Рубрики
ЕГЭ по Истории

Часть 1 Ответами к заданиям 1—19является последовательность цифр, ци­фра или слово (словосочетание). Сначала…

Часть 1

Ответами к заданиям 1—19является последовательность цифр, ци­фра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенисите их в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую ци­фру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с при­ведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

1 Расположите в хронологической последовательности исто­рические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) создание стрелецкого войска

2) война Алой и Белой розы

3) введение опричнины

Ответ:

2 Установите соответствие между событиями и годами: к каж­дой позиции первого столбца подберите соответствующую по­зицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) Жалованная грамота дворянству

Б) принятие первого Судебника

В) корниловский мятеж

Г) битва на реке Калке

1) 1223 г.

2) 1242 г.

3) 1497 г.

4) 1785 г.

5) 1917 г.

6) 1919 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ:

3 Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XVI в.

1) Избранная рада; 2) Судебник, 3) опричнина; 4) присоединение Астраханского ханства; 5) царёв выход; 6) Земский собор.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относяще­гося к другому историческому периоду.

Ответ:

4 Запишите термин, о котором идёт речь.

Период в истории России с 1598 по 1613 гг., ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-эко­номическим кризисом.

Ответ:___________________

5 подпись: процессы
(явления, события)
а) борьба руси за освобождение от политической зависимости от золотой орды б) расширение границ русского государства при иване грозном
в) участие россии в анти- французских коалициях
Установите соответствие между процессами (явлениями, со­бытиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явле­ниям, событиям): к каждой позиции первого столбца подбе­рите соответствующую позицию из второго столбца.

ФАКТЫ

1) присоединение Казанского ханства к России

2) присоединение Крымского хан­ства к России

3) сражение на реке Воже

4) сражение под Аустерлицем

5) подписание договора OCB-1

подпись: г) политика разрядки международной напряжённости
подпись: 6) ликвидация организации вар-шавского договора

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ответ:

6 Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответ­ствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всём Войске За­порожском бояре и думные люди приговорили, чтоб вели­кий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую высокую руку для православной христи­анской веры и святых божиих церквей…».

Б)

«…наивеликий и чести достойный Эдуард король англий­ский… В тот год, когда исполнилось двадцатилетие нашего государствования известились, что к поморскому побере­жью нашему прибыл корабль с неким Ричардом с товари­щи, и он объявил, что желает прибыть в наши владения… А повелели мы, чтобы присылаемые тобою суда и корабли приходили когда и как часто могут с благонадёжностию, что им не будет учинено зла».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данное решение было принято Земским собором.

2) Данное событие произошло в середине XVI века.

3) Современником принятия данного решения был А. Д. Меншиков.

4) Последствием данного решения стала война с Речью Посполитой.

5) Данное решение привело к разрыву отношений с Францией.

6) Последствием данного решения стало открытие в Москве перво­го иностранного посольства.

Фрагмент А

Фрагмент Б

Ответ:

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7) Что из перечисленного относится к правлению Алексея Ми­хайловича? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) присоединение Новгорода к Москве

2) церковная реформа Никона

3) восстание Хлопка

4) отмена местничества

5) Соляной бунт

6) отмена урочных лет

Ответ:

8) Заполните пропуски в данных предложениях, используя при­ведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Решение об открытии второго фронта в Западной Европе было принято на конференции.

Б) В годы Великой Отечественной войны А. И. Маринеско служил.

B) В ходе битвы было положено начало коренно­

Му перелому в ходе Великой Отечественной войны.

Пропущенные элементы:

1) Тегеранская

2) моряк-подводник

3) Сталинградская

4) лётчик

5) Московская

6) Курская

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Ответ:

9 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

подпись: событияУЧАСТНИКИ

A) подпись: 1) м.с. горбачёв
2) иван iii
3) мстислав удатный
4)a.Φ. керенский
5) алексей михайлович
6) л.и. брежнев
Битва на р. Калке

Б) Медный бунт

B) провозглашение России рес­публикой

Г) проведение политики гласности

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

10 Прочтите отрывок из книги историка Г. А. Деборина и укажите битву, о которой идёт речь.

«Советское командование точно определило направление главных ударов немецких войск. На этих направлениях была построена сильная, глубокая оборона советских войск, под­готовлены и подведены стратегические резервы. Глубина построения обороны советских войск на важнейших на­правлениях достигала 100 километров. По плану войска Цен­трального и Воронежского фронтов должны были остано­вить наступление немецко-фашистских войск и подорвать их силы… войскам Западного, Брянского, Центрального, Воро­нежского и Степного фронтов предстояло перейти в контрна­ступление.

5 июля 1943 г. в 5 часов 30 минут началось наступление немец­ких войск…».

Ответ:.

11 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

События

Даты

Участники

«Наказ»

1767 г.

__________ (А)

___________ (Б)

___________ (В)

Пётр I

Соборное уложение

1649 г.

____________ (Г)

____________ (Д)

____________ (E)

Александр I

Пропущенные элементы:

1) Пётр III

2) Екатерина II

3) Алексей Михайлович

4) 1721 г.

5) 1802 г.

6) манифест о вольности дворянства

7) ликвидация патриаршества

8) учреждение министерств

9) 1797 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

E

12 Прочтите отрывок из книги историка А. П. Сафонова.

«Отряд под командою генерал-адъютанта Гурко имел назна­чение к югу от Дуная — достигнуть Балканских гор, попытать­ся овладеть балканскими проходами и выслать кавалерию за Балканы… Здесь, по собранным сведениям, Гурко узнал, что лучший путь за Балканы — Шипкинский проход — занят тур­ками слабо, а остальные проходы турки считали неприступ­ными для русских войск и потому почти вовсе не заняли их. Но несмотря на то, что в Шипкинском проходе турки имели около 2500 человек при нескольких орудиях, овладение этим проходом представлялось делом крайне трудным, так как Бал­канские горы очень круты, имеют множество обрывов, про­ходы в них узки, и самого небольшого отряда с несколькими орудиями было бы достаточно для защиты прохода… 7 июля турки, видя себя запертыми с обеих сторон и чувствуя недоста­ток в продовольствии, бросили свои позиции и орудия и ушли врассыпную по горным тропинкам; таким образом, главный проход через Балканы оказался в наших руках… Впоследствии турки несколько раз пытались овладеть Шипкинским прохо­дом, но все их попытки были отражены…

Для разгрома стоявшей против Шипкинского прохода турец­кой армии генерал Радецкий [в декабре] направил в обход ту­рок два отряда: правый под начальством генерала Скобелева и левый под начальством генерала князя Святополк-Мирского; отряды эти имели задачу перейти Балканы по едва проходи­мым тропинкам и кручам гор, зайти в тыл армии Весселя-па — ши и 27 декабря одновременно атаковать деревню Шипку».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приве­дённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Историком описаны события Русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

2) В результате данной войны в состав России вошли Карс, Баязет и Батум.

3) Описанные события происходили в годы правления Алек­сандра II.

4) Овладение Шипкинским перевалом открывало путь на Константинополь.

5) В результате данной войны Крым вошёл в состав России.

6) По итогам войны был подписан Ясский мирный договор.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13—16.

13 Напишите имя руководителя похода, обозначенного на карте. Ответ:.

14 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2». Ответ:.

15 Напишите цифру, которой обозначен город, из которого на-
чался поход, завершившийся гибелью его предводителя.

Ответ:.

16 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Поход был организован воеводами Ивана Грозного.

2) Поход осуществлён казаками.

3) Поход осуществлён против Сибирского ханства.

4) События, отображённые на карте, были частью Ливонской войны.

5) Поход завершился в правление Фёдора Иоанновича.

6) Поход завершился пленением хана Кучума.

Ответ:

17 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции перво­го столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

подпись: памятники
культуры
a) роспись церкви святого архангела михаила в москве
б) лицевой летописный свод
b) «книга о скудости и богатстве»
г) картина «мистерия xx века»
ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор — И. Т Посошков.

2) Автор — Феофан Грек.

3) Сюжет иллюстрирует события Смуты.

4) Памятник культуры создан в прав­ление Ивана Грозного.

5) Памятник культуры создан в XII в.

6) Произведение создано в годы руко­водства страной Б. Н. Ельциным.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: ответ:А! в F

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18 Какие суждения о плакате, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предло­женных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они ука­заны.

1) На плакате изображены учитель и ученик.

2) В ходе кампании, которой посвящён плакат, в СССР введено обязательное среднее образование.

3) Плакат выпущен в 1900-е гг.

4) Плакат выпущен во время кампании по ликвидации негра­мотности.

5) В годы, когда выпущен плакат, существовали классовые ограничения на получение высшего образования.

подпись: ответ:

19 Какое из зданий, представленных ниже, было построено в то же десятилетие, когда выпущен данный плакат? В ответе за­пишите цифру, под которой он указан.

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 В соответст­вии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20—25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (20, 21 И т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информа­ции из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из книги ∏. ∏. Mи гул ина «Экономический рост русского государства за ЗООлет (1613-1913)»

«Несомненно, что наше денежное обращение поставлено на со­вершенно твердую почву, и что переход наш к золотой денежной си­стеме проведён был весьма удачно. Недостатком реформы явилось только оставление без изменения устава государственного банка, что не позволяет ему надлежащим образом финансировать (снабжать де­нежными средствами) народный труд, так как часто приходится стес­нять наш промышленный оборот, нуждающийся в гораздо большем количестве денежных знаков, чем их имеется у нас на самом деле. В других культурных странах денежные знаки в значительной сте­пени заменяются чеками; у нас чековая система распространена сравнительно слабо, хотя необходимо заметить, что, именно, в ны­нешнее царствование в этом отношении сделан огромный шаг впе­ред, а введением расчетных отделов при конторах государственного банка очень сильно уменьшена потребность в денежных знаках для расчетов, — по крайней мере, между частными кредитными учре­ждениями, железными дорогами, крупными промышленными пред­приятиями и т. п.

Реформа денежного обращения сразу повысила доверие к России со стороны европейского денежного рынка. Иностранный рынок с большой охотой приобретал в это время русские займы, как выпу­скаемые от имени правительства непосредственно, так и с гарантией правительства.

Выручка по новым займам, не считая специальных займов для обмена и конверсии старых займов, составила 1.350 млн руб., из ко­торых на погашение старых долгов употреблено около 377 млн руб., свыше 639 млн руб. передано государственному банку, а остальные суммы пошли на усиление свободной наличности. Ни на какие дру­гие надобности выручка по займам в этом периоде истории русских финансов не была употреблена.

Государственные доходы в первые 10 лет царствования Госуда­ря Императора… возросли почти вдвое: с 1.031 млн руб. в 1893 г. до 2.032 млн руб. в 1903 г. Такой рост представляется совершенно ис­ключительным. Столь крупное увеличение государственных доходов в 1893-1903 гг. (свыше миллиарда руб.) объясняется прежде всего рас­ширением железнодорожного хозяйства, благодаря выкупу в казну частных железных дорог и сооружению непосредственным распоря­жением казны, новой обширной рельсовой сети, далее увеличени­ем податного обложения населения, главным образом — вследствие введения казенной продажи питей и, наконец, несомненным увели­чением податной способности населения, обусловленным ростом народного благосостояния».

20 Назовите государственного деятеля, под руководством кото­рого были проведены описанные преобразования. Укажите десятилетие, когда была проведена указанная денежная ре­форма. Кто был императором в этот период?

21 C какими мерами правительства автор связывает увеличение государственных доходов? Укажите любые три преобразова­ния.

22 Каковы результаты проведённых преобразований? Привле­кая исторические знания, назовите не менее двух особенно­стей экономического развития России в данный период.

23 Лидер большевиков В. И. Ленин назвал реформу Столыпина «последним клапаном». Объясните, в чём причина неудачи столыпинской реформы (приведите три объяснения).

24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречи­вые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«1965—1985гг. в истории СССР стали периодом "застоя"во всех сферах».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два ар­гумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

I)…

2)…

Аргументы в опровержение:

I)…

2)…

25 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1325-1341 гг.; 2) 1762-1796 гг.; 3) 1964-1982 гг.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), отно­сящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процесса­ми), и, используя знание исторических фактов, охарактери­зовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процес­сах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ществовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений исто­риков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *