Часть 1
Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) битва на реке Шелони
2) битва на реке Боже
3) поход Тохтамыша на Москву
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
А) поход княгини Ольги в Древлянскую |
1) 1917 г. |
Землю |
2) 946 г. |
Б) составление «Правды Ярославичей» |
3) 1904 г. |
В) осада поляками Смоленска |
4) 1072 г. |
Г) Ляоянское сражение |
5) 1235 г. |
6) 1609 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: |
А |
Б |
В |
Г |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду 1965-1985 гг.
1) СЭВ; 2) совхоз; 3) BCHX; 4) Госплан; 5) Госснаб; 6) ВДНХ. Найдите и запишите Порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Напишите пропущенное название должности.
14 октября 1964 г. Пленум ЦК КПСС освободил Н. С. Хрущёва от обязанностей.
Ответ: .
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
![]() |
![]() |
![]() |
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
|
А) |
«Его Императорское Величество объявляет Высочайшее Свое благословение бывшим сего числа войскам на маневрах и командующим оными генералу от инфантерии Голенищеву-Кутузову и генералу от кавалерии графу фон дер — Палену, также и всем баталионным командирам, нижним же чинам жалует по рублю, по чарке вина и по фунту говядины на человека; а притом Высочайше объявить изволили, что весьма утешно для Его Императорского Величества видеть достижения войска такого совершенства, в каковом оно себя показало во всех частях под начальством таковых генералов, которых качества и таланты, действуя таковыми войсками и такой нации, какова российская, не могут не утвердить и не обеспечить безопасности и целости государства. <...>» |
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие Характеристики, обозначенные цифрами. |
Б) |
«Е. в. император всероссийский и е. в. император австрийский, король венгерский, желая осуществить на практике ту идею, которая руководит их сердечным согласием, имея целью упрочить мир, господствующий ныне в Европе, и стремясь отдалить возможность войны, которая могла бы его нарушить, убежденные, что эта цель наилучше может быть достигнута лишь прямым и личным соглашением между государями, соглашением, независимым от перемен, какие могли бы произойти в их правительствах, договорились о нижеследующих пунктах: I. Их величества обещают друг другу, даже когда в требованиях интересов их государств окажется некоторое разногласие по поводу частных вопросов, сговориться так, чтобы эти разногласия не могли одержать верх над соображениями высшего порядка, какими они озабочены. Их величествами решено не допускать, чтобы кому-либо удалось разлучить их на почве принципов, считаемых ими за единственно способные обеспечить и, если нужно, принудительно поддержать европейский мир против всяких потрясений, откуда бы таковые ни проистекали. IL На тот случай, если бы нападение со стороны третьей державы грозило нарушить европейский мир, их величества взаимно обязуются, не ища и не заключая новых союзов, сначала сговориться между собой, чтобы условиться относительно образа действий, какого следует держаться сообща. III. Если бы вследствие сего соглашения явилась необходимость в военных действиях, таковые должны сообразоваться с особой конвенцией, которую предстоит заключить их величествам. IV. Если бы одна из высоких договаривающихся сторон, стремясь вернуть себе полную независимость действий, пожелала денонсировать настоящий акт, то она обязана предупредить о том за два года, чтобы дать другой стороне время принять меры, какие она сочтет уместными». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Приказ от 8 сентября 1800 г.
2) На создание данного соглашения повлияли итоги Крымской
Войны.
3) Материал относится к Шенбруннской конвенции.
4) Род награждаемого генерала происходил из Рюриковичей.
5) Приказ был отдан Павлом I.
6) Данный документ был подписан императором, убитым впоследствии террористами.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФРАГМЕНТ А |
ФРАГМЕНТ Б |
||
Ответ: |
Что из перечисленного было характерно для Владимиро — Суздальского княжества в XII-XIII вв.? Выберите три положения. Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) неразвитость вечевых традиций
2) независимость боярства и его стремление к ограничению княжеской власти
3) центральная роль посадника
4) верховная собственность великого князя на землю
5) непрочные позиции боярской знати
6) призвание князя на престол по договору
Ответ:
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) 58 дней и ночей героически обороняли от фашистов четырехэтажный дом в центре города 24 воина во главе с сержантом
Б) После 250-дневной героической обороны 4 июля 1942 г. советские войска оставили.
В) Сражение под позволило советскому командова
Нию выиграть время для подготовки обороны Москвы.
Пропущенные элементы:
1) С. Л. Красноперов
2) Севастополь
3) Смоленск
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
![]() |
|
Установите соответствие между событиями и участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
![]() |
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора
«До сих пор я не решался печатать моих записок о Распутине. Мне не хотелось до времени касаться тех событий, которые роковым образом связаны с царствованием мученически погибшего Государя Императора Николая II. <...>Чтобы избежать тяжелых разочарований и ошибок в будущем, необходимо знать ошибки прошлого: знать правду вчерашнего дня. Мне, как близкому свидетелю некоторых событий этого вчерашнего дня, и хочется рассказать о них все, что я видел и слышал. Ради этого я решил преодолеть в себе то тягостное чувство, которое подымается в душе при близком соприкосновении с минувшим, особенно при воспоминании об его страшной развязке в подвале Ипатьевского дома. <...>Когда Распутин черной тенью стоял около престола, негодовала вся Россия. Лучшие представители высшего духовенства поднимали свой голос на защиту Церкви и Родины от посягательств этого преступного проходимца. Об удалении Распутина умоляли Государя и Императрицу лица, наиболее близкие Царской семье.
Все было безрезультатно. Его темное влияние все больше и больше укреплялось, а наряду с этим все сильнее нарастало недовольство в стране, проникая даже в самые глухие углы России, где простой народ верным инстинктом чуял, что у вершин власти творится что-то неладное.
И потому, когда Распутин был убит, его смерть была встречена всеобщим ликованием».
Ответ:.
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Партии |
Лидеры |
Год основания |
________________ (А) |
В. М. Чернов |
1901 г. |
Меньшевики |
__________________ (Б) |
________________ (В) |
Кадеты |
__________________ (Г) |
1905 г. |
________________ (Д) |
А. И. Гучков |
________________ (E) |
Пропущенные элементы:
1) 1905 г.
2) 1912 г.
3) Союз 17 октября
4) Ю. О. Мартов
5) большевики
6) 1903 г.
7) В. М. Пуришкевич
8) эсеры
![]() |
12. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от монголо-татарского ига. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси.
Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов.
Несмотря на то что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности.
Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) Князь, о котором говорится в отрывке, получил почётное прозвище Невский.
2) Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в правление Ивана Грозного.
3) Разорение Москвы, о котором сказано в отрывке, относится к 1382 г.
4) В годы правления этого князя в Москве был построен новый белокаменный Кремль.
5) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды.
6) Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение сыну без разрешения золотоордынского хана.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.
13. Напишите название японской армии, которая противостояла советским войскам.
Ответ: .
14. Напишите название страны, обозначенной на схеме цифрой «1». Ответ: .
15. Укажите название мирного договора с Японией, в подписании которого не участвовал СССР.
Ответ: .
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) СССР вступил в войну с Японией ровно через три месяца после окончания войны с Германией.
2) Советско-японская война завершилась потерей Советским Союзом ряда дальневосточных территорий.
3) Во время изображённых на схеме событий состоялась конференция глав государств Антигитлеровской коалиции.
4) Во время изображённых на схеме событий произошла американская ядерная бомбардировка японского города Нагасаки.
5) Советскими войсками в советско-японской войне командовал Г. К. Жуков.
6) СССР не признавал государство Маньчжоу-Го.
Ответ:
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Письма о правилах российского |
1) Автор — противник церковной реформы патриарха Никона. |
Стихотворчества » Б) ода «Вольность» В) роман «Белая гвар- |
2) Автор был сторонником антинор- маннской теории происхождения Русского государства. |
Дия» Г) картина «Манифестация» |
3) Сюжет иллюстрирует события Гражданской войны на Украине в конце 1918 г. 4) Произведение иллюстрирует русскую интеллигенцию начала XX в. 5) Автор вёл знаменитую переписку с Иваном IV. 6) Автор произведения был приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой в Сибирь. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Ответ: |
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
![]() |
18. Какие суждения об изображённой на иллюстрации первой железной дороге в России являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу Цифры, Под которыми они указаны.
1) Данная железная дорога была построена в местах, связанных с биографией А. С. Пушкина.
2) Изображённая железная дорога была первой в Европе.
3) Открытие железной дороги произошло в царствование Александра I.
4) Первые паровозы называли пароходами.
5) Данная железная дорога связывала старую и новую столицы империи.
Ответ:
19. Какое из зданий, представленных ниже, было сооружено в годы правления того же императора, при котором в России появилась первая железная дорога? В ответе запишите цифру, которой обо
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из речи И. В. Сталина на XIX съезде КПСС
«Было бы ошибочно думать, что наша партия, ставшая могущественной силой, не нуждается больше в поддержке. Это неверно. Наша партия и наша страна всегда нуждались и будут нуждаться в доверии, в сочувствии и в поддержке братских народов за рубежом.
Особенность этой поддержки состоит в том, что всякая поддержка миролюбивых стремлений нашей партии со стороны любой братской партии означает вместе с тем поддержку своего собственного народа в его борьбе за сохранение мира… Когда товарищ Торез или товарищ Тольятти заявляют, что их народы не будут воевать против народов Советского Союза, то это есть поддержка, прежде всего поддержка рабочих и крестьян Франции и Италии, борющихся за мир, а потом и поддержка миролюбивых стремлений Советского Союза. Эта особенность взаимной поддержки объясняется тем, что интересы нашей партии не только не противоречат, а наоборот, сливаются с интересами миролюбивых народов. Что же касается Советского Союза, то его интересы вообще неотделимы от дела мира во всем мире.
Понятно, что наша партия не может оставаться в долгу у братских партий и она сама должна в свою очередь оказывать им поддержку, а также их народам в их борьбе за освобождение, в их борьбе за сохранение мира. Как известно, она именно так и поступает. Я думаю, что наша партия оправдала эти надежды, особенно в период Второй мировой войны, когда Советский Союз, разгромив немецкую и японскую фашистскую тиранию, избавил народы Европы и Азии от угрозы фашистского рабства.
Конечно, очень трудно было выполнить эту почетную роль, пока «Ударная бригада» была одна-единственная и пока приходилось ей выполнять эту передовую роль почти в одиночестве. Но это было. Теперь — совсем другое дело. Теперь, когда от Китая и Кореи до Чехословакии и Венгрии появились новые «ударные бригады» в лице народно-демократических стран, теперь нашей партии легче стало бороться, да и работа пошла веселее.
Почему… не столь трудно будет работать этим партиям в сравнении с русскими коммунистами царского периода?
Потому, во-первых, что они имеют перед глазами такие примеры борьбы и успехов, какие имеются в Советском Союзе и народно — демократических странах. Следовательно, они могут учиться на ошибках и успехах этих стран и тем облегчить свою работу.
Потому, во-вторых, что сама буржуазия — главный враг освободительного движения — стала другой, изменилась серьезным образом, стала более реакционной, потеряла связи с народом и тем ослабила себя.
Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность 113
В народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой «свободы личности», — права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменён принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан».
20 I________ I |
20. Укажите дату XIX съезда партии. Назовите решение, которое бы- |
Ло принято на этом съезде. Укажите, как назывался высший орган партийного руководства, избранный на Пленуме ЦК по окончании XIX съезда партии. |
|
21 L________ I |
21. Какие характерные черты в международном положении и между- |
Народном коммунистическом движении отмечает в своей речи оратор? Укажите любые три характерные черты. |
|
22 ______ ! |
22. Назовите коммунистические партии, которые возглавляли упо- |
Мянутые в речи П. Тольятти и М. Торез. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух международных организаций, созданных в 1940-1950-е гг., которые объединяли страны социалистического блока. Укажите, с какими коммунистическими партиями КПСС находилась в конфликте после смерти И. В. Сталина. |
23. Проведение политики перестройки довольно быстро поставило под удар многие принципы идеологической политики КПСС, но советским руководством во главе с М. С. Горбачёвым перестройка была продолжена. Укажите не менее трёх причин необходимости проведения политики перестройки в 1985-1991 гг. Объясните, почему политика перестройки подвергалась критике.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«События 1905-1907 гг. неправомерно называть революцией».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России.
1) 978-1054 гг.;
2) 1862-1911 гг.;
3) 1985-1991 гг.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного период истории России;
— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.