При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А30) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа,
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) созвонИмся
2) намерЕние
3) мОлодежь
4) тортЫ
А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «сделанный грубо, безвкусно»?
1) дилетантский
2) аляповатый
3) асимметричный
4) непрофессиональный
АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) молодые бухгалтеры
2) ихней работой
3) в течение тридцати пяти минут
4) дамских туфель
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Составляя предложение,
1) мне было сделано замечание.
2) обдумывается его структура.
3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
4) должен учитываться стиль речи.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).
1) В деревне Ольховке было три десятка домов.
2) Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.
3) Из всех, кто играл в спектакле, мне запомнился только Михаил Царёв.
4) Участникам первого Парада Победы, приехавшим в Москву, вручили памятные подарки.
Прочитайте текст и выполните задания A6—A1L
(1)… (2)Но в ней остается хлор, который вызывает коррозию металлических труб и придаёт воде неприятный вкус. (З)Поэтому перед подачей потребителю вода не менее суток отстаивается. (4)Если станция водоподготовки не перегружена, хлора после отстаивания обычно не остается. (5) Однако в паводок, когда бурные потоки талых вод смывают большие количества грязи, дозу хлора приходится увеличивать, а полностью улетучиться он не успевает. (6)… весной водопроводная вода часто пахнет хлором.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?
1) Озонированная вода менее вредна, чем хлорированная, но такой способ очистки намного дороже.
2) Когда вода берется из открытого источника, её нужно обеззаразить, а для этого достаточно воду прокипятить.
3) Пройдя цикл водоподготовки, вода уже не содержит ни вредных микроорганизмов, ни органических веществ, ни взвешенных примесей.
4) Под минеральной водой подразумевают воду, пригодную для питья без дополнительной подготовки, обладающую биологической активностью.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении?
1) Несмотря на это,
2) В результате
3) А ещё
4) Хотя
А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) хлор вызывает коррозию (предложение 2)
2) отстаивается (предложение 3)
3) приходится увеличивать (предложение 5)
4) пахнет хлором (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложноподчинённое
2) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
3) сложносочинённое
4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛНОСТЬЮ из пятого (5) предложения текста.
1) числительное 3) частица
2) существительное 4) наречие
АП. Укажите значение слова УЛЕТУЧИТЬСЯ в предложении 5.
1) израсходоваться
2) исчезнуть
3) успокоиться
4) раствориться
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Когда тума(1)ый восток посветлел и в лагере отгремела бара — ба(2)ая дробь, нежда(3)о началась атака неприятеля.
1) 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) возр..ст, облагать, конституционный
2) соглашение, обязательный, др..бить
3) расстелить, континент, орнаментальный
4) фемилия, Коснуться, х..растеризовать
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) непр. ложный, непременный, пр..толстый
2) изощренность, сопроводитель, предн..значен
3) необ..ятный, собезьянничать, пред..явить
4) посТеМпрессионизм, за..нтересовать, роз..грыш
А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
1) ЛОПОЧ..ЩИЙ малыш, они услыш..т
2) скач..щий всадник, канаты удерж..т
3) тревож..щие известия, родники клокоч..т
4) щебеЧоЩие птицы, грибники ищ..т
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. милост..вый
Б. фасолевый
В. выдёргивая
Г. выкип..ть
1) А, Б, В 3) А, Г
2) Б, В, Г 4) Б, Г
А17. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) (Не)смотря на глубокую осень, дни стояли тёплые и ясные.
2) Вам (не)было скучно?
3) Обломов — ребёнок, а (не)безнравственный эгоист.
4) Мост ещё (не)построен.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
2) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать — громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.
4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И Запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И Нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.
1) 1
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 2, 4
All. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Вдоль леса росли красивые молодые ели и берёзки, выбежавшие (1) как будто (2) покрасоваться. Эта лесная молодёжь (3) казалось (4) лукаво шепталась между собой, счастливая тем, что даёт только полная сил молодость.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2
3) 3, 4
4) 1, 3
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Музыка П. И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.
1) 1, 2
2) 2
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.
1) 1, 4 3)3
2) 1, 2, 3, 4 4)2, 3, 4
А26. В Каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) При подлёте к комете космический аппарат напоминал готового к сражению рыцаря, который закован в прочные латы.
2) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, тонкой струйкой выбегала вода.
3) Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.
4) Утром за всполохом ромашек не видно ни теленка, который пасётся на лугу, ни гусей.
А27. Прочитайте текст.
По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном — около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Глагол употребляется в речи реже, чем имя существительное или другие части речи.
2) В официально-деловом стиле глагол употребляется реже, чем в текстах других стилей.
3) В текстах разных стилей, например в официально-деловом и научном, глаголу отводится неодинаковая роль.
4) Глагол на втором месте по частоте употребления среди частей речи, но в официально-деловом или научном стилях он употребляется реже, чем в художественных текстах.
Прочитайте текст и выполните задания А28—Л30; В1—В8; С1.
(1)… Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было.
(5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.
— (б)Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду.
(8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (10)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.
— (12)Вот что, — сказал им Гайдар. — (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же — во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?
— (19)Понятно, Аркадий Петрович! — закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.
(20)Вскоре начались звонки.
— (21)Аркадий Петрович! — кричал в трубку взволнованный детский голос. — (22)В аптеке на Маросейке нету.
— (23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.
(25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:
— (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!
— (29)Где?
— (30)В Марьиной роще!
— (31)Вези сюда. (32)Немедленно.
(ЗЗ)Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.
(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь, человеку таким же… делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.
(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран.
(42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду.
(46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен — не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.
(49)Мне очень не хватает Гайдара — большого, доброго, талантливого человека.
(По К. Паустовскому)
А28. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36?
1) незначительным
2) бессмысленным
3) неблагодарным
4) естественным
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 39—43?
1) описание и рассуждение
2) повествование
3) описание
4) повествование и рассуждение
АЗО. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 1
2) 6
3) 3
4) 9
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1—В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
81. Из предложений 3—5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).
82. Из предложений 25—34 выпишите страдательное причастие.
83. Из предложения 41 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
84. Среди предложений 33—45 найдите сложные, в состав которых входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номера всех этих сложных предложений.
85. Среди предложений 42—49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
86. Среди предложений 35—45 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
87. Среди предложений 9—14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28— АЗО, В1—В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
88. «Воспоминания К. Г. Паустовского об Аркадии Гайдаре очень живые, наполненные теплотой и лёгкой грустью. Паустовский рисует образ человека большого обаяния, волевого, решительного. Это подчёркивают_________________ («большого, доброго, талант
Ливого»), (предложение 25). Речь Паустовского становится особенно эмоциональной, когда он описывает трудные жизненные ситуации, из которых Гайдар выходил победителем; это подчёркивает(«изо всех сил»). Речь Гайдара характеризует его как человека, умеющего быстро принимать решения в критических ситуациях, что передаётся с помощью такого синтаксического средства выразительности, как (предложения 23-24)».
Список терминов:
1) риторическое обращение
2) сравнение
3) парцелляция
4) гипербола
5) эпитеты
6) литота
7) фразеологизм
8) вопросно-ответная форма изложения
9) противопоставление
ЧАСТЬ 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора (рассказчика) прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.