Рубрики
(ОГЭ)ГИА по Биологии

В школах РФ продолжается эксперимент по проведе­нию государственной итоговой аттестации в новой…

В школах РФ продолжается эксперимент по проведе­нию государственной итоговой аттестации в новой форме (ГИА-9).

Государственная итоговая аттестация по биологии за основную школу направлена на решение следующих задач:

— получить объективную информацию об уровне учеб­ных достижений выпускников 9-х классов;

— оценить уровень общеобразовательной подготовки вы­пускников 9-х классов с целью итоговой аттестации;

— определить направления совершенствования учеб­но-педагогического курса биологии, наметить пути улуч­шения биологического образования в школе, повысить биологическую грамотность обучающихся.

Содержание и процедура проведения итоговой аттеста­ции определяются на основе следующих нормативных до­кументов:

1) Закон РФ «Об образовании» (ст. ст. 7, 15);

2) Федеральный компонент государственного образова­тельного стандарта общего образования (приказ Минобра­зования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образователь­ных стандартов общего, основного общего и среднего (пол­ного) общего образования»);

3) Письмо Рособнадзора РФ от 28.09. №01-411/08-01 «Об участии в апробации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов образо­вательных учреждений в условиях построения OCOKO в 2008 году»;

4) Письмо Рособнадзора РФ от 3.05.2006 № ol-235∕07=01 «О проведении государственной (итоговой) аттестации вы­пускников IX классов общеобразовательных учреждений в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования»;

5) Письмо Минобрнауки РФ от 05.03. 2005 №03-250 «О проведении государственной (итоговой) аттестации вы­пускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения».

Предлагаемые к итоговой аттестации контрольные изме­рительные материалы направлены на проверку усвоения ос­новных знаний и умений соответствуют структуре курса био­логии за основную школу и содержат следующие разделы:

— «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» или «Жи­вой организм» (6 кл.);

— «Животные» или «Многообразие живых организ­мов» (7 кл.);

— «Человек» или «Человек и его здоровье» (8 кл.);

— «Общие закономерности живого» или «Биология. Общие закономерности», или «Общая биология», или «Введение в общую биологию и экологию» (9 кл.)

Все названия разделов приводятся в соответствии с ре­комендованными и допущенными авторскими программа­ми по биологии за основную школу.

Особенностью содержания предложенных измеритель­ных материалов является преобладания в них заданий, на­правленных на проверку знаний и умений по разделу «Че­ловек и его здоровье», поскольку именно в этом разделе ин­тегрируются и обобщаются важнейшие цели изучения биологии на ступени основного общего образования: овладе­ние умениями применять биологические знания для объяс­нения процессов жизнедеятельности собственного организ­ма; использование информации о современных достижени­ях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; проведение наблюдения за состоянием собственного организма, а также использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, где важнейшим является за­бота о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; профилактика заболеваний, травматизма, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Контрольные измерительные материалы предусматри­вают проверку следующих умений и видов деятельности учащихся:

— объяснять роль биологии в формировании современ­ной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;

— называть, проводить примеры клеток, тканей, орга­нов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем;

— выявлять изменчивость организмов, их приспособ­ления к среде обитания, типы взаимодействия разных ви­дов в экосистеме:

— определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

— устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, ор­ганов и систем органов, между организмами и средой их обитания;

— сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей от­дельных систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения;

— применять биологические знания в практической деятельности;

— анализировать и прогнозировать воздействие факто­ров окружающей среды, факторов риска на здоровье, пос­ледствий деятельности человека.

Содержание измерительных материалов включает 5 со­держательных блоков, которые соответствуют блокам фе­дерального компонента государственного стандарта основ­ного общего образования по курсу биологии.

Первый блок «Биология как наука» включает зада­ния, контролирующие знания о роли биологии в формиро­вании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения жи­вых объектов (наблюдение, описание, измерение, экспе­римент).

Второй блок «Признаки живых организмов» представ­лен заданиями, проверяющими материал о строении, фун­кциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выра­щивания растений и разведения животных.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция жи­вой природы» содержит задания, контролирующие зна­ния о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бак­терий; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Четвертый блок «Человек и его здоровье» включает за­дания, выявляющие знания о происхождении человека и его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и особенностях поведения человека; строении и жизнеде­ятельности органов и систем органов: опора и движение, кровеносная, лимфатическая, дыхания, выделения, пище­варения, нервная, эндокринная, половая и др.; внутренней среде, иммунитете, органах чувств, нейрогуморальной ре­гуляции процессов жизнедеятельности; гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды* содержит задания, проверяющие знания о систем­ной организации живой природы, экологических факто­рах, взаимодействии разных видов в природе; естествен­ных и искусственных экосистемах и входящих в них ком­понентах, пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах со­хранения равновесия в ней.

Экзаменационная работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний И овладения умениями уча­щихся на разных уровнях: воспроизводить знания, при­менять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать опре­деления основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на вос­произведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса биологии на базовом уровне.

Применение знаний в знакомой ситуации требует ов­ладения более сложными умениями: объяснять, опреде­лять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, на­правлены на выявление уровня усвоения основного со­держания по всем пяти блокам стандарта основной шко­лы по биологии.

Применение знаний в измененной ситуации предус­матривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических про­цессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Зада­ния, контролирующие степень овладения данными умени­ями, охватывают наиболее существенные вопросы содер­жания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.

Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и твор­ческие задачи. Задания подобного типа проверяют сфор- мированность у школьников естественнонаучного миро­воззрения, биологической грамотности, творческого мыш­ления.

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 60% от общего числа заданий экзаменацион­ного теста, повышенного — 31%, высокого — 9%.

Содержание всех тестовых заданий независимо от их уровня соответствует обязательному минимуму государ­ственного стандарта основного общего образования.

Предлагаемые в пособии варианты состоят из трех час­тей и включают следующие виды тестовых заданий: с вы­бором одного верного ответа из четырех; с выбором трех верных ответов из шести; на соответствие; на определение последовательности биологических процессов и явлений; на включение, из предложенного перечня, пропущенных в тексте слов; с развернутым ответом.

Часть 1 включает задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных.

Часть 2 включает задания с кратким ответом. Эти за­дания считаются выполнимыми, если ответ, представляю­щий собой последовательность букв или цифр, записан в соответствии с инструкцией к заданию. Задания этой час­ти проверяют знание существенных признаков биологи­ческих объектов и процессов, а также умение их класси­фицировать; понимание сущности биологических процес­сов; умение применять биологические знания при работе с текстовой информацией.

Часть 3 содержит задания с развернутым ответом. Од­но задание проверяет применение биологических знаний на практике и два задания предполагают проверку умения работать с учебным текстом, требующие соотнесения све­дений из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии.

Ответы на задания приводятся в конце пособия.

При подготовке к Государственной итоговой аттеста­ции (ГИА-9) по биологии следует использовать учебники для основной школы, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ, начиная с 2005 г.

В пособии представлены бланки ответов участников го­сударственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (далее ГИА), разработанные ФГУ «Федеральный центр тес­тирования», которые обрабатываются с использованием спе­циализированного программного обеспечения АИС «Г(И)А».

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКОВ
ОТВЕТОВ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
(ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

9 КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ

1. Общие положения1

При обработке экзаменационных материалов государст­венной (итоговой) аттестации (ГИА) выпускников 9 клас­сов с использованием АИС «Г(И)А» применяются следую­щие типы бланков: бланк ответов № 1, бланк ответов № 2, дополнительный бланк ответов № 2. В рамках данной тех­нологии предусмотрено использование бланков ответов № 1 разной структуры в зависимости от содержания и структу­ры контрольных измерительных материалов (КИМ). Общей для всех бланков ответов № 1 является область регистра­ции бланка, в которой размещены соответствующие поля для ввода данных.

Бланки ответов являются машиночитаемыми форма­ми, имеют размер 210 мм × 297 мм.

‘Методические рекомендации ФГУ «Федеральный центр тести­рования» по технологическому обеспечению государственной (итого­вой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме в 2012 году с применением автоматизированной информационной системы АИС «Г(И)А» представлены на сайте: http∕∕www∕rustest. ru.

Все бланки ответов заполняются яркими чёрными чер­нилами. Допускается использование гелевой или капил­лярной ручек.

Участник ГИА должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланков в соответст­вии с образцом написания символов, расположенного в верхней части бланка ответов № 1. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизиро­ванной обработке символ может быть распознан непра­вильно.

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции (в том числе и поля для занесения фамилии, име­ни и отчества участника ГИА).

Если участник ГИА не имеет информации для запол­нения поля, он должен оставить его пустым (не делать прочерков).

Категорически запрещается:

— делать в полях бланков, вне полей бланков или в по­лях, заполненных типографским способом, какие — либо записи и пометки, не относящиеся к содержа­нию полей бланков;

— использовать для заполнения бланков цветные руч­ки вместо чёрной, карандаш (даже для черновых за­писей на бланках), средства для исправления вне­сённой в бланки информации («замазку» и др.).

2. Заполнение бланка ответов № 1

Бланк ответов № 1 является машиночитаемой фор­мой и состоит из трёх частей; верхней, средней и ниж­ней. В верхней части бланка ответов № 1 расположена об­ласть регистрации данных и вертикальный штрихкод, строка с образцами написания символов, поля для запол­нения участником ГИА 9 классов.

Регистрационные данные

В верхней (регистрационной) части бланка № 1 запол­няются следующие поля:

— Дата проведения экзамена (ДД-ММ-ГГ);

— Номер региона;

— Код образовательного учреждения;

— Номер и буква класса (если есть);

— Код пункта проведения;

— Номер аудитории;

— Номер варианта (номер варианта указан на листах с заданиями КИМ, его следует указывать в двух соот­ветствующих полях на бланке);

— Номер КИМ (номер КИМ указан на листах с задани­ями КИМ, его следует указывать в двух соответству­ющих полях на бланке);

— Подпись участника аттестации (должна помещаться в отведённом для неё поле);

— Фамилия;

— Имя;

— Отчество (при наличии);

— Номер документа, удостоверяющего личность (се­рия (если есть), номер (только цифры));

— Пол участника отмечается крестиком в соответству­ющем поле.

V Примечание:

При печати бланков ответов в комплекте с КИМ с ис­пользованием станции печати, входящей, в состав АИС «Г(И)А», номер КИМ, номер варианта бланка № 1 заполня­ются автоматически.

Ответы на задания типа А

В средней части бланка ответов № 1 расположены поля для записи ответов на задания типа А с выбором ответа из предложенных вариантов. Максимальное количество та­ких заданий зависит от содержания и структуры КИМ. Клеточки для меток на задания с выбором ответа могут располагаться в строчку справа от номера задания или в столбец под номером задания. Под каждым номером зада­ния расположен столбик или строки из четырёх клето­чек.

В клеточке, соответствующей номеру задания в об­ласти ответов на задания типа А, следует сделать не бо­лее одной метки. При наличии нескольких меток такое задание заведомо будет считаться неверно выполнен­ным.

В области ответов на задания типа А нельзя допус­кать случайных пометок, клякс, полос размазанных чернил и т. д., так как при автоматизированной обработ­ке это может быть распознано как ответы на задания КИМ.

Ниже в бланке ответов № 1 приведены поля для заме­ны ошибочных ответов на задания с выбором ответа и краткого ответа.

Можно заменить ошибочный ответ и поставить дру­гой. Замена ответа осуществляется заполнением соот­ветствующих полей в области замены ошибочных отве­тов на задания с выбором ответа и краткого ответа.

Во втором задании выбран третий вари­ант ответа.

В задании Al 1 выбран второй вариант ответа.

Краткий ответ можно давать только в виде слова, одно­го целого числа или комбинации букв и цифр, если в КИМ не указано, что ответ можно дать с использованием запя­тых для записи ответа в виде десятичной дроби или в виде перечисления требуемых в задании пунктов. Любые со­кращения запрещены.

Если кратким ответом должно быть слово, пропущен­ное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно долж­но стоять в предложении.

Если в задании в качестве ответа требуется указать последовательность букв или цифр, при переносе от­вета на бланк следует указать только эту последова­тельность, без запятых и прочих символов (например, БВА).

В специальных полях бланка приведены поля для за­мены ошибочных ответов на задания типа В. При запол­ненных основных и полях области «Замена»

Пример заполнения:

G3 M00□□□□□□□□□□□□□□□□

[≡ □as∣3D0□□□□□□□□□□□□□□

Пример замены:

И Яйзтеп В задании 20 исправлен краткий

Ш ИИЖШ otbct∙

Ответы на задания типа В по математике

Варианты КИМ для проведения экзаменов по матема­тике содержат задания с формульными ответами. Для указания ответов на такие задания используются специ­альные поля на бланке ответов № 1 — прямоугольные об­ласти. Участнику необходимо аккуратно вписать ответ на бланке ответов № 1 в прямоугольное поле рядом с номером задания.

Для замены неправильного ответа в форме математи­ческого выражения (на бланке с формульными ответами) участник должен аккуратно зачеркнуть тонкой линией неправильный ответ или его часть и вписать внутри того же поля правильный ответ.

Отметки экспертов при неавтоматизированной
верификации ответов на задания типа В
по математике

Поскольку формульные ответы не могут распознавать­ся автоматически, перед сканированием бланка ответа № 1 задания с формульными ответами должны быть провере­ны экспертами.

Эксперт ставит отметку за задание с формульным от­ветом в машиночитаемое поле напротив ответа участника: «X» — задание не выполнялось, «О» — неверно, «1» — верно.

Заполняется экспертом

Коды ответов на задания Части 1

4ilb 5 =θ∙≈ 7 ⅛⅛b 9=ib 10’

12 =X: ; 13 :Q;; 16 i⅛;

В рамках данной технологии предусмотрено использо­вание бланков ответов № 1 разной структуры в зависимос­ти от содержания и структуры КИМ, а также общеобразо­вательного предмета.

Бланки ответов № 1 по:

1) обществознанию, истории, химии, биологии содержат поля для ответов на:

— задания типа А с выбором ответа из предложен­ных 4-х вариантов ответов — 25;

— задания типа В с ответом в краткой форме — 7;

— замену ошибочных ответов на задание типа А — 4;

— замену ошибочных ответов на задание типа В — 3;

— коды ответов на задания в свободной форме — 6.

По географии, физике и информатике нумерация зада­ний сквозная (задания экзаменационной работы пронуме­рованы подряд начиная с 1).

2) по географии:

— задания под номерами 1—7, 9—13, 16—17, 22— 23, 28—29 с выбором ответа из предложенных 4-х вариантов;

— задания под номерами 8, 14, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 30 с ответом в краткой форме;

— задания под номерами 15, 21, 24 выполняются на бланке ответов № 2;

3) по физике:

— задания под номерами 1—8 с выбором ответов из предложенных 4-х вариантов;

— задания под номерами 19—21 с ответом в крат­кой форме;

— задания под номерами 22, 23, 24, 25 выпол­няются на бланке ответов № 2 в свободной форме.

4) по информатике:

— задания под номерами 1—8 с выбором ответа из предложенных 4-х вариантов;

— задания под номерами 9—20 с ответом в краткой форме;

— заполнение экспертом кодов ответов на за­дания под номерами 21, 22, 23 в свободной форме;

— задания под номерами 21, 22, 23 выполняются на компьютере.

5) по литературе бланк ответов № 1 не содержит поля для ответов в краткой форме и с выбором ответа. Экспертом заполняются поля для оценки ответов на задания части 1 или части 2:

— в первой части работы предполагается анализ художественного произведения и выполнение 4-х заданий, которые требуют написания раз­вёрнутого ответа (1.1.1 —1.1.3 или 1.2.1— 1.2.3);

— вторая часть работы состоит из пяти заданий (2.1—2.5). Для записей ответов на задания ис­пользуются бланки ответов № 2.

6) по русскому языку:

— задания с выбором ответа из предложенных 4-х ва­риантов Al—А6;

— задания типа В с ответом в краткой форме — Bl-В14;

— коды ответов на задания в свободной форме — 12.

7) по иностранным языкам бланк ответов № 1 состоит из двух частей.

Бланк ответов № 1 для письменной части:

— задания с выбором ответа из предложенных 4-х ва­риантов Al—А8;

— задания с ответом в краткой форме Bl—В14;

— коды ответов на задания в свободной форме — 4. Бланк ответов № 1 для устной части заполняется эк­спертом.

Отметки экспертов при экспертизе
развёрнутых ответов на задания типа C
на муниципальном уровне

В нижней части бланка ответов № 1 предусмотрены по­ля для заполнения экспертом. Данные поля заполняются только в том случае, если для проверки развёрнутых отве­тов на задания типа C (представленных в бланке № 2 и дополнительном бланке № 2) выбрана схема проведения ГИА 9 классов с экспертизой развёрнутых ответов на му­ниципальном уровне.

При проведении экспертизы развёрнутых ответов на муниципальном уровне эксперты заполняют поля в соот­ветствии с имеющимися критериями проверки (по мате­матике 0—3). Если участник указал неверный ответ, то ставится «О», если не приступал к заданию, ставится сим­вол «X».

Примечание:

Также присутствуют поля для служебного использова­ния («Резерв», «Резерв» ). Их заполнение не требуется.


3. Заполнение бланка ответов № 2

Информация для заполнения полей верхней части бланка: код региона, код и название предмета, номер ва­рианта, номер КИМ должна соответствовать информации, внесённой в бланк ответов № 1.

Основную часть бланка ответов № 2 занимает область записи ответов на задания с ответом в развёрнутой форме. В этой области участник записывает развёрнутые ответы на задания строго в соответствии с требованиями и инс­трукциями к КИМ.

При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов № 2 участник может продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав внизу лицевой сторо­ны запись «смотри на обороте».

В верхней части бланка ответов № 2 расположены вер­тикальный штрихкод, поле «лист №», «резерв-3», кото­рые участниками не заполняются.

4. Заполнение дополнительного
бланка ответов № 2

Дополнительный бланк ответов № 2 выдаётся органи­затором в аудитории по требованию участника ЕГЭ, если не хватает места для развёрнутых ответов.

В случае заполнения дополнительного бланка отве­тов № 2 при незаполненном основном бланке ответов № 2 ответы, внесённые в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут.

Информация для заполнения полей верхней части бланка: код региона, код и название предмета, номер ва­рианта, номер КИМ должна соответствовать информации, внесённой в бланк ответов № 1. Номер листа дополнитель­ного бланка ответов № 2 указывается по порядку с учётом бланка ответов № 2 (лист № 1).

В верхней части дополнительного бланка ответов № 2 расположены вертикальные штрихкоды, поле «лист №», «резерв-3».

В поле «лист №» организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов № 2 вносит порядковый номер листа работы участника ГИА. Поле «резерв-3» не заполняется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *