Рубрики
ЕГЭ по Истории

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под но­мером…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под но­мером выполняемого Вами задания (А1—А21) поставьте знак «х» В клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

Al Кто из московских царей ввёл урочные лета?

1) Алексей Михайлович

2) Василий Шуйский

3) Иван Грозный

4) Фёдор Иванович

А2 Новым явлением в политической жизни Московского царства XVH в. стало

1) укрепление сословно-представительной монархии

2) складывание абсолютной монархии

3) возрождение вечевых порядков

4) провозглашение России империей

АЗ Что из названного относится к причинам поражения России в Ливонской войне?

1) Медный бунт

2) пресечение династии Рюриковичей

3) политика опричнины

4) строительство засечных черт

А4 К числу новых явлений в культуре России XVII в. относится

1) появление иконописи

2) усиление светских элементов

3) начало храмового строительства

4) появление житийной литературы

А5 Прочтите отрывок из исторического источника и укажите со­бытие, о котором идёт речь.

«А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всём Войске Запорож­ском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетма­на Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую высокую руку для право­славной христианской веры и святых божиих церквей…»

1) Смута

2) воссоединение Украины с Россией

3) Смоленская война

4) Ливонская война \ А6 Какое из названных сражений произошло в ходе Отечествен­ной войны 1812 г.?

1)Рымникское 3) Смоленское

5) на р. Альма 4) Полтавское

А7 Проведение кодификации российского законодательства, из­дание «Свода законов Российской империи» относится к цар­ствованию

подпись: 3) александра i
4) николая i
1) Елизаветы Петровны

2) Павла I

А8 Одной из причин возникновения движения декабристов является

1) влияние идей французских просветителей

2) издание указа о «вольных хлебопашцах»

3) деятельность Негласного комитета

4) присоединение к континентальной блокаде Англии

А9 Прочтите отрывок из «Истории внешней политики России» и укажите событие, о котором идёт речь.

«Франция не претендовала на российскую территорию. Наполе­он сам выступил инициатором мирных переговоров. Целью фран­цузской дипломатии был сепаратный договор с Россией. Попытки английского посла лорда Гренвила помешать развитию событий успехом не увенчались. К этому времени Александр I, по-видимому, уже принял решение пойти на сепаратный мир с Францией, считая, что "бывают обстоятельства, при которых нужно думать преимуще­ственно о самосохранении и не руководствоваться никакими пра­вилами, кроме мысли о благе государства"… Наполеону необходи­мо было как минимум добиться присоединения к континентальной блокаде».

1) заключение Георгиевского трактата

2) создание Священного союза

3) совет в Филях

4) заключение Тильзитского мира

А10 Политика «зубатовского социализма» предполагала создание

1) рабочих дружин

2) Советов крестьянских депутатов

3) легальных политических партий

4) подконтрольных властям рабочих организаций

А11 Что явилось одной из причин Великих реформ Александра II?

1) кризис дворянства как сословия

2) монополизация промышленности

3) революции в европейских странах

4) распространение марксизма в России

А12 Прочтите отрывок из доклада члена Московской городской управы Ф. А. Лузина «Продовольственные операции г. Мо­сквы» и укажите десятилетие, к которому относятся упоми­наемые события.

«На Страстной неделе было созвано чрезвычайное собрание Мо­сковской городской думы. Одним из постановлений этого собрания было: “Уполномочить Городскую управу немедленно приступить к закупке на местах и подвозу в Москву овса, ячменя, кукурузы, жмыхов, отрубей, сена, гречневой крупы, пшена, дров и других пред­метов первой необходимости…”.

Надо указать, что одного разрешения от председателя Главного продовольственного комитета было ещё недостаточно, надо было по­лучить разрешения ещё от командующих войсками, губернаторов и местных уполномоченных по заготовке продовольствия для армии…».

1) 1850-е гг. 2) 1870-е гг. 3) 1910-е гг. 4) 1940-е гг.

А13 Какое из названных мероприятий относится к реформе выс­шего образования в годы правления Александра II?

1) открытие Московского университета

2) введение автономии университетов

3) указ о «кухаркиных детях»

4) отмена автономии университетов

А14 Кто из советских политических деятелей при обсуждении вопроса о создании союзного государства в 1922 г. выступил с планом автономизации?

1) В. И Ленин 3) Л. Б. Каменев

2) Л. Д. Троцкий 4) И. В. Сталин

А15 Что из перечисленного можно отнести к результатам осущест­вления НЭПа?

1) либерализация политической жизни

2) рост промышленности

3) экономический и социальный кризис

4) требование создания «ответственного правительства»

А16 Начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны было положено в ходе

1) обороны Ленинграда

2) сражения за Смоленск

3) Сталинградской битвы

4) Берлинской операции

А17 Прочтите отрывок из книги историка Г. А. Деборина и назови­те описанную в нём битву.

«Советское командование точно определило направление глав­ных ударов немецких войск. На этих направлениях была построена сильная, глубокая оборона советских войск, подготовлены и подве­дены стратегические резервы. Глубина построения обороны совет­ских войск на важнейших направлениях достигала 100 километров. По плану войска Центрального и Воронежского фронтов должны были остановить наступление немецко-фашистских войск и подо­рвать их силы… войскам Западного, Брянского, Центрального, Во­ронежского и Степного фронтов предстояло перейти в контрнаступ­ление.

5) июля 1943 г. в 5 часов 30 минут началось наступление немецких войск…».

1) оборона Одессы 3) Московская битва

2) битва за Кавказ 4) Курская битва

А18 Как назывались мирные инициативы СССР, выдвинутые на XXIV (1971 г.) и XXV (1976 г.) съездах КПСС?

1) политика мирного сосуществования

2) система коллективной безопасности

3) новое политическое мышление

4) Программа мира

А19 Что явилось последствием реформ Н. С. Хрущёва в области сельского хозяйства?

1) введение продразвёрстки

2) увеличение размеров подсобных хозяйств

3) начало импорта зерна

4) увеличение экспорта зерна

А20 В какие годы в СССР проводилась кампания по борьбе с бур­жуазным космополитизмом в науке и культуре?

1) 1946-1953 гг. 3) 1965-1970 гг.

2) 1957-1964 гг. 4) 1985-1991 гг.

А21 Какой государственный орган был создан в России в ходе кон­ституционной реформы 1993 г.?

1) Государственный совет

2) Государственная дума

3) Съезд народных депутатов

4) Верховный совет

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (Bl13) является цифра, после­довательность цифр или слово (словосочетание). Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответ­ствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в отве­те не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

В1 Расположите в хронологической последовательности истори­ческие события. Запишите цифры, которыми обозначены ис­торические события, в правильной последовательности в таб­лицу.

1) косыгинская экономическая реформа

2) введение НЭПа

3) коллективизация сельского хозяйства

4) ваучерная приватизация

5) распад СССР

Ответ:

В2 Какие три из перечисленных событий относятся к правлению Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под кото­рыми они указаны.

1) присоединение Новгорода к Москве

2) церковная реформа Никона

3) восстание Хлопка

4) отмена местничества

5) Соляной бунт

6) отмена урочных лет

Ответ:

ВЗ Установите соответствие между именами современников: к каж­дой позиции первого столбца подберите соответствующую по­зицию второго столбца.

подпись: правители
а) пётр i
б) екатерина ii
в) николай i
г) александр ii
СОВРЕМЕННИКИ

1) Ф. Лефорт

2) П. Д. Киселёв

3) М. Т. Лорис-Меликов

4) П. А. Румянцев

5) М. М. Сперанский

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

В4 Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XVI в.

1) Избранная рада; 2) Судебник, 3) опричнина; 4) присоединение Аст­раханского ханства; 5) царёв выход; 6) Земский собор.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ:

В5 Напишите пропущенное слово.

Разгром антипартийной группы Маленкова, Кагановича, Моло­това, отставка Булганина явились событиями, в результате которых Председателем Совета министров СССР стал.

Ответ: .

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обо­значенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участник(-и)

«Наказ»

1767 г.

___________ (А)

____________ (Б)

____________ (В)

Пётр I

Соборное уложение

1649 г.

_____________ (0

_____________ (Д)

_____________ (E)

Александр I

Пропущенные элементы:

1) Пётр III

2) Екатерина II

3) Алексей Михайлович

4) 1721 г.

5) 1802 г.

6) манифест о вольности дворянства

7) ликвидация патриаршества

8) учреждение министерств

9) 1797 г.

Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

E

В7 Прочтите отрывок из книги историка А. П. Сафонова.

«Отряд под командою генерал-адъютанта Гурко имел назначение к югу от Дуная — достигнуть Балканских гор, попытаться овладеть балканскими проходами и выслать кавалерию за Балканы… Здесь, по собранным сведениям, Гурко узнал, что лучший путь за Балканы — Шипкинский проход — занят турками слабо, а остальные проходы турки считали неприступными для русских войск и потому почти вовсе не заняли их. Но несмотря на то, что в Шипкинском проходе турки имели около 2500 человек при нескольких орудиях, овладение этим проходом представлялось делом крайне трудным, так как Балканские горы очень круты, имеют множество обрывов, проходы в них узки, и самого небольшого отряда с несколькими орудиями было бы достаточ­но для защиты прохода… 7 июля турки, видя себя запертыми с обеих сторон и чувствуя недостаток в продовольствии, бросили свои позиции и орудия и ушли врассыпную по горным тропинкам; таким образом, главный проход через Балканы оказался в наших руках… Впоследствии турки несколько раз пытались овладеть Шипкинским проходом, но все их попытки были отражены…

Для разгрома стоявшей против Шипкинского прохода турецкой армии генерал Радецкий [в декабре] направил в обход турок два от­ряда: правый под начальством генерала Скобелева и левый под на­чальством генерала князя Святополк-Мирского; отряды эти имели задачу перейти Балканы по едва проходимым тропинкам и кручам гор, зайти в тыл армии Весселя-паши и 27 декабря одновременно атаковать деревню Шипку».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведён­ном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) историком описаны события русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

2) в результате данной войны в состав России вошли Карс, Баязет и Батум

3) описанные события происходили в годы правления Алек­сандра II

4) овладение Шипкинским перевалом открывало путь на Кон­стантинополь

5) в результате данной войны Крым вошёл в состав России 6) по итогам войны был подписан Ясский мирный договор

Рассмотрите схему и выполните задания В8—В11.

В8 Напишите фамилию военачальника, осуществлявшего коор­динацию действий Воронежского и Степного фронтов в сра­жении, обозначенном на схеме.

Ответ: _______________________

В9 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 2.

Ответ: .

В10 Напишите цифру, которой обозначен населённый пункт, в рай­оне которого произошло крупнейшее в истории танковое сра­жение.

Ответ: .

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) битва произошла летом 1943 г.

2) битва началась с наступления советских войск

3) обозначенная на схеме битва относится к этапу коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

4) после окончания битвы германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные опе­рации

5) обозначенной на схеме битве предшествовало форсирова­ние советскими войсками Днепра

6) операция советских войск получила название «Багратион»

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

подпись: в12Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, яв­ляются верными? Выберите два суждения из пяти предложен­ных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) период в русской культуре, к которому относится данная картина, получил название Серебряный век

2) автором картины является И. И. Шишкин

3) картина написана в начале XX в.

4) картина написана в академическом стиле

5) автор данной картины входил в товарищество передвижников

Ответ:

В13 Какое из зданий, представленных ниже, было построено в тот же период развития русской культуры, когда написана карти­на, изображённая на фотографии? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ:

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1—С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (Cl, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информа­ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

ИЗ КНИГИ П. П. МИГУЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
РУССКОГО ГОСУДАРСТВА ЗА 300 Л ET (1613-1913)»

«Несомненно, что наше денежное обращение поставлено на со­вершенно твёрдую почву, и что переход наш к золотой денежной си­стеме проведён был весьма удачно. Недостатком реформы явилось только оставление без изменения устава государственного банка, что не позволяет ему надлежащим образом финансировать (снабжать денежными средствами) народный труд, так как часто приходится стеснять наш промышленный оборот, нуждающийся в гораздо боль­шем количестве денежных знаков, чем их имеется у нас на самом деле. В других культурных странах денежные знаки в значительной степени заменяются чеками; у нас чековая система распространена сравнительно слабо, хотя необходимо заметить, что именно в ныне­шнее царствование в этом отношении сделан огромный шаг вперед, а введением расчётных отделов при конторах государственного банка очень сильно уменьшена потребность в денежных знаках для расчё­тов, — по крайней мере, между частными кредитными учреждения­ми, железными дорогами, крупными промышленными предприя­тиями и т. п.

Реформа денежного обращения сразу повысила доверие к России со стороны европейского денежного рынка. Иностранный рынок с большой охотой приобретал в это время русские займы, как выпу­скаемые от имени правительства непосредственно, так и с гарантией правительства.

Выручка по новым займам, не считая специальных займов для обмена и конверсии старых займов, составила 1.350 млн руб., из ко­торых на погашение старых долгов употреблено около 377 млн руб., свыше 639 млн руб. передано государственному банку, а остальные суммы пошли на усиление свободной наличности. Ни на какие дру­гие надобности выручка по займам в этом периоде истории русских финансов не была употреблена.

Государственные доходы в первые 10 лет царствования Государя Императора… возросли почти вдвое: с 1.031 млн руб. в 1893 г. до 2.032 млн руб. в 1903 г. Такой рост представляется совершенно исключи­тельным. Столь крупное увеличение государственных доходов в 1893—1903 гг. (свыше миллиарда руб.) объясняется прежде всего рас­ширением железнодорожного хозяйства, благодаря выкупу в казну частных железных дорог и сооружению непосредственным распоря­жением казны, новой обширной рельсовой сети, далее увеличени­ем податного обложения населения, главным образом — вследствие введения казённой продажи питей и, наконец, несомненным увели­чением податной способности населения, обусловленным ростом народного благосостояния».

С1 Назовите государственного деятеля, под руководством кото­рого были проведены описанные преобразования. Укажите десятилетие, когда была проведена указанная денежная ре­форма. В правление какого императора они проводились?

C2 C какими мерами правительства автор связывает увеличение государственных доходов? Укажите любые три преобразования.

СЗ Каковы результаты проведённых преобразований? Привлекая исторические знания, назовите не менее двух особенностей экономического развития России в данный период.

С4 Лидер большевиков В. И. Ленин назвал реформу Столыпина «последним клапаном». Объясните, в чём причина неудачи столыпинской реформы (приведите три объяснения).

С5 В исторической литературе существуют дискуссионные про­блемы, по которым высказываются различные, часто противо­речивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«1965—1985гг. в истории СССР стали периодом застоя во всех сферах».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, ко­торыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)…

2)…

Аргументы в опровержение:

1)…

2)…

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Даниил Галицкий 3) Бисмарк

2) Елизавета Петровна 4) А. Н. Косыгин

Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику направле­ний и результатов его деятельности (событий, достижений и т. п.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *