1. В правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Понятия: верховенство права, разделение властей;
2)Смысл понятия, например: верховенство права — принцип государства, при котором власть действует в установленных законом границах;
Разделение властей — принцип выделения и конституционного закрепления независимости трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.
6. В правильном ответе могут быть указаны следующие Условия:
1) сравнить условия займа в микрофинансовой организации с условиями потребительского кредита в банке;
2)Обращаться в микрофинансовую организацию за небольшим кредитом на короткий срок, в этом случае «цена» кредитных денег будет относительно небольшой.
Могут быть указаны другие условия.
12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказаны Предположения:
А) О сходстве, например: число сторонников второй точки зрения на всех этапах существенно превосходит число приверженцев первой позиции (люди склонны придавать большее значение внешним факторам в сравнении с собственными усилиями);
Б) О различии, например: в 2018 г. по сравнению с предыдущими этапами уменьшилось число тех, кто верит, что именно собственные усилия являются решающим фактором в достижении личного благополучия (в обществе сократились возможности самореализации людей в различных областях).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:
1) законодательная власть в демократическом обществе;
2) особенности исполнительной власти;
3) влияние судебной власти на общество;
4) взаимодействие ветвей власти;
5) высшие органы власти в нашей стране.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
22.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие Элементы: 1) Ответ на первый вопрос: указан способ формирования за — конодательной власти: формируется путём свободных выборов; 2) Ответ на второй вопрос: раскрыто понятие «двухпалатная парламентская система»: одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая — на основе территориальной пропорциональности; 3) Ответ на третий вопрос, например: вносит поправки в Кон — ституцию, утверждает государственный бюджет, принимает законы. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста |
|
Правильно даны ответы на три вопроса |
2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса |
1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе могут быть приведены следующие При — меры: 1) бюджет разрабатывает Правительство, а принимается он Государственной Думой; 2) судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента; 3) выборы Президента РФ назначает Федеральное Собрание РФ. Могут быть приведены другие примеры |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Приведены три примера |
3 |
Приведены два примера |
2 |
Приведён один пример |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть приведены следующие Аргументы: 1) к 18 годам граждане в нашей стране становятся полностью дееспособными, получают политические, экономические и иные права, а также несут полную ответственность за свои действия; 2) к 18 годам большинство граждан уже имеют полное среднее образование, у многих складывается устойчивая система взглядов и убеждений. Могут быть приведены другие аргументы |
|
Приведены два аргумента |
2 |
Приведен один аргумент |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Вариант 6
Номер задания |
Правильный ответ |
Номер задания |
Правильный ответ |
2 |
3 |
13 |
3 |
3 |
3 |
14 |
3 |
4 |
2 |
15 |
12212 |
5 |
3 |
16 |
4 |
7 |
2 |
17 |
3 |
8 |
1 |
18 |
4 |
9 |
2 |
19 |
2314 |
10 |
3 |
20 |
Косвенный |
11 |
4 |
Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом
1. В правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Понятия: цикличность производства, конкуренция;
2) Смысл понятия, например: цикличность производства — колебания экономического развития, при котором рост производства сменяется его спадом;
Конкуренция — экономическое соперничество производителей за источники сырья, рынки сбыта, долю прибыли.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.
6. Правильный ответ может содержать следующие Элементы:
1) Ответ на первый вопрос, например: это сделано в целях защиты интересов населения: очень высокая процентная ставка займа ведёт к тому, что конечная выплата существенно превышает сумму кредита, заёмщик, подчас вынужденный обращаться за новым кредитом, чтобы погасить первый, попадает в так называемую кредитную кабалу;
2) Ответ на второй вопрос, например: возможно, количество подобных организаций сократится за счёт ухода с рынка наиболее грабительских из них.
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках, приведены иные примеры.
12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказаны Предположения:
А) О сходстве, например: для всех групп населения основным источником информации остаётся телевидение (сказывается доступность этого СМИ, многолетняя привычка узнавать новости из телесообщений);
Б) О различии, например: люди с высшим образованием меньше представителей других групп используют рассказы близких и друзей как источник информации (образованным людям присуще критическое отношение к источнику информации, а в личных сообщениях сведения нередко искажаются, поэтому их нельзя считать надёжным источником).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:
1) поведение животных и деятельность человека;
2) компоненты деятельности;
3) значение деятельности для человека и общества;
4) что побуждает человека к деятельности.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие Элементы: 1) Ответ на первый вопрос, например: отличие состоит в ис — точнике движения, для неживой природы он лежит вовне; 2) Ответ на второй вопрос, например: всему живому присуща активность; 3) Ответ на третий вопрос, например: постановка цели, на — хождение средств, получение результата. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста |
|
Правильно даны ответы на три вопроса |
2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса |
1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие Элементы: 1) Группы потребностей: связанные с физическим существо — ванием, обусловленные необходимостью отношений с другими людьми, идеальные; 2) Конкретизированы любые два вида, например: матери — альные (биологические, первичные) — потребность в пище и воде, защите; социальные — потребность в признании окружающими, в социальной поддержке; идеальные — потребность в духовных ценностях, в осознании смысла жизни. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках |
|
Названы группы потребностей и каждая из них конкретизирована |
3 |
Названы группы потребностей и две из них конкретизированы |
2 |
Названы группы потребностей и одна из них конкретизирована |
1 |
Названы только группы потребностей. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должен быть назван Вид деятельности, например: учение — и указаны его Значения: 1) для личности, например: овладение комплексом знаний, умений, ценностных ориентиров для интеграции в общественную жизнь, успешной деятельности в избранном направлении; 2) для общества: подготовка высококвалифицированных кадров, овладение современными технологиями |
|
Назван вид деятельности и указано его значение для личности и общества |
2 |
Назван вид деятельности и указано одно из значений |
1 |
Названы только вид деятельности. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Вариант 7
Номер задания |
Правильный ответ |
Номер задания |
Правильный ответ |
2 |
3 |
13 |
4 |
3 |
4 |
14 |
2 |
4 |
4 |
15 |
21211 |
5 |
1 |
16 |
3 |
7 |
2 |
17 |
3 |
8 |
2 |
18 |
1 |
9 |
3 |
19 |
1423 |
10 |
1 |
20 |
Массовая |
11 |
1 |
Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом
1. В правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Понятия: художественный образ, эстетическое чувство;
2) Смысл понятия, например: художественный образ — присущий искусству способ отображения действительности;
Эстетическое чувство — эмоции, вызываемые переживанием прекрасного или безобразного, комического или трагического при восприятии действительности или искусства.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.
6. В правильном ответе должны содержаться следующие Элементы:
1) Ответ на первый вопрос, например: кредит в микрофинансовой организации существенно «дороже» кредита в банке;
2) Ответ на второй вопрос, например: банки заинтересованы в клиентах, способных возвратить заёмную сумму с процентами, справка о доходах показывает финансовые возможности заёмщика.
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказаны Предположения:
А) О сходстве, например: во всех группах приоритет моральных норм располагается на второй позиции возможных ответов (представители всех возрастов ценят значение моральных норм в регулировании общественных отношений, но не относят их к определяющим);
Б) О различии, например: среди пожилых людей больше всего тех, кто выступает за следование правовым нормам в любых ситуациях (жизненный опыт даёт примеры негативных последствий для личности и общества нарушения правовых норм).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:
1) Конституция РФ о судебной власти;
2) Конституционные принципы организации судебной власти;
3) Принцип независимости судей.
Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.
22.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие Элементы: 1) Ответ на первый вопрос: права и свободы человека и гра — жданина; 2) Ответ на второй вопрос, например: — право на охрану здоровья; — право на образование; — право на благоприятную окружающую среду; 3) Ответ на третий вопрос, например: специальный порядок назначения судей, их несменяемость. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста |
|
Правильно даны ответы на три вопроса |
2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса |
1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие Элементы: 1) указаны Две черты Конституции РФ: — высшая юридическая сила; — прямое действие; 2) раскрыто их Содержание, например: — все другие законы не могут противоречить Конституции РФ; — можно обращаться в суд, непосредственно ссылаясь на статьи Конституции. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках |
|
Названы и раскрыты две черты |
3 |
Названы две черты, раскрыта одна из них |
2 |
Названы две черты. ИЛИ Названа и раскрыта одна черта |
1 |
Названа одна черта. ИЛИ Ответ неправильный. ИЛИ Ответ отсутствует |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть приведены следующие Аргументы (объяснения): 1) несменяемость судей — условие их независимости, без которой судебная власть не может быть самостоятельной ветвью власти; 2) несменяемость судьи — гарантия от колебаний законодательства и давления со стороны высшей судебной власти; 3) этот принцип не абсолютен: в законе прописано, в каких случаях могут быть прекращены полномочия судьи. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) |
|
Приведены два аргумента |
2 |
Приведён один аргумент |
1 |
Ответ неправильный. ИЛИ Ответ отсутствует |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Вариант 8
Номер задания |
Правильный ответ |
Номер задания |
Правильный ответ |
2 |
3 |
13 |
2 |
3 |
3 |
14 |
3 |
Номер задания |
Правильный ответ |
Номер задания |
Правильный ответ |
4 |
1 |
15
|
21112 |
5 |
4 |
16 |
1 |
7 |
1 |
17 |
1 |
8 |
3 |
18 |
3 |
9 |
3 |
19 |
1234 |
10 |
3 |
20 |
Отрасль |
11 |
2 |
Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом
1. В Правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Понятия: добродетель, совесть;
2)Смысл понятия, например: добродетель — способность человека делать добро, деятельность, направленная на добрые дела;
Совесть — внутренний самоконтроль выполнения морального долга.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.
6. Правильный ответ может содержать следующие Элементы:
1) Ответ на первый вопрос, например: покупка продуктов питания, одежды, лекарств, оплата услуг ЖКХ;
2) Ответ на второй вопрос, например: при сокращении поступлений в семейный бюджет от необязательных расходов можно полностью отказаться (не покупать дорогой косметики, не посещать рестораны), а из желательных расходов сохранить наиболее важное (посещение спортивных занятий).
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказаны Предположения:
А) О сходстве, например: во всех группах приоритет отдаётся использованию контактов родственников, знакомых (независимо от достатка личные связи в обществе ценятся выше, чем социальные институты соответствующего назначения, что может быть связано с более формальным подходом к делу в учреждениях);
Б) О различии, например: социальные сети наиболее популярны у людей с высоким доходом (нередко люди с высоким доходом имеют хорошее образование, что позволяет лучше овладеть современными средствами коммуникации).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:
1) понятие«социальная группа»;
2) социальная структура как совокупность социальных групп;
3) формы взаимодействия социальных групп.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
22.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие Элементы: 1) Ответ на первый вопрос: социальные группы; 2) Ответ на второй вопрос: многочисленностью; 3) Ответ на третий вопрос, например: свои представления о социальном порядке, свои представления о направлении изменений, свои проблемы Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста |
|
Правильно даны ответы на три вопроса |
2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса |
1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть названы такие Формы: партнёрство, союзы, компромиссы, гражданское согласие, мирная инициатива. Примером могут служить: деятельность общественной эколо — гической организации по ограничению грязных выбросов в атмосферу (мирная инициатива); разрешение конфликта между предпринимателями и рабочими на основе взаимных уступок (компромисс) |
|
Правильно названы четыре формы, приведен корректный пример |
3 |
Названы две-три формы, приведен пример. ИЛИ Названы четыре формы, пример отсутствует или некорректен |
2 |
Названы две-три формы. ИЛИ Приведен пример |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие Элементы: 1) выражено Мнение учащегося: согласие или несогласие с при — ведённой в тексте мыслью; 2) приведены два аргумента (объяснения), например: В случае согласия может быть указано, что: — в тексте не упоминаются эти показатели; — делается упор на такой критерий различения социальных групп, как несовпадение представлений об обществе, направлениях его развития; В случае несогласия может быть указано, что: — среди критериев социальных групп названы сходные общественные условия, которые, очевидно, включают отношение к собственности и размер доходов; — в тексте упоминается и такой критерий, как различие интересов, а интересы складываются под влиянием прежде всего материального положения. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) |
|
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента |
2 |
Выражено мнение учащегося, приведён один аргумент. ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента |
1 |
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены. ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Вариант 9
Номер задания |
Правильный ответ |
Номер задания |
Правильный ответ |
2 |
3 |
13 |
1 |
3 |
4 |
14 |
4 |
4 |
3 |
15 |
12221 |
5 |
2 |
16 |
2 |
7 |
3 |
17 |
3 |
8 |
1 |
18 |
1 |
9 |
1 |
19 |
3412 |
10 |
3 |
20 |
Административное |
11 |
4 |
Критерии оценивания заданий
с развёрнутым ответом
1. В Правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Понятия: дебетовая карта, кредитная карта;
2)Смысл понятия, например: дебетовая карта выдаётся при наличии счёта в банке, на котором хранятся личные деньги клиента;
На кредитной карте находятся средства, принадлежащие банку и предоставленные человеку на определённых условиях.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.
6. В правильном ответе должны содержаться следующие Элементы:
1) Ответ на первый вопрос, например: подушка безопасности создаётся на случай внезапного ухудшения финансового положения семьи, она позволяет пережить трудные в финансовом отношении времена;
2) Ответ на второй вопрос, например: за этот период времени, как показывает опыт, неблагоприятную ситуацию можно преодолеть или облегчить, в частности, найти новую работу, поправить пошатнувшееся здоровье.
Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
12. В Правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказаны Предположения:
А) О сходстве, например: во всех группах большинству опрошенных не приходилось менять место работы (возможно, в указанный период социально-экономические процессы ограничивали социальную мобильность населения);
Б) О различии, например: молодёжь за последние пять лет опросов показала самый низкий результат по выявляемой позиции (это связано с тем, что ряд представителей возрастной группы 18—24 года пять лет назад ещё не выходили на рынок труда, а многие только начинали свой трудовой путь).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
21. В Правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:
1) признаки государства;
2) место государства в политической системе;
3) тенденции в развитии государства.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие Элементы: 1) указаны Три признака государства: — наличие определённой территории, — наличие особой системы органов и учреждений, — наличие норм права; 2) Ответ на первый вопрос: наивысшая концентрация власти; 3) Ответ на второй вопрос, например: к усилению роли государ — ства, к уходу власти к другим политическим структурам. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста |
|
Правильно указаны три признака, даны ответы на два вопроса |
2 |
Правильно указаны один-два признака, дан ответ на один вопрос. ИЛИ Указаны три признака |
1 |
Указаны один-два признака. ИЛИ Дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
23.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны содержаться следующие Элементы: Указана приведённая в тексте Причина усиления роли госу — дарства: необходимость государственного регулирования но — вых сфер жизни; Названы еще Две возможные причины, например: — необходимость борьбы с новыми видами преступлений, к примеру, в сфере компьютерных технологий; — компенсация недостатков рыночного регулирования экономики с точки зрения удовлетворения интересов всего общества. Могут быть названы другие причины |
|
Указана приведённая в тексте причина и приведены две другие причины |
3 |
Указана приведённая в тексте причина и приведена одна дополнительная. ИЛИ Приведены две дополнительные причины |
2 |
Указана приведённая в тексте причина. ИЛИ Приведена одна дополнительная причина |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть приведены и охарактеризованы следующие Функции: — Внутренняя: охрана общественного порядка; для выпол — нения этой функции в государстве создаются специальные органы правопорядка: полиция, отряды специального назначения ит. п.; принимаются также законы, направленные на поддержание правопорядка; — Внешняя: обеспечение обороноспособности страны; реали — зация этой функции предполагает, в частности, укрепление армии и военного флота, создание современной военной техники. Могут быть приведены другие функции |
|
Приведены и охарактеризованы две функции |
2 |
Приведена и охарактеризована одна функция |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Вариант 10
Номер задания |
Правильный ответ |
Номер задания |
Правильный ответ |
2 |
4 |
13 |
3 |
3 |
2 |
14 |
2 |
4 |
1 |
15 |
21223 |
5 |
4 |
16 |
4 |
7 |
4 |
17 |
2 |
8 |
3 |
18 |
3 |
9 |
1 |
19 |
1324 |
10 |
1 |
20 |
Традиционное |
11 |
3 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
1. В правильном ответе должны быть следующие Элементы:
1) Понятия: номинальный доход, реальный доход;
2) Смысл понятия, например: номинальный доход — сумма денег, полученная человеком или семьёй за определённый период времени;
Реальный доход — количество товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные деньги.
Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.
6. В правильном ответе могут быть указаны следующие Действия:
1) увеличить срок накопления;
2) поискать аналогичную вещь по более низкой цене.
Могут быть указаны другие действия.
12. В правильном ответе должны быть сформулированы Выводы и высказаны Предположения:
А) О сходстве, например: в каждой из групп треть опрошенных ориентирована на достижения (достижительные установки присущи определённому количеству людей вне зависимости от их личных качеств, способностей добиваться успеха);
Б) О различии, например: люди в успешных группах в меньшей мере избирают тактику избегания проблем, чем в неуспешных группах (люди, у которых ладится дело, более уверены в себе и готовы браться за разрешение даже сложных проблем).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения.
21. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и Отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие Смысловые фрагменты:
1) понятие «социальная мобильность»;
2) социальная мобильность в обществах разных типов;
3) виды социальной мобильности;
4) что влияет на социальную мобильность.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
22.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны быть следующие Элементы: 1) Ответ на первый вопрос: межпоколенная мобильность вы — ражается в изменении статуса детей по сравнению со статусом родителей; 2) Ответ на второй вопрос: географическая мобильность предполагает пространственное перемещение из одной местности в другую; 3) Ответ на третий вопрос: получение образования, приобре — тение богатства, членство в политической партии. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста |
|
Правильно даны ответы на три вопроса |
2 |
Правильно даны ответы на любые два вопроса |
1 |
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе должны содержаться следующие Элементы: 1) Ответ на вопрос: с переходом к индустриальному обществу социальная мобильность значительно возрастает; 2) Указана одна из причин, например: в индустриальном обществе больше всего ценятся индивидуальные достоинства, это помогает людям, у которых они есть, двигаться по социальной лестнице; 3) Приведён пример, допустим: ликвидация привилегий высших классов и резкое снижение их статуса. Могут быть приведены другие примеры |
|
Дан правильный ответ на вопрос, указана причина, корректно приведён пример |
3 |
Дан правильный ответ на вопрос, приведён один пример. ИЛИ Дан ответ на вопрос, указана причина |
2 |
Дан правильный ответ на вопрос |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
24.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
В ответе могут быть даны следующие Пояснения: 1) образование служит социальным лифтом, так как даёт возможность овладеть сложной и высоко оцениваемой обществом профессией; 2) образование открывает доступ к политической карьере; 3) большинство высокостатусных позиций в обществе не могут быть заняты без соответствующего уровня образования. Могут быть приведены другие пояснения. |
|
Приведены два пояснения |
2 |
Приведено одно пояснение |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |