Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 — АЗО) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове произносится мягкий согласный [д’]?

1) деквалификация

2) девиз

3) дешифровать

4) дека

А2. В каком предложении нарушены нормы лексической сочетаемости?

1) Значительная территория страны была отвоёвана у моря.

2) Боковые стены каюты занимали полки, на которых стояли в беспорядке книги.

3) Основное большинство пенсионеров поддерживает нашу идею.

4) Есть простой приём, который помогает мне снять напряжение.

АЗ. Какое слово в форме родительного падежа множественного числа сохраняет ударение на первом слоге?

1) степень

2) повар

3) область

4) лектор

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Не имея часов,

1) сориентироваться во времени помогут растения-.

2) есть множество других способов определить время суток.

3) можно определить время по цветам.

4) у нас не было возможности точно определить время. f

А5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) Ветер словно помогает спортсмену, чтобы прыгнуть подальше.

2) Работа удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к ди­пломным работам.

3) Мы были на экскурсии в Бородине и Можайске.

4) На станции «Театральная» вам нужно перейти на другую линию.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

А. Читательские оценки современников, как свидетельствуют фак­ты, не всегда совпадают с мнениями потомков.’

Б. …» М. А. Дмитриев в своей книге воспоминаний писал об одном из представителей московского Парнаса: «Кому не было извест­но имя князя Шаликова? Гоголь, которого талант был так си­лён и живописен, никогда не пользовался такой известностью».

В. Теперь имя П. И. Шаликова, поэта-сентименталиста, почти за­быто.

Г. Его узнавали на улицах, в прогулках по Тверскому бульвару его всегда сопровождали толпы поклонников и поклонниц.

А6. Укажите место пропущенного предложения:

Для современников же он был почти классиком.

1) между А и Б

2) между Б и В

3) между В и Г

4) после Г

А7. Какое из перечисленных вводных слов или сочетаний может быть в начале предложения Б?

1) следовательно

2) так

3) как обычно

4) короче говоря

А8. Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное?

1) А

2) Б

3) В

4) Г

А9. Какая характеристика соответствует предложению А?

1) сложное бессоюзное

2) сложноподчиненное

3) простое, осложненное сравнительным оборотом

4) простое, осложненное вводным предложением

А10. В каком(-их) предложении(-ях) есть причастие(-я)?

1) А

2) Б

3) В

4) Б, В

Вааз

All. Каково значение слова ПАРНАС в предложении Б?

1) аристократический клуб

2) название района (прежнее) в центре Москвы

3) круг людей искусства, поэтов

4) исторические личности, знаменитости

А12. Укажите верное объяснение написания выделенных слов.

У картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» я (н..) могу (н..) остановиться — она погружает меня в ровный и могу­чий поток своего настроения.

1) Не могу — глагол с отрицательной частицей; ни остановиться глагол с частицей Ни, усиливающей отрицание.

2) Ни могу, ни остановиться — Ни-ни — повторяющийся союз, соединяющий глаголы.

3) Ни могу — глагол с усилительной частицей Ни, не остановиться глагол с отрицательной частицей.

4) Не могу не остановиться — частица Не перед обоими глагола­ми, входящими в сочетание; «двойное отрицание» имеет значе­ние утверждения.

А13. В каком(-их) слове(-ах) пропущенная буква — проверяемая ударе­нием безударная гласная корня?

А. Сравнение

Б. Уровень

В. Д..влеть

Г. Д..вление

1) А, В, Г

2) Б, В

3) В, Г

4) Г

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) распределить, предварительно, пр..лестно

2) ..добный (кекс), и..делие, бе..грешный

3) приподнимать, пророчество, пр..славянский язык

4) в..едливый, Полнящий, с..естные припасы

А15. В каком(-их) слове(-ах) пишется одно Н?

А. Вымоще..ая улица

Б. Хорошо точе..ые ножи

В. Заявил у вере., о

Г. Все хорошо обоснова..о

1) А, Б

2) Б

3) В, Г

4) Г

А16. В каком ряду в обоих словах пропущена буква У?

1) Меч..щийся, (они) перетащ..т

2) Блещ..щий, (они) полощ..т

3) Брызж..щий, (они) наточ..т

4) СЛЫШ..ЩИЙ, (ОНИ) ШЦ..Т

А17. В каком предложении НЕ пишется отдельно?

1) Последствия случившегося в театре происшествия были для всех (не)ожиданны.

2) Слышалась музыка, лёгкая, плавная, с картавым иноязычным текстом, который был мне (не)понятен и потому сам восприни­мался как музыка.

3) Степан Сергеевич (не)сразу понял, откуда доносятся звуки.

4) Законы языка существуют и изменяются (не)зависимо от нашей воли.

А18. Укажите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно.

1) (НИ)КТО, КАК(БЫ) ни старался, не может прибавить себе роста.

2) Нам была скучна опера, тем (НЕ)МЕНЕЕ я очень благодарен родителям (ЗА)ТО, что нас с ранних лет заставляли её слушать,

3) (КОГДА)ТО эвенк, перед тем как срубить берёзку, долго каялся и просил прощения у берёзки (ЗА)ТО, что вынужден её погубить.

4) Можно строить дома на берегах рек, но (ПРИ)ТОМ условии, ЧТО(БЫ) вода оставалась чистой.

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он был прирожденным рассказчиком ( ) и ветвистость его рассказов только подчеркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет од­нородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общее придаточ­ное предложение.

4) Запятая на месте скобок нужна, потому что И присоединяет уточняющий второстепенный член предложения.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все за­пятые?

Рыбак (1) склонившись лицом к самой, воде (2) высматривал что-то в глубине.

1) 1, 2 — выделяется причастный оборот

2) 2 — выделяется причастный оборот

3) 1 — выделяется деепричастный оборот

4) 1,2 — выделяется деепричастный оборот

ТИзр! А17

ПЕЕП

А18

ПЕЕ

Р: А19

L:__________________

А21. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

Я знал, что многие люди, проходя под башенными часами, довольно часто (1) сверяют с ними собственные. При этом (2) они обязательно, если проходили, не одни, громко называли время и выражали неудовольствие или (3) наоборот (4) радость по по­воду работы своих часов.

1) 1, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

А22. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) В кладовке пахло морем, смолой и глухо слышался плеск волн и шуршанье прибрежной гальки.

2) Оказалось, что мой попутчик свободно говорит на французском, и немецком, и английском, и испанском.

3) Молодёжь не знает границ ни в обожании, ни в презрении.

4) Гости стекались со всех концов в дрожках, верхом, и в коля­сках и располагались в многочисленных комнатах замка и его флигелей.

А23. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) В комнате мало что изменилось — всё тот же шкаф с зеркалом, круглый стол, диван.

2) «А нашему бедному Руничу, видно, не по себе, — заметил Струйский, артиллерийский офицер. — Характерное, кстати, явление перед боем».

3) Олянский был страстным охотником — у него для всех на­шлись охотничьи костюмы, и мы, так необычно наряженные, вышли на улицу.

4) Бледное электричество, строгая мебель, отсутствие каких — либо украшений в комнате — всё усугубляло ощущение ту­пой скуки.

А24. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

Недалеко от деревни (1) мы обнаружили небольшое озерцо (2) у берегов которого (3) плавали дикие утки.

1) 1, 2, 3

2) 2

3) 3

4) 2, 3

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запя­тых в предложении:

‘4 А25

Д26

Я теперь понимаю (1) почему (2) те (3) кто умёл хорошо рассказывать (4) никогда не пытались (5) записать свои рассказы.

1) 1, 3, 4

2) 2, 3, 4

3) 3, 4, 5

4) 1, 2, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить синонимичным причастным оборо­том (без изменения состава предложений)?

1) Накануне Всемирного форума по экологии Земли большая группа учёных, в которую входит около 100 лауреатов Нобелев­ской премии, приняла манифест.

2) Манифест стал ответной реакцией представителей науки на усиление «зелёного» движения, которым прикрываются сто­ронники примитивно-первобытного стиля жизни.

3) Если мы задумаемся, то и сельское хозяйство — продукт наси­лия человека над природой, которое приводит к разрушению биологических систем.

4) Среди существующих уже ныне технологий есть такие, которые оказывают позитивное воздействие на окружающую среду.

А27. Прочитайте текст.

Перемещение воздуха в атмосфере происходит в разных на­правлениях: метеорологи различают горизонтальные и вертикаль­ные перемещения воздуха. Первые перемещения называют адвек­тивными. Именно адвективные перемещения в большинстве случаев служат причиной изменения погоды, особенно в умерен­ных широтах.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Адвективные перемещения воздуха в большинстве случаев служат причиной изменения погоды в умеренных широтах.

2) Метеорологи различают горизонтальные и вертикальные пере­мещения воздуха в атмосфере, которые служат причиной изме­нения погоды.

3) Воздух в атмосфере перемещается вертикально и горизонталь­но; изменения погоды чаще вызываются горизонтальными (ад­вективными) перемещениями.

4) Перемещения воздуха в атмосфере бывают вертикальными, го­ризонтальными, адвективными; адвективные перемещения час­то приводят к изменениям погоды.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

(1)Александра Ивановна… (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на неё повезло, так же необходима и есте­ственна, как и первая любовь вообще?

(З)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства — любовь к ней именно, такому человеку, каким она бы­ла, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5)Осталбсь в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольст­вия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и её три дня заме­няла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но — как только мы ус­лышали её голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (Ю)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то ис­кусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам её читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувст­вовали чужеродность её чтения. (13)Конечно, тут и любовь к на­шей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (14)Но было и ещё что-то. (15)Этим препятствием была сама вре­менность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринима­лась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два её у нас не будет. (17)Но мы об этом не за­думывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пуш­кин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта по­разил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, за­манчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только ме­ня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пуш­кин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и до­верия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих стра­стей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а ино­гда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской доч­ки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впе­чатление. (28)И именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродст­во) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.

(По Ф. Искандеру)

А28. В какой(-их) фразе(-ах) можно найти объяснение, почему дети не захотели слушать чтение другой учительницы?

1) 8 3) 13, 15, 26

2) 10-12 4) 20, 21, 28

А29. Какой фрагмент текста построен как повествование?

1) предложения 3-6 3) 13-17

2) 7-11 4) 24-28

АЗО. В каком предложении употреблено фразеологическое сочетание?

1) 25 3) 27

2) 26 4) 28

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа Пои перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробе­лы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

81. Из предложений 3-4 выпишите слово, образованное приставочно­суффиксальным способом-.

82. Из предложений 3-4 выпишите наречие степени местоимённого происхождения.

83. Из предложения 12 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

РИзр, АЗО

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

84. Среди предложений 9-17 найдите сложные предложения, вклю­чающие односоставное безличное. Напишите номера этих предло­жений.

85. Среди предложений 18-25 найдите предложения с вводным пред — . ложением. Напишите номера этих предложений.

86. Среди предложений 12-21 найдите сложное предложение с после­довательным соединением придаточных. Напишите номер этого предложения.

87. Какое из предложений 18-24 связано с предыдущим с помощью союза? Напишите номер этого предложения.

88. Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые осо­бенности данного текста.

Вставьте йа места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Когда автор вспоминает эпизоды из детства и говорит о любимых героях, его речь особенно эмоциональна, здесь и запоми­нающиеся _____ (предложения 5, 6, 27), и ______ (предложение 22), и

_____________________________ (предложение 9).

…Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, поэтому используются такие синтаксические средства, как _ (предложения 5, 13),___ (предложения 21, 24).»

Список терминов:

1) слова с уменьшительными суффиксами

2) просторечные слова и формы слов

3) эпитеты

4) метафора

5) сравнительные обороты

6) ряды однородных членов

7) инверсия

8) экспрессивный повтор

9) парцелляция и присоединительные конструкции

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите со­чинение.

Ct. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объяс­ните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет со­бой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценива­ется нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *