Часть 1
Ответом к заданию 1 Является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2-17 Является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Это слово (словосочетание) или эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
На рисунке изображён сизый голубь и полученные от него путём продолжительных скрещиваний и отбора породы домашних голубей.
Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?
Ответ: ____________________________
Синтез белка у всех живых организмов выполняет
1) лизосома
2) митохондрия
Ответ:
3 Рассмотрите рисунок гриба. Какой цифрой на нём обозначено плодовое тело?
D 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
Для голосеменных растении, в отличие от покрытосеменных, характерно
3) наличие вегетативных органов
4) отсутствие цветка
Ответ:
1) родства
2) жизни в одинаковых условиях
3) происхождения от земноводных
4) возникновения в одно и то же историческое время
Ответ:
При недостатке гормона инсулина у человека развивается заболевание
1) карликовость
2) микседема
3) сахарный диабет
4) базедова болезнь
Ответ:
Соединение частей скелета обеспечивают 1) сухожилия
2)связки
3) хрящи
4) мышечные волокна
Ответ:
Человек с какой группой крови может быть универсальным донором?
D 0 (I)
2) A (II)
3) В (III)
4) AB (IV)
Ответ:
Какую функцию выполняет орган человека, обозначенный на рисунке буквой А?
1) образование мочи
2) выделение пищеварительных ферментов
3) насыщение крови кислородом
4) формирование половых клеток
Ответ:
Изменения положения тела человека в пространстве воспринимают рецепторы, которые расположены
1) в коже
2) в улитке
3) на сетчатке
4) в полукружных каналах
Ответ:
Укажите пример условного торможения
1) в ответ на удар боксёр атакует соперника
2) невольник забыл родной язык
3) при виде яблока выделяется слюна
4) спортсмен после соревнований идёт спать
Ответ:
13 Как правило, врачи не рекомендуют в первые дни болезни давать жаропонижающие таблетки подросткам при повышении температуры тела до 38 °C. Это связано с тем, что
1) жаропонижающие таблетки приводят к осложнениям болезни
2) эти таблетки не снижают такую температуру тела
3) эти таблетки не способствуют активизации защитных сил организма
4) такая температура считается нормальной
Ответ:
1J Обилие пищи увеличивает устойчивость птиц к низкой температуре — это пример
1) взаимодействия факторов
2) нормы реакции признаков
3) предела выносливости
4) действия антропогенного фактора
Ответ:
В процессе эволюции непосредственные предки представителей класса, к которому относится изображённое животное, первыми приобрели 1) два круга кровообращения 2) хорду 3) внутренний костный скелет 4) головной мозг |
Ответ: |
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. |
Целое |
Часть |
Майский жук |
Трахеи |
Беззубка |
… |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) лёгкие 2) воздушные мешки 3) кожные покровы 4) жабры |
Ответ: |
Верны ли следующие суждения об устойчивости биоценоза? А. Чем больше в биоценозе пищевых связей, тем он устойчивее. Б. Антропогенное воздействие не влияет на устойчивость биоценоза. |
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны |
Ответ: |
Ответом к заданиям 18—24 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 Справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
18 Изучите график возрастного изменения массы головного мозга у человека (по оси Х Отложен возраст (в годах), а по оси У — масса головного мозга (в г)).
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
Масса головного мозга
1) стабильно растёт с 12 до 18 лет
2) снижается в интервале от 36 до 72 лет
3) растёт с постоянной скоростью до 20 лет
4) практически не изменяется всю жизнь
5) растёт до 23 лет, затем стабильна до 60 лет
Ответ:
Какие уровни организации живой материи являются предметом изучения экологии? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Молекулярный
2) клеточный
3) организменный
Ответ:
Рябина обыкновенная Является деревом, у которого сложные листья, изменяющие окраску и опадающие осенью, а сочные плоды собраны в гроздья. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию ДанныхПризнаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. |
1) Для рябины характерен листопад. 2) Опыление рябины перекрёстное насекомыми. 3) Плодами рябины питаются зимующие птицы. 4) Плоды рябины — яблоки. 5) Рябина — цветковое растение. 6) У рябины единственный одревесневший стебель. |
Ответ: |
Установите соответствие между характеристиками и животными: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ A) скелет внутренний Б) нервная система узлового типа B) развитие непрямое Г) хищник Д) замкнутая кровеносная система Е) мозаичное зрение |
ЖИВОТНЫЕ 1) собака 2) пчела |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
Ответ: АБВГДЕ |
Расположите в правильном порядке уровни организации зрительного анализатора человека, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. |
1) светочувствительные пигменты 2)глазное яблоко 3) фоторецепторные клетки 4) зрительный анализатор 5) сетчатая оболочка 6) палочки |
Ответ: |
23 Вставьте в текст «Регуляция дыхательных движений» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
В организме человека постоянно осуществляются дыхательные движения, которые обеспечивают газообмен. Дыхательные движения регулируются с помощью нервной системы и (А). При повышении концентрации в крови (B) активизируется дыхательный центр, находящийся в (В) мозге. Отсюда нервный импульс направляется к (Г), осуществляющим дыхательные движения.
Перечень слов:
D O2
2) CO2
3) мышца
4) промежуточный
5) продолговатый
6) гуморальная регуляция
7) кровеносная
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
24 Рассмотрите фотографию собаки. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
3) грубая, с выпуклым лбом, резким переходом ото лба к морде, вздёрнутой и короткой мордой
4) легая, сухая, с плоским лбом, слабо выраженным переходом ото лба к морде
1) стоячие |
2) полустоячие |
3) развешенные |
6) сильно укороченные |
Г. Форма хвоста |
Морда достаточно короткая, тупая, вздёрнутая. Уши тонкие, маленькие, мягкие, как чёрный бархат. Ухо висячее, заложенное вперёд, плотно прилегающее кончиком к черепу, закрывает ушное отверстие. Хвост высоко посажен, плотно закручен над бедром. Очень желателен двойной завиток. Шерсть тонкая, гладкая, мягкая, короткая и лоснящаяся, не жёсткая, не пушистая. Допустимый окрас: серебристый, абрикосовый, бежевый или чёрный. Во всех светлых окрасах должен быть чёткий контраст между основным цветом и маской (мордой).
1) соответствует
2) не соответствует
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответ: |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 В соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (25—29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (25, 26 И т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Рассмотрите рисунок с изображением одного из возрастных изменений человека. Как называется совокупность изменений всего организма, к которой относят изображённый на рисунке процесс? Приведите пример ещё одного внешнего изменения организма молодого человека, происходящего в это время.
2θ В XVIII веке французский учёный провёл следующий опыт. Он давал крупным хищным птицам проглатывать туго набитые мясом полые металлические трубочки с большим числом дырочек в стенках. Примерно через сутки птицы извергали трубочки через рот обратно. И каждый раз мясо в этих трубочках растворялось и как бы исчезало бесследно.
Что исследовал учёный в своём эксперименте? Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?
Прочитайте текст и выполните задание 27.
МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА
Иммунология — это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И. И. Мечников, П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И. И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ — антител.
В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический.
Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чужеродные элементы — бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.
Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют T — и В-лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть участвуют в выработке специальных белков — антител. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определённые антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет бывает врождённый и приобретённый. При приобретённом иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врождённом иммунитете они имеются в крови от рождения.
27 Используя содержание текста «Механизм иммунитета», ответьте на следующие вопросы.
1) Кто является создателем теории клеточного иммунитета?
2) Какие клетки, согласно теории П. Эрлиха, обеспечивают иммунитет?
3) Что, согласно клеточной теории иммунитета, вызывает иммунный ответ организма?
28 Пользуясь таблицей 1 «Примерный суточный водный обмен человека», ответьте на следующие вопросы.
Поступление воды |
Количество воды, л |
Органы, участвующие в выделении воды |
Количество воды, л |
Жидкость |
1,2 |
Почки |
1,4 |
Лёгкие |
0,5 |
Таблица 1 |
Окончание табл. 1
Поступление воды |
Количество воды, л |
Органы, участвующие в выделении воды |
Количество воды, л |
Плотная пища |
1,0 |
Кожа |
0,5 |
Прямая кишка |
0,1 |
||
Итого |
2,2 |
2,5 |
1) Сколько жидкости потребляет организм человека в течение суток?
2) В составе каких веществ вода выделяется из организма?
3) Почему количество поступившей воды несколько меньше количества воды, выделившейся из организма?
Рассмотрите таблицы 2—4 и выполните задание 29.
Таблица 2
Доля калорийности и питательных веществ при четырёхразовом питании
(от общей калорийности в сутки), %
Первый завтрак |
Второй завтрак |
Обед |
Ужин |
14 |
18 |
50 |
18 |
Таблица 3
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст, лет |
Белки, г/кг |
Жиры, г/кг |
Углеводы, г |
Энергетическая потребность, ккал |
7-10 |
2,3 |
1,7 |
330 |
2550 |
11-15 |
2,0 |
1,7 |
375 |
2900 |
16 и старше |
1,9 |
1,0 |
475 |
3100 |
Таблица 4
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания
Блюда |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Энергетическая ценность, ккал |
Борщ сибирский |
4,0 |
17,0 |
7,0 |
200 |
Рассольник |
5,0 |
13,0 |
17,0 |
206 |
Лапша куриная |
12,0 |
4,0 |
20,0 |
165 |
Плов с курицей |
14,0 |
18,0 |
36,0 |
360 |
Пельмени |
11,0 |
11,0 |
24,0 |
250 |
Сосиски (2 шт.) с гречневой кашей |
16,0 |
28,0 |
36,0 |
470 |
Окончание табл. 4
Блюда |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Энергетическая ценность, ккал |
Сырники со сметаной |
24,0 |
24,0 |
50,0 |
540 |
Блинчики со сгущённым молоком
|
11,0 |
21,0 |
74,0 |
547 |
Салат мясной |
6,0 |
23,0 |
10,0 |
285 |
Сельдь с яйцом и картофелем |
4,0 |
6,0 |
14,0 |
124 |
Mopc клюквенный |
0 |
0 |
24,0 |
100 |
Сок яблочный |
0 |
0 |
19,0 |
84 |
Чай сладкий |
0 |
0 |
14,0 |
68 |
29 15-летний Николай в зимние каникулы посетил Государственный природный заповедник «Столбы» в Красноярске. После экскурсии он поужинал в местном кафе быстрого питания. Николай заказал себе следующие блюда и напитки: плов с курицей, сырники со сметаной, чай сладкий. Используя данные таблиц 2, 3 и 4, выполните задания.
1) Рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина, если Николай питается четыре раза в день.
2) Рассчитайте реальную калорийность заказанного ужина и количество углеводов в нём, а также отношение поступивших с пищей углеводов к их суточной норме.
3) Каково значение пепсина желудочного сока в процессе пищеварения?
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
«x∖№ Варианта № Задания X∖ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Обмен веществ и энергии <или> Обмен веществ <или> Метаболизм |
Обмен веществ и энергии <или> Обмен веществ <или> Метаболизм |
Самовоспроизведение <или> Размножение |
Обмен веществ и энергии <или> Обмен веществ <или> Метаболизм |
Самовоспроизведение <или> Размножение |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
4 |
4 |
1 |
4 |
4 |
2 |
3 |
5 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
7 |
2 |
2 |
1 |
4 |
1 |
8 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
9 |
1 |
4 |
4 |
1 |
3 |
10 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
11 |
4 |
1 |
2 |
1 |
3 |
12 |
3 |
3 |
1 |
3 |
3 |
13 |
4 |
4 |
3 |
1 |
1 |
14 |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
15 |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
16 |
1 |
1 |
4 |
3 |
2 |
17 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
18 |
15 |
24 |
24 |
23 |
13 |
19 |
124 |
345 |
236 |
135 |
356 |
20 |
356 |
234 |
345 |
125 |
135 |
21 |
12121 |
131322 |
322113 |
21121 |
121122 |
22 |
42135 |
14532 |
24135 |
25143 |
14253 |
23 |
2164 |
6872 |
4256 |
2365 |
1648 |
24 |
41361 |
11122 |
31111 |
41111 |
53132 |
№ варианта № ∖χ Задания |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Размножение <или> Воспроизведение |
Самовоспроизведение <или> Размножение |
Самовоспроизведение <или> Размножение |
Наследственность |
Изменчивость |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
1 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
5 |
1 |
1 |
2 |
1 |
4 |
6 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
7 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
8 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
9 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
10 |
2 |
2 |
4 |
1 |
1 |
11 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
12 |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
13 |
4 |
1 |
3 |
2 |
3 |
14 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
15 |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
16 |
1 |
4 |
4 |
2 |
4 |
17 |
2 |
2 |
4 |
3 |
1 |
18 |
12 |
14 |
23 |
12 |
15 |
19 |
245 |
146 |
135 |
346 |
346 |
20 |
256 |
234 |
236 |
234 |
156 |
21 |
112122 |
212121 |
131213 |
211212 |
122112 |
22 |
32154 |
523416 |
32415 |
52134 |
425361 |
23 |
2346 |
2145 |
4356 |
4721 |
6253 |
24 |
13112 |
11441 |
11122 |
21211 |
13421 |
Критерии оценки выполнения заданий
с развёрнутым ответом
Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.