Рубрики
ЕГЭ по Истории

События первой четверти XX в., в том числе Первая мировая…

События первой четверти XX в., в том числе Первая мировая вой­на, Российская революция, перемена политических ориентиров и т. д., нашли отражение в культуре. Главными ее задачами являлись уста­новление идеолого-партийного контроля над духовно-культурной сфе­рой и внедрение в сознание масс коммунистической идеологии, а также повышение общего культурного уровня населения.

Религиозные основы жизни народов России рушились. Государст­во поощряло атеизм и антирелигиозную пропаганду. Основным идей­ным течением становится марксизм-ленинизм (учение, основанное на идеях и работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина). Выразители других идейных течений подвергались преследованиям. В 1922 г. так называемый философский пароход увез из России принудительно вы­дворенных более 160 ученых, среди которых были известные философы Н. Бердяев, И. Ильин и др.

За печатной продукцией осуществлялся контроль.

В 1922 г. Был создан Главлит — специальный цензурный орган. Массовая чистка библиотек должна была оградить общество от «анти­советской и антихудожественной» литературы.

Часть интеллигенции, покинувшей в годы Гражданской войны Россию, обосновалась за рубежом. Одни сохранили к советской власти отношение неприемлемое, а нередко и враждебное. Другие изменили свое отношение к новой России, отказались от идеи антибольшевист­ской интервенции и сочли союз и сотрудничество интеллигенции и со­ветской власти вполне возможным. Выразителями этих идей стали «сменовеховцы» во главе с Н. Устряловым.

В 1921 г. в Праге вышел их сборник статей под названием «Смена вех» (отсюда и название этого общественно-политического течения в среде интеллигенции, главным образом эмигрантской). Поскольку дея­тельность «сменовеховцев» способствовала переходу части эмигрант­ской и оставшейся в России интеллигенции к сотрудничеству с больше­виками, советское правительство не препятствовало их деятельности.

В 1920-1930-х гг. в Советский Союз вернулись писатели М. Горь­кий, А. Куприн, М. Цветаева, композитор С. Прокофьев и др.

Новое общество не могло быть построено людьми необразованны­ми. Поэтому задача воспитания «нового человека», преданного идеям коммунизма и образованного, выходила на первый план.

Была создана новая система управления культурой. Руководство различными отраслями культуры осуществлял Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения). Возглавил в 1917 г. Наркомпрос А. В. Луначарский.

В государственных масштабах развернулась борьба с неграмотно­стью. В 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Создавались добровольные общества и пункты ли­квидации неграмотности, избы-читальни. За парты сели миллионы людей разного возраста.

Декрет 1918 г. Объявлял о создании единой общедоступной (бес­платной) школы, ведущей обучение на родном языке. Школа отделя­лась от церкви. Каждый гражданин отныне имел возможность полу­чить начальное, среднее и высшее образование. Гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы ликвидировались. Создавалась единая для всей страны трудовая школа.

Школа в течение 1920-х гг. подвергалась многочисленным педа­гогическим экспериментам. Историю как учебный предмет прекратили
преподавать. Домашние задания, отметки, классно-урочная система занятий были отменены, что сказывалось на учебной дисциплине и ка­честве знаний.

Преимущественным правом поступления в высшие учебные заве­дения обладали рабочие и беднейшие крестьяне. Для их подготовки в 1919 г, Создавались рабфаки — рабочие факультеты, которые давали им необходимый минимум знаний.

Литература И Искусство В 1920-х Гг. отличались удивительным многообразием взглядов, стилей и направлений. Продолжали работать представители Серебряного века — А. Ахматова, А. Блок, В. Брюсов, востребованными были произведения поэтов С. Есенина, В. Маяковского.

Художественные объединения «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» устраивали выставки. Однако многие выдающиеся деятели культуры в 1917-1920-х гг. покинули страну. В их числе ока­зались писатели И. Бунин, И. Шмелев, А. Куприн, музыканты С. Про­кофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, певец Ф. Шаляпин, художни­ки И. Репин, К. Коровин, Л. Бакст, М. Шагал и др.

В архитектуре Получил поддержку конструктивизм, в подчеркну­той простоте которого видели проявления эстетики нового общества (заводские клубы: имени И. В. Русакова; «Каучук» и фабрики «Буреве­стник»; арх. К. С. Мельников). Уникальным сооружением является собственный дом архитектора в Москве — круглое в плане здание с де­лением внутреннего пространства на зоны перегородками (1927-1929).

В 1917 г. Появилась культурно-просветительская организация Пролеткульт, выявлявшая талантливых молодых людей и развивав­шая в них творческие задатки.

На художественных выставках демонстрировались картины М. Б. Грекова («Тачанка»), Б. В. Иогансона(«Рабфак идет»).

Востребованным становится жанр плаката, имевший агитацион­ную направленность («Ты записался добровольцем?», «Помоги!» Д. С. Моора).

Советские Скульпторы Создавали произведения, прежде всего со­ответствующие плану монументальной пропаганды («Булыжник — оружие пролетариата» И. Шадра,«Крестьянка» В. Мухиной).

В литературе Одной из главных тем становится Гражданская вой­на. О ней в своих произведениях рассказывали читателям Д. Фурманов («Чапаев»), М. Булгаков («Белая гвардия»), А. Серафимович («Же­лезный поток»)и др.

В кинематографе Важной вехой стал фильм режиссера С. Эйзен­штейна «Броненосец Потемкин» (1925).

Развитие Науки В первые послереволюционные годы связано пре­жде всего с именами И. П. Павлова(исследование физиологии высшей нервной деятельности), К. А. Тимирязева(растениеводство), Н. И. Ва­вилова (генетика), Н. Е. Жуковского(самолетостроение), А. Е. Ферсма­на(геология) и др. Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР и переведена из Ленинграда в Москву.

2. Культура 1930-х гг.

Для культуры 1930-х гг. характерны отказ от многообразия форм и жанров 20-х гг., унификация культурных процессов и ужесточение контроля над духовной сферой, а также репрессии в отношении деяте­лей культуры.

Модернизация советского общества делала первейшей задачей подготовку специалистов различного профиля. К концу 1930-х гг. была ликвидирована неграмотность: по данным переписи населения 1939 г., доля грамотных составила 87,4%. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Лидировала страна и по объему и тем­пам подготовки специалистов.

К 1933 г. в СССР завершился переход к обязательному четырех­летнему образованию. В 1937 г. введено семилетнее образование. В школах было введено расписание, а урочная система стала основной формой занятий. Специальные ограничения при приеме в высшие учебные заведения были отменены.

В 1934 г. возобновилось преподавание истории в школах и вузах.

Значительными были достижения в Науке И Технике.

Исследования в области физики проводились А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, С. И. Вавиловым, И. Е. Таммом, И. В. Курчатовым, Л. Д. Ландау, Н. Н. Семеновым. Историческая наука 1930-х гг. представ­лена выдающимися учеными Б. Д. Грековым, Е. В. Тарле, М. В. Нечки­ной и др.

Велись географические исследования, были открыты новые ме­сторождения полезных ископаемых.

В 1933 г. была организована арктическая экспедиция через Ледо­витый океан под руководством О. Ю. Шмидта.Корабль «Челюскин», скованный льдами, затонул. Почти два месяца полярники находились на льдине, откуда были сняты с помощью авиации.

В 1937 г. советские летчики В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков впервые совершили прямой беспосадочный перелет в США через Северный полюс.

В конце 1930-х гг. были созданы новые образцы военной техники.

В 1935 г. вступила в действие первая линия Московского метро­политена.

В 30-х гг. на смену различным художественным объединениям пришли единые творческие союзы: Союз композиторов, Союз худож­ников, Союзкино и т. д. В 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд писате­лей, на котором было объявлено о создании Союза писателей СССР во главе с M. Горьким.

В литературе Единственным художественным методом стал Соц­реализм. Появляются произведения М. А. Шолохова («Поднятая це­
лина»), Н. А. Островского(«Как закалялась сталь»). В 1940 г. М. А. Булгаков завершил работу над романом «Мастер и Маргарита». Исторические романы создают А. Н. Толстой(«Петр Первый»), В. Г. Ян («Чингисхан»). Замечательные произведения для детей создавали С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, А. П. Гайдар, В. А. Каверин, С. В. Ми­халков и др.

М. М. Зощенко, И. ИльфИ Е. Петров пишут сатирические и юмо­ристические произведения.

И. А. Бунину, находившемуся в эмиграции, в 1933 г. была прису­ждена Нобелевская премия по литературе.

Появляется звуковое кино. Первым советским звуковым фильмом стала «Путевка в жизнь» (режиссер Я. Экк,1931). Настоящие киноше­девры тех лет — фильмы «Волга-Волга», «Ве­селые ребята», «Цирк» (режиссер Г. Алексан­дров), «Трактористы», «Свинарка и пастух» (режиссер И. Пырьев), «Чапаев» (режиссеры С. и Г. Васильевы), «Александр Невский* (ре­жиссер С. Эйзенштейн).

Кинорежиссер А. А. PoyВ 1930-1940 гг. создал уникальные в своем роде фильмы-сказки для детей, интерес к которым не утрачен и се­годня: «По щучьему веленью», «Василиса Пре­красная», «Кащей бессмертный», «Конек — горбунок».

Автором популярных мелодий и песен тех лет был композитор И. О. Дунаевский. Незабы­ваемые образы в кино создали артисты Л. Ор­лова, В. Серова, Н. Крючков, Б. Щукин, Н. Чер­касов и др.

Появились новые театральные коллекти­вы: Театр имени Евгения Вахтангова в Москве (1926), Центральный детский музыкальный театр под руководством Н. И. Сац (1936), Мос­ковский театр им. Моссовета (1938).

В скульптуре символом эпохи стал монумент В. И. Мухиной «Ра­бочий и колхозница», изготовленный для павильона СССР на Всемир­ной выставке в Париже в 1937 г.

В Живописи Соцреализм представлен Б. В. Иогансоном («Допрос коммуниста», «На старом уральском заводе* и др.). В эти годы инте­ресные запоминающиеся полотна создают А. А. Дейнека, П. Д. Корин, М. В. Нестеров.

В архитектуре Господствовал конструктивизм, на смену которому в конце 1930-х гг. приходит так называемый сталинский классицизм с его масштабностью форм, богатой лепниной, огромными колоннами.

В Москве по проекту архитектора А. В. ЩусеваВозводят Мавзолей Ле­нина (1930), гостиницу «Москва» на Манежной площади (при участии Щусева).

А. В. Щусев.

Мавзолей В. И. Ленина. 1930

А. В. Щусев и др.

Гостиница «Москва». 1932-1938

Одновременно сносят старинные здания и храмы. В Москве в 1920-1930-х гг. были уничтожены Сухарева башня; Чудов и Воскре­сенский монастыри в Кремле, в 1931 г. взорван храм Христа Спасителя.

Многие деятели науки и культуры в 1930-х гг. были репрессиро­ваны. Арестованы ученый-генетик Н. И. Вавилов, поэт О. Э. Мандель­штам, критике подверглись композитор Д. Шостакович, режиссер те­атра и кино В. Мейерхольд, кинорежиссер С. Эйзенштейн.

3. Культура в годы Великой Отечественной
войны. Научно-технические достижения
и изобретения

Представители художественной интеллигенции — писатели, ху­дожники, артисты — не остались в стороне от тяжелых испытаний, об­рушившихся на СССР в 1941 г. Писатели и поэты М. Шолохов, А. Фа­деев, А. Твардовский, К. Симонов, А. Гайдар, Б. Полевой и другие ушли на фронт военными корреспондентами.

Ведущими темами в литературе становятся героизм, мужество и подвиг на фронте и в тылу. Появляются произведения о войне: «Жди меня» (К. Симонов), «Василий Теркин» (А. Твардовский),«Молодая гвардия» (А. Фадеев) и др.

Сразу же популярными становились художественные фильмы, от­снятые в годы войны: «Жди меня», «Два бойца», «Небесный тихоход», «В шесть часов вечера после войны» и др. Лирические песни «Темная ночь» Н. Богословского,«Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Зем­лянка» К. ЛистоваЗнали наизусть. В составе фронтовых актерских бригад выступали Л. Русланова, К. Шульженко, В. Серова, Л. Утесов.

Композитор Д. Д. Шостакович в осажденном Ленинграде начал работу над Седьмой симфонией. Впервые симфония была исполнена 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, а 9 августа 1942 г. — в блокадном Ленин­граде. Симфония Шостаковича стала музыкальным памятником геро­изму и несломленности ленинградцев.

 

На сопротивление врагу подни­мала всех советских людей песня «Священная война» А. В. Александро­ва на стихи В. И, Лебедева-Кумача (1941).

Твердость и самоотверженность защитников Родины, их ненависть к врагу показаны в работах художников А. А. Дейнеки («Оборона Севастопо­ля», «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»), С. А. Герасимова («Мать пар­тизана»), А. А. Пластова («Фашист пролетел»).

События и настроения военного времени отражало быстро и на­глядно искусство плаката. В первые дни войны художник И. Тоидзе Создает самый известный плакат военного времени — «Родина-мать зо вет!». В жанре плаката работали Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соко­лов).

Огромный вклад в победу внесли совет­ские ученые, конструкторы и инженеры. В течение всей войны они создавали и совер­шенствовали различные виды вооружения и боевой техники.

А. П. Александровым был найден эф­фективный метод защиты кораблей от маг­нитных мин. Академик Е. О. Патон разрабо­тал способ автоматической сварки брони.

Выдающийся конструктор стрелкового оружия β.A. Дегтярев в 1930-х гг. сконст­руировал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет (ДК). В 1938 г. Г. С. Шпагин усовершенствовал этот пулемет, и он стал называться ДШК. В годы войны ДШК успешно применялся для борьбы с воздушными и наземными целями.

Конструктор стрелкового оружия Г. С. ШпагинВ 1940 г. создал 7,62-мм писто­лет-пулемет (автомат) ППШ, принесший ему всемирную известность. ППШ был прост в конструкции и надежен в бою. Уже в первые месяцы войны был налажен его массовый вы­пуск.

В конце 1930-х гг. группа советских уче­ных создала многозарядный станок, предна­
значенный для запуска реактивных снарядов. Станок был смонтирован на грузовом автомобиле. Реактивная установка под обозначением БМ-13 накануне войны встала на вооружение. 14 июля 1941 г. состоя­лось боевое крещение «катюши» под Оршей — ее первый залп. Секрет «катюш» фашисты так и не узнали до конца войны.

В первые месяцы войны большой неожиданностью для германско­го командования было появление на полях сражений советских танков Т-34 и KB(«Клим Ворошилов»), ставших по-настоящему легендарными. Танк Т-34 был признан лучшим средним танком Вто­рой мировой войны. Он был разработан под руководством М. И. Кошкина.Дизельный двигатель, установленный на танке, заво­дился даже при сильных морозах, что выгод­но отличало Т-34 от немецких танков. Совер­шенствовали «тридцатьчетверку» соратники Кошкина конструкторы А. А. Морозов и Н. А. Кучеренко.Летом 1942 г. начался мас­совый выпуск танков Т-34.

Танк KBICБыл принят на вооружение в конце 1939 г. KB — это тяжелый танк с противоснарядной броней. Танк KB стал результатом многолетних разработок конст­руктора Ж. Я. Котина.

Под руководством Котина наряду с KB-IC были разработаны советские тяже­лые танки КВ-85, ИС-1 («Иосиф Сталин») и ИС-2.

Танк ИС-2Был создан в переломном 1943 г. и стал одним из самых мощных тан­ков Второй мировой войны. Немецкие тя­желые танки остерегались вступать с ИС-2 в открытый бой. Как прави­ло, они старались действовать против него из засад и укрытий.

В 1943 г. Ж. Я. Котин на основе тяжелых танков сконструировал самоходные артиллерийские установки (САУ). В их числе знаменитая ИСУ-152. В феврале 1943 г. она прошла испытания и начала поступать в войска. В сражениях ИСУ-152 показала себя мощным орудием в борьбе с фашистскими «супертанками» («Тиграми» и «Пантерами»). Советские солдаты прозвали ИСУ-152 «зверобоем».

В начале войны советские авиаконструкторы разработали боевые самолеты, многие из которых по своим характеристикам превосходили зарубежные образцы,

В 1942 г. в серийное производство был запущен Самолет Ту-2, Спроектированный под руководством авиаконструктора А. Н. Туполе­ва. Великолепные летные данные сделали Ту-2 одним из лучших бом­бардировщиков Второй мировой войны.

Знаменитые ЯкиАвиаконструктора А. С. Яковлева выгодно отли­чались легкостью, маневренностью и хорошей управляемостью.

Самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны стал Як-9. Як-3 и Як-9У заняли достойное место в ряду лучших истребителей мира. Всего полгода понадобилось А. С. Яковлеву для соз­дания легкого транспортного самолета Як-6.

Самолет Ил получил название в честь своего создателя — авиа­конструктора С. В. Ильюшина. Илы применялись в годы войны не только как бомбардировщики, но и в качестве торпедоносцев, транс­портных самолетов. Штурмовик Ил-2 стал самым знаменитым самоле­том Ильюшина. Еще накануне войны он был запущен в серийное про­изводство. Летчики называли его «летающим танком». Аналог этого самолета гитлеровцам так и не удалось создать. В 1944 г. Ильюшин вы­пустил еще более совершенный штурмовик Ил-10.

В 1940 г. в серийное производство был запущен истребитель ЛаГГ-3. Его создателями являлись авиаконструкторы С. Д. Лавочкин, В. П. ГорбуновИ М. И. Гудков.В начавшейся войне, несмотря на от­личное вооружение и прочную конструкцию, ЛаГГ-3 все же уступал немецким истребителям. Это заставило Лавочкина всего за несколько месяцев коренным образом модернизировать ЛаГГ и превратить его в один из лучших истребителей Второй мировой войны — Ла-5. За ним последовала целая серия блестящих боевых машин — Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7. Лучший советский ас И. Н. Кожедуб, которого немцы назвали Иваном Грозным, всю войну летал на самолетах Лавочкина.

Главный конструктор опытного конструкторского бюро по само­летостроению А. И. Микоян(1905-1970) незадолго до начала войны со­вместно с М. И. Гуревичем создал скоростной секретный истребитель для действия на больших высотах МиГ-1. На основе его модификации появился МиГ-3 — Основной высотный истребитель Военно-воздушных сил РККА. МиГ-3 активно участвовал в боях в начальный период войны.

В 1940 г. под руководством В. М. Петлякова был создан пики­рующий бомбардировщик Пе-2. «Пешки», как называли фронтовики Пе-2, сыграли важную роль в борьбе с фашистскими захватчиками. Пе — 2 стал одним из лучших пикировщиков Второй мировой войны. В сле­дующем году на базе Пе-2 был сконструирован тяжелый истребитель Пе-3.

C 1926 по 1949 г. в СССР выпускался небольшой самолет из фане­ры и полотна — У-2. В годы войны этот самолет прославился как ноч­ной бомбардировщик. Именно на этих самолетах летал всю войну зна­менитый женский 46-й гвардейский ночной легкобомбардировочный полк. У-2 стал самым знаменитым самолетом авиаконструктора Н. Н. Поликарпова.В память о нем У-2 был переименован в ПО-2 («По­ликарпов-2»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *