Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Для того чтобы достойно выполнить одно из наиболее трудных…

Для того чтобы достойно выполнить одно из наиболее трудных за­даний экзамена (часть ЗС) — написать сочинение, вам следует хорошо знать требования, предъявляемые к этому виду работы, и критерии оценивания сочинения.

Важно подчеркнуть, что сочинение, которое вам предлагается на­писать, требует не только понимания текста-источника, но и умения сформулировать собственную мысль по поводу текста, развить ее в ар­гументирующих суждениях, подтвердить в заключительной формули­ровке. Предлагаемая работа должна иметь довольно жёсткую компози­ционную структуру.

В сочинении вам нужно сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором исходного текста. При этом не рекомендуется увлекаться цитированием данного для анализа текста. Напротив, вы должны овладеть некоторыми средствами аналитическо­го описания текста-источника, предполагающими его значительную перефразировку.

Далее вам предлагается сформулировать позицию автора (рас­сказчика), а также выразить согласие или несогласие с его точкой зре­ния и объяснить причины согласия или несогласия.

Наконец, вам предстоит изложить свои доводы — аргументы в защиту высказанной вами точки зрения по поводу проблемы, затрону­той в тексте. Рекомендуется привести два аргумента на основе имею­щихся у вас знаний — жизненного или читательского опыта.

Напомним:

Объём сочинения должен составлять не менее 150 слов.

Следует, однако, иметь в виду, что сочинение, претендующее на вы­сокий балл, скорее всего несколько превысит этот объём. Как показывает практика, оптимально удовлетворить всем требованиям удаётся в тексте, содержащем до 300 слов;

Работу следует писать с опорой на текст-источник, в противном случае сочинение не оценивается;

Пересказанный или переписанный исходный текст без творческой переработки — анализа, комментария, собственных умозаключе­ний — оценивается нулём баллов;

Следует писать сочинение аккуратно, разборчивым почерком и ори­ентировать его на эксперта, оценивающего текст. Выпускник дол­жен хорошо знать критерии проверки и оценки сочинения (задания С1)

КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ СОЧИНЕНИЕ

Сочинение оценивается по трём позициям: с точки зрения содер­жания, с точки зрения речевого оформления, грамотности. Макси­мальное количество баллов, которое вы можете получить за письмен­ную работу равно 23.

Содержание

• Для того чтобы ваше сочинение удовлетворяло критерию К1, вам необходимо выделить и правильно сформулировать одну из про­блем исходного текста и не допустить фактических ошибок, свя­занных с пониманием и формулированием проблемы. Если вы корректно сформулировали выделенную в тексте проблему, вы получаете 1 балл.

• После того как проблема сформулирована, вам необходимо её про­комментировать с опорой на текст, вы должны показать своё уме­ние анализировать исходный текст и излагать, не пересказывая, его содержание с использованием аналитических описательных средств. При этом важно, чтобы вы комментировали именно ту проблему, которую сформулировали, без фактических ошибок и искажений содержащейся в тексте информации. За корректно выполненную комментирующую часть вы получите 2 балла по критерию К2, но, если в комментарии допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста, — 1 балл.

• Комментирующая часть сочинения должна завершиться тезисом, в котором вы излагаете позицию автора текста по рассматривае­мой проблеме. Позицию автора текста можно назвать также «главной мыслью текста» или «точкой зрения автора». Важно иметь в виду, что сформулированная в сочинении проблема ис­ходного текста и точка зрения автора должны перекликаться друг с другом, причём в изложении главной мысли должен быть пред­ставлен некоторый ответ на проблемный вопрос, поставленный вначале. Если вы выразили позицию автора чётко и грамотно, то получаете 1 балл по критерию КЗ.

• Далее вам следует выразить своё мнение по проблеме, сформули­рованной в тексте: во-первых, вы соглашаетесь с автором либо корректно возражаете ему, во-вторых, вы обосновываете своё мнение по проблеме двумя аргументами, которые вам следует из­влечь из своего читательского или жизненного опыта. Предпола­гается, что один из доводов явится примером из известного вам литературного произведения, другой будет основан на факте, имевшем место в жизни. За корректное выполнение данной части работы вы получаете 3 балла по критерию К4. Если же вы лишь частично выполните поставленную задачу, то есть приведёте один аргумент из художественной литературы, вы получаете 2 балла. Если ваш аргумент основывается на жизненном опыте, вы полу­чаете 1 балл. Если аргументы в вашем сочинении вообще отсутст­вуют, баллы за данную часть работы вам не начисляются.

Речевое оформление

По критерию К5 сочинение оценивается с точки зрения смысловой цельности (целостности), речевой связности и последовательности изложения. Для того чтобы сочинение характеризовалось цельно­стью, оно должно иметь одну главную мысль, которая объединит все другие, сопричастные ей мысли. Иными словами, вы не должны уходить от темы, напротив, вам нужно чётко следовать избранному пути, заявленному в формулировке проблемы исходного текста.

Чтобы текст сочинения был связным, важно следить за тем, чтобы переход от одной подтемы к другой был плавным и содержал ре­чевые средства, характеризующие связность.

Последовательность изложения в данной работе достигается чёт­ким следованием составленному плану и заботой о том, чтобы по­следующее логически вытекало из предыдущего. Чрезвычайно актуально в связи с этим напомнить о важности не только общей идеи вашего сочинения, объединяющей все мысли, в нём содер­жащиеся, но и о разграничении мыслей — о разделении текста на абзацы, свидетельствующие о движении, развитии ваших мыс­лей, об их логическом порядке. Кроме того, чрезвычайно важно создать также небольшое заключение, которое ещё раз подчеркнёт главную идею нашего текста и продемонстрирует то, что именует­ся цельностью и последовательностью мысли. Если ваш текст представляет собой связное речевое целое, в котором отсутствуют логические ошибки, вы получаете 2 балла. В случае частичного выполнения условий цельности, связности и последовательно­сти — 1 балл. Если в вашей работе не просматривается коммуни­кативного замысла — общей идеи, она оценивается нулём баллов.

Ваша работа будет оцениваться также по критерию точности и выразительности речи — Кб. Точность речи — это использование в данном конкретном тексте с лов, адекватных выражаемому смыслу. Для того чтобы выполнить это условие, вам необходимо иметь представление о синонимии, антонимии, паронимии в рус­ском языке. Не следует употреблять в своём тексте жаргонных, просторечных, диалектных, а также некоторых заимствованных слов, которые не мотивированы условиями контекста.

Выразительность речи достигается за счёт уместного использова­ния языковых средств и их разнообразия. Следует помнить, что в поле зрения проверяющего будет не только лексика, но и грамма­тика сочинения: в вашей работе должны быть различные структу­ры предложений, простых и сложных, что будет свидетельство­вать о вашем языковом развитии и культурном развитии в целом. Если ваше сочинение характеризуется точностью выражения мыслей и разнообразием грамматических структур, вы получаете по данному критерию 2 балла. Если ваш текст построен на одно­типных грамматических конструкциях, хотя и достаточно точен по языку, вы получаете 1 балл. Если ваша речь бедна и невырази­тельна, отличается скудостью грамматического строя, баллы по этому критерию вам не начисляются.

Грамотность

Орфографическая грамотность оценивается по критерию К7. Ор­фография — это правописание, то есть правильное написание слов, закреплённое в словарях и справочниках. Орфографиче­ская ошибка — это нарушение правил правописания. При про­верке сочинения ошибки в правописании делятся на грубые и не­грубые: две негрубые ошибки считаются одной полнозначной ошибкой. К негрубым ошибкам обычно относят трудные случаи правописания, которые являются спорными даже для специали­стов, а также те орфограммы, которые редко встречаются в школьной практике. Учитывается и однотипность ошибок: при повторяемости однотипной ошибки учитывается лишь одна ошибка. Если в вашей работе не зафиксировано орфографиче­ских ошибок, вы получаете 3 балла по критерию К7; если же об­наружены 2 ошибки, вы получаете 2 балла; если 3-4 ошибки — 1 балл; более 4 ошибок — 0 баллов.

Если в вашем сочинении нет пунктуационных ошибок, то есть ошибок на знаки препинания, или допущена одна негрубая ошиб­ка, вы получаете 3 балла по критерию К8. В том случае, если вы допустили не более 3 ошибок на пунктуацию, вы получаете 2 бал­ла; если вы сделали 4-5 ошибок, вы получаете 1 балл; если в ва­шей работе обнаружено более 5 ошибок, по критерию К8 вам бал­лы не начисляются.

Критерий К9 существует для того, чтобы оценить использование и построение языковых единиц в вашей работе — слов, словосоче­таний и предложений. При отсутствии языковых ошибок экзаме­нуемый получает 2 балла, при наличии более двух ошибок — ноль баллов.

Грамматическая ошибка — это ошибка в образовании формы сло­ва, в структуре словосочетания, в построении предложения. Типы грамматических ошибок представлены, в частности, в целом ряде заданий части А ЕГЭ.

Проверка сочинения по критерию К10 анализирует речевые нор­мы вашей работы. Речевая ошибка — это неверное использование языковой единицы, прежде всего слова. Данный критерий пере­кликается с критерием Кб и предусматривает более детальный просмотр сочинения с точки зрения употребления слов. Так выяс­няется, различает ли автор сочинения оттенки значений тех или иных слов; употребляет ли слова в свойственных им значениях или нет; допускает ли необоснованные повторы; нарушает ли со­четаемость лексических единиц; использует ли литературную лексику или допускает наличие просторечий, диалектизмов или жаргонизмов; видит ли разницу в паронимах; не ошибается ли в выборе антонимов; адекватно ли приводит фразеологизмы. Если вы не допустили речевых ошибок или допустили одну ошибку, вы получаете 2 балла, если вами допущены 2 или 3 ошибки, ваша ра­бота оценивается 1 баллом. Если в работе более трёх ошибок, она оценивается нулём баллов по данному критерию.

Критерий К10 проверяет сочинение с точки зрения этичности пи­шущего. Если вы с уважением отзываетесь об авторе и его пози­ции, избегаете резких, категоричных выводов, не допускаете жаргонной и бранной лексики, то вы получаете 1 балл за сочине­ние по данному критерию.

Оценка сочинения по критерию К12 означает проверку вашего тек­ста с точки зрения того, насколько корректно вы использовали ма­териал, приведённый в аргументах: цитаты, даты событий, факты биографии автора, героев, фамилии, отчества и т. д. Отсутствие ошибок прибавляет к имеющимся у вас баллам ещё 1 балл; наличие ошибок приводит к оценке «ноль баллов» по данному критерию.

НЕКОТОРЫЕ ТЕРМИНЫ, О КОТОРЫХ
НУЖНО ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ

1. Текст — последовательность предложений, объединённых общей темой и идеей и характеризующихся смысловой завершённостью. Показателями завершённости текста являются возможность по­добрать к нему заголовок, а также правильное соотношение со­держания введения и заключения.

2. Тема — предметное содержание текста, то, о чём говорится в нём.

3. Проблема — вопрос, задача, которые требуют разрешения. Про­блемой может быть вопрос, не допускающий однозначного ответа. Например: «Что такое патриотизм?» или «Будет ли достойный человек пресмыкаться перед властями предержащими?». Про­блема предполагает наличие конфликта во взглядах, разных то­чек зрения в понимании поставленного вопроса. При наличии не­скольких проблем в тексте говорят о его проблематике.

4. Комментарий к проблеме — это разъяснение проблемы, её интер­претация. Комментарий включает в себя характеристику пробле­мы с позиций её актуальности, а также с точки зрения того, как она представлена автором и толкуется им в событиях и ситуациях анализируемого текста. Прокомментировать проблему — значит показать степень понимания текста, умение видеть его важней­шие аспекты и уловить ход авторской мысли.

5. Средства описания текста — типовые конструкции (клише) для выражения авторских действий. Например: «автор текста ставит проблему»; «он полагает»; «автор заставляет читателя задумать­ся»; «автор разоблачает…»; «автор отстаивает точку зрения…»; «автор призывает к…», «так как убеждён в том, что…» и т. д. Можно выделить типовые конструкции для описания различных аспектов содержания текста, например для введения, заключе­ния, включения иллюстративной части и так далее.

6. Точка зрения автора — авторская позиция, отношение автора к той или иной проблеме. В текстах научного или публицистическо­го стилей такая позиция выражается прямо, открыто; в текстах же художественного стиля — скрыто, через подтекст.

7. Главная мысль автора — то же, что авторская позиция и точка зрения автора.

8. Идея текста — ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию. Синонимы: «точка зрения ав­тора», «главная мысль автора».

9. Тезис — высказанная мысль, положение. В сочинении тезис — это каждая из композиционных частей работы, самостоятельно сформулированная автором.

10. Аргумент — логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса. В сочинении аргумент — это пример из произве­дения художественной литературы, подтверждающий высказан­ную мысль, а также пример из жизни, утверждающий истинность ранее сформулированного тезиса.

11. Цельность текста — наличие в тексте единой коммуникативной цели (мысли), объединяющей весь текст и связывающей все ком­позиционные его элементы в единую структуру. В сочинении не должно быть материалов, не относящихся к теме сочинения, по­скольку они нарушают его цельность. Такие композиционные части текста, как введение и заключение, должны соответствовать его теме и соотноситься друг с другом по принципу «вопрос — от­вет». Изложение мыслей в сочинении не должно быть беспоря­дочным, поскольку это нарушает цельность текста и затрудняет его понимание читающим. Вот почему для пишущего сочинение нужен предварительно составленный план. Следует помнить о трёхчастной композиции сочинения, включающей введение, ос­новную часть и заключение. Основная часть, в свою очередь, мо­жет содержать также несколько положений, которые следует от­делить друг от друга абзацами. Как минимум же абзацами отделяются друг от друга введение, основная часть и заключение. При этом введение и заключение не должны быть больше основ­ной части.

12. Связность — продуманность композиции текста, вытекание по­следующего из предыдущего; наличие необходимых средств связи между элементами текста и между отдельными предложениями, а также наличие средств описания текста.

13. Логичность — непротиворечивость смысловых компонентов тек­ста друг другу и главной мысли (идее); отсутствие логических ошибок. К логическим ошибкам относится, например, алогизм — сопоставление несопоставимых понятий («Язык героев Платонова отличается от всех других героев»); подмена понятия («Мы с не­терпением ждали Приближения премьеры фильма» — ждут не приближения, а премьеры); утверждение взаимоисключающих понятий («Спустя Год назад, он уехал за границу»); сочетание ло­гически неоднородных понятий («В вазе лежали яблоки, груши, Фрукты, сливы»); неправильное установление причинно — следственных связей («После того как Одинцова посетила Базаро­ва, ему ничего не оставалось делать, как умереть»).

14. Абзац — отступ в начале строки, красная строка, а также фраг­мент текста между двумя отступами. Абзац является элементом композиционного членения текста, средством выделения его смы­словых частей. Абзацное членение текста — во многом авторское членение: не кто иной, как автор, определяет, какие части выде­лить в специальные абзацы, а какие, напротив, соединить в еди­ный фрагмент. В экзаменационном сочинении выпускник должен строить свой текст с учётом абзацного членения, подчёркивая структурность своего эссе и заботясь о читателе (эксперте), кото­рый будет проверять его текст.

15. Введение — вступительная часть сочинения, излагающая тему и проблему анализируемого текста. В экзаменационном эссе нет не­обходимости излагать тему исходного текста, но суть одной из проблем изложить нужно обязательно. Эта часть сочинения мо­жет быть условно названа введением.

16. Заключение — последняя часть текста сочинения, утверждающая его цельность. В заключении следует ещё раз подчеркнуть ту мысль, которая избрана автором как главная.

17. Рецензия — критический отзыв о каком-либо произведении, о его особенностях, достоинствах и недостатках. В рецензии обычно подчёркивается актуальность, важность темы, глубина авторско­го подхода к ней, перечисляются основные композиционные эле­менты исходного текста с точки зрения того, как они раскрывают основную мысль или основную проблему, затронутую в произве­дении. Выпускное сочинение школьника может иметь характер рецензии или содержать её элементы.

18. Эссе — статья, содержащая размышления по какому-либо вопро­су: социальному, философскому, этическому. Автор эссе может отталкиваться от литературного произведения, осмысливая по­ставленную в нём проблему, развивая мысли его автора, споря с ним. Эта форма не требует полного анализа разбираемого произве­дения — эссе интересно прежде всего самостоятельностью мысли, её яркостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *