Задани к фрагменту № 1 (пьеса Н. В. Гогол «Ревизор»).
Осип лежит на барской постели.
Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, дай только, домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится. А стало бы, и очень бы стало на прогоны; нет, вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед». Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! C проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмешь себе бабу, дай лежи весь век на полатях да ешь пироги. Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдет на правду, так житье в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь. Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!»; на перевозе в лодке с чиновником сядешь; компании захотел — ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, что всякая звезда значит на небе, так вот как на ладони все видишь. Старуха офицерша забредет; горничная иной раз заглянет такая… фу, фу, фу! (Усмехается и трясет головою.) Галантерейное, черт возьми, обхождение!
Невежливого слованикогдане услышишь, всякой говорит тебе «вы». Наскучило идти — берешь себе извозчика и сидишь себе как барин, а не захочешь заплатить ему — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет. Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду, как теперь, например. А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка… Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего — нипочем идут. А отчего? — оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что б дня четыре ты почесывался. Коли служить, так служи. Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за прежнее; ну, а коли не заплатим? (Со вздохом.) Ах, боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. Стучится; верно, это он идет.
(Поспешно схватывается с постели.)
(Сцена из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
81. Как Н. В. Гоголь определил жанр своей пьесы «Ревизор»?
Ответ:.
82. К какому роду литературы принадлежит произведение Н. В. Гоголя?
Ответ:.
83. Речь Осипа представляет развернутое высказывание, обращенное к себе и зрителю. Как в литературоведении называется подобное речевое высказывание?
Ответ:.
84. Осип в своей речи вспоминает «батюшку» Хлестакова, который на сцене не появляется. Как в литературоведении называется такой тип персонажей?
Ответ:.
85. Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его»,«Со вздохом» и др.).
Ответ:.
86. Осип часто искажает трудные для него слова. Выпишите из речи Осипа искаженное название чина, который имеет Хлестаков.
Ответ:.
Задания с развернутым ответом
ограниченного объема (5—10 предложений)
Cl. Как в речи Осипа проявляется отношение к Хлестакову?
С2. В каких произведениях русской классической литературы созданы образы слуг, помогающие понять их хозяев?
Задани к фрагменту № 2 (пьеса Н. В. Гогол «Ревизор»)
Хлестаков, городничий и Добчинский. Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза.
Городничий (немного оправившись и протянув руки по швам). Желаю здравствовать!
Хлестаков (кланяется). Мое почтение.
Городничий. Извините.
Хлестаков. Ничего…
Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…
Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что же делать?.. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.
Бобчинский выглядывает из дверей.
Он больше виноват: говядину мне подает такуютвердую, как бревно; а суп — он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням… Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я… Вот новость!
Городничий (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть — в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Давотя… Я служу в Петербурге. (Бодрится)
Я, я, я…
Городничий (в сторону). О господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы!
Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой — не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? что вы?
Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.
Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!
Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется.
Нет, благодарю покорно, не хочу.
Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что — нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.
Хлестаков. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки.
Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куцы пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.
Городничий (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.
Хлестаков (принимая деньги). Покорнейше благодарю. Я вам тотчас пришлю их из деревни… у меня это вдруг… Я вижу, вы благородный человек. Теперь другое дело.
Городничий (в сторону). Ну, слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад. Я таки ему вместо двухсот четыреста ввернул.
(Н. В. Гоголь «Ревизор»)
81. К какому литературному направлению принадлежит пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Ответ:.
82. Каково авторское определение жанра пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор»?
Ответ:.
83. Укажите год написания пьесы Н. В. Гоголя.
Ответ:.
84. Назовите термин, которым обозначаются высказывания героев в пьесе.
Ответ:.
85. В третьей реплике Хлестаков жалуется на говядину, «твердую, как бревно». Назовите прием, использованный в речи героя.
Ответ:_________________________________________
86. Назовите истиннуюпричину, по которой Городничий не слышит Хлестакова и которая, по мнению критиков, движет сюжет пьесы.
Ответ:.
Задания с развернутым ответом
ограниченного объема (5~10 предложений)
Cl. На чем основан комизм приведенной сцены из пьесы «Ревизор»?
С2. В каких произведениях русской классики встречаются подобные комические ситуации?
Задали к фрагменту № 3 (пьеса Н. В. Гогол «Ревизор»)
Квартальные отворяют обе половинки дверей. Входит Хлестаков; за ним Городничий, далее попечитель богоугодных заведений; смотритель училищ. Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу. Городничий указывает квартальным на полу бумажку — они бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах.
Хлестаков. Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали.
Городничий. В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.
Хлестаков. Завтрак был очень хорош. Я совсем объелся. Что, у вас каждый день бывает такой?
Городничий. Нарочно для такого приятного гостя.
Хлестаков. Я люблю поесть. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?
Артемий Филиппович (подбегая). Лабардан-с.
Хлестаков. Очень вкусная. Где это мы завтракали? В больнице, что ли?
Артемий Филиппович. Так точно-с, в богоугодном заведении.
Хлестаков. Помню, помню, там стояли кровати. А больные выздоровели? Там их, кажется, немного.
Артемий Филиппович. Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. C тех пор как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невероятным, все, как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров, и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
Городничий. Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломная обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки… словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно… Наградит ли оно или нет, конечно, в ero∙ воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало… то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.
Артемий Филиппович (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!
Н. В. Гоголь «Ревизор»)
81. Какую часть развития сюжета произведения представляет данный фрагмент?
Ответ:.
82. Какой вид пафоса определяет авторское отношение к персонажам и действию в «Ревизоре»?
Ответ:.
83. Развитие действия происходит благодаря чередованию высказываний действующих лиц. Как называется такое построение художественной речи?
Ответ:.
84. Как называется такая часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остается неизменным?
Ответ:.
85. Комический эффект речи Артемия Филипповича создается в том числе с помощью изменения устойчивого словосочетания («как мухи, выздоравливают»). Восстановите исходное звучание этого выражения.
Ответ:.
86. Хлестаков, стараясь говорить красиво, использует образное выражение «цветы удовольствия». Как в литературоведении называется такое средство художественного иносказания?
Ответ:.
Задания с развернутым ответом ограниченного
объема (5—10 предложений)
Cl. Почему в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор» город назван условно («город N»)?
С2. В каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ РАЗДЕЛА «ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»
В. А. Жуковский «Лесной царь» |
А. С. Грибоедов «Горе от ума» (1) |
А. С. Грибоедов «Горе от ума» (2) |
А. С. Грибоедов «Горе от ума» (3) |
|
1
|
Романтизм |
Комедия |
Экспозиция |
Драма |
2 |
Баллада |
Кто беден, тот тебе не пара |
Монолог |
Классицизм |
3 |
Гете |
Монолог |
Восхищение |
Любовная |
4 |
Цветаева |
Любовный |
Метафора, метонимия |
Молчалин |
5 |
Диалог |
Второстепенные |
Архаизм |
Ремарка |
6 |
Эпитет |
Классицизм |
Гипербола |
Рифма |
А. С.Пушкин «Туча» |
Н. В.Гоголь «Ревизор» (1) |
Н. В.Гоголь «Ревизор» (2) |
Н. В. Гоголь «Ревизор» (3) |
|
1 |
Смежная, парная |
Комедия |
Реализм |
Развитие действия |
2 |
Анафора |
Драма |
Комедия |
Сатирический |
3 |
Олицетворение |
Монолог |
1836 год |
Диалог |
4 |
Антитеза |
Внесценические |
Реплики |
Сцена |
5 |
Эпитет |
Ремарка |
Сравнение |
Мрут, как мухи |
6 |
Амфибрахий |
Елистратишка |
Страх |
Метафора, метонимия |
ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ «ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»
Задани по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Задани к фрагменту № 1 (роман И. С. Тургенева
«Отцы и дети»)
— Дай же отряхнуться, папаша, — говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, — я тебя всего запачкаю.
— Ничего, ничего, — твердил, умильно улыбаясь, Никол ай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. — Покажи-ка себя, покажи-ка, — прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».
Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.
— Папаша, — сказал он, — позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.
Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
— Душевно рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?
— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
— Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович.
Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темнобелокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
— Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, — сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?
— Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
— Сейчас, сейчас, — подхватил отец. — Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.
Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.
(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
81. Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И. С. Тургеневым картины мира?
Ответ:.
82. Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.
Ответ:.
83. Какое место занимает приведенный эпизод в сюжете произведения?
Ответ:.
84. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная И. С. Тургеневым в данном фрагменте?
Ответ:.
85. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).
Ответ:.
86. Как называется изобразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», «высокий лоб»)?
Ответ:.
Задания с развернутым ответом
ограниченного объема (5~10 предложений)
Cl. В чем, по Тургеневу, заключается сложность диалога «отцов» и «детей»?
С2. В каких произведениях русской классики изображаются взаимоотношения отцов и детей?
Задания с развернутым ответом (сочинение)
1. Что заставляет читателя усомниться в базаровском отрицании любви как высокого романтического чувства? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»),
2. Есть ли, по мнению автора, в нигилизме Базарова положительные черты? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»),
3. Каково отношение автора к нигилизму Базарова? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).