Рубрики
ОГЭ по Обществознанию

1. В правильном ответе должны быть следующие Элементы: 1) Понятия: верховенство права, разделение…

1. В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Понятия: верховенство права, разделение властей;

2)Смысл понятия, например: верховенство права — принцип государ­ства, при котором власть действует в установленных законом грани­цах;

Разделение властей — принцип выделения и конституционного закреп­ления независимости трёх ветвей власти — законодательной, исполни­тельной, судебной.

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяс­нение смысла понятия.

6. В правильном ответе могут быть указаны следующие Условия:

1) сравнить условия займа в микрофинансовой организации с условия­ми потребительского кредита в банке;

2)Обращаться в микрофинансовую организацию за небольшим креди­том на короткий срок, в этом случае «цена» кредитных денег будет относительно небольшой.

Могут быть указаны другие условия.

12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказа­ны Предположения:

А) О сходстве, например: число сторонников второй точки зрения на всех этапах существенно превосходит число приверженцев первой позиции (люди склонны придавать большее значение внешним фак­торам в сравнении с собственными усилиями);

Б) О различии, например: в 2018 г. по сравнению с предыдущими этапа­ми уменьшилось число тех, кто верит, что именно собственные уси­лия являются решающим фактором в достижении личного благопо­лучия (в обществе сократились возможности самореализации людей в различных областях).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, вы­сказаны иные уместные предположения.

21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смы­словым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:

1) законодательная власть в демократическом обществе;

2) особенности исполнительной власти;

3) влияние судебной власти на общество;

4) взаимодействие ветвей власти;

5) высшие органы власти в нашей стране.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути ос­новной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос: указан способ формирования за — конодательной власти: формируется путём свободных вы­боров;

2) Ответ на второй вопрос: раскрыто понятие «двухпалатная парламентская система»: одна палата формируется в ре­зультате прямых выборов, а другая — на основе террито­риальной пропорциональности;

3) Ответ на третий вопрос, например: вносит поправки в Кон — ституцию, утверждает государственный бюджет, прини­мает законы.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цита­ты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно даны ответы на три вопроса

2

Правильно даны ответы на любые два вопроса

1

Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе могут быть приведены следующие При — меры:

1) бюджет разрабатывает Правительство, а принимается он Государственной Думой;

2) судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента;

3) выборы Президента РФ назначает Федеральное Собрание РФ.

Могут быть приведены другие примеры

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Приведены три примера

3

Приведены два примера

2

Приведён один пример

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть приведены следующие Аргументы:

1) к 18 годам граждане в нашей стране становятся полностью дееспособными, получают политические, экономические и иные права, а также несут полную ответственность за свои действия;

2) к 18 годам большинство граждан уже имеют полное сред­нее образование, у многих складывается устойчивая сис­тема взглядов и убеждений.

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены два аргумента

2

Приведен один аргумент

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Вариант 6

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

2

3

13

3

3

3

14

3

4

2

15

12212

5

3

16

4

7

2

17

3

8

1

18

4

9

2

19

2314

10

3

20

Косвенный

11

4

Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом

1. В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Понятия: цикличность производства, конкуренция;

2) Смысл понятия, например: цикличность производства — колебания экономического развития, при котором рост производства сменяется его спадом;

Конкуренция — экономическое соперничество производителей за источ­ники сырья, рынки сбыта, долю прибыли.

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяс­нение смысла понятия.

6. Правильный ответ может содержать следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос, например: это сделано в целях защиты инте­ресов населения: очень высокая процентная ставка займа ведёт к то­му, что конечная выплата существенно превышает сумму кредита, заёмщик, подчас вынужденный обращаться за новым кредитом, что­бы погасить первый, попадает в так называемую кредитную кабалу;

2) Ответ на второй вопрос, например: возможно, количество подобных организаций сократится за счёт ухода с рынка наиболее грабитель­ских из них.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках, приведены иные примеры.

12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказа­ны Предположения:

А) О сходстве, например: для всех групп населения основным источ­ником информации остаётся телевидение (сказывается доступ­ность этого СМИ, многолетняя привычка узнавать новости из те­лесообщений);

Б) О различии, например: люди с высшим образованием меньше пред­ставителей других групп используют рассказы близких и друзей как источник информации (образованным людям присуще критическое отношение к источнику информации, а в личных сообщениях сведе­ния нередко искажаются, поэтому их нельзя считать надёжным ис­точником).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, вы­сказаны иные уместные предположения.

21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:

1) поведение животных и деятельность человека;

2) компоненты деятельности;

3) значение деятельности для человека и общества;

4) что побуждает человека к деятельности.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути ос­новной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых бло­ков.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос, например: отличие состоит в ис — точнике движения, для неживой природы он лежит вовне;

2) Ответ на второй вопрос, например: всему живому присуща активность;

3) Ответ на третий вопрос, например: постановка цели, на — хождение средств, получение результата.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цита­ты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно даны ответы на три вопроса

2

Правильно даны ответы на любые два вопроса

1

Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) Группы потребностей: связанные с физическим существо — ванием, обусловленные необходимостью отношений с дру­гими людьми, идеальные;

2) Конкретизированы любые два вида, например: матери — альные (биологические, первичные) — потребность в пище и воде, защите; социальные — потребность в признании окружающими, в социальной поддержке; идеальные — потребность в духовных ценностях, в осознании смысла жизни.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Названы группы потребностей и каждая из них конкретизи­рована

3

Названы группы потребностей и две из них конкретизирова­ны

2

Названы группы потребностей и одна из них конкретизирова­на

1

Названы только группы потребностей.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответ­ствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должен быть назван Вид деятельности, например: учение — и указаны его Значения:

1) для личности, например: овладение комплексом знаний, умений, ценностных ориентиров для интеграции в обще­ственную жизнь, успешной деятельности в избранном на­правлении;

2) для общества: подготовка высококвалифицированных кадров, овладение современными технологиями

Назван вид деятельности и указано его значение для личности и общества

2

Назван вид деятельности и указано одно из значений

1

Названы только вид деятельности.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответст­вующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Вариант 7

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

2

3

13

4

3

4

14

2

4

4

15

21211

5

1

16

3

7

2

17

3

8

2

18

1

9

3

19

1423

10

1

20

Массовая

11

1

Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом

1. В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Понятия: художественный образ, эстетическое чувство;

2) Смысл понятия, например: художественный образ — присущий ис­кусству способ отображения действительности;

Эстетическое чувство — эмоции, вызываемые переживанием прекрасно­го или безобразного, комического или трагического при восприятии дей­ствительности или искусства.

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяс­нение смысла понятия.

6. В правильном ответе должны содержаться следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос, например: кредит в микрофинансовой орга­низации существенно «дороже» кредита в банке;

2) Ответ на второй вопрос, например: банки заинтересованы в клиентах, способных возвратить заёмную сумму с процентами, справка о дохо­дах показывает финансовые возможности заёмщика.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказа­ны Предположения:

А) О сходстве, например: во всех группах приоритет моральных норм располагается на второй позиции возможных ответов (представители всех возрастов ценят значение моральных норм в регулировании об­щественных отношений, но не относят их к определяющим);

Б) О различии, например: среди пожилых людей больше всего тех, кто выступает за следование правовым нормам в любых ситуациях (жиз­ненный опыт даёт примеры негативных последствий для личности и общества нарушения правовых норм).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, вы­сказаны иные уместные предположения.

21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смы­словым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:

1) Конституция РФ о судебной власти;

2) Конституционные принципы организации судебной власти;

3) Принцип независимости судей.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов тек­ста, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос: права и свободы человека и гра — жданина;

2) Ответ на второй вопрос, например:

— право на охрану здоровья;

— право на образование;

— право на благоприятную окружающую среду;

3) Ответ на третий вопрос, например: специальный порядок назначения судей, их несменяемость.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цита­ты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно даны ответы на три вопроса

2

Правильно даны ответы на любые два вопроса

1

Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) указаны Две черты Конституции РФ:

— высшая юридическая сила;

— прямое действие;

2) раскрыто их Содержание, например:

— все другие законы не могут противоречить Конститу­ции РФ;

— можно обращаться в суд, непосредственно ссылаясь на статьи Конституции.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Названы и раскрыты две черты

3

Названы две черты, раскрыта одна из них

2

Названы две черты.

ИЛИ Названа и раскрыта одна черта

1

Названа одна черта.

ИЛИ Ответ неправильный.

ИЛИ Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

3

24.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены следующие Аргументы (объяснения):

1) несменяемость судей — условие их независимости, без ко­торой судебная власть не может быть самостоятельной ветвью власти;

2) несменяемость судьи — гарантия от колебаний законода­тельства и давления со стороны высшей судебной власти;

3) этот принцип не абсолютен: в законе прописано, в каких случаях могут быть прекращены полномочия судьи.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Приведены два аргумента

2

Приведён один аргумент

1

Ответ неправильный.

ИЛИ Ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Вариант 8

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

2

3

13

2

3

3

14

3

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

4

1

15

21112

5

4

16

1

7

1

17

1

8

3

18

3

9

3

19

1234

10

3

20

Отрасль

11

2

Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом

1. В Правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Понятия: добродетель, совесть;

2)Смысл понятия, например: добродетель — способность человека де­лать добро, деятельность, направленная на добрые дела;

Совесть — внутренний самоконтроль выполнения морального долга.

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяс­нение смысла понятия.

6. Правильный ответ может содержать следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос, например: покупка продуктов питания, одежды, лекарств, оплата услуг ЖКХ;

2) Ответ на второй вопрос, например: при сокращении поступлений в семейный бюджет от необязательных расходов можно полностью от­казаться (не покупать дорогой косметики, не посещать рестораны), а из желательных расходов сохранить наиболее важное (посещение спортивных занятий).

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказа­ны Предположения:

А) О сходстве, например: во всех группах приоритет отдаётся использо­ванию контактов родственников, знакомых (независимо от достатка личные связи в обществе ценятся выше, чем социальные институты соответствующего назначения, что может быть связано с более фор­мальным подходом к делу в учреждениях);

Б) О различии, например: социальные сети наиболее популярны у людей с высоким доходом (нередко люди с высоким доходом имеют хорошее образование, что позволяет лучше овладеть современными средства­ми коммуникации).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, вы­сказаны иные уместные предположения.

21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смы­словым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:

1) понятие«социальная группа»;

2) социальная структура как совокупность социальных групп;

3) формы взаимодействия социальных групп.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути ос­новной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос: социальные группы;

2) Ответ на второй вопрос: многочисленностью;

3) Ответ на третий вопрос, например: свои представления о социальном порядке, свои представления о направлении изменений, свои проблемы

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цита­ты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей со­ответствующих фрагментов текста

Правильно даны ответы на три вопроса

2

Правильно даны ответы на любые два вопроса

1

Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть названы такие Формы: партнёрство, союзы, компромиссы, гражданское согласие, мирная инициатива.

Примером могут служить: деятельность общественной эколо — гической организации по ограничению грязных выбросов в ат­мосферу (мирная инициатива); разрешение конфликта между предпринимателями и рабочими на основе взаимных уступок (компромисс)

Правильно названы четыре формы, приведен корректный пример

3

Названы две-три формы, приведен пример.

ИЛИ Названы четыре формы, пример отсутствует или некор­ректен

2

Названы две-три формы. ИЛИ Приведен пример

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) выражено Мнение учащегося: согласие или несогласие с при — ведённой в тексте мыслью;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: В случае согласия может быть указано, что:

— в тексте не упоминаются эти показатели;

— делается упор на такой критерий различения социаль­ных групп, как несовпадение представлений об обще­стве, направлениях его развития;

В случае несогласия может быть указано, что:

— среди критериев социальных групп названы сходные общественные условия, которые, очевидно, включают отношение к собственности и размер доходов;

— в тексте упоминается и такой критерий, как различие интересов, а интересы складываются под влиянием прежде всего материального положения.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

2

Выражено мнение учащегося, приведён один аргумент.

ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены.

ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контек­ста, приведен один аргумент.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Вариант 9

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

2

3

13

1

3

4

14

4

4

3

15

12221

5

2

16

2

7

3

17

3

8

1

18

1

9

1

19

3412

10

3

20

Административное

11

4

Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом

1. В Правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Понятия: дебетовая карта, кредитная карта;

2)Смысл понятия, например: дебетовая карта выдаётся при наличии счёта в банке, на котором хранятся личные деньги клиента;

На кредитной карте находятся средства, принадлежащие банку и предос­тавленные человеку на определённых условиях.

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяс­нение смысла понятия.

6. В правильном ответе должны содержаться следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос, например: подушка безопасности создаётся на случай внезапного ухудшения финансового положения семьи, она позволяет пережить трудные в финансовом отношении времена;

2) Ответ на второй вопрос, например: за этот период времени, как пока­зывает опыт, неблагоприятную ситуацию можно преодолеть или об­легчить, в частности, найти новую работу, поправить пошатнувшееся здоровье.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

12. В Правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказа­ны Предположения:

А) О сходстве, например: во всех группах большинству опрошенных не приходилось менять место работы (возможно, в указанный период социально-экономические процессы ограничивали социальную мо­бильность населения);

Б) О различии, например: молодёжь за последние пять лет опросов пока­зала самый низкий результат по выявляемой позиции (это связано с тем, что ряд представителей возрастной группы 18—24 года пять лет назад ещё не выходили на рынок труда, а многие только начинали свой трудовой путь).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, вы­сказаны иные уместные предположения.

21. В Правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:

1) признаки государства;

2) место государства в политической системе;

3) тенденции в развитии государства.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути ос­новной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых бло­ков.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:

1) указаны Три признака государства:

— наличие определённой территории,

— наличие особой системы органов и учреждений,

— наличие норм права;

2) Ответ на первый вопрос: наивысшая концентрация власти;

3) Ответ на второй вопрос, например: к усилению роли государ — ства, к уходу власти к другим политическим структурам.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цита­ты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей со­ответствующих фрагментов текста

Правильно указаны три признака, даны ответы на два вопроса

2

Правильно указаны один-два признака, дан ответ на один во­прос.

ИЛИ Указаны три признака

1

Указаны один-два признака. ИЛИ Дан ответ только на один любой вопрос.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

23.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны содержаться следующие Эле­менты:

Указана приведённая в тексте Причина усиления роли госу — дарства: необходимость государственного регулирования но — вых сфер жизни;

Названы еще Две возможные причины, например:

— необходимость борьбы с новыми видами преступлений, к примеру, в сфере компьютерных технологий;

— компенсация недостатков рыночного регулирования эко­номики с точки зрения удовлетворения интересов всего общества.

Могут быть названы другие причины

Указана приведённая в тексте причина и приведены две дру­гие причины

3

Указана приведённая в тексте причина и приведена одна до­полнительная.

ИЛИ Приведены две дополнительные причины

2

Указана приведённая в тексте причина.

ИЛИ Приведена одна дополнительная причина

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть приведены и охарактеризованы следую­щие Функции:

Внутренняя: охрана общественного порядка; для выпол — нения этой функции в государстве создаются специальные органы правопорядка: полиция, отряды специального на­значения ит. п.; принимаются также законы, направлен­ные на поддержание правопорядка;

Внешняя: обеспечение обороноспособности страны; реали — зация этой функции предполагает, в частности, укрепле­ние армии и военного флота, создание современной воен­ной техники.

Могут быть приведены другие функции

Приведены и охарактеризованы две функции

2

Приведена и охарактеризована одна функция

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Вариант 10

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

2

4

13

3

3

2

14

2

4

1

15

21223

5

4

16

4

7

4

17

2

8

3

18

3

9

1

19

1324

10

1

20

Традиционное

11

3

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

1. В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Понятия: номинальный доход, реальный доход;

2) Смысл понятия, например: номинальный доход — сумма денег, по­лученная человеком или семьёй за определённый период времени;

Реальный доход — количество товаров и услуг, которые можно приобре­сти на полученные деньги.

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяс­нение смысла понятия.

6. В правильном ответе могут быть указаны следующие Действия:

1) увеличить срок накопления;

2) поискать аналогичную вещь по более низкой цене.

Могут быть указаны другие действия.

12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказа­ны Предположения:

А) О сходстве, например: в каждой из групп треть опрошенных ориенти­рована на достижения (достижительные установки присущи опреде­лённому количеству людей вне зависимости от их личных качеств, способностей добиваться успеха);

Б) О различии, например: люди в успешных группах в меньшей мере из­бирают тактику избегания проблем, чем в неуспешных группах (лю­ди, у которых ладится дело, более уверены в себе и готовы браться за разрешение даже сложных проблем).

Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, вы­сказаны иные уместные предположения.

21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смы­словым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:

1) понятие «социальная мобильность»;

2) социальная мобильность в обществах разных типов;

3) виды социальной мобильности;

4) что влияет на социальную мобильность.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути ос­новной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны быть следующие Элементы:

1) Ответ на первый вопрос: межпоколенная мобильность вы — ражается в изменении статуса детей по сравнению со ста­тусом родителей;

2) Ответ на второй вопрос: географическая мобильность предполагает пространственное перемещение из одной ме­стности в другую;

3) Ответ на третий вопрос: получение образования, приобре — тение богатства, членство в политической партии.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цита­ты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей со­ответствующих фрагментов текста

Правильно даны ответы на три вопроса

2

Правильно даны ответы на любые два вопроса

1

Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе должны содержаться следующие Эле­менты:

1) Ответ на вопрос: с переходом к индустриальному обществу социальная мобильность значительно возрастает;

2) Указана одна из причин, например: в индустриальном обществе больше всего ценятся индивидуальные достоин­ства, это помогает людям, у которых они есть, двигаться по социальной лестнице;

3) Приведён пример, допустим: ликвидация привилегий высших классов и резкое снижение их статуса.

Могут быть приведены другие примеры

Дан правильный ответ на вопрос, указана причина, коррект­но приведён пример

3

Дан правильный ответ на вопрос, приведён один пример. ИЛИ Дан ответ на вопрос, указана причина

2

Дан правильный ответ на вопрос

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

24.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть даны следующие Пояснения:

1) образование служит социальным лифтом, так как даёт возможность овладеть сложной и высоко оцениваемой обществом профессией;

2) образование открывает доступ к политической карьере;

3) большинство высокостатусных позиций в обществе не мо­гут быть заняты без соответствующего уровня образова­ния.

Могут быть приведены другие пояснения.

Приведены два пояснения

2

Приведено одно пояснение

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *