1. В каком ряду во всех положениях буквой И обозначается звук [ы]?
1) дом и сад; в истории; на избе;
2) по излучине; лед и пламя; перед игрой;
3) свет и тень; кот и повар; к Ире;
4) за иглой; смех и слезы; нет иглы;
2. В каком ряду во всех словах между губными согласными и гласными О, А нужно произносить согласный [j]?
1) знамя, бедра, объем, пьяный
2) семья, пятка, мед, мята
3) бьем, вьется, необъятный, въявь
4) Фекла, мята, воробья, пьем
3. В каком ряду во всех словах двойные согласные произносятся как согласный нормальной длительности?
1) баллон, интеллект, газелла, вассал
2) аллея, бассейн, масса, миллиардер
3) баллада, терраса, корректор, миссия
4) тонна, касса, пресса, доллар
4. В каком ряду во всех словах согласные в выделенных слогах произносятся мягко?
1) геоДеЗия, геНеЗис, ДеЦиметр, ТеНнис
2) муЗеЙ, ГеРб, ДеЛикаТеС, ТеОрия
3) сТеНд, кюРе, ТеМа, СеСсия
4) инТеЛлигент, ТеНор, ДеВиз, БеЖевый
5. В каком ряду во всех словах ударение поставлено правильно?
1) обняла, наверх, облегчить
2) красйвее; повторйм, без толку
3) каталог, йконопись, мельком
4) включйм, хозяева, столяр
6. Укажите ряд слов с ударением на последнем слоге.
1) завсегдатай, кухонный, средства
2) была, принесла, газопровод
3) договор, иначе, звонят
4) между, односоставное предложение, щавель
1. В этом ряду во всех поёоже^иях буквой И обоз^ачается звук [ы], потому что при теотом сёияжии в произ^о0е^ии этого сёова с пред0ествующим, ^чающимся ^а твердый согёаотый, произтосится [ы]. Ответ: 3.
2. Ответ: 3.
3. Ответ: 3.
4. [т’э], [д’э], [б’э] Ответ: 4.
5. Ответ: 3.
6. Ответ: 2.
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определённый период развития литературного языка, т. е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — Это образец единообразного, общепризнанного употребления.
Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определённый этап в развитии литературного языка. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путём. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом — они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.
К основным источникам языковой нормы относятся:
• произведения писателей-классиков;
• произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
• публикации средств массовой информации;
• данные лингвистических исследований.
Характерными чертами языковых норм являются:
• относительная устойчивость;
• распространённость;
• общеупотребительность;
• общеобязательность;
• соответствие употреблению, обычаю и возможностям самого языка.
Нормированность речи — Это её соответствие литературно-языковым нормам.
В литературном языке различают следующие типы норм:
1) нормы письменной и устной форм речи;
2) нормы письменной речи;
3) нормы устной речи.
К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
• лексические нормы;
• грамматические нормы;
• стилистические нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
• нормы орфографии;
• нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы:
• нормы произношения;
• нормы ударения;
• интонационные нормы.
Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.
1. В каком предложении вместо слова Злой следует употребить Злостный ?
1) Злой не верит, что есть добрые люди (Пословица).
2) Лицо его сияло злым торжеством…
3) Петр оказался злым должником.
4) Долгов ему не возвращали — не по злостному умыслу, а по забывчивости (А. Куприн).
2. В каком предложении допущена лексическая ошибка (нарушение норм словоупотребления)?
1) Около костров стояли, сидели, лежали солдаты (А. Толстой).
2) Отряд Левинсона стоял на отдыхе уже пятую неделю (А. Фадеев).
3) Сейчас перед Россией остро стоят энергосберегающие технологии.
4) Который день жара стоит небывалая.
3. В каком тематическом ряду есть несоответствующее слово?
1) акула, щука, карась, мурена
2) дуб, сосна, баобаб, осина
3) рука, нога, грудь, голова
4) москвич, киевлянин, таджик, курянин
4. В каком ряду все слова — омонимы?
1) тяжелый (имеющий большой вес) — тяжелый (трудный)
2) литература (вид искусства) — литература (совокупность произведений письменности)
3) норка (пушной зверек) — норка (маленькая нора)
4) темный (лишенный света) — темный (мрачный)
5. В каком предложении выделенные слова — синонимы?
1) Было время Надежды И Веры Большой, был я Прост И Доверчив, как ты. (А. Блок)
2) Здесь столько нам Заметить Надо, Сравнить, запомнить И Понять (К. Ваншенкин).
3) У меня Работа — Тяжкий Труд (А. Прокофьев).
4) Лиса ночей не спит: «Уж я ли не Хитра? Уж я ли не Ловка К тому же?» (С. Михалков)
1. В этом предёоже^ии сёедует употребить сёово Злостный, Имеющий з^аче^ие «соз^атеёь^о тодобросовесттош».
Ответ: 3.
2. Перед Россией стоят то Э^ергосберегающие техжёогии, А Пробёемы разработки, э^ергосберегающих технологий. Ответ: 3.
3. В этом тематическом ряду сёова со з^аче^ием «житеёь опредеёе^^ого города». Сёово Таджик ^еумест^о в этом ряду, т. к. обоз^ачает чеёовека опредеёе^^ой ^ацио^аёь — тости.
Ответ: 4.
4. ^орка (зверек) и Норка (маёеткая тора) — омо^имы, т. к. это сёова, оди^аковые по звуча^ию и ^аписа^ию, то разтоте по з^аче^ию.
Ответ: 3.
5. Ответ: 3.
Лексические нормы
К лексическим нормам относятся нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.
Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, которые они имеют в литературном языке.
Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.
Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам:
• неправильный выбор слова (костный Тип мышления, проанализировать Жизнедеятельность Писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много Казусов Во внутренней и внешней политике), неточный выбор синонима;
• нарушение норм лексической сочетаемости (стадо Зайцев, под Гнётом Гуманности, Тайный Занавес, Закоренелые Устои, прошёл все Стадии Развития человека);
• противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя Несмываемые Следы. Он внёс Непосильный Вклад в развитие России);
• употребление анахронизмов т. е. исторически несовместимых понятий (Ломоносов поступил в Институт, Раскольников учился в Вузе);
• смешение понятий из разных культур (Ломоносов жил за сотни Миль От столицы);
• неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом. Надо вывести его на свежую воду).
1. В каком предложении нарушена языковая норма?
1) Две недели по нескольку часов в день он позировал художнику.
2) Бывали дни, когда боевые позиции зениток приходилось менять по несколько раз.
3) Несколько охотников поскакало к месту драки (Л. Толстой).
4) Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною (А. Пушкин).
2. В каком ряду есть нарушение морфологической нормы’
1) много людей, домов, машин
2) мало дорог, сборников, сосен
3) много сел, медведей, деревней
4) мало вишен, купален, пекарен
3. В каком ряду есть нарушение морфологической нормы’
1) самый близкий, синее, богаче
2) богатейший, самый музыкальный, веселее
3) твердейший, печальнее, самый умнейший
4) бледнейший, самый свободный, пустыннее
12 3 4 |
4 |
12 3 4 |
5 |
12 3 4 |
6 |
4. Укажите ряд наречий, каждое из которых образует степени сравнения.
1) смело, светло, насухо, по-осеннему
2) редко, сладко, нарочно, задолго
3) сослепу, накануне, летом, очень
4) внимательно, искренне, удивительно, узко
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) шестьюстами учебниками
2) едь вперед
3) спелых абрикосов
4) жестче дерева
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) береговые катера
2) скоро выздоровеет
3) трое братьев
4) у новых туфлей
1. Mестоиме^ие ^ecкoёъкo в предёожтом падеже имеет форму (По) ^ecкoёъкy.
Ответ: 2.
2. Доёжто быть сочета^ие .того деревее.
Ответ: 3.
3. Доёжто быть сочета^ие Самый умный. Форма превосход- той степе^и приёягатеёътотх образуется ёибо прибавёе^и — ем суффиксов -ей0-, -ай0- к остове формы поёожитеёьтой степе^и (Ум^ей0uй), ёибо прибавёе^ием к форме поёожи — теёьтой степе^и сёова Самый: Самый умный. Употребёе^ие суффикса и сёова Самый од^овреме^^о топравиёьто. Ответ: 3.
4. Ответ: 4.
5. Форма повеёитеёьтого ^акёо^е^ия гёагоёа Ехать — поезжай.
Ответ: 2.
6. Родитеёътотй падеж м^ожестве^^ого чисёа существитеёьто — го Туфёя — туфеёь.
Ответ: 4.
Употребление форм
имён прилагательных
1) Нельзя употреблять полную форму прилагательного, имеющего зависимое слово, в качестве сказуемого: Далеко не все пешеходы Знакомые С правилами дорожного движения. (Надо: Далеко не все пешеходы Знакомы С правилами дорожного движения.)
2) Нельзя смешивать простые и составные формы сравнительной и превосходной степени прилагательных: Эта гимнастка Более лучше Выполнила комбинацию прыжков. (Надо: Эта гимнастка Лучше (более хорошо) Выполнила комбинацию прыжков.)
Морфологические нормы
Морфологические нормы касаются правильного выбора и употребления форм слов. Словообразовательные нормы Определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.
Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо уже существующих слов с другим суффиксом или приставкой, например: Описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью.
Морфологические нормы Требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехам). Морфологическая ошибка допущена и в таких словосо — чета н иях: Железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В них неправильно оформлен род имён существительных.
1. В каком предложении есть парные знаки препинания?
1) На пригорке то сыро, то жарко (А. Фет).
2) И вспомнил я тебя пред аналоем и звал тебя, как молодость свою… (А. Блок)
3) Покуда снится, снись, влюбленность, но пробуждением не мучь. (В. Набоков)
4) На улице он снял шапку, распахнул шубу, и на лицо ему падал нежный, щекотный снег (А. Толстой).
2. В каком предложении все знаки препинания — разделительные?
1) .Она то стояла у окна, сжимая руки, то садилась в глубокое кресло, брала книгу и читала одну и ту же фразу (А. Толстой).
2) Глаза ее, большие и точно стеклянные, должно быть, не видели ничего. (А. Толстой)
3) И все давным-давно просрочено, и я молюсь, и ты молись, чтоб на утоптанной обочине мы в тусклый вечер не сошлись (В. Набоков).
4) Все, слава Богу, прошло благополучно, все устроилось. (А. Чехов)
3. В каком предложении все знаки препинания — выделительные?
1) Я взглянул на него попристальнее: угрюмое лицо, волосы щетиной, низкий лоб, серые глаза. (И. Тургенев)
2) Поговори он таким образом час, другой, вылей свою душу, и несомненно ему стало бы легче (А. Чехов).
3) Она — костлявая, старая, спокойная кобыла — поднимает мокрую морду из травы, быстро и внимательно обнюхивает жеребенка. (А. Куприн)
4) Проводив гостей, Анна, не садясь, стала ходить взад и вперед по комнате (Л. Толстой).
4. Какая пунктуационная схема правильная?
И должно быть легче там и краше и пожалуй мы б пустились вдаль если б наших книг собаки нашей и любви нам не было так жаль (В. Набоков).
1) [ , вв., ], [ ], (если б О, О)
2) [ , вв., ], и [ , вв. ], (если б О, О)
3) [ ], и [ ], (если б О, О)
4) [ ], и [ , вв. ], (если б О, О)
1. 3^aки препи^а^ия бывают одшочными и пар^тми. Пар — тате з^аки препи^а^ия обоз^ачают, что поста^вка первого з^ака препи^а^ия требует постатовку второго. К шы от — тосятся две запятые и два тире (как едитате з^аки), скобки и кавычки.
Ответ: 3.
2. 3^аки препи^а^ия выпоё^яют раздеёитеёюую и выдеёи — теё:юую фужцию. O^и могут раздеёять од^род^те чёе^т иёи части сёожжого предёоже^ия.
Ответ: 3.
3. Ответ: 4.
4. Ответ: 4.
Синтаксические нормы
Синтаксические нормы Требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения с помощью грамматических форм слов. Нарушение синтаксических норм есть в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос; поэме характерен синтез лирического и эпического начал; выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.
Нормы управления
Управление — Это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже.
Например, в предложении Разрешите поздравить и выразить вам свою признательность сделана ошибка в управлении в предложении с однородными членами. Первое сказуемое не согласуется с дополнением Вам. Правильно так: Разрешите поздравить (кого?) Вас и выразить (кому?) Вам свою признательность.
Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами: С некоторыми словосочетаниями, приведённых в упражнении, надо было составить предложения.
Правильно так: С некоторыми словосочетаниями (какими?), Приведенными в упражнении, надо было составить предложения.
Запомните нормы управления:
Заслуживать чего-либо — Заслужить что-либо;
Превосходство, преимущество над чем(кем)-либо;
Упрекать в чём-либо — Осуждать за что-либо;
Удивлён чем-либо —Удивляться чему-либо;
Уделить внимание чему-либо — Обратить внимание на что-либо;
Озабочен (озабоченность) чем-либо — Заботиться (забота) о чем-либо;
Обрадован чем-либо — Обрадоваться чему-либо;
Беспокоиться о чём(ком)-либо — Тревожиться за что(кого)-либо; Свойственный чему-либо — Характерный для чего-либо;
Отзыв о чём-либо — Рецензия на что-либо;
Оплатить что-либо — Заплатить за что-либо;
Вера в победу —Уверенность в победе.