Рубрики
ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 Просёу0айте текст и выпоёните задание С1 на отдеёьном ёисте иёи бёанке

Часть 1

Просёу0айте текст и выпоёните задание С1 на отдеёьном ёисте иёи бёанке. Сначаёа ^апи0ите номер задания, а затем текст сжатого из — ёожения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой ми­кротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А1—А11; В1— В9; С2.

(1) Смог бы мир существовать без птиц? (2) Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожны­ми урожаями. (3) Расплодились бы в огромном количестве вред­ные насекомые, клещи, грызуны, убытки от которых исчислялись миллионами рублей. (4) Без птиц ничего не осталось бы от наших урожаев. (5) Ведь птицы прожорливы и съедают невероятное ко­личество жуков, пауков, гусениц, мышей. (6) Большая синица, на­пример, уничтожает за день до шести тысяч насекомых, колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи, а пара каню­ков истребляет за лето до тысячи грызунов, что сберегает полто­ры тонны зерна. (7) Как же благодарны мы должны быть нашим пернатым друзьям, как же бережно должны мы относиться к ним!

(8) Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие живот­ного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение. (9) Так родилась Красная книга, куда занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры.

(10) К первым относятся виды птиц, численность которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмеша­тельства человека. (11) Спасая этих птиц, нужно создавать специ­альные заповедники, где можно их выращивать таким образом, чтобы потом выпускать в природу. (12) Численность редких видов птиц тоже катастрофически уменьшается, и их также необходимо охранять всеми возможными способами.

(13) У нас есть ещё возможность сохранить этот удивительный мир природы, однако одним орнитологам не под силу такое, не обой­тись им без помощи множества любителей-натуралистов. (14) Она заключается прежде всего в нетерпимом отношении к тем, кто гу­бит пернатых, в заботе о лесе, о зелёном убранстве городов и сёл, в подкормке птиц, устройстве гнездовий. (15) Должен ли каждый человек осознавать свою гражданскую ответственность за судьбу Земли? (16) Пока мы не ответим на этот вопрос, экологические проблемы не могут быть успешно решены.

(По В. Г. Бабенко)

Задания А1—А11 выполните на основе а^аёиза содержания прочитан­ного текста. К каждому заданию А1—А11 даны 4 варианта ответа, из которых тоёько оди^ правильный. Номера выбранных ответов на за­дания А1—А11 обведите кружком.

А1. В каком абзаце выражена основная мысль прочитанного текста?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

А2. Укажите, в каком значении употреблено слово Орнитолог в предложении 13.

2) специалист, изучающий отношения растительных и живот­ных организмов на той или иной территории

3) специалист, изучающий состояние окружающей среды и её воздействие на животных

4) специалист, изучающий флору и фауну водоёмов

5) специалист, изучающий птиц и их распространение в при­роде.

А3. Укажите предложение, в котором использованы Эпитеты.

1) 2 2) 8 3) 9 4) 15

А4. Укажите Ошибочное Суждение.

2) В слове ДЕФИС есть звук [д].

3) В слове ЦЕЛОВАТЬСЯ два звука [ц].

4) В слове КОЛОБОК один гласный звук [о].

5) В слове МОЛОДЁЖЬ буква Ь (мягкий знак) обозначает мяг­кость согласного.

А5. Укажите слово с Чередованием гласных в корне.

1) стилистический

2) растение

3) сохранение

4) перечислять

А6. Укажите, в каком слове правописание Приставки Зависит от глу — хости/звонкости звука, обозначаемого следующей после при­ставки буквой.

1) сделанный

2) предвечерний

3) безмолвный

4) надписать

А7. Укажите слово, в котором правописание одной буквы Н опре­деляется правилом: «В суффиксе краткого страдательного при­частия пишется одна буква —Н-».

1) благодарны

2) бережно

3) решены

4) решительны

А8*. Укажите, какая общая мысль Объединяет Прочитанный и про­слушанный тексты.

1) Мы должны быть благодарны птицам за их помощь в со­хранении урожая.

2) Человечество должно осознавать свою ответственность за судьбу редких видов птиц.

3) Главная причина массовой гибели пеликанов — человек.

4) В Красную книгу занесены только исчезнувшие виды птиц.

А9*. Укажите, какая мысль выражена в третьем абзаце текста (предложения 10—12).

1) Учёными составлены списки растений, птиц и животных, которые находятся под угрозой исчезновения и которых нужно спасать.

2) Чтобы сохранить мир птиц, в том числе и редких видов, нужны усилия не только орнитологов, но и каждого жителя планеты.

3) Люди должны быть благодарны птицам за то, что они унич­тожают вредных насекомых и тем самым помогают выжи­вать лесам, зелёным насаждениям, сохранять урожаи.

4) Птиц, занесённых в Красную книгу, нужно спасать, выра­щивая их в специальных заповедниках и выпуская затем в естественные условия обитания.

А10*. Укажите, в каком варианте ответа содержание второго пред­ложения раскрывает Причину Того, о чём говорится в первом. 1) (1) Смог бы мир существовать без птиц? (2) Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями.

5) (4) Без птиц ничего не осталось бы от наших урожаев. (5) Ведь птицы прожорливы и съедают невероятное количество жу­ков, пауков, гусениц, мышей.

6) (8) Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных, находящихся на грани исчез­новения, учёные разных стран решили составить списки

Тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение. (9) Так родилась Красная книга, куда занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры.

7) (10) К первым относятся виды птиц, численность которых так резко сокращается, что им уже не выжить без актив­ного вмешательства человека. (11) Спасая этих птиц, нужно создавать специальные заповедники, где можно их выращи­вать таким образом, чтобы потом выпускать в природу.

А11*. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: почему автор заканчивает текст словами: «Каждый человек должен осозна­вать свою гражданскую и моральную ответственность за судь­бу Земли»?

Такая концовка текста

1) помогает читателю понять, в чём заключается основная про­блема современной науки, и принять осознанное решение о выборе будущей профессии.

2) заставляет читателя принять решение об участии в между­народном исследовании, связанном с составлением списков тех видов животных и птиц, существование которых на Земле находится на грани исчезновения.

3) позволяет автору подвести итог размышлениям об экологи­ческих проблемах современного общества и убедить читате­ля в том, что за их решение ответственность несёт каждый житель нашей планеты.

4) обращает внимание читателя на то, что птицы уничтожают вредных насекомых, что помогают сохранить леса и урожаи.

Задания B1—B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1— В9 записывайте словами иёи цифрами, раздеёяя их, если ^yж^о, запятыми.

81. Замените слово Численность из предложения 10 однокорен­ным словом-синонимом нейтральной стилистической окраски. Напишите этот синоним.

Ответ: _________________________ .

82. Замените словосочетание Экологические проблемы (предложе­ние 16), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью Управление. Напишите получивше­еся словосочетание.

83. Выпишите Грамматические основы Предложения 8.

Ответ: _________________________ .

84. Среди предложений 11—15 найдите предложение с Однород­ными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________ .

85. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при Обособленном определении.

Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира,(1) и в первую очередь виды растений и живот — ных,(2) находящихся на грани исчезновения,(3) учёные разных стран решили составить списки тех видов,(4) существование которых вы­зывает наибольшее опасение. Так родилась Красная книга,(5) куда занесены животные,(6) птицы,(7) растения,(8) которые находятся под угрозой исчезновения,(9) а также редкие виды представителей фауны и флоры.

Ответ: _________________________ .

86. Укажите количество Грамматических основ В предложении 14. Ответ: .

87. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями Сложноподчинённого предложения.

Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог,(1) то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожны­ми урожаями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые,(2) клещи,(3) грызуны,(4) убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Без птиц же ничего не осталось бы от на­ших урожаев. Большая синица,(5) например,(6) уничтожает за день до шести тысяч насекомых,(7) колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи. А пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов, (8) что сберегает полторы тонны зерна.

Ответ: _________________________ .

88. Среди предложений 6—12 найдите Сложноподчинённые пред­ложения с последовательным соподчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _________________________ .

89. Среди предложений 1—9 найдите Сложное бессоюзное пред­ложение. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Испоёьзуя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказы­вания Максима Горького: «Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами М. Горького.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2-1*. Однажды между учениками возник спор. Одни утверждали, что русская орфография не так сложна, как кажется на пер­вый взгляд: достаточно запомнить главное правило (принцип) орфографии — пиши любую морфему Всегда Одинаково. Дру­гие утверждали, что есть правила, которые нарушают глав­ный принцип орфографии, поэтому не во всех случаях мор­фемы на письме сохраняют один и тот же облик. Кто прав? Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рас­суждении «Есть ли в русском языке морфемы, написание которых нарушает главный принцип орфографии?»

В своём сочинении приведите два примера из прочитанного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя при­меры, указывайте номера нужных предложений или приме­няйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2-2*. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понима­ете смысл фразы из прочитанного текста: «Каждый человек должен осознавать свою гражданскую и моральную ответ­ственность за судьбу Земли».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного тек­ста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

В качестве аргументов можете использовать также факты из прослушанного текста.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *