При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 — В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.
Определение способа словообразования (В1)
। Краткий комментарий по теме
Задание выполняется на основе исходного текста и предполагает две формулировки: укажите способ образования слова; из указанного предложения выпишите слово, которое образовано заданным способом.
Среди способов словообразования, которые предстоит установить, преобладают морфологические: суффиксальный (суффиксный), приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. Чтобы не ошибиться в словообразовательном анализе, надо правильно определить производящее, самое близкое по составу родственное слово, от которого непосредственно образовано производное слово. Так, для существительного Удивление самым близким по составу родственным словом является слово Удивлять. Следовательно, слово Удивление образовано суффиксальным, а не приставочно-суффиксальным способом. Для существительного Выход ближайшим по составу словом является слово Выходить, значит, слово Выход образовано бессуффиксным способом.
II Выполняем задания формата ЕГЭ
81. Из предложения 10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Ответ:
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на задание, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
Морфологическая характеристика слова (В2)
। Краткий комментарий по теме
Следует вспомнить признаки, по которым определяют ту или иную часть речи (см. задание А10). Особое внимание обратите на опознавание в тексте служебных частей речи. Вспомните, какую служебную роль они играют: предлог связывают слова в словосочетание, союз соединяет однородные члены предложения, части сложносочинённого и сложноподчинённого предложений, частица выражает различные чувства, отношения, служит для образования условного и повелительного наклонений глагола.
Советуем повторить наиболее частотные примеры служебных частей речи:
Основные предлоги: Без, ozn, Для, за, в, до, вглубь, вдоль, около, путём, в роли, в зависимости от, несмотря на, из-за, вместо, вроде, вследствие, наподобие, в меру, в течение, в продолжение, в отличие от, насчёт, навстречу, ввиду, в заключение, благдаря, согласно, вопреки и др.;
Основные частицы: Не, ни, даже, даже и, ведь и, же, уж, всё, всё-таки, — то, ну, ещё, разве, неужели, ли, ль, что ли, что за, ну и, вот так, вряд ли, едва ли, авось, именно, как раз, только, лишь, лишь только, почти, исключительно, это, вон, а вон, вот, а вот, бы, б, пусть, пускай, давай, давайте;
Основные союзы: И, да (=и), да (но), ни…ни, также, тоже, не только…но и, как…так и, но, а, однако, зато, чтобы, что, когда, едва, пока лишь, лишь только, как только, после того как, прежде чем; потому что, так как, оттого что, ибо; чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, ради того чтобы; если, раз, ежели, так что, как, как будто, словно, точно, хоть, хотя, несмотря на то что, пускай, пусть.
Однако помните, что часто одно и то же слово может выступать в роли предлога и наречия (напротив дома, живу напротив), предлога и существительного (насчёт работы — положить на счёт), деепричастия (благодаря знаниям — благодаря товарища). Омонимами могут быть также частицы и союзы: Он был художником, притом (союз) Известным. — При (предлог) Том (указательное местоимение) Письме были вырезки из газеты. Только (частица, = Исключительно, единственно) под утро установилась тишина. Солнце только (наречие, = Недавно, сейчас) встало. Гости должны были уже приехать, только (союз, = Однако, но) этого события пришлось ещё ждать более часа.
Выполняем задания формата ЕГЭ
82. Из предложения 13 выпишите все предлоги.
Ответ:______________________________________________________
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на задание, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
Определение типа связи слов в словосочетании (ВЗ)
। Краткий комментарий по теме
При выполнении задания учтите, что желательно выписывать словосочетание, сохраняя тот порядок слов, который использовался в тексте. Допустима и форма именительного падежа.
Помните, что существуют три типа подчинительной связи слов в словосочетании:
Управление. Главное слово — глагол (причастие, деепричастие), существительное, количественное или собирательное числительное в начальной форме; зависимое слово в косвенном падеже — Брать (кого? ч т о?) Обязательства. При изменении формы главного слова падеж зависимого остается неизменным, например, Смотрел кинофильм, смотревший кинофильм, смотреть кинофильм. Важно учитывать, что управлять можно только падежом, поэтому в словосочетании со связью управление в качестве зависимого слова могут употребляться только те части речи, которые изменяются по падежам;
Примыкание определяется по зависимому слову, которое является неизменяемой частью речи (наречием, деепричастием, инфинитивом, сравнительной степенью): Легко взбежать, стало темнее, идти не спеша;
Согласование характерно для сочетания прилагательного и существительного, причастия и существительного, местоимения-прилагательного и существительного, числительного и существительного (детский сад, моя школа, то утро, первый день, вечереющее небо).
Помните, что сочетание подлежащего и сказуемого не является подчинительным словосочетанием.
Выполняем задания формата ЕГЭ
83. Из предложения 11 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Ответ:______________________________________________________
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на задание, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
Определение типа односоставных предложений (В4)
Краткий комментарий по теме
Ответы к заданиям В4 — В8 запишите цифрами.
Обратите внимание на формулировку задания. Вам придётся опознать в тексте простые односоставные предложения или односоставные, которые входят в состав сложных предложений. Советуем повторить виды односоставных предложений: назывное (основа — только подлежащее), определённо-личное (основа — глагол в форме 1-2 лица единственного или множественного числи настоящего и будущего времени изъявительного наклонения или повелительного наклонения), неопределённо-личное (основа — глагол в форме 3 лица множественного числа настоящего времени или прошедшего времени изъявительного наклонения), безличное (основа — безличный глагол: Смеркается, знобит; безличная форма личного глагола: Веет ветерком; инфинитив: Скоро нам уезжать; наречие: Было жарко; Страдательное причастие: Об экзаменах уже сообщено.
Выполняем задания формата ЕГЭ
84. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение, в состав которого входит одно
Составное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
Ответ:______________________________________________________
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на задание, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
Синтаксический анализ обособленных членов предложения (В5)
Краткий комментарий по теме
Употребление обособленных синтаксических конструкций придаёт речи выразительность, динамичность, служит эффективным средством экономной передачи информации.
Напоминаем, что в русском языке выделяют обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения (обособленные определения и приложения; обособленные обстоятельства) и обособленные уточняющие члены предложения.
Примеры обособленного определения: Небо, затянутое облаками, было серым. День, ясный и морозный, радовал прохожих.
Примеры обособленного обстоятельства: Ветер гнал облака, сбивая их в тучи. Несмотря на долгие уговоры, я не согласился прочитать стихи. Небо синело, как море.
Примеры обособленного приложения: В театре мы смотрели «Ревизора» — бессмертную комедию Н. В. Гоголя. Спортсмены школы — победители в соревновании — были выдвинуты на районную спартакиаду.
Пример обособленных уточняющих членов предложения: Здесь, вдали от города, было пасмурно и сыро.
Выполняем задания формата ЕГЭ
85. Среди предложений 12-21 найдите предложения с обособленным распространённым согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________________
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на задание, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
Синтаксический анализ сложного предложения (В6)
। Краткий комментарий по теме
——- Советуем повторить основные понятия синтаксиса сложного предложения, которые помогут вам справиться с заданием:
• Сложносочинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Придаточное определительное, придаточное изъяснительное
Придаточное времени, места, причины, меры и степени, образа действия, сравнения
Сложное бессоюзное предложение
Сложное предложение с разными видами связи
Сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, с последовательным (цепным), параллельным присоединением придаточных
Выполняем задания формата ЕГЭ
86. Среди предложений 3-11 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное определительное. Напишите номера этих сложных предложений.
Ответ:______________________________________________________
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на задание, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
Средства связи предложений в тексте (В7)
| । | Краткий комментарий по теме
Установление связи между предложениями в тексте— поиск доказательств того, что перед нами Связный текст, а не разрозненные предложения. Логически связь проявляется в том, что часть информации, которая заложена в предыдущем предложении, в той или иной форме повторяется в последующем(-их) предложении(-ях). Языковые средства выражения этой связи могут быть лексическими, морфологическими, синтаксическими, более того, возможно сочетание одновременно двух или нескольких средств.
Чтобы установить средства связи между предложениями, надо прочитать заданное предложение вместе с предшествующим, иногда с несколькими предшествующими (номера этих предложений обычно указаны в формулировке задания), сопоставить их, обнаружить информацию, которая повторяется, и определить способ передачи информации в каждом последующем предложении.
Легче всего обнаруживается повтор слов, однокоренные слова, личное местоимение, союз, вводное слово, труднее— синонимы, антонимы, контекстные синонимы (человек — выдающаяся личность), контекстные антонимы (будни — карнавалы). Советуем повторить морфологию, в частности, разряды местоимений, союзов; указательные слова (местоимения, наречия); разграничение союзов и частиц.
Выполняем задания формата ЕГЭ
В7>Среди предложений 6-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо
Щи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________________________________________
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на задание, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.
Средства выразительности в тексте (В8)
Краткий комментарий по теме
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 — А31, В1 — В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
Трудность выполнения этого задания объясняется тем, что необходимо иметь полное представление об основных средствах художественной выразительности, то есть знать перечень средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, которые называют эти средства, осознавать отличия между этими средствами.
Предлагаем воспользоваться словариком, который включён в это пособие (см. Приложение).
Выполняем задания формата ЕГЭ
88. «Знакомя читателя со своей позицией, Сергей Аверинцев использует такие приёмы, как (предложение 12), (предложения 19—20). Говоря о героинях «Слова о полку Игореве», автор использует такие тропы, Как(«прекрасной Глебовны» в предложении 14), и(«мгновенно и точно схватывая своим воображением» В предложении 5), которые усиливают образность текста и помогают передать чувства героя-рассказчика.
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) метафора
3) сравнительный оборот
4) цитирование
5) литота
6) эпитет
7) диалектизм
8) риторический вопрос
9) противопоставление
Ответ:______________________________________________________
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на задание, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.