Часть 1
Ответами к заданиям 1—19является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенисите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) создание стрелецкого войска
2) война Алой и Белой розы
3) введение опричнины
Ответ:
2 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
А) Жалованная грамота дворянству Б) принятие первого Судебника В) корниловский мятеж Г) битва на реке Калке |
1) 1223 г. 2) 1242 г. 3) 1497 г. 4) 1785 г. 5) 1917 г. 6) 1919 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
3 Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XVI в.
1) Избранная рада; 2) Судебник, 3) опричнина; 4) присоединение Астраханского ханства; 5) царёв выход; 6) Земский собор.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
4 Запишите термин, о котором идёт речь.
Период в истории России с 1598 по 1613 гг., ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом.
Ответ:___________________
5 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАКТЫ
1) присоединение Казанского ханства к России
2) присоединение Крымского ханства к России
3) сражение на реке Воже
4) сражение под Аустерлицем
5) подписание договора OCB-1
![]() |
![]() |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
6 Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всём Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую высокую руку для православной христианской веры и святых божиих церквей…». |
Б) |
«…наивеликий и чести достойный Эдуард король английский… В тот год, когда исполнилось двадцатилетие нашего государствования известились, что к поморскому побережью нашему прибыл корабль с неким Ричардом с товарищи, и он объявил, что желает прибыть в наши владения… А повелели мы, чтобы присылаемые тобою суда и корабли приходили когда и как часто могут с благонадёжностию, что им не будет учинено зла». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данное решение было принято Земским собором.
2) Данное событие произошло в середине XVI века.
3) Современником принятия данного решения был А. Д. Меншиков.
4) Последствием данного решения стала война с Речью Посполитой.
5) Данное решение привело к разрыву отношений с Францией.
6) Последствием данного решения стало открытие в Москве первого иностранного посольства.
Фрагмент А |
Фрагмент Б |
||
Ответ: |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. |
7) Что из перечисленного относится к правлению Алексея Михайловича? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) присоединение Новгорода к Москве
2) церковная реформа Никона
3) восстание Хлопка
4) отмена местничества
5) Соляной бунт
6) отмена урочных лет
Ответ:
8) Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
A) Решение об открытии второго фронта в Западной Европе было принято на конференции.
Б) В годы Великой Отечественной войны А. И. Маринеско служил.
B) В ходе битвы было положено начало коренно
Му перелому в ходе Великой Отечественной войны.
Пропущенные элементы:
1) Тегеранская
2) моряк-подводник
3) Сталинградская
4) лётчик
5) Московская
6) Курская
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Ответ: |
9 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИКИ
A) Битва на р. Калке
Б) Медный бунт
B) провозглашение России республикой
Г) проведение политики гласности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
10 Прочтите отрывок из книги историка Г. А. Деборина и укажите битву, о которой идёт речь.
«Советское командование точно определило направление главных ударов немецких войск. На этих направлениях была построена сильная, глубокая оборона советских войск, подготовлены и подведены стратегические резервы. Глубина построения обороны советских войск на важнейших направлениях достигала 100 километров. По плану войска Центрального и Воронежского фронтов должны были остановить наступление немецко-фашистских войск и подорвать их силы… войскам Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов предстояло перейти в контрнаступление.
5 июля 1943 г. в 5 часов 30 минут началось наступление немецких войск…».
Ответ:.
11 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
События
|
Даты |
Участники |
«Наказ» |
1767 г. |
__________ (А) |
___________ (Б) |
___________ (В) |
Пётр I |
Соборное уложение |
1649 г. |
____________ (Г) |
____________ (Д) |
____________ (E) |
Александр I |
Пропущенные элементы:
1) Пётр III
2) Екатерина II
3) Алексей Михайлович
4) 1721 г.
5) 1802 г.
6) манифест о вольности дворянства
7) ликвидация патриаршества
8) учреждение министерств
9) 1797 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
E |
12 Прочтите отрывок из книги историка А. П. Сафонова.
«Отряд под командою генерал-адъютанта Гурко имел назначение к югу от Дуная — достигнуть Балканских гор, попытаться овладеть балканскими проходами и выслать кавалерию за Балканы… Здесь, по собранным сведениям, Гурко узнал, что лучший путь за Балканы — Шипкинский проход — занят турками слабо, а остальные проходы турки считали неприступными для русских войск и потому почти вовсе не заняли их. Но несмотря на то, что в Шипкинском проходе турки имели около 2500 человек при нескольких орудиях, овладение этим проходом представлялось делом крайне трудным, так как Балканские горы очень круты, имеют множество обрывов, проходы в них узки, и самого небольшого отряда с несколькими орудиями было бы достаточно для защиты прохода… 7 июля турки, видя себя запертыми с обеих сторон и чувствуя недостаток в продовольствии, бросили свои позиции и орудия и ушли врассыпную по горным тропинкам; таким образом, главный проход через Балканы оказался в наших руках… Впоследствии турки несколько раз пытались овладеть Шипкинским проходом, но все их попытки были отражены…
Для разгрома стоявшей против Шипкинского прохода турецкой армии генерал Радецкий [в декабре] направил в обход турок два отряда: правый под начальством генерала Скобелева и левый под начальством генерала князя Святополк-Мирского; отряды эти имели задачу перейти Балканы по едва проходимым тропинкам и кручам гор, зайти в тыл армии Весселя-па — ши и 27 декабря одновременно атаковать деревню Шипку».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Историком описаны события Русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
2) В результате данной войны в состав России вошли Карс, Баязет и Батум.
3) Описанные события происходили в годы правления Александра II.
4) Овладение Шипкинским перевалом открывало путь на Константинополь.
5) В результате данной войны Крым вошёл в состав России.
6) По итогам войны был подписан Ясский мирный договор.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13—16.
13 Напишите имя руководителя похода, обозначенного на карте. Ответ:.
14 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2». Ответ:.
15 Напишите цифру, которой обозначен город, из которого на-
чался поход, завершившийся гибелью его предводителя.
Ответ:.
16 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Поход был организован воеводами Ивана Грозного.
2) Поход осуществлён казаками.
3) Поход осуществлён против Сибирского ханства.
4) События, отображённые на карте, были частью Ливонской войны.
5) Поход завершился в правление Фёдора Иоанновича.
6) Поход завершился пленением хана Кучума.
Ответ:
17 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Автор — И. Т Посошков.
2) Автор — Феофан Грек.
3) Сюжет иллюстрирует события Смуты.
4) Памятник культуры создан в правление Ивана Грозного.
5) Памятник культуры создан в XII в.
6) Произведение создано в годы руководства страной Б. Н. Ельциным.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А! в F
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
18 Какие суждения о плакате, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На плакате изображены учитель и ученик.
2) В ходе кампании, которой посвящён плакат, в СССР введено обязательное среднее образование.
3) Плакат выпущен в 1900-е гг.
4) Плакат выпущен во время кампании по ликвидации неграмотности.
5) В годы, когда выпущен плакат, существовали классовые ограничения на получение высшего образования.
|
![]() |
19 Какое из зданий, представленных ниже, было построено в то же десятилетие, когда выпущен данный плакат? В ответе запишите цифру, под которой он указан.
![]() |
![]() |
![]() |
|
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 В соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20—25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (20, 21 И т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из книги ∏. ∏. Mи гул ина «Экономический рост русского государства за ЗООлет (1613-1913)»
«Несомненно, что наше денежное обращение поставлено на совершенно твердую почву, и что переход наш к золотой денежной системе проведён был весьма удачно. Недостатком реформы явилось только оставление без изменения устава государственного банка, что не позволяет ему надлежащим образом финансировать (снабжать денежными средствами) народный труд, так как часто приходится стеснять наш промышленный оборот, нуждающийся в гораздо большем количестве денежных знаков, чем их имеется у нас на самом деле. В других культурных странах денежные знаки в значительной степени заменяются чеками; у нас чековая система распространена сравнительно слабо, хотя необходимо заметить, что, именно, в нынешнее царствование в этом отношении сделан огромный шаг вперед, а введением расчетных отделов при конторах государственного банка очень сильно уменьшена потребность в денежных знаках для расчетов, — по крайней мере, между частными кредитными учреждениями, железными дорогами, крупными промышленными предприятиями и т. п.
Реформа денежного обращения сразу повысила доверие к России со стороны европейского денежного рынка. Иностранный рынок с большой охотой приобретал в это время русские займы, как выпускаемые от имени правительства непосредственно, так и с гарантией правительства.
Выручка по новым займам, не считая специальных займов для обмена и конверсии старых займов, составила 1.350 млн руб., из которых на погашение старых долгов употреблено около 377 млн руб., свыше 639 млн руб. передано государственному банку, а остальные суммы пошли на усиление свободной наличности. Ни на какие другие надобности выручка по займам в этом периоде истории русских финансов не была употреблена.
Государственные доходы в первые 10 лет царствования Государя Императора… возросли почти вдвое: с 1.031 млн руб. в 1893 г. до 2.032 млн руб. в 1903 г. Такой рост представляется совершенно исключительным. Столь крупное увеличение государственных доходов в 1893-1903 гг. (свыше миллиарда руб.) объясняется прежде всего расширением железнодорожного хозяйства, благодаря выкупу в казну частных железных дорог и сооружению непосредственным распоряжением казны, новой обширной рельсовой сети, далее увеличением податного обложения населения, главным образом — вследствие введения казенной продажи питей и, наконец, несомненным увеличением податной способности населения, обусловленным ростом народного благосостояния».
20 Назовите государственного деятеля, под руководством которого были проведены описанные преобразования. Укажите десятилетие, когда была проведена указанная денежная реформа. Кто был императором в этот период?
21 C какими мерами правительства автор связывает увеличение государственных доходов? Укажите любые три преобразования.
22 Каковы результаты проведённых преобразований? Привлекая исторические знания, назовите не менее двух особенностей экономического развития России в данный период.
23 Лидер большевиков В. И. Ленин назвал реформу Столыпина «последним клапаном». Объясните, в чём причина неудачи столыпинской реформы (приведите три объяснения).
24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«1965—1985гг. в истории СССР стали периодом "застоя"во всех сферах».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
I)…
2)…
Аргументы в опровержение:
I)…
2)…
25 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1325-1341 гг.; 2) 1762-1796 гг.; 3) 1964-1982 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.