Рубрики
ЕГЭ по Литературе

Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания…

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1—9.

16

Ты помнишь детские года: Слезы не знал я никогда; Но тут я плакал без стыда. Кто видеть мог? Лишь тёмный лес Да месяц, плывший средь небес! Озарена его лучом, Покрыта мохом и песком, Непроницаемой стеной Окружена, передо мной Была поляна. Вдруг по ней Мелькнула тень, и двух огней Промчались искры… и потом Какой-то зверь одним прыжком Из чаши выскочил и лёг, Играя, навзничь на песок. То был пустыни вечный гость — Могучий барс. Сырую кость Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом, На полный месяц, — и на нём Шерсть отливалась серебром. Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови… да, рука судьбы Меня вела иным путем… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.

, 17

‘ Я ждал. И вот в тени ночной

S

Врага почуял он, и вой

; Протяжный, жалобный как стон

I Раздался вдруг… и начал он

Сердито лапой рыть песок, I Встал на дыбы, потом прилёг,

5 И первый бешеный скачок

P Мне страшной смертию грозил…

15 Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор. Надёжный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек… Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!

18

Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье… Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я — и в груди моей

Родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык… Но враг мой стал изнемогать, Метаться, медленней дышать, Сдавил меня в последний раз… Зрачки его недвижных глаз Блеснули грозно — и потом Закрылись тихо вечным сном; Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!..

(М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

Ответом к заданиям 1—7 Является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

1 Укажите род литературы, к которому относится «Мцыри» М. Ю. Лермонтова.

Ответ:.

2 Назовите литературное направление, для которого характерны

Противопоставление мечты и действительности, мотив одино­чества, изображение исключительной личности в исключи­тельных обстоятельствах.

Ответ:.

3 Как называется художественный приём, в основе которого лежит перенос свойств одного предмета или явления на другие («сердце вдруг/Зажглося жаждою борьбы»)?

Ответ:.

4 Установите соответствие между персонажами и их характери­стиками: к каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию из второго столбца.

подпись: персонажи
а) мцыри
б) молодая грузинка
в) отец героя
ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Бродил безмолвен, одинок, Смотрел, вздыхая, на восток, Гоним неясною тоской…

2) В своей одежде боевой Являлся мне, и помнил я Кольчуги звон, и блеск ружья, И гордый непреклонный взор…

3) Летние жары

Покрыли тенью золотой Лицо и грудь её; и зной Дышал от уст её и щёк.

4) Она вилась

Над головой моей не раз, И взор её зелёных глаз Был грустно нежен и глубок…

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ми буквами.

А

Б

В

Ответ:

5 Автор неоднократно прибегает в поэме к изображению при­роды («Кто видеть мог? Лишь тёмный лес/Да месяц, плыв­ший средь небес!/Озарена его лучом,/Покрыта мохом и пе­ском,/Непроницаемой стеной/Окружена, передо мной/Была поляна»). Как называется такое описание в художественном произведении?

Ответ::.

6 «Ия был страшен в этот Миг;/Как барс пустынный, зол и дик…».

Какой приём использован в этой фразе?

Ответ:.

7

Каким термином обозначается способ отображения внут­реннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими («И я был страшен в этот миг;/Как барс пустынный, зол и дик,/Я пламенел, визжал, как он;/Как будто сам я был рождён/В семействе барсов и волков/Под свежим пологом лесов»)?

Ответ:______________________ :___________________ .

При выполнении заданий 8 И 9 Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 Предложений). —

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­изведения.

Выполняя задание 9, Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8

Какую роль в развитии сюжета поэмы играет приведённая сцена?

9

В каких произведениях русских классиков изображены пое­динки и в чём эти произведения можно сопоставить с поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

♦**

В нашей жизни, прекрасной, и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться, поразмыслить, покуда живой, что там кроется в сумерках сердца, в самой чёрной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи, но пора научиться, пора не вымаливать жалкие крохи милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи, что по-своему тоже права, не выжуливать жалкие крохи, а творить, засучив рукава.

(Б. Ш. Окуджава, 1985)

Ответом к заданиям 10—14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

подпись: 10подпись: 11подпись: 12подпись: 13К какой из тематических разновидностей лирики можно от­нести это стихотворение?

Ответ:.

Как называется звуковое совпадение концов стихотворных строк (странной — раной, пера — пора)?

Ответ: .

Для создания поэтического настроения Б. Ш. Окуджава исполь­зует определения «прекрасной», «странной», «суровой» и др. Как называется этот художественный приём?

Ответ:.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия худо­жественных средств и приёмов, использованных поэтом в сти­хотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сравнение

2) метафора

3) гротеск

4)аллитерация

5) риторическое обращение

Ответ:

подпись: 14Определите размер, которым написано стихотворение Б. LLL Окуджавы (без указания количества стоп).

При выполнении заданий 15 И 16 Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­изведения.

Выполняя задание 16, Подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

15 Какова основная мысль стихотворения Б. Ш. Окуджавы?

16 Кто из русских поэтов обращался к проблеме осмысления мира и своих отношений с миром и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Б. Ш. Окуджавы?

Часть 2

Для выполнения задания части 2 Выберите только ОДНУ из предло­женных тем сочинений (17.1—17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 Слов (если объём сочинения менее 150 Слов, то оно оценивается 0 Баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зре­ния.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произ­ведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1 Как в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема «злонравия»?

17.2 В чём своеобразие любовной лирики Ф. И. Тютчева?

подпись: 17.3Каким предстаёт образ сильного человека в рассказе М. Горь­кого «Старуха Изергиль»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *