Рубрики
Подготовка к ОГЭ

Презентация правописание приставок 9 класс подготовка к огэ Правописание приставок

Презентация правописание приставок 9 класс подготовка к огэ

Правописание приставок.
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Данная презентация поможет при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Орфографический анализ слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Задание 5. Правописание приставок. 341.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

Подписи к слайдам:

Подготовка к ОГЭ Задание 5. Орфографический анализ

Формулировка задания Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1 ) БЕЗБИЛЕТНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. 2) ( находиться) ЗДЕСЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. 3) СДВИНУЛ — приставка неизменяемая. 4) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ — пишется в значении неполноты действия. 5) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению.

Правописание приставок Что следует знать? Правописание неизменяемых приставок Приставки, оканчивающиеся на буквы З, С Приставки ПРЕ — и ПРИ — Приставки РАС — и РОЗ — Написание Ы и И после приставок

Правописание неизменяемых приставок Приставки НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, БЕЗ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ-, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-,ПО-, ПРО-, СО-, РАЗО-, В-, С — на письме не изменяются : НАДСТРОИТЬ, ОБТИРАТЬ, ОТДЕЛАТЬ, ПОДСТАВИТЬ, ПРЕДСКАЗАТЬ, ВПУСТИТЬ, СГРЕБАТЬ Следует помнить, что приставка С — относится к неизменяемым (её написание не зависит от последующей согласной корня): СГИБ, СДЕЛАТЬ, СБРОСИТЬ, СБЕЖАТЬ НО в словах : ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕШНИЙ нет приставки, буква З является частью корня

Приставка ПРА — употребляется в словах, указывающих на родство: прадедушка, прабабушка, прародина, правнук, праязык, пращур, прародитель и т. д. Приставка ПРО — в остальных случаях: прообраз, провидец, проректор.

Приставки, оканчивающиеся на З и С Приставка оканчивается на З : 1) если корень начинается со звонкого согласного: РАЗДАТЬ, ЧРЕЗМЕРНЫЙ, БЕЗВОЛЬНЫЙ, БЕЗЗВЁДНЫЙ, БЕЗЗАБОТНЫЙ 2) если корень начинается с гласного: РАЗУЗНАТЬ Приставка оканчивается на С : 1) если корень начинается с глухого согласного: РАСПИЛИТЬ, БЕССЕРДЕЧНЫЙ, РАССКАЗАТЬ

Приставки РАС — и РОЗ — В приставках РАЗ — (РАС-) — РОЗ — (РОС-) под ударением пишется О, без ударения А: рОсчерк, рОспуск, рОзыск; рассыпать, разыграть, растянуть. Исключение: РОЗыскной

Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ — Написание приставок зависит от значения: ПРИ — ПРЕ — Близость, нахождение рядом с чем-то: прибрежный, приморский, пришкольный Очень: предлинный, премилый, предобрый, преважный Приближение: приехать, прибыть, прилететь Пере: преградить, преступить, преодолеть Неполнота действия: привстать, присесть, приоткрыть Присоединение: приклеить, прибить, пришить

В некоторых случаях различение приставок пре — и при — определяется контекстом: ПРЕ — ПРИ — Пребывать (находиться) Прибывать (приезжать) Предавать (изменять) Придавать (прибавлять) Предел (граница) Придел (боковой алтарь в церкви) Преемник (продолжатель) Приёмник (радио) Преступить (нарушить) Приступить (начать) Претворить (осуществить) Притворить (прикрыть) Преходящий (временный) Приходящий (пришедший)

Во многих словах трудно установить значение приставок ПРЕ-, ПРИ-, поэтому правописание таких слов надо запомнить. ПРИ — ПРЕ — Приключение, присяга, прибор, притязание, приукрасить, примадонна, прилежный, приобретение, привилегия, приоритет, примитивный, придираться, привередливый, принуждение, причудливый, беспристрастный, неприступный Препятствие, президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать, презентовать, престиж, предание, превращение, прекратил, беспрестанный, беспрерывный, прецедент, беспрекословно, прелюдия

Правописание И, Ы после приставок И Ы Если приставка оканчивается на гласный: поистине Если приставка оканчивается на согласный: сыграть, предыстория После первых частей сложных и сложносокращенных слов: санинспектор, двухигольный, спортинвентарь Исключение : ВЗИМАТЬ Примечание : после приставок МЕЖ-, СВЕРХ — и иноязычных приставок (АБ-, АД-, ДИЗ-, ДИС-, ДЕЗ-, ИН-, ИНТЕР-, КОН-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-) буква И корня сохраняется: сверхинтересный, межинститутский, дезинфекция, трансиорданский

Задание 5 1. Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1 ) БЕЗБИЛЕТНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. 2) ( находиться) ЗДЕСЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З. 3) СДВИНУЛ — приставка неизменяемая. 4) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ — пишется в значении неполноты действия. 5) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — в словах с русскими приставками, которые оканчиваются на согласную, вместо И пишется Ы согласно произношению. Ответ: 135

Задание 5 2. Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. БЕСПОЛЕЗНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. ПРИШКОЛЬНЫЙ (участок) — приставка ПРИ — пишется в значении неполноты действия. (хорошо) ОБДУМАТЬ — приставка ОБ — неизменяемая. ВСПОМНИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. ПРЕСТУПИТЬ (закон) — правописание приставки определяется её значением – очень. Ответ: 134

Правописание корней с чередующимися гласными

Задание 5. 3. Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса. МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня. ПОЛОЖИТЬ (на место) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

Задание 5. 4. Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения. КОСНУТЬСЯ (темы) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса. ВЫРАСТИТЬ (урожай) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. (маленький) РОСТОК — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях. ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

Напоминаю, что только знание правил и постоянные практические занятия, помогут вам верно выполнить данное задание. Тренируйтесь! Удачи на экзамене!

Правописание приставок.
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Данная презентация поможет при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Орфографический анализ слов.

ВложениеРазмер
Задание 5. Правописание приставок. 341.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

ПРЕСТУПИТЬ закон правописание приставки определяется её значением очень.

Nsportal. ru

15.11.2019 5:51:31

2019-11-15 05:51:31

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/06/05/pravopisanie-pristavok

Презентация " Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок" | Презентация к уроку (9 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Презентация правописание приставок 9 класс подготовка к огэ

Презентация Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок презентация к уроку (9 класс) на тему

Презентация «Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок»
Презентация к уроку (9 класс) на тему

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ всегда пишутся одинаково, независимо от того, как произносятся. К таким приставкам относятся в — (вы-) до — за — к — над — об — от — пере — по — под — с — и др., в том числе иноязычные а — анти — архи — де — дез — дис — ин — и др. Их правописание нужно запомнить!

Выполните задание! 1. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения? 1)вспомнила 2)обдумать 3)бесполезно 4)рассеянно 2. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения? 1)бессмысленно 2)обвинить 3)беспощадно 4)разделу 3. Из предложений 6—8 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит озвончение. (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. (8)Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг, и тогда начиналась автоматная трескотня.

Изменяемые приставки Правописание таких приставок зависит: 1.От значения, приписываемого приставкой ( пре — и при — ) 2.Звонкости/глухости согласного, стоящего после приставки ( раз — рас — из — ис — воз — вос — и др.) 3.Ударения ( не — и ни — ; рас — и рос — ; раз — и роз — )

Приставки пре — и при — Приставка ПРИ — может обозначать: 1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ. 2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ. 3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ. 4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.

Приставка ПРЕ — может выражать: 1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ. 2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.

У этого правила есть два примечания: 1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению: ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон), ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться). 2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.

Выполни задание! 1.В каком слове значение приставки определяется её значением – « приближение » ? 1)преуспеть 2)привели 3)потихоньку 4)Призвание 2.В каком слове правописание приставки определяется её значением – « неполнота действия »? 1)приводила 2)приготовления 3)приподнимала 4)Потратила 3.Из предложений 28—30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения, которое она имеет. — (28)А ты, значит, пришёл третьим? — (29)Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. — (30)Третье место тоже призовое, бронзовая медаль! (31)Ну, а кто же на четвёртом остался?

Правописание приставок на з -/с — Правописание приставок на з -/с — ( раз — рас — из — ис — воз — вос — бес — без — вс — вз — и др.) зависит от звонкости/глухости согласного, стоящего после приставки. Например: Ра зг оваривать — ра сс тавить И сп ытать-и зб рать

Выполни задание! 1.Из предложений 16-17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. (16)Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. 2.Из предложений 17—18 выпишите слово, в котором выбор начальной гласной корня зависит от приставки. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас. (18)Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно…

3.Из предложений 9–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С ». – (9)Вот беда! – сказал Григ. – (10)Мне нечего тебе подарить. (11)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (12)Слушай, Дагни, я придумал. (13)Я подарю тебе одну интересную вещь. (14)Но только не сейчас, а лет через десять. (15) Дагни даже всплеснула руками. – (16)Ой, как долго! 4.Из предложений 1—4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный». (1)Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега. (2)Он лежит в двух шагах от меня, свернувшись комочком. (3)Маленький круглоголовый мой Валега! (4)Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка…

К изменяемым приставкам, правописание которых зависит от ударения, относятся приставки: Не – Ни Рас — рос Раз — роз

Приставки НЕ и НИ Выбор букв е/и в приставках не/ни зависит от ударения. В неопределенных и отрицательных местоимениях, в наречиях приставка не — всегда находится под ударением, а приставка ни — в отрицательных местоимениях и наречиях всегда безударная. / / Некто Никто / / Некуда Никуда / / Некого Никого

Правописание раз-роз /рас-рос Для приставок раз — (рас-) / роз — (рос-) действует особое правило: в безударной позиции пишется буква а, под ударением – только о : р а здать, но р о зданный; р а списать, р а списной, но р о спись; р а зливать, р а зливной, но р о злив; р а зыграть, р а зыгранный, но р о зыгрыш.

Выполни задание! 1.В каком слове правописание приставки зависит от ударения? 1)издали 2)ничего 3)схватил 4)пришла 2.В предложении найдите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения. В кабинете начальника отделения уголовного розыска Антона Бирюкова было душно.

Всем СПАСИБО за работу!

Использованные источники 1 . ОГЭ-2015. Русский язык 9 класс. Открытый банк заданий. ФИПИ, http://www. fipi. ru 2. Бисеров А. Ю., Маслова И. Б. ГИА 2015. Русский язык. Тематические тренировочные задания. — М.: ЭСКМО,2014. 3. Стронская И. М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. — СПб.: Литера, 2012. 4. Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ 5. Учебники русского языка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр «Правописание приставок»

Данный ресурс проверяет правописание приставок, не изменяющихся на письме; приставок при — и пре-; оканчивающихся на З-С.

Ход урока на тему «Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок»

Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа.

Конспект и материалы к уроку в 10 классе «Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок»

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски.

Урок русского языка «Путешествие по городу приставок при — и пре-» по теме «Правописание приставок при — и пре-«

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре — и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре — и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать. Задачи:О.

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку.

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова.

Правописание приставок. Вводный урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-«. 6 класс

Урок является вводным по теме «Правописание приставок» в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме «Правописание приставок пре-, при-«. В конспекте на последней стр.

Урок русского языка «Путешествие по городу приставок при — и пре-» по теме «Правописание приставок при — и пре-«

Ход урока на тему Правописание приставок на З — С-.

Nsportal. ru

18.04.2020 22:48:52

2020-04-18 22:48:52

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2018/01/21/prezentatsiya-gotovimsya-k-oge-pravopisanie

Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок. | Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Презентация правописание приставок 9 класс подготовка к огэ

Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок. презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок.
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Тренировочные задания ОГЭ для отработки навыков выполнения задания 4.

Скачать:

ВложениеРазмер
gotovimsya_k_oge._pravopisanie_pristavok._otrabotka_zadanie_4.pptx 213.36 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

Подписи к слайдам:

Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок. Отработка задание 4

Неизменяемые приставки (их нужно запомнить); Что нужно знать: В русском языке существует 4 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности: Приставки, оканчивающиеся на З-, С — , написание которых зависит от последующего согласного; Приставки РОЗ — (РОС-), РАЗ — (РАС-), НЕ-, НИ — , написание которых зависит от ударения; Приставки ПРИ-, ПРЕ — , написание которых определяется их значением.

Неизменяемые приставки Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки: В — (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ — (ОБО-), ОТ — (ОТО-), ПО-, ПОД — (ПОДО-), С — (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-. ПРИМЕР : на писать, недо солить, по скользнуться, по стучаться, с делать, с дать, пред принять. Приставки З — нет в русском языке! В словах з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно) буква З входит в состав корня.

Приставки на З-, С — Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными — с буквой С. Обязательно запомните эти приставки : БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС — ПРИМЕР: РА Сс мотреть, РА Зг лядеть, И Зв ести, И Ст опить, ЧРЕ Зм ерный, РА Сч ертить, В Ск арабкаться, ЧЕРЕ Сч ур, сНИ Сх одительный

Приставки РОЗ — (РОС-), РАЗ — (РАС-), НЕ-, НИ — Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением. В приставках РОЗ — (РОС-), РАЗ — (РАС-) без ударения пишется буква А, под ударением — О. ПРИМЕР: р а списАться — р О спись, р а зыгрАть — р О зыгрыш, р а злИв (реки), р О злив напитков Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения — НИ. ПРИМЕР: н Е когда — н и когдА, н Е кто — н и ктО, н Е что — н и чтО

Приставки ПРИ-, ПРЕ — Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок. Приставка ПРИ — обозначает: 1) приближение, присоединение, прибавление: при ехать, при клеить 2) расположение вблизи чего-либо (близость): при морский, при окский 3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): при открыть, при тормозить Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения: 4) законченность действия: при думать 5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: при прятать 6) сопутствующее действие: при прыгивать, при говаривать, при танцовывать, при певать

Приставка ПРЕ — обозначает: 1) близкое по значению к слову «очень»: пре красный (очень красивый) 2) близкое по значению к приставке пере: пре ступить (перейти черту ), прервать (перервать) Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!

Трудности, которые могут возникнуть: Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению: придать соответствующий вид — предать друга, притворить дверь — претворить мечту (воплотить), прибывать вовремя — пребывать в отпуске (находиться), приступить к работе — преступить закон, приходящий в гости — преходящий момент (непостоянный), презреть врага (возненавидеть) — призреть сироту (приютить) преклоняться перед талантами (восхищаться) — приклоняться к земле (наклоняться) превратности судьбы — привратник у ворот предел (граница) терпения — придел (пристройка) дома претерпеть (пережить) — притерпеться (привыкнуть) к зною

Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ — следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус­тар.) — « споткнуться», преткновение — «помеха, затруд­нения», камень преткновения; преставиться (устар.) —«умереть», устроить светопреставление. Случай 3. Правописание заимствованных слов с при -, пре — в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притязание, приватный, примитивный и т. п.

Из предложений 1-5 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»: (1)Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. (2)Недавно еще кипрей считали сорной травой.(3) Он только и годился, что на дешёвый чай. (4)Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (5)Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.

2. Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её лексическим значением. (14)На шею ему нетрудно накинуть лёгкую петельку. (15)В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. (16)Их можно держать в большой клетке, кормить орехами, семенами. (17)Они очень весело гоняются друг за дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться.

3. Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «присоединение ». (19) Прошла неделя, а может быть, и две. (20) Опять отправились дед с внуком в лес. (21) Подошли они к садовому питомнику. (22) Глядит дед и глазам не верит: щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена. Сияет, как небо в мае месяце. — (23) Алёша, ты погляди, — указывает дед, — никак, у чужой калитки родня появилась. — (24) Наверно, — отвечает Алёша и дальше идёт.

4. Из предложений 14-18 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на — З и — С, перед звонкими согласными пишется З, перед согласными — С ». (14) Но этот хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась грязь. (15) Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было еще спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна-самому спуститься в колодец. (16) Он привязывает веревку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17) Он сознает только одно: времени терять нельзя ни секунды. (18) На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки.

5. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполное действие ». (7)Чёрной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашёл прошлым летом на озере, возле лагеря, прикормил, приручил и всю зиму лечил. (8) – Она была на кухне, – привстав, ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростёртыми объятиями.

6. Из предложений 23-28 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука. ( 23)Но Котька стал замечать: с того дня Юрку словно подменили. (24)Воды он теперь прямо-таки боялся. (25)Пополоскался возле берега, размялся – и всё. (26)А плавать – ни за что! ( 27)Котька видел: с другом неладно. (28)И так, и этак к нему подступал – всё без толку.

7. Из предложений 6-8 выпишите слово, правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного. ( 6)Пригонят рыбёшку к берегу на отмель — и пошла потеха! (7)Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть — прячут в свои подклювные мешки. (8)Мешки эти у них растягиваются, как резиновые.

8. Из предложений 29-30 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «присоединение». (29) На стук в дверь вышел молодой краснощёкий мужик, одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома, а холщовые порты, заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твёрдую уверенность в том, что никакая сила не может выбить из мужика русский дух. (30) Он хмуро окинул Никиту взглядом, словно раздумывая, сразу ли захлопнуть дверь или выслушать пришедшего.

9. Из предложений 4-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполное действие ». (4)Племянник приехал к нему в гости из города. (5)Человек он страшно говорливый, всему удивляется, всем восхищается и норовит обязательно выстрелить. (6)Это всегда так: попало ружьё в руки горожанина, да ещё такого, который на охоте не бывал, – ну, берегись, малые птахи, берегись, галки и вороны, – прибыл погубитель. (7)Дичи-то ему не добыть, а тех птиц и зверушек, что сами на мушку садятся, такой охотник очень любит подшибить. (8)Да ещё сфотографируется с дятлом или галкой, приподняв её двумя пальцами и улыбаясь, – это на потеху родным деткам: вот, мол, какой ваш папа невиданно меткий стрелок.

10. Из предложений 34-38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется последующим согласным звуком. (34)Он резал и разматывал ремни, стараясь ни о чём не думать. (35)Только торопил себя: скорее, ско­рее! (36)Он успел. (37)Впрочем, он даже не помнил, какую лошадь освободил последней. (38)Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи.

11. Из предложений 2-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.» ( 2)Беловы были живучи, и только четырех детей прибрал господь, а остальные женились, вышли замуж и расселились по соседству с родительской усадьбой. (3) Все земли окрест были беловскими, но помещики жили зачастую не богаче своих крепостных.

12 . Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется — З-, если после неё следует звонкий согласный ». (4) Впрочем, жизнь его протекала в сфере, не доступной пониманию курсантов. (5) Он имел связи, ходил франтом, при этом был скрытен, а в разговоре умел напустить такого туману, так значительно намекнуть на свою принадлежность к высшим кругам, что никто не удивился бы, узнав, что вдова выдумана им для отвода глаз, для объяснения внезапных исчезновений и водившихся в карманах денег.

13. Из предложений 6-9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением, близким к приставке ПЕРЕ-. ( 6) Чтобы я не мог убежать или выдать их, со мною пойдет Косточка и не отступит от меня ни на шаг… (7) Потом мы вернёмся к лесной норе, а ночь. (8) Тут голос Андрюши прервался, и он не кончил своей фразы. (9)Всё лицо его изображало теперь одну сплошную муку ужаса.

14. Из предложений 3-5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости/глухости последующего согласного. (3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. (4)А может быть, они были и грубее, руки твои, — ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в тёмные жилочки. (5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

15. Из предложений 28-33 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от её лексического значения. (28)Один раз так уже случалось, но тогда в комнате находились ещё и люди в белых халатах, остро и дурно пахнущие. (29)Сейчас, кроме Томми, никого не было. (30)Хотя, несмотря на раннее утро, со двора доносились человеческие звуки. (31)И поэтому Томми рвал когтями дерматин двери, чтобы открыть ее, выскочить во двор, звонким лаем привлечь внимание, позвать на помощь. (32)Дверь не поддавалась. (33)Тогда Томми подбежал к окну, вскочил на подоконник, сминая штору.

16. Из предложений 23-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.» (23) Заглянув под избушку, она увидела две массивные куриные ноги, которые намертво вцепились в землю своими мощными когтями. (24) — А это тебе подарок! — на крыльце стояли Бабы-Яги. (25) У старшей в руках было красивое платье, расшитое золотом и жемчугами.

Готовимся к ОГЭ. Правописание приставок.
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Тренировочные задания ОГЭ для отработки навыков выполнения задания 4.

ВложениеРазмер
gotovimsya_k_oge._pravopisanie_pristavok._otrabotka_zadanie_4.pptx 213.36 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

38 Просто отшатнулся, чтобы не зашибло оглоблей, отскочил от коновязи.

Nsportal. ru

29.01.2020 17:11:57

2020-01-29 17:11:57

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/07/08/gotovimsya-k-oge-pravopisanie-pristavok

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *