События первой четверти XX в., в том числе Первая мировая война, Российская революция, перемена политических ориентиров и т. д., нашли отражение в культуре. Главными ее задачами являлись установление идеолого-партийного контроля над духовно-культурной сферой и внедрение в сознание масс коммунистической идеологии, а также повышение общего культурного уровня населения.
Религиозные основы жизни народов России рушились. Государство поощряло атеизм и антирелигиозную пропаганду. Основным идейным течением становится марксизм-ленинизм (учение, основанное на идеях и работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина). Выразители других идейных течений подвергались преследованиям. В 1922 г. так называемый философский пароход увез из России принудительно выдворенных более 160 ученых, среди которых были известные философы Н. Бердяев, И. Ильин и др.
За печатной продукцией осуществлялся контроль.
В 1922 г. Был создан Главлит — специальный цензурный орган. Массовая чистка библиотек должна была оградить общество от «антисоветской и антихудожественной» литературы.
Часть интеллигенции, покинувшей в годы Гражданской войны Россию, обосновалась за рубежом. Одни сохранили к советской власти отношение неприемлемое, а нередко и враждебное. Другие изменили свое отношение к новой России, отказались от идеи антибольшевистской интервенции и сочли союз и сотрудничество интеллигенции и советской власти вполне возможным. Выразителями этих идей стали «сменовеховцы» во главе с Н. Устряловым.
В 1921 г. в Праге вышел их сборник статей под названием «Смена вех» (отсюда и название этого общественно-политического течения в среде интеллигенции, главным образом эмигрантской). Поскольку деятельность «сменовеховцев» способствовала переходу части эмигрантской и оставшейся в России интеллигенции к сотрудничеству с большевиками, советское правительство не препятствовало их деятельности.
В 1920-1930-х гг. в Советский Союз вернулись писатели М. Горький, А. Куприн, М. Цветаева, композитор С. Прокофьев и др.
Новое общество не могло быть построено людьми необразованными. Поэтому задача воспитания «нового человека», преданного идеям коммунизма и образованного, выходила на первый план.
Была создана новая система управления культурой. Руководство различными отраслями культуры осуществлял Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения). Возглавил в 1917 г. Наркомпрос А. В. Луначарский.
В государственных масштабах развернулась борьба с неграмотностью. В 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Создавались добровольные общества и пункты ликвидации неграмотности, избы-читальни. За парты сели миллионы людей разного возраста.
Декрет 1918 г. Объявлял о создании единой общедоступной (бесплатной) школы, ведущей обучение на родном языке. Школа отделялась от церкви. Каждый гражданин отныне имел возможность получить начальное, среднее и высшее образование. Гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы ликвидировались. Создавалась единая для всей страны трудовая школа.
Школа в течение 1920-х гг. подвергалась многочисленным педагогическим экспериментам. Историю как учебный предмет прекратили
преподавать. Домашние задания, отметки, классно-урочная система занятий были отменены, что сказывалось на учебной дисциплине и качестве знаний.
Преимущественным правом поступления в высшие учебные заведения обладали рабочие и беднейшие крестьяне. Для их подготовки в 1919 г, Создавались рабфаки — рабочие факультеты, которые давали им необходимый минимум знаний.
Литература И Искусство В 1920-х Гг. отличались удивительным многообразием взглядов, стилей и направлений. Продолжали работать представители Серебряного века — А. Ахматова, А. Блок, В. Брюсов, востребованными были произведения поэтов С. Есенина, В. Маяковского.
Художественные объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» устраивали выставки. Однако многие выдающиеся деятели культуры в 1917-1920-х гг. покинули страну. В их числе оказались писатели И. Бунин, И. Шмелев, А. Куприн, музыканты С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, певец Ф. Шаляпин, художники И. Репин, К. Коровин, Л. Бакст, М. Шагал и др.
В архитектуре Получил поддержку конструктивизм, в подчеркнутой простоте которого видели проявления эстетики нового общества (заводские клубы: имени И. В. Русакова; «Каучук» и фабрики «Буревестник»; арх. К. С. Мельников). Уникальным сооружением является собственный дом архитектора в Москве — круглое в плане здание с делением внутреннего пространства на зоны перегородками (1927-1929).
В 1917 г. Появилась культурно-просветительская организация Пролеткульт, выявлявшая талантливых молодых людей и развивавшая в них творческие задатки.
На художественных выставках демонстрировались картины М. Б. Грекова («Тачанка»), Б. В. Иогансона(«Рабфак идет»).
Востребованным становится жанр плаката, имевший агитационную направленность («Ты записался добровольцем?», «Помоги!» Д. С. Моора).
Советские Скульпторы Создавали произведения, прежде всего соответствующие плану монументальной пропаганды («Булыжник — оружие пролетариата» И. Шадра,«Крестьянка» В. Мухиной).
В литературе Одной из главных тем становится Гражданская война. О ней в своих произведениях рассказывали читателям Д. Фурманов («Чапаев»), М. Булгаков («Белая гвардия»), А. Серафимович («Железный поток»)и др.
В кинематографе Важной вехой стал фильм режиссера С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925).
Развитие Науки В первые послереволюционные годы связано прежде всего с именами И. П. Павлова(исследование физиологии высшей нервной деятельности), К. А. Тимирязева(растениеводство), Н. И. Вавилова (генетика), Н. Е. Жуковского(самолетостроение), А. Е. Ферсмана(геология) и др. Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву.
2. Культура 1930-х гг.
Для культуры 1930-х гг. характерны отказ от многообразия форм и жанров 20-х гг., унификация культурных процессов и ужесточение контроля над духовной сферой, а также репрессии в отношении деятелей культуры.
Модернизация советского общества делала первейшей задачей подготовку специалистов различного профиля. К концу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность: по данным переписи населения 1939 г., доля грамотных составила 87,4%. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Лидировала страна и по объему и темпам подготовки специалистов.
К 1933 г. в СССР завершился переход к обязательному четырехлетнему образованию. В 1937 г. введено семилетнее образование. В школах было введено расписание, а урочная система стала основной формой занятий. Специальные ограничения при приеме в высшие учебные заведения были отменены.
В 1934 г. возобновилось преподавание истории в школах и вузах.
Значительными были достижения в Науке И Технике.
Исследования в области физики проводились А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, С. И. Вавиловым, И. Е. Таммом, И. В. Курчатовым, Л. Д. Ландау, Н. Н. Семеновым. Историческая наука 1930-х гг. представлена выдающимися учеными Б. Д. Грековым, Е. В. Тарле, М. В. Нечкиной и др.
Велись географические исследования, были открыты новые месторождения полезных ископаемых.
В 1933 г. была организована арктическая экспедиция через Ледовитый океан под руководством О. Ю. Шмидта.Корабль «Челюскин», скованный льдами, затонул. Почти два месяца полярники находились на льдине, откуда были сняты с помощью авиации.
В 1937 г. советские летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков впервые совершили прямой беспосадочный перелет в США через Северный полюс.
В конце 1930-х гг. были созданы новые образцы военной техники.
В 1935 г. вступила в действие первая линия Московского метрополитена.
В 30-х гг. на смену различным художественным объединениям пришли единые творческие союзы: Союз композиторов, Союз художников, Союзкино и т. д. В 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд писателей, на котором было объявлено о создании Союза писателей СССР во главе с M. Горьким.
В литературе Единственным художественным методом стал Соцреализм. Появляются произведения М. А. Шолохова («Поднятая це
лина»), Н. А. Островского(«Как закалялась сталь»). В 1940 г. М. А. Булгаков завершил работу над романом «Мастер и Маргарита». Исторические романы создают А. Н. Толстой(«Петр Первый»), В. Г. Ян («Чингисхан»). Замечательные произведения для детей создавали С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. П. Гайдар, В. А. Каверин, С. В. Михалков и др.
М. М. Зощенко, И. ИльфИ Е. Петров пишут сатирические и юмористические произведения.
И. А. Бунину, находившемуся в эмиграции, в 1933 г. была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Появляется звуковое кино. Первым советским звуковым фильмом стала «Путевка в жизнь» (режиссер Я. Экк,1931). Настоящие киношедевры тех лет — фильмы «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Цирк» (режиссер Г. Александров), «Трактористы», «Свинарка и пастух» (режиссер И. Пырьев), «Чапаев» (режиссеры С. и Г. Васильевы), «Александр Невский* (режиссер С. Эйзенштейн).
Кинорежиссер А. А. PoyВ 1930-1940 гг. создал уникальные в своем роде фильмы-сказки для детей, интерес к которым не утрачен и сегодня: «По щучьему веленью», «Василиса Прекрасная», «Кащей бессмертный», «Конек — горбунок».
Автором популярных мелодий и песен тех лет был композитор И. О. Дунаевский. Незабываемые образы в кино создали артисты Л. Орлова, В. Серова, Н. Крючков, Б. Щукин, Н. Черкасов и др.
Появились новые театральные коллективы: Театр имени Евгения Вахтангова в Москве (1926), Центральный детский музыкальный театр под руководством Н. И. Сац (1936), Московский театр им. Моссовета (1938).
В скульптуре символом эпохи стал монумент В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», изготовленный для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В Живописи Соцреализм представлен Б. В. Иогансоном («Допрос коммуниста», «На старом уральском заводе* и др.). В эти годы интересные запоминающиеся полотна создают А. А. Дейнека, П. Д. Корин, М. В. Нестеров.
В архитектуре Господствовал конструктивизм, на смену которому в конце 1930-х гг. приходит так называемый сталинский классицизм с его масштабностью форм, богатой лепниной, огромными колоннами.
В Москве по проекту архитектора А. В. ЩусеваВозводят Мавзолей Ленина (1930), гостиницу «Москва» на Манежной площади (при участии Щусева).
А. В. Щусев.
Мавзолей В. И. Ленина. 1930
А. В. Щусев и др.
Гостиница «Москва». 1932-1938
Одновременно сносят старинные здания и храмы. В Москве в 1920-1930-х гг. были уничтожены Сухарева башня; Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле, в 1931 г. взорван храм Христа Спасителя.
Многие деятели науки и культуры в 1930-х гг. были репрессированы. Арестованы ученый-генетик Н. И. Вавилов, поэт О. Э. Мандельштам, критике подверглись композитор Д. Шостакович, режиссер театра и кино В. Мейерхольд, кинорежиссер С. Эйзенштейн.
3. Культура в годы Великой Отечественной
войны. Научно-технические достижения
и изобретения
Представители художественной интеллигенции — писатели, художники, артисты — не остались в стороне от тяжелых испытаний, обрушившихся на СССР в 1941 г. Писатели и поэты М. Шолохов, А. Фадеев, А. Твардовский, К. Симонов, А. Гайдар, Б. Полевой и другие ушли на фронт военными корреспондентами.
Ведущими темами в литературе становятся героизм, мужество и подвиг на фронте и в тылу. Появляются произведения о войне: «Жди меня» (К. Симонов), «Василий Теркин» (А. Твардовский),«Молодая гвардия» (А. Фадеев) и др.
Сразу же популярными становились художественные фильмы, отснятые в годы войны: «Жди меня», «Два бойца», «Небесный тихоход», «В шесть часов вечера после войны» и др. Лирические песни «Темная ночь» Н. Богословского,«Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Землянка» К. ЛистоваЗнали наизусть. В составе фронтовых актерских бригад выступали Л. Русланова, К. Шульженко, В. Серова, Л. Утесов.
Композитор Д. Д. Шостакович в осажденном Ленинграде начал работу над Седьмой симфонией. Впервые симфония была исполнена 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, а 9 августа 1942 г. — в блокадном Ленинграде. Симфония Шостаковича стала музыкальным памятником героизму и несломленности ленинградцев.
На сопротивление врагу поднимала всех советских людей песня «Священная война» А. В. Александрова на стихи В. И, Лебедева-Кумача (1941).
Твердость и самоотверженность защитников Родины, их ненависть к врагу показаны в работах художников А. А. Дейнеки («Оборона Севастополя», «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), С. А. Герасимова («Мать партизана»), А. А. Пластова («Фашист пролетел»).
События и настроения военного времени отражало быстро и наглядно искусство плаката. В первые дни войны художник И. Тоидзе Создает самый известный плакат военного времени — «Родина-мать зо вет!». В жанре плаката работали Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов).
Огромный вклад в победу внесли советские ученые, конструкторы и инженеры. В течение всей войны они создавали и совершенствовали различные виды вооружения и боевой техники.
А. П. Александровым был найден эффективный метод защиты кораблей от магнитных мин. Академик Е. О. Патон разработал способ автоматической сварки брони.
Выдающийся конструктор стрелкового оружия β.A. Дегтярев в 1930-х гг. сконструировал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет (ДК). В 1938 г. Г. С. Шпагин усовершенствовал этот пулемет, и он стал называться ДШК. В годы войны ДШК успешно применялся для борьбы с воздушными и наземными целями.
Конструктор стрелкового оружия Г. С. ШпагинВ 1940 г. создал 7,62-мм пистолет-пулемет (автомат) ППШ, принесший ему всемирную известность. ППШ был прост в конструкции и надежен в бою. Уже в первые месяцы войны был налажен его массовый выпуск.
В конце 1930-х гг. группа советских ученых создала многозарядный станок, предна
значенный для запуска реактивных снарядов. Станок был смонтирован на грузовом автомобиле. Реактивная установка под обозначением БМ-13 накануне войны встала на вооружение. 14 июля 1941 г. состоялось боевое крещение «катюши» под Оршей — ее первый залп. Секрет «катюш» фашисты так и не узнали до конца войны.
В первые месяцы войны большой неожиданностью для германского командования было появление на полях сражений советских танков Т-34 и KB(«Клим Ворошилов»), ставших по-настоящему легендарными. Танк Т-34 был признан лучшим средним танком Второй мировой войны. Он был разработан под руководством М. И. Кошкина.Дизельный двигатель, установленный на танке, заводился даже при сильных морозах, что выгодно отличало Т-34 от немецких танков. Совершенствовали «тридцатьчетверку» соратники Кошкина конструкторы А. А. Морозов и Н. А. Кучеренко.Летом 1942 г. начался массовый выпуск танков Т-34.
Танк KB—ICБыл принят на вооружение в конце 1939 г. KB — это тяжелый танк с противоснарядной броней. Танк KB стал результатом многолетних разработок конструктора Ж. Я. Котина.
Под руководством Котина наряду с KB-IC были разработаны советские тяжелые танки КВ-85, ИС-1 («Иосиф Сталин») и ИС-2.
Танк ИС-2Был создан в переломном 1943 г. и стал одним из самых мощных танков Второй мировой войны. Немецкие тяжелые танки остерегались вступать с ИС-2 в открытый бой. Как правило, они старались действовать против него из засад и укрытий.
В 1943 г. Ж. Я. Котин на основе тяжелых танков сконструировал самоходные артиллерийские установки (САУ). В их числе знаменитая ИСУ-152. В феврале 1943 г. она прошла испытания и начала поступать в войска. В сражениях ИСУ-152 показала себя мощным орудием в борьбе с фашистскими «супертанками» («Тиграми» и «Пантерами»). Советские солдаты прозвали ИСУ-152 «зверобоем».
В начале войны советские авиаконструкторы разработали боевые самолеты, многие из которых по своим характеристикам превосходили зарубежные образцы,
В 1942 г. в серийное производство был запущен Самолет Ту-2, Спроектированный под руководством авиаконструктора А. Н. Туполева. Великолепные летные данные сделали Ту-2 одним из лучших бомбардировщиков Второй мировой войны.
Знаменитые ЯкиАвиаконструктора А. С. Яковлева выгодно отличались легкостью, маневренностью и хорошей управляемостью.
Самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны стал Як-9. Як-3 и Як-9У заняли достойное место в ряду лучших истребителей мира. Всего полгода понадобилось А. С. Яковлеву для создания легкого транспортного самолета Як-6.
Самолет Ил получил название в честь своего создателя — авиаконструктора С. В. Ильюшина. Илы применялись в годы войны не только как бомбардировщики, но и в качестве торпедоносцев, транспортных самолетов. Штурмовик Ил-2 стал самым знаменитым самолетом Ильюшина. Еще накануне войны он был запущен в серийное производство. Летчики называли его «летающим танком». Аналог этого самолета гитлеровцам так и не удалось создать. В 1944 г. Ильюшин выпустил еще более совершенный штурмовик Ил-10.
В 1940 г. в серийное производство был запущен истребитель ЛаГГ-3. Его создателями являлись авиаконструкторы С. Д. Лавочкин, В. П. ГорбуновИ М. И. Гудков.В начавшейся войне, несмотря на отличное вооружение и прочную конструкцию, ЛаГГ-3 все же уступал немецким истребителям. Это заставило Лавочкина всего за несколько месяцев коренным образом модернизировать ЛаГГ и превратить его в один из лучших истребителей Второй мировой войны — Ла-5. За ним последовала целая серия блестящих боевых машин — Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7. Лучший советский ас И. Н. Кожедуб, которого немцы назвали Иваном Грозным, всю войну летал на самолетах Лавочкина.
Главный конструктор опытного конструкторского бюро по самолетостроению А. И. Микоян(1905-1970) незадолго до начала войны совместно с М. И. Гуревичем создал скоростной секретный истребитель для действия на больших высотах МиГ-1. На основе его модификации появился МиГ-3 — Основной высотный истребитель Военно-воздушных сил РККА. МиГ-3 активно участвовал в боях в начальный период войны.
В 1940 г. под руководством В. М. Петлякова был создан пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешки», как называли фронтовики Пе-2, сыграли важную роль в борьбе с фашистскими захватчиками. Пе — 2 стал одним из лучших пикировщиков Второй мировой войны. В следующем году на базе Пе-2 был сконструирован тяжелый истребитель Пе-3.
C 1926 по 1949 г. в СССР выпускался небольшой самолет из фанеры и полотна — У-2. В годы войны этот самолет прославился как ночной бомбардировщик. Именно на этих самолетах летал всю войну знаменитый женский 46-й гвардейский ночной легкобомбардировочный полк. У-2 стал самым знаменитым самолетом авиаконструктора Н. Н. Поликарпова.В память о нем У-2 был переименован в ПО-2 («Поликарпов-2»).