Рубрики
(ОГЭ)ГИА по Биологии

Пища, попадающая в желудок, пропитывается желудочным соком постепенно

Пища, попадающая в желудок, пропитывается желудочным соком постепенно. Рас­щепление белков начинается с поверхности пищевого комка, а в глубине его продолжа­ется расщепление(А), так как там ещё сохраняется_______________________________________________ (Б) среда. Часть белков

В желудке расщепляется до ________ (В). Образовавшаяся в желудке пищевая кашица

Медленно передвигается в кишечник благодаря сокращению(Г) стенок желудка.

Перечень терминов:

1) слабощелочная

2) кислая

3) аминокислоты

4) глюкоза

5) крахмал

6) жиры

7) гладкая мускулатура

8) поперечно-полосатые волокна

А Б В Г

Ответ:

28. Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики, соответствую­щие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы используйте линейку.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

В. Форма листа


Г. Тип листа по соотношению длины,
ширины и по расположению наиболее широкой части

Длина превышает ширину в 1,5—2 раза.

Длина превышает ширину в 3—4 раза.

1) цельнокрайный

2) волнистый

3) пильчатый

4) двоякопильчатый

Впишите цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.

Ответ:

Часть 2

Для выполнения заданий 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и раз­борчиво.

Прочитайте текст и выполните задание 29.

ЧТО ПРЕДПОЧИТАЕТ ЕСТЬ МУРАВЕЙ

Чёрные садовые муравьи, оказывается, очень удобный объект для изучения влияния фактора питания на продолжительность жизни.

В естественных условиях они питаются падью — сладким соком растений, а также мёртвыми насекомыми. Но чего и сколько съедает отдельный муравей, понять труд­но, потому что распределение добычи, принесённой муравьями-фуражирами, происхо­дит в недрах гнезда. До эксперимента было известно, что белковая часть пищи идёт в основном на прокормление личинок, а взрослые особи предпочитают растительную пищу. Исследовать проблему питания оказалось сложно, так как муравьиные колонии неоднородны по составу, поэтому был поставлен эксперимент.

Предварительно учёные сформировали более 100 экспериментальных групп по 200 рабочих муравьёв-фуражиров в каждой. Насекомых отбирали вне гнезда, когда они собирали корм. В этих однородных группах не было ни королевы, ни личинок. Каждую группу поместили в «гнездо» — пластиковую чашку диаметром 10 см, дно которой выстилали влажной ватой. Гнездо ставили на круглую подставку диаметром 12 см с очень скользкими стенками, которые не позволяли насекомым сбежать. В этой же зоне муравьёв и кормили из единственной кормушки — так проще было учиты­вать потреблённый за сутки корм, число муравьёв у кормушки и число кормящихся насекомых. Сначала им давали 15%-ный раствор пчелиного мёда и мучных червей (личинок мучного хруща), а спустя неделю, когда насекомые пообвыклись на новом месте, начали эксперимент.

На первом этапе эксперимента учёные решили проверить, как на продолжительность жизни муравьёв влияет соотношение белков и углеводов. Для насекомых приготовили искусственные корма, в которых общая концентрация питательных веществ была по­стоянной, неизменным оставалось и содержание витаминов, минералов и жиров, а со­отношение белков и углеводов составляло 5:1, 3:1, 1:3 и 1:5. Каждый из этих четырёх рационов опробовали 32 экспериментальные группы. Ежедневно исследователи убирали из гнезда мёртвых муравьёв; эксперимент длился до тех пор, пока не умерли все на­секомые. В результате было установлено, что группы, находящиеся преимущественно на углеводной диете, продержались около 400 дней, а с максимальным преобладанием белков едва дотягивали до 50 дней. Таким образом, учёным удалось установить наи­более оптимальное соотношение углеводной и белковой пищи в питании муравьёв-фу­ражиров.

29. Используя содержание текста «Что предпочитает есть муравей», ответьте на вопросы.

1) Какую функцию в муравейнике выполняли муравьи, участвовавшие в экспери­менте?

2) Чем экспериментаторы кормили муравьёв до начала эксперимента?

3) Какое оптимальное соотношение белков и углеводов в рационе питания чёрных садовых муравьёв обеспечило им жизнь до 400 дней?

30. Пользуясь таблицей «Зависимость частоты сновидений от характера деятель­ности человека», ответьте на вопросы.

Таблица

Зависимость частоты сновидений от характера деятельности человека, %

Характер деятельности

Видели отчётливо

Не видели

Крестьяне

55

20

Чернорабочие

36

21

Служащие

74

8

Студенты

82

7

Врачи

88

6

Педагоги

89

4

Научные работники

90

4

1. Что такое сновидение?

2. Как связана частота сновидений с профессиональной деятельностью человека?

3. В какой социальной группе людей наблюдается максимальное число тех, кто за­труднился ответить, что видел сновидения?

31. 12-летний Николай вместе с родителями в каникулы посетил древний Суздаль. После экскурсии в Суздальский кремль семья решила поужинать в местном кафе бы­строго питания.

Используя данные таблиц к пункту «Инструкция выполнения задания, требующего рассчитать рацион питания», рассчитайте рекомендуемую калорийность ужина Нико­лая, если он питается четыре раза в день.

Предложите подростку оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков.

При выборе учтите, что Николай обязательно закажет омлет с ветчиной и чай с од­ной ложкой сахара.

В ответе укажите: калорийность ужина при четырёхразовом питании; заказанные блюда, которые не должны повторяться; их энергетическую ценность, которая не долж­на превышать рекомендованную калорийность ужина, и количество углеводов в нём.

32. Гормоны каких желёз внутренней секреции активно участвуют в углеводном обмене? Укажите не менее двух желёз и гормоны, которые эти железы вырабатывают.

Ответы

Ответы на задания для тренировки части 1

Задания с кратким ответом в виде одной цифры1

По разделам «Биология как наука. Методы биологии», «Признаки живых организ­мов», «Система, многообразие и эволюция живой природы», «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

2

Синтез белка — биохимический процесс

2

1

Р. Гук изучал клетку под микроскопом, не воздействуя на объект

3

4

Комплекс Гольджи представляет собой стопку блюдцеобразных цистерн, окружённых многочисленными пузырьками

4

3

Инсулин — белок, а белки синтезируются в рибосомах

5

3

Растения создают органические вещества при фотосинтезе

6

1

В ходе естественного отбора сохранившиеся особи вида остав­ляют потомство с отобранными наследственными признаками, то есть эволюция идёт в определённом направлении

7

3

Наземно-воздушная среда имеет наименьшую плотность, поэто­му требуется хорошо развитая ОДС

8

3

Насекомоопыляемые цветковые растения

9

3

У предков кольчатых червей не было только кровеносной си­стемы

10

2

Растения производят органические вещества в ходе фотосинтеза

ВАРИАНТ 2

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

2

Цитология — наука о клетке

2

1

Необходимо создать специальные условия для выяснения пра­вильности гипотезы

3

1

Под двойной мембраной расположены структуры в форме сто­пок из плотно уложенных дисков, уходящие вглубь

1В ответах предложено лишь направление верного рассуждения, которое следует дополнить доводами, допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла.

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

4

4

В митохондриях синтезируется АТФ

5

1

Дыхание — энергетический обмен

6

1

Возникает в результате нехватки ресурсов, приводит к есте­ственному отбору

7

4

Кистепёрые считаются предками древних земноводных

8

1

В связи с появлением органа воздушного дыхания — лёгких

9

1

Ели — тенелюбивые растения, создающие под своим пологом сумрак

10

4

Чем больше видов, тем более устойчив биогеоценоз

По разделу «Система, многообразие и эволюция живой природы»

ВАРИАНТ 1

Задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Вирусы — неклеточная форма жизни, способны к размноже­нию только в клетке хозяина

2

4

Фотосинтез возможен только в хлоропластах

3

8

В одном семени только один зародыш

4

1

Придаточные корни отрастают от стебля

5

3

Листья через устьица испаряют воду

6

1

На любом побеге имеются почки

7

4

Инфузории — это группа простейших организмов

8

1

Конечность имеет части, характерные для членистоногих

9

3

Они обитают там, где пища уже переварена

10

1

Этот признак отсутствует у пресмыкающихся

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Паразиты — организмы, обитающие в организме хозяина

2

3

Микориза — это симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений

3

2

На клубне имеются видоизменённые почки — главный при­знак побега

4

4

Это зона проведения

5

3

Лист — вегетативный орган растения

6

3

Это запас питательных веществ

7

2

У инфузории сократительная вакуоль удаляет воду

8

4

У всех членистоногих наружных скелет из хитина

9

4

Для успешного существования планарии необходимы все пере­численные системы органов

10

1

Он дышит с помощью кожи

По разделу «Человек и его здоровье» (темы по Кодификатору 4.1, 4.2, 4.12)

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

2

Человек способен передавать информацию при помощи речи

2

3

Это признак, характерный для класса Млекопитающие

3

1

Это позволяет смягчать толчки при ходьбе

4

3

Поскольку является следствием увеличения концентрации углекислого газа в крови

5

4

В этом положении работают мышцы, позволяющие держать предмет

6

1

Поскольку требует повторения уже заученных движений

7

3

Поскольку передаёт импульс на рабочий орган (мышцу)

8

2

Барабанная перепонка начинает колебаться в ответ на звуковые колебания воздуха

9

3

Эти рецепторы отвечают за сумеречное зрение

10

2

Язык — орган вкуса

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

1

Только человек способен передавать информацию с помощью речи

2

3

Это признак, характерный для класса Млекопитающие

3

2

Это позволяет меньше беспокоить внутренние органы при ходьбе

4

2

Кожа защищает организм от внешних воздействий

5

2

Там расположены рецепторы центра глотания

6

1

Сложный условный рефлекс состоит из нескольких простых

7

4

Этот нейрон соединяет чувствительный и двигательный ней­роны

8

3

Колебания жидкости возбуждают волосковидные клетки улитки

9

3

Хрусталик — линза, преломляющая световые лучи

IO

2

Это главное химическое свойство любого вещества

По разделу «Человек и его здоровье» (темы по Кодификатору 4.3—4.11)

ВАРИАНТ 1

Задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

1

Это обязательная часть пояса верхних конечностей у млеко­питающих

2

3

В процессе переваривания пищи в кровь поступает глюкоза

3

2

Пылинки легко впитывают воду и оседают под её тяжестью

4

4

Это позволяет безболезненно увеличивать и снижать её объём

5

3

Для этого имеются специальные приспособления — ворсинки

6

1

Соляная кислота губительна для бактерий и яиц гельминтов

7

1

Вторичная моча выводится из организма

8

4

Это универсальный источник энергии в клетке

9

2

В лёгких происходит газообмен: удаляется углекислый газ, по­ступает кислород

10

1

Она обладает запасом питательных веществ

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

4

Это скелетная мускулатура

2

1

Через них осуществляется обмен между плазмой крови, тка­невой жидкостью и лимфой

3

2

Это трубка, разветвляющаяся на два бронха

4

1

Данным путём воздух попадает в лёгкие

5

3

Под действием ферментов слюны начинается расщепление крахмала

6

1

В кишечнике в кровь всасываются глюкоза и аминокислоты

7

2

Фильтрация крови происходит в почках

8

1

В ходе этого процесса выделяется энергия

9

4

Створки способны открываться только в одну сторону

10

2

Это происходит при закладке органов в органогенезе

По разделу «Человек и его здоровье» (темы, по Кодификатору 4.13—4.15)

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Поскольку иммунитет возникает после перенесённого заболе­вания

2

1

Так ликвидируется воздействие, вызвавшее удар

3

2

Неспециалист может нанести дополнительные травмы

4

1

Так удаляются ещё не попавшие в кровь яды

5

1

Адреналин — гормон надпочечников

6

1

В ней содержатся вещества, отрицательно воздействующие на состояние сосудов

7

1

Это заболевание возникает как следствие нехватки данного ви­тамина

8

2

Собака не реагирует на данный раздражитель

9

2

Это первый, ознакомительный рефлекс

10

2

Этот вид торможения возникает при неиспользовании рефлекса

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Он является источником заражения

2

3

Это позволит уничтожить бактерии, попавшие в рану, и пре­дотвратить нагноение

3

3

Это позволит смыть вещество, вызывающее ожог

4

1

Только в этом случае будет обеспечен газообмен

5

4

Этот вид спорта требует постоянной задержки дыхания при активной мышечной работе, а также выдоха в плотную среду

6

2

Бульон омывает стенки желудка, вызывая дополнительное от­деление пищеварительных ферментов

7

3

Операции, как правило, связаны с кровопотерей

8

3

Это определение сангвиника

9

1

Они носят приспособительный характер и не передаются по­томству

10

2

В основе данного вида памяти лежит деятельность мышц

Задания проверяющие умения интерпретировать результаты научных исследова­ний, представленные в графической форме, определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, оценивать правильность биологических суждений

ВАРИАНТ 1

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

3

Скорость возрастает с 12,5 до 30,5 у. е., а затем падает до 8 у. е.

2

2

Скорость возрастает с 8 до 36 особей/см3, и это высший по­казатель

3

4

На 25-й минуте этот показатель выше 60%

4

4

Это часть популяции, так же как жаберный лепесток — часть жабр

5

2

Это пример плода, так же как метёлка — пример соцветия

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

6

3

Это функция лёгкого, так же как функция клеточного цен­тра — обеспечение деления клетки

7

3

Нервная ткань отличается от прочих тканей организма двумя названными свойствами; чувствительные нейроны передают сигнал в ЦНС, поэтому их тела, как правило, лежат на пути к ней

8

4

Оба суждения относятся к вегетативной нервной системе

9

3

Описаны функция сократительной вакуоли и процесс её об­разования у простейших

10

3

Даны правила описания цепей питания

ВАРИАНТ 2

№ задания

№ ответа

Краткое пояснение

1

1

C повышением на 5 “С скорость возрастает с 17 у. е. до 29 у. е.

2

1

Скорость возрастает в диапазоне 0,01—0,06, а затем выходит на плато

3

1

За первый час доля снижается со 100 до 40%, а потом за 44 часа снижается с 40 до 25%

4

4

Биоценоз — часть биосферы, так же как черешок — часть листа

5

2

Цветок — часть соцветия, так же как боковой корень — часть корня

6

1

Нейрон обладает способностью проведения, так же как спер­матозоид способен к перемещению

7

1

По аксону нервные импульсы поступают в тело самой нервной клетки

8

2

Дана характеристика гладкой мышечной ткани

9

3

Дыхание растений не отличается от дыхания организмов дру­гих царств

10

2

В пункте «А» описан нейтрализм, а не нахлебничество

Задания с выбором и записью трёх верных ответов из шести

Умение проводить множественный выбор исходя из имеющихся знаний

ВАРИАНТ 1

Задание 1

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

3

Экология изучает взаимоотношения организмов со средой обитания

4

Экология изучает взаимоотношения групп организмов (популяций вида) между собой

6

Экология изучает взаимоотношения групп организмов (видов) между собой и со средой обитания

Задание 2

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

В состав нуклеотида ДНК входит остаток фосфорной кислоты

2

В состав нуклеотида ДНК входит азотистое основание аденин

5

В состав нуклеотида ДНК входит углевод дезоксирибоза

Задание 3

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

Углекислый газ фиксируется в темновой фазе как источник углерода для син­тезируемого органического вещества

3

Глюкоза синтезируется в темновой фазе

6

На процессы темновой фазы расходуется энергия АТФ

Задание 4

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

2

Кора больших полушарий имеет борозды и извилины

5

Кора больших полушарий отвечает за условно-рефлекторную деятельность

6

Кора больших полушарий представлена телами нейронов и дендритами — се­рым веществом

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

2

Белки расщепляются до полипептидов

3

Начинается расщепление крахмала

5

Расщепляются белки, жиры и углеводы

ВАРИАНТ 2

Задание 1

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

3

Эксперимент состоит в изменении нагрузки

4

Эксперимент включает контрольную (здоровые) и экспериментальную (гипо­динамия) группы

6

Эксперимент состоит в изменении влияния безучастного раздражителя

Задание 2

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

Состоит из многочисленных остатков глюкозы

3

Состоит из многочисленных остатков глюкозы

5

Состоит из многочисленных остатков глюкозы

Задание 3

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

В ходе энергетического обмена образуется энергия

3

В митохондриях протекает последний — окислительный — этап

5

Образование АТФ — главная задача энергетического обмена

Задание 4

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

1

Слюна смачивает пищу и превращает её в пищевой комок

3

В слюне содержатся ферменты, расщепляющие крахмал

5

В слюне содержатся вещества, губительные для бактерий

Краткое пояснение правильности выбранного ответа

3

Жидкая соединительная ткань

4

Жидкая соединительная ткань

6

Жидкая среда, обеспечивающая обмен веществ между клетками

Умение проводить множественный выбор исходя из текста задания

ВАРИАНТ 1

Задание 1

Цитата из текста, подтверждающая выбор

2

Из-за красивых цветков

3

Кустарник

5

Декоративный кустарник, используемый в озеленении

Задание 2

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

Кустарник, используемый в зелёных насаждениях

3

Своих плодов

5

Кустарник

Задание 3

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

Отряд паукообразных

5

Конечности легко отламываются, оставаясь у хищника

6

Отряд паукообразных

Задание 4

Цитата из текста, подтверждающая выбор

2

Грызун

3

Питающийся сочными плодами

4

Грызун

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

Создатель единой системы классификации растительного и животного мира

3

Креационист

5

Выдающийся ботаник

ВАРИАНТ 2

Задание 1

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

Декоративный кустарник, используемый в озеленении

3

Из-за красивых цветков

5

Кустарник

Задание 2

Цитата из текста, подтверждающая выбор

1

Плодами

2

Декоративный кустарник

4

Со сладкими, богатыми витаминами плодами

Задание 3

Цитата из текста, подтверждающая выбор

3

Относятся к кольчатым червям

4

Питаются кровью позвоночных животных, нападая на них в водоёме

6

Относятся к кольчатым червям

Задание 4

Цитата из текста, подтверждающая выбор

3

Мелкий грызун

4

Имеющий защёчные мешки

5

Мелкий грызун

Цитата из текста, подтверждающая выбор

3

Иммунолог

4

Микробиолог

6

Разработавший технологию пастеризации

Задания на установление соответствия элементов двух информационных рядов

ВАРИАНТ 1

Задание 1

№ п/п

Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции

А

1

У клеток грибов клеточная стенка из хитина

Б

2

Только у растительных клеток есть пластиды

В

2

У растительных клеток клеточная стенка из целлюлозы

Г

2

Клетки растений накапливают запасные углеводы в виде крахмала

Д

1

Грибная клетка накапливает запасные углеводы в виде гликогена

Задание 2

№ п/п

Термин

Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции

А

3

Химическое

Под действием ферментов происходят химические ре­акции

Б

5

Крахмал

Ферменты слюны расщепляют углеводы

В

6

Сахар

В результате расщепления крахмала образуется маль­тоза (солодовый сахар)

Г

1

Слабощелочную

Слюна окрашивает лакмус в синий цвет

Задание 3

№ п/п

Краткое пояснение, подтверждающее выбор позиции

А

1

Окрас шерсти собаки — однотонный

Б

1

Глаза перпендикулярны линиям морды и лба

В

4

Ушные раковины свисают ниже уровня глаз

Г

3

Угол около 60°

Д

4

Конец хвоста не свисает, а направлен в сторону от тела

Обитанием в сходной среде, то есть 2.

ВАРИАНТ 1

1. Механизм биосинтеза белка открыли

[2] анатомы

[3] биохимики

Ответ:

Объясните, почему выбранный ответ является верным.

[IV] Задания № 20—22 варианта КИМ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *