1. Место и роль данного эпизода в произведении:
— место эпизода в сюжете и композиции произведения;
— связь эпизода с предшествующими эпизодами произведения (общие темы, идеи, мотивы, герои, образы и т. д.).
2. Тема эпизода и ее связь с тематикой произведения.
3. Проблемы, поднятые в данном эпизоде, и их связь с проблематикой произведения.
4. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения (через конфликт, описания, монологи и диалоги героев, их поступки и т. д.).
5. Авторская позиция, раскрывающаяся в данном эпизоде (ее уточнение, расширение, углубление и т. д.).
6. Герои, действующие в эпизоде:
— какие стороны характера героев раскрываются;
— как расширяется представление об их мировоззрении, душевном состоянии и т. д.;
— какой поворот событий во взаимоотношении героев показан.
7. Сюжет и композиция эпизода (какие события в нем происходят и на какие части его можно разделить).
8. Художественное своеобразие эпизода (своеобразие языковых средств, ключевые слова, художественные приемы, стиль повествования и т. д.).
9. Связь эпизода с последующими эпизодами произведения (общие темы, идеи, мотивы, герои, образы и т. д.).
10. Значение данного эпизода в произведении.
Как видно из приведенного плана, напрямую с текстом эпизода связаны вопросы о его тематике, проблематике, сюжете и композиции, героях, которые в нем действуют, и художественном своеобразии. Но даже в этих вопросах план анализа эпизода нацеливает на установление взаимосвязи с другими частями произведения. Именно это подразумевают такие аспекты анализа эпизода, которые касаются его места и роли в произведении, связи с предшествующими и последующими эпизодами, значения данного эпизода в произведении. Невозможно также только по одному эпизоду сказать об авторской позиции (но можно ее уточнить), а также об общей идее произведения — в эпизоде может быть отражена определенная ее сторона.
Что же из сказанного важно для организации вашей подготовки к ЕГЭ? Достаточно взять формулировки заданий 8 (Cl — в старой нумерации), которые даны в демонстрационных вариантах ЕГЭ последних лет, чтобы убедиться в их явном сходстве с тем или иным аспектом, который рассматривается при анализе эпизода. Например: «Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?» (фрагмент начала романа; демонстрационный вариант 2012 года); «Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?» (демонстрационный вариант 2011 года); «Как автору удалось передать особенности русского характера в приведенном фрагменте «Судьбы человека» (эпизод побега Андрея Соколова из плена; демонстрационный вариант 2010 года); «Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном эпизоде «Капитанской дочки»? (эпизод прощания Гринева с вожатым из 2-й главы «Капитанской дочки»; демонстрационный вариант 2009 года); «С каким эпизодом Бородинской битвы, изображенной в романе, перекликается приведенный фрагмент и в чем смысл этой параллели?» (эпизод боя батареи Тушина во время Шенграбенского сражения из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; демонстрационный вариант 2008 года).
Поскольку любой из аспектов, отмеченных в плане анализа эпизода, может оказаться «задействован» в задании 8, в процессе подготовки к нему имеет смысл поработать над анализом эпизода. Какие произведения для этого выбрать (разумеется, из тех, которые вошли в кодификатор), к каким эпизодам в них обратиться — решать вам самим. Ведь угадать, что конкретно вам достанется на экзамене, невозможно, да и не нужно: если вы хорошо умеете анализировать эпизод, то сможете сделать это на любом материале.
Другое дело, как построить свой ответ на задание 8, чтобы он отвечал рассмотренным выше требованиям, то есть критериям оценки. Здесь очень важно соблюдать наш главный стратегический принцип: писать точно, сжато, избегая всего лишнего, но при этом давать необходимую аргументацию. Своим девизом вы можете сделать слова Некрасова, вынесенные в эпиграф к этой главе: «…Чтобы словам было тесно, мыслям — просторно». Если вы при ответе на конкретный вопрос будете говорить о том, что к нему не относится, экзаменатор может посчитать, что вы не поняли специфики задания и не ответили на вопрос, или, в лучшем случае, отметит частичное несоответствие выдвигаемых тезисов и доводов предложенному заданию. В то же время необходимо избегать другой крайности: делать свой ответ слишком кратким, что непременно приведет к неточности и недостаточной доказательности. Рассмотрим с этой точки зрения два варианта ответа на один и тот же вопрос задания 8, который дали два ученика (тексты ответов учащихся здесь и далее приводим без исправления ошибок).
Задание было сформулировано следующим образом: «Чем отличается поведение Софьи и Молчалина в сцене их встречи после падения Молчалина с лошади? (действие 2, явление 11 из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)».
Ответ 1.
Софья хочет откровенности. В этом отрывке она совершенно открыто говорит с Молчалиным. А Молчалин общается с ней сдержанно, так, как будто все это его не касается.
Ответ 2.
В комедии «Горе от ума» показан конфликт «века нынешнего» и «века минувшего». Это видно в борьбе Чацкого с фа — мусовским обществом. Но Чацкий приехал к любимой девушке Софье, которая увлечена другим — Молчалиным. Поэтому в комедии «Горе от ума» есть еще любовный треугольник. В этом конфликте находятся такие герои, как Софья, Чацкий и Молчалин. Чацкий любит Софью, но она влюблена в Молчалина, а он только делает вид, что ухаживает за ней. Чацкий часто шутит и говорит обидные слова про Молчалина. Поэтому Софья злится на Чацкого и на балу начинает сплетню о его сумашествии. В этом фрагменте мы видим, как она беспокоится, когда узнает, что Молчалин упал с лошади. Она даже не боится, что все могут узнать об их отношениях, хотя Лиза предупреждает ее об этом. Больше всего Софья боится Чацкого, потому что он часто говорит критику о Молчалине. Но Лиза убеждает ее, что нужно быть любезной с Чацким, чтобы он ничего не понял и не поднял ее на смех. Молчалин мало говорит, он боится что-то советовать Софье. Его поведение в этой сцене выглядит трусливым и неоткровенным. Потом в конце комедии Софья поймет, что Молчалин так себя вел, потому что он ее обманывал, а сам заигрывал с Лизой.
В приведенных работах есть ответ на поставленный вопрос. Оба ученика отметили, что различие в поведении Софьи и Молчалина в этой сцене связано с тем, что влюбленная девушка искренна, она открыто выражает свое беспокойство за Молчалина, а он ведет себя иначе: боится, что волнение Софьи могут заметить другие, в результате чего их отношения раскроются, а это сулит ему большие неприятности. В то же время Молчалин опасается, что Софья поймет, как он на самом деле относится к ней. Вот почему он так сдержан и немногословен, предоставляя возможность горничной Лизе образумить госпожу.
Но вместе с тем степень подробности, доказательности и полноты ответа в приведенных работах, безусловно, разная. Первая из них слишком кратка, что в результате привело к отсутствию доказательности. Высказанные мысли не получают развития, и никаких выводов автор этой работы не делает — он просто констатирует факты. Все это свидетельствует об упрощенном понимании задания, рассуждения поверхностны и неточны. За такой ответ больше одного балла не получить.
Вторая работа гораздо больше по объему и выгодно отличается от первой с точки зрения развернутости суждений, их обоснованности и доказательности, наличия выводов. Но вместе с тем ее автор тоже не избежал ошибок, только они другого рода. В своем ответе он уклонился от поставленного вопроса, что привело к нарушению стройности развития мысли. Конечно, при развернутом анализе эпизода мы отмечаем его место и роль в произведении, соотносим с общей тематикой и проблематикой. Но здесь требуется иное — дать точный ответ на вопрос, отсекая все лишнее. То, что в начале работы ученик говорит о конфликте «века нынешнего» и «века минувшего», никак не связано с особенностями поведения Софьи и Молчалина в данном эпизоде. Не относится к ответу на вопрос и упоминание о том, что Софья дает ход сплетне о сумасшествии Чацкого. Все эти сведения не содержат фактических ошибок, но для ответа на вопрос задания они не нужны, а потому 96
Их следует признать избыточными, неуместными в этой работе, что непременно приведет к снижению оценки.
Несколько иначе требуется выстроить свой ответ на вопрос задания 75. Оно всегда относится к приведенному во второй части варианта стихотворению, текст которого дан полностью. Другими словами, перед вами не фрагмент, а все произведение целиком. Как анализировать стихотворения, мы рассмотрели ранее и там же привели план такого анализа. Мы при этом подчеркивали, что в работе над поэтическими текстами следует больше внимания обращать на изобразительно-выразительные средства, особенности поэтического языка и синтаксиса, выделять размер и рифмы. Частично эти вопросы в вариантах ЕГЭ отнесены к заданиям с кратким ответом, но и при выполнении задания 15 может потребоваться обратиться к этим аспектам анализа стихотворения. C другой стороны, как и в задании 8, иногда не обойтись без выхода за пределы того текста, который вам представлен: связать анализируемое произведение с другими стихотворениями поэта, отдельными мотивами его творчества, тематическими линиями, особенностями поэтики и т. д.
Например, такого подхода потребует ответ на вопрос задания 15 (СЗ — по старой нумерации) из демонстрационного варианта ЕГЭ по литературе 2010 г.: «Почему А. А. Фета часто называли «певцом мгновенья»?» В этой части варианта дается текст стихотворения Фета «Вечер». В заданиях с кратким ответом к этому произведению вам предложено проследить, как в нем используются отдельные тропы: сравнения («разлетелись, как дым, облака»), метафоры («вздохи дня есть в дыханье ночном»), эпитеты («над ясной рекою», «над рощей немою»). Конечно, уже по этим изобразительно-выразительным средствам, достаточно активно используемым в стихотворении, можно сделать определенные выводы, но для убедительного ответа на вопрос необходимо вспомнить еще и о некоторых характерных особенностях лирики Фета, которые являются ее общим отличительным признаком и выделяются не только в этом стихотворении.
Известно, что новизна лирики Фета ощущалась уже современниками, которые отмечали «умение поэта ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (А. В. Дружинин). Действительно, лирику Фета характеризует особое качество, которое, по аналогии с подобным явлением в живописи, получило название «импрессионизм» (от франц, impression — впечатление). Это особое качество художественного стиля, для которого характерны ассоциативные образы, стремление передать первозданные впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельную и психологически достоверную поэтическую картину. Таковы, по сути, все стихотворения Фета. Слова у поэта многозвучны и многозначны, эпитеты показывают не столько прямые, сколько косвенные признаки предметов, к которым они относятся. Именно такого рода эпитеты можно выделить в рассматриваемом стихотворении «Вечер»: так, например, отмеченный эпитет «над рощей Немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей и кажется, что вся природа замерла. В результате слово в поэзии Фета, теряя точный смысл, приобретает особую эмоциональную окраску, при этом стирается грань между прямым и переносным смыслом, между миром внешним и внутренним. Это общее свойство лирики Фета, в которой вполне могут появиться и такие образы, как «тающая скрипка», «благовонные речи», «серебряные сны». Часто все стихотворение у него строится на этой зыбкости значений, на развитии ассоциаций, которые нанизываются друг на друга. Именно так построено и рассматриваемое стихотворение «Вечер»:
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.
Это те «мгновенья», из которых в восприятии поэта складывается картина вечерней природы. На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впечатлений, чувств, звуков построены многие другие стихотворения поэта, например «Ярким солнцем в саду пламенеет костер…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…» и другие. Такая ассоциативность мышления, умение передать мгновения жизни, мимолетные, ускользающие чувства и настроения позволяют считать, что в своем творчестве Фет предвосхитил многие открытия поэтов Серебряного века.
Как видим, для выполнения задания 15 по одному конкретному стихотворению нам потребовалось привлечь достаточно широкий круг вопросов, связанных с поэтикой Фета. Насколько подробно вы затронете их в своих ответах, зависит и от глубины ваших знаний, и от возможности соотнести их с поставленной задачей.
Теперь обратимся к рассмотрению вопросов Заданий 9 и 16.Они тоже связаны с представленными в вариантах текстами и требуют ответов в форме развернутого высказывания ограниченного объема (5-10 предложений). Но поставленная в них задача всегда требует выхода за пределы того художественного материала, который дан в 1-й и 2-й частях варианта, поскольку эти задания нацелены на то, чтобы включить анализируемое произведение в литературный контекст. Мы уже говорили о том, как важно в процессе подготовки к экзамену не только повторить произведения, вошедшие в кодификатор, но и дать их характеристику в соответствии с планом анализа. В этом плане выделяется вопрос о значении произведения, его месте не только в творчестве писателя, но и более широко — в литературном процессе. Уже на этом этапе подготовки к экзамену полезно установить связи произведения того или иного автора с другими литературными произведениями, относящимися к творчеству писателей той же эпохи или иного времени. Такого рода связи могут иметь разный характер: сходство тематики, проблематики, мотивов, идей, художественных принципов или отдельных поэтических приемов. Если вы заранее подготовили такой материал, вам легче будет сориентироваться на экзамене, выбрать и обосновать сопоставления. По условиям выполнения этих заданий вы должны обязательно привести не менее двух позиций сопоставления, то есть два произведения или двух авторов, которых следует назвать. Но такой выбор не должен быть произвольным: обязательно требуется аргументация, то есть доказательство того, что ваше сопоставление не случайно, а вытекает из анализа особенностей идейно-художественного содержания произведений или поэтики того или иного писателя. В противном случае, даже если вы привели две позиции сопоставления, ваш ответ может быть расценен как неполный или не отвечающий специфике задания. В последнем случае задание будет оценено 0 баллов. Рассмотрим это на примере работы одного из учеников, выполнявших такое задание.
Вопрос задания 9 по фрагменту из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» формулировался так: «В каких произведениях русской литературы развивается тема любовного соперничества и в чем их герои сопоставимы с персонажами грибоедовской комедии?»
Ответ.
Тема любовного конфликта встречается в таких произведениях, как «Поединок». В «Поединке» Ромашов влюблен в Шурочку Николаеву. Но Шурочка при этом уже давно живет с офицером Николаевым. При этом Ромашова это не останавливает. В этой ситуации мы видим любовный треугольник. В сравнении мы поставим произведение «Горе от ума». Софья любит Молчалина, но при этом их отношениям мешает Чацкий.
В рассказе «Гранатовый браслет» тоже есть любовный конфликт. Желтков любит Верочку, но при этом она его нет и живет с мужем. Но при этом в самом конце, когда умирает Желтков Вера возрождается к жизни. Когда она слышит сонату, которую оставил он ей, Верочка начинает задумываться, что возможно он тот человек с которым она была бы счастлива.
Выбранные автором этой работы примеры для сопоставления нельзя считать обоснованными, хотя в каждом из этих произведений действительно есть любовная тема. Более того, в «Поединке» А. И. Куприна развитие сюжета завершается сообщением о дуэли между Николаевым и Ромашовым, закончившейся гибелью последнего. Но даже этот факт, который может быть интерпретирован как «любовное соперничество», не спасает положения: ученику, написавшему эту работу, необходимо было обосновать, на основе чего он проводит сопоставление. Ведь если просто выбирать из тех произведений, в которых имеется любовный конфликт, то окажется, что под это определение подходят почти все произведения мировой литературы. Разумеется, круг сопоставляемых явлений должен быть ограничен исходя из сходства проблематики, особенностей развития сюжета, характера героев, участвующих в таком конфликте, авторской позиции и т. д. Большой ошибкой автора работы было то, что он очень поверхностно обрисовал характер любовного соперничества в комедии Грибоедова, причем сказал об этом после того, как рассмотрел «Поединок» Куприна. Такое построение выглядит совершенно нелогичным и приводит к ошибочным толкованиям. Разве в «Горе от ума» дело в том, что Чацкий «мешает» отношениям Софьи и Мол — чалина? У Грибоедова одной из двух сюжетных линий является любовная интрига, в которой участвует несколько персонажей. Как говорил автор комедии, «план прост и ясен по исполнению. Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку». Кроме того, следует учитывать, что в развитии этой интриги определенную роль играет и то, что отец
Софьи Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба, а Молчалин заигрывает с горничной Лизой. В «Поединке» Куприна речь идет совершенно о другом: в повести рассказано об истории взаимоотношений молодого подпоручика Ромашова и замужней женщины, жены поручика Николаева, которая привела к дуэли. Автор работы уклончиво говорит о том, что Шурочка «уже давно живет с офицером Николаевым». Само по себе такое заявление можно расценить как фактическую ошибку, тем более что дальше, несмотря на очевидную разницу ситуаций в грибоедовской комедии и повести Куприна, автор работы никак не обосновывает свое сопоставление. При оценивании работы будет учтено также и то, что этот ученик даже не назвал фамилию писателя — автора «Поединка».
Другой пример, который он взял для сопоставления — «Гранатовый браслет», — тоже принадлежит Куприну. Выбор двух произведений одного и того же автора допустим, хотя и не является лучшим вариантом, но в данном случае он абсолютно неправомерен, поскольку в «Гранатовом браслете» вообще нет линии любовного соперничества. Кроме того, и здесь есть фактические ошибки (заявление о том, что Желтков Оставил Вере сонату).
На оценку этой работы повлияет и большое количество допущенных речевых ошибок. Хотя мы уже отмечали, что в соответствии с критериями оценки ЕГЭ по литературе речевые ошибки учитываются только в сочинении по заданию 17, а орфографическая и пунктуационная грамотность в этих критериях не указана, но при большом количестве тех и других, как в рассматриваемой работе, они могут расцениваться как неточности, затрудняющие понимание высказывания.
В приведенном примере вопрос задания 9 касался тематики произведения и, кроме того, требовал рассмотрения особенностей развития сюжета и характера героев, участвующих в конфликте. Но задания 9 и 16 могут затрагивать и другие аспекты сопоставительного анализа произведений. Разумеется, формулировки заданий 9 и 16 учитывают специфику анализируемого текста, они также учитывают жанрово-родовые особенности произведений, а потому задания, относящиеся к эпическому произведению, и задания, относящиеся к лирике, будут несколько различаться. Но в целом их главная задача — раскрыть идейно-художественные особенности анализируемых текстов в сопоставлении с другими произведениями, проводимом по самым разным аспектам. Это можно наблюдать в демонстрационных вариантах ЕГЭ по литературе последних лет. Приведем формулировки этих заданий, объединив в одну группу те, которые относятся к фрагментам эпических и драматических произведений из первой части — это задания 9 (С2 — по старой нумерации), и в другую, соответственно, задания по лирике из второй части — задания 16 (С4 — по старой нумерации).
Задания 9:
1. В каких произведениях русской классики отображен конфликт между представителями разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»? (Задание по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»; демонстрационный вариант 2014 года.)
2. В каких произведениях русской классики основу сюжета составляет столкновение представителей разных эпох и в чем эти произведения можно сопоставить с «Вишневым садом»? (Задание по комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»; демонстрационный вариант 2011 года.)
3. В каких произведениях русской классики звучит тема солдатского подвига и в чем эти произведения можно сопоставить с шолоховским произведением? (Задание по фрагменту из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»; демонстрационный вариант 2010 года.)
4. Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, посвященные крупным событиям русской истории? (Задание по фрагменту из 2-й главы «Капитанской дочки» А. С. Пушкина; демонстрационный вариант 2009 года.)
5. В каких произведениях русской классики ставятся проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»? (эпизод боя батареи Тушина во время Шенграбенского сражения из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»; демонстрационный вариант 2008 года).
Задания 16:
1. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока? (Задание к стихотворению А. А. Блока «Россия»; демонстрационный вариант 2014 года.)
2. Кто из русских поэтов отобразил богатство мира природы и в чем стихотворение Ф. И. Тютчева «Полдень» созвучно произведениям этих поэтов? (Задание к стихотворению Ф. И. Тютчева «Полдень»; демонстрационный вариант 2011 года.)
3. Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А. А. Фета? (Задание к стихотворению А. А. Фета «Вечер»; демонстрационный вариант 2010 года.)
4. Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»? (Задание к стихотворению С. А. Есенина «Письмо матери»; демонстрационный вариант 2009 года.)
5. В каких произведениях отечественной классики герои размышляют о связи человека и мироздания и в чем эти произведения созвучны стихотворению В. В. Маяковского «Послушайте!»? (Задание к стихотворению В. В. Маяковского «Послушайте!»; демонстрационный вариант 2008 года.)
Как можно убедиться, в соответствии с приведенными формулировками заданий из первой группы (задания 9), выполняя их, больше внимания следует обращать на проблемно-тематические связи, а во второй группе (задания 16) — на общность мотивов. Но этим круг рассматриваемых в заданиях 9 и 16 вопросов отнюдь не исчерпывается, на экзамене вам может быть предложено провести сопоставления и по другим линиям.
Например, вопрос задания может касаться поиска соответствий на основе общности идейно-художественных принципов, характерных для определенного литературного направления: «Какие из русских писателей показали в своих произведениях неординарного героя, активно противостоящего окружающему миру, как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?» Из формулировки задания вытекает, что вам следует обратиться к произведениям писателей-романтиков, поскольку именно в их творчестве появляется такой герой, находящийся в конфликте с миром. Вам должно быть известно, что кроме поэзии Лермонтова в литературе XIX века романтизм нашел отражение в творчестве В. А. Жуковского, определенной части произведений А. С. Пушкина, а в XX веке — в ранних произведениях А. М. Горького. Обозначив круг рассматриваемых авторов, можно определить, в каких из произведений этих писателей мы видим такого героя. Известно, что для поэзии Жуковского были характерны созерцательность, углубленные философские размышления о мире, а не активное противостояние ему, поэтому искать примеры для сопоставления с лермонтовским Мцыри в творчестве Жуковского не стоит.
Другое дело — южные романтические поэмы Пушкина. Именно там впервые в русской литературе появляется такой герой, который затем будет характерен для творчества Лермонтова. Какую из «южных поэм» Пушкина вы выберете для сопоставления, зависит от ваших знаний этого периода творчества поэта. Но если учитывать определенные особенности сюжета «Мцыри» и характера героя этого произведения, то лучше всего для сопоставления взять поэму Пушкина «Цыганы». Здесь тоже есть мотив побега, герой также оказывается в необычной для него среде, к которой он не сразу привыкает. Конечно, и различий в этих произведениях достаточно: Мцыри — «естественный человек», он стремится к свободе как идеалу, связанному с его родиной — «страной отцов», откуда он был насильственно вырван и куда он бежит из монастыря, представляющегося ему
Тюрьмой. Герой поэмы Пушкина Алеко, наоборот, человек, связанный с «городом», цивилизацией, а не естественной средой. Именно туда, в цыганский табор, он и бежит от «неволи душных городов», поскольку считает, что именно здесь может найти истинную свободу. Но, как и Мцыри, Алеко ждет разочарование: среди вольных, живущих естественной жизнью цыган он оказывается чужим, поскольку хочет свободы лишь для себя. Он несет гибель и страдания окружающим его людям и сам оказывается несчастным. Свою неудачу в стремлении обрести свободу Мцыри связывает с тем, что он тоже оказался недостоин людей своего племени, потому что на нем «печать свою тюрьма оставила». Он, в отличие от Алеко, не хочет никому навязывать свою волю, но и «помощи людской» не ищет. Мцыри погибает сам, не причиняя зла никому из окружающих его людей, но он, как и Алеко, остался до конца одиноким и не нашедшим своего места в мире.
Другим примером для сопоставления может быть произведение Горького «Старуха Изергиль», а точнее — легенда о JIappe. В этом герое тоже воплотился дух романтической свободы, он, как и Мцыри, оказался как бы между двух миров — вольных, гордых, беспощадных орлов и мирных, живущих в гармонии с природой людей из племени пастухов и охотников. Сын орла и женщины этого племени, JIappa, воспитанный в горах, где живут орлы, оказался в родном племени своей матери чуждым всем. Как и пушкинский Алеко, он признает только свои права на свободу, безжалостно убивая девушку, отвергшую его. В Мцыри нет этой злой, разрушительной силы, но в его гордости и отчужденности есть начало, роднящее его и с сыном орла, который считал себя «первым на земле».
В заключение следует отметить и особенности авторской позиции во всех сопоставляемых произведениях. «Русский Байрон», Лермонтов воплотил в Мцыри черты своей личности: мятежный дух, стремление к свободе и чувство бесконечного оди — 106
Ночества. Вот почему его герой вызывает такое сочувствие читателей. Для Пушкина поэма «Цыганы» стала завершением не только периода южной ссылки, но и романтизма в его творчестве. Устами старика-цыгана, отца убитой Алеко Земфиры, автор осуждает индивидуализм и жестокость героя:
Оставь нас, гордый человек. Мы дики; нет у нас законов. Мы не терзаем, не казним — Не нужно крови нам и стонов, — Но жить с убийцей не хотим…
Для Горького тоже неприемлемо отношение Ларры к людям, непомерная гордость и жестокость изображенного им героя вызывают чувство отрицания и осуждаются писателем.
Таким образом, мы не только обосновали выбор произведений для сопоставления, но и выявили определенные линии, по которым можно увидеть сходство и различия в этих произведениях, их героях и авторской оценке, хотя все они связаны с романтизмом и рисуют героев неординарных, противостоящих окружающему их миру. Задачу, поставленную в задании, можно считать выполненной. Разумеется, в своем ответе необходимо более сжато сформулировать выдвинутые положения, но суть их должна сохраниться. Завершение вашей работы по этому заданию сводится к «сжатию» необходимой для ответа информации до 5-10 предложений. Это может быть сделано примерно так:
1. Неординарный герой, активно противостоящий окружающему миру, характерен для произведений писателей — романтиков. 2. Мцыри — один из таких героев, для него стремление к свободе становится «одной, но пламенной страстью», заставляющей юношу бежать из монастыря, где он чувствует себя чужим, но свобода оказывается для выросшего в неволе мальчика-горца недостижимым идеалом: он погибает, не добравшись до «страны отцов». 3. Лермонтов с сочувствием рисует этого героя, в котором отразились черты личности самого поэта: мятежный дух, стремление к свободе и чувство бесконечного одиночества. 4. Среди романтических героев русской литературы, также стремящихся обрести свободу, можно выделить пушкинского Алеко из поэмы «Цыганы». 5. Как и Мцыри, Алеко оказывается в необычной для него среде — в цыганском таборе — и не может до конца принять его законы: «воля для себя» оборачивается гибелью для других и одиночеством для него самого. 6. В литературе конца XIX — начала XX века сходного героя показывает М. Горький в легенде о JIappe из рассказа «Старуха Изергиль». 7. Сын женщины и орла, он не находит себе места в мире, племя его матери не хочет принять того, кто считает себя «первым на земле» и не колеблясь убивает девушку, отвергшую его. 8. Такой герой — романтик, который, в отличие от Мцыри, в своем противостоянии окружающему миру способен во имя собственной свободы пожертвовать свободой и даже жизнью других людей, осуждается и Пушкиным, и Горьким.
Таким образом, путем «сжатия» необходимой для ответа на вопрос задания информации мы получаем компактный текст, отвечающий критериям оценки данного вида заданий. Сохранив все то, что составляет суть ответа, логику рассуждений, аргументацию проводимого сопоставления, умещаем весь ответ в восемь предложений, что соответствует условиям выполнения этого задания. Сходным образом можно построить работу над ответами ко всем заданиям 8-9 и 15-16. При этом основой наших действий оказывается уже хорошо знакомый принцип: «…Чтобы словам было тесно, мыслям — просторно». Ведь смысл его не в том, чтобы просто минимизировать свое высказывание по предложенному вопросу, а в том, чтобы в точные и ясные формулировки вместить все необходимое содержание. Такой способ выражения информации учителя часто определяют формулой: «Два пишем — три в уме». В нашем случае в условиях выполнения заданий на ЕГЭ по литературе можно даже еще усилить это правило: не три, а все десять держать в уме, записывая в ответ только самое главное, самое существенное, без чего нельзя обойтись. Ход такой работы для заданий 9 и 16 может быть представлен как следующий алгоритм:
1. Обдумываем формулировку вопроса, определяя, на какие аспекты анализа произведения, представленного в варианте, следует обратить внимание.
2. Вспоминаем имена писателей и названия произведений, для которых указанные аспекты оказываются характерными (сходство тематики, проблематики, идей, мотивов, героев, художественных принципов и т. п.).
3. Отбираем из этих произведений те, в которых наиболее четко просматриваются необходимые линии сопоставления.
4. Делаем набросок ответа, в который включаем все отмеченные элементы сопоставительного анализа отобранных произведений в соответствии с поставленным вопросом.
5. «Сжимаем» набросок ответа до объема 5-10 предложений, сохраняя основные позиции сопоставления, логику рассуждения и необходимую аргументацию.
6. Оформляем работу в виде развернутого письменного высказывания.
7. Проверяем правильность с точки зрения речевого оформления, устраняя обнаруженные ошибки, в том числе грамматические.
Итак, мы рассмотрели все необходимые элементы подготовки к выполнению заданий 8-9 и 15-16. Для того чтобы проверить, насколько хорошо вы их поняли и освоили, вам предлагается выполнить ряд заданий, составленных по аналогии с КИМ ЕГЭ по литературе. Но в пособии они сгруппированы несколько иначе. Для отработки необходимых для выполнения этих заданий умений более рационально разделить их на две части: сначала вам дается несколько заданий по фрагментам эпических или драматических произведений, а потом — еще несколько заданий по лирическим стихотворениям. В вариантах КИМ ЕГЭ по литературе обе эти части объединены в один вариант, но последовательность ваших действий внутри каждой части сохраняется. Сначала вы знакомитесь с текстом произведения (или фрагментом текста), а потом приступаете к выполнению заданий 8, 9 и 15, 16.
Проверь себя