Часть 1
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2-19 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1. Любое попавшее в глаз инородное тело, будь то соринка, пыль или ресница, вызывают слезотечение.
Как называется данная ответная реакция?
2. В световой микроскоп можно увидеть
1) деление клетки 3) процесс биосинтеза белка
2) строение хромосомы 4) удвоение ДНК
Ответ:
3. Клетки водорослей в составе лишайника
1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза
2) поглощают воду и минеральные соли
3) поглощают органические вещества, растворённые в воде
4) обеспечивают минеральное питание
Ответ:
Для однодольных растений, в отличие от двудольных, характерно
1) параллельное жилкование листьев
2) наличие кольца камбия в стебле
3) наличие стержневой корневой системы
4) сетчатое жилкование листьев
Ответ:
5. Какой цифрой обозначен орган растения, выполняющий функцию транспирации?
D 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
Органом дыхания у большого прудовика является 1) кожа 3) жабры
2) лёгкое 4) трахеи
Ответ:
Для животного, изображённого на рисунке, характерно
1) отсутствие мочевого пузыря
2) наружное оплодотворение
3) размножение в воде
4) наличие двух кругов кровообращения
Ответ:
Изображённый на фотографии прибор используется с це
Лью измерения
1) температуры тела
2) давления крови
3) веса человека
4) силы мышечных сокращений
Ответ:
Человек с какой группой крови является универсальным донором?
D I 2) II
Ответ:
11. К какой группе тканей относят кровь?
1) мышечной
2) эпителиальной
3) соединительной
4) нервной
Ответ:
12. Укажите правильную последовательность движения крови по большому кругу кровооб
Ращения.
1) аорта → артерии → артериолы
2) артерии → артериолы → аорта
3) капилляры → артериолы → вены
4) венулы → капилляры → артериолы
Ответ:
13. Какой цифрой обозначена на рисунке та часть, которая обеспечивает всасывание глицерина и жирных кислот?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Ответ:
14. Какой цифрой на рисунке обозначена железа, обеспечивающая эластичность кожи?
15. Какой цифрой на рисунке обозначена часть глаза, выполняющая функцию аккомодации?
D 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
При каком типе взаимоотношений один из организмов не получает ни вреда, ни пользы?
1) симбиозе
2) хищничестве
3) паразитизме
4) нахлебничестве
Ответ:
17. К общей дегенерации относят
1) двойное оплодотворение цветковых
2) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня
3) отсутствие конечностей у змеи
4) редукцию органов зрения у крота
Ответ:
18. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Экологические факторы |
Пример |
Абиотические |
Солёность воды |
Биотические |
Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) влажность воздуха 3) заболачивание
2) направление ветра 4) паразитизм
Ответ: 19. Верны ли следующие суждения о бычьем цепне?
А. Бычий цепень ведёт паразитический образ жизни.
Б. У бычьего цепня отсутствует пищеварительная система.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответом к заданиям 20-26 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тек — ! сте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифруi пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
20. Изучите таблицу «Цветочные часы Карла Линнея».
Растение |
Время «просыпания» |
Время «засыпания» |
Шиповник |
4 |
18 |
Мак |
5 |
14 |
Одуванчик |
6 |
15 |
Колокольчик |
7 |
13 |
Бархатцы |
8 |
17 |
Ноготки |
9 |
16 |
Цикорий |
10 |
15 |
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данные таблицы?
1) Все цветы «просыпаются» с восходом солнца.
2) У мака и одуванчика период раскрытых цветков одинаков.
3) «Цветочные часы» у растений работают одинаково.
4) Самый короткий период раскрытых цветов у цикория.
5) Одуванчик цветёт ранней весной.
21. Каковы особенности строения и функций поджелудочной железы у человека?
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) относится к смешанным железам
2) самая крупная железа внешней секреции
3) вырабатывает ферменты, расщепляющие белки пищи
4) выделяет гормон инсулин, регулирующий углеводный обмен
5) выполняет защитную, барьерную роль в организме
6) участвует в эмульгировании жиров
22. Известно, что Нут бараний — Травянистое растение, являющееся зернобобовой культурой, семена которой человек употребляет в пищу.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка верных описаний три утверждения, относящиеся к описанию Данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Растение относится к семейству Мотыльковые.
2) Стебель прямостоячий, покрытый железистыми волосками.
3) Вегетационный период 90-110 дней, почки возобновления не образуются.
4) Растение служит кормом для домашнего скота.
5) Родиной культурного нута считается юго-восточная Турция и северо-восточная Сирия.
6) Семена нута являются основой для приготовления традиционных блюд ближневосточной кухни.
Установите соответствие между признаками и видами клеток: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) обособленное ядро
Б) мезосомы
B) нуклеоид
Г) мембранные органоиды
Д) линейные хромосомы
Е) споры для перенесения неблагоприяных условий среды
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
E |
Ответ: |
24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по правилам работы с микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Настроить освещение в поле зрения микроскопа.
2) Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм.
3) Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.
4) Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом.
5) Микроскоп установить перед собой на 2-3 см от края стола.
6) Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.
25. Вставьте в текст «Экологические факторы» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Комплекс окружающих условий, воздействующих на(А), называют экологическими факторами. Различают факторы неживой природы — (Б). Все формы взаимодействия между организмами называют —(В). Антропогенные факторы объединяют все виды деятельности(Г), влияющие на
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
26. Рассмотрите изображение собаки породы бладхаунд. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и ка
Рандаш.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (27-30) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
27. Что определяют по пульсу и как его правильно прощупать?
Прочитайте текст и выполните задание 28.
Представители семейства Мышиные живут обычно большими семьями. Животное в одиночку не сможет быстро обнаружить пищу, сделать запасы корма на долгий зимний период, обустроить будущее жилище и заметить хищника. Группами этим зверькам легче выживать в естественной среде и выращивать потомство.
Чтобы обеспечить порядок в стае, существует и поддерживается подчиненность слабых особей более сильным. По этому же принципу происходит избрание вожака, который должен доказать своё превосходство определённым поведением и специальными сигналами и звуками. Вожак доминирует над всеми членами семьи, а особенно над молодыми самцами. Очень часто молодые зверьки хотят завоевать «трон». Сигнал о начале войны подаётся ударами хвоста и топотом задних лапок. Если старый вожак терпит поражение, он становится подчинённым. В природе известны случаи, когда все молодые самцы имеют боевой настрой при равных шансах на успех. В результате воинственных действий семья распадается, а её члены отправляются искать самок для создания новых семей.
Самки мышей более миролюбивы. Они часто могут строить совместные гнёзда, где все вместе выводят и воспитывают потомство. Самцы не проявляют заботы о своих детенышах, а в брачный период становятся более агрессивными.
28. Используя содержание текста «Семейство Мышиные», ответьте на следующие вопросы. 1) Почему представители семейства Мышиные живут обычно большими семьями?
2) Что обеспечивает порядок в стае?
3) Что происходит с мышиной семьёй в случае воинственных действий молодых равных по силе самцов?
29. Пользуясь таблицей «Потребность в белках, жирах, и углеводах у детей и подростков», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1
Потребность в белках, жирах, и углеводах у детей и подростков, г/сут
Возраст |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
|||
Всего |
В том числе животные |
Всего |
В том числе растительные |
|||
6 мес |
— 1 год |
25 |
20-25 |
25 |
— |
113 |
1 — 1 |
V2
2года |
48 |
36 |
48 |
— |
160 |
1>2 _ |
2 года |
53 |
40 |
53 |
5 |
192 |
Белки |
Жиры |
||||
Всего |
В том числе животные |
Всего |
В том числе растительные |
||
3-4 года |
63 |
44 |
63 |
8 |
233 |
5-6 лет |
72 |
47 |
72 |
11 |
252 |
7-10 лет |
80 |
48 |
80 |
15 |
324 |
11-14 лет |
96 |
58 |
96 |
18 |
382 |
14-17 лет (юноши) |
106 |
64 |
106 |
20 |
422 |
14-17 лет (девушки) |
93 |
56 |
93 |
20 |
367 |
1) К какому классу органических веществ относят глюкозу?
2) Суточная потребность в органических веществах какого класса у детей и подростков максимальна? Почему?
Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 30.
Таблица 2
Нормы физиологической потребности детей и подростков в основных питательных веществах и энергии (в сутки)
Возраст |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Энергетическая ценность, ккал |
6 лет |
72 |
72 |
252 |
2000 |
7-10 лет |
80 |
80 |
324 |
2400 |
11-13 лет |
96 |
96 |
382 |
2850 |
14-17 лет юноши девушки |
106 93 |
106 106 |
422 422 |
3150 2750 |
Таблица 3
Энергетическая и пищевая ценность продукции школьной столовой
Наименование блюда |
Энергетическая ценность, ккал |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Рассольник |
42 |
. 1∙4 J |
2,0 |
5,0 |
Суп грибной |
26 |
1,3 |
1,8 |
1,3 |
Говядина тушёная |
232 |
16,8 |
18,3 |
0 |
Котлеты из говядины |
260 |
18,0 |
20,0 |
0 |
Котлеты из индейки |
220 |
18,6 |
12,2 |
8,7 |
Перец, фаршированный мясом и рисом |
160 |
4,4 |
10,6 |
13,7 |
Омлет с ветчиной |
350 |
21 |
14 |
35,0 |
Горбуша, жаренная в кляре |
281 |
17,1 |
16,4 |
15,2 |
Треска отварная |
78 |
17,8 |
0,7 |
0 |
Наименование блюда |
Энергетическая ценность, ккал |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Каша гречневая на воде |
90 |
3,2 |
0,8 |
17,1 |
Рис белый варёный |
116 |
2,2 |
0,5 |
24,9 |
Картофель жареный |
203,3 |
3,7 |
10,6 |
24,8 |
Капуста тушёная |
60,6 |
2,8 |
3,3 |
5,3 |
Мороженое с шоколадным наполнителем |
325 |
6,0 |
11,0 |
50,0 |
Сладкий газированый напиток |
170 |
0 |
0 |
42,0 |
Апельсиновый сок |
225 |
2,0 |
0 |
35,0 |
Яблочный сок |
40,0 |
0,5 |
0 |
9,1 |
Абрикосовый сок |
56,0 |
0,5 |
0 |
13,7 |
Ананасовый сок |
68,0 |
0,4 |
0,1 |
15,7 |
Абрикосовый компот |
85,0 |
0,5 |
0 |
21,0 |
Вишнёвый компот |
99,0 |
0,6 |
0 |
19,7 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) |
56 |
0,2 |
0 |
14,0 |
30. В понедельник в школьной столовой 15-летняя девушка Даша получала обед, в который входило: рассольник, 1 порция котлет из индейки, белый варёный рис, апельсиновый сок. Девушка взяла ещё мороженое с шоколадным наполнителем. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность комплексного обеда школьника?
2) Какое органическое вещество из пищи меньше всего получает подросток в сутки?
3) Какие бывают жиры по происхождению? Назовите и приведите по одному примеру.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.