Рубрики
ЕГЭ по Литературе

Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выпол­ните задания…

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выпол­ните задания 1-9.

Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звез­ды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы [ендова — котловина, опушенная лесом], камышистая непролазь, лес в росе — полыхали иссту­пленным холодным заревом. За чертой, не всходя, томи­лось солнце.

В мелеховском курене первый оторвался ото спа Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот рас­шитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затра — вевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице пробежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызга­ла роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след.

Пантелей Прокофьевич поглядел, как прямится при­мятая Дарьиными ногами трава, пошел в горницу.

На подоконнике распахнутого окна мертвенно розове­ли лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григо­рий спал ничком, кинув наотмашь руку.

— Гришка, рыбалить поедешь?

— Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кро­вати ноги.

— Поедем, посидим зорю.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

— А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

— Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в рубашку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

— Куда править?

— К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели.

Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, ото­рвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил вес­лом.

— Гребани, что ль.

— А вот на середку выберемся.

Пересекая быстрину, баркас двинулся к левому бере­гу. От хутора догоняли их глухие на воде петушиные переклики. Чертя бортом черный хрящеватый яр, ле­жавший над водой урубом, баркас причалил к котлови­не. Саженях в пяти от берега виднелись из воды рас­коряченные ветви затонувшего вяза. Вокруг него коло­верть гоняла бурые комья пены.

— Разматывай, а я заприважу, — шепнул Григорию отец и сунул ладонь в парное зевло кубышки.

Жито четко брызнуло по воде, словно кто вполголоса шепнул: «Шик!» Григорий нанизал на крючок взбухшие зерна, улыбнулся:

— Ловись, ловись, рыбка, большая и малая.

Леса, упавшая в воду кругами, вытянулась струной и снова ослабла, едва грузило коснулось дна. Григорий ногой придавил конец удилища, полез, стараясь не ше­лохнуться, за кисетом.

— Не будет, батя, дела… Месяц на ущербе.

— Серники захватил?

.Ага.

— Дай огню.

Старик закурил, поглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.

— Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возь­мется.

— Чутно, мелочь насадку обсекает, — вздохнул Гри­горий.

Возле баркаса, хлюпнув, схлынула вода, и двухар­шинный, словно слитый из красной меди, сазан со сто­ном прыгнул вверх, сдвоив по воде изогнутым лопуши­стым хвостом. Зернистые брызги засеяли баркас.

— Теперя жди! — Пантелей Прокофьевич вытер ру­кавом мокрую бороду.

Около затонувшего вяза, в рукастых оголенных вет­вях одновременно выпрыгнули два сазана; третий, по­меньше, ввинчиваясь в воздух, настойчиво раз за разом бился у яра.

(М. Шолохов, «Тихий Дон»)

Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточ­ки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответ­ствии с приведенными в бланке образцами.

1. Какое сословие изображает М. А. Шолохов в своих произведениях?

2. Укажите, кто из героев романа «Тихий Дон» проходит сложный и извилистый путь исканий правды.

3. Чего не принимает в героях романа «Тихий Дон» автор?

Ответ: .

4. Установите соответствие между персонажами, соеди­нив имя героя и его внешнее описание: к каждой по­зиции первого столбца подберите соответствующую по­зицию из второго столбца.

подпись: персонажи
1) ефим изварин
2) григорий мелехов
3) подтелков
4) степан астахова
5) мишка кошевой
ВНЕШНЕЕ ОПИСАНИЕ

А) «Он превосходно знал историю, носил горячую голову, умом был ясен и трезв; покоряюще красиво ри­совал будущую привольную жизнь на Дону — когда править будет держав­ный Круг, когда не будет в пределах области ни одного русака и казаче­ство, имея на своих правительствен­ных границах пограничные посты, будет как с равными, не ломая ша­пок, говорить с Украиной и Велико­россией и вести с ними торговлю и мену»

Б) «На вновь явившийся ему мир он смотрел чуточку удивленными гла­зами, и с губ его подолгу не сходила простодушная, детская улыбка, странно изменявшая суровый облик лица, выражение звероватых глаз, смягчавшая жесткие складки в углах рта»

В) «…через плетень было видно его тугую, красиво подбритую шею, ши­рокие, немного вислые плечи и — когда наклонялся к жене — закру­ченный кончик русого уса»

А

Б

В

5. Произведение какого писателя XIX в. послужило для М. А. Шолохова образцом для создания романа «Тихий Дон»?

Ответ: _________________________________________

6. Для чего М. А. Шолохов использует диалектную лек­сику в романе «Тихий Дон»?

Ответ: .

7. Как называется тип композиции, который использо­вал М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека»?

Ответ: .

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем — 5-10 предложе­ний). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости из­лагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопо­ставления два произведения разных авторов (в одном из при­меров допустимо обращение к произведению того автора, кото­рому принадлежит исходный текст); укажите названия произве­дений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нор­мы речи.

8. Укажите, какой смысл заключен в названии расска­за М. А. Шолохова «Судьба человека».

9. Какова главная функция описаний природы в романе «Тихий Дон»? Назовите русских писателей, у которых природа играет в произведении такую же роль.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните зада­ния 10-16.

Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

(Н. А. Некрасов, 1848)

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы сначала в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточ­ки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответ­ствии с приведенными в бланке образцами.

10. Какие мотивы являются преобладающими в поэзии Некрасова?

Ответ: .

11. Какой из перечисленных образов чаще всего встре­чается в поэзии Некрасова: образ Музы, образ Де­мона, образ пророка, образ святого мученика-пра­ведника?

Ответ: .

12. Определите стихотворный размер в следующем от­рывке:

Вот парадный подъезд. По торжественным дням, Одержимый холопским недугом, Целый город с каким-то испугом Подъезжает к заветным дверям…

Ответ: .

13. Из приведенного ниже перечня выберите три назва­ния жанров, черты которых использует Н. А. Некра­сов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Запиши­те цифры, под которыми они указаны.

1) былины

2) песни

3) очерка

4) марш

5) сказа

Ответ:

14. Дополните список недостающими названиями дере­вень, из которых пришли странники: «Неелово, Не­урожайна…»

Ответ: .

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем — 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­изведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допусти­мо обращение к произведению того автора, которому принадле­жит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

15. Какие образы творчества Н. Некрасова стали вопло­щением авторского идеала?

16. Вслед за А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем Н. А. Не­красов в своих произведениях обращается к теме Пе­тербурга. Как изображает Петербург Н. А. Некрасов?

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из пред­ложенных тем сочинений (17.1-17.3). В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочине­ние на эту тему в объеме не менее 200 слов (если объем со­чинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирай­тесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произ­ведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трех стихотворений). Используйте теоретико-литератур­ные понятия для анализа произведения. Продумывайте компози­цию сочинения. Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

17.1. Кто, с вашей точки зрения, является главным ге­роем романа Мастера? Обоснуйте свое мнение. Со­гласны ли вы, что роман Мастера — это роман о Понтии Пилате? Приведите доводы «за» и «про­тив» этого утверждения. Приведите развернутые суждения в пользу своей позиции.

17.2. Особенности жанра и композиции романа «Об­ломов».

17.3. «Любовь — как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубокие корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и даже цвести на развалинах нашего сердца» (Виктор Гюго). Напи­шите ваши рассуждения на эту тему, используя прочитанные произведения А. Куприна и И. Бу­нина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *