Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Орфоэпические нормы 1. В каком ряду во всех положениях буквой И обозначается звук [ы]? 1) дом и сад; в истории; на избе; 2) по излучине; лед и пламя; перед…

Орфоэпические нормы

1. В каком ряду во всех положениях буквой И обозначается звук [ы]?

1) дом и сад; в истории; на избе;

2) по излучине; лед и пламя; перед игрой;

3) свет и тень; кот и повар; к Ире;

4) за иглой; смех и слезы; нет иглы;

2. В каком ряду во всех словах между губными согласными и гласными О, А нужно произносить согласный [j]?

1) знамя, бедра, объем, пьяный

2) семья, пятка, мед, мята

3) бьем, вьется, необъятный, въявь

4) Фекла, мята, воробья, пьем

3. В каком ряду во всех словах двойные согласные произно­сятся как согласный нормальной длительности?

1) баллон, интеллект, газелла, вассал

2) аллея, бассейн, масса, миллиардер

3) баллада, терраса, корректор, миссия

4) тонна, касса, пресса, доллар

4. В каком ряду во всех словах согласные в выделенных сло­гах произносятся мягко?

1) геоДеЗия, геНеЗис, ДеЦиметр, ТеНнис

2) муЗеЙ, ГеРб, ДеЛикаТеС, ТеОрия

3) сТеНд, кюРе, ТеМа, СеСсия

4) инТеЛлигент, ТеНор, ДеВиз, БеЖевый

5. В каком ряду во всех словах ударение поставлено правиль­но?

1) обняла, наверх, облегчить

2) красйвее; повторйм, без толку

3) каталог, йконопись, мельком

4) включйм, хозяева, столяр

6. Укажите ряд слов с ударением на последнем слоге.

1) завсегдатай, кухонный, средства

2) была, принесла, газопровод

3) договор, иначе, звонят

4) между, односоставное предложение, щавель

1. подпись: в русском языке заметна тенденция к упрощению двойных согласных — тен-денция к произношению согласного нормальной длительности.подпись: в подавляющем количестве слов иноязычного проис-хождения, прочно вошедших в литературный язык, перед гласным на месте е произносятся мягкие со-гласные.подпись: чтобы избежать довольно распространенной ошибки, следует помнить, что в форме прошедшего времени единственного числа женского рода глагола понять место ударения — на окончании: по-няла. в остальных формах прошедшего времени этого глагола место ударения — на основе: понял, поняло, поняли.В этом ряду во всех поёоже^иях буквой И обоз^ачается звук [ы], потому что при теотом сёияжии в произ^о0е^ии этого сёова с пред0ествующим, ^чающимся ^а твердый согёаотый, произтосится [ы]. Ответ: 3.

2. Ответ: 3.

3. Ответ: 3.

4. [т’э], [д’э], [б’э] Ответ: 4.

5. Ответ: 3.

6. Ответ: 2.

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это прави­ла использования языковых средств в определённый период развития литературного языка, т. е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — Это образец единообразного, общепризнанного употребления.

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определённый этап в раз­витии литературного языка. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их не­возможно реформировать административным путём. Деятельность ученых-языкове­дов, изучающих нормы языка, заключается в другом — они выявляют, описывают и ко­дифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

• произведения писателей-классиков;

• произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

• публикации средств массовой информации;

• данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

• относительная устойчивость;

• распространённость;

• общеупотребительность;

• общеобязательность;

• соответствие употреблению, обычаю и возможностям самого языка.

Нормированность речи — Это её соответствие литературно-языковым нормам.

В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

• лексические нормы;

• грамматические нормы;

• стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

• нормы орфографии;

• нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

• нормы произношения;

• нормы ударения;

• интонационные нормы.

Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и по­строения текстов.

Лексические нормы

1. В каком предложении вместо слова Злой следует употребить Злостный ?

1) Злой не верит, что есть добрые люди (Пословица).

2) Лицо его сияло злым торжеством…

3) Петр оказался злым должником.

4) Долгов ему не возвращали — не по злостному умыслу, а по забывчивости (А. Куприн).

2. В каком предложении допущена лексическая ошибка (на­рушение норм словоупотребления)?

1) Около костров стояли, сидели, лежали солдаты (А. Тол­стой).

2) Отряд Левинсона стоял на отдыхе уже пятую неделю (А. Фадеев).

3) Сейчас перед Россией остро стоят энергосберегающие технологии.

4) Который день жара стоит небывалая.

3. В каком тематическом ряду есть несоответствующее слово?

1) акула, щука, карась, мурена

2) дуб, сосна, баобаб, осина

3) рука, нога, грудь, голова

4) москвич, киевлянин, таджик, курянин

4. В каком ряду все слова — омонимы?

1) тяжелый (имеющий большой вес) — тяжелый (трудный)

2) литература (вид искусства) — литература (совокупность произведений письменности)

3) норка (пушной зверек) — норка (маленькая нора)

4) темный (лишенный света) — темный (мрачный)

5. В каком предложении выделенные слова — синонимы?

1) Было время Надежды И Веры Большой, был я Прост И До­верчив, как ты. (А. Блок)

2) Здесь столько нам Заметить Надо, Сравнить, запомнить И Понять (К. Ваншенкин).

3) У меня Работа — Тяжкий Труд (А. Прокофьев).

4) Лиса ночей не спит: «Уж я ли не Хитра? Уж я ли не Ловка К тому же?» (С. Михалков)

1. В этом предёоже^ии сёедует употребить сёово Злостный, Имеющий з^аче^ие «соз^атеёь^о тодобросовесттош».

Ответ: 3.

2. подпись: синонимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.подпись: антонимы — слова одной и той же части речи с про-тивоположным лексическим значением.Перед Россией стоят то Э^ергосберегающие техжёогии, А Пробёемы разработки, э^ергосберегающих технологий. Ответ: 3.

3. В этом тематическом ряду сёова со з^аче^ием «житеёь опредеёе^^ого города». Сёово Таджик ^еумест^о в этом ряду, т. к. обоз^ачает чеёовека опредеёе^^ой ^ацио^аёь — тости.

Ответ: 4.

4. ^орка (зверек) и Норка (маёеткая тора) — омо^имы, т. к. это сёова, оди^аковые по звуча^ию и ^аписа^ию, то разтоте по з^аче^ию.

Ответ: 3.

5. Ответ: 3.

Лексические нормы

К лексическим нормам относятся нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и спра­вочниках.

Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к лекси­ческим ошибкам:

• неправильный выбор слова (костный Тип мышления, проанализировать Жизнедеятельность Писателей, николаев­ская агрессия, Россия переживала в те годы много Казусов Во внутренней и внешней политике), неточный выбор сино­нима;

• нарушение норм лексической сочетаемости (стадо Зайцев, под Гнётом Гуманности, Тайный Занавес, Закоренелые Устои, прошёл все Стадии Развития человека);

• противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова (Пушкин правиль­но выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя Несмываемые Следы. Он внёс Непосильный Вклад в развитие России);

• употребление анахронизмов т. е. исторически несовместимых понятий (Ломоносов поступил в Институт, Раскольни­ков учился в Вузе);

• смешение понятий из разных культур (Ломоносов жил за сотни Миль От столицы);

• неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом. Надо вывести его на свежую воду).

Морфологические нормы

1. В каком предложении нарушена языковая норма?

1) Две недели по нескольку часов в день он позировал ху­дожнику.

2) Бывали дни, когда боевые позиции зениток приходилось менять по несколько раз.

3) Несколько охотников поскакало к месту драки (Л. Тол­стой).

4) Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною (А. Пушкин).

2. В каком ряду есть нарушение морфологической нормы’

1) много людей, домов, машин

2) мало дорог, сборников, сосен

3) много сел, медведей, деревней

4) мало вишен, купален, пекарен

3. В каком ряду есть нарушение морфологической нормы’

1) самый близкий, синее, богаче

2) богатейший, самый музыкальный, веселее

3) твердейший, печальнее, самый умнейший

4) бледнейший, самый свободный, пустыннее

12 3 4

4

12 3 4

5

12 3 4

6

4. Укажите ряд наречий, каждое из которых образует степени сравнения.

1) смело, светло, насухо, по-осеннему

2) редко, сладко, нарочно, задолго

3) сослепу, накануне, летом, очень

4) внимательно, искренне, удивительно, узко

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) шестьюстами учебниками

2) едь вперед

3) спелых абрикосов

4) жестче дерева

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) береговые катера

2) скоро выздоровеет

3) трое братьев

4) у новых туфлей

подпись: употребление форм
глаголов
1. возвратные формы обра-зуются не от всех глаголов.
нельзя говорить: я соби-раюсь стираться. дети играются.
надо говорить: я собираюсь стирать. дети играют.
2. у глагола класть нет форм с приставками, у глагола положить нет бесприставочных форм. надо говорить: я кладу. я положу.
3. ошибки в формах по-велительного наклонения некоторых глаголов. надо говорить: вы положите (а не положьте); поезжай следующим автобусом (а не ехай и не едь).
4. некоторые глаголы лишены отдельных форм. например, глагол победить не имеет формы 1-го лица единственного числа будущего времени, поэтому надо подбирать лексические синонимы: я одержу победу. или: я стану победителем.
5. ошибкой является несо-ответствие видо-временных форм глаголов.
нельзя говорить: когда цирковые животные становятся старыми, их отдавали в зоопарк.
надо говорить: когда цирковые животные ста-новятся старыми, их отдают в зоопарк.

1. Mестоиме^ие ^ecкoёъкo в предёожтом падеже имеет форму (По) ^ecкoёъкy.

Ответ: 2.

2. Доёжто быть сочета^ие .того деревее.

Ответ: 3.

3. Доёжто быть сочета^ие Самый умный. Форма превосход- той степе^и приёягатеёътотх образуется ёибо прибавёе^и — ем суффиксов -ей0-, -ай0- к остове формы поёожитеёьтой степе^и (Ум^ей0uй), ёибо прибавёе^ием к форме поёожи — теёьтой степе^и сёова Самый: Самый умный. Употребёе^ие суффикса и сёова Самый од^овреме^^о топравиёьто. Ответ: 3.

4. Ответ: 4.

5. Форма повеёитеёьтого ^акёо^е^ия гёагоёа Ехать — по­езжай.

Ответ: 2.

6. Родитеёътотй падеж м^ожестве^^ого чисёа существитеёьто — го Туфёя — туфеёь.

Ответ: 4.

Употребление форм
имён прилагательных

1) Нельзя употреблять полную форму прилагательного, имеющего зависимое слово, в качестве сказуемого: Далеко не все пешеходы Знакомые С правилами дорожного движения. (Надо: Далеко не все пешеходы Знакомы С правилами дорожного движе­ния.)

2) Нельзя смешивать простые и составные формы сравнительной и превосходной сте­пени прилагательных: Эта гимнастка Более лучше Выполнила комбинацию прыж­ков. (Надо: Эта гимнастка Лучше (более хорошо) Выполнила комбинацию прыж­ков.)

Морфологические нормы

Морфологические нормы касаются правильного выбора и употребления форм слов. Словообразовательные нормы Определяют порядок соединения частей слова, об­разования новых слов.

Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производ­ных слов вместо уже существующих слов с другим суффиксом или приставкой, напри­мер: Описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью.

Морфологические нормы Требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения при­лагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употреб­ление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменитель­ной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехам). Морфологическая ошибка допущена и в таких словосо — чета н иях: Железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакиро­ванный туфель. В них неправильно оформлен род имён существительных.

Синтаксические нормы

1. В каком предложении есть парные знаки препинания?

1) На пригорке то сыро, то жарко (А. Фет).

2) И вспомнил я тебя пред аналоем и звал тебя, как моло­дость свою… (А. Блок)

3) Покуда снится, снись, влюбленность, но пробуждением не мучь. (В. Набоков)

4) На улице он снял шапку, распахнул шубу, и на лицо ему падал нежный, щекотный снег (А. Толстой).

2. В каком предложении все знаки препинания — раздели­тельные?

1) .Она то стояла у окна, сжимая руки, то садилась в глу­бокое кресло, брала книгу и читала одну и ту же фразу (А. Толстой).

2) Глаза ее, большие и точно стеклянные, должно быть, не видели ничего. (А. Толстой)

3) И все давным-давно просрочено, и я молюсь, и ты мо­лись, чтоб на утоптанной обочине мы в тусклый вечер не сошлись (В. Набоков).

4) Все, слава Богу, прошло благополучно, все устроилось. (А. Чехов)

3. В каком предложении все знаки препинания — выдели­тельные?

1) Я взглянул на него попристальнее: угрюмое лицо, воло­сы щетиной, низкий лоб, серые глаза. (И. Тургенев)

2) Поговори он таким образом час, другой, вылей свою душу, и несомненно ему стало бы легче (А. Чехов).

3) Она — костлявая, старая, спокойная кобыла — подни­мает мокрую морду из травы, быстро и внимательно об­нюхивает жеребенка. (А. Куприн)

4) Проводив гостей, Анна, не садясь, стала ходить взад и вперед по комнате (Л. Толстой).

4. Какая пунктуационная схема правильная?

И должно быть легче там и краше и пожалуй мы б пусти­лись вдаль если б наших книг собаки нашей и любви нам не было так жаль (В. Набоков).

1) [ , вв., ], [ ], (если б О, О)

2) [ , вв., ], и [ , вв. ], (если б О, О)

3) [ ], и [ ], (если б О, О)

4) [ ], и [ , вв. ], (если б О, О)

подпись: употребление предлогов предлоги благодаря, со-гласно, вопреки требуют дательного падежа: поезд отправился в рейс согласно расписанию. согласно договору исполнителем должны быть выполнены следующие виды работ. он действовал вопреки пред-писанию.
запомните формы сущест-вительных с предлогом по: по истечении депутатского срока назначаются новые выборы.
по окончании передачи смотрите рекламу.
работы начинаются сразу по заключении договора.
по приезде сдайте отчёт о командировке.
скучаю по вас (допустимо: по вам).
подпись: употребление деепричастных оборотов деепричастные обороты не употребляются: а) в безличных предложениях: заглянув в тёмную комнату, мне стало почему-то страшно. правильно: заглянув в тёмную комнату, я почему-то испугался. б) в страдательных конструкциях: анализируя стихотворный текст, мной был неверно определён размер. правильно: анализируя
стихотворный текст, я неверно определил размер. действия, выраженные гла-голом-сказуемым и отно-сящимся к нему дееприча-стием, должны относиться к одному лицу или предмету. ошибка: поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море. правильно: когда мы поднялись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.

1. 3^aки препи^а^ия бывают одшочными и пар^тми. Пар — тате з^аки препи^а^ия обоз^ачают, что поста^вка первого з^ака препи^а^ия требует постатовку второго. К шы от — тосятся две запятые и два тире (как едитате з^аки), скобки и кавычки.

Ответ: 3.

2. 3^аки препи^а^ия выпоё^яют раздеёитеёюую и выдеёи — теё:юую фужцию. O^и могут раздеёять од^род^те чёе^т иёи части сёожжого предёоже^ия.

Ответ: 3.

3. Ответ: 4.

4. Ответ: 4.

Синтаксические нормы

Синтаксические нормы Требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласова­ния слов, соотнесения частей предложения с помощью грамматических форм слов. Нарушение синтаксических норм есть в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос; поэме характерен синтез лирического и эпического начал; выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Нормы управления

Управление — Это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставит­ся в определённом падеже.

Например, в предложении Разрешите поздравить и выразить вам свою признатель­ность сделана ошибка в управлении в предложении с однородными членами. Первое сказуемое не согласуется с дополнением Вам. Правильно так: Разрешите поздравить (кого?) Вас и выразить (кому?) Вам свою признательность.

Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами: С некоторыми словосочетаниями, приведённых в упражнении, надо было составить предложения.

Правильно так: С некоторыми словосочетаниями (какими?), Приведенными в упраж­нении, надо было составить предложения.

Запомните нормы управления:

Заслуживать чего-либо — Заслужить что-либо;

Превосходство, преимущество над чем(кем)-либо;

Упрекать в чём-либо — Осуждать за что-либо;

Удивлён чем-либо —Удивляться чему-либо;

Уделить внимание чему-либо — Обратить внимание на что-либо;

Озабочен (озабоченность) чем-либо — Заботиться (забота) о чем-либо;

Обрадован чем-либо — Обрадоваться чему-либо;

Беспокоиться о чём(ком)-либо — Тревожиться за что(кого)-либо; Свойственный чему-либо — Характерный для чего-либо;

Отзыв о чём-либо — Рецензия на что-либо;

Оплатить что-либо — Заплатить за что-либо;

Вера в победу —Уверенность в победе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *