Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста
и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый. Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идёт прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла?
Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеётся от радости.) Весь, весь белый! О, сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть моё прошлое!
Гаев. Да, и сад продадут за долги, как это ни странно…
Любовь Андреевна. Посмотрите, покойная мама идёт по саду… в белом платье! (Смеётся от радости.) Это она.
Гаев. Где?
Варя. Господь с вами, мамочка.
Любовь Андреевна. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину…
Входит Трофимов, в поношенном студенческом мундире, в очках.
Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо…
Трофимов. Любовь Андреевна!
Она оглянулась на него.
Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду. (Горячо целует руку.) Мне приказано было ждать до утра, ноу меня не хватило терпения…
Любовь Андреевна глядит с недоумением.
Варя (сквозь слёзы). Это Петя Трофимов…
Трофимов. Петя Трофимов, бывший учитель вашего Гриши…
Неужели я так йзменился? 1
Любовь Андреевна обнимает егб и тихо плачет.
Гаев (смущённо). Полно, полно, Люба.
Варя (плачет). Говорила ведь, Петя, чтобы погодили до завтра.
Любовь Андреевна. Гриша мой… мой мальчик… Гриша… сын…
Варя. Что же делать, мамочка. Воля божья.
Трофимов (мягко, сквозь слёзы). Будет, будет…
Любовь Андреевна (тихо плачет). Мальчик погиб, утонул… Для чего? Для чего, мой друг? (Тише.) Там Аня спит, а я громко говорю… поднимаю шум… Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?
Трофимов. Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин.
Любовь Андреевна. Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки. Неужели вы всё ещё студент? (Идёт к двери.)
Трофимов. Должно быть, я буду вечным студентом.
(А. П. Чехов. «Вишнёвый сад»)
Bl Назовите авторское определение жанра произведения.
Ответ:_____________________________________
В2 Для того чтобы изображаемое явление получило большую яркость и выразительность, автор использует приём сопоставления объектов («Вот эта длинная аллея идет прямо, Точно протянутый ремень, Она блестит в лунные ночи»). Как называется сопоставление двух явлений или предметов с целью пояснения одного с помощью другого?
ВЗ В тексте пьесы, в скобках, А. П.Чехов даёт краткие указания
Для режиссёра, актёров и художников-оформителей («входит Трофимов, в поношенном студенческом мундире, в очках», «смеётся», «чистит щёткой Гаева, наставительно», «целует брата, потом Варю», «мягко, сквозь слёзы»). Каким термином принято обозначать авторские указания на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия?
Ответ:_____________________________________
В4 Для индивидуально-авторской манеры А. П.Чехова характер
Но изображение неодушевлённых явлений, в частности отвлечённых понятий, посредством присвоения им человеческих качеств («В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, Счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, И тогда он был точно таким, ничто не изменилось»). Как называется такой художественный приём?
Ответ:_____________________________________
В5 Какое средство изобразительности использует А. П.Чехов для придания речи большей эмоциональности: «Мальчик погиб, утонул… Для чего? Для чего, мой друг?»
Ответ:_____________________________________
В6 Как называется такое изобразительно-выразительное средство: «Гриша Мой… мой Мальчик… Гриша…»?
Ответ:_____________________________________
В7 Выпишите название изобразительного средства, позволяющего передать субъективное отношение персонажа к определённому лицу: «Вы были тогда совсем мальчиком, Милым Студентиком, а теперь волосы не густые’, очки».
Ответ:_____________________________________
Для выполнения заданий Cl— С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.
Cl Петя Трофимов называет себя «вечным студентом», безымянная баба-попутчица говорит о нём «облезлый барин». Как соотносятся между собой эти характеристики?
С2 Что нового внёс А. П. Чехов в развитие темы русской усадебной культуры?
Часть 2
Прочитайте приведённое ниже стихотворение
и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полёте Своём — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? — Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — весёлая пена — Высокая пена морская!
(М. Цветаева, 1920)
B8 C Целью усиления эмоционального и смыслового содержания текста М. Цветаева использует повтор группы слов в начале нескольких строф («Кто создан из камня, кто создан из глины…» — «Кто создан из глины, кто создан из плоти…»). Как называется этот приём?
Ответ:_____________
В9 Назовите троп, позволяющий подчеркнуть необычность лирической героини: «Меня — … / Земною не сделаешь солью».
Ответ:_____________________________________
BlO Каким термином обозначается приём, состоящий в нарушении порядка слов в предложении: «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети / Пробьется мое своеволье»?
Ответ:_____________________________________
Bll Следуя движению текста, выпишите эпитеты с оценочными, экспрессивными и эмоциональными оттенками, выражающие отношение автора к «морской пене».
Ответ:_____________________________________
В12 Укажите название художественного приёма, позволяющего создателю произведения демонстративно противопоставить свою бессмертную лирическую героиню («Я с каждой волной — воскресаю!») тем, кому уготованы «гроб и надгробные плиты».
Ответ:_____________________________________
Для выполнения заданий СЗ—С4 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.
СЗ Охарактеризуйте жизненную позицию лирической героини М. Цветаевой, представленную в данном стихотворении.
С4 В каких произведениях русской поэзии XIX века лирические герои так же остро ощущают своё родство с морской стихией и в чём новизна развития этого мотива у М. Цветаевой?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (C5.I9С5.2, С5.3). Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов)9 привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. Вбланкеответовзапишитеномервыбранноговамизадания.
С5.1 Почему В. Г. Белинский считал роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» «вечно юной книгой»?
С5.2 Как в контексте романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» следует понимать фамилию главного героя?
Какова роль числа «12» в символике поэмы А. Блока «Двенадцать»?