтите отрывок из книги Д. А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.
«Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалась в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями» создавала атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву».
Ответ: —————— :——- .
BlO. Какие положения, из перечисленных ниже, относятся к истории тайных обществ декабристов? Обведите соответствующие цифры и запишите их В таблицу.
1) написание Н. М. Муравьевым «Конституции»
2) образование «Земли и воли»
3) вооруженное выступление на Сенатской площади
4) убийство Александра II
5) написание Н. Г. Чернышевским романа «Что делать?»
6) составление П. И. Пестелем «Русской правды»
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Bll. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности В таблицу.
A) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в г. Хельсинки
Б) создание Организации Варшавского договора
B) Карибский кризис
Г) образование Совета Экономической Взаимопомощи
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1—С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (Cl и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
К заданиям Cl; С2; СЗ.
Из письма государственного деятеля начала XX в.
«Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь!.. Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу — это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же».
Cl. Назовите автора письма и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.
С2. На какие реформы («уступки»), согласно тексту, вынужден был согласиться автор письма? Какие еще реформы и действия власти, направленные на прекращение «крамолы», вы можете указать дополнительно? Приведите всего не менее трех реформ и действий.
СЗ. На основе текста письма и знаний по истории назовите не менее трех основных причин того, что путь подавления «крамолы» через установление военной диктатуры оказался бесперспективным для власти в описанный в письме период.
Задания С4—С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), сравнение (CS), анализ исторической ситуации (С6), рассмотрение исторических версий и оценок (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.
С4. Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность которых относится к XIX — началу XX в.
Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.
С5. Ниже приведены две точки зрения на пакт Молотова — Риббентропа:
1. Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.
2. Подписание пакта стало ошибкой, имевшей тяжелые последствия для СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.
По какому пути стала развиваться общественно-политическая жизнь в СССР? (Укажите не менее двух направлений этого развития). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).
С7. Сравните реформы Избранной Рады и политику опричнины Ивана Грозного.
Укажите, что было общим (не менее двух характеристик), а что — различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).