Рубрики
ЕГЭ по Литературе

Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. Гаев…

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста
и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идёт прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла?

Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно та­ким, ничто не изменилось. (Смеётся от радости.) Весь, весь белый! О, сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!

Гаев. Да, и сад продадут за долги, как это ни странно…

Любовь Андреевна. Посмотрите, покойная мама идёт по саду… в белом платье! (Смеётся от радости.) Это она.

Гаев. Где?

Варя. Господь с вами, мамочка.

Любовь Андреевна. Никого нет, мне показалось. Напра­во, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на жен­щину…

Входит Трофимов, в поношенном студенческом мундире, в очках.

Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо…

Трофимов. Любовь Андреевна!

Она оглянулась на него.

Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду. (Горячо целует руку.) Мне приказано было ждать до утра, ноу меня не хватило терпения…

Любовь Андреевна глядит с недоумением.

Варя (сквозь слёзы). Это Петя Трофимов…

Трофимов. Петя Трофимов, бывший учитель вашего Гриши…

Неужели я так йзменился? 1

Любовь Андреевна обнимает егб и тихо плачет.

Гаев (смущённо). Полно, полно, Люба.

Варя (плачет). Говорила ведь, Петя, чтобы погодили до завтра.

Любовь Андреевна. Гриша мой… мой мальчик… Гриша… сын…

Варя. Что же делать, мамочка. Воля божья.

Трофимов (мягко, сквозь слёзы). Будет, будет…

Любовь Андреевна (тихо плачет). Мальчик погиб, уто­нул… Для чего? Для чего, мой друг? (Тише.) Там Аня спит, а я гром­ко говорю… поднимаю шум… Что же, Петя? Отчего вы так подур­нели? Отчего постарели?

Трофимов. Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый ба­рин.

Любовь Андреевна. Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки. Неужели вы всё ещё студент? (Идёт к двери.)

Трофимов. Должно быть, я буду вечным студентом.

(А. П. Чехов. «Вишнёвый сад»)

Bl Назовите авторское определение жанра произведения.

Ответ:_____________________________________

В2 Для того чтобы изображаемое явление получило большую яркость и выразительность, автор использует приём сопос­тавления объектов («Вот эта длинная аллея идет прямо, Точ­но протянутый ремень, Она блестит в лунные ночи»). Как на­зывается сопоставление двух явлений или предметов с целью пояснения одного с помощью другого?

ВЗ В тексте пьесы, в скобках, А. П.Чехов даёт краткие указания

Для режиссёра, актёров и художников-оформителей («входит Трофимов, в поношенном студенческом мундире, в очках», «сме­ётся», «чистит щёткой Гаева, наставительно», «целует бра­та, потом Варю», «мягко, сквозь слёзы»). Каким термином принято обозначать авторские указания на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия?

Ответ:_____________________________________

В4 Для индивидуально-авторской манеры А. П.Чехова характер­

Но изображение неодушевлённых явлений, в частности от­влечённых понятий, посредством присвоения им человечес­ких качеств («В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, Счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, И тогда он был точно таким, ничто не изменилось»). Как называется та­кой художественный приём?

Ответ:_____________________________________

В5 Какое средство изобразительности использует А. П.Чехов для придания речи большей эмоциональности: «Мальчик погиб, утонул… Для чего? Для чего, мой друг?»

Ответ:_____________________________________

В6 Как называется такое изобразительно-выразительное сред­ство: «Гриша Мой… мой Мальчик… Гриша…»?

Ответ:_____________________________________

В7 Выпишите название изобразительного средства, позволяю­щего передать субъективное отношение персонажа к опре­делённому лицу: «Вы были тогда совсем мальчиком, Милым Студентиком, а теперь волосы не густые’, очки».

Ответ:_____________________________________

Для выполнения заданий Cl— С2 используйте бланк ответов №2. За­пишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на во­прос в объёме 5—10 предложений.

Cl Петя Трофимов называет себя «вечным студентом», безымян­ная баба-попутчица говорит о нём «облезлый барин». Как соотносятся между собой эти характеристики?

С2 Что нового внёс А. П. Чехов в развитие темы русской усадеб­ной культуры?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже стихотворение
и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и надгробные плиты…

— В купели морской крещена — и в полёте Своём — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? — Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — весёлая пена — Высокая пена морская!

(М. Цветаева, 1920)

B8 C Целью усиления эмоционального и смыслового содержа­ния текста М. Цветаева использует повтор группы слов в на­чале нескольких строф («Кто создан из камня, кто создан из глины…» — «Кто создан из глины, кто создан из плоти…»). Как называется этот приём?

Ответ:_____________

В9 Назовите троп, позволяющий подчеркнуть необычность ли­рической героини: «Меня — … / Земною не сделаешь солью».

Ответ:_____________________________________

BlO Каким термином обозначается приём, состоящий в наруше­нии порядка слов в предложении: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети / Пробьется мое своеволье»?

Ответ:_____________________________________

Bll Следуя движению текста, выпишите эпитеты с оценочными, экспрессивными и эмоциональными оттенками, выражаю­щие отношение автора к «морской пене».

Ответ:_____________________________________

В12 Укажите название художественного приёма, позволяющего создателю произведения демонстративно противопоставить свою бессмертную лирическую героиню («Я с каждой вол­ной — воскресаю!») тем, кому уготованы «гроб и надгробные плиты».

Ответ:_____________________________________

Для выполнения заданий СЗ—С4 используйте бланк ответов №2. За­пишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на во­прос в объёме 5—10 предложений.

СЗ Охарактеризуйте жизненную позицию лирической героини М. Цветаевой, представленную в данном стихотворении.

С4 В каких произведениях русской поэзии XIX века лирические герои так же остро ощущают своё родство с морской стихией и в чём новизна развития этого мотива у М. Цветаевой?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (C5.I9С5.2, С5.3). Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов)9 привлекая необходимые теоретико-ли­тературные знания, опираясь на литературные произведения, пози­цию автора и по возможности раскрывая собственное видение про­блемы. Вбланкеответовзапишитеномервыбранноговамизадания.

С5.1 Почему В. Г. Белинский считал роман М. Ю. Лермонтова «Ге­рой нашего времени» «вечно юной книгой»?

С5.2 Как в контексте романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» следует понимать фамилию главного героя?

подпись: с5.3Какова роль числа «12» в символике поэмы А. Блока «Две­надцать»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *