Текст и выполните задания.
Научим французов хорошим манерам!
(1)Недавно ко мне пришел замечательный человек. (2)Ко мне он ехал на метро. (З)Места для стариков и женщин с детьми были прочно заняты молодыми людьми студенческого возраста. (4)Мой гость, фронтовик, контуженный под Вязьмой, простоял все сорок минут, с любопытством глядя на подрастающее поколение: совесть проснется или нет? (5)Не проснулась.
(б)Тогда ему пришла в голову вот какая идея. (7)Нужно, чтобы на каждой остановке в вагон метро заглядывал милиционер и, увидев молодого человека на месте, предназначенном не для него, вежливо препровождал нарушителя порядка в ближайший участок. (8)Нет, не для наказания — для выяснения личности. (9)Мой гость счел, что, поскольку москвичи люди культурные, юноша, сидящий, когда старик стоит рядом, наверняка приезжий. (10)Вот и надо проверить, есть ли у него регистрация. (11)А если предъявит московский паспорт, тем более надо проверить: в силу немосковского поведения документ наверняка поддельный. (12)На доскональную проверку по всем милицейским компьютерам уйдет не так много времени — часа три-четыре. (13)После чего, если все бумаги в порядке, подозреваемого следует с извинениями отпустить.
(14)Сперва идея мне очень понравилась. (15)Но потом я подумал, что в ней наличествует некий столичный шовинизм. (16)А разве питерцы менее культурны? (17)А жители Нижнего или Самары? (18)А чем хуже Курган, город великого травматолога Гавриила Елизарова, или Екатеринбург, город великого андролога Льва Власенко? (19)А Омск с его знаменитыми театрами? (20)А Томск с его пятью университета — ми?(21)А миллионный город па Дону разве не за деликатность жителей зовут Ростовом-младшим? (22)Десятки патриотических изданий из номера в номер пишут, что именно россияне самые добрые, самые отзывчивые, самые воспитанные люди на свете, и я с этим полностью согласен.
(23)Так что если в автобусе или трамвае мы увидим, что беременная женщина стоит, а парень сидит, резонно предположить, что это плохо воспитанный американец или, в крайнем случае, какой-нибудь, условно говоря, француз. (24)А если некто, шатаясь, движется по улице, задевая коленями столбы, а локтями старушек, да при этом еще и матерится по-черному, тут уж можно не сомневаться: безусловно, француз. (25)И этого француза надо тут же тащить в околоток для проверки паспорта и визы.(26)А если задержанный станет нагло утвер — 44
Ждать, что он Иван Петров, надо ему со всей милицейской вежливостью объяснить, что нам все известно, что он на самом деле Жан Петруччи и приехал со своей Сицилии либо со шпионским, либо с мафиозным заданием, и судьба ему — сидеть в обезьяннике до тех пор, пока корсиканский консул в Норвегии не ответит на наш запрос. (27)Если же его российское гражданство подтвердится, ничего страшного не произойдет, потому что за месяц в обезьяннике он, во-первых, протрезвеет, а во — вторых, напрочь забудет все матерные слова, которым выучился от плохих мальчиков у себя в Рио-де-Жанейро.
(28)Кстати, проблема эта не только городская. (29)Пройдитесь по любому пригородному лесу, да что там — по любому национальному парку — ведь это же кошмар! (ЗО)Под каждым вековым дубом своя помойка. (31)Я не знаю точно, кто конкретно засоряет наши самые чистые в мире леса битым стеклом и жестяными банками, но подозреваю, что португальцы. (32)Поэтому надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать зарубежных нерях, которые слишком много себе позволяют.(33)И тоже — не для наказания, а для выяснения. (34)Поперся в лес со своим мешком мусора — поймать и выяснять до тех пор, пока не признается, что родом из Лиссабона и что подлинная его фамилия Магеллан. (35)После чего ему имеет смысл погрозить пальчиком и строго заметить, что у нас тут не Австралия и что если ему приспичило выбросить свой мусор в лесу, пусть делает это у себя в Никарагуа.
(Зб)Таким способом мы, мне кажется, быстро избавимся от совершенно обнаглевших невоспитанных иностранцев, превращающих в свинарники наши замечательные города и села.
(По Л. Жуховицкому)
Задание!.
Восстановите текст, устранив повторы слова Манеры.
Манеры — это.
Исходя из того, какие манеры у человека, можно сделать вывод о
Плохие манеры — признак___________________________________________
Такие манеры можно________________________________________________
Распознать по_______________________________________________________
К хорошим манерам можно отнести
Человек, который обладает хорошими манерами, всегда он умеет _________
Хорошие манеры — это умение__________________________________
Воспитывая в себе хорошие манеры, мы строим будущую культуру и культурное общество.
Задание 2.
Продолжите предложения, а затем выстройте комментарий к основной проблеме текста на основе своих записей.
Справка.
Понятие «ирония» происходит от греческого слова «eironeia» и означает «притворство». Иначе говоря, это «тонкая, скрытая насмешка; стилистический оборот, фраза, слово, в которых преднамеренно утверждается противоположное тому, что думают о лице или предмете». Аристотель считал, что ирония — это «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает». Такая «скрытая насмешка» в публицистике выступает действенным средством выражения авторской позиции, прежде всего в тех случаях, когда он не согласен с каким-то явлением, о котором ведет речь в своей статье, и хочет сделать это не «в лоб», не отрицая прямо то, что кажется ему неправильным, возмутительным, а делая это в какой-то мере «скрытно».
Ирония всегда кому-то адресована и позволяет понять адресатам, что они поступают неправильно.
Эта ироничная статья Л. Жуховицкого направлена прежде всего против___
Ирония автора вполне понятна: __________________________________
Иррния звучит буквально во всём:
Очевидно, автора не устраивает то, как
Публицист использует иронию лишь для того, чтобы .
К сожалению, многое из того, о чем с иронией пишет автор,
Автору, судя по всему, не нравится
Поэтому Л. Жуховицкий высмеивает
Публицист акцентирует внимание читателей на
Подобное поведение и поступки приводят к
А поэтому Жуховицкий прибегает к иронии, чтобы
Поняв авторскую иронию, читатель, скорее всего,
— Обратите внимание на типичные ошибки при написании • комментария к проблеме и постарайтесь не допускать их!
1. Замена комментария пересказом содержания исходного текста.
|
Жуховицкий пишет о том, как к нему пришел старый фронтовик и рассказал о бессовестных молодых людях, так и не уступивших ему место в метро. Публицисту пришла в голову идея, как можно бороться с ними и т. п. |
2. Замена комментария описанием собственных впечатлений от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного. |
Мне текст понравился. Проблема невоспитанности — вечная проблема, которая волнует и автора текста. Я думаю, что ирония передает его отрицательное отношение к подобным явлениям нашей жизни. |
3. Замена комментария одной развернутой цитатой из текста. |
Жуховицкий утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать» нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют». |
4. Замена комментария переписанным текстом рецензии задания В8. |
В языке автора просторечные слова используются для выражения комического отношения к негативным явлениям нашей жизни, характерам и поступкам, а лексические повторы позволяют увидеть то, что вызывает отрицательную реакцию публициста. |
5. Замена комментария рассказом о средствах выразительности. |
Чтобы передать свои эмоции, автор использует вопросно-ответную форму изложения, риторические вопросы и восклицания. |
6. Замена комментария выражением собственного отношения к проблеме. |
По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор. |
Задание 3. Подберите аргументы к данному тезису. Используйте подсказки, разворачивая их в иллюстрации к аргументам.
Тезис |
Хорошие манеры нужно воспитывать |
|
Аргумент 1 |
(Потому что….) |
|
Иллюстрация из читательского опыта |
|
|
Тезис |
Хорошие манеры нужно воспитывать |
|
Аргумент 2 |
(Потому что….) |
|
Иллюстрация из житейского опыта |
||
Вывод |
(Следовательно,…) |
Подсказки из читательского опыта: Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Н. Толстой «Война и мир», рассказы А. П. Чехова, М. Булгаков «Собачье сердце»; сатирические рассказы М. Зощенко; В. Распутин «Пожар»; В. Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив» и т. д.
Подсказки из житейского опыта: поведение героев фильмов, телесериалов, различных телешоу; поведение окружающих в быту; впечатления от увиденного в других странах и т. п.
Задание 4.
Какие из предложенных афоризмов можно использовать в качестве выводов к тезису: «Манеры основаны на привычках»? Используйте подстановку слов поэтому, следовательно.
А) Таланты образуются в покое, характеры — среди житейских бурь (И. Гёте).
Б) Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет (И. Гёте).
В) Воспитание — великое дело: им решается участь человека (В. Г. Белинский).
Г) Самое большое наследство — воспитание (Али ибнАби-Талиб).
Д) Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков (Аристотель).
Е) Привычка свыше нам дана, / Замена счастию она (А. С. Пушкин).
•ф — Задание 5.
В предложенных фрагментах комментариев найдите ошибки, исправьте их и классифицируйте.
Фрагмент 1. «Не знаю, можно ли не воспитанность уже называть нормой, но это частовстречающее явление сейчас. Сейчас настолько часто слышешь такие ужасные выражения (в том числе от девушек), что думаешь, а может и правда мы (непозволяющие себе такого) уже на столько устарели, как вид, не можем «идти в ногу» с «развитием» мира? А за границей мы себя ведём хорошо!»
Фрагмент 2. «Норма — это то, что не выходит за рамки обыденого. А окружающее нас хамство и невоспитанность, утверждает Л. Жуковитский, перепрыгнуло эти рамки. В том то и обидно, что это становиться нормой, мы с этим сталкиваемся везде: на улице, транспорте, магазине. Становиться страшно за наших детей, которых всё это окружает.»
Фрагмент 3. «Говорить об этом можно много и долго или не говорить вообще, что мы обычно и делаем! Мы живём сейчас в мире хамства и без нравственности, а хуже всего ещё и без грамотности, куда не посмотри, это сплошь и рядом с нами, и каждый из нас несёт ответственность за это. Но реки вспять не повернуть, сломанны рамки преличия, и с этим ничего уж не поделать!»
Фрагмент 4. «Все возвращаеться на круги своя, будем надеяться, что мы научемся вести себя по другому.. История как мы знаем развивается по спирали. По этому нечего автору выступать по-поводу нашей невоспитонности!»
Фрагмент 5. «Если начиная с садика а затем со школы сами воспитатели и педагоги не воспитанные то в ближайшем будующем не воспитанность станет нормой. Пока есть коррупция и взяточниство никакого воспитания мы не дождемся. Только в семье могут воспитать человека. А в обществе воспитать человека очень трудно.»