Рубрики
ЕГЭ по Литературе

Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9. Сатин…

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?

Бубнов. А тебе не все равно?..

Сатин. Положим — так… А за что били?

Бубнов. В карты играл?

Сатин. Играл…

Бубнов. За это и били…

Сатин. М-мерзавцы…

Актер (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты — болван.

Актер. Почему?

Сатин. Потому что — дважды убить нельзя.

Актер (помолчав). Не понимаю… почему — нельзя?

Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру… чего нежишься?

Актер. Это дело не твое…

Клещ. А вот Василиса придет — она тебе покажет, чье дело…

Актер. К черту Василису! Сегодня баронова очередь убираться… Барон!

Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться… я на базар иду с Квашней.

Актер. Это меня не касается… иди хоть на каторгу… а пол мести твоя очередь… я за других не стану работать…

Барон. Ну, черт с тобой! Настька подметет… Эй, ты, роковая любовь!

Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А еще — барин…

Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня — ладно?

Настя (уходя в кухню). Очень нужно… как же!

Квашня (в двери из кухни — Барону). А ты — иди! Уберутся без те­бя… Актер! тебя просят, ты и сделай… не переломишься, чай!

Актер. Ну… всегда я… не понимаю…

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них — корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело…

Сатин. Стоило тебе родиться бароном…

Квашня (Актеру). Ты смотри же, — подмети! (Выходит в сени, пропус­тив вперед себя Барона.)

Актер (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем… (Задумывается, сидя на нарах.)

М. Горький «На дне*

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а за­тем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Укажите род литературы, к которому относится произведение.

Ответ: .

2. Где происходят события, описанные в данной сцене?

Ответ: .

3. Кем в пьесе является героиня, которую упоминают участники при­веденной сцены?

Ответ: .

4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фи­гурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую пози­цию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Актер

1) хотел бы иметь бесплатный трактир

Б) Бубнов

2) кончает жизнь самоубийством

В) Сатин

3) заступается за Луку

4) убивает хозяина ночлежки

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ:

А

Б

В

5. Как называются устойчивые сочетания, характерные для речи Са­тина, например «дважды убить нельзя»?

Ответ: .

6. Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?

Ответ: .

7. Как в литературоведении называется авторское указание на жес­ты, мимику, интонацию, движения актеров в драматическом про­изведении?

Ответ: .

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный от­вет на вопрос (примерный объём — 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произве­дения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведе­ния разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произ­ведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и со­поставьте произведения с предложенным текстом в заданном направле­нии анализа.

Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8. Сформулируйте главную проблему фрагмента и кратко прокоммен­тируйте слова исследователя: «Малый мир, изображенный Горьким, есть как бы слепок с «большого мира», вне его находящегося».

9. Почему основной конфликт пьесы М. Горького «На дне» определяют как социально-философский и какие писатели обращались в своем творчестве к похожей проблематике?

Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 10-16.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

М. Ю. Лермонтов

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а за­тем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствую­щего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

подпись: ж .1 i- i 10. i
 i i
i i
i
m⅜⅛¾⅛ ; ∖ ii i 11∙
 i i i i i i i i
 2'.'^ i i 12∙
 i
i
i i
i i
i 13.
i
¾3⅜⅜⅞≡j∣ j 

К какой разновидности лирики относится это стихотворение, в осно­ве которого размышление о смысле человеческой жизни?

Ответ: .

Укажите название художественного приема, позволившего М. Ю. Лер­монтову в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» наделить окру­жающий его мир человеческими чувствами и переживаниями: «Пус­тыня внемлет Богу», «Звезда с звездою говорит», «Спит земля».

Ответ: .

Как называется художественный прием, основанный на одинаковом начале смежных строк: «Чтоб в груди дремали жизни силы, // Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»?

Ответ: .

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художест­венных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения.

1) анафора

2) риторический вопрос

3) ирония

4) эпитет

5) метафора

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последова­тельности и перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ:

14. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ: __________________________________________

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный от­вет на вопрос (примерный объём — 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произве­дения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведе­ния разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произ­ведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и со­поставьте произведения с предложенным текстом в заданном направле­нии анализа.

Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

15. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

16. Каково значение образа дороги, пути в этом стихотворении и в ка­ких произведениях литературы XIX века мотив дороги играет веду­щую роль?

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­женных тем сочинений (17.1-17.3).

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а за­тем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведе­ния (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трех стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произве­дения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1. Почему в тексте поэмы «Мертвые души» предыстория главного ге­роя помещена в самом конце повествования?

17.2. Является ли Платон Каратаев идеалом Л. Н. Толстого (по роману «Война и мир»)? Свое мнение обоснуйте.

17.3. Почему любовь в лирике В. Маяковского всегда трагична?

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

Фамусов

Вот попрекать мне станут, Что без толку всегда журю. Не плачь, я дело говорю: Уж об твоем ли не радели Об воспитаньи! с колыбели! Мать умерла: умел я принанять В мадам Розье вторую мать. Старушку-золото в надзор к тебе приставил: Умна была, нрав тихий, редких правил. Одно не к чести служит ей: За лишних в год пятьсот рублей Сманить себя другими допустила. Да не в мадаме сила. Не надобно другого образца, Когда в глазах пример отца.

Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем, Однако бодр и свеж, и дожил до седин, Свободен, вдов, себе я господин…

Монашеским известен поведеньем!

Лиза

Осмелюсь я сказать…

Фамусов

Молчать! Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Все умудрились не по летам.

А пуще дочери, да сами добряки.

Дались нам эти языки!

Берем же побродяг, и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему? Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари;

В Москву переведен через мое содейство;

И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Софья

Я гнева вашего никак не растолкую. Он в доме здесь живет, великая напасть! Шел в комнату, попал в другую.

Фамусов

Попал или хотел попасть?

Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а за­тем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

подпись: 2.подпись: 3.подпись: 5.Укажите жанр произведения.

Ответ: .

Появлению кого из героев пьесы непосредственно предшествует эта сцена?

Ответ: .

Установите соответствие между персонажами и их предполагаемой дальнейшей судьбой, отраженной в данных репликах. К каждой пози­ции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

A) Софья 1) «Но чтобы в доме здесь заря вас не заста-

Б) Фамусов ла…// Как вы прикажете».

B) Молчалин 2) «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».

3) «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

4) «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…»

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ:

А

Б

В

Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: .

Как называется развернутая реплика героя в драматическом произ­ведении?

Ответ: .

Фамилия «Фамусов» происходит от слова «молва», что характеризу­ет зависимость героя от общественного мнения. Как называются та­кие имена и фамилии в драматическом произведении?

Ответ: .

Мадам Розье не принимает участия в действии, о ней только упоми­нает Фамусов. Как называется такой персонаж в драматическом произведении?

Ответ:.

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный от­вет на вопрос (примерный объём — 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произве­дения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведе­ния разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произ­ведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и со­поставьте произведения с предложенным текстом в заданном направле­нии анализа.

Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

8. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируй­те высказывание Грибоедова: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика».

9. В чем проявилось в комедии противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» и в каких произведениях русской литературы изображен конфликт поколений?

Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 10-16.

Как в апреле по ночам в аллее, И все тоньше верхних сучьев дым И все легче, ближе и виднее Побледневший небосклон за ним. Этот верх в созвездьях, в их узорах, Дымчатый, воздушный и сквозной, Этих листьев под ногами шорох, Эта грусть — все то же, что весной.

Снова накануне. И с годами Сердце не считается. Иду Молодыми, легкими шагами — И опять, опять чего-то жду.

И. А. Бунин

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а за­тем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответст­вующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

10. Традиции какого литературного направления, характеризующегося стремлением к достоверности изображения, развивал в своем твор­честве Бунин?

Ответ: __________________________________________

11. Как называется разновидность лирики, воссоздающей картины при­роды?

Ответ: .

12. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ: .

13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художест­венных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

1) гипербола

2) анафора

3) ирония

4) эпитет

5) метафора

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательно­сти и перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ:

14. Определите характер рифмовки в стихотворении.

Ответ: __________________________________________

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный от­вет на вопрос (примерный объём — 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произве­дения.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведе­ния разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произ­ведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и со­поставьте произведения с предложенным текстом в заданном направле­нии анализа.

Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

15. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

16. В чем своеобразие бунинского пейзажа и традиции кого из предше­ствующих поэтов он воплощает в своей лирике?

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­женных тем сочинений (17.1-17.3).

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а за­тем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведе­ния (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трех стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произве­дения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1. Зачем Н. В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» «По­весть о капитане Копейкине»?

17.2. Почему в поэзии Н. А. Некрасова самыми трагичными оказываются судьбы женщин?

17.3. Можно ли считать название повести А. И. Солженицына «Матренин двор» символичным?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *