Когда созрело яблоко и падает, — отчего оно падает? Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?
Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пришел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели; как прав или не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее несколько раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименования событию, которые, так же, как ярлыки, менее всего имеют связи с самим событием.
Определите тему текста. Широкой или узкой она является? о
*7> Найдите в тексте ключевые слова. Подумайте, какова идея текста? Помогают ли вам ключевые слова определить идейный смысл текста?
Прочитайте начало второго абзаца. Можно ли считать два первых предложения основной мыслью текста? А идеей? Сформулируйте основную мысль текста.
’Т’ Совпадают ли основная мысль и идея текста? Что оказывается шире?
Почему, на ваш взгляд, автор разделил текст на два абзаца? Что заключено в первом абзаце — основная мысль всего текста или его идея?
10. Прочитайте данные фрагменты. Можно ли их совокупность считать текстом? Объясните почему. Что надо сделать, чтобы из фрагментов «сложился» текст?
(1) Экзамен очень утомил Державина. В красном мундире, украшенном орденами, сияя бриллиантовой короной Мальтийского креста, сидел он, подперши рукою голову и расставив ноги в мягких плисовых сапогах. Он дремал все время, пока лицеистов спрашивали из латинского языка, из французского, из математики, из физики. Последним начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился: глаза его заблистали, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Слушал С живостью необыкновенной. Наконец, вызвали Пушкина.
(2) После обеда усталый Державин уже ввечеру приехал домой, достал из кармана тоненькую тетрадку, написанную летучим и острым почерком, и для памяти надписал на ней: «Пушкин на лицейском экзамене».
(3) Лицеист небольшого роста, в синем мундире с красным воротником, стоя в двух шагах от Державина, начал свои стихи. Никто никогда не мог бы описать состояние души его. Когда дошел он до стиха, где упоминалось имя Державина, голос его отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…
(4) Зала наполнилась царскосельской публикой, лицеистами, их родными, впрочем немногочисленными. Съехались и почетные гости. Средь них, в первом ряду кресел, усадили Державина. Начальство лицейское разместилось у стола сбоку.
(5) И Державин вдруг встал. На глазах его были слезы, руки его поднялись над кудрявой головою мальчика, он хотел обнять его — не успел: тот убежал, его не было. Под каким-то неведомым влиянием все молчали. Державин требовал Пушкина. Его искали, но не нашли.
(по восстановленному тексту)
Какова тема текста? Сформулируйте его основную мысль.
° Дайте тексту свое название.
Что помогло вам правильно расположить абзацы восстановленного текста?
Проследите за развитием темы высказывания. Сколько ча — 0 стей вы выделили в тексте?
Укажите в тексте микротемы. Составьте его план, о
Подумайте, как связаны между собой части текста?
О
Какие виды информации «встретились» в созданном вами тексте?
Для справок
В исходном тексте В. Ф. Ходасевича (1856-1939) «Царскосельский экзамен» следующий порядок расположения абзацев: 4, 1,3, 5, 2.
Речеведческий комментарий
Текст, создаваясь в процессе речевой деятельности, обладает единством предмета речи — это его смысловое ядро, обобщенное содержание. Именно смысловое содержание высказывания составляет основу информативности текста. Лингвисты различают в тексте, три вида информации: содержательно-фактуальную (СФИ), содержательноконцептуальную (СКИ) и подтекстовую.
Содержателыю-фактуальная информация — это сообщение о фактах, событиях, явлениях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в окружающем пас мире, действительном или воображаемом. В школьной практике этот вид информации называют темой, но СФИ несводима только к теме, она гораздо шире.
Содержательно-концептуальная информация находится в тесной связи с СФИ и в то же время обладает своей спецификой. СКИ сообщает читателю субъективное, индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанных средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в различных сферах жизни народа. СКИ извлекается из всего текста произведения. СКИ — это замысел автора плюс его содержательная интерпретация (И. Р. Гальперин). И хотя в школьной практике СКИ сводят к основной мысли текста, этот вид текстовой информации гораздо шире, чем основная мысль и даже идея текста. Текст любого стиля и типа речи обязательно содержит в себе оба вида информации, поскольку именно СФИ и СКИ позволяют тексту достичь смысловой цельности. Создаваемый текст приобретет смысловую цельность только в том случае, если, сообщая что-то о предмете речи, мы подчиним отбор материала задаче передать свое собственное, авторское видение взаимосвязей между составными частями предмета речи.
Третий вид информации — подтекстовая информация, — в отличие от двух предыдущих, присутствует только в, художественном тексте. Ее особенность заключается в том, что она не обозначена прямо словами, а только подразумевается. Подтекст — это авторский глубинный, истинный смысл высказывания, который полностью не выражен в «ткани» текста, но который имеется в нем и может быть обнаружен и понят при обращении к контекстному анализу текста и во всей ситуации общения.
Основу подтекста составляет сама природа слова, его способность вызывать у читателя ассоциации, вступать в ассоциативные отношения с другими словами, способность заключать в себе смысл, который у каждого человека носит личностный характер и связан прежде всего с его жизненным и духовным опытом. Именно это обстоятельство определяет то, что подтекст одного и того же художественного произведения может восприниматься разными читателями по-разному, а глубина постижения подтекста оказывается различной.