ЧАСТЬ 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—СЗ.
— Дай же отряхнуться, папаша, — говорил несколько сиплым — от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий, весело отвечая на отцовские ласки, — я тебя всего запачкаю.
— Ничего, ничего, — твердил, умильно улыбаясь, Николай Петрович и раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели и по собственному пальто. — Покажи-ка себя, покажи-ка, — прибавил он, отодвигаясь, и тотчас же пошел торопливыми шагами к постоялому двору, приговаривая: «Вот сюда, сюда, да лошадей поскорее».
Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.
— Папаша, — сказал он, — позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.
Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
— Душевно рад, — начал он, — и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь… позвольте узнать ваше имя и отчество?
— Евгений Васильев, — отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
— Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович.
Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
— Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, — сейчас закладывать лошадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?
— Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
— Сейчас, сейчас, — подхватил отец. — Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.
Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.
(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
При выполнении заданий В1—В2 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву напишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
81. Укажите название поместья, куда едут герои и где развернутся события, связанные с противостоянием «отцов» и «детей».
Ответ: ———————- .
82. Назовите фамилию Николая Петровича и Аркадия, которая будет ассоциироваться в романе с идеями либерального дворянства.
Ответ: ———————- .
Для выполнения задания Cl Используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.
Cl. Какова роль данного фрагмента в развитии конфликта «отцов» и «детей» в романе?
При выполнении заданий ВЗ—В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
83. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум»).
Ответ: ———————- .
84. Укажите название изобразительной подробности, при помощи которой писатель создает художественный образ («обнаженная красная рука», «высокий лоб»)?
Ответ: ———————- .
85. Как называлась система взглядов «новых людей», представителем которых является в «Отцах и детях» Евгений Базаров, основанная на отрицании принципов и традиций дворянской культуры?
Ответ: ———————- .
86. В основе сюжета «Отцов и детей» лежит противоречие взглядов и идейных позиций представителей разных поколений. Укажите термин, которым в литературоведении называют такое противоречие. .
Ответ: ———————- .
87. Назовите средство художественной изобразительности, позволящее автору образно описать предмет или явление: «…говорил Сиплым От дороги, но Звонким юношеским Голосом Аркадий»; «отвечал Базаров Ленивым, Но Мужественным Голосом».
Для выполнения заданий С2—СЗ используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.
С2. Зачем Евгений Базаров, знакомясь с Николаем Петровичем, произнёс свое имя на простонародный лад и как это связано с его дальнейшей линией поведения в романе?
СЗ. В чём, по Тургеневу, проявляется сложность диалога «отцов» и «детей» и в каких произведениях русской классики отображаются взаимоотношения поколений? Свой ответ обоснуйте.
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; С4—С6.
Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез Благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши, C деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
(Б. Л. Пастернак)
Для выполнения задания С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.
С4. Перечислите основные темы лирического высказывания в стихотворении Пастернака. Какая из этих тем, по вашему мнению, является главной?
При выполнении заданий В8—В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
88. Как называется стилистический приём, применённый Б. Л. Пастернаком для усиления звуковой выразительности стиха, например, в словосочетании («клик колес»)?
Ответ: ———————- .
89. Для создания образов стихотворения поэт использует средство иносказательной выразительности, представляющее собой употребление слова в переносном значении на основании сходства: грохочущая слякоть «весною черною горит», «ветер криками изрыт», «слагаются стихи навзрыд». Назовите этот троп.
Ответ:———————— .
810. Назовите номер строфы (словом), которая начинается со сравнения.
Ответ: ———————- .
BH. В бланк ответа впишите слово, дважды повторяющееся в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…», которым Б. Л. Пастернак образно передал ощущения переполняющих лирического героя чувств.
Ответ: ———————- .
812. Каким термином называют в литературоведении художественный приём преувеличения, использованный Б. Л. Пастернаком в этом стихотворении?
C Деревьев Тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Ответ: ———————- .
Для выполнения заданий С5—С6 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5—10 предложений.
С5. Какие художественные образы стихотворения Б. Л. Пастернака кажутся вам наиболее яркими и как они помогают ему передать переполняющие лирического героя чувстйа?
С6. Кто из русских поэтов близок Б. Л. Пастернаку в его видении окружающего мира и почему?
Для выполнения заданий части 3 Используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (C7.1, C7.2, С7.3). Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 Слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.
С7.1, Случайна ли перекличка между капитаном Копейкиным и «рыцарем копейки» Чичиковым? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)
С7.2. Что сближает и что разнит Тихона и Бориса в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
С7.3. Почему так трагичен мир лирической героини Марины Цветаевой?