Рубрики
(ОГЭ)ГИА по Биологии

Часть 1 Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом…

Часть 1

Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2-19 является одна циф­ра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

1. Любое попавшее в глаз инородное тело, будь то со­ринка, пыль или ресница, вызывают слезотечение.

Как называется данная ответная реакция?

2. В световой микроскоп можно увидеть

1) деление клетки 3) процесс биосинтеза белка

2) строение хромосомы 4) удвоение ДНК

Ответ:

3. Клетки водорослей в составе лишайника

1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза

2) поглощают воду и минеральные соли

3) поглощают органические вещества, растворённые в воде

4) обеспечивают минеральное питание

Ответ:

Для однодольных растений, в отличие от двудольных, характерно

1) параллельное жилкование листьев

2) наличие кольца камбия в стебле

3) наличие стержневой корневой системы

4) сетчатое жилкование листьев

Ответ:

5. Какой цифрой обозначен орган растения, выполняющий функ­цию транспирации?

D 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ:

Органом дыхания у большого прудовика является 1) кожа 3) жабры

2) лёгкое 4) трахеи

Ответ:

Для животного, изображённого на рисунке, характерно

1) отсутствие мочевого пузыря

2) наружное оплодотворение

3) размножение в воде

4) наличие двух кругов кровообращения

Ответ:

Изображённый на фотографии прибор используется с це­

Лью измерения

1) температуры тела

2) давления крови

3) веса человека

4) силы мышечных сокращений

Ответ:

Человек с какой группой крови является универсальным донором?

D I 2) II

Ответ:

11. К какой группе тканей относят кровь?

1) мышечной

2) эпителиальной

3) соединительной

4) нервной

Ответ:

12. Укажите правильную последовательность движения крови по большому кругу кровооб­

Ращения.

1) аорта → артерии → артериолы

2) артерии → артериолы → аорта

3) капилляры → артериолы → вены

4) венулы → капилляры → артериолы

Ответ:

13. Какой цифрой обозначена на рисунке та часть, которая обеспечивает всасывание глице­рина и жирных кислот?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Ответ:

14. Какой цифрой на рисунке обозначена железа, обеспечивающая эластичность кожи?

15. Какой цифрой на рисунке обозначена часть глаза, выполняющая функцию аккомодации?

D 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ответ:

При каком типе взаимоотношений один из организмов не получает ни вреда, ни пользы?

1) симбиозе

2) хищничестве

3) паразитизме

4) нахлебничестве

Ответ:

17. К общей дегенерации относят

1) двойное оплодотворение цветковых

2) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

3) отсутствие конечностей у змеи

4) редукцию органов зрения у крота

Ответ:

18. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Экологические факторы

Пример

Абиотические

Солёность воды

Биотические

Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) влажность воздуха 3) заболачивание

2) направление ветра 4) паразитизм

Ответ: 19. Верны ли следующие суждения о бычьем цепне?

А. Бычий цепень ведёт паразитический образ жизни.

Б. У бычьего цепня отсутствует пищеварительная система.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ:

Ответом к заданиям 20-26 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тек — ! сте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифруi пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

20. Изучите таблицу «Цветочные часы Карла Линнея».

Растение

Время «просыпания»

Время «засыпания»

Шиповник

4

18

Мак

5

14

Одуванчик

6

15

Колокольчик

7

13

Бархатцы

8

17

Ноготки

9

16

Цикорий

10

15

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данные таб­лицы?

1) Все цветы «просыпаются» с восходом солнца.

2) У мака и одуванчика период раскрытых цветков одинаков.

3) «Цветочные часы» у растений работают одинаково.

4) Самый короткий период раскрытых цветов у цикория.

5) Одуванчик цветёт ранней весной.

21. Каковы особенности строения и функций поджелудочной железы у человека?

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) относится к смешанным железам

2) самая крупная железа внешней секреции

3) вырабатывает ферменты, расщепляющие белки пищи

4) выделяет гормон инсулин, регулирующий углеводный обмен

5) выполняет защитную, барьерную роль в организме

6) участвует в эмульгировании жиров

22. Известно, что Нут бараний — Травянистое растение, являющееся зернобобовой куль­турой, семена которой человек употребляет в пищу.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка верных описаний три утверждения, относящиеся к описанию Данных признаков этого растения.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Растение относится к семейству Мотыльковые.

2) Стебель прямостоячий, покрытый железистыми волосками.

3) Вегетационный период 90-110 дней, почки возобновления не образуются.

4) Растение служит кормом для домашнего скота.

5) Родиной культурного нута считается юго-восточная Турция и северо-восточная Си­рия.

6) Семена нута являются основой для приготовления традиционных блюд ближнево­сточной кухни.

Установите соответствие между признаками и видами клеток: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

A) обособленное ядро

Б) мезосомы

B) нуклеоид

Г) мембранные органоиды

Д) линейные хромосомы

Е) споры для перенесения неблагоприяных условий среды

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

E

Ответ:

24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по правилам работы с мик­роскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Настроить освещение в поле зрения микроскопа.

2) Глядя сбоку, опускать объектив при помощи винта до тех пор, пока расстояние ме­жду нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм.

3) Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт, плавно поднимая объектив до по­ложения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.

4) Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект на­ходился под объективом.

5) Микроскоп установить перед собой на 2-3 см от края стола.

6) Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.

25. Вставьте в текст «Экологические факторы» пропущенные слова из предложенного пе­речня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбран­ных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Комплекс окружающих условий, воздействующих на(А), называют эко­логическими факторами. Различают факторы неживой природы — (Б). Все формы взаимодействия между организмами называют —(В). Антро­погенные факторы объединяют все виды деятельности(Г), влияющие на

А

Б

В

Г

Ответ:

26. Рассмотрите изображение собаки породы бладхаунд. Выберите характеристики, соот­ветствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма го­ловы, форма ушей, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и ка­

Рандаш.

В. Форма ушей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по вы­полнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (27-30) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сна­чала номер задания (27, 28 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

27. Что определяют по пульсу и как его правильно прощупать?

Прочитайте текст и выполните задание 28.

СЕМЕЙСТВО МЫШИНЫЕ

Представители семейства Мышиные живут обычно большими семьями. Животное в одиночку не сможет быстро обнаружить пищу, сделать запасы корма на долгий зимний период, обустроить будущее жилище и заметить хищника. Группами этим зверькам легче выживать в естественной среде и выращивать потомство.

Чтобы обеспечить порядок в стае, существует и поддерживается подчиненность сла­бых особей более сильным. По этому же принципу происходит избрание вожака, кото­рый должен доказать своё превосходство определённым поведением и специальными сигналами и звуками. Вожак доминирует над всеми членами семьи, а особенно над мо­лодыми самцами. Очень часто молодые зверьки хотят завоевать «трон». Сигнал о нача­ле войны подаётся ударами хвоста и топотом задних лапок. Если старый вожак терпит поражение, он становится подчинённым. В природе известны случаи, когда все моло­дые самцы имеют боевой настрой при равных шансах на успех. В результате воинст­венных действий семья распадается, а её члены отправляются искать самок для созда­ния новых семей.

Самки мышей более миролюбивы. Они часто могут строить совместные гнёзда, где все вместе выводят и воспитывают потомство. Самцы не проявляют заботы о своих де­тенышах, а в брачный период становятся более агрессивными.

28. Используя содержание текста «Семейство Мышиные», ответьте на следующие вопросы. 1) Почему представители семейства Мышиные живут обычно большими семьями?

2) Что обеспечивает порядок в стае?

3) Что происходит с мышиной семьёй в случае воинственных действий молодых равных по силе самцов?

29. Пользуясь таблицей «Потребность в белках, жирах, и углеводах у детей и подростков», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица 1

Потребность в белках, жирах, и углеводах у детей и подростков, г/сут

Возраст

Белки

Жиры

Углеводы

Всего

В том числе животные

Всего

В том числе растительные

6 мес

— 1 год

25

20-25

25

113

1 — 1

V2

2года

48

36

48

160

1>2 _

2 года

53

40

53

5

192

Белки

Жиры

Всего

В том числе животные

Всего

В том числе растительные

3-4 года

63

44

63

8

233

5-6 лет

72

47

72

11

252

7-10 лет

80

48

80

15

324

11-14 лет

96

58

96

18

382

14-17 лет (юноши)

106

64

106

20

422

14-17 лет (девушки)

93

56

93

20

367

1) К какому классу органических веществ относят глюкозу?

2) Суточная потребность в органических веществах какого класса у детей и подростков максимальна? Почему?

Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 30.

Таблица 2

Нормы физиологической потребности детей и подростков в основных питательных веществах и энергии (в сутки)

Возраст

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергетическая ценность, ккал

6 лет

72

72

252

2000

7-10 лет

80

80

324

2400

11-13 лет

96

96

382

2850

14-17 лет юноши девушки

106

93

106

106

422

422

3150

2750

Таблица 3

Энергетическая и пищевая ценность продукции школьной столовой

Наименование блюда

Энергетическая ценность, ккал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Рассольник

42

. 1∙4 J

2,0

5,0

Суп грибной

26

1,3

1,8

1,3

Говядина тушёная

232

16,8

18,3

0

Котлеты из говядины

260

18,0

20,0

0

Котлеты из индейки

220

18,6

12,2

8,7

Перец, фаршированный мя­сом и рисом

160

4,4

10,6

13,7

Омлет с ветчиной

350

21

14

35,0

Горбуша, жаренная в кляре

281

17,1

16,4

15,2

Треска отварная

78

17,8

0,7

0

Наименование блюда

Энергетическая ценность, ккал

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Каша гречневая на воде

90

3,2

0,8

17,1

Рис белый варёный

116

2,2

0,5

24,9

Картофель жареный

203,3

3,7

10,6

24,8

Капуста тушёная

60,6

2,8

3,3

5,3

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6,0

11,0

50,0

Сладкий газированый напи­ток

170

0

0

42,0

Апельсиновый сок

225

2,0

0

35,0

Яблочный сок

40,0

0,5

0

9,1

Абрикосовый сок

56,0

0,5

0

13,7

Ананасовый сок

68,0

0,4

0,1

15,7

Абрикосовый компот

85,0

0,5

0

21,0

Вишнёвый компот

99,0

0,6

0

19,7

Чай с сахаром (две чайные ложки)

56

0,2

0

14,0

30. В понедельник в школьной столовой 15-летняя девушка Даша получала обед, в кото­рый входило: рассольник, 1 порция котлет из индейки, белый варёный рис, апельсино­вый сок. Девушка взяла ещё мороженое с шоколадным наполнителем. Используя дан­ные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность комплексного обеда школьника?

2) Какое органическое вещество из пищи меньше всего получает подросток в сутки?

3) Какие бывают жиры по происхождению? Назовите и приведите по одному примеру.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *