В школах РФ продолжается эксперимент по проведению государственной итоговой аттестации в новой форме (ГИА-9).
Государственная итоговая аттестация по биологии за основную школу направлена на решение следующих задач:
— получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников 9-х классов;
— оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников 9-х классов с целью итоговой аттестации;
— определить направления совершенствования учебно-педагогического курса биологии, наметить пути улучшения биологического образования в школе, повысить биологическую грамотность обучающихся.
Содержание и процедура проведения итоговой аттестации определяются на основе следующих нормативных документов:
1) Закон РФ «Об образовании» (ст. ст. 7, 15);
2) Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
3) Письмо Рособнадзора РФ от 28.09. №01-411/08-01 «Об участии в апробации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов образовательных учреждений в условиях построения OCOKO в 2008 году»;
4) Письмо Рособнадзора РФ от 3.05.2006 № ol-235∕07=01 «О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования»;
5) Письмо Минобрнауки РФ от 05.03. 2005 №03-250 «О проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения».
Предлагаемые к итоговой аттестации контрольные измерительные материалы направлены на проверку усвоения основных знаний и умений соответствуют структуре курса биологии за основную школу и содержат следующие разделы:
— «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» или «Живой организм» (6 кл.);
— «Животные» или «Многообразие живых организмов» (7 кл.);
— «Человек» или «Человек и его здоровье» (8 кл.);
— «Общие закономерности живого» или «Биология. Общие закономерности», или «Общая биология», или «Введение в общую биологию и экологию» (9 кл.)
Все названия разделов приводятся в соответствии с рекомендованными и допущенными авторскими программами по биологии за основную школу.
Особенностью содержания предложенных измерительных материалов является преобладания в них заданий, направленных на проверку знаний и умений по разделу «Человек и его здоровье», поскольку именно в этом разделе интегрируются и обобщаются важнейшие цели изучения биологии на ступени основного общего образования: овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; проведение наблюдения за состоянием собственного организма, а также использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, где важнейшим является забота о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; профилактика заболеваний, травматизма, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Контрольные измерительные материалы предусматривают проверку следующих умений и видов деятельности учащихся:
— объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;
— называть, проводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем;
— выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме:
— определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
— устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем органов, между организмами и средой их обитания;
— сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения;
— применять биологические знания в практической деятельности;
— анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека.
Содержание измерительных материалов включает 5 содержательных блоков, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по курсу биологии.
Первый блок «Биология как наука» включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания растений и разведения животных.
Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.
Четвертый блок «Человек и его здоровье» включает задания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов: опора и движение, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделения, пищеварения, нервная, эндокринная, половая и др.; внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.
Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды* содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, взаимодействии разных видов в природе; естественных и искусственных экосистемах и входящих в них компонентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.
Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний И овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем пяти блокам стандарта основной школы по биологии.
Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.
Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сфор- мированность у школьников естественнонаучного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 60% от общего числа заданий экзаменационного теста, повышенного — 31%, высокого — 9%.
Содержание всех тестовых заданий независимо от их уровня соответствует обязательному минимуму государственного стандарта основного общего образования.
Предлагаемые в пособии варианты состоят из трех частей и включают следующие виды тестовых заданий: с выбором одного верного ответа из четырех; с выбором трех верных ответов из шести; на соответствие; на определение последовательности биологических процессов и явлений; на включение, из предложенного перечня, пропущенных в тексте слов; с развернутым ответом.
Часть 1 включает задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.
Часть 2 включает задания с кратким ответом. Эти задания считаются выполнимыми, если ответ, представляющий собой последовательность букв или цифр, записан в соответствии с инструкцией к заданию. Задания этой части проверяют знание существенных признаков биологических объектов и процессов, а также умение их классифицировать; понимание сущности биологических процессов; умение применять биологические знания при работе с текстовой информацией.
Часть 3 содержит задания с развернутым ответом. Одно задание проверяет применение биологических знаний на практике и два задания предполагают проверку умения работать с учебным текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии.
Ответы на задания приводятся в конце пособия.
При подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА-9) по биологии следует использовать учебники для основной школы, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ, начиная с 2005 г.
В пособии представлены бланки ответов участников государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (далее ГИА), разработанные ФГУ «Федеральный центр тестирования», которые обрабатываются с использованием специализированного программного обеспечения АИС «Г(И)А».
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКОВ
ОТВЕТОВ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
9 КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ
1. Общие положения1
При обработке экзаменационных материалов государственной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников 9 классов с использованием АИС «Г(И)А» применяются следующие типы бланков: бланк ответов № 1, бланк ответов № 2, дополнительный бланк ответов № 2. В рамках данной технологии предусмотрено использование бланков ответов № 1 разной структуры в зависимости от содержания и структуры контрольных измерительных материалов (КИМ). Общей для всех бланков ответов № 1 является область регистрации бланка, в которой размещены соответствующие поля для ввода данных.
Бланки ответов являются машиночитаемыми формами, имеют размер 210 мм × 297 мм.
‘Методические рекомендации ФГУ «Федеральный центр тестирования» по технологическому обеспечению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме в 2012 году с применением автоматизированной информационной системы АИС «Г(И)А» представлены на сайте: http∕∕www∕rustest. ru.
Все бланки ответов заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручек.
Участник ГИА должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланков в соответствии с образцом написания символов, расположенного в верхней части бланка ответов № 1. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.
Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, имени и отчества участника ГИА).
Если участник ГИА не имеет информации для заполнения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).
Категорически запрещается:
— делать в полях бланков, вне полей бланков или в полях, заполненных типографским способом, какие — либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков;
— использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо чёрной, карандаш (даже для черновых записей на бланках), средства для исправления внесённой в бланки информации («замазку» и др.).
2. Заполнение бланка ответов № 1
Бланк ответов № 1 является машиночитаемой формой и состоит из трёх частей; верхней, средней и нижней. В верхней части бланка ответов № 1 расположена область регистрации данных и вертикальный штрихкод, строка с образцами написания символов, поля для заполнения участником ГИА 9 классов.
Регистрационные данные
В верхней (регистрационной) части бланка № 1 заполняются следующие поля:
— Дата проведения экзамена (ДД-ММ-ГГ);
— Номер региона;
— Код образовательного учреждения;
— Номер и буква класса (если есть);
— Код пункта проведения;
— Номер аудитории;
— Номер варианта (номер варианта указан на листах с заданиями КИМ, его следует указывать в двух соответствующих полях на бланке);
— Номер КИМ (номер КИМ указан на листах с заданиями КИМ, его следует указывать в двух соответствующих полях на бланке);
— Подпись участника аттестации (должна помещаться в отведённом для неё поле);
— Фамилия;
— Имя;
— Отчество (при наличии);
— Номер документа, удостоверяющего личность (серия (если есть), номер (только цифры));
— Пол участника отмечается крестиком в соответствующем поле.
V Примечание:
При печати бланков ответов в комплекте с КИМ с использованием станции печати, входящей, в состав АИС «Г(И)А», номер КИМ, номер варианта бланка № 1 заполняются автоматически.
Ответы на задания типа А
В средней части бланка ответов № 1 расположены поля для записи ответов на задания типа А с выбором ответа из предложенных вариантов. Максимальное количество таких заданий зависит от содержания и структуры КИМ. Клеточки для меток на задания с выбором ответа могут располагаться в строчку справа от номера задания или в столбец под номером задания. Под каждым номером задания расположен столбик или строки из четырёх клеточек.
В клеточке, соответствующей номеру задания в области ответов на задания типа А, следует сделать не более одной метки. При наличии нескольких меток такое задание заведомо будет считаться неверно выполненным.
В области ответов на задания типа А нельзя допускать случайных пометок, клякс, полос размазанных чернил и т. д., так как при автоматизированной обработке это может быть распознано как ответы на задания КИМ.
Ниже в бланке ответов № 1 приведены поля для замены ошибочных ответов на задания с выбором ответа и краткого ответа.
Можно заменить ошибочный ответ и поставить другой. Замена ответа осуществляется заполнением соответствующих полей в области замены ошибочных ответов на задания с выбором ответа и краткого ответа.
Во втором задании выбран третий вариант ответа.
В задании Al 1 выбран второй вариант ответа.
Краткий ответ можно давать только в виде слова, одного целого числа или комбинации букв и цифр, если в КИМ не указано, что ответ можно дать с использованием запятых для записи ответа в виде десятичной дроби или в виде перечисления требуемых в задании пунктов. Любые сокращения запрещены.
Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении.
Если в задании в качестве ответа требуется указать последовательность букв или цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых и прочих символов (например, БВА).
В специальных полях бланка приведены поля для замены ошибочных ответов на задания типа В. При заполненных основных и полях области «Замена»
Пример заполнения:
G3 M00□□□□□□□□□□□□□□□□
[≡ □as∣3D0□□□□□□□□□□□□□□
Пример замены:
И Яйзтеп В задании 20 исправлен краткий
Ш ИИЖШ otbct∙
Ответы на задания типа В по математике
Варианты КИМ для проведения экзаменов по математике содержат задания с формульными ответами. Для указания ответов на такие задания используются специальные поля на бланке ответов № 1 — прямоугольные области. Участнику необходимо аккуратно вписать ответ на бланке ответов № 1 в прямоугольное поле рядом с номером задания.
Для замены неправильного ответа в форме математического выражения (на бланке с формульными ответами) участник должен аккуратно зачеркнуть тонкой линией неправильный ответ или его часть и вписать внутри того же поля правильный ответ.
Отметки экспертов при неавтоматизированной
верификации ответов на задания типа В
по математике
Поскольку формульные ответы не могут распознаваться автоматически, перед сканированием бланка ответа № 1 задания с формульными ответами должны быть проверены экспертами.
Эксперт ставит отметку за задание с формульным ответом в машиночитаемое поле напротив ответа участника: «X» — задание не выполнялось, «О» — неверно, «1» — верно.
Заполняется экспертом |
Коды ответов на задания Части 1 |
4ilb 5 =θ∙≈ 7 ⅛⅛b 9=ib 10’ |
12 =X: ; 13 :Q;; 16 i⅛; |
В рамках данной технологии предусмотрено использование бланков ответов № 1 разной структуры в зависимости от содержания и структуры КИМ, а также общеобразовательного предмета.
Бланки ответов № 1 по:
1) обществознанию, истории, химии, биологии содержат поля для ответов на:
— задания типа А с выбором ответа из предложенных 4-х вариантов ответов — 25;
— задания типа В с ответом в краткой форме — 7;
— замену ошибочных ответов на задание типа А — 4;
— замену ошибочных ответов на задание типа В — 3;
— коды ответов на задания в свободной форме — 6.
По географии, физике и информатике нумерация заданий сквозная (задания экзаменационной работы пронумерованы подряд начиная с 1).
2) по географии:
— задания под номерами 1—7, 9—13, 16—17, 22— 23, 28—29 с выбором ответа из предложенных 4-х вариантов;
— задания под номерами 8, 14, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 30 с ответом в краткой форме;
— задания под номерами 15, 21, 24 выполняются на бланке ответов № 2;
3) по физике:
— задания под номерами 1—8 с выбором ответов из предложенных 4-х вариантов;
— задания под номерами 19—21 с ответом в краткой форме;
— задания под номерами 22, 23, 24, 25 выполняются на бланке ответов № 2 в свободной форме.
4) по информатике:
— задания под номерами 1—8 с выбором ответа из предложенных 4-х вариантов;
— задания под номерами 9—20 с ответом в краткой форме;
— заполнение экспертом кодов ответов на задания под номерами 21, 22, 23 в свободной форме;
— задания под номерами 21, 22, 23 выполняются на компьютере.
5) по литературе бланк ответов № 1 не содержит поля для ответов в краткой форме и с выбором ответа. Экспертом заполняются поля для оценки ответов на задания части 1 или части 2:
— в первой части работы предполагается анализ художественного произведения и выполнение 4-х заданий, которые требуют написания развёрнутого ответа (1.1.1 —1.1.3 или 1.2.1— 1.2.3);
— вторая часть работы состоит из пяти заданий (2.1—2.5). Для записей ответов на задания используются бланки ответов № 2.
6) по русскому языку:
— задания с выбором ответа из предложенных 4-х вариантов Al—А6;
— задания типа В с ответом в краткой форме — Bl-В14;
— коды ответов на задания в свободной форме — 12.
7) по иностранным языкам бланк ответов № 1 состоит из двух частей.
Бланк ответов № 1 для письменной части:
— задания с выбором ответа из предложенных 4-х вариантов Al—А8;
— задания с ответом в краткой форме Bl—В14;
— коды ответов на задания в свободной форме — 4. Бланк ответов № 1 для устной части заполняется экспертом.
Отметки экспертов при экспертизе
развёрнутых ответов на задания типа C
на муниципальном уровне
В нижней части бланка ответов № 1 предусмотрены поля для заполнения экспертом. Данные поля заполняются только в том случае, если для проверки развёрнутых ответов на задания типа C (представленных в бланке № 2 и дополнительном бланке № 2) выбрана схема проведения ГИА 9 классов с экспертизой развёрнутых ответов на муниципальном уровне.
При проведении экспертизы развёрнутых ответов на муниципальном уровне эксперты заполняют поля в соответствии с имеющимися критериями проверки (по математике 0—3). Если участник указал неверный ответ, то ставится «О», если не приступал к заданию, ставится символ «X».
Примечание:
Также присутствуют поля для служебного использования («Резерв», «Резерв» ). Их заполнение не требуется.
3. Заполнение бланка ответов № 2
Информация для заполнения полей верхней части бланка: код региона, код и название предмета, номер варианта, номер КИМ должна соответствовать информации, внесённой в бланк ответов № 1.
Основную часть бланка ответов № 2 занимает область записи ответов на задания с ответом в развёрнутой форме. В этой области участник записывает развёрнутые ответы на задания строго в соответствии с требованиями и инструкциями к КИМ.
При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов № 2 участник может продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой стороны запись «смотри на обороте».
В верхней части бланка ответов № 2 расположены вертикальный штрихкод, поле «лист №», «резерв-3», которые участниками не заполняются.
4. Заполнение дополнительного
бланка ответов № 2
Дополнительный бланк ответов № 2 выдаётся организатором в аудитории по требованию участника ЕГЭ, если не хватает места для развёрнутых ответов.
В случае заполнения дополнительного бланка ответов № 2 при незаполненном основном бланке ответов № 2 ответы, внесённые в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут.
Информация для заполнения полей верхней части бланка: код региона, код и название предмета, номер варианта, номер КИМ должна соответствовать информации, внесённой в бланк ответов № 1. Номер листа дополнительного бланка ответов № 2 указывается по порядку с учётом бланка ответов № 2 (лист № 1).
В верхней части дополнительного бланка ответов № 2 расположены вертикальные штрихкоды, поле «лист №», «резерв-3».
В поле «лист №» организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов № 2 вносит порядковый номер листа работы участника ГИА. Поле «резерв-3» не заполняется.